Порядок исчисления и сроки уплаты налога это

Порядок исчисления налога

Существует ряд правил, по которым происходит установление налогов.

Понятие исчисления налога

Каждый такой платеж должен содержать ряд обязательных элементов. К ним относятся налоговые периоды, ставки, сроки, база, порядок уплаты, объект налогообложения (к примеру, доходы физических лиц). Неотъемлемой частью налога выступает и порядок его исчисления.

Базовые нормы, регламентирующие его, содержатся в ст. 52 НК РФ.

Нормы НК РФ не содержат общее определение этого элемента. Однако, его можно получить, проанализировав основные особенности:

  • определенный свод правил. Их содержание имеет серьезные юридические последствия для обязанных лиц;
  • указанный порядок предполагает назначение лица, на которое возлагается обязанность исчисления. В зависимости от вида налоговых платежей или сборов, обязанное лицо может отличаться. При расчете подоходного налога таковым, в отдельных случаях, выступает работодатель;
  • эти правила регулируют процесс, в ходе которого происходит консолидация данных об объектах налогообложения, периоде, налоговой базе, о том, какие применяются ставки, а также об особенностях налогоплательщика или других характеристиках, позволяющих применить те или иные льготы, снижающие ставки или освобождающие от уплаты. Итогом проводимых подсчетов должна стать точно определенная сумма, которую необходимо уплатить.

Исходя из основных особенностей, можно получить следующее определение. Порядок исчисления налога – это определенный свод правил, согласно которым устанавливается обязанность того или иного субъекта привести все необходимые арифметические расчеты, объединяющие объекты налогообложения, периоды, ставки и базу, с учетом того, какие льготы полагаются налогоплательщику.

Способы исчисления налога

При классификации исчисления налогов, основным критерием выступает субъект, на который возлагается соответствующая обязанность. Выделяются следующие способы:

1. Базовое правило, согласно которому расчет производится налогоплательщиком самостоятельно. Соответствующие обязанности возлагаются на субъекты налогообложения по НДС, налогу на прибыль организаций, НДФЛ. Каждый плательщик таких сборов как пошлины обязан, как правило, исчислять их самостоятельно.

2. В ряде случаев обязанность по исчислению налогов и сборов возлагается на налоговых агентов. Наиболее распространены случаи, при которых уплату НДФЛ и применяемые льготы работника рассчитывает организация-работодатель или ИП. Однако такое возможно не только в отношении физических лиц. Если участником инвестиционного товарищества является иностранная компания, то обязанности налогового агента по платежам на ее прибыль возлагаются на ответственного за работу с налогами участника.

3. Существуют случаи, когда исчисление налогов и сборов проводится налоговым органом. Это происходит, когда речь идет об обязательных платежах физических лиц. Речь идет расчете земельного налога, а также других случаях, когда объектом то или иное имущество граждан.

4. Бывают ситуации, когда подлежащая уплате сумма уже исчислена в законе. Как правило это бывает в случаях, когда взимание сборов, обусловлено получением тех или иных госуслуг. Речь идет о госпошлине. К примеру, при регистрации организаций взимаемый платеж установлен заранее и плательщику нет необходимости исчислять его с помощью арифметических действий.

Возможны некоторые коллизии при отнесении действий налоговой инспекции, заключающихся в доначислении налогов и сборов. Их нельзя относить к порядку исчисления обязательных платежей, поскольку мероприятия по налоговому контролю в отношении физических лиц или организаций не относятся к обязательным элементам налога. В ходе них лишь осуществляется проверка правильности примененных обязанным лицом методов при расчетах.

Исчисление налогоплательщиком суммы налога, подлежащего уплате за налоговый период

Обязанность самостоятельно исчислять подлежащую уплате сумму автоматически возлагается на субъектов налогообложения. К примеру, ст. 166 НК РФ устанавливая этот элемент НДС, прямо не возлагает соответствующую обязанность на организацию. В ней речь идет лишь о применяемой методике расчета НДС. Это не означает правовой пробел. Все плательщики скрупулезно исчисляют НДС самостоятельно, руководствуясь общими нормами закона.

Помимо НДС, существуют и другие платежи, которые плательщик исчисляет самостоятельно. В большинстве случаев, налог на прибыль подлежит определению самими организациями. Такое положение логично, поскольку коммерческие компании контролируют этот параметр. Прибыль является не просто объектом налогообложения, но и целью их деятельности.

НДФЛ исчисляется плательщиками самостоятельно далеко не во всех случаях. В отличие от налога на прибыль, доходы физических лиц нередко вытекают из отношений с организациями. В таких случаях действует иной порядок расчета. Однако некоторые доходы физических лиц, обязывают последних рассчитывать НДФЛ самостоятельно.

Наиболее распространены ситуации, когда продается определенное имущество.

Если доходы физических лиц получены от продажи недвижимости или транспорта, они обязаны исчислить обязательные платежи, даже когда имеющиеся льготы освобождают их от уплаты этих сумм.

Налоги, объектом которых выступает определенное имущество (в случае уплаты земельного и транспортного налогов) исчисляются плательщиком самостоятельно, если он относится к числу организаций.

