Слова на правило буквы о-е после шипящих и ц

Написание о/е после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных, прилагательных и наречий

Написание букв «о» или «е» после шипя­щих в суф­фик­сах и окон­ча­ни­ях суще­стви­тель­ных, при­ла­га­тель­ных и наре­чий зави­сит от уда­ре­ния.

Алгоритм выбора букв о/е после шипящих

Чтобы выбрать бук­ву «о» или «е» после шипя­ще­го, дей­ству­ем поша­го­во, исполь­зуя сле­ду­ю­щий алго­ритм.

  • Первый шаг — опре­де­ле­ние части речи, к кото­рой при­над­ле­жит сло­во.
  • Второй шаг — раз­бор сло­ва по соста­ву (мор­фем­ный раз­бор), что­бы выяс­нить, в какой его части нахо­дит­ся орфо­гра­фи­че­ская про­бле­ма.
  • Разобрав сло­во по соста­ву, убе­дим­ся, что это суф­фикс или окон­ча­ние суще­стви­тель­но­го, при­ла­га­тель­но­го или наре­чия. Тогда, что­бы пра­виль­но напи­сать после шипя­ще­го соглас­но­го бук­ву «е» или «о» в суф­фик­се или окон­ча­нии слов этих частей речи, руко­вод­ству­ем­ся орфо­гра­фи­че­ским пра­ви­лом:

    Рассмотрим, как дей­ству­ет это пра­ви­ло, на при­ме­рах слов ука­зан­ных частей речи.

    Написание букв о/е после шипящих у существительных

    У суще­стви­тель­ных под уда­ре­ни­ем после шипя­щих кор­ня в суф­фик­сах и окон­ча­ни­ях форм тво­ри­тель­но­го паде­жа напи­шем бук­ву «о».

    слуш о́к , сун­дуч о́к , прыж о́к ;

    девч о́нк а, деньж о́нк и, рубаш о́нк а;

    с силач о́м , борщ о́м , под стел­лаж о́м , тираж о́м ;

    с врач о́м , грач о́м , свеч о́й , саранч о́й , плащ о́м .

    Без уда­ре­ния напи­шем бук­ву — «е»:

    В заим­ство­ван­ных суще­стви­тель­ных с суф­фик­сом -ёр- и в рус­ском сло­ве «уха­жёр» после шипя­щих кор­ня пишет­ся бук­ва «ё»:

    Отличаем эти напи­са­ния от сло­ва «мажор» и про­из­вод­но­го при­ла­га­тель­но­го, в мор­фем­ном соста­ве кото­рых нет ука­зан­но­го суф­фик­са:

    мажор н ый — корень/суффикс/окончание.

    Имеем в виду, что суще­стви­тель­ные, обра­зо­ван­ные от гла­го­лов, сохра­ня­ют суф­фикс этой части речи и пишут­ся после шипя­щих кор­ня с бук­вой «ё»:

    ноч ева ть — ноч ёв к а;

    корч ева ть — корч ёв к а;

    меж ева ть — меж ёв к а;

    рас­туш ева ть — рас­туш ёв к а;

    пере­коч ева ть — пере­коч ёв к а.

    Написание букв о, е после шипящих в суффиксах и окончаниях прилагательных

    У при­ла­га­тель­ных ана­ло­гич­но под уда­ре­ни­ем в суф­фик­сах -ов-, -он и окон­ча­ни­ях после шипя­щих соглас­ных кор­ня пишет­ся бук­ва «о».

    Примеры:

  • морж о́в ый
  • камыш о́в ый
  • парч о́в ый
  • грош о́в ый
  • еж о́в ый
  • холщ о́в ый
  • смеш о́н (бег­лое «о»)
  • больш о́й
  • чуж о́й
  • но рыж е му , хорош е й .

    Написание суффиксов наречий после шипящих

    В соот­вет­ствии с ука­зан­ным орфо­гра­фи­че­ским пра­ви­лом в суф­фик­сах наре­чий после шипя­щих соглас­ных осно­вы под уда­ре­ни­ем пишет­ся бук­ва «о», без уда­ре­ния — «е»:

  • горяч о́
  • свеж о́
  • общ о́
  • голыш о́м
  • нагиш о́м ,
  • но ти́ш е , бли́ж е , да́ль ше , неуклю́ж е


    russkiiyazyk.ru

    «Буквы О-Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных» (6-й класс)

    Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом.

