Оглавление:
Написание о/е после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных, прилагательных и наречий
Написание букв «о» или «е» после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных, прилагательных и наречий зависит от ударения.
Алгоритм выбора букв о/е после шипящих
Чтобы выбрать букву «о» или «е» после шипящего, действуем пошагово, используя следующий алгоритм.
Разобрав слово по составу, убедимся, что это суффикс или окончание существительного, прилагательного или наречия. Тогда, чтобы правильно написать после шипящего согласного букву «е» или «о» в суффиксе или окончании слов этих частей речи, руководствуемся орфографическим правилом:
Рассмотрим, как действует это правило, на примерах слов указанных частей речи.
Написание букв о/е после шипящих у существительных
У существительных под ударением после шипящих корня в суффиксах и окончаниях форм творительного падежа напишем букву «о».
слуш о́к , сундуч о́к , прыж о́к ;
девч о́нк а, деньж о́нк и, рубаш о́нк а;
с силач о́м , борщ о́м , под стеллаж о́м , тираж о́м ;
с врач о́м , грач о́м , свеч о́й , саранч о́й , плащ о́м .
Без ударения напишем букву — «е»:
В заимствованных существительных с суффиксом -ёр- и в русском слове «ухажёр» после шипящих корня пишется буква «ё»:
Отличаем эти написания от слова «мажор» и производного прилагательного, в морфемном составе которых нет указанного суффикса:
мажор н ый — корень/суффикс/окончание.
Имеем в виду, что существительные, образованные от глаголов, сохраняют суффикс этой части речи и пишутся после шипящих корня с буквой «ё»:
ноч ева ть — ноч ёв к а;
корч ева ть — корч ёв к а;
меж ева ть — меж ёв к а;
растуш ева ть — растуш ёв к а;
перекоч ева ть — перекоч ёв к а.
Написание букв о, е после шипящих в суффиксах и окончаниях прилагательных
У прилагательных аналогично под ударением в суффиксах -ов-, -он и окончаниях после шипящих согласных корня пишется буква «о».
Примеры:
но рыж е му , хорош е й .
Написание суффиксов наречий после шипящих
В соответствии с указанным орфографическим правилом в суффиксах наречий после шипящих согласных основы под ударением пишется буква «о», без ударения — «е»:
но ти́ш е , бли́ж е , да́ль ше , неуклю́ж е
russkiiyazyk.ru
«Буквы О-Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных» (6-й класс)
Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом.
- Мотивация учащихся к познавательной деятельности, подготовка к изучению нового материала.
- Чуж…й город
- Храбрый петуш…к
- Высокое крыльц…
- Ш…лковые локоны
- Храброе сердц…
- Маленький овраж…к
- В дремуч…м лесу
- Укрыть плащ…м
- Алый флаж…к
- Сладкий крыж…вник
- Любоваться пейзаж…м
- Золотое кольц…
- Парч…вая накидка
- Сможете ли вы выполнить эту работу – вставить пропущенные буквы? Уверены?
- Какие знакомые правила вам следует вспомнить и применить, выполняя эту работу? Есть ли незнакомые слова?
- От чего будет зависеть выбор буквы? (Часть речи и часть слова)
- Какое словосочетание вызвало у вас затруднения? Почему? (Прилагательное, суффикс)
- Хотите узнать об этом? Давайте вместе и поработаем.
- Осмысление нового материала
- Грошовый вклад
- Сторожевой катер
- Бежевый костюм
- Отцовский рюкзак
- Ежовые рукавицы
- Есть ли в данных прилагательных суффиксы? Обозначим их.
- Почему, как вы думаете, в них пишутся разные гласные после шипящих и Ц?
- Объявление цели и темы урока.
- Пишу в суффиксах прилагательных после шипящих и Ц
- О — под ударением (пунцовый) Е — без ударения ситцевый)
- Платье из парчи — …
- Полотенце из холста — …
- Вода из ключа — …
- (Какой “ключ” имеется в виду? что это за явление?)