Аналогична ситуация и при специальных режимах. В частности, порядок исчисления единого налога на вмененный доход предполагает самостоятельные действия субъекта налогообложения.

Исчисление налогов и сборов агентами

Возможны ситуации, когда закон обязывает налоговых агентов исполнить действия по исчислению необходимых сумм. Наиболее распространены случаи с НДФЛ. Если доходы получены по трудовому договору, то таковым вступает работодатель. Он обязан применить все льготы, о которых сообщил ему работник.

Другим примером выступает ситуация, когда доходы получены посредством биржевой торговли на территории РФ. Налоговым агентом по НДФЛ является брокер.

Возможны ситуации, когда налоговый агент выполняет соответствующие обязанности в отношении организации. Такое положение действует по налогу на прибыль, когда действуют консолидированные группы налогоплательщиков и, в ряде случаев, при выполнении соглашения об инвестиционном товариществе.

Исчисление сумм налоговым органом

Такой порядок исчисления налога устанавливается в специальных нормах НК РФ. Обычно он связан со следующими условиями:

  • налогоплательщиком выступает физическое лицо;
  • объектом налогообложения является определенное имущество (недвижимость, а также уплата земельного и транспортного налога).
  • Ст. 52 НК РФ предусматривает особую процедуру исчисления. Налоговые органы получают информацию о наличии у гражданина земельного участка, транспорта или недвижимости и, на основании арифметического метода, определяют суммы, которые требуется оплатить.

    Обязанность оплаты возникает в случае получения налогового уведомления. Этот документ, помимо подлежащих внесению в бюджет сумм, должен включать данные об объекте налогообложения (имущество), периоде, базе, а также предусматривать сроки исполнения соответствующей обязанности. Фактически в них включаются и ставки.

    Допускается формирование сводного уведомления, с указанием сумм и соответствующих элементов имущественного, земельного и транспортного налогов.

    При этом, сроки внесения в бюджет зависят от требований соответствующих глав НК.

    Уведомление может направляться как в виде заказного письма, так и в электронной форме через авторизованный личный кабинет плательщика. Оно должно высылаться не менее, чем за 30 дней до того, как наступят сроки уплаты.

    Возможны ситуации, когда этот документ по тем или иным причинам не направляется. Именно для таких случаев предусматривается обязанность собственника имущества сообщить о его наличии в инспекцию. До 2017 г. действует правило о том, что обязанность уплат возникает только с того периода, в котором передается сообщение.

    advokat-malov.ru

    5.1. ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА

    При ответе на вопрос, кто из участников налоговых правоотношений исчисляет сумму налога, следует иметь в виду, что существуют три способа уплаты налогов:

    у источника дохода;

    По общему правилу плательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащего уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

    В соответствии с первым из перечисленных способов плательщик представляет в установленные сроки в налоговый орган по месту своей регистрации официальное заявление о своих налоговых обязательствах (декларацию). В статьях части второй НК РФ, определяющих порядок исчисления конкретных налогов, первый способ обозначается фразой «налогоплательщик исчисляет сумму налога самостоятельно». К налогам, уплачиваемым названным способом, относятся НДС, акцизы, налог на прибыль организаций и ряд других.

    В случаях, предусмотренных налоговым законодательством РФ, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налогового агента или налоговый орган.

    Уплата налога у источника дохода предполагает, что плательщик получает часть дохода за вычетом налога, рассчитанного и удержан-ного бухгалтерией организации или предпринимателем, производящим выплату дохода. Эти организации и предприниматели в установленных законодательством случаях обязаны выполнять функции налоговых агентов (агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у плательщика и перечислению в бюджет налогов). Данный способ уплаты имеет то преимущество, что всякое уклонение налогоплательщика от уплаты налога исключено. Таким образом уплачиваются налог на доходы физических лиц, НДС иностранными организациями, осуществляющими деятельность в России, но не состоящими здесь на налоговом учете, и др.

    При кадастровом способе уплаты налогов ведется кадастр — реестр, устанавливающий классификацию объектов обложения по некоторым внешним признакам (доход, имущество), а также опре-деляющий среднюю доходность объекта обложения. При построении кадастра за основу может быть взята какая-либо характеристика объекта обложения (например, при построении земельного кадастра — вид земли (пашня, луг, лес и др.) и ее местонахождение, а также кадастровая стоимость участка). Примером налога, уплачиваемого по кадастровому способу, является налог на имущество физических лиц, транспортный и земельный налоги, взимаемые с физических лиц, и др. Такой способ исчисления налогов позволяет освободить физических лиц от сложной и трудоемкой работы по исчислению налогов, требующей знания налогового законодательства и специальной квалификации. Кроме того, у налогового органа больше возможностей собрать и обработать сведения, необходимые для исчисления этих налогов, чем у физического лица.

    Налоговые органы исчисляют налоги и в некоторых других случаях, например при:

    проведении налоговых проверок и выявившихся при этом фактов неправильного исчисления (неисчисления вообще) суммы налога (ст. 89, 100, 101 НК РФ);

    взыскании налога в порядке, предусмотренном в ст. 45—48 НК РФ.

