Оглавление:
Написание о/е после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных, прилагательных и наречий
Написание букв «о» или «е» после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных, прилагательных и наречий зависит от ударения.
Алгоритм выбора букв о/е после шипящих
Чтобы выбрать букву «о» или «е» после шипящего, действуем пошагово, используя следующий алгоритм.
- Первый шаг — определение части речи, к которой принадлежит слово.
- Второй шаг — разбор слова по составу (морфемный разбор), чтобы выяснить, в какой его части находится орфографическая проблема.
- морж о́в ый
- камыш о́в ый
- парч о́в ый
- грош о́в ый
- еж о́в ый
- холщ о́в ый
- смеш о́н (беглое «о»)
- больш о́й
- чуж о́й
- горяч о́
- свеж о́
- общ о́
- голыш о́м
- нагиш о́м ,
- Актуализация прежних знаний
- Формирование новых знаний и способов действия
- Применение знаний, т.е. формирование умений.
- Повторение правописания букв о-е в окончаниях и суффиксах существительных, в окончаниях прилагательных
- Знакомство с правилом правописания букв о-е после шипящих и ц, в суффиксах прилагательных
- Закрепления правила в ходе выполнения заданий
- Развитие речи учащихся
- Формирование навыка добывания знаний
- Развитие творческих способностей учащихся.
Разобрав слово по составу, убедимся, что это суффикс или окончание существительного, прилагательного или наречия. Тогда, чтобы правильно написать после шипящего согласного букву «е» или «о» в суффиксе или окончании слов этих частей речи, руководствуемся орфографическим правилом:
Рассмотрим, как действует это правило, на примерах слов указанных частей речи.
Написание букв о/е после шипящих у существительных
У существительных под ударением после шипящих корня в суффиксах и окончаниях форм творительного падежа напишем букву «о».
слуш о́к , сундуч о́к , прыж о́к ;
девч о́нк а, деньж о́нк и, рубаш о́нк а;
с силач о́м , борщ о́м , под стеллаж о́м , тираж о́м ;
с врач о́м , грач о́м , свеч о́й , саранч о́й , плащ о́м .
Без ударения напишем букву — «е»:
В заимствованных существительных с суффиксом -ёр- и в русском слове «ухажёр» после шипящих корня пишется буква «ё»:
Отличаем эти написания от слова «мажор» и производного прилагательного, в морфемном составе которых нет указанного суффикса:
мажор н ый — корень/суффикс/окончание.
Имеем в виду, что существительные, образованные от глаголов, сохраняют суффикс этой части речи и пишутся после шипящих корня с буквой «ё»:
ноч ева ть — ноч ёв к а;
корч ева ть — корч ёв к а;
меж ева ть — меж ёв к а;
растуш ева ть — растуш ёв к а;
перекоч ева ть — перекоч ёв к а.
Написание букв о, е после шипящих в суффиксах и окончаниях прилагательных
У прилагательных аналогично под ударением в суффиксах -ов-, -он и окончаниях после шипящих согласных корня пишется буква «о».
Примеры:
но рыж е му , хорош е й .
Написание суффиксов наречий после шипящих
В соответствии с указанным орфографическим правилом в суффиксах наречий после шипящих согласных основы под ударением пишется буква «о», без ударения — «е»:
но ти́ш е , бли́ж е , да́ль ше , неуклю́ж е
russkiiyazyk.ru
«Буквы О-Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных» (6-й класс)
Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом.
- Мотивация учащихся к познавательной деятельности, подготовка к изучению нового материала.
- Чуж…й город
- Храбрый петуш…к
- Высокое крыльц…
- Ш…лковые локоны
- Храброе сердц…
- Маленький овраж…к
- В дремуч…м лесу
- Укрыть плащ…м
- Алый флаж…к
- Сладкий крыж…вник
- Любоваться пейзаж…м
- Золотое кольц…
- Парч…вая накидка
- Сможете ли вы выполнить эту работу – вставить пропущенные буквы? Уверены?
- Какие знакомые правила вам следует вспомнить и применить, выполняя эту работу? Есть ли незнакомые слова?
