Виды законов в рф и их соотношение

Законы РФ, их виды и соотношение

Содержание

Основная часть 5

1 Виды законов РФ 5

1.1 Виды федеральных законов 5

1.2 Конституция – основной закон государства 8

2 Соотношение законов в РФ 12

2.1 Законы и подзаконные нормативные правовые акты 12

2.2 Особенности соотношения законов и нормативных правовых актов …14

Список использованных источников 20

Приложение А 21

Дефиниция «закон» известна еще дореволюционному российскому государству и праву. В дореволюционной юридической литературе под законом понимали «всякую норму права, созданную прямым предписанием государственной власти». «Государственный закон есть совокупность юридических норм, определяющих устройство и деятельность государства. Им определяются, как устройство и деятельность правительственных властей и учреждений, так и права граждан».

В советский период государства и права, на первом этапе был совершен отказ от термина «закон». Конституция СССР 1936 г. закрепила термин «закон» на конституционном уровне. Формально ее положения провозглашали верховенство закона. В этот период «закон» определялся как «нормативный акт высшего органа государственной власти, выражающий волю господствующего класса, изданный в установленном порядке и обладающий высшей юридической силой».

Действующее законодательство не содержит легального определения закона. В теории права предлагается закрепить такое определение в специальном законе «о законах».

В современной юридической литературе, на основе анализа положений Конституции РФ, регламентов палат Федерального собрания РФ, дается следующее определение закона – «это нормативный акт, которые принимается Парламентом – Федеральным Собранием России на основе особой процессуальной формы их деятельности – посредством законодательного процесса, важнейшие стадии которого регламентированы в Конституции РФ».

В настоящее время в иерархии форм конституционного права законы занимают главное после Конституции РФ и международных договоров место. Это обусловлено провозглашенным в ч. 2 ст. 4 Конституции РФ принципом верховенства Конституции РФ и законов. Верховенство закона предполагает, что основополагающие отношения во всех сферах общественной жизни должны регулироваться законами. Законы обладают высшей юридической силой по отношению к иным нормативно-правовым актам (за исключением Конституции РФ и международных договоров РФ). В юридической литературе законы делят на конституционные и обычные. Так, Ж.И.

Овсепян выделяет законы на: федеральные конституционные законы: а) Федеральные конституционные законы о поправках к Конституции; б) Иные федеральные конституционные законы (не связанные с поправками Конституции), а также обычные (федеральные) законы. Обосновывая такую классификацию ученая подчеркивает, что «несовпадения с ФКЗ о поправках к Конституции обнаруживаются в следующем. … по их юридической силе он не равны Конституции и законам о поправках Конституции, стоят на порядок ниже последних в иерархии законодательства».

Основная часть


1Виды законов РФ

Виды федеральных законов

Виды законов могут выть выделены по разным основаниям. Законы в Российской Федерации делятся на две группы: законы, принимаемые на федеральном уровне и законы субъектов Российской Федерации.

К сфере регулирования исключительно законом, принимаемым на федеральном уровне, относятся следующие вопросы:

основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, способы их охраны, юридическая ответственность и иные меры принуждения по отношению к гражданам;

общие вопросы федеративных отношений в Российской Федерации; порядок выборов Президента Российской Федерации и Государственной Думы, формирования Совета Федерации, их правовой статус;

порядок ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;

правовые основы экономического, социального и экологического развития Российской Федерации;

правовое положение средств массовой информации; порядок формирования и расходования федерального бюджета;

федеральные налоги и сборы;

общие вопросы национальной безопасности;

порядок введения режима чрезвычайного и военного положения;

уголовная ответственность и уголовный процесс, порядок исполнения уголовных наказаний;

судоустройство, прокурорский надзор, адвокатура.

Законом могут регулироваться и иные вопросы, если они в соответствии с Конституцией России, законами должны регулироваться законами. 1

Виды федеральных законов. Федеральные законы неодинаковы по своему содержанию, объему и предметам правового регулирования, по соотношению с иными нормативными актами.

