Территориальные споры японии

Китай против Японии 43 месяца назад

Новости В мире

Япония – Китай: битва за территории продолжается

В Восточно-Китайском море начинаются американо-японские учения. Место для манёвров выбрано неслучайно: они пройдут неподалёку от архипелага Сенкаку, за который уже давно борются Токио и Пекин. Япония таким образом намекает, что готова любыми способами отстаивать своё право на острова. Тем временем, японский министр по вопросам северных территорий (есть и такой) осмотрел из бинокля российские Южные Курилы и заявил, что этот территориальный спор тоже нужно решать.

В Японии это крупнейшие совместные маневры за последние два года: 37 тысяч военнослужащих со стороны японских сил самообороны и еще около 10 тысяч со стороны американского контингента. Район дислокации основных сил союзных армий — зона южного острова Окинава. Главная задача — отработка совместных действий по защите территорий Японии в акватории Восточно-Китайского моря.

Потенциальный противник не называется. Но именно там расположены острова Сенкаку, принадлежность которых у Токио оспаривает Пекин, и в условиях нынешнего обострения территориального спора намек очевиден.

Изначально в сценарий даже входила высадка войск на необитаемый остров, но в последний момент союзники решили не рисковать — в Китае это уже могли воспринять как открытую провокацию. В итоге ограничились операциями на море и в воздухе. Между тем, на суше им аккомпанируют общественные организации.

Фоном для нынешних учений стали активные протесты японцев против передислокации американских войск, эскалация территориального конфликта с Китаем и череда преступлений, совершаемых военнослужащими США. Все больше людей склоняются к мысли о том, что в таком виде союз с Вашингтоном служит не защите территории Японии от потенциальных угроз, а, наоборот, сам начинает представлять угрозу безопасности ее граждан.

Недовольство местных жителей вызывают недавняя переброска на базы США в Японии новейших конвертопланов Osprey. Основной рефрен этих митингов — «Нам не нужен такой союз».

«Частые совместные учения в зоне Восточно-Китайского моря дестабилизируют обстановку, — считает участница акции протеста Кацуюки Кумагаи. — Глядя на объединение военных усилий Японии и США, китайская армия наращивает там свое присутствие, размещает авианосцы и тоже начинает проводить ответные учения, направленные на захват территорий. Все это только усиливает опасность военного столкновения».

Уровень доверия к войскам США среди простых японцев стремительно идет вниз. Не успел утихнуть скандал вокруг ареста двух американских морских пехотинцев по подозрению в изнасиловании японской девушки, как в конце прошлой недели командованию США пришлось извиняться за новое преступление — пьяный американский солдат на Окинаве нарушил комендантский час и избил одного из местных жителей. Надеяться, что в таких условиях совместные учения (которые продлятся до 16 ноября) помогут подправить имидж военных США, не приходится. Обычно подобные учения предусматривают показательные тренировки военных, чтобы их могли посмотреть простые граждане, но в этот раз никаких демонстрационных мероприятий проводиться не будет.

www.vesti.ru

Территориальные споры Японии с Китаем и Южной Кореей: состояние и перспективы решения. Часть 1.

Появлению территориальных разногласий между современной Японией и ее соседями во многом способствовали действия США после Второй мировой войны. Неурегулированность границ ставит пределы сближению Токио, Сеула и Пекина, создавая тем самым благоприятный фон для американской политики в регионе. В свою очередь, Япония, Корея и КНР вынуждены учитывать, с одной стороны, важность торгово-экономических и прочих взаимоотношений, а, с другой – настроения собственного общественного мнения. Поэтому попыток решить или закрыть территориальные проблемы в этой части Восточной Азии в обозримой перспективе не предвидится.

В настоящее время Япония имеет территориальные споры, помимо спора с Россией по поводу принадлежности Южных Курил [правильно – южных Курил, о важности различия в написании см. примечание]*, с Республикой Корея (РК) и Китайской Народной Республикой. Объектом спора между Японией и КНР являются территории, находящиеся под юрисдикцией Японии. Спор между Японией и РК аналогичен спору между Японией и Россией: территории, на которые претендует Япония, находятся под юрисдикцией другой страны (в данном случае — Республики Корея), поэтому мы и начнем наш анализ именно с него.

Территориальный спор между Японией и Республикой Корея

Предмет спора. Предметом территориального спора между Японией и РК является группа островов в Японском море (которое, кстати, в РК называют Восточным морем), расположенных в районе с координатами 37°14′ северной широты и 131°52′ восточной долготы, т.е. в 92 км к юго-западу от южнокорейского о.Уллындо и в 157 км к северо-востоку от японских островов Оки. В международной картографии спорные острова, о которых идет речь, иногда обозначаются как скалы Лианкур (от имени французского китобойного судна «Le Liancourt», экипаж которого обнаружил острова в 1849 г. и нанес их на карту), в японской — Такэсима (Бамбуковые острова), а в корейской — Токто (Брошенные острова). На российских картах принято японское название Такэсима. В группу этих островов входят два больших острова — Нисидзима (Западный остров) и Хигасидзима (Восточный остров) — и 35 небольших скал. Общая площадь островов составляет 187450 кв. м.

РК считает острова Токто административно входящими в состав округа Уллындо провинции Кёнсан-пукто, а Япония относит острова Такэсима к округу Оки, префектура Симанэ. Острова не имеют постоянного населения, там находится лишь небольшое южнокорейское полицейское отделение, южнокорейская администрация острова и обслуживающий персонал маяка.

