Оглавление:
Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (с изменениями и дополнениями)
Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ
«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
С изменениями и дополнениями от:
30 декабря 2001 г., 10 января, 30 июня 2003 г., 22 августа 2004 г., 9 мая, 31 декабря 2005 г., 18, 29, 30 декабря 2006 г., 26 июня, 8 ноября, 1 декабря 2007 г., 12 июня, 14, 23 июля, 27 октября, 22, 30 декабря 2008 г., 28 сентября, 28 декабря 2010 г., 18, 19 июля, 7 декабря 2011 г., 5, 25 июня 2012 г., 2, 23 июля, 25 ноября 2013 г., 23 июня, 29 декабря 2014 г., 29 июня, 13 июля, 28 ноября 2015 г., 3 июля 2016 г., 1, 29 июля 2017 г., 18, 23 апреля 2018 г.
Согласно Федеральному закону от 22 декабря 2008 г. N 268-ФЗ положения настоящего Федерального закона в части оценки и подтверждения соответствия табачной продукции не применяются со дня вступления в силу названного Федерального закона
См. письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 8 августа 2011 г. N 01/10020-1-32 об изменениях законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи со вступлением в силу Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»
Принят Государственной Думой 12 марта 1999 года
Одобрен Советом Федерации 17 марта 1999 года
См. комментарии к настоящему Федеральному закону
Настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона
Президент Российской Федерации
30 марта 1999 г.
Законом вносятся изменения в порядок формирования системы санитарно-эпидемиологической службы. Она выводится из подведомственности Минздраву РФ и становится федеральной централизованной системой органов и учреждений, объединивших на функциональной основе государственные санитарно-эпидемиологические службы нескольких министерств и ведомств. В систему государственной санитарно-эпидемиологической службы включены только органы и учреждения, уполномоченные осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, при этом исключены все иные организационно-правовые формы юридических лиц, которые ранее входили в состав службы.
Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 6 апреля 1999 г. N 64-65, в Собрании законодательства Российской Федерации от 5 апреля 1999 г. N 14 ст. 1650
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Федеральный закон от 23 апреля 2018 г. N 101-ФЗ
Изменения вступают в силу с 21 октября 2018 г.
См. будущую редакцию настоящего документа
Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ
Федеральный закон от 18 апреля 2018 г. N 81-ФЗ
Изменения вступают в силу с 29 апреля 2018 г.
Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 221-ФЗ
Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 216-ФЗ
Изменения вступают в силу с 10 августа 2017 г.
Федеральный закон от 1 июля 2017 г. N 141-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 1 июля 2017 г. N 135-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ
Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ
Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 358-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 233-ФЗ
Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 213-ФЗ
Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 160-ФЗ
Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 458-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г., за исключением положений, вступающих в силу с 1 июля 2015 г.
Федеральный закон от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 марта 2015 г.
Федеральный закон от 23 июня 2014 г. N 160-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 июля 2014 г.
Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ
Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 246-ФЗ
Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.
Федеральный закон от 25 июня 2012 г. N 93-ФЗ
Федеральный закон от 5 июня 2012 г. N 52-ФЗ
Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. N 417-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.
Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 248-ФЗ
Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 243-ФЗ
Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 августа 2011 г.
Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 215-ФЗ
Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 394-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 28 сентября 2010 г. N 243-ФЗ
Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ
Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. N 268-ФЗ
Положения настоящего Федерального закона в части оценки и подтверждения соответствия табачной продукции не применяются со дня вступления в силу названного Федерального закона
Федеральный закон от 27 октября 2008 г. N 178-ФЗ
Требования абзаца второго пункта 1, пунктов 2 и 3 статьи 13, статьи 14, пунктов 2 — 6 статьи 15, пунктов 2 и 3 статьи 16, пункта 2 статьи 32, статей 41 и 43 настоящего Федерального закона не применяются в отношении соковой продукции из фруктов и (или) овощей со дня вступления в силу названного Федерального закона
Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.
