Оглавление:
Урок по физике в 7-м классе на тему «Сила упругости. Закон Гука»
Разделы: Физика
- сформировать понятие деформации и ее видов;
- систематизировать и обобщить знания учащихся о понятии “сила” и “сила тяжести”;
- формировать умения объяснять происходящие явления в быту, природе и технике.
- умение работать в группе;
Приборы и материалы:
- медиапроектор;
- ПК;
- экран;
- набор проволок из разных материалов, длины и площади поперечного сечения – 16 шт;
- листы с заданием для работы в группах – 30 шт.
План конспект урока:
I. Организационный момент.
Здравствуйте ребята! Садитесь. На прошлом уроке мы познакомились с новой физической величиной – силой, а так же выяснили, почему тела падают на Землю, почему наша планета вращается вокруг Солнца.
Давайте проверим, как вы усвоили этот материал.
II. Проверка домашнего задания:
III. Изложение нового материала.
Изучение нового материала сопровождается презентацией (Приложение 1).
Молодцы! Если не у кого не осталось сомнений в важности понятий – сила и сила тяжести, приступаем к изучению нового материала. Тема нашего урока: “Сила упругости. Закон Гука”. Откройте свои рабочие тетради, запишите на полях число, а в центре строчки тему урока. (слайд 1)
Сегодня на уроке мы должны познакомиться с силой упругости. Запишите в тетради первый вопрос нашего урока: сила упругости.(слайд 2)
Учитель демонстрирует слайды 3-5, комментируя значение силы упругости в каждом случае.
Вам уже известно, что на все тела, находящиеся на Земле, действует сила тяжести. В результате действия силы тяжести на Землю падает подброшенный камень, выпущенная из лука стрела, снежинки.
Почему же покоятся тела, подвешенные на нити или лежащие на опоре? По-видимому, сила тяжести уравновешивается какой-то другой силой. Что это за сила и как она возникает. (слайд 6)
Проведем опыт: на упругий подвес поместим гирю. Под действием силы тяжести гиря начнет двигаться вниз, и подвес деформируется – его длина увеличится. При этом возникнет сила, с которой подвес действует на тело. Когда эта сила уравновесит силу тяжести, тело остановится. Из этого опыта можно сделать вывод, что на гирю, кроме силы тяжести, направленной вертикально вниз, действует другая сила. Эта сила направлена вертикально вверх. Она и уравновешивает силу тяжести. Эту силу называют силой упругости. Аналогичные явления происходят с любым телом которое мы положили на опору. (слайд 7)
Ребята, запишите, пожалуйста, в тетрадях определение силы упругости: Сила, возникающая в теле в результате его деформации, и стремящаяся вернуть тело в исходное положение называется силой упругости.(слайд 8)
А теперь давайте сформулируем, что называется деформацией тела. Ученики высказывают свои предположения, а затем записывают определение в тетрадях.
Посмотрите, пожалуйста, какие виды деформации могут возникнуть в теле в зависимости от приложенной к нему силы. Деформация растяжения, сжатия, изгиба, сдвига, кручения.(слайды 9-11)
Учитель предлагает учащимся познакомиться с первым набором проволочек: стальными и алюминиевыми. В качестве задания учащиеся сгибают выданные проволоки в различных направлениях. В результате опытов ученики убеждаются в том, что деформации можно разделить на упругие и пластические:
Деформация, при которой тело восстанавливает свою форму после прекращения действия нагрузки, называется упругой.
Деформация, при которой тело не восстанавливает свою форму после прекращения действия нагрузки, называется пластической.(слайд 12)
Физкультминутка. (слайд 13)
Молодцы во время нашей физкультминутки вы испытали различные виды деформаций. Учитель просит учеников назвать эти виды. Ну а теперь давайте выясним почему возникает сила упругости. Наш второй вопрос: причины силы упругости. (слайд 14)
Педагог спрашивает у класса, что они знают о строении твердых тел, например линейки. Ученики отвечают, что все тела состоят из молекул, между которыми существуют промежутки. В твердых телах молекулы образуют кристаллическую решетку, а, следовательно, между ними существуют определенные расстояния. Анимация на слайде показывает им, как изменяются промежутки между молекулами при деформации тела. Учащиеся делают вывод о возникновении межмолекулярных сил притяжения и отталкивания на основании изученного ранее материала, что создает ситуацию успеха на уроке, позволяя ученикам участвовать в рассмотрении нового материала. (слайд 15)
Ну что же давайте сделаем вывод: Причиной силы упругости являются межмолекулярные силы (электромагнитные силы, действующие между молекулами). (слайд 16)
Итак, мы выяснили с вами что представляет собой сила упругости, когда она возникает, ее причины, а теперь давайте выясним, отчего зависит сила упругости. Запишите в тетрадках третий вопрос: закон Гука. (слайд 17)
Английский ученый Роберт Гук, современник Ньютона, установил, как зависит сила упругости от деформации. (слайд 18)
Рассмотрим опыт. Возьмем резиновый шнур. Один конец его закрепим. Пусть первоначальная длина шнура была равна. Если к свободному концу шнура подвесить гирьку, то шнур удлиниться. Его длина станет равной. Удлинение шнура можно определить как:.