    Если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет плательщику налоговое уведомление.

    В уведомлении должны быть указаны:

    размер налога, подлежащего уплате;

    расчет налоговой базы;

    срок уплаты налога.

    Форма налогового уведомления устанавливается ФНС Рос-сии.

    Налоговым кодексом РФ предусмотрен порядок направления уведомления. Уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному пред-ставителю) лично под расписку либо иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. Если указанными способами уведомление вручить невозможно, оно направляется заказным письмом. Уведомление считается полученным по истечении 6 дней с даты направления письма.

    Иными словами, указанные способы уплаты налогов отличаются друг от друга тем, что в первом случае налог исчисляется и упла-чивается самим налогоплательщиком, во втором — это делает за него источник выплаты дохода (или налоговый агент), а в третьем — сумма налога исчисляется налоговым органом, плательщик уведомляется об этой сумме и перечисляет ее в установленные сроки в бюджет.

    Однако нередки исключения из этой схемы. Так, если налог на прибыль организаций — это типичный пример налога, уплачиваемого по декларации, то особые виды доходов организаций облагаются у источника этих доходов. К таким доходам относятся, например, доходы в виде дивидендов, а также процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам. Налог на прибыль организаций по дивидендным и процентным доходам исчисляет, удерживает и перечисляет в бюджет эмитент акций и облигаций.

    НДС по общему правилу также исчисляется и уплачивается самим плательщиком самостоятельно. Однако законодательством предусмотрены случаи, когда обязанность исчислять и перечислять НДС в бюджет возложена на агентов. Например, общая сумма НДС не исчисляется плательщиком — иностранной организацией, не состоящей на учете в налоговом органе в качестве плательщика, если эта организация продает товар (работу, услугу) покупателю (организации или предпринимателю), состоящему на налоговом учете. Покупатель в этом случае обязан выполнить функции налогового агента. Сумму НДС тогда исчисляет, удерживает и перечисляет в бюджет покупатель. Сумма НДС при этом исчисляется агентами отдельно по каждой операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории России.

    В тех случаях, когда плательщиками являются организации или предприниматели, они самостоятельно исчисляют и уплачивают налог, а для плательщиков — физических лиц предусмотрен другой способ обложения: либо у источника дохода, либо налог исчисляют налоговые органы. Так, налог на прибыль организации исчисляет плательщик самостоятельно, а аналогичный налог — налог на доходы физических лиц — исчисляет и перечисляет в бюджет источник (работодатель); транспортный и земельный налоги исчисляют и уплачивают плательщики-организации самостоятельно, а за плательщиков этих же налогов — физических лиц исчисление производят налоговые органы.

    Очевидно, такой способ обоснован тем, что, во-первых, физических лиц значительно больше, чем юридических лиц, и, во-вторых, физические лица не обладают необходимой квалификацией для самостоятельного исчисления налогов. Другими словами, выбор законодателем того или иного способа уплаты того или иного налога обусловливается соображениями снижения издержек его взимания.

    После ответа на вопрос, кто должен исчислить налог — сам плательщик, агент или налоговый орган, обязанная сторона приступает к исчислению суммы налога. Эти лица, исчисляя сумму налога, учитывают:

    Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащего уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов. Налоговый и отчетный периоды по всем видам налогов — фе-деральным, региональным и местным — устанавливаются НК РФ. Однако при установлении отчетного периода по отдельным реги-ональным или местным налогам предусматриваются полномочия соответственно законодательных (представительных) органов субъ-ектов РФ или представительных органов муниципальных образований не устанавливать отчетный период по этим налогам. А именно:

    в соответствии со ст. 379 гл. 30 НК РФ «Налог на имущество организаций» законодательный (представительный) орган субъекта РФ при установлении этого налога вправе не устанавливать отчетные периоды;

    согласно ст. 393 гл. 31 НК РФ «Земельный налог» при установлении этого налога представительный орган муниципального образования (законодательные (представительные) органы государственной власти городов Москвы и Санкт-Петербурга) вправе не устанавливать отчетный период.

    В НК РФ регламентируется порядок определения налогового периода для некоторых особых случаев:

    если организация была создана после начала календарного года, первым налоговым периодом для нее является период со дня ее создания до конца данного года. При этом днем создания организации признается день ее государственной регистрации;

    при создании организации с 1 декабря по 31 декабря первым налоговым периодом для нее является период со дня создания до конца календарного года, следующего за годом создания;

    если организация была ликвидирована (реорганизована) до конца календарного года, последним налоговым периодом для нее является период времени от начала этого года до дня завершения ликвидации (реорганизации) ;

    если организация, созданная после начала календарного года, ликвидирована (реорганизована) до конца этого года, налоговым периодом для нее является период со дня создания до дня ликвидации (реорганизации);

    если организация была создана с 1 по 31 декабря текущего календарного года и ликвидирована (реорганизована) раньше следующего календарного года, следующего за годом создания, налоговым периодом для нее является период со дня ее создания до дня ликвидации (реорганизации);

    6) если имущество, являющееся объектом обложения, было приобретено, реализовано (отчуждено или уничтожено) после начала календарного года, налоговый период по налогу на это имущество в данном году определяется как период фактического нахождения имущества в собственности плательщика.

    Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики предмета налогообложения.

    Существуют особенности исчисления налоговой базы разными участниками налоговых правоотношений: организациями, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами, не признаваемыми предпринимателями, налоговыми органами, налоговыми агентами.

    Организации исчисляют налоговую базу на основе следующих данных:

    по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета. Регистры предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, для отра-жения на счетах бухгалтерского учета и в отчетности. Регистры ведутся в специальных книгах (журналах), на отдельных листах и карточках, в виде распечаток, полученных при использовании вычислительной техники, а также на магнитных лентах, дисках, дискетах и иных машинных носителях. Хозяйственные операции должны отражаться в регистрах в хронологической последовательности и группироваться по соответствующим счетам бухгалтерского учета. Исправление ошибки в регистре бухгалтерского учета должно быть обосновано и подтверждено подписью лица, внесшего исправление;

    иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих обложению либо связанных с обложением.

    Обязанность по ведению бухгалтерского учета распространяется на все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, а также на филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.

    По многим налогам важна дата определения налоговой базы. В ряде глав части второй НК РФ, регламентирующих порядок взимания конкретных налогов, этому вопросу уделяется особое внимание. Приведем статьи, посвященные этому вопросу:

    по НДС — «Момент определения налоговой базы» (ст. 167);

    по акцизам — «Определение даты реализации (передачи) или получения подакцизных товаров» (ст. 195);

    по налогу на доходы физических лиц — «Дата фактического получения дохода» (ст. 223);

    по единому социальному налогу — «Определение даты осуществления выплат и иных вознаграждений (получения доходов)» (ст. 242);

    по налогу на прибыль организаций — «Порядок признания доходов при методе начисления» (ст. 271), «Порядок признания расходов при методе начисления» (ст. 272), «Поря-док определения доходов и расходов при кассовом методе» (ст. 273);

    по единому сельскохозяйственному налогу — «Порядок определения и признания доходов и расходов» (ст. 346.5);

    по единому налогу в рамках упрощенной системы налогообложения — «Порядок признания доходов и расходов» (ст. 346.17).

    Рассмотрим порядок определения даты исчисления налоговой базы на примере налога на прибыль организаций и НДС.

    Налог на прибыль организаций исчисляется для конкретного налогового периода; налогом облагается прибыль, полученная именно в этом периоде. Поэтому при исчислении прибыли необходимо из доходов вычитать расходы, причем как доходы, так и расходы должны относиться к данному налоговому периоду. Сопоставление доходов и расходов разных периодов — неправомерно, это искажает облагаемую базу, может привести к многократному обложению одного объекта.

    Возможны два метода признания и определения доходов и расходов:

    метод начисления (или накопительный метод, метод по отгрузке);

    кассовый метод (или метод присвоения, метод по оплате).

    Организация может утвердить в своей учетной политике для

    целей налогообложения дату возникновения обязанности по уплате налога одним из названных методов. Различия между этими методами показаны в табл. 5.1.

    Различия между методом начисления и кассовым методом признания и определения доходов и расходов

    В настоящее время для целей бухгалтерского учета используется исключительно метод начисления. Наблюдается тенденция перехода в целях налогообложения к этому методу и ограничение использования кассового метода. Действительно, организации имеют право на определение даты получения дохода (осуществления расхода) по кассовому методу лишь тогда, когда они в среднем за предыдущие четыре квартала имели сумму выручки от реализации без учета НДС не более 1 млн руб. за каждый квартал.

    Названные методы имеют как положительные, так и отрицательные стороны с точки зрения налоговых последствий.

    Плюсом кассового метода является то, что в доход, учитываемый при обложении прибыли, включается только оплаченная выручка. Минус этого метода — в моменте признания расходов. Расходы уменьшают облагаемую прибыль только тогда, когда будут оплачены. А в большинстве случаев организация не успевает их оплатить в течение отчетного периода. К примеру, зарплата за по-следний месяц квартала выплачивается в следующем квартале. И арендная плата за последний месяц квартала оплачивается в следующем квартале. Перечень таких расходов внушителен. А раз расходы не учитываются при обложении, значит, организация вынуждена завышать свои платежи по налогу на прибыль.

    Именно по этим причинам многие плательщики отказались от кассового метода и перешли на метод начисления.

    Положительной стороной метода начисления является то, что доходы организации уменьшают как оплаченные, так и неоплаченные расходы. Отрицательная сторона состоит в том, что в состав доходов включается вся выручка независимо от того, расплатился покупатель за проданный ему товар или нет. Из-за этого органи-зации иногда приходится платить налог на прибыль даже тогда, когда деньги за поставку товара ей не поступили вообще. А далеко не у каждой организации найдутся свободные деньги для того, чтобы перечислить их в бюджет. Следствие этого — пени, начисленные налоговой инспекцией.

