Новый закон о погребении и похоронном деле

Новый закон о похоронном деле может быть принят в следующем году

До 1 декабря текущего года Правительство РФ должно обеспечить доработку и внесение в Госдуму законопроекта о похоронном деле, направленного на регулирование отношений, связанных с погребением умерших, и призванного заменить действующий закон (Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле»; далее – Закон № 8-ФЗ). Соответствующее поручение было дано кабинету министров главой государства Владимиром Путиным по итогам проведенной Контрольным управлением Президента РФ проверки исполнения законодательства по вопросам организации погребения и похоронного дела (перечень поручений от 9 июля 2017 года № Пр-1330).

Среди наиболее существенных проблем указанной отрасли, выявленных в ходе проверки, можно выделить:

  • избыточность документов, необходимых для погребения, и отсутствие межведомственного взаимодействия инстанций, в которых происходит их оформление (учреждения здравоохранения, органы внутренних дел, органы ЗАГС, органы местного самоуправления, специализированные службы по вопросам похоронного дела);
  • ненадлежащее информирование граждан о предусмотренных законодательством гарантиях на случай смерти. Напомним, каждому человеку гарантируется предоставление бесплатного участка земли для погребения тела (останков) или праха (п. 1 ст. 7 Закона № 8-ФЗ), а лицу, взявшему на себя обязанность похоронить умершего, – безвозмездное оказание ряда услуг (гарантированный перечень услуг по погребению закреплен в п. 1 ст. 9 Закона № 8-ФЗ) или выплата компенсации, если погребение было осуществлено за счет средств этого лица (ст. 10 Закона № 8-ФЗ). Незнание соответствующих норм приводит к тому, что в ряде регионов за предоставление участков для захоронения взимается плата, а безвозмездными услугами и правом на компенсацию пользуются лишь около 20% родственников или законных представителей умерших;
  • отсутствие законодательного регулирования оказания услуг по погребению умерших не специализированными службами по вопросам похоронного дела, а иными коммерческими организациями и ИП, что приводит к появлению незаконно действующих ритуальных агентов, предоставляющих услуги ненадлежащего качества по завышенным ценам. Примерный объем годового оборота теневого рынка ритуальных услуг, по оценке экспертов, составляет 120-150 млрд руб.;
  • неисполнение органами местного самоуправления обязанности по установлению стоимости гарантированных услуг (п. 3 ст. 9 Закона № 8-ФЗ) и отсутствие единой методики ее определения. В результате стоимость и качество оказываемых услуг существенно различается даже в пределах одного региона. Кроме того, в некоторых муниципалитетах размер социального пособия на погребение и стоимость гарантированных услуг существенно различаются;
  • значительное количество заброшенных и бесхозяйных кладбищ по причине отсутствия механизма проведения инвентаризации мест захоронения. В большинстве регионов выявлены факты непостановки на кадастровый учет земельных участков, на которых расположены кладбища.
  • Предполагается, что часть указанных проблем будет решена после принятия нового закона о похоронном деле. Соответствующий законопроект 1 , разработанный Минстроем России, в настоящее время проходит процедуру согласования с заинтересованными ведомствами и, скорее всего, будет представлен на рассмотрение Госдумы уже в рамках весенней сессии следующего года, сообщила заместитель директора Департамента городской среды министерства Маргарита Поспелова в ходе состоявшегося вчера в ОП РФ круглого стола «Общественный контроль похоронного дела: законодательство, правоприменение и конкурентное регулирование».