  • Актуализация прежних знаний
  • Формирование новых знаний и способов действия
  • Применение знаний, т.е. формирование умений.
  • Повторение правописания букв о-е в окончаниях и суффиксах существительных, в окончаниях прилагательных
  • Знакомство с правилом правописания букв о-е после шипящих и ц, в суффиксах прилагательных
  • Закрепления правила в ходе выполнения заданий
  • Развитие речи учащихся
  • Формирование навыка добывания знаний
  • Развитие творческих способностей учащихся.
    1. Мотивация учащихся к познавательной деятельности, подготовка к изучению нового материала.
    2. Чуж…й город
    3. Храбрый петуш…к
    4. Высокое крыльц…
    5. Ш…лковые локоны
    6. Храброе сердц…
    7. Маленький овраж…к
    8. В дремуч…м лесу
    9. Укрыть плащ…м
    10. Алый флаж…к
    11. Сладкий крыж…вник
    12. Любоваться пейзаж…м
    13. Золотое кольц…
    14. Парч…вая накидка
      • Сможете ли вы выполнить эту работу – вставить пропущенные буквы? Уверены?
      • Какие знакомые правила вам следует вспомнить и применить, выполняя эту работу? Есть ли незнакомые слова?
      • От чего будет зависеть выбор буквы? (Часть речи и часть слова)
      • Итак, приступайте к работе. Желаю удачи!

      • Какое словосочетание вызвало у вас затруднения? Почему? (Прилагательное, суффикс)
      • Хотите узнать об этом? Давайте вместе и поработаем.
        1. Осмысление нового материала

        — Посмотрите на эти словосочетания

      • Грошовый вклад
      • Сторожевой катер
      • Бежевый костюм
      • Отцовский рюкзак
      • Ежовые рукавицы
      • Есть ли в данных прилагательных суффиксы? Обозначим их.
      • Почему, как вы думаете, в них пишутся разные гласные после шипящих и Ц?
    15. Объявление цели и темы урока.
    16. Наша цель – научиться применять правило, видеть условия его применения. Каков же алгоритм этого правила?

    17. Пишу в суффиксах прилагательных после шипящих и Ц
    18. О — под ударением (пунцовый) Е — без ударения ситцевый)
    19. Ещё раз озвучим это правило (3-4 ученика)

      1 этап: Диктант — “Молчанка”

      Покажите карточкой ту букву, что вы напишете в словах

      и

      2 этап: “Подбери слово”

      Замените данные сочетания “сущ.+ сущ.” синонимичными, но другого типа – “прил.+сущ.”

    20. Платье из парчи — …
    21. Полотенце из холста — …
    22. Вода из ключа — …
    23. (Какой “ключ” имеется в виду? что это за явление?)
    24. Мешок для вещей — …
    25. Краситель для пищи — …
    26. Бумага с глянцем — …
    27. — Все ли сочетания написаны верно?

      • плюшевый мишка
      • песцовый воротник
      • кумачевая рубаха
      • ситцевая занавеска
      • свинцовая пуля
      • моржовый клык
      • ландышовый запах
      • камышовые заросли
      • глянцовая бумага
      • — Какое правило я забыла, написав эти слова с ошибками? А вы его помните?

        1. Итоги урока
          • Что нового вы сегодня узнали?
          • Чему научились? Что открыли для себя?
          • xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

            Гласные О и Ё после шипящих в корне слова

            Для многих иностранцев, изучающих русский язык, серьезным «камнем преткновения» являются шипящие звуки. Например, в испанском языке полностью отсутствуют звуки «ж» и «ш», поэтому имя Наташа, столь популярное в Латинской Америке, местные жители произносят как «Натача». Но написание букв после шипящих представляет трудности и для носителей русского языка, в особенности для школьников. В школьном курсе русского языка рассматриваются многочисленные примеры на это правило.

            Обычно детям предлагаются упражнения на тему: «Вставить пропущенные буквы и обосновать свой выбор». Но многие школьники не могут вставить правильную букву и теряются. Почему же так происходит? Специфика шипящих «ж» и «ш» такова, что любой звук, обозначающий гласную букву и идущий после них, звучит твердо. Например, «ё» после «ж» и «ш» звучит как «о», другого варианта произношения просто нет.

            Согласно устоявшимся орфоэпическим нормам, люди произносят [жолтый], а не [ж’олтый], то же самое в словах — «пшенка», «пошел», «шепот». Поэтому для того, чтобы правильно написать гласную после твердых шипящих «ш», «ж», нельзя полагаться на слух. Нужно учить правила.

            Когда уместно писать О

            Это вопрос, которому посвящен отдельный раздел в курсе русского языка средней школы. Прежде всего, для правильного написания нужно выделить корень. Правило говорит о том, что «о» пишется в так называемых словарных словах, к которым нельзя подобрать проверочные с буквой «ё» в корне.