В системе нормативных правовых актов любого государства особое место занимает конституция. Особенность конституции состоит в том, что в ней закрепляется баланс социальных интересов, формулируются основополагающие положения, которые должны служить консолидации общества. Конституция – это акт, обладающий высшей юридической силой и регулирующий основы организации государства и общества, а также основы взаимоотношения государства и гражданина. Конституция обладает учредительным характером. Это ее свойство проявляется в том, что ее предписания выступают в качестве первоосновы, определяют содержание абсолютно всех иных нормативных правовых актов государства. 2

Особенности конституции предопределяется также тем, что она создается особым субъектом – народом, который в демократическом государстве является единственным источником власти и носителем суверенитета. Именно народ обладает правом принимать конституцию и посредством ее учреждать те основы общественного и государственного устройства, которые он выбирает.

Помимо юридической сущности конституция имеет и социально-политическую сущность. Это проявляется в том, что конституция демократического государства – итог социального компромисса. Она отражает социальное согласие представителей разных политических интересов. Это свойство не присуще иным нормативным актам. Косвенно оно сказывается на меньшей требовательности и слову и форме данного акта. Он имеет некоторый пафос и несет эмоциональную нагрузку, что запрещено для иных нормативных актов. 3

Конституция имеет политические содержание. В ней закрепляются форма государственного устройства, система органов государственной власти, основы взаимоотношений между гражданами и государством, между элементами политической системы.

Предполагается, что термин «конституция» происходит от латинского слова «constitutio» — «устанавливаю», «учреждаю». Конституции в современном смысле этого возникли в конце ХV111 в. Первая конституция, действующая до настоящего времени, появилась в 1787 г. в США. В 90-е годы Х111 века были приняты конституции во Франции (1791 и 1793 гг.) и Польше (1793 г.). Сегодня большинство стран мира имеют конституции.

Конституция — это особый акт в правовой системе государства. Она обладает высшей юридической силой и регулирует основы организации государства и общества, а также взаимоотношения государства и гражданина.

Конституция обладает учредительным характером, что проявляется в том, что она выступает первоосновой, ее положения являются фундаментом, основанием для всех правовых норм страны, а также создают систему государственных органов.

Основополагающим юридическим свойством конституции является ее верховенство в системе нормативных правовых актов. Это означает, что любой правовой акт должен соответствовать конституции. Конституция должна обеспечивать целостность, единство, непротиворечивость всей системы правовых актов. 4

Конституция имеет особый предмет правового регулирования — наиболее важные общественные отношения. Она учреждает основные институты государства, статус гражданина и тем самым влияет на содержание всей правотворческой деятельности. В конституции устанавливается система правовых актов, определяется их предмет и порядок принятия. 5

Керимов Д.А. отметил следующие отличительные признаки Основного закона: «Конституция… является наиболее общей, стабильной, юридической базой, незыблемым основанием для всех текущих законов, указов, постановлений, распоряжений, приказов, инструкций и решений, издаваемых соответствующими органами государственной власти и управления на основе и в полном соответствии с Конституцией СССР».

1.2 Конституция – основной закон государства

Таким образом, под конституцией в любой стране понимается основной закон государства, имеющий высшую юридическую силу и регулирующий наиболее важные общественные отношения: объем прав и свобод человека и гражданина, устройство общества и государства, механизм осуществления государственной власти и местного самоуправления.

Первая Конституция в России была принята в 1918 году. Затем — 1925, 1937 и 1978 гг. Несмотря на ряд отличительных моментов, они имели много общего, так как исходили из тезиса о преимуществе социализма как общественной системы, закрепляли приоритет государственной формы собственности, планово-регулируемой экономики, систему советов народных депутатов и построены на принципе демократического централизма. Действующая Конституция Российской Федерации была принята 12 декабря 1993 года всенародным голосованием (референдумом).

Российская Конституция, как по форме, так и по содержанию, существенно отличается от своих предшественниц. Так, приоритет прав и свобод человека, как основной принцип правового государства, выразился в том, что соответствующая глава в тексте Конституции предшествует главам об органах государственной власти.