- От чего будет зависеть выбор буквы? (Часть речи и часть слова)
- Какое словосочетание вызвало у вас затруднения? Почему? (Прилагательное, суффикс)
- Хотите узнать об этом? Давайте вместе и поработаем.
Итак, приступайте к работе. Желаю удачи!
- Осмысление нового материала
— Посмотрите на эти словосочетания
- Грошовый вклад
- Сторожевой катер
- Бежевый костюм
- Отцовский рюкзак
- Ежовые рукавицы
- Есть ли в данных прилагательных суффиксы? Обозначим их.
- Почему, как вы думаете, в них пишутся разные гласные после шипящих и Ц?
- Объявление цели и темы урока.
Наша цель – научиться применять правило, видеть условия его применения. Каков же алгоритм этого правила?
- Пишу в суффиксах прилагательных после шипящих и Ц
- О — под ударением (пунцовый) Е — без ударения ситцевый)
Ещё раз озвучим это правило (3-4 ученика)
1 этап: Диктант — “Молчанка”
Покажите карточкой ту букву, что вы напишете в словах
и
2 этап: “Подбери слово”
Замените данные сочетания “сущ.+ сущ.” синонимичными, но другого типа – “прил.+сущ.”
- Платье из парчи — …
- Полотенце из холста — …
- Вода из ключа — …
- (Какой “ключ” имеется в виду? что это за явление?)
- Мешок для вещей — …
- Краситель для пищи — …
- Бумага с глянцем — …
— Все ли сочетания написаны верно?
- плюшевый мишка
- песцовый воротник
- кумачевая рубаха
- ситцевая занавеска
- свинцовая пуля
- моржовый клык
- ландышовый запах
- камышовые заросли
- глянцовая бумага
— Какое правило я забыла, написав эти слова с ошибками? А вы его помните?
-
Итоги урока
- Что нового вы сегодня узнали?
- Чему научились? Что открыли для себя?
- Мажор (слово латинского происхождения, обозначающее «главный», «большой»).
- Крыжовник (русское слово, которое, возможно, произошло от польского слова «крж» — «крест», из-за крестообразных листьев этого ягодного растения).
- Обжора (исконно русское) и однокоренное к нему слово «жор» — «усиленный аппетит». Обычно слово «жор» употребляется по отношению к рыбе, которая активно клюет, и очень редко — по отношению к человеку, с иронией.
- Имена иностранного происхождения: Жора (уменьшительное от имени Георгий, французский вариант — Жорж, английский — Джордж).
- Шепот — шепчет, шептать.
- Шел, пришел — шедший, пришедший.
- Желтый — желтеть.
- Пшенка — пшено.
- Я получил ожог. Но: я ожёг руку кипятком.
- Иван был арестован за поджог. Он из ревности поджег дом соседа.
- Углежог (устаревшее название профессии).
- Пережогин (фамилия). Но: Во время войны дедушка пережег в печке всю мебель.
- Изжога.
- Комментарии
- Отметить нарушение
- Azula20142014
- середнячок
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Гласные О и Ё после шипящих в корне слова
Для многих иностранцев, изучающих русский язык, серьезным «камнем преткновения» являются шипящие звуки. Например, в испанском языке полностью отсутствуют звуки «ж» и «ш», поэтому имя Наташа, столь популярное в Латинской Америке, местные жители произносят как «Натача». Но написание букв после шипящих представляет трудности и для носителей русского языка, в особенности для школьников. В школьном курсе русского языка рассматриваются многочисленные примеры на это правило.
Обычно детям предлагаются упражнения на тему: «Вставить пропущенные буквы и обосновать свой выбор». Но многие школьники не могут вставить правильную букву и теряются. Почему же так происходит? Специфика шипящих «ж» и «ш» такова, что любой звук, обозначающий гласную букву и идущий после них, звучит твердо. Например, «ё» после «ж» и «ш» звучит как «о», другого варианта произношения просто нет.
Согласно устоявшимся орфоэпическим нормам, люди произносят [жолтый], а не [ж’олтый], то же самое в словах — «пшенка», «пошел», «шепот». Поэтому для того, чтобы правильно написать гласную после твердых шипящих «ш», «ж», нельзя полагаться на слух. Нужно учить правила.