История вопроса. Как и проблема Южных Курил, проблема принадлежности островов Токто/Такэсима возникла после Второй мировой войны, в ходе которой Япония была разгромлена союзниками. В 1946 г. в директиве №677 верховного главнокомандующего союзными войсками в Японии (Supreme Commander for the Allied Powers) генерала Д.Макартура был приведен список из 4 больших и примерно 1000 мелких островов, которыми ограничивалась территория Японии. В этот список острова Токто (скалы Лианкур) не входили, как и острова Уллындо и Чед-жудо (Куэлпарт) [1]. На карте административных зон Японии и Южной Кореи, составленной в том же году оккупационными властями, ныне спорные острова Токто/Такэсима были помечены под названием «Take» как территория, принадлежащая южной части Кореи, находящейся под американским контролем [2]. После провозглашения Республики Корея 15 августа 1948 г. США передали всю полноту власти на всей территории страны, включая и о.Токто, правительству Южной Кореи. Однако при подготовке мирного договора с Японией, который был затем подписан в сентябре 1951 г. в Сан-Франциско, американцы пошли на уступки Японии, в ходе Корейской войны показавшей себя надежным союзником США в противодействии коммунистической угрозе в Азии, и вычеркнули острова Токто из списка территорий, которые должны были быть переданы Южной Корее. И хотя Япония так и не смогла добиться упоминания в мирном договоре островов Токто как части японской территории, правительство США издало отдельный документ, в котором сообщалось, что эти острова признаются японской территорией и именуются «Такэсима» [3]. Все это и используется сейчас Японией для обоснования своих прав на острова Такэсима, которые в 1952 г. были явочным порядком заняты южнокорейскими войсками.

Достаточно долго японцы мирились с таким положением. Но в 1994 г. в силу вступила Конвенции о морском праве, принятая ООН еще в 1982 г., и острова Токто стали камнем преткновения в Японском море, от которых можно отсчитывать границу территориальных вод и эксклюзивной экономической зоны. Ценность островам придают и еще несколько обстоятельств: 1) Острова Токто/Такэсима расположены в таком районе Японского моря, который позволяет контролировать его южную акваторию и выход в Восточно-Китайское море через Цусимский пролив. 2) В 1980-е гг. в районе островов были предварительно разведаны крупные запасы нефти и газа. 3) Акватория островов богата запасами высокоценных видов морских биоресурсов [4].

По этим причинам во второй половине 1990-х гг. спор о Токто/Такэсиме вспыхнул с новой силой, сопровождаясь резкими заявлениями лидеров Южной Кореи и Японии, выступлениями «агрессивно настроенных групп молодежи» перед посольствами обеих стран и ростом антияпонских и антикорейских настроений, соответственно, в Южной Корее и Японии. Все это происходило на фоне бурного роста японо-южнокорейского экономического сотрудничества. При этом его объем, в отличие от объема российско-японского сотрудничества, оказался настолько огромен, что японское правительство, опять же в отличие от случая с Россией, озаботилось снижением негатива в японо-корейских отношениях. Следует иметь в виду, что рост накала страстей вокруг островов Токто/Такэсима пришелся на период правления в РК демократической администрации Но Му Хёна, продолжавшей начатую еще Ким Дэ Чжуном политику примирения с Пхеньяном и вывода КНДР из международной изоляции. Как считали в Сеуле, этим процессам мешала жесткая позиция в отношении Северной Кореи, занятая администрацией японского премьера Д.Коидзуми по вопросам о похищенных северокорейской разведкой японских граждан, а также по северокорейской ракетной и ядерной программам. В 2008 и 2009 гг. в РК и Японии произошла радикальная смена администрации: в Сеуле к власти вернулись консерваторы, выступающие за ужесточение позиций в отношении КНДР, а в Токио впервые в японской истории власть взяла оппозиция (Демократическая партия Японии), объявившая о готовности пересмотреть ряд внешнеполитических установок либерал-демократов. Сближению Сеула и Токио объективно способствовало и ухудшение отношений между Сеулом и Пхеньяном, вызванное критическими заявлениями нового южнокорейского президента Ли Мён Бака в адрес КНДР. В ходе своей первой встречи во время сессии Генеральной ассамблеи ООН в Нью-Йорке 23 сентября 2009 г. Ли Мён Бак и новый японский премьер Ю.Хатояма договорились добиваться улучшения отношений между двумя странами, «не обходя сложные вопросы истории, а прокладывая путь через них» [5]. Сменивший Ю.Хатояму на посту премьер-министра лидер ДПЯ Наото Кан в специальном заявлении от 10 августа 2010 г. по поводу 100-летия вступления в силу договора об аннексии Кореи (29 августа 1910 г.) и годовщины провозглашения независимости Кореи (15 августа 1945 г.) признал, что «осуществлявшееся против воли корейцев колониальное правление лишило их собственного государства и культуры и нанесло глубокие раны национальной гордости», и «вновь высказал самокритику и извинения, идущие из глубины души» [6].

В то же время в вопросе об островах Токто/Такэсима сближения позиций Сеула и Токио не произошло. В «Манифесте» ДПЯ в связи с выборами в палату советников парламента 30 августа 2009 г. говорилось: «Партия будет упорно вести переговоры, чтобы добиться скорейшего разрешения проблем северных территорий и островов Такэсима, на которые Япония имеет суверенные права» [7]. 25 декабря 2009 г. Министерство образования Японии выпустило новые методические указания по преподаванию в средних школах второй (высшей) ступени, в которых острова Такэсима упомянуты как японская территория. Весной 2011 г., когда Южная Корея оказывала Японии помощь в преодолении землетрясения и вызванной цунами аварии на АЭС «Фукусима-1», японские власти в очередной раз одобрили учебные пособия, в которых острова Такэсима названы территорией Японии. Южнокорейское информационное агентство «Йонхап» расценило эти действия как «удар в лицо», нанесенный бывшими оккупантами [8].