    Каков порядок назначения и выплаты единовременного пособия на погребение и отражения его в бухгалтерском и налоговом учете, узнайте в Энциклопедии решений интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

    Одним из ключевых нововведений, предусмотренных законопроектом, является положение о том, что услуги по организации похорон могут предоставляться только специализированными службами по вопросам похоронного дела – юридическими лицами, отвечающими установленным требованиям (наличие помещений и оборудования, катафального транспорта, работников, имеющих профессиональное образование в области похоронного дела, и др.) и заключившими соглашение об осуществлении соответствующей деятельности с органом местного самоуправления. Кроме того, все заключившие указанные соглашения организации будут включаться в реестр специализированных служб по вопросам похоронного дела, и исключение из него по предусмотренным законопроектом основаниям станет препятствием для заключения соглашения об осуществлении деятельности по организации похорон с другим созданным тем же учредителем юридическим лицом.

    Крайне важным, по мнению экспертов, является предусмотренный законопроектом прямой запрет на раскрытие медицинскими работниками, должностными лицами органов власти, учреждений и организаций информации о смерти третьим лицам (разумеется, к ним не относятся родственники и лица, взявшие на себя обязанность по организации похорон) – за его несоблюдение предлагается штрафовать и тех, кто распространил, и тех, кто получил сведения. Это мера положительно скажется на состоянии конкуренции в данной сфере, так как действия ритуальных агентов, оперативно получающих информацию о смерти от перечисленных выше субъектов за определенную плату (в среднем – 20 тыс. руб.) и предлагающих свои услуги родственникам умерших, будут официально признаваться незаконными. С этой же целью предлагается установить, что услуга по организации похорон оказывается только по инициативе лица, взявшего на себя обязанность похоронить умершего, которое самостоятельно обратилось в пункт приема заказов или диспетчерский центр приема заказов.

    Планируется также определить, какие деяния можно рассматривать как нарушение законодательства в сфере похоронного дела и какие санкции должны применяться к нарушителям, и включить соответствующие положения в КоАП РФ.

    Все участники круглого стола подтвердили необходимость принятия нового закона о похоронном деле, но отметили, что подготовленный Минстроем России законопроект требует доработки. Один из самых главных его недостатков – отсутствие норм, предусматривающих осуществление общественного контроля в сфере оказания ритуальных услуг. По словам экспертов, именно введение механизма общественного контроля позволит исправить сложившуюся на данный момент во многих муниципалитетах практику монополизации рынка похоронных услуг одной организацией «с разрешения» органов исполнительной власти.

    Так, например, в Москве ГБУ «Ритуал» фактически наделено функциями по контролю за установкой надмогильных сооружений (надгробий) на территории всех столичных кладбищ: необходимость получения разрешений на их установку у администрации кладбища, работники которой утверждаются приказом руководителя указанного бюджетного учреждения, введена распоряжением Департамента торговли и услуг г. Москвы от 2 июня 2017 г. № 170. Данная норма, по мнению Управления ФАС России по г. Москве, является дискриминационной для всех остальных хозяйствующих субъектов на рынке ритуальных услуг и нарушает п. 2 и п. 8 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с чем Правительству Москвы выдано предупреждение о необходимости ее отмены (предупреждение № АХ/41474/17 от 17 августа 2017 г.). Кроме того, с 2015 года столичные власти перестали заключать с городскими специализированными службами по вопросам похоронного дела договоры аренды помещений в моргах для оказания ритуальных услуг, передавая эти помещения в безвозмездное пользование ГБУ «Ритуал», что также ставит последнее в привилегированное положение, подчеркивают эксперты.

    Действующим законодательством, напомним, предусмотрена возможность создания при органах исполнительной власти субъектов РФ и органах местного самоуправления попечительских (наблюдательных) советов по вопросам похоронного дела (ст. 27 Закона № 8-ФЗ), однако большинство муниципалитетов этой возможностью не пользуются. По мнению первого заместителя председателя Комиссии ОП РФ по общественному контролю и взаимодействию с общественными советами Артема Кирьянова, общественный контроль должен осуществляться все-таки структурами, создаваемыми при ОП РФ и региональных общественных палатах, так как, они, во-первых, являются субъектами общественного контроля по закону, а во-вторых, не зависят от органов власти.