Когда уместно писать О
Это вопрос, которому посвящен отдельный раздел в курсе русского языка средней школы. Прежде всего, для правильного написания нужно выделить корень. Правило говорит о том, что «о» пишется в так называемых словарных словах, к которым нельзя подобрать проверочные с буквой «ё» в корне.
Большинство из них — иностранные, но есть среди них и исконно русские. Вот типичные примеры:
Написание Ё в корне слова
Гласная «ё» пишется в том случае, если к слову можно подобрать проверочное слово, в котором четко слышится «е». Вот хрестоматийные примеры, знакомые всем младшим школьника 3−4 классов:
Это интересно: как правильно писать “а также” – слитно или раздельно?
При этом следует иметь в виду, что до 1917 года правила орфографии были немного другие, поэтому в книгах, изданных до революции, и, спустя некоторое время после нее, можно встретить совершенно другое написание: «шопот», «пришол». Если фрагменты из старых книг используются в качестве учебного материала для школьников, такие слова следует помечать сноской и писать в сноске: «в соответствии со старой орфографией».
А также «ошибочное» написание гласных иногда встречается у поэтов. Например, Александр Блок в своем стихотворении «Фабрика» пишет: «В соседнем доме окна жолты». Поэт сознательно допускает ошибку, потому что слово «желтый», написанное через букву «о», помогает наиболее точно передать неприятную обстановку в «спальном районе», где находится фабрика. Это поэтическая вольность, намеренная орфографическая ошибка используется как средство художественной выразительности. Данную деталь необходимо учитывать при анализе стихотворения на уроках литературы.
Это интересно: таблица падежей в русском языке.
Определение правильности написания
Существует еще одно важное правило написания «о» или «ё» после шипящих. Если существительное и глагол звучат одинаково, то в имени существительном пишется «о», а в глаголе «ё». Например:
Для того, чтобы ученики хорошо усвоили это правило, эффективным будет такое упражнение: составить собственные предложения с парами слов («поджог» — «поджег», «ожог» — «ожег»).
В суффиксах
И также «камнем преткновения» для школьников часто являются гласные «о» и «ё» после шипящих в суффиксах. Здесь действует простое правило: если существительное образовано от причастия, то в суффиксе пишется «ё». Примеры: сгущенка («сгущенное молоко»), тушенка («тушеная говядина»), жженка («жженый сахар»). В остальных случаях пишется «о»: «душонка», «старушонка», «клячонка». Однако, по правилам старой орфографии, в старых книгах можно встретить написание «тушонка», «жжонка». Это нужно учитывать при работе с книгами старого образца.
Современные правила написания «о» и «ё» после шипящих в корне слова были официально введены относительно недавно. Для того чтобы их освоить, учащимся необходима практика. Навыки, полученные на практических занятиях, должны закрепляться с помощью диктантов, самостоятельных и проверочных работ, сочинений и изложений.
Для того, чтобы правильно написать «о» и «ё» после шипящих, следует вспомнить правило и соотнести его с конкретным словом. После этого необходимо сделать вывод, в соответствии с правилом, о том, какая буква подходит в данном случае. Не стоит полагаться на слух, потому что коварные «шипящие» могут ввести в заблуждение своим твердым произношением. Кроме того, не следует забывать об особенностях старой орфографии. Слова «шопот» и «шол» в книгах говорят не о том, что автор был неграмотный, а о том, что произведение было написано очень давно.
obrazovanie.guru
Придумать 10 слов с о-ё после шипящих в ударном корне, ударном суффиксе, ударном окончание. Существительных и прилагательных.
Ответы и объяснения
Шов, шелк,, шорох, камышовый, моржовый, смешной, щека, черный, ушел, ночевка, тушенка, с врачом, большого, бережет, печет
Правописание О – Ё после шипящих в корне слова
Часть речи не определяем, единое правило действует для всех слов:
1) есть чередование Ё//Е в однокоренном слове → Ё: шЁпот − шЕптать ;пчЁлка – пчЕла, жЁлтый – жЕлтеть;2) нет чередования с Е в однокоренном слове → О: крыжОвник, шоссе, шоколад, шофер, жокей, жонглёр, Шотландия, шок, мажор, шов, шорох, капюшон, трущоба, чокаться, крыжовник, шорты и др.