Перспективы решения спора. Перспективы решения спора о принадлежности Токто/Такэмима выглядят весьма туманными. Помимо указанных выше прагматических соображений, определяющих практическую ценность Токто/Такэсимы, и для Южной Кореи, и для Японии владение этими островами является принципиальным вопросом национальной гордости. Особенно остро этот вопрос воспринимается в Южной Корее, пережившей унижение японской оккупации. И в этом вопросе с РК солидарна КНДР, обещающая Югу всяческую поддержку в территориальном споре с Японией, вплоть до военной [9].

Разумеется, Южная Корея, военный потенциал которой значительно уступает потенциалу японскому (даже с учетом потенциала Северной Кореи), и которая имеет развитое взаимовыгодное экономическое сотрудничество с Японией, хотела бы избежать ситуации, при которой ей пришлось бы отстаивать острова Токто при помощи военной силы.

Не заинтересована Южная Корея и в решении вопроса о принадлежности островов через международный суд, на чем настаивает японская сторона. В Японии верят, что легко выиграют дело, а нежелание Сеула прибегнуть к международному арбитражу расценивают как свидетельство понимания южнокорейской администрацией слабости ее юридических позиций в данном вопросе. Однако, по оценкам экспертов по международному праву, разбирательство в международном суде не сулит легкой победы ни одному из участников спора [10]. С одной стороны, владение Южной Кореей островами Токто de facto в течение последних 60 лет может рассматриваться как довод в пользу Сеула. С другой — суду придется рассмотреть множество исторических документов, многие из которых сейчас трактуются каждой из участвующих в споре сторон в свою пользу. Речь идет и об исторических хрониках, картах и указах корейских и японских правителей XII-XIX вв., и о документах ХХ в., касающихся периода установления японского контроля над Корейским полуостровом, и даже об упоминавшихся выше директивах SCAP и Сан-Францисском мирном договоре. Все это позволяет с большой долей уверенности утверждать, что территориальный спор между Японией и Южной Кореей далек от разрешения. Тем более что, в отличие от России, Южная Корея предпочитает считать, что никакого территориального спора с Японией у нее нет, поскольку остова Токто являются исконно корейской территорией, и, соответственно, спорить тут не о чем. В значительной мере жесткость Сеула в вопросе о спорных островах объясняется давлением на южнокорейское правительство и политиков со стороны общественного мнения, в котором сильны антияпонские и националистические настроения, подстегиваемые как вызывающей раздражение в РК активностью Японии в борьбе за острова Такэсима, так и пропагандистскими усилиями южнокорейских СМИ, поддерживающих тезис о законности владения Южной Кореей островами Токто [11]. В аналогичном положении сильного давления со стороны общества находится и японская правящая элита. Это означает, что ни на какие компромиссы в споре об островах Токто/ Такэсима в обозримом будущем стороны, скорее всего, не пойдут.

Продолжение следует

[*] Написание названия четырех южных островов Курильской гряды с заглавной буквы «Ю» предполагает, что речь идет не о части Курильских островов, а об отдельном географическом образовании. Такое написание стало применяться в Японии и США относительно недавно, в 1950-х гг., в прямой связи с японскими претензиями на эти территории. До того во всех географических изданиях фигурировало единое понятие «Курильские острова». К примеру, Британская энциклопедия указывает на Кунашир и Итуруп как на «крупнейшие из Курильских островов». Чтобы обойти положения Сан-Францисского договора о Курилах, была изобретена аргументация, согласно которой острова Сикотан и Хабомаи якобы относятся к системе острова Хоккайдо, а понятие Курильские острова якобы не охватывают «особую географическую единицу» — «Южные Курилы» – Кунашир и Итуруп. Эта географическая «новация» далеко не является общепринятой и имеет вполне определенный политический подтекст (Прим. Ред. Портала «Перспективы»).

hanber.livejournal.com

Территориальный спор Японии и Китая может «взорвать» регион — эксперт

МОСКВА, 18 сен — РИА Новости. Конфликт между Японией и Китаем по поводу группы спорных островов в Восточно-Китайском море может активировать подобные территориальные споры по всему региону, считает руководитель Центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН Валерий Кистанов.

Территориальный спор между Китаем и Японией о принадлежности островов Сенкаку (китайское название Дяоюйдао) обострился неделю назад после покупки японским правительством принадлежащих частному владельцу трех из пяти островов архипелага. По всему Китаю в эти дни проходят масштабные антияпонские демонстрации протеста. Власти КНР призывают Токио аннулировать свое решение по спорным островам.

«Если, не дай Бог, что-то серьезное произойдет вокруг островов Сенкаку, конечно же, это по принципу домино может отразиться на других конфликтах. То есть, фактически будет взорван весь регион», — сказал Кистанов РИА Новости.