    Общественной палаты РФ по итогам круглого стола на тему: «Общественный контроль похоронного дела: законодательство, правоприменение и конкурентное регулирование»

    Кроме того, необходимо подумать о создании системы комплексного мониторинга отрасли, отметил президент НКО «Верум» Владимир Горелов. Используемая сейчас форма статистической отчетности, по мнению эксперта, неэффективна, так как предполагает представление сведений за прошедший год и не позволяет оценить состояние рынка ритуальных услуг в данный момент.

    Еще одно предложение к обсуждению – о возможности введения в России института ритуального страхования. Единого мнения по этому вопросу в экспертном сообществе пока нет.

    Таким образом, можно предположить, что в текст законопроекта будет внесена не одна правка. Стоит отметить, что ОП РФ планирует еще раз обсудить проект – в ходе так называемого нулевого чтения – до внесения его в Госдуму.

    www.garant.ru

    Проект поправок в федеральный закон «О погребении и похоронном деле»

    Многочисленные изменения, предложенные ФАС для внесения в федеральное законодательство, коснулись всех сторон похоронного дела и представили революционные для отрасли нововведения.

    В начале 2012 года в «Российской газете» был опубликован Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О погребении и похоронном деле». Инициатором ревизии похоронного законодательства выступила Федеральная антимонопольная служба РФ, считающая действующий закон «О погребении и похоронном деле» 1996 года устаревшим и не соответствующим современному положению дел.

    В законопроект были внесены как вполне ожидаемые, так и революционные для российского похоронного рынка предложения. Одним из спорных моментов явился вопрос о частных кладбищах, которые было предложено узаконить наряду с государственными и муниципальными. Кроме того, к числу нововведений относится создание саморегулируемых организаций (СРО) – некоммерческих партнерств, состоящих из лиц, оказывающих ритуальные услуги.

    Несмотря на то, что первоначальный вариант поправок был отклонен и отправлен на доработку, основные положения законопроекта, скорее всего, войдут в итоговый документ.

    Так, из текста закона предлагают изъять упоминания о специализированных службах по вопросам похоронного дела. В качестве замены выбран более общий термин – «лицо, оказывающее ритуальные услуги». Это связано с тем, что, согласно предложенным поправкам, к оказанию ритуальных услуг допускаются как юридические, так и физические лица, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности.

    По задумке авторов проекта, для осуществления профессиональной деятельности участники ритуального рынка, должны входить в одну из саморегулируемых организаций (СРО). СРО представляют собой некоммерческие организации, основанные на некоммерческом партнерстве, которые регулируют деятельность входящих в состав СРО физических и юридических лиц. В обязанности СРО входит разработка нормативных документов, обучение кадров и контроль за качеством предоставляемых услуг внутри организации, а также формирование компенсационного фонда для обеспечения имущественной ответственности перед заказчиками. Все локальные СРО являются членами национального объединения саморегулируемых организаций в сфере похоронного дела

    Кроме предписаний, касающихся деятельности саморегулируемых организаций, проект поправок предлагает разделить деятельность по содержанию кладбищ и реализацию ритуальных товаров и услуг. В частности, содержание кладбищ остается в ведении государства и органов местного самоуправления. При этом обязанность по содержанию кладбищ может быть передана на конкурсной основе юридическому либо физическому лицу, не осуществляющему предпринимательскую деятельность и не оказывающему ритуальные услуги. Таким образом, участники рынка ритуальных услуг получают равные конкурентные условия.

    Что касается легализации негосударственных кладбищ, поправки в законодательство предусматривают возможность появления частных кладбищ при условии соблюдения требований федерального и местного законодательства. Взаимодействие негосударственных кладбищ с государством базируется на договоре аренды земельного участка, заключаемого с органом исполнительной власти на срок 49 лет. При этом в договор вносится запрет на изменение целевого назначения земельного участка, его передачу в субаренду либо выкуп.