Правописание О – Ё(Е) после шипящих в суффиксах
Выбор гласной зависит от части речи:
1) слово образовано от глагола → Ё: ночЁвка (ночевать) ; печёный (печь) ;
2) суффикс ЁР в существительных→ стажЁР, ухажЁР;3) беглая гласная О → кишОк (киШКи) , ножОн (ноЖНы) , смешОн (смеШНа) .
4) слово образовано не от глагола → О: девчОнка, волчОк зайчОнок; пачОвый (безударный –ЕВ-: плюшЕвый) .
5) суффикс наречий → ударный О, безударный Е: свежО, пахучЕ.Правописание О – Ё(Е) после шипящих в окончаниях
Выбор гласной зависит от части речи:
1) существительных → ударное О, безударное Е: плащОм, товарищЕм;
2) прилагательных → ударное О, безударное Е: большОго, бывшЕго;3) глаголов → Ё: течёт, печёт.
Запомнить: ОжОг, поджОг, изжОга − существительные; ожЁг, поджЁг − глаголы. ОбжОра, тяжЁлый, мелочЁвка, ещЁ.
znanija.com
Буквы О, Ё после шипящих в корне слова
Этот видеоурок доступен по абонементу
У вас уже есть абонемент? Войти
На прошлом занятии вы работали над способами проверки безударной гласной в корне. Помните, как вы это делали? Вы подбирали проверочное слово так, чтобы проверяемый гласный оказался под ударением. Но не все гласные в корне слова проверяются ударением. Дело в том, что у нас может возникать трудность в написании гласной и под ударением. На этом уроке мы изучим орфограмму «Буквы О, Ё после шипящих в корне слова».
Тема: Фонетика. Графика. Орфография
Урок: Буквы О, Ё после шипящих в корне слова
1. Введение
Посмотрите на транскрипцию слов [шо́рах], [ шо́пат]. Как видите, и в первом, и во втором слове под ударением [о]. А теперь обратите внимание на написание этих слов:
[шо́рах] – шорох, [шо́пат] – шёпот. В слове шорох под ударением мы написали о, в слове шёпот также под ударением мы написали букву ё.
Запоминаем правило
Рис. 1. Гласные О, Ё после шипящих в корне слова (Источник)
После шипящих в корнях слов пишется буква ё, если можно подобрать однокоренное слово или другую форму того же слова с буквой е. Если мы не можем подобрать однокоренное слово или другую форму слова с буквой е, то после шипящих в корне слова пишется буква о. В заимствованных словах в корне после шипящих под ударением и без ударения пишется буква о: шоссе, жонглёр, шорты.
Учебное наблюдение
Он случайно ожг руку.
Он получил сильный ожг.
Злоумышленник поджг дом.
Злоумышленник совершил поджг дома.
Все слова в этих предложениях написаны правильно. Как же это объяснить? Подумайте: в первом и втором предложении выделено одно и то же слово? А в третьем и четвертом? Перед нами разные слова. Почему это разные слова?
Запомните: с буквой Ё пишется глагол, а существительное пишем с буквой О:
ожг, поджг – глаголы; ожг, поджг – имена существительные.
Домашнее задание
Подберите к данным словам другие формы или однокоренные слова с буквой е. Найдите слово, в котором допущена ошибка.
Чёрный, щёчка, пчёлка, расчёска, учёба, чёлка, шёл, щёлка, обжёра.
Составьте 10 словосочетаний с заимствованными словами на изученную орфограмму.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет
1. Русская Литература XIX и XX века (Источник).
2. Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ (Источник).
3. Образовательный сайт (Источник).
Литература
1. Русский язык. Теория. 5–9 кл.: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова – М.: Дрофа, 2008.
2. Русский язык. 5 кл.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта – М.: Дрофа, 2010.
3. Русский язык. Практика. 5 кл.: под ред. А.Ю. Купаловой. – М.: Дрофа, 2012.
Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта.
interneturok.ru