Если менять гирьки, то будет меняться и длина шнура, а значит, его удлинение (деформация). (слайд 19)
,
где – удлинение тела (изменение его длины), – коэффициент пропорциональности, который называют жесткостью. (слайд 20)
Выведем из формулы выражающей закон Гука :, единицы измерения коэффициента жесткости: . (слайд 21)
Для того чтобы понять от чего зависит коэффициент жесткости возьмите пожалуйста второй набор проволочек. Перед учениками на партах лежат образцы проволочек из разного материала, разной длины и разной площади поперечного сечения. Им предлагается, самостоятельно сделать вывод от чего зависит коэффициент жесткости. В ходе проведенного исследования ученики делают вывод, что коэффициент жесткости зависит от длины образца, его площади поперечного сечения, а также от материала образца.
IV.Закрепление нового материала.
Ну что же мы прошли весь теоретический материал необходимый для изучения силы упругости, давайте посмотрим как вы его усвоили.
Возьмите лежащие перед вами листы с заданиями, и выполните №1-3. (Приложение 2)
После изложения нового материала его необходимо закрепить. Для этого ученики разбиваются в группы по четыре человека, поворачиваясь друг другу. Самостоятельно они выполняют 1,2,3 задания из приложения 2. (слайд 21)
Давайте проверим что у вас получилось. (слайды 22-25)
Молодцы! А теперь посмотрим, как вы справитесь с решением задач. Учащиеся выполняют задания №4 и 5 из приложения 2.
Давайте проверим. (слайд 28,29)
Спасибо, поставьте себе пожалуйста оценку за урок и те кого она не устраивает обратите дома еще раз ваше внимание на эти задания.
IV. Подведение итогов урока.
V. Домашнее задание.
Наш урок подошел к концу, поэтому откройте свои дневники, и запишите домашнее задание на следующий урок: §25, Л.№196, 197, 198. (слайд 31)
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
План урока по теме сила упругости закон гука
Взаимодействие тел
Урок 24. Сила упругости. Закон Гука
Цели урока: выяснить природу силы упругости; сформулировать закон Гука.
Оборудование: прибор для демонстрации видов деформации; лабораторный динамометр; деревянный брусок; упругая пластина; шарик, подвешенный на нити.
1. Виды деформации;
2. Зависимость силы упругости от деформации.
Один из учеников объясняет решение задач 354, 355, 356. Затем проводится краткий фронтальный опрос в виде беседы по вопросам к § 3 учебника.
II. Изучение нового материала
Начиная изложение нового материала, следует заметить, что сила тяжести, которая действует на тела, никогда не исчезает. Но это не всегда приводит к движению тел.
Брусок лежит на столе, снег лежит на крыше, шарик висит на нити — все это подтверждает наше утверждение. Возникает вопрос, почему это происходит?
Должна быть другая сила, которая равна по величине силе тяжести, но направлена противоположно ей. Эту силу принято называть силой упругости F уп .
Сила упругости возникает при деформации тел.
Деформация — изменение формы или размеров тела под действием внешних сил.
Учащиеся уже знакомы с основами строения вещества. Поэтому причину возникновения сил упругости можно объяснить изменением межмолекулярных сил в результате деформации тела и изменения расстояний между молекулами:
— растянули пружину — расстояние между молекулами увеличилось, силы притяжения между молекулами тоже увеличились, и пружина стремится сжаться;
— сжали пружину — расстояние между молекулами уменьшилось, увеличились силы взаимного отталкивания между молекулами, и пружина стремится вернуть прежнюю форму.
III. Демонстрация опытов по деформации тел
На примере действия прибора для деформации следует показать виды деформации. Это — деформация изгиба, сгиба, кручения, сжатия и растяжения.
Рассматривая взаимодействие бруска и поверхности стола или шарика, подвешенного на прочной нити, мы не можем визуально увидеть деформацию опоры или нити. В этих случаях силу упругости называют силой реакции опоры.
Если к пружине динамометра подвешивать разные грузы, то можно заметить, что растяжение становится тем больше, чем больше масса, а значит и сила тяжести грузов.
IV. Продолжение изучения нового материала
Английский ученый Р. Гук в 1660 г. установил закон, названный его именем.