    Кроме пересмотра организационных вопросов в сфере похоронного дела, проект поправок в закон о похоронном деле коснулся и этических норм поведения участников ритуального рынка. Для этих целей в текст документа был внесен пункт о профессиональной похоронной этике, призванный оградить родственников покойного от навязывания им ритуальных товаров и услуг, как ритуальными агентами, так и работниками медслужб и сотрудниками полиции.

    В частности, к действиям, нарушающим нормы профессиональной похоронной этики были отнесены нарушение волеизъявления умершего, личное обращение к родственникам усопшего с предложениями о предоставлении ритуальных услуг, а также навязывание населению ритуальных услуг и товаров. Более того, должностные лица, медицинские работники и сотрудники органов внутренних дел, имеющие доступ к информации о фактах наступления смерти граждан, не вправе навязывать и предлагать родственникам умерших какие-либо ритуальные товары и услуги.

    В целом проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О погребении и похоронном деле» озвучил уже существующие на сегодняшний день явления в сфере погребения и похоронного дела, а также внес предложения по реструктуризации и систематизации похоронной отрасли с использованием зарубежного опыта, примененного с учетом российских реалий.

    www.mos-ritual.ru

    8-ФЗ «О погребении и похоронном деле с последними изменениями»

    Настоящий Федеральный закон определяет понятие «Погребение». Погребение — это обрядовые манипуляции, предназначенные для захоронения тела человека после его смерти. Учитываются традиции и обычаи народа. В соответствии с законом, они не должны противоречить санитарным нормам.

    Захоронение осуществляется при помощи:

    • Предания тела умершего земле (захоронение в склеп или могилу);
    • Огня (кремация с дальнейшем захоронением с прахом);
    • Воды (захоронение в воде в соответствии с нормативными правовыми актами, определенными законом Российской Федерации).
    • Описание закона

      Федеральный закон был принят Государственной думой 8 декабря 1995 года. Последние изменения были внесены 3 июля 2016 года, которые вступили в силу 1 января 2017 года.

      Основные задачи Федерального закона:

    • Обеспечивает гарантией погребения умершего человека с учетом его права, выраженного при жизни;
    • Учитывает пожелания родственников;
    • Закон обеспечивает гарантией предоставления материальной или иной помощи, предназначенной для погребения умершего человека;
    • Контролирует экологические и санитарные условия относительно выбранного места погребения;
    • Закон определяет основы организации похоронного дела в РФ в виде самостоятельного вида деятельности.
    • Федеральный закон «О погребении и похоронном деле» содержит 5 глав и 33 статьи:

    • Глава 1 описывает общие положения настоящего Федерального закона;
    • Глава 2 перечисляет гарантии, которые касаются осуществления погребения;
    • Глава 3 перечисляет аспекты в организации погребения;
    • Глава 4 перечисляет основные аспекты, связанные с похоронным делом;
    • Глава 5 содержит дополнительные положения.
    • Последние изменения

      Как уже говорилось выше, последний раз закон редактировался 3 июля 2016 года. В ходе редакции изменениям подверглись несколько статей: ст 7, 11, 15, 20.

      Статья 7

      Был изменен пункт 3. П 3 ст 7 настоящего закона описывает право на самостоятельный выбор погребения умершего человека при жизни. Погребение может быть осуществлено в другом населенном пункте или на территории иностранного государства. Эта просьба гарантируется лицом, взявшем на себя такую ответственность. Он должен будет транспортировать тело и оплатить расходы захоронения. Дополнительно он получает в установленные сроки разрешение на перевозку тела, а также документы, необходимые для пересечения границы. Слова «органы исполнительной власти» были изменены на «федеральные органы власти». Именно они должны оказывать содействие по ускоренному осуществлению подобных услуг.

      Статья 11

      В статье 11 настоящего закона определяется размер оплаты на оформление документов, которые необходимы для погребения умершего.