Федеральный закон от 14 июля 2008 г. N 118-ФЗ
Федеральный закон от 12 июня 2008 г. N 88-ФЗ (в редакции Федерального закона от 22 июля 2010 г. N 163-ФЗ)
Положения абзаца второго пункта 1, пунктов 2 и 3 статьи 13, пунктов 4 — 6 статьи 15, первого предложения пункта 2 и пункта 3 статьи 16, пункта 2 статьи 32, статьи 41 настоящего Федерального закона не применяются в отношении молока и молочной продукции со дня вступления в силу Федерального закона от 12 июня 2008 г. N 88-ФЗ
Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 309-ФЗ
Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 258-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 26 июня 2007 г. N 118-ФЗ
Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. N 266-ФЗ
Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г.
Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ
Федеральный закон от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2006 г.
Федеральный закон от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ
Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.
Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 июля 2003 г.
Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ
Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
base.garant.ru
52-ФЗ «О санитарно эпидемиологическом благополучии»
Федеральный закон 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», регламентирует условия, нормы и требования, для обеспечения сохранности здоровья, гражданам Российской Федерации. Закон обеспечивает благоприятную окружающую среду на различных объектах, для граждан всех возрастных категорий.
Описание закона
ФЗ-52 «О санитарно эпидемиологическом благополучии», был принят 12 марта в 1999 году. Закон регламентирует санитарные и эпидемиологические нормы для различных объектов — рабочие организации, водохранилища, базы отдыха, санатории. Также, законом установлен порядок действий для предупреждения химических и биологических угроз, порядок их устранения. Законом установлены и соответствующие инструкции для сотрудников на предприятиях, производстве и т.д.
Скачать ФЗ-52 можно по ссылке тут. В законе описаны нормы санитарной дисциплины для обеспечения комфортного уровня жизнедеятельности граждан.
Последние изменения 52-ФЗ
Изменения ФЗ-52, коснулись пятого пункта 46 статьи, из которой убрали федеральный орган по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Рассмотрим и другие статьи.
Ст. 11.
Данная статья устанавливает обязанности индивидуальных предпринимателей, которые обязаны осуществлять следующие процедуры, в соответствии с ФЗ-52 о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения:
- исполнение предписаний, назначенных государственным санэпидем надзором;
- проведение мероприятий, направленных на профилактику сантирано-эпидемических происшествий;
- информирование о санэпидем происшествиях;
- производственный контроль, с соблюдением санитарно-эпидемиологических мероприятий.
- сырье, а также оборудование которое с ним контактирует, должно соответствовать санитарно-эпидемиологическим нормам;
- продукты, пищевое сырье, пищевые добавки, которые не соответствуют санитарно-эпидемиологическим нормам, для благополучия населения, должны немедленно сниматься с производства;
- ввод и производство новой продукции, должен осуществляться в соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормами и т. д.
- права человека на охрану здоровья;
- права на благоприятную окружающую среду.
- Биологические, в том числе воздействие вирусов, бактерий, паразитов и т. д.
- Физические, включая шумы, вибрацию, различные излучения, ультразвук и т. п.
- Социальные, к которым относят питание, воду, условия труда, отдыха, бытовые и пр.
- Химические и иные факторы, к примеру, гигиенические и прочие, которые потенциально могут повлиять на здоровье человека или его потомства.
- Профилактика инфекционных и вирусных заболеваний, оценка их текущего состояния, прогнозирование;
- противоэпидемические мероприятия от профилактики до вакцинации;
- надзор и нормирование (то есть установление нормативов);
- установление порядка и контроль процедуры, которая подтверждает или опровергает соответствие продуктов массового потребления и иного установленным требованиям;
- выдача лицензий на отдельные виды деятельности, которые теоретически и практически могут представлять опасность для человеческой жизни и здоровья;
- регистрация веществ, химических, биологических, радиоактивных, различных отходов и т. д., которые каким-либо образом могут нанести вред человеку или окружающей среде;
- мониторинг состояния окружающей среды и санитарно-гигиенической обстановки в обществе;
- научные исследования в данной сфере;
- связь с общественностью по ключевым вопросам деятельности;
- своевременное принятие мер по пропаганде здорового образа жизни и защиты населения от угрожающих факторов;
- привлечение виновных лиц к ответственности за несоблюдение установленных требований.