    Метод начисления означает, что доходы признаются в том отчет-ном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) или имущественных прав. Если доходы относятся к нескольким периодам и если связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, доходы распределяются плательщиком самостоятельно, с уче-том принципа равномерности признания доходов и расходов.

    Существуют некоторые особенности определения даты признания доходов для целей обложения в зависимости от вида дохода.

    Доходы, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по курсу ЦБ РФ на дату признания соответствующего дохода. Обязательства и требования, выраженные в валюте, имущество в виде валютных ценностей пересчитываются в рубли на дату перехода права собственности по операциям с указанным имуществом, прекращения (исполнения) обязательств и требований или на последний день отчетного (налогового) периода в зависимости от того, что произошло раньше.

    При методе начисления расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств или иной формы их оплаты. Расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они возникают, исходя из условий сделок (по сделкам с конкретными сроками исполнения) и принципа равномерного и пропорционального формирования доходов и расходов (посделкам, длящимся более одного отчетного (налогового) периода).

    Если договором предусмотрено получение доходов в течение более чем одного отчетного периода и не предусмотрена поэтапная сдача товаров (работ, услуг), расходы распределяются по принципу равномерности признания доходов и расходов. Если расходы не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, то они распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов плательщика.

    Равно как и для доходов, существуют некоторые особенности определения даты признания расходов для целей обложения в за-висимости от вида расхода.

    По договорам займа и иным аналогичным договорам (иным долговым обязательствам, включая ценные бумаги), срок действия которых приходится более чем на один отчетный период, расход признается осуществленным и включается в состав расходов на конец соответствующего отчетного периода. При прекращении действия договора (погашения долгового обязательства) до истечения отчетного периода расход признается осуществленным и включается в состав расходов на дату прекращения действия договора (погашения долгового обязательства).

    Расходы, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по курсу ЦБ РФ на дату признания соответствующего расхода. Обязательства и требования, выраженные в валюте, имущество в виде валютных ценностей пересчитываются в рубли по кур-су ЦБ РФ на дату перехода права собственности при совершении операций с таким имуществом, прекращения (исполнения) обязательств и требований или на последний день отчетного (налогового) периода в зависимости от того, что произошло раньше.

    Кассовый метод означает, что датой получения дохода признается день поступления средств на счета в банки или в кассу, иного имущества (работ, услуг) и имущественных прав, а также погашение задолженности перед плательщиком иным способом, а расходами плательщиков считаются затраты после их фактической оплаты.

    Оплатой товара (работ, услуг, имущественных прав) признается прекращение встречного обязательства плательщиком — приобре-тателем указанных товаров (работ, услуг, имущественных прав) перед продавцом, которое непосредственно связано с поставкой этих товаров (выполнением работ, оказанием услуг, передачей имущественных прав).

    Расходы учитываются в составе расходов в следующие моменты (табл. 5.2).

    Порядок определения даты признания некоторых видов расходов

    Если плательщик, перешедший на определение доходов и расходов по кассовому методу, в течение налогового периода превысил предельный размер суммы выручки от реализации (1 млн руб.), он обязан перейти на определение доходов и расходов по методу начисления с начала налогового периода, в течение которого было допущено такое превышение.

    Плательщики, определяющие доходы и расходы по кассовому методу, не учитывают в целях налогообложения в составе доходов и расходов суммовые разницы, если по условиям сделки обязательство (требование) выражено в условных денежных единицах.

    Однако порядок использования названных методов применяется по-разному в отношении разных налогов. Вышеизложенный порядок признания доходов и расходов применяется лишь к налогообложению прибыли. При обложении организации другими налогами существуют особенности применения этих методов. Рассмотрим пример с НДС.

    Для обложения НДС, как, впрочем, и для обложения другими налогами, особое значение имеет определение даты возникновения объекта обложения, в данном случае — реализации (передачи) товаров (работ, услуг).

    По общему правилу моментом определения налоговой базы является наиболее ранняя из следующих дат:

    день отгрузки (передачи) товаров, имущественных прав;

    день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поста-вок товаров, передачи имущественных прав.

    Иными словами, в настоящее время для целей обложения добавленной стоимости используется только метод начисления.

    Статьей 313 гл. 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций» установлено, что плательщики этого налога исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета. Налоговый учет — это система обобщения информации для определения базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в предусмотренном порядке. НК РФ содержит следующие общие положения о налоговом учете:

    если в регистрах бухгалтерского учета недостаточно информации для определения налоговой базы, плательщик вправе самостоятельно дополнять применяемые регистры бух-галтерского учета дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные регистры налогового учета;

    налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных плательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты налога;

    система налогового учета организуется плательщиком самостоятельно исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, т.е. применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается плательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом руково-дителя. Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для плательщиков обязательные формы документов налогового учета;

    изменение порядка учета отдельных хозяйственных операций и (или) объектов в целях налогообложения осуществляется плательщиком в случае изменения налогового законодательства или применяемых методов учета. Решение о внесении изменений в учетную политику при изменении применяемых методов учета принимается с начала нового налогового периода, а при изменении налогового законодательства — не ранее чем с момента вступления в силу изменений норм законодательства;

    если плательщик начал осуществлять новые виды деятельности, он также обязан определить и отразить в учетной политике принципы и порядок их отражения для целей на-логообложения;

    данные налогового учета должны отражать порядок формирования суммы доходов и расходов, порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде, сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в сле-дующих налоговых периодах, порядок формирования сумм создаваемых резервов, а также сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу.