Данное схематичное изложение предпринято нами в целях воссоздания систем, законов, тогда как многие из их не затрагивают гражданско-правовых отношений. 6

Мы рассмотрим следующие виды федеральных законов: законы Российской Федерации, федеральные конституционные законы, обычные федеральные законы, кодексы, основы, федеральные законы о ратификации международных договоров.

Закон Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации — это особый акт, имеющий и содержательные и процедурные отличия. Данному виду актов посвящен Федеральный закон «О порядке принятия и вступления в силу поправок в Конституции Российской Федерации». Отметим особенности порядка принятия данного акта. Круг лиц и органов, имеющий право вносить такого рода акты в Государственную Думу гораздо уже, чем для иных законов. Законом РФ можно вносить поправки только в главы 3-8 Конституции России. Особенностью данного закона является процедура его одобрения субъектами Российской Федерации. Принятая поправка подлежит внесению в текст Конституции Президентом РФ. Президент РФ в месячный срок со дня вступления в силу закона в поправке осуществляет официальное опубликование Конституции РФ с внесенными в нее поправками, а также с указанием даты вступления в силу соответствующих поправок.

Подобных законов пока нет. Отметим лишь, что вопрос об изменении Конституции РФ относится к числу тех, которые не теряют своей актуальности. Интерес к ним не постоянный, но в пике политической активности чаще всего происходит и всплеск дискуссий об изменениях текста основного закона. Отметим лишь, что высказанные положения об изменении Конституции пока не касались переопределения форм регулирования гражданско-правовых отношений.

Рассмотрим федеральные конституционные законы. Данные законы принимаются для регулирования наиболее важных общественных отношений, прямо указанных в Конституции России. Значительную группу федеральных конституционных законов составляют акты о статусе важнейших государственных институтов и органов. Это законы о Правительстве, об Уполномоченном по правам человека, о Конституционном Суде РФ, и некоторые другие. Другая разновидность конституционных законов регулирует государственно-правовые состояния. Например, закон об условиях и порядке введения чрезвычайного и венного положения на территории Российской Федерации.

works.doklad.ru

Виды законов

Законы являются актами высшей юридической силы по отношению к другим правовым актам. При этом сами законы также делятся на виды в зависимости от юридической силы. Классификация законов РФ в порядке убывания юридической силы выглядит следующим образом:

1)Конституция

Конституция является основным законом государства. Она представляет собой акт наивысшей юридической силы. Ни один правовой акт на территории государства не может противоречить Конституции государства. Особое место Конституции в системе нормативных актов определяется двумя ее основными свойствами:

— Конституция носит учредительный характер, т.е. устанавливает основы регулирования общественных отношений, основы государственного, общественного строя. Положения Конституции находят свое развитие в отраслевом законодательстве.

— Конституция закрепляет иерархию нормативных правовых актов, их соподчиненность, юридическую силу того или иного акта.

2)Федеральные конституционные законы

Федеральные конституционные законы (ФКЗ) принимаются только по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией. Например, федеральными конституционными законами регулируется деятельность Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Президента, Правительства и ряд других вопросов. Конституционные законы развивают положения конституции. Они обладают высшей юридической силой по сравнению с иными законами.

3) Федеральные законы

Федеральные законы (ФЗ) составляют основную массу законодательства. Они развивают, конкретизируют общие положения, установленные Конституцией и федеральными конституционными законами. Федеральные законы подразделяются на две группы:

— кодифицированные законы (кодексы, основы законодательства);

Кодифицированные законодательные акты обладают преимуществом по сравнению с текущим законодательством, т.к. являются основополагающими актами в той или иной отрасли права. При противоречии норм кодекса и некодифицированного закона действуют предписания кодекса, если иное специально не оговорено.