- благоприятную окружающую среду, которая не оказывает на него вредного влияния;
- получать достоверную информацию о ее состояния от ответственных и уполномоченных лиц, к которым относятся соответствующие федеральные, муниципальные органы, правоохранительные и контролирующие, а также организации. Сведения могут касаться санитарно-эпидемиологической обстановки, природной среды, качества товаров, услуг и продуктов и т. д.;
- при возникновении нарушения своих прав или прав неограниченного круга лиц обращаться за помощью и защитой в уполномоченные органы;
- предоставлять и вносить свои предложения;
- получать компенсацию вреда, когда он был нанесен.
- планировки и застройки поселений (городских и сельских), включая градостроительное проектирование, схемы территориального планирования, генпланы, проекты магистралей, общественных мест, домов и т. д.;
- товаров для бытового и личного применения, продуктов производственно-технического назначения и их производства — они не должны оказывать негативное воздействие;
- химических, биологических и иных веществ, которые могут быть потенциально опасными: их оборот, выпуск, перевозка, хранение, использование подлежат госрегистрации и учету;
- продовольственных продуктов: они обязаны удовлетворять потребности потребителя и не должны быть вредными;
- новшеств с пищевой промышленности: сначала они подвергаются исследованиям, в ходе которых устанавливается их безопасность;
- экспортируемой продукции, качество которой при ввозе в РФ должно проверяться;
- организации общественного питания: санитарно-эпидемиологические требования распространяются на все заведения общепита, учреждения дошкольного и школьного питания, в медучреждениях и т. п.;
- объектов водоснабжения, как естественного происхождения, так и хозяйственно-бытового: вода не должна причинять вреда человеку и окружающей среде, в связи с чем устанавливаются и контролируются показатели предельно допустимой концентрации в ней различных веществ;
- воздуха в естественной среде и на производстве, в жилых и прочих помещениях: он не должен негативно отражаться на человеке и должен соответствовать установленным нормативам;
- почвы;
- производственных и потребительских отходов: порядка их сбора, транспортировки, утилизации и пр.;
- жилых помещений по их площади, освещенности, микроклимату, уровням шума, излучений, вибрации и т. д.: понятно, что жилье должно соответствовать установленным нормативам;
- производственных и общественных помещений, транспорта, центров и пр.;
- условий труда: рабочее место и производственные процессы должны быть безопасными и благоприятными для человека. В отдельную статью выделена работа с биологическими и микробиологическими веществами (генная инженерия и т.д.) и токсинами. Отдельной же статьей оформлен труд в условиях физического воздействия на работника (речь идет о шуме, вибрации, ультразвуке, инфракрасном, тепловом, радиоактивном и ином излучении, а также технике, связанной с этими явлениями и иных потенциально опасных для человека физических нагрузках);
- условий воспитания, обучения, отдыха, оздоровления детей;
- условий проведения санитарно-противоэпидемических мер (к примеру, карантинов, вакцинаций, медосмотров).
- инфекционные заболевания,
- опасные для здоровья человека товары и продукты питания.
- медицинская и фармацевтическая деятельность;
- деятельность в области обращения с ядерными материалами и радиоактивными веществами;
- деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности;
- образовательная деятельность.
- производство лекарственных средств;
- деятельность, связанная с использованием возбудителей инфекционных заболеваний;
- производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
- деятельность, связанная с использованием источников ионизирующего излучения.
- решение о признании спорного положения подзаконного акта недействующим;
- либо определение о прекращении производства по делу в связи с тем, что «оспаривается недействующая часть нормативного правового акта, формально не отмененная, но фактически не действующая в силу издания более позднего акта».