      Сюда также относятся следующие виды расходов:

    • Транспортировка умершего в морг;
    • Услуги в морге, оказанные сотрудниками;
    • Предоставление венка, урны или гроба;
    • Транспортировка к месту погребения или кремации.
    • Надгробие изготавливается за счет средств федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов в месте, где погибший или умерший проходил военную службу по призыву.

      В пункте 4 настоящей статьи было изменено предложение с «Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти» на «Федеральные органы исполнительной власти и федеральные органы государственной власти». Пункт учитывает все заслуги умершего, которые были получены при жизни. Соответствующие структуры, в которых умерший работал или проходил военную службу, могут ходатайствовать при написании надгробия, если эта надпись не противоречит желанию родственников умершего.

      В пункте 5 в предложении про перечисление учреждений было добавлено «и федеральных государственных органов». В пункте говорится о погребении умерших участников Великой Отечественной войны. Умерший при жизни вправе самостоятельно изъявить желание о том, где он хочет быть погребен и каким методом. Все расходы, связанные с захоронением, оплачивает Министерство обороны РФ и другие федеральные органы.

      Статья 15

      В подпункте 2 настоящего закона было изменено предложение на «и федеральными государственными органами». Далее перечислен список учреждений, кем проводится погребение на специальных кладбищах, в зависимости от занимаемой в прошлом должности умершего:

    • Воинская часть;
    • Служба в органах внутренних дел;
    • Государственная противопожарная служба;
    • Учреждения и органы уголовно-исполнительной системы.
    • Статья 20

      Были добавлены слова в предложение «и федеральных государственных органов».

      Умерший может быть погребен на мемориальном кладбище, если он проходил службу:

    • В органах внутренних дел;
    • В воинской части;
    • Государственной противопожарной службе;
    • Органах уголовно-исполнительной системы и аналогичных учреждениях.

    Какие предусмотрены пособия на погребение?

    Федеральный закон «О погребении и похоронном деле» контролирует порядок и выплату пособия на похороны. В 2017 году размер пособия на захоронение составляет 5 562 рубля. Если в соответствующих районах при расчете заработной платы дополнительно применяется коэффициент, то при выплате пособия на похороны он также учитывается.

    Стоит отметить, что размер пособия в новом году был проиндексирован, в отличие от прошлого года.

    В некоторых районах назначается дополнительное пособие (дополнительная выплата к социальному обеспечению на погребение). Например, общая сумма для жителей Москвы составляет 11 тысяч рублей.

    Если умер участник Великой Отечественной войны или инвалид, то дополнительно вводится городская мера поддержки. Максимальный размер компенсации составляет 38 тысяч рублей.

    Как получить пособие на погребение?

    Согласно закону, пособие выплачивается одному из близких родственников. Этот человек должен взять на себя ответственность осуществить погребение. Размер пособия, как говорилось выше, 5 562 рубля. Степень родства роли не играет. Если таковые родственники отсутствуют, заняться этой процедурой могут коллеги или знакомые люди.

    Для оформления пособия следует обратиться:

  • По месту работы умершего;
  • В пенсионный фонд Российской Федерации;
  • В управление социальной защиты.
  • Срок обращения за получением пособия — не позднее чем через полгода со дня смерти.

    Предоставьте следующие документы для получения пособия:

  • Заявление;
  • Удостоверение личности или документ, который удостоверяет личность заявителя;
  • Информация о смерти;
  • Трудовая книжка и другие документы, которые подтверждают факт отсутствия работы у умершего гражданина;
  • Банковские реквизиты кредитной организации, полные банковские реквизиты и номер счета.
  • Образец заявления на получение пособия на погребение скачайте по ссылке.

    Иногда пособие может быть выплачено в отделениях почтовой связи или автоматически перечислено на банковский счет.

    Скачать ФЗ о погребении и похоронном деле

    Федеральный закон «О погребении и похоронном деле» определяет погребение в виде обрядовых действий по захоронению тела после его смерти, основываясь на обычаях и традициях русского народа. Как уже говорилось выше, закон «О похоронном деле» предоставляет гарантии по осуществлению захоронения.