Он напомнил, что острова Сенкаку (Дяоюйдао), на которые помимо Китая и Японии претендует также Тайвань, — не единственное яблоко раздора в регионе. В Южно-Китайском море сразу шесть стран — Китай, Тайвань, Вьетнам, Малайзия, Филиппины и Бруней — оспаривают друг у друга принадлежность островов Спратли. Там же находятся и спорные Парасельские острова, на них претендуют Китай, Тайвань и Вьетнам. Острова Токто (Лианкур) в Японском море никак не могут поделить Япония и Южная Корея. Япония претендует на четыре острова Курильской гряды, которые по итогам Второй мировой войны вошли в состав СССР, а позднее — РФ.

По мнению эксперта, возможность «цепной реакции» — один из аргументов в пользу того, что, несмотря на небывалые масштабы конфликта между Пекином и Токио, до военного конфликта между двумя государствами дело не дойдет.

«Я думаю, что войны не будет, и военного столкновения тоже, скорее всего, не произойдет», — заметил Кистанов. По его словам, в обеих странах понимают, что военный конфликт не отвечает интересам ни Пекина, ни Токио.

Помимо этого, по мнению эксперта, Токио и Пекин слишком тесно связаны экономически, чтобы вступить в войну. Китай является крупнейшим торговым партнером Японии, в Китае действуют около 30 тысяч японских компаний. Как напомнил Кистанов, Япония «более или менее безболезненно» пережила мировой экономический кризис в 2008 году во многом за счет того, что продавала свои товары на китайском рынке, который рос, в то время как рынки Европы и Северной Америки стагнировали.

Еще одним сдерживающим фактором является договор о безопасности между Японией и США. «В обеих странах понимают, что Япония не останется один на один с Китаем в случае возникновения серьезного конфликта, потому что связана договором безопасности с Соединенными Штатами», — напомнил ученый. Он уточнил, что по этому договору США обязаны защищать Японию, если она подвергнется крупномасштабной агрессии извне.

Эксперт отметил, что Пекин и Токио пока явно не собираются отказываться от попыток решить конфликт миром. До сих пор стороны не задействовали свои ВМС, к спорным островам подходят только рыболовецкие суда и патрульные корабли береговой охраны, но боевых кораблей там нет.

«Несмотря на масштабы (антияпонских выступлений в Китае), я считаю, что мы, может быть, уже сейчас наблюдаем пик (конфликта), а дальше дело пойдет на спад», — полагает Кистанов.

По его словам, китайско-японские отношения могут вернуться в нормальное русло не сразу из-за внутриполитической обстановки в обоих государствах. Как напомнил Кистанов, в Китае предстоит смена генсека ЦК Компартии и председателя КНР, а в Японии — роспуск парламента. Но в самой Японии есть «ряд серьезных экспертов, которые полагают, что Китай на самом деле не заинтересован в том, чтобы антияпонские настроения и выступления до бесконечности разрастались, и градус их накалялся, потому что они могут перекинуться на китайское правительство», — отметил российский ученый.

Другой эксперт, директор Института стратегических оценок Сергей Ознобищев, отвечая на вопросы РИА Новости, высказал мнение, что конфликт вокруг островов Дяоюйдао вряд ли вызовет обострение других территориальных споров в регионе.

«Эффекта домино все-таки не бывает в таких вещах. Редко случается, чтобы, когда что-то происходит, заинтересованные лидеры в других территориальных спорах решали: «Надо бы нам тоже прояснить ситуацию в очередной раз», — сказал Ознобищев. «У каждого территориального спора есть свои причины, своя логика, своя история и свои застарелые противоречия», — добавил он.

При этом эксперт отметил, что сам по себе территориальный спор между Пекином и Токио «чреват серьезными осложнениями». «И Китай, и Япония — это очень мощные державы. Державы восточные, самолюбивые, с чувством достоинства и, так скажем, с политическим гонором. И тут в худшем случае все может дойти до прямых столкновений. Надеюсь, что их удастся предотвратить», — добавил собеседник агентства.

Однако, уточнил аналитик, речь не идет о военных столкновениях на уровне государств. «Национальный дух, он уже провоцирует граждан на многие вещи. Вот сейчас китайские рыболовные шхуны направились к спорным островам, японцы там тоже наверняка будут высаживаться. Это все Восток, особый менталитет. И это уже будет остановить не очень просто», — считает Ознобищев.

Пять островов Сенкаку (Дяоюйдао) являются спорной территорией между Японией и Китаем. Пекин и Токио не могут определить прохождение границы между исключительными экономическими зонами в районе островов. Токио настаивает на прохождении разделительной линии посередине водного пространства, Пекин — на перемещении линии ближе к японскому побережью.

Япония утверждает, что занимает острова с 1895 года, Китай же напоминает, что на японских картах 1783 и 1785 годов Дяоюйдао обозначены как китайская территория. После Второй мировой войны острова находились под контролем США и были переданы Японии в 1972 году. На Тайване и в континентальном Китае считают, что Япония удерживает острова незаконно. Япония считает, что Китай и Тайвань стали претендовать на острова с 1970-х годов, когда выяснилось, что в этом районе много полезных ископаемых.