Ст. 15.
В статье 15 Федерального закона 52, перечисляются санитарно-эпидемиологические мероприятия, которые являются базисом для благополучия населения. К ним относятся пищевые добавки, пищевое сырье, различные материалы и оборудование, которые контактирует с пищевым сырьем на этапе производства и обработке.
Согласно данной статьей:
Ст. 18.
Ст. 18 Федерального закона 52 регламентирует санитарно-эпидемиологические мероприятия для водных объектов. К примеру, если объект используется как источник питьевой воды, они должны быть чисты от химических и биологических угроз для жизнедеятельности человека. Также, если объект находится только в проекте, его утверждают исключительно при наличии справки о соответствии санитарным правилами.
Ст. 24.
Данная статья устанавливает требования к эксплуатации зданий, транспорта, оборудования, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормами. При проведении работ на подобных объектах, необходимо соблюдать санитарно-эпидемиологические установки. Если они нарушены, работу, согласно закону, следует приостановить, до восстановления санитарных норм.
Статья 28.
В статье 28 52 Федерального закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии, установлены санитарные нормы, требования и условия для отдыха и оздоровления детей. В образовательных, или развлекательных объектах для детей, должны проводиться мероприятия по профилактике заболеваний. Образовательные и развлекательные мероприятия, могут проводиться только при соответствии санитарно-эпидемиологическим нормам.
Статья 32.
Данная статья регламентирует санитарные нормы при производственном контроле. При проведении лабораторных исследований, испытаний, необходимо соблюдать санитарно-эпидемиологические нормы, а также проводить профилактические мероприятия среди сотрудников. При обнаружении зараженного сотрудника — провести мероприятие по госпитализации.
Статья 33.
Статья 33 устанавливает меры в отношении больных инфекционными заболеваниями. Лица, больные инфекционными заболеваниями подлежат наблюдению, если они представляют опасность для окружающих. Такие лица подлежат госпитализации. Если граждане связаны со специфической работой, они, с согласия, должны быть временно переведены на другое рабочее место, где будет отсутствовать риск распространения заболевания.
Статья 34.
Статья 34 Федерального закона 52 от 30 марта 1999 года о санитарном благополучии населения, регламентирует регулярные медицинские осмотры, в целях предупреждения возникновения и распространения заболеваний. Статья содержит постановления, о обязательных медицинских осмотрах на предприятиях, а также о последствиях отказа от проведения подобных мероприятий – отстранение от работы.
210fz.ru
Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения: почему его важно знать?
Ныне действующий в Российской Федерации закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения был принят 30 марта 1999 года, он известен под номером 52-ФЗ. В него многократно вносились изменения, ныне действующая редакция была принята в 2008 году. Как и любой федеральный закон РФ, этот нормативный акт устанавливает главные правила правового регулирования в своей области, а также содержит множество отсылок. По сути, он закрепляет только наиболее общие принципы и предоставляет дальнейшие пути правового регулирования на местах. Прежде всего, направлен этот ФЗ на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, так как оно гарантировано каждому гражданину главным сводом законов — Конституцией. Самыми общими составляющими этого понятий выступают:
Основы регулирования 52-ФЗ
Данный ФЗ является основой отечественного законодательства о санитарно-эпидемиологических условиях, создаваемых для обеспечения благоприятных и безопасных условиях жизни населения. Узнаем о нем больше!
Федеральный закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения учитывает такие факторы среды обитания, как:
Цель государства, государственного надзора и регулирования в этой сфере — защитить человека от негативного воздействия таких факторов, когда они становятся угрожающими жизни или здоровью сейчас или в будущем.