    Чтобы скачать последнюю редакцию ФЗ «О захоронении» с внесенными изменениями, дополнениями и поправками, скачайте его по ссылке.

    210fz.ru

    Новый закон о погребении и похоронном деле

    Перед направлением электронного обращения в Минстрой России, пожалуйста, ознакомьтесь с изложенными ниже правилами работы данного интерактивного сервиса.

    1. К рассмотрению принимаются электронные обращения в сфере компетенции Минстроя России, заполненные в соответствии с прилагаемой формой.

    2. В электронном обращении может содержаться заявление, жалоба, предложение или запрос.

    3. Электронные обращения, направленные через официальный Интернет-портал Минстроя России, поступают на рассмотрение в отдел по работе с обращениями граждан. Министерство обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращений. Рассмотрение электронных обращений осуществляется бесплатно.

    4. В соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» электронные обращения регистрируются в течение трёх дней и направляются в зависимости от содержания в структурные подразделения Министерства. Обращение рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации. Электронное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию Минстроя России, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением об этом гражданина, направившего обращение.

    5. Электронное обращение не рассматривается при:
    — отсутствии фамилии и имени заявителя;
    — указании неполного или недостоверного почтового адреса;
    — наличии в тексте нецензурных или оскорбительных выражений;
    — наличии в тексте угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
    — использовании при наборе текста некириллической раскладки клавиатуры или только заглавных букв;
    — отсутствии в тексте знаков препинания, наличии непонятных сокращений;
    — наличии в тексте вопроса, на который заявителю уже давался письменный ответ по существу в связи с ранее направленными обращениями.

    6. Ответ заявителю обращения направляется по почтовому адресу, указанному при заполнении формы.

    7. При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. Информация о персональных данных заявителей хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

    8. Обращения, поступившие через сайт, обобщаются и представляются руководству Министерства для информации. На наиболее часто задаваемые вопросы периодически публикуются ответы в разделах «для жителей» и «для специалистов»

    www.minstroyrf.ru

    Проект закона “О похоронном деле в РФ …”

    Законопроект вводит лицензирование на отдельные виды услуг, такие как организация похорон, сопровождение похорон, подготовка и проведение обряда прощания, захоронение, эксгумация, перезахоронение останков и другие. Стоит отметить, что лицензирование уже упоминалось в модельном законопроекте об организации похоронного дела в Москве и Московской области, который был внесен в Госдуму в мае 2014 года.

    Кроме того, предлагается ввести административную ответственность должностных и юридических лиц за нарушения в области похоронного дела. В частности, наказывать начнут медиков, которые сообщают ритуальным агентам о смерти пациентов (иногда это происходит до оповещения родственников, так что семья узнает о смерти человека от агентов).

    Некоторые вопросы, ранее находившиеся в ведении местных властей, переводятся на региональный уровень. В частности, это касается создания кладбищ. Организация похоронного дела преимущественно на местном уровне себя не оправдала. В частности, действующий закон предусматривает возможность для жителей сельской местности самостоятельно управлять кладбищами. При принятии документа в 1996 году предполагалось, что жители деревень сами будут следить за могилами своих близких. Однако на практике данной нормой начали пользоваться бизнесмены, которые называют себя “местными жителями” и организуют поборы и произвол на достаточно крупных кладбищах, формально находящихся в сельской местности. В июле 2014 года в Госдуму внесли законопроект, отменяющий данную норму закона.

    В целом действующий закон не только устарел, но и был принят не в самое подходящее время, при смене социально-экономического устройства. В нем присутствует множество недостатков. Большое количество нюансов регулируется не федеральным законом, а подзаконными актами и региональными законами. Часто они противоречат друг другу. При этом сфера похоронного дела является очень прибыльной и привлекает многих бизнесменов. Как результат, этот вид бизнеса стал крайне криминализированным и преимущественно теневым.

    www.vniis.ru