Сила упругости, возникающая при деформации растяжения, или сжатия, пропорциональна удлинению.
где х — смещение,
k — коэффициент пропорциональности, или коэффициент жесткости.
Значение k зависит от размеров тела и материала, из которого тело изготовлено. В системе СИ k измеряется в Н/м.
Деформация, при которой тело восстанавливает свою форму после снятия нагрузки, называется упругой.
Но есть и другой тип деформации — пластическая деформация.
Изменив форму шарика из пластилина внешней силой, мы наблюдаем, как шарик принимает новую форму, которая остается после прекращения действия силы.
Пластические деформации нашли широкое применение при лепке из глины и пластилина, а также при обработке металлов.
Закон Гука выполняется лишь для упругих деформаций.
Формулу для вычисления силы упругости легко запомнить с помощью стихотворения:
Для каждой ситуации
В упругой деформации
Закон везде один:
Все силы, как и водится,
В пропорции находятся
К увеличенью длин.
А если при решении
У длин есть уменьшение,
Закон и тут закон:
Прямые (те же самые),
Но знак у них сменен.
Ну что это за мука:
Закон запомнить Гука!
Но мы пойдем на риск.
Напишем слева силу,
А справа, чтобы было
Знак «минус», « k » и «х».
Упругие деформации также нашли широкое применение. Это — спортивные луки, батуты, различные пружины.
V. Итоги урока и первичное закрепление изученного
Предложите ученикам ответить на вопросы, вроде:
— Что такое деформация?
— Когда это явление происходит?
— Какие бывают деформации?
— Какой физической величиной характеризуют деформацию?
— Если деформированное тело, например растянутая пружина, остается в покое, то о чем это говорит? Как в этом случае соотносятся между собой внешняя сила и сила упругости?
— О чем говорит закон Гука?
§ 25; вопросы к параграфу; задачи №№ 324-326.
Желающие могут попытаться решить более сложную задачу:
Если растягивать пружину силой 10 H , ее длина равна 16 см, если растягивать ее силой 30 H , ее длина становится 20 см. Какова длина недеформированной пружины? (Ответ: 14 см)
Экспериментальное задание: Пользуясь мерной кружкой, бытовыми пружинными весами или самодельным динамометром, определите плотность сахарного песка или крупы.
www.compendium.su
План-конспект урока (физика, 7 класс) на тему:
Конспект урока «Сила упругости. Закон Гука.»
Конспект открытого урока по физике в 7 классе на тему «Сила упругости. Закон Гука». На уроке реализуются проблемно — поисковые ситуации. Работа в парах, экспериментальная деятельность учащихся.
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Сила упругости. Закон Гука»
Тип урока: комбинированный.
- ввести понятие силы упругости;
- ввести формулу закона Гука.
- систематизировать и обобщить знания учащихся о понятии «сила» и «сила тяжести»;
- развивать правильную речь, используя физические термины.
II. Проверка домашнего задания :
III. Изложение нового материала.
Если не у кого не осталось сомнений в важности понятий – сила и сила тяжести, приступаем к изучению нового материала. Тема нашего урока: “Сила упругости. Закон Гука”. Откройте свои рабочие тетради, запишите на полях число, и тему урока.
Сегодня на уроке мы должны познакомиться с силой упругости. Запишите в тетради первый вопрос нашего урока: сила упругости .
Учитель демонстрирует слайды 3-5, комментируя значение силы упругости в каждом случае.
Почему же покоятся тела, подвешенные на нити или лежащие на опоре? По-видимому, сила тяжести уравновешивается какой-то другой силой. Что это за сила и как она возникает.
Проведем опыт : на упругий подвес поместим гирю. Под действием силы тяжести гиря начнет двигаться вниз, и подвес деформируется – его длина увеличится. При этом возникнет сила, с которой подвес действует на тело. Когда эта сила уравновесит силу тяжести, тело остановится. Из этого опыта можно сделать вывод, что на гирю, кроме силы тяжести, направленной вертикально вниз, действует другая сила. Эта сила направлена вертикально вверх. Она и уравновешивает силу тяжести. Эту силу называют силой упругости. Аналогичные явления происходят с любым телом которое мы положили на опору.
Ребята, запишите, пожалуйста, в тетрадях определение силы упругости : Сила, возникающая в теле в результате его деформации, и стремящаяся вернуть тело в исходное положение называется силой упругости .
Посмотрите, пожалуйста, какие виды деформации могут возникнуть в теле в зависимости от приложенной к нему силы. Деформация растяжения, сжатия, изгиба, сдвига, кручения. Запишем в тетрадь виды деформации.