Создание благоприятных для человека условий в понятии закона обозначает, что он будет жить в такой среде обитания, где будут отсутствовать какие-либо вредные условия. Соответственно, для этого государственные службы обязаны выяснить и установить, какими должны быть условия, благоприятные для человеческой жизнедеятельности. Они получили название «гигиенические нормативы». Благополучие граждан обеспечивается комплексом средств госрегулирования, к которым относятся:
Права и обязанности граждан в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия
Каждый россиянин вправе получать:
При этом каждый гражданин обязан соблюдать санитарное законодательство, в соответствии с ним заботиться и воспитывать детей, не нарушать прав сограждан, гарантированных им санитарно-эпидемиологическими нормами.
Отдельные санитарно-эпидемиологические требования
Начиная с 12 статьи, в законе содержатся нормы, регулирующие отдельные виды правовых ситуаций. Суть проста — везде должны соблюдаться санитарные требования и правила. Они касаются:
Иные сферы регулирования 52-ФЗ
Закон также стоит на страже санитарной охраны всей страны. В данное понятие входит забота государства о том, чтобы на территорию РФ не были ввезены и занесены:
Контроль всех ввозимых в Россию товаров осуществляется специализированными таможенными службами в пропускных пунктах. Там каждый товар может быть разрешен или запрещен к ввозу либо помещен на особое хранение, в карантин.
Производственный контроль – это также относящийся к сфере регулирования 52-ФЗ комплекс мероприятий, который включает в себя анализ, оценку, исследование условий труда, производственных процессов, режимов хранения и транспортировки товаров или оказания услуг с целью проверки соблюдения санитарно-эпидемиологических требований либо выявления фактов их нарушения.
Государственное регулирование в части санитарно-эпидемиологической защиты населения имеет широкий набор функций и полномочий. Уполномоченный органы, к примеру, выдают разрешения, лицензии, допуски на право заниматься некоторыми видами деятельности, могут изолировать зараженного опасным вирусом человека, вводят обязательные периодические медицинские осмотры и устанавливают графики профилактических вакцинаций.
potrebprav.ru
Главная | ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
30 марта 1999 года N 52-ФЗ
О САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОМ БЛАГОПОЛУЧИИ НАСЕЛЕНИЯ
Принят
Государственной Думой
12 марта 1999 года
Одобрен
Советом Федерации
17 марта 1999 года
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Глава II. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН, ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ САНИТАРНО — ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ
Глава III. САНИТАРНО — ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА
Со дня вступления в силу Федерального закона от 27.10.2008 N 178-ФЗ требования абзаца второго пункта 1, пунктов 2 и 3 статьи 13 не применяются в отношении соковой продукции из фруктов и (или) овощей (часть 1 статьи 28 Федерального закона от 27.10.2008 N 178-ФЗ).
Со дня вступления в силу Федерального закона от 27.10.2008 N 178-ФЗ требования статьи 14 не применяются в отношении соковой продукции из фруктов и (или) овощей (часть 1 статьи 28 Федерального закона от 27.10.2008 N 178-ФЗ).
Со дня вступления в силу Федерального закона от 27.10.2008 N 178-ФЗ требования пунктов 2, 3, 4, 5, 6 статьи 15 не применяются в отношении соковой продукции из фруктов и (или) овощей (часть 1 статьи 28 Федерального закона от 27.10.2008 N 178-ФЗ).
Со дня вступления в силу Федерального закона от 27.10.2008 N 178-ФЗ требования пунктов 2 и 3 статьи 16 не применяются в отношении соковой продукции из фруктов и (или) овощей (часть 1 статьи 28 Федерального закона от 27.10.2008 N 178-ФЗ).
Глава IV. САНИТАРНО — ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКИЕ (ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ) МЕРОПРИЯТИЯ
Глава V. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ САНИТАРНО — ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ
Со дня вступления в силу Федерального закона от 27.10.2008 N 178-ФЗ требования статьи 41 не применяются в отношении соковой продукции из фруктов и (или) овощей (часть 1 статьи 28 Федерального закона от 27.10.2008 N 178-ФЗ).