4)Законы субъектов Федерации

Законы субъектов Федерации распространяют свое действие только на территорию того региона, законодательными органами которого они были приняты. Вопросы соотношения между собой различных видов законов оговорены в ст. 76 Конституции РФ. Коротко особенности соотношения федеральных законов и законов субъектов федерации можно выразить правилом: при противоречии федерального закона и закона субъекта Федерации действует федеральный закон, если он касается вопросов, отнесенных Конституцией к ведению Федерации в целом, и действует закон субъекта Федерации, если он касается вопросов, отнесенных к предметам ведения субъектов Федерации.

Подзаконные нормативные акты— это принятые компетентными органами или должностными лицами государства на основании и во исполнение закона правовые акты, содержащие нормы права. Подзаконные акты призваны конкретизировать и детализировать предписания законов. Характерными признаками подзаконных актов является то, что они:

1) принимаются на основе закона,

2) принимаются во исполнение закона,

3) не могут противоречить закону.

Классификация подзаконных актов Российской Федерации в порядке убывания юридической силы выглядит следующим образом:

— акты министерств и ведомств: приказы, инструкции, положения, указания, уставы, решения коллегий и др.;

— акты исполнительных органов субъектов РФ: указы Президентов (в республиках); постановления глав администраций (в иных субъектах); приказы, инструкции руководителей подразделений соответствующих администраций;

— акты органов местного самоуправления;

— локальные нормативные правовые акты: акты руководителей предприятий, учреждений и организаций.

studopedia.info

Курсовая работа: Законы РФ, их виды и соотношение

Введение 3
Основная часть 4
1 Сущность, понятие и признаки закона. Виды законов и их соотношение. 4
2. Законы субъектов Российской Федерации в системе законодательства 13 Заключение 19
Глоссарий 21
Список использованных источников 23
Список сокращений 24
Приложения 25

Введение

Современная творческая практика в области права характеризуется большой активностью при принятии нормативных правовых актов: все социально значимые решения в механизме управления обществом должны быть нормативно обеспечены. Также нужно учитывать высокую динамичность в появлении новых областей и отраслей, нуждающихся в нормах права. Законы нужны для того, чтобы шло развитие государства, проводились изменения в области административных, судебных, налоговых отношений; но существует и общее направление для стабилизации социально-политической ситуации в государстве.
Ввиду этого правовая база реформ каждодневной деятельности государства все время нуждается в дополнении, исправлении, удалении устаревших и принятии новых законодательных механизмов. В таких обстоятельствах встает вопрос о значении закона в качестве нормативного правового акта, который должен регулировать главные отношения в обществе, обеспечивать нормативное оформление самых важных сторон жизни государства и общества, все вышесказанное обуславливает актуальность выбранной темы.
Предмет исследования данной работы — закон в качестве нормативного правового акта, который регулирует самые важные отношения в обществе и, по сравнению с правовыми актами, имеет большую юридическую силу.
Цель работы – дать характеристику правовой категории — «закон».
В соответствии с этой целью ставятся такие задачи:
1) изучить понятие и признаки закона;
2) классифицировать законы по разным основаниям;
3) рассмотреть вопрос о соотношении законов, в частности законов субъектов РФ и законов Федерации.
При написании этой работы использовались следующие методы: анализа, диалектический и сравнительный.
Работа основана на исследовании трудов таких авторов: Манохина В.М., Липатова Э.Г., Безрукова А.В., Макушина А.А. и др.

Основная часть
1 Сущность, понятие и признаки закона. Виды законов и их соотношение.

Закон –выражает волю народа и обладает высшей юридической силой и упорядочивает самые главные общественные отношения.
В качестве главной формы оформления норм отношений в обществе закон имеет ряд признаков, которые отражают природу полномочий нормотворчества институтов власти, прибегающих к данному средству. Изменить или ликвидировать закон имеет право лишь орган, его принявший, и в строго определенном порядке.
В России законы принимают представительные и законодательные органы Федерации и ее субъектов, а также всенародное голосование (референдум). Это является причиной верховенства закона и придания ему самой большой юридической силы по отношению к нормативным актам всех иных органов государства; они не могут противоречить закону. Когда принимается новый закон, это ведет к необходимости отменить или внести изменения во все остальные акты по урегулированному новым законом вопросу. Сам закон может отменить или изменить только та инстанция, которая приняла данный закон.
Важная отличительная черта закона — это то, что в нем всегда есть юридические нормы, т.е. он всегда нормативен. В этом его отличие от актов иных органов и от других видов актов, которые приняты законодательным (представительным) органом – постановлений, деклараций, посланий, обращений.