- Мешок для вещей — …
- Краситель для пищи — …
- Бумага с глянцем — …
- плюшевый мишка
- песцовый воротник
- кумачевая рубаха
- ситцевая занавеска
- свинцовая пуля
- моржовый клык
- ландышовый запах
- камышовые заросли
- глянцовая бумага
- Итоги урока
- Что нового вы сегодня узнали?
- Чему научились? Что открыли для себя?
- Мажор (слово латинского происхождения, обозначающее «главный», «большой»).
- Крыжовник (русское слово, которое, возможно, произошло от польского слова «крж» — «крест», из-за крестообразных листьев этого ягодного растения).
- Обжора (исконно русское) и однокоренное к нему слово «жор» — «усиленный аппетит». Обычно слово «жор» употребляется по отношению к рыбе, которая активно клюет, и очень редко — по отношению к человеку, с иронией.
- Имена иностранного происхождения: Жора (уменьшительное от имени Георгий, французский вариант — Жорж, английский — Джордж).
- Шепот — шепчет, шептать.
- Шел, пришел — шедший, пришедший.
- Желтый — желтеть.
- Пшенка — пшено.
- Я получил ожог. Но: я ожёг руку кипятком.
- Иван был арестован за поджог. Он из ревности поджег дом соседа.
- Углежог (устаревшее название профессии).
- Пережогин (фамилия). Но: Во время войны дедушка пережег в печке всю мебель.
- Изжога.
- Комментарии
- Отметить нарушение
- Azula20142014
- середнячок
Итак, приступайте к работе. Желаю удачи!
— Посмотрите на эти словосочетания
Наша цель – научиться применять правило, видеть условия его применения. Каков же алгоритм этого правила?
Ещё раз озвучим это правило (3-4 ученика)
1 этап: Диктант — “Молчанка”
Покажите карточкой ту букву, что вы напишете в словах
и
2 этап: “Подбери слово”
Замените данные сочетания “сущ.+ сущ.” синонимичными, но другого типа – “прил.+сущ.”
— Все ли сочетания написаны верно?
— Какое правило я забыла, написав эти слова с ошибками? А вы его помните?
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Гласные О и Ё после шипящих в корне слова
Для многих иностранцев, изучающих русский язык, серьезным «камнем преткновения» являются шипящие звуки. Например, в испанском языке полностью отсутствуют звуки «ж» и «ш», поэтому имя Наташа, столь популярное в Латинской Америке, местные жители произносят как «Натача». Но написание букв после шипящих представляет трудности и для носителей русского языка, в особенности для школьников. В школьном курсе русского языка рассматриваются многочисленные примеры на это правило.
Обычно детям предлагаются упражнения на тему: «Вставить пропущенные буквы и обосновать свой выбор». Но многие школьники не могут вставить правильную букву и теряются. Почему же так происходит? Специфика шипящих «ж» и «ш» такова, что любой звук, обозначающий гласную букву и идущий после них, звучит твердо. Например, «ё» после «ж» и «ш» звучит как «о», другого варианта произношения просто нет.
Согласно устоявшимся орфоэпическим нормам, люди произносят [жолтый], а не [ж’олтый], то же самое в словах — «пшенка», «пошел», «шепот». Поэтому для того, чтобы правильно написать гласную после твердых шипящих «ш», «ж», нельзя полагаться на слух. Нужно учить правила.
Когда уместно писать О
Это вопрос, которому посвящен отдельный раздел в курсе русского языка средней школы. Прежде всего, для правильного написания нужно выделить корень. Правило говорит о том, что «о» пишется в так называемых словарных словах, к которым нельзя подобрать проверочные с буквой «ё» в корне.