Недавнее заявление одного из высокопоставленных лиц,председателя Объединенного комитета начальников штабов ВС США генерала Мартин Дэмпси вселяет надежду на трезвую оценку происходящих событий на мировой арене,тем более,что оно прозвучало из уст опытного военного высшего командного состава,который весьма точно и трезво оценил нынешную взрывоопасную ситуацию,когда в любой момент нервы у одной или у другой стороны могут не выдержать,тогда уже избежать лобового столкновения будет поздно.Опытный и отважный генерал не побоялся посмотреть правде в глаза,выразить свое личное видение происходящих нелегких процессов на мировой арене,хотя своим публичным заявлением поставил под угрозу свою личную карьеру.Генерал недвусмысленно дал понять,что даже мысль,озвученная президентом США Б.Обамой о возможности военного вмешательства США и НАТО в сирийские события является абсолютно недопустимой и непозволительной,учитывая реалии на площадке противостояния.Такое же мнение он выразил в отношении возможности первентивных ударов по ядерным объектам Ирана. Смелое и непредвзятое отношение опытного генерала является предупреждением к тем влиятельным и безответственным политикам,которые своей милитаристской риторикой не только мешают мирному процессу,но и подливая масло в огонь,спровоцируют новые вооруженные столкновения,что в конечном итоге может привести к непредсказуемым последствиям.Как можно не приветствовать заявление трезвомысляющего опытного военного,чтобы охладить горячие головы,спасибо за прямоту,товарищ генерал. Уважаемые пользователи,с вашего позволения хочу затронуть,на мой взгляд,одну из наболевших тем современного мира на сегодняшний день.Учитывая ход исторических перемен и повседневных событий на разных плоскостях существующих реалий могу с полной уверенностью сказать,что мир,в котором мы живем еще так далек от той идеальной модели развития общества,где главенствует закон,стабильность и благополучие всех без исключения граждан той или иной страны. Беззаконие порождает беспредел и хаос,является опаснейшим прецендентом скатывания в никуда,откуда нет путей возврата,как огромная черная дыра в космосе,поглощающая всех и вся,что попадает в нее. Сейчас,как никогда,в решающий момент развития нынешней человеческой цивилизации вопрос стоит ребром:или,или-третьего не дано! Наш мир,где проживают разные расы,народы и люди,вероисповедывающие отличные друг от друга религии,а также отличающихся по уровню интеллектуальных и эмоциональных способностей,обязан решить:или мы живем в мире опираясь и соблюдая единогласно одобренные всеми действительными членами ООН основные нормы и правила Устава ООН,или игнорируем общепризнанные институты международного права.
Сирийский кризис является поворотным пунктом в дальнейшем ходе исторических событий. В первом случае,на международной арене на смену двойных стандартов,подозрительности,непризнания общепринятого международного права придут взаимоуважение,доверие и согласие сторон,что является важным элементом прочного мира ,стабильности и прцветания человеческого общества в целом.
В.Путин в своем докладе «Россия и меняюшийся мир»затрагивая злободневные проблемы совремнного мира,указал и пути выхода из тупика,куда мы сами же себя вогнали.Прошу всему мировому сообществу еще раз внимательно ознакомиться с данными предложениями и с пониманием отнестись выдвинутым инициативам,ибо он,по моему мнению,руководствуется объединяющим началом,что очень важно.Наш мир меняется,появляются нвые ценности и требования,созвучные сегодняшними реалиями,а мы обязаны изменить его в лучшую сторону,ибо нам не следует забывать свою ответственность перед будущими поколениями.Будьте начеку.
Во втором случае,когда игнорируются основные законы международного права,велик соблазн непредсказуемости спонтанных событий в условиях беззакония,когда подчас неминуемо возникнут локальные конфликты,куда со временем будут вовлечены еще большее количество государств,связанные с юридическими и прочими обязательствами,а в итоге с последующим вовлечением сверхдержав с обеих сторон;в любой момент зримое,но невидимое противостояние может перерасти в открытое,а как поведут себя две мощные сверхдержавы в условиях жесткой конфронтации предугадать трудно.А известно,что в случае начала боевых действий достаточно использовать всего по 2% с ядерного арсенала России и США,чтобы уничтожить все живое на Земле,а когда начинается война с обеих сторон используется вовсе не по 2%.В лучшем случае,только на время можно на время можно избежать лобового столкновения,но рано или поздно это неизбежно.Беззаконие,правовой беспредел и хаос не оставляют шансов на выживание,ибо это дорога в никуда. Во время открытых вооруженны��х противосто��яний между сверхдержа��вами очень велик
риск спонтанног��о возникнове��ния тупиковых ситуаций,к��огда принять решение
бывает не так уж легко.А бывает так,что не остается иного выбора,как�� .
Убедительн��о просим руководите��лей двух сверхдержа��в быть крайне
внимательн��ыми и осторожным��и при принятии решений,иб��о судьба мира
зависит от их воли.Благодарю за внимание.Искренне,ваш пользователь.

ria.ru

Территориальные споры японии

Спор из-за принадлежности островов Дяоюйдао/Сэнкаку.

Этот территориальный спор имеет, прежде всего, экономический характер. От того, кто будет обладать данным архипелагом, зависит то, кому будут принадлежать значительные запасы нефти и газа, залегающие в континентальном шельфе Восточно-Китайского моря недалеко от архипелага Сенкаку.

В настоящее время данный архипелаг де-факто контролируется Японией и принадлежит частным лицам (впрочем, скоро эти острова могут быть национализированы Японией).