Со дня вступления в силу Федерального закона от 27.10.2008 N 178-ФЗ требования статьи 43 не применяются в отношении соковой продукции из фруктов и (или) овощей (часть 1 статьи 28 Федерального закона от 27.10.2008 N 178-ФЗ).
Глава VI. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЙ НАДЗОР В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ
Глава VII. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ САНИТАРНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Глава VIII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Президент Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН
Москва, Кремль
30 марта 1999 года
N 52-ФЗ
Общество защиты прав потребителей в социальных сетях:
ozpp.ru
Утратившие силу положения Федерального закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения: отголоски в подзаконных актах
Один из базовых недостатков российского законотворчества — принятие нового федерального закона, который изменяет подзаконные акты, не сопровождается их корректировкой тут же, в тексте федерального закона (путем перечисления положений подзаконных актов, утративших силу, а в идеале — еще и изменения положений, которые не утрачивают силу, но требуют корректировки).
Сложившиеся обычаи законотворчества не предусматривают внесения федеральным законом изменений в подзаконные акты и признания их утратившими силу.
В результате при применении тех или иных подзаконных актов возникает вопрос: не противоречит ли данное конкретное положение тому или иному федеральному закону? И если да, то как нам доказать это при обращении в госорган, чтобы решить вопрос без проволочек?
К сожалению, министерства и ведомства не спешат проводить ревизию и «чистку» подзаконных актов. А изменения в федеральные законы часто вносятся путем признания отдельных требований утратившими силу.
То есть без изучения всех ранее действовавших редакций того или иного федерального закона мы не сможем понять: в подзаконном акте — «выдумка» работников конкретного министерства или всего лишь невычеркнутое положение закона, которое действовало на момент издания подзаконного акта, но позднее утратило силу.
Законодательные разночтения
Изменения в Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее — Федеральный закон № 52-ФЗ) вносились более чем 30 федеральными законами.
Рассмотрим некоторые изменения, внесенные в разные годы в Федеральный закон № 52-ФЗ, по которым подзаконные акты все еще хранят «старые» правила.
Содержащийся в п. 2 ст. 40 Федерального закона № 52-ФЗ перечень видов деятельности, для принятия решения о выдаче лицензии на осуществление которых требуется наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления данных видов деятельности
Данный перечень неоднократно изменялся. В настоящее время он выглядит так:
Однако в п. 6 Порядка выдачи санитарно-эпидемиологических заключений, утвержденного Приказом Роспотребнадзора от 19.07.2007 № 224 (в ред. от 12.08.2010), в подобном перечне названы исключенные из п. 2 ст. 40 Федерального закона № 52-ФЗ виды деятельности:
Кроме того, наименование лицензируемой деятельности по обращению с отходами I–IV классов опасности в п. 6 данного Порядка также указано в устаревшей редакции: «деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I–IV классов опасности» (без «утилизации» и «обработки», но с «использованием»). Но это еще полбеды.
Дело в том, что до 24.11.2007 (включительно) в п. 2 ст. 40 Федерального закона № 52-ФЗ предусматривалась выдача (для целей лицензирования) санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии санитарным правилам не «имущества» (как это предусмотрено с 25.11.2007), а «видов деятельности».
Однако до сих пор не приведена в соответствие с этими изменениями форма санитарно-эпидемиологического заключения на производство (виды деятельности, работы, услуги) № 303-00-5/у, утвержденная Приказом Минздрава РФ от 27.10.2000 № 381 «О бланках типовых документов, используемых центрами госсанэпиднадзора».
К сведению
Данный приказ был зарегистрирован в Минюсте России и с 2000 г. не корректировался.
Форма санитарно-эпидемиологического заключения № 303-00-5/у по-прежнему предусматривает указание в нем вывода о соответствии либо несоответствии санитарным правилам не «имущества», а «деятельности».