2. Законы субъектов Российской Федерации в системе законодательства

Права субъектов РФ в области упорядочения осуществляются в разных сферах государственной деятельности. Одним из главных направлений реализации прав на принятие нормативных правовых актов является деятельность законодателей субъектов РФ.
Закон субъекта Федерации имеет черты, которые характеризуют способность и возможность субъектов РФ оказывать нормативно-правовое воздействие.
1. Законы субъектов Федерации выражают, в первую очередь, интересы этнических групп или больших групп населения, проживающих вместе.
Это направление интересов, закрепленных законами, является причиной того, что внутренние границы нынешних федераций отражают или этнический, или территориальный принцип проживания населения.

Во-первых, главенство законодательной формы значит, что этот вид правового упорядочения исполняет орган, который занимает верхнюю ступеньку на лестнице нормативных актов субъектов власти и нормотворчества. Значит отношения, ставшие предметом правового воздействия права или блага, нуждающиеся в защите, подлежат ведению высших органов власти государства. Это характерно для нормотворческих прав законодательных органов власти. Во-вторых, если использовать закон в качестве средства воздействия по отношению к тому или другому предмету ведения, то это значит, что общество признает этот предмет ведения как высшую ценность социального развития, которая нуждается в соответствующей высшей форме правового упорядочения.
Пользование в нормотворческой деятельности таким источником права, как закон, означает сплочение основных участников политического процесса в решении какой-то проблемы, которая требует юридической формализации. Так закон принимают главные представительные органы государства при условии настоящей демократии, отражающей самые важные настроения в области политики и права. Следствием этого является такое проявление верховенства закона, как владение главной юридической силой при взаимоотношениях с остальными нормативными актами норм соотносительно с одним и тем же предметом упорядочения.

examenna5.net

Юридическая Консультация

Классификация законов и их место в системе нормативных актов

Закон – нормативный акт, который издается только законодательными органами государственной власти или непосредственно народом в порядке референдума.

Закон обладает высшей юридической силой, регулирует наиболее важные, основополагающие отношения, содержит нормы права и принимается в особом процессуальном порядке.

По юридической силе все нормативные акты подразделяют на законы и подзаконные акты.

Закон Российской Федерации:

  • Принимается только палатами Федерального Собрания и выражает волю народа Российской Федерации;
  • Содержит правовые нормы и поэтому является нормативным правовым актом;
  • Обязателен к исполнению всеми государственными органами, действующими на территории Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и гражданами Российской Федерации;
  • Закону должны соответствовать акты всех других государственных органов;
  • Закон имеет прямое действие на всей территории Российской Федерации;
  • Закон является юридической базой деятельности всех государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений и граждан и обладает высшей юридической силой по сравнению с любыми актами государственных органов, кроме Конституции Российской Федерации, которой закон не может противоречить;

Законы являются актами высшей юридической силы по отношению к другим правовым актам, при этом сами законы также делятся на виды в зависимости от юридической силы.

Классификация законов РФ в порядке убывания юридической силы выглядит следующим образом:

  1. Конституция;
  2. Федеральные конституционные законы;
  3. Федеральные законы;
  4. Законы субъектов федерации;

Особый интерес представляет деление законов в зависимости от их значимости в системе действующего законодательства, по этому основанию различают законы конституционные и текущие.

Конституционные законы – это законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию, а также законы, необходимость издания которых предусмотрена непосредственно Конституцией.

По предметам ведения Российской Федерации Федеральным Собранием принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, которые не могут противоречить федеральным конституционным законам.

Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ, к их числу, в частности, относятся:

  • Чрезвычайное положение;
  • Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта;
  • Изменение статуса субъекта Российской Федерации;
  • Описание и порядок официального использования Государственного флага, герба и гимна Российской Федерации;
  • На территории РФ применяются только те федеральные законы, которые официально опубликованы., датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции.

    Датой принятия федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания.

    Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

    Законы разнообразны, поэтому нуждаются в классификации, критерии этой классификации обусловлены особенностями регулируемых отношений, своеобразием субъекта правотворчества, адресата, территории, на которой они действуют.

    Конституция – акт высшей юридической силы, который составляет нормативную базу всего российского законодательства.

    Обыкновенные законы – это акты текущего законодательства, которые посвящены различным сторонам экономической, политической, социальной, духовной жизни общества, они, как и все законы, обладают высшей юридической силой, но сами должны соответствовать Конституции.

    Федеральные законы составляют основную массу законодательства, они развивают, конкретизируют общие положения, установленные Конституцией и федеральными конституционными законами.

    Федеральные законы подразделяются на две группы — кодифицированные законы (кодексы, основы законодательства) и текущее законодательство.

    Кодифицированные законодательные акты обладают преимуществом по сравнению с текущим законодательством, так как являются основополагающими актами в той или иной отрасли права.

    При противоречии норм кодекса и некодифицированного закона действуют предписания кодекса, если иное специально не оговорено.

    Законы субъектов федерации распространяют свое действие только на территорию того региона, законодательными органами которого они были приняты, вопросы соотношения между собой различных видов законов оговорены в статье 76 Конституции РФ.

    Коротко особенности соотношения федеральных законов и законов субъектов федерации можно выразить правилом «при противоречии федерального закона и закона субъекта федерации действует федеральный закон, если он касается вопросов, отнесенных конституцией к ведению федерации в целом, и действует закон субъекта федерации, если он касается вопросов, отнесенных в предметам ведения субъектов федерации».

    Помимо этой основной классификации все законы в зависимости от времени действия можно подразделить на:

  • Постоянные (действуют вплоть до момента отмены, рассчитаны на неограниченно долгое действие во времени, момент прекращения действия заранее не известен);
  • Временные (действуют ограниченный период времени, срок истечения действия закона указан в самом тексте акта);
  • Чрезвычайные (рассчитаны на урегулирование чрезвычайных ситуаций, в отношении этих актов заранее не известен ни момент начала его действия, ни момент окончания действия, например, законодательство о чрезвычайных ситуациях вступит в действие после официального введения в стране чрезвычайного положения);
  • По признаку федеративного устройства законы можно подразделить на федеральные и субъектов федерации.

    По кругу лиц законы можно подразделить на общего действия — это акты, которые действуют на всех лиц, находящихся на территории данного государства, например, Конституция, кодексы РФ и специального действия — это акты, которые действуют только на отдельные категории субъектов, например, законы о военнослужащих, о беженцах и вынужденных переселенцах, о лицах, пострадавших от последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

    По сфере действия законы можно подразделить на общие – действующие на территории всей России, например, все кодексы РФ и местные – действующие на определенной части территории России, например, законы о районах Крайнего Севера, Средней Азии и приравненных к ним.

    Закон призван быть ведущим источником права в правовом государстве, особые свойства закона позволяют ему быть демократичным источником права, выражающим волю и интересы народа, именно эти свойства и обусловливают особую роль закона в системе нормативных актов.

    Закон должен выражать принципы права, идею приоритета прав и свобод человека, демократические начала общественного и государственного устройства.

    Правовые законы составляют основу правового государства, поэтому столь важно добиться реального верховенства закона в системе правовых актов государства, сделать закон действительно ведущим, основным источником права.

    jurconsult.blogspot.com

    §6. Виды законов

    С целью эффективного использования возникающей множества законов, возникают, необходимо однозначное понимание их видов, общих и специфических признаков, соотношения между собой. Есть две официальные средства установления классификации законов: 1. Конституционный, когда в конституциях закрепляется перечень основных нормативно-правовых актов. Например, в Конституции Австрии является раздел II «Законодательная власть федерации», в Конституции ФРГ — раздел VII «Законодательство федерации», в

    Конституции Российской Федерации — ряд статей(15, 76, 90, 105, 108, 115 и др.), В Конституции Украины — части статей и статьи (85, 91, 92, 106, п. 4 раздел XV и др.).