В 14-16 веках мимо данного архипелага пролегали торговые пути, и эти острова были хорошо известны тогдашним мореплавателям. Однако, в последующие столетия интерес к нему был потерян, и ни в японских, ни в китайских документах Дяоюйдао не упоминался. Япония заинтересовалась архипелагом в 80-е — 90-е годы 19 века – именно в это время он появляется на официальных японских картах. Однако, вместе с тем, Япония отклонила прошение губернатора префектуры Окинава включить данный архипелаг в состав его префектуры. Однако японские рыбаки могли спокойно ловить рыбу возле архипелага Дяоюйдао – китайское правительство тогда ни разу не выразило по этому поводу какого-либо протеста. [1]

После второй мировой войны данные острова в составе префектуры Окинава с 1945 по 1972гг находились под управлением США – никто не пытался оспаривать данный факт. Однако в 1968 году в докладе экономической комиссии ООН по Дальнему Востоку и Азии было выдвинуто предположение, что возле архипелага Дяоюйдао могут находиться большие залежи нефти, а вскоре эта догадка была подтверждена совместными исследованиями учёных из Тайваня, Японии и Республики Корея. Далее события развивались стремительно – в 1970 году Тайвань и Китай официально объявили о своих претензиях на архипелаг Дяоюдао. Однако они не смогли помешать передачи этих островов под японскую юрисдикцию в 1972 году вкупе с префектурой Окинава. После нормализации китайско-японских отношений стороны договорились о том, чтобы отложить данный спор на неопределённое время.

Этот спор снова обострился в 90-е годы, когда в 1996 году, в связи с китайскими военными манёврами в Тайваньском проливе, у Японии появились опасения, что Китай собирается захватить архипелаг Дяойдао. К тому же, принимая конвенцию о морском праве, Китай и Япония включили данные острова в свои экономические зоны.

Это привело к началу строительства КНР морской платформы для извлечения полезных ископаемых в 2003 году. [2] В 2005 году Япония также стала выдавать лицензии на добычу нефти и газа в районе архипелага Дяоюйдао/Сэнкаку, что было расценено КНР как провокация. В 2008 году Китай и Япония подписали соглашение о совместной разработке месторождений Восточно-Китайского моря. Однако после задержания на спорных территориях японскими пограничниками китайского катера, ситуация вновь накалилась. В марте 2011 года Китай самостоятельно начал разрабатывать месторождения газа у островов Дяоюйдао. [3]

7 сентября 2010 года возле островов Дяоюйдао столкнулись японский патрульный корабль и китайская рыболовецкая шхуна. Капитан китайского судна был задержан японской стороной. После этого инцидента отношения между Японией и Китаем резко ухудшились, обе стороны обменялись нотами протеста. [4]

28 октября 2010 года госсекретарь США Хилари Клинтон заявила, что действие американо-японского договора о взаимодействии и безопасности 1960 года [5] распространяется на архипелаг Дяоюйдао (Сэнкаку). [6] Это означает, что в случае конфликта между КНР и Японии из-за островов Дяоюйдао, на стороне Японии выступят Соединённые Штаты (об этом указано в статье 5 данного документа). Таким образом, Хилари Клинтон фактически заявила о том, что США в данном споре поддерживают Японию – своего ключевого союзника в АТР.

В ответ на это официальный представитель КНР Ма Чжаосюй заявил, что китайская сторона выражает недовольство и серьёзную озабоченность в связи с этим заявлением Хилари Клинтон. [7] В своём заявлении он назвал американо-японский договор о сотрудничестве и безопасности пережитком «холодной войны», заявил, что данный договор не должен ущемлять интересы третьих стран и отметил, что острова Дяоюйдао являются территорией КНР.

На Восточноазиатском саммите в Ханое, состоявшемся в начале ноября 2010 года, госсекретарь США Хилари Клинтон предложила провести американо-японо-китайский трёхсторонний диалог для разрешения территориального спора вокруг островов Дяоюйдао. Однако Китай отверг данное предложение, заявив, Китай и Япония должны самостоятельно разрешить данный конфликт, без участия третьих сторон. [8]

Совершенно очевидно, что комментируя данный японо-китайский территориальный спор США открыто поддерживают Японию, и таким образом пытаются сдержать Китай, а заодно увеличить своё присутствие в данном регионе. К тому же Япония является ключевым союзником США, а Китай, особенно в связи с его быстрым ростом – потенциальным противником. [9] К тому же, это вмешательство помогает улучшить американо-японские отношения, которые до этого заметно испортились из-за нежелания США переносить свою военную базу с японского острова Окинава. [10] Это обуславливает желание США участвовать в урегулировании данного конфликта.

Однако на деле, позиция США может приспосабливаться под определённые обстоятельства и изменяться. Подобный случай произошёл 1996 году во время кризиса в Тайваньском проливе, когда Япония опасалась, что Китай применит силу для разрешения данного спора в свою пользу. Тогда американский посол в Японии У. Ф. Мондейл заявил, что вооружённое столкновение Японии и Китая из-за спора о принадлежности данного архипелага не будет означать, что США автоматически будут защищать острова Сэнкаку в случае возникновения чрезвычайной ситуации. Данное заявление бросает тень на очевидность выгоды альянса с Соединёнными Штатами в контексте разрешения данного территориального спора. [11] Впрочем, после громкого заявления Хилари Клинтон в конце октября 2010 года о распространении действия договора о безопасности на данные острова и намерении «вернуться в Восточную Азию», американские официальные лица постоянно утверждают, что действие статьи 5 американо-японского договора о безопасности 1960 года распространяется на острова Сэнкаку (употребляя именно японское название этих островов).[12]

Для США, безусловно, выгодно существование данного конфликта, так как его наличие не даёт возможность Японии улучшить отношения с Китаем и таким образом является для неё одним из аргументов в пользу сохранения союзнических отношений с США.[13] В условиях наличия конституции, которая запрещает объявлять войну другому государству, и недостаточно развитых вооружённых сил, Япония не способна в случае вооружённого конфликта с Китаем решить данный территориальный спор в свою пользу самостоятельно, а потому вынуждена полагаться на военный альянс с США.