    Налоговый кодекс РФ содержит правила перерасчета налоговых обязательств при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы:

    в случае обнаружения ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем периоде перерасчет обязательств производится в периоде совершения ошибки;

    в случае невозможности определения конкретного периода корректируются обязательства отчетного периода, в котором выявлены ошибки (искажения).

    Здесь следует иметь в виду, что, поскольку камеральной и выездной налоговой проверкой плательщиков могут быть охвачены только 3 календарных года его деятельности, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки, то при обнаружении в текущем году доходов и расходов, не учтенных при определении налоговой базы по налогу на прибыль за год, находящийся за пределами предшествующего трехлетнего периода, перерасчет налоговых обязательств осуществлен быть не может.

    Перерасчет налоговых обязательств может быть произведен в сторону как их увеличения, так и их уменьшения. Если в ходе выездной проверки устанавливаются факты занижения налогов и сборов, подлежащих отнесению на себестоимость или финансовые результаты, то производится уменьшение облагаемой прибыли на сумму доначисленных налогов и сборов, подлежащих отнесению на себестоимость или финансовые результаты. По результатам вы-несенного решения по акту проверки плательщик должен внести соответствующие изменения в данные бухгалтерского учета.

    Предприниматели ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством РФ. Учет доходов и рас-ходов и хозяйственных операций ведется предпринимателями путем фиксирования в книге учета доходов и расходов и хозяйственных операций предпринимателя операций о полученных доходах и произведенных расходах в момент их совершения на основе первичных документов. В данной книге отражаются имущественное положение предпринимателя, а также результаты предпринима-тельской деятельности за налоговый период.

    Предприниматели должны обеспечивать полноту, непрерывность и достоверность учета всех полученных доходов, произведенных расходов и хозяйственных операций при осуществлении предпринимательской деятельности.

    Названные выше правила исчисления налоговой базы для ор-ганизаций и предпринимателей распространяются также и на налоговых агентов.

    Остальные физические лица (не индивидуальные предприниматели!) исчисляют налоговую базу на основе:

    сведений, получаемых в установленных случаях от организаций и (или) физических лиц о суммах выплаченных им доходов, об объектах обложения;

    данных собственного учета полученных доходов, объектов обложения, осуществляемого по произвольным формам.

    В случаях, предусмотренных НК РФ, налоговые органы исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе имеющихся у них данных. Налоговые органы имеют право определять суммы налогов, подлежащие уплате плательщиками в бюджетную систему РФ, расчетным путем. Допустимость применения в этих случаях расчетного метода исчисления налогов непо-средственно связана с обязанностью правильной, полной и своевременной их уплаты и обусловливается неправомерными действиями (бездействием) плательщика. Поэтому сам по себе расчетный путь исчисления налогов при обоснованном его применении не может рассматриваться как ущемление прав плательщиков. Наделение налоговых органов правом исчисления налогов расчетным путем направлено на реализацию целей и задач налогового контроля, проведение которого не должно иметь произвольных оснований. При осуществлении своих функций налоговые органы обязаны взаимодействовать с иными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

    В НК РФ предусмотрены случаи, когда налоговые органы ис-числяют налоговую базу:

    при отказе плательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых плательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов обложения;

    при непредставлении в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов;

    при отсутствии учета доходов и расходов, учета объектов обложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги;

    если есть основания полагать, что налогоплательщик искусственно занижает налоговую базу.

    Организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета, если не предусмотрено иное. Организации и предприниматели, применяющие упрощенную систему, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном гл. 26. 2 НК РФ. Организации, применяющие упрощенную систему, ведут учет основных средств и нематериальных активов в порядке, предусмотренном законодательством РФ о бухгалтерском учете.

    Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Законодательство закрепляет полномочия государственной власти и местного самоуправления по установлению налоговых ставок. Распределение полномочий произведено в зависимости от вида налогов — федеральных, региональных и местных.

    Федеральные налоги. Ставки по федеральным налогам определяются НК РФ. Однако в отдельных случаях, предусмотренных налоговым законодательством РФ, ставки федеральных налогов могут устанавливаться Правительством РФ в порядке и пределах, установленных НК РФ и иными актами налогового законодательства РФ. Так, в соответствии с п. 2 ст. 3 Закона РФ «О таможенном тарифе» ставки ввозных таможенных пошлин определяются Правительством РФ в пределах, установленных данным Законом. Пра-вительство РФ принимает постановление, которым утверждается таможенный тариф РФ.

    Региональные налоги. Ставки таких налогов и сборов устанавливаются законами субъектов РФ в пределах, установленных НК РФ.