    2. Издание специального закона о правовых актах с указанием в нем их перечня и нормативных характеристик, указанием способов обеспечения с целью правильного соотношения между собой. Например, в Италии действуют «Общие положения о Законе» (1942 г.), в которых указаны источники права: закон, регламент, корпоративная норма, норма-обычай, а также установлены пределы регулирования каждым актом. В Болгарии действует Закон «О нормативных актах» (1973 г.). Интересно, что в России ранее федерального был принят закон о нормативно-правовые акты в Якутии (Саха). В Украине подготовлены проекты законов «О нормативно-правовые акты», а также «О законах и законодательной деятельности», которые будут регулировать процесс организации законопроектных работ, определять порядок подготовки, экспертизы, согласования, принятия, толкования и действия нормативно-правовых актов.

    По значению и месту в системе законодательства законы можно разделить следующим образом:

    обычные (текущие) законы

    обеспечивающие (оперативные) законы

    1. Конституции — основные законы, которые регламентируют основы общественной, политической, экономической жизни общества, права и свободы граждан.

    Они бывают двух видов:

    — кодифицированные — составляют единый писаный основной закон (Конституция Украины, Конституция РФ, Конституция США и др.). их еще называют моноконституційними актами. Правда, Конституцию Франции 1958 г., которая является кодифицированным, нельзя назвать моноконституційним актом, поскольку в Основной закон 1958 г. решением Конституционного совета приравненные такие акты, как Декларация прав человека и гражданина 1789 г. и преамбула Конституции 1946 г.;

    — кодифицируемые — состоят из группы законов (Великобритания, Швеция, Канада), предметом регулирования которых является особый род общественных отношений, отнесен к конституционному

    права — основы общественного и государственного строя, права и свободы граждан и др. В Канаде — это конституционные акты 1867-1987 pp.: Конституционный акт 1982 г.; Хартия о правах и Билль о правах, принятые в ряде провинций; Акт о Верховный суд, Антидискри-мінаційний акт и др. Основной конституционный документ Канады говорит: «Мы хотим иметь конституцию, в принципе похожую на конституцию Великобритании». А в Великобритании нет единой писаной конституции, а есть группа конституционных законов (уставов) -Акт о парламенте 1911 г., Акт о министрах Короны 1937 г., Акт о местном управлении 1972 г. и др,, которые действуют вместе с судебными прецедентами и конституционными обычаями, названными конституционными соглашениями. Поэтому английскую конституцию называют конституцией смешанного типа. 2. Конституционные законы —

    — законы, на которые ссылается конституция или необходимость принятия которых прямо предусмотрена действующей конституцией. Как правило, эти законы конкретизируют отдельные положения конституции или содержат ссылки на конституцию (избирательная система, организация и проведения референдума, организация и деятельность парламента, президента, конституционного суда и др.);

    — законы, которыми вносятся изменения, дополнения к действующей конституции (см., например, раздел XIII Конституции Украины).

    Закон, которым вносятся изменения в конституцию, отличается от закона, принятие которого предусмотрено действующей конституцией, и тем, что он после утверждения (принятия) приобретает высшую юридическую силу и становится составной частью конституции,

    К сожалению, в Конституции Украины четко не указан блок общественных отношений,’ который регулируется конституционным законом. Из анализа Конституции Украины можно прийти к выводу, что конституционным законом следует регулировать принятия большого Государственного Герба и Государственного Гимна Украины, описание государственных символов (ст. 20), внесения изменений в Конституции (ст. 155), решение о смещении Президента Украины с поста в порядке импичмента (ст. 111) и ряд других.