Б) Спор из-за принадлежности Южно-Курильских островов

Курильская проблема в отношениях между Россией и Японией создаёт ещё одну зону нестабильности в Восточной Азии. Япония претендует на южные острова Курильской гряды: Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи, которые на данный момент контролируются Россией, так как вошли в её состав по итогам Второй Мировой войны. Данный территориальный спор приобрёл свою актуальность во многом, благодаря стараниям США, которым выгодно его существование. Как и в споре между Китаем и Японией о принадлежности островов Дяоюйдао/Сэнкаку, США в данном территориальном споре поддерживают территориальные претензии Японии.

Размежевание спорных территорий между Россией и Японией началось в 1855 году во время установления дипломатических отношений между двумя странами. В японском городе Симода странами был подписан «Трактат о торговле и границах» («Симодский трактат») согласно которому южные острова Курильской гряды перейдут под управление Японии, а северные острова Курильской гряды – под управление России. В 1875 году в городе Санкт-Петербурге странами был подписан другой документ (Санкт-Петербургский договор), согласно которому, в обмен на признание острова Сахалин российской территорией, Россия признавала суверенитет Японии всеми островами Курильской гряды. Однако данный договор потерял силу с началом русско-японской войны 1904-1905 гг., в ходе которой японцам удалось оккупировать южную часть острова Сахалин, захватить Ляодунский полуостров и оттеснить русскую армию вглубь Маньчжурии. По условиям Портсмутского мира 1905 г. во владение Японии перешла южная часть острова Сахалин.

Во время Второй Мировой войны, в соответствии с решениями представителей стран-участниц антигитлеровской коалиции на Ялтинской и Постдамской конференциях, СССР вступил в войну с Японией. В ходе боевых действий была разгромлены соединения Императорской Квантунской армии в Маньчжурии, а также были освобождены Курильские острова и южная часть острова Сахалин. 2 сентября 1945 года на американском линкоре «Миссури» японские представители подписали акт о капитуляции. На мирной конференции в Сан-Франциско 8 сентября 1951 года представители 48 стран (в том числе и те страны, которые не вели боевых действий) подписали мирный договор с Японией. Из второй главы этого договора следовало, что «Япония отказывается от всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова и на ту часть острова Сахалин и прилегающих к нему островов, суверенитет над которыми Япония приобрела по Портсмутскому договору от 5 сентября 1905 г.», но не указывалось в чью именно пользу она отказывается от этих территорий. [14] Данный документ являлся англо-американским вариантом мирного договора, составленного без участия СССР. Кроме того, на данную мирную конференцию не был приглашён Китай, который внёс громадный вклад в победу над Японией. Все эти обстоятельства побудили СССР отказаться от подписания данного документа. Также по заявлению А.А. Громыко, который тогда, будучи заместителем министра иностранных дел заявил, что данный «проект не может быть основой подлинного мирного урегулирования на Дальнем Востоке» и что СССР «не только отмежевывается от этих планов подготовки новой войны на Дальнем Востоке, но и предупреждает, что те, кто навязывает подобный мирный договор с Японией, берут на себя перед народами всю ответственность за последствия подобного шага».[15] Таким образом, с самого начала было ясно, что составители данного договора не преследовали целей добиться мирного урегулирования на Дальнем Востоке, а создавали почву для будущих территориальных споров.

19 октября 1956 году между двумя странами была подписана советско-японская декларация, в которую, помимо других вопросов было включено положение о будущем островов Малой Курильской гряды. Согласно статье 9 данного положения, Японии обещалось передать острова Шикотан и Хабомаи после заключения мирного договора между Японией и СССР.[16] Однако благодаря вмешательству Соединённых Штатов данное положение советско-японской декларации 1956 года осталось только на бумаге. Государственный секретарь Дж. Ф. Даллас от имени правительства США заявил, что в случае подписания Японией и СССР мирного договора, в котором Япония признает Курильские острова и южный Сахалин частью СССР, Соединённые Штаты навечно сохранят острова Рюкю под своей юрисдикцией.[17] Данная позиция США сделала реализацию соглашений, прописанных в советско-японской декларации 1956 года невозможной.

19 января 1960 года между США и Японией был подписан «Договор о взаимном сотрудничестве и гарантиях безопасности», согласно шестой статье которого, США имели право размещать свои вооружённые силы на территории Японии.[18] 27 января правительство СССР заявило, что СССР отказывается от передачи островов Шикотан и Хабомаи Японии, поскольку данный американо-японский договор направлен против СССР и КНР, и передача данных островов Японии приведёт к расширению территории возможной дислокации американских военных. Действие американо-японского договора о безопасности продлевалось обеими сторонами, поэтому стороны прекратили попытки урегулировать данный территориальный спор.

Надежды на возможность передачи спорных островов Японии появились у японской стороны во времена «перестройки» когда М. С. Горбачёв признал существование территориальной проблемы между СССР и Японией. После распада СССР во времена президентства Б. Ельцина помимо претензий на острова Шикотан и Хабомаи, Япония выдвинула претензии на острова Кунашир и Итуруп, увязав с «возвращением» данных островов возможность подписания мирного договора между двумя странами и оказания финансовой помощи. Россия признала возможность передачи данных островов Японии в будущем, однако не предоставила Японии никаких конкретных гарантий.