    Так, в соответствии со ст. 369 НК РФ налоговые ставки по налогу на игорный бизнес устанавливаются законами субъектов РФ в следующих пределах:

    за один игровой стол — от 25 000 до 125 000 руб.;

    за один игровой автомат — от 1500 до 7500 руб.;

    за одну кассу тотализатора или одну кассу букмекерской конторы — от 25 000 до 125 000 руб.

    При этом, если ставки не установлены законами субъектов РФ, они устанавливаются в следующих размерах, закрепленных в указанной статье НК РФ:

    за один игровой стол — 25 000 руб.;

    за один игровой автомат — 1500 руб.;

    за одну кассу тотализатора или одну кассу букмекерской конторы — 25 000 руб.

    Местные налоги. Ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в пределах, установленных НК РФ и иными актами налогового законодательства РФ.

    Так, в соответствии со ст. 3 Закона РФ от 9 декабря 1991 г. «О налогах на имущество физических лиц» ставки налога на стро-ения, помещения и сооружения устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости. Представительные органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования и по иным критериям. При этом ставки налога устанавливаются в следующих пределах, закрепленных в ст. 369 Закона (табл. 5.3).

    Пределы ставки налога на строения, помещения и сооружения

    Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные налоговым законодательством преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

    Льготы могут быть предоставлены лишь в случае, когда это прямо предусмотрено налоговым законодательством. Налоговые льготы не могут быть предоставлены, например, законодательством об иностранных инвестициях, образовании, культуре и т.п. Плательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено НК РФ.

    Актами, которыми устанавливаются и отменяются налоговые льготы, являются:

    по федеральным налогам и сборам — НК РФ;

    по региональным налогам — НК РФ и (или) законы субъектов РФ о налогах;

    по местным налогам — НК РФ и (или) нормативные правовые акты представительных органов муниципальных об-разований о налогах (например, законы городов Москвы и Санкт-Петербурга о налогах).

    Преимущества отдельных категорий плательщиков могут выражаться (фактически это формы налоговых льгот):

    в установлении для них необлагаемого минимума объекта обложения;

    в изъятии из обложения определенных объектов обложе-ния;

    в более низкой налоговой ставке;

    в переносе сроков уплаты налогов и сборов;

    в иной периодичности исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (например, не ежедекадно или ежемесячно, а по окончании квартала);

    в праве осуществлять различные налоговые вычеты (умень-шающие облагаемую базу);

    в праве на ускоренную амортизацию основных средств (что также приводит к уменьшению облагаемой базы) либо на включение в себестоимость товаров (работ, услуг) затрат, которые обычно в нее не включаются, и т.д.;

    в полном освобождении от уплаты налогов и сборов (такая льгота может предоставляться как по одному, так и по всем видам налогов и сборов);

    в иных льготах, предусмотренных налоговым законодательством.

    Законодатель устанавливает налоговые льготы исходя из следующих целей:

    осуществления приоритетных программ социально-экономического развития;

    стимулирования использования финансовых ресурсов плательщиков для расширения и обновления производств и технологий с целью увеличения объемов производства, выпуска конкурентоспособной продукции и создания новых рабочих мест;

    повышения уровня социальной защиты населения;

    обеспечения полноты и своевременности поступления налоговых доходов бюджетов различных уровней.

    Льготы предоставляются лишь отдельным категориям платель-щиков (например, субъектам малого предпринимательства, физическим лицам — инвалидам Великой Отечественной войны, Героям Советского Союза и т.д.). Льготы не могут носить индивидуальный характер (т.е. их нельзя предоставлять конкретной организации, конкретному физическому лицу). Запрет на индивидуальный характер касается норм налогового законодательства, определяющих и основания, и порядок, и условия применения льгот. Не допускается устанавливать льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала. Данный принцип направлен на обеспечение конституционно гарантированного равенства форм собственности. Она также уравнивает в правах российских и зарубежных инвесторов в отношении получения налоговых льгот. Одновременно обес-печиваются равные условия для всех плательщиков и не допускаются факты создания необоснованно выгодных условий хозяйствования для конкретных плательщиков.

    Налоговые льготы не относятся к обязательным элементам налогообложения. Налоговые льготы и основания для их использования плательщиком могут предусматриваться в НК РФ лишь в необходимых, по мнению законодателя, случаях, и, поскольку установление льгот не является обязательным, их отсутствие при определении существенных элементов налога не влияет на оценку законности его установления.

    Налоговый кодекс РФ определяет по налоговым льготам:

    основания их применения (т.е. обстоятельства, позволяющие предоставлять данной категории плательщиков льго-ты);

    порядок их использования (процедура предоставления плательщику льгот, оформление и т.п.);

    условия их применения (т.е. обязательность соблюдения плательщиком, которому предоставлены льготы, определенных требований либо исполнения им определенных действий как необходимых предпосылок для использования льгот).

    Конституционный суд РФ в своих решениях неоднократно указывал, что освобождение от уплаты налогов по своей природе — льгота, которая является исключением из вытекающих из Конституции РФ (ст. 19 и 57) принципов всеобщности и равенства налогообложения, в силу которых каждый обязан платить законно установленный налог с соответствующего объекта обложения. Льготы всегда носят адресный характер, и их установление относится к исключительной прерогативе законодателя. Именно законодатель вправе определять (сужать или расширять) круг лиц, на которых распространяются льготы.