Утратившее силу требование о получении санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии предполагаемого использования земельных участков санитарным правилам
Пунктом 3 ст. 12 Федерального закона № 52-ФЗ (в редакции Федерального закона от 18.12.2006 № 232-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации») ранее было предусмотрено:
Предоставление земельных участков для строительства допускается при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии предполагаемого использования земельных участков санитарным правилам.
На основании Федерального закона от 19.07.2011 № 248-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией положений Федерального закона «О техническом регулировании»» (далее — Федеральный закон № 248-ФЗ) п. 3 ст. 12 Федерального закона № 52-ФЗ признан утратившим силу с 21.10.2011. Тем не менее в подзаконных актах еще сохранились требования, прямо противоречащие Федеральному закону № 248-ФЗ.
Например, согласно п. 4.11 СанПиН 2.1.7.1287-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы»:
Не разрешается предоставление земельных участков под строительство без заключения органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, или при наличии в нем замечаний о нарушении санитарных норм и правил.
Согласно п. 2.2 СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» (далее — СП 2.1.7.1038-01):
Выбранный участок для устройства полигона должен иметь санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным правилам.
В соответствии с п. 2.10 СП 2.1.7.1038-01:
Территориальный ЦГСЭН […] дает заключение об использовании территории бывшего полигона.
Приведенные положения санитарных правил вполне могут быть восприняты исполнителями на местах как по-прежнему действующие.
Обратите внимание!
Возможно, по этой причине законодатель, не имея возможности править санитарные правила, предпринял еще одну попытку доведения своей воли до санитарных врачей.
На основании Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» из предусмотренного п. 2 ст. 12 Федерального закона № 52-ФЗ перечня действий в сфере строительства, когда «должны соблюдаться санитарные правила», исключены слова: «[при] выборе земельных участков под строительство».
Утратившее силу требование о наличии у индивидуальных предпринимателей и юридических лиц официально изданных санитарных правил, методов и методик контроля факторов среды обитания
Согласно абз. 8 ст. 11 Федерального закона № 52-ФЗ (в редакции, действовавшей с 05.04.1999 по 31.07.2011 включительно):
Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны иметь в наличии официально изданные санитарные правила, методы и методики контроля факторов среды обитания.
На основании подп. «в» п. 7 ст. 31 Федерального закона от 18.07.2011 № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с 01.08.2011 абз. 8 ст. 11 Федерального закона № 52-ФЗ утратил силу.
Однако данное утратившее силу требование продолжает сохраняться в п. 12 Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 24.07.2000 № 554, согласно которому:
Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны иметь официально изданные санитарные правила и методики контроля факторов среды обитания в соответствии с осуществляемой ими деятельностью.
29.12.2015 вступило в силу Определение Верховного Суда РФ от 11.12.2015 по делу № АКПИ15-1251 по административному исковому заявлению о признании недействующим п. 12 Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.07.2000 № 554.
Указанным Определением производство по делу прекращено. Верховный Суд РФ поставил спорному пункту следующий «диагноз»:
Оспаривается недействующая часть нормативного правового акта, формально не отмененная, но фактически не действующая в силу издания более позднего акта.
Как действовать?
Очевидно, при продолжающемся бездействии Роспотребнадзора по «расчистке» санитарных правил остаются только 3 способа «подсвечивания» проблемных положений подзаконных актов:
1) направление обращений в Роспотребнадзор;
2) направление обращений в Минюст России;
3) обращение в Верховный Суд РФ с целью получить:
Если заранее не предпринимать мер по расчистке пути от «завалов» прошлых лет, то выход в суд с оспариванием незаконных действий и решений органов санэпиднадзора может обернуться не только потерей времени, но и конфликтом с санитарными врачами в конкретном регионе.
А при нежелании судьи вникать в коллизии закона и подзаконных актов существует риск принять формальное решение: имеется никем не отмененный подзаконный нормативный правовой акт — будем его применять; признание его недействующим — компетенция не наша, а Верховного Суда РФ.
А. В. Кретов,
генеральный директор ООО «Центр правовой экологии»
www.profiz.ru