            Большинство из них — иностранные, но есть среди них и исконно русские. Вот типичные примеры:

          • Мажор (слово латинского происхождения, обозначающее «главный», «большой»).
          • Крыжовник (русское слово, которое, возможно, произошло от польского слова «крж» — «крест», из-за крестообразных листьев этого ягодного растения).
          • Обжора (исконно русское) и однокоренное к нему слово «жор» — «усиленный аппетит». Обычно слово «жор» употребляется по отношению к рыбе, которая активно клюет, и очень редко — по отношению к человеку, с иронией.
          • Имена иностранного происхождения: Жора (уменьшительное от имени Георгий, французский вариант — Жорж, английский — Джордж).
          • Написание Ё в корне слова

            Гласная «ё» пишется в том случае, если к слову можно подобрать проверочное слово, в котором четко слышится «е». Вот хрестоматийные примеры, знакомые всем младшим школьника 3−4 классов:

          • Шепот — шепчет, шептать.
          • Шел, пришел — шедший, пришедший.
          • Желтый — желтеть.
          • Пшенка — пшено.
          • Это интересно: как правильно писать “а также” – слитно или раздельно?

            При этом следует иметь в виду, что до 1917 года правила орфографии были немного другие, поэтому в книгах, изданных до революции, и, спустя некоторое время после нее, можно встретить совершенно другое написание: «шопот», «пришол». Если фрагменты из старых книг используются в качестве учебного материала для школьников, такие слова следует помечать сноской и писать в сноске: «в соответствии со старой орфографией».

            А также «ошибочное» написание гласных иногда встречается у поэтов. Например, Александр Блок в своем стихотворении «Фабрика» пишет: «В соседнем доме окна жолты». Поэт сознательно допускает ошибку, потому что слово «желтый», написанное через букву «о», помогает наиболее точно передать неприятную обстановку в «спальном районе», где находится фабрика. Это поэтическая вольность, намеренная орфографическая ошибка используется как средство художественной выразительности. Данную деталь необходимо учитывать при анализе стихотворения на уроках литературы.

            Это интересно: таблица падежей в русском языке.

            Определение правильности написания

            Существует еще одно важное правило написания «о» или «ё» после шипящих. Если существительное и глагол звучат одинаково, то в имени существительном пишется «о», а в глаголе «ё». Например:

          • Я получил ожог. Но: я ожёг руку кипятком.
          • Иван был арестован за поджог. Он из ревности поджег дом соседа.
          • Углежог (устаревшее название профессии).
          • Пережогин (фамилия). Но: Во время войны дедушка пережег в печке всю мебель.
          • Изжога.
          • Для того, чтобы ученики хорошо усвоили это правило, эффективным будет такое упражнение: составить собственные предложения с парами слов («поджог» — «поджег», «ожог» — «ожег»).

            В суффиксах

            И также «камнем преткновения» для школьников часто являются гласные «о» и «ё» после шипящих в суффиксах. Здесь действует простое правило: если существительное образовано от причастия, то в суффиксе пишется «ё». Примеры: сгущенка («сгущенное молоко»), тушенка («тушеная говядина»), жженка («жженый сахар»). В остальных случаях пишется «о»: «душонка», «старушонка», «клячонка». Однако, по правилам старой орфографии, в старых книгах можно встретить написание «тушонка», «жжонка». Это нужно учитывать при работе с книгами старого образца.

            Современные правила написания «о» и «ё» после шипящих в корне слова были официально введены относительно недавно. Для того чтобы их освоить, учащимся необходима практика. Навыки, полученные на практических занятиях, должны закрепляться с помощью диктантов, самостоятельных и проверочных работ, сочинений и изложений.

            Для того, чтобы правильно написать «о» и «ё» после шипящих, следует вспомнить правило и соотнести его с конкретным словом. После этого необходимо сделать вывод, в соответствии с правилом, о том, какая буква подходит в данном случае. Не стоит полагаться на слух, потому что коварные «шипящие» могут ввести в заблуждение своим твердым произношением. Кроме того, не следует забывать об особенностях старой орфографии. Слова «шопот» и «шол» в книгах говорят не о том, что автор был неграмотный, а о том, что произведение было написано очень давно.

            obrazovanie.guru

            Придумать 10 слов с о-ё после шипящих в ударном корне, ударном суффиксе, ударном окончание. Существительных и прилагательных.