    отказаться от использования любых налоговых льгот, если не предусмотрено иное;

    приостановить использование любой льготы на один или несколько налоговых периодов, если не предусмотрено иное (т.е. по окончании налогового периода, в течение которого льгота не применялась, плательщик вправе этой льготой воспользоваться (в отношении следующего пе-риода).

    Если плательщик решил отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование, он обязан уведомить налоговый орган о таком отказе (приостановлении). НК РФ предостав-ляет плательщику лишь право, но не обязывает его отказаться от использования льготы, а потому не может рассматриваться как затрагивающий какие-либо конституционные права и свободы. Однако, осуществляя соответствующий выбор, плательщик вправе требовать реализации только того механизма предоставления льготы, который закреплен в НК РФ. При этом установление особенностей применения льгот, в том числе в виде некоторых ограничений права плательщика отказаться от использования льготы и обязанности совершить определенные действия, связанные с учетом сумм налога, также не направлено на ущемление конституционных прав и свобод плательщика, поскольку законодатель, вводя налоговую льготу, вправе предусмотреть и особый порядок ее использования.

    Исходя из положения ст. 56 НК РФ право на льготу по налогу не может зависеть от избранного организацией метода учетной политики, так как в этом случае хозяйствующие субъекты будут поставлены в неравное экономическое положение при прочих равных условиях.

    Налоговый кодекс РФ предоставляет плательщику при соблюдении определенных условий право применять пониженные ставки налогов, однако это не является налоговой льготой. Это означает, что плательщик не вправе отказаться от применения пони-женных ставок налога на основании положений ст. 56 НК РФ. Например, ст. 241 НК РФ установлены размеры ставок единого социального налога (ЕСН). При этом ставки носят регрессивный характер, т.е. ставка понижается в зависимости от величины налоговой базы. Плательщик не имеет права отказаться от применения регрессивной шкалы ставок по ЕСН, поскольку применение регрессивной шкалы не является налоговой льготой.

    Наконец, появляется возможность дать ответ на вопрос, сформулированный в начале этого раздела: каков алгоритм (формула) исчисления налога? Он зависит от того, какие ставки применяют к налоговой базе:

    ¦ если специфические (твердые, в абсолютной сумме на еди-ницу измерения), то в НК РФ применяется следующая формула — «произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы».

    Например, сумма акциза за 500 шт. сигар составит 88 руб. 75 коп. (17 руб. 75 коп. за 1 шт. х 500 шт.);

    если адвалорные (в процентах), то — «соответствующая на-логовой ставке процентная доля налоговой базы».

    Например, сумма НДС, которую продавец (налогоплательщик) предъявит покупателю при продаже письменного стола, оптовая стоимость которого 2000 руб., составит 360 руб. (18% х х 2000 руб. : 100%);

    если комбинированные (состоящие из специфической и адвалорной ставок), то — «сумма, полученная в результате сложения сумм акциза, исчисленных как произведение специфической ставки и объема реализованных (переданных, ввозимых) товаров в натуральном выражении и как соответствующая адвалорной ставке процентная доля стоимости таких товаров».

    Например, табачная фабрика реализовала 6 тыс. шт. сигарет с фильтром (300 пачек). Максимальная розничная цена пачки — 25 руб. Ставка акциза составляет 100 руб. за 1 тыс. шт. + 5% расчетной стоимости, но не менее 115 руб. за 1 тыс. шт. Расчетная стоимость реализованных сигарет — 7500 руб. (25 руб. х 300 пачек). Сумма акциза, рассчитанная исходя из специфической составляющей комбинированной ставки, — 600 руб. (100 руб. х 6 тыс. шт. : : 1 тыс. шт.). Сумма акциза, рассчитанная исходя из адвалорной составляющей комбинированной ставки, — 375 руб. (7500 руб. х х 5%). Общая сумма акциза по комбинированной ставке — 975 руб. (600 руб. + 375 руб.). Сумма акциза по минимальной ставке составляет 690 руб. (115 руб. х 6 тыс. шт. : 1 тыс. шт.). Поскольку сумма акциза, рассчитанная по комбинированной ставке, по сигаретам оказалась больше суммы акциза по минимальной ставке, органи-зация заплатит в бюджет 975 руб.

    При исчислении налога сумму, полученную в результате применения налоговой ставки к налоговой базе, образовавшейся за налоговый период, необходимо уменьшить на сумму льгот по этому налогу, которыми пользуется плательщик.

    Известно, что по многим налогам установлены разные ставки. По налогу на прибыль организаций, например, наряду со ставкой по прибыли от обычной деятельности (24%), предусмотрены другие ставки (0, 9, 10, 15, 20%) по отдельным конкретным видам доходов. В таких случаях обязателен раздельный учет таких доходов, а общая сумма налога за налоговый период определяется как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно по предусмотренным ставкам.

    knigi.news