    В Конституции России четко определен блок федеральных конституционных законов. К ним отнесены законы, регламентирующие чрезвычайное положение (ст. 56), изменение статуса субъекта Федерации

    (ст. 66), описание и порядок использования Государственного флага, герба и гимна России (ст. 70), референдум (ст. 87), введение на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайного положения (ст. 88), порядок деятельности правительства Российской Федерации (ст. 114), установление судебной системы России (ст. 118) и др. (всего 15).

    Конституционный закон отличается от других законов следующим признакам:

    а) юридической силой;

    б) предметом регулирования — особая сфера;

    в) порядком принятия — особая процедура.

    Как правило, конституционный закон принимается квалифицированным большинством голосов (в Украине — 2/3, в России — 3/4).

    3. Обычные законы — регламентируют определенные и ограниченные сферы общественной жизни в соответствии с конституцией. Это значительная по количеству и подвижная группа законов, которые принимаются простым большинством голосов. Обычные законы весьма разнообразны по содержанию.

    Наиболее типичными по объему регулирования являются такие виды обычных законов:

    а) общие законы — законы, регламентирующие определенную сферу общественных отношений и распространяются на всех.

    Общие законы могут быть:

    — кодифицированные (например, Уголовный кодекс, Гражданский кодекс и др.);

    — текущие (например, Закон о выборах);

    б) специальные законы — законы, регламентирующие ограниченную (специальную) сферу общественных отношений и распространяются на время-

    плетня населения (например, законы о пенсиях, об образовании, о милиции и др.).

    4. Обеспечивающие (оперативные) законы — нормативно-правовые акты, которыми вводятся в действие отдельные законы, ратифицируются международные договоры и др. их назначение заключается не в издании новых норм, а в оперативном подтверждении, поддержании системы норм, содержащихся в других законах и международных договорах, регулирующих важнейшие отношения и требуют немедленного принятия. Это законы, содержащие нормы о нормах. Например, Закон Украины от 17 декабря 1997 г. «О ратификации Конвенции 1990 года об отмывании, поиске, аресте и конфискации доходов, полученных преступным путем». К этой группе законов можно отнести законы о правовых актах с указанием в нем их перечня и нормативных характеристик.

    Обеспечивающие (оперативные) законы не могут существовать вне другими законами, то есть теми, которыми вводятся в действие, и международными договорами, требующих ратификации.

    Виды законов по сроку действия:

    1) постоянные — законы, что действуют без ограничения срока;

    2) временные — действующие законы с ограничением срока (например, законы «О налогообложении», «О бюджете на 2001 год»);

    3) чрезвычайные (как разновидность временных законов) — принимаются в определенных, предусмотренных конституцией, ситуациях и действуют на период чрезвычайного положения (например, произнесение отдельных местностей зонами чрезвычайной экологической опасности, объявление войны), их особенность заключается в том, что они прекращают действие других законов. Так, введение военного положения прекращает действие Кодекса законов о труде.

    Виды законов субъектами законотворчества:

    — принятые гражданским обществом (народом) в результате референдума;

    — принятые законодательным органом государства. Виды законов за пределами действия:

    — законы Автономной Республики Крым. Виды законов по структурной форме:

    К последним примыкают Собрание законодательства, Своды законов, которые являются актами такого вида систематизации законодательства, как консолидация.

    Виды законов по отраслевому признаку:

    — административно-правовые и т.д.

    Есть еще и межотраслевые (комплексные) — о здравоохранении, образовании и др.

    Виды законов по сферам общественной жизни:

    — законы г области регулирования экономики;

    — законы в области регулирования политики;

    — законы в области регулирования социальной сферы;

    — законы в области регулирования военной сферы и др. (см. Закон Украины «О законах и законодательной деятельности» —

    после его принятия).

    Среди основных направлений развития законодательства Украины можно выделить такие:

    — разработка новых законов, необходимость которых вытекает из Конституции Украины;

    — приведение текущих законов в соответствие с основным Законом;

    — адаптация текущих законов к нормам европейского и международного права.

    lybs.ru