            Ответы и объяснения

            Шов, шелк,, шорох, камышовый, моржовый, смешной, щека, черный, ушел, ночевка, тушенка, с врачом, большого, бережет, печет

          • Комментарии
          • Отметить нарушение
          • Azula20142014
          • середнячок
          • Правописание О – Ё после шипящих в корне слова
            Часть речи не определяем, единое правило действует для всех слов:
            1) есть чередование Ё//Е в однокоренном слове → Ё: шЁпот − шЕптать ;пчЁлка – пчЕла, жЁлтый – жЕлтеть;

            2) нет чередования с Е в однокоренном слове → О: крыжОвник, шоссе, шоколад, шофер, жокей, жонглёр, Шотландия, шок, мажор, шов, шорох, капюшон, трущоба, чокаться, крыжовник, шорты и др.

            Правописание О – Ё(Е) после шипящих в суффиксах
            Выбор гласной зависит от части речи:
            1) слово образовано от глагола → Ё: ночЁвка (ночевать) ; печёный (печь) ;
            2) суффикс ЁР в существительных→ стажЁР, ухажЁР;

            3) беглая гласная О → кишОк (киШКи) , ножОн (ноЖНы) , смешОн (смеШНа) .
            4) слово образовано не от глагола → О: девчОнка, волчОк зайчОнок; пачОвый (безударный –ЕВ-: плюшЕвый) .
            5) суффикс наречий → ударный О, безударный Е: свежО, пахучЕ.

            Правописание О – Ё(Е) после шипящих в окончаниях
            Выбор гласной зависит от части речи:
            1) существительных → ударное О, безударное Е: плащОм, товарищЕм;
            2) прилагательных → ударное О, безударное Е: большОго, бывшЕго;

            3) глаголов → Ё: течёт, печёт.

            Запомнить: ОжОг, поджОг, изжОга − существительные; ожЁг, поджЁг − глаголы. ОбжОра, тяжЁлый, мелочЁвка, ещЁ.

            znanija.com

            Буквы О, Ё после шипящих в корне слова

            Этот видеоурок доступен по абонементу

            У вас уже есть абонемент? Войти

            На прошлом занятии вы работали над способами проверки безударной гласной в корне. Помните, как вы это делали? Вы подбирали проверочное слово так, чтобы проверяемый гласный оказался под ударением. Но не все гласные в корне слова проверяются ударением. Дело в том, что у нас может возникать трудность в написании гласной и под ударением. На этом уроке мы изучим орфограмму «Буквы О, Ё после шипящих в корне слова».

            Тема: Фонетика. Графика. Орфография

            Урок: Буквы О, Ё после шипящих в корне слова

            1. Введение

            Посмотрите на транскрипцию слов [шо́рах], [ шо́пат]. Как видите, и в первом, и во втором слове под ударением [о]. А теперь обратите внимание на написание этих слов:

            [шо́рах] – шорох, [шо́пат] – шёпот. В слове шорох под ударением мы написали о, в слове шёпот также под ударением мы написали букву ё.

            Запоминаем правило

            Рис. 1. Гласные О, Ё после шипящих в корне слова (Источник)

            После шипящих в корнях слов пишется буква ё, если можно подобрать однокоренное слово или другую форму того же слова с буквой е. Если мы не можем подобрать однокоренное слово или другую форму слова с буквой е, то после шипящих в корне слова пишется буква о. В заимствованных словах в корне после шипящих под ударением и без ударения пишется буква о: шоссе, жонглёр, шорты.

            Учебное наблюдение

            Он случайно ожг руку.

            Он получил сильный ожг.

            Злоумышленник поджг дом.

            Злоумышленник совершил поджг дома.

            Все слова в этих предложениях написаны правильно. Как же это объяснить? Подумайте: в первом и втором предложении выделено одно и то же слово? А в третьем и четвертом? Перед нами разные слова. Почему это разные слова?

            Запомните: с буквой Ё пишется глагол, а существительное пишем с буквой О:

            ожг, поджг – глаголы; ожг, поджг – имена существительные.

            Домашнее задание

            Подберите к данным словам другие формы или однокоренные слова с буквой е. Найдите слово, в котором допущена ошибка.

            Чёрный, щёчка, пчёлка, расчёска, учёба, чёлка, шёл, щёлка, обжёра.

            Составьте 10 словосочетаний с заимствованными словами на изученную орфограмму.

            Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет

            1. Русская Литература XIX и XX века (Источник).

            2. Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ (Источник).

            3. Образовательный сайт (Источник).

            Литература

            1. Русский язык. Теория. 5–9 кл.: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова – М.: Дрофа, 2008.

            2. Русский язык. 5 кл.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта – М.: Дрофа, 2010.

            3. Русский язык. Практика. 5 кл.: под ред. А.Ю. Купаловой. – М.: Дрофа, 2012.

            Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта.

            interneturok.ru