Большинство из них — иностранные, но есть среди них и исконно русские. Вот типичные примеры:
Написание Ё в корне слова
Гласная «ё» пишется в том случае, если к слову можно подобрать проверочное слово, в котором четко слышится «е». Вот хрестоматийные примеры, знакомые всем младшим школьника 3−4 классов:
Это интересно: как правильно писать “а также” – слитно или раздельно?
При этом следует иметь в виду, что до 1917 года правила орфографии были немного другие, поэтому в книгах, изданных до революции, и, спустя некоторое время после нее, можно встретить совершенно другое написание: «шопот», «пришол». Если фрагменты из старых книг используются в качестве учебного материала для школьников, такие слова следует помечать сноской и писать в сноске: «в соответствии со старой орфографией».
А также «ошибочное» написание гласных иногда встречается у поэтов. Например, Александр Блок в своем стихотворении «Фабрика» пишет: «В соседнем доме окна жолты». Поэт сознательно допускает ошибку, потому что слово «желтый», написанное через букву «о», помогает наиболее точно передать неприятную обстановку в «спальном районе», где находится фабрика. Это поэтическая вольность, намеренная орфографическая ошибка используется как средство художественной выразительности. Данную деталь необходимо учитывать при анализе стихотворения на уроках литературы.
Это интересно: таблица падежей в русском языке.
Определение правильности написания
Существует еще одно важное правило написания «о» или «ё» после шипящих. Если существительное и глагол звучат одинаково, то в имени существительном пишется «о», а в глаголе «ё». Например:
Для того, чтобы ученики хорошо усвоили это правило, эффективным будет такое упражнение: составить собственные предложения с парами слов («поджог» — «поджег», «ожог» — «ожег»).
В суффиксах
И также «камнем преткновения» для школьников часто являются гласные «о» и «ё» после шипящих в суффиксах. Здесь действует простое правило: если существительное образовано от причастия, то в суффиксе пишется «ё». Примеры: сгущенка («сгущенное молоко»), тушенка («тушеная говядина»), жженка («жженый сахар»). В остальных случаях пишется «о»: «душонка», «старушонка», «клячонка». Однако, по правилам старой орфографии, в старых книгах можно встретить написание «тушонка», «жжонка». Это нужно учитывать при работе с книгами старого образца.
Современные правила написания «о» и «ё» после шипящих в корне слова были официально введены относительно недавно. Для того чтобы их освоить, учащимся необходима практика. Навыки, полученные на практических занятиях, должны закрепляться с помощью диктантов, самостоятельных и проверочных работ, сочинений и изложений.
Для того, чтобы правильно написать «о» и «ё» после шипящих, следует вспомнить правило и соотнести его с конкретным словом. После этого необходимо сделать вывод, в соответствии с правилом, о том, какая буква подходит в данном случае. Не стоит полагаться на слух, потому что коварные «шипящие» могут ввести в заблуждение своим твердым произношением. Кроме того, не следует забывать об особенностях старой орфографии. Слова «шопот» и «шол» в книгах говорят не о том, что автор был неграмотный, а о том, что произведение было написано очень давно.
obrazovanie.guru
Придумать 10 слов с о-ё после шипящих в ударном корне, ударном суффиксе, ударном окончание. Существительных и прилагательных.
Ответы и объяснения
Шов, шелк,, шорох, камышовый, моржовый, смешной, щека, черный, ушел, ночевка, тушенка, с врачом, большого, бережет, печет
Правописание О – Ё после шипящих в корне слова
Часть речи не определяем, единое правило действует для всех слов:
1) есть чередование Ё//Е в однокоренном слове → Ё: шЁпот − шЕптать ;пчЁлка – пчЕла, жЁлтый – жЕлтеть;
2) нет чередования с Е в однокоренном слове → О: крыжОвник, шоссе, шоколад, шофер, жокей, жонглёр, Шотландия, шок, мажор, шов, шорох, капюшон, трущоба, чокаться, крыжовник, шорты и др.