В настоящее время официальная позиция Японии заключается в том, что Южно-Курильские острова никогда не входили в состав России, решения Ялтинской конференции не являлись договором, а Япония не являлась участницей данной конференции, а потому данные острова принадлежат Японии, но в настоящее время незаконно оккупируются Россией.[19]

Официальная позиция России заключается в том, что Курильские острова вошли в состав СССР в 1945 году по итогам Второй Мировой войны. Россия является правопреемницей СССР и её суверенитет над ними не вызывает сомнений. Вместе с тем Россия признаёт положения советско-японской декларации 1956 года и готова передать острова Шикотан и Хабомаи Японии, в качестве жеста доброй воли, после заключения мирного договора между двумя странами.[20]

Территориальный вопрос между Россией и Японией обострился в феврале 2011 году, когда спорные острова посетил президент Дмитрий Медведев. Тогда же Соединённые Штаты подтвердили свою позицию по поводу принадлежности Курильских островов, согласно которой они входят в состав Японии. Впрочем, учитывая то, что данная территориальная проблема возникла при участии США, а Япония является «непотопляемым американским авианосцем» и ключевым союзником США в Восточной Азии, данная позиция была весьма предсказуемой.

Таким образом, имеющиеся у Японии территориальные споры с Россией и Китаем вкупе с наличием антивоенной Конституции и нежеланием тратить большие деньги на содержание армии вынуждают Японию вновь и вновь повторять фразы о том, что военный альянс с США является «краеугольным камнем японской внешней политики». Однако если данные споры с соседями будут решены мирным способом, что является маловероятным, но возможным сценарием, то это создаст условия для переориентации главного вектора внешней политики Японии с североамериканского на восточноазиатское направление.

Список источников и литературы

1. Из заявления первого заместителя министра иностранных дел СССР А.А. Громыко на пресс-конференции в Сан-Франциско// Хронос

2. Сан-Францисский мирный договор (1951)// Викитека//

3. Совместная декларация Союза Советских Социалистических Республик и Японии// Викитека

4. Treaty of Mutual Cooperation and Security between Japan and the United States of America// Wikisource

1. Главная новость недели: Японский патрульный корабль столкнулся у островов Дяоюйдао с китайским рыболовецким судном, 7.09.2010// Инофорум

2. Вмешательство США в вопрос Дяоюйдао не пойдет на пользу его решению — китайские аналитики// Жэньминь Жибао

3. Заявления Клинтон встревожили Китай // Дни.Ру

4. Китай выразил категорическое недовольство и серьезную озабоченность в связи с речью госсекретаря США относительно островов Дяоюйдао, 30.10.2010// Жэньминь Жибао

5. Китай начал добывать газ на спорной с Японией территории, 9.03.2011// Вести

6. Нарочницкая Н. Россия и проблема Курильских островов. Тактика отстаивания или стратегия сдачи// Православие.Ru

7. Острова Сенкаку (Дяоюйдао)// Молодежная исследовательская группа Nota Bene

8. «Подспудные фактора конфликта в Северо-Восточной Азии», 15.12.2005// International crisis group

9. Россия отдаст Японии острова. Если будет за что, 15.11.2004// Lenta.ru

10. Территориальная проблема между Россией и Японией// Ministry of Foreign Affairs of Japan

11. Daily Press Briefing. April 17, 2012// Department of State//

12. Lohmeyer M. The Diaoyu / Senkaku Islands Dispute// University of Canterbury Research Repository

13. Lyons J.A. Countering China’s aggression//The Washington Times, 18.10.2010

14. Suddenly, U.S. alliance is back in vogue//The Japan Times

[1] Острова Сенкаку (Дяоюйдао)// Молодежная исследовательская группа Nota Bene

[2] «Подспудные фактора конфликта в Северо-Восточной Азии», 15.12.2005// International crisis group

[3] Китай начал добывать газ на спорной с Японией территории, 9.03.2011// Вести

[4] Главная новость недели: Японский патрульный корабль столкнулся у островов Дяоюйдао с китайским рыболовецким судном, 7.09.2010// Инофорум

[5] Treaty of mutual cooperation and security between Japan and United States of America//Wikisource

[6] Заявления Клинтон встревожили Китай // Дни.Ру

[7] Китай выразил категорическое недовольство и серьезную озабоченность в связи с речью госсекретаря США относительно островов Дяоюйдао, 30.10.2010// Жэньминь Жибао

[8] Вмешательство США в вопрос Дяоюйдао не пойдет на пользу его решению — китайские аналитики// Жэньминь Жибао

[9] LYONS: Countering China’s aggression//The Washington Times, 18.10.2010

[10] Suddenly, U.S. alliance is back in vogue//The Japan Times

[11] Lohmeyer M. The Diaoyu / Senkaku Islands Dispute// University of Canterbury Research Repository

[12] Daily Press Briefing. April 17, 2012// Department of State//

[13] M.Lohmeyer. Op. cit. P. 45

[14] Сан-Францисский мирный договор (1951)// Викитека//

[15] Из заявления первого заместителя министра иностранных дел СССР А.А. Громыко на пресс-конференции в Сан-Франциско// Хронос

[16] Совместная декларация Союза Советских Социалистических Республик и Японии// Викитека

[17] Н. Нарочницкая Россия и проблема Курильских островов. Тактика отстаивания или стратегия сдачи// Православие.Ru

[18] Treaty of Mutual Cooperation and Security between Japan and the United States of America// Wikisource

[19] Территориальная проблема между Россией и Японией// Ministry of Foreign Affairs of Japan

ushistory.ru