Правописание О – Ё(Е) после шипящих в суффиксах
Выбор гласной зависит от части речи:
1) слово образовано от глагола → Ё: ночЁвка (ночевать) ; печёный (печь) ;
2) суффикс ЁР в существительных→ стажЁР, ухажЁР;
3) беглая гласная О → кишОк (киШКи) , ножОн (ноЖНы) , смешОн (смеШНа) .
4) слово образовано не от глагола → О: девчОнка, волчОк зайчОнок; пачОвый (безударный –ЕВ-: плюшЕвый) .
5) суффикс наречий → ударный О, безударный Е: свежО, пахучЕ.
Правописание О – Ё(Е) после шипящих в окончаниях
Выбор гласной зависит от части речи:
1) существительных → ударное О, безударное Е: плащОм, товарищЕм;
2) прилагательных → ударное О, безударное Е: большОго, бывшЕго;
3) глаголов → Ё: течёт, печёт.
Запомнить: ОжОг, поджОг, изжОга − существительные; ожЁг, поджЁг − глаголы. ОбжОра, тяжЁлый, мелочЁвка, ещЁ.
znanija.com
Буквы О, Ё после шипящих в корне слова
Этот видеоурок доступен по абонементу
У вас уже есть абонемент? Войти
На прошлом занятии вы работали над способами проверки безударной гласной в корне. Помните, как вы это делали? Вы подбирали проверочное слово так, чтобы проверяемый гласный оказался под ударением. Но не все гласные в корне слова проверяются ударением. Дело в том, что у нас может возникать трудность в написании гласной и под ударением. На этом уроке мы изучим орфограмму «Буквы О, Ё после шипящих в корне слова».
Тема: Фонетика. Графика. Орфография
Урок: Буквы О, Ё после шипящих в корне слова
1. Введение
Посмотрите на транскрипцию слов [шо́рах], [ шо́пат]. Как видите, и в первом, и во втором слове под ударением [о]. А теперь обратите внимание на написание этих слов:
[шо́рах] – шорох, [шо́пат] – шёпот. В слове шорох под ударением мы написали о, в слове шёпот также под ударением мы написали букву ё.
Запоминаем правило
Рис. 1. Гласные О, Ё после шипящих в корне слова (Источник)
После шипящих в корнях слов пишется буква ё, если можно подобрать однокоренное слово или другую форму того же слова с буквой е. Если мы не можем подобрать однокоренное слово или другую форму слова с буквой е, то после шипящих в корне слова пишется буква о. В заимствованных словах в корне после шипящих под ударением и без ударения пишется буква о: шоссе, жонглёр, шорты.
Учебное наблюдение
Он случайно ожг руку.
Он получил сильный ожг.
Злоумышленник поджг дом.
Злоумышленник совершил поджг дома.
Все слова в этих предложениях написаны правильно. Как же это объяснить? Подумайте: в первом и втором предложении выделено одно и то же слово? А в третьем и четвертом? Перед нами разные слова. Почему это разные слова?
Запомните: с буквой Ё пишется глагол, а существительное пишем с буквой О:
ожг, подж
г – глаголы; ож
г, подж
г – имена существительные.
Домашнее задание
Подберите к данным словам другие формы или однокоренные слова с буквой е. Найдите слово, в котором допущена ошибка.
Чёрный, щёчка, пчёлка, расчёска, учёба, чёлка, шёл, щёлка, обжёра.
Составьте 10 словосочетаний с заимствованными словами на изученную орфограмму.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет
1. Русская Литература XIX и XX века (Источник).
2. Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ (Источник).
3. Образовательный сайт (Источник).
Литература
1. Русский язык. Теория. 5–9 кл.: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова – М.: Дрофа, 2008.
2. Русский язык. 5 кл.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта – М.: Дрофа, 2010.
3. Русский язык. Практика. 5 кл.: под ред. А.Ю. Купаловой. – М.: Дрофа, 2012.
Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта.
interneturok.ru