Учитель предлагает учащимся познакомиться с первым набором проволочек стальными и алюминиевыми. В качестве задания учащиеся сгибают выданные проволоки в различных направлениях. В результате опытов ученики убеждаются в том, что деформации можно разделить на упругие и пластические:
Молодцы, во время нашей физкультминутки вы испытали различные виды деформаций. Учитель просит учеников назвать эти виды. Ну а теперь давайте выясним, почему возникает сила упругости. Наш второй вопрос: причины силы упругости .
? Что вы знаете о строении твердых тел, например линейки? Ученики отвечают, что все тела состоят из молекул, между которыми существуют промежутки. В твердых телах молекулы образуют кристаллическую решетку, а, следовательно, между ними существуют определенные расстояния. Анимация на слайде показывает им, как изменяются промежутки между молекулами при деформации тела. Учащиеся делают вывод о возникновении межмолекулярных сил притяжения и отталкивания на основании изученного ранее материала.
Ну что же давайте сделаем вывод: Причиной силы упругости являются межмолекулярные силы (электромагнитные силы, действующие между молекулами).
Итак, мы выяснили с вами, что представляет собой сила упругости, когда она возникает, ее причины, а теперь давайте выясним, отчего зависит сила упругости. Запишите третий вопрос: закон Гука .
Английский ученый Роберт Гук, современник Ньютона, установил, как зависит сила упругости от деформации.
Рассмотрим опыт. Возьмем резиновый шнур. Один конец его закрепим. Пусть первоначальная длина шнура была равна. Если к свободному концу шнура подвесить гирьку, то шнур удлиниться. Его длина станет равной. Удлинение шнура можно определить так:
Если менять гирьки, то будет меняться и длина шнура, а значит, его удлинение (деформация).
Из опытов можно сделать вывод: Модуль силы упругости при растяжении или сжатии тела прямо пропорционален изменению длины тела.
В этом и заключается закон Гука. Записывается закон Гука следующим образом:
где Δl – удлинение тела (изменение его длины), k – коэффициент пропорциональности, который называют жесткостью.
Выведем из формулы выражающей закон Гука, единицы измерения коэффициента жесткости: k=F/ Δl, [Н/м].
IV. Закрепление нового материала.
Ну что же мы прошли весь теоретический материал необходимый для изучения силы упругости, давайте посмотрим, как вы его усвоили.
После изложения нового материала его необходимо закрепить. Для этого ученики разбиваются в группы по четыре человека, поворачиваясь друг другу. Самостоятельно они выполняют 1,2,3 задания на листах.
Давайте проверим что у вас получилось. (слайды)
Молодцы! А теперь посмотрим, как вы справитесь с решением задач. Учащиеся выполняют задания №4 и 5.
Давайте проверим. (слайд )
IV. Подведение итогов урока .
V. Домашнее задание.
Наш урок подошел к концу, поэтому откройте свои дневники, и запишите домашнее задание на следующий урок: §25, Л.№196, 197, 198.
План-конспект урока по физике (7 класс) по теме:
Урок физики в 7 классе Тема: Сила упругости. Закон Гука
Представлен конспект урока с презентацией по теме «Закон Гука» для учащихся 7 классов
Урок физики в 7 классе
Тема: Сила упругости. Закон Гука
1.Ввести понятие силы упругости, выяснить зависимость силы упругости от деформации, объяснить устройство и принцип действия динамометра.
2.Продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические явления; проводить эксперимент на простейшем оборудовании.
Демонстрации: 1. Деформация линейки под действием груза.
2. Упругая и пластическая деформация.
I. Организационный момент.
Механические явления чрезвычайно многообразны, поэтому, на первый взгляд для их объяснения надо учитывать много различных сил. Но оказалось, что все механические явления можно объяснить с помощью всего трех видов сил. Это:
Силы всемирного тяготения,
II. Актуализация знаний.
-Что же такое сила? Каковы единицы силы?
-Что может произойти с телом, на которое действует сила?
-Что является причиной падения всех тел на землю?
-Какую силу называют силой тяжести?
-В чем причина ее возникновения?
-Как зависит сила тяжести от массы тела?
-На какой из автомобилей – «Волгу» или «Жигули» — действует большая сила тяжести? Почему?
-Объем бензина в баке автомашины уменьшился в 2 раза. Как изменилась при этом сила тяжести бензина? Объясните.
-Что можно сказать о скорости тела, к которому не приложена никакая сила (F = 0)?
2. Решение задачи
Найти силу тяжести, действующую на тело массой 2 кг. Изобразите эту силу графически на чертеже в масштабе 10Н/см.
g=10 Н/кг Fт = 2 кг × 10 Н/кг = 20 Н
Найти: Длина вектора силы тяжести составляет 2 см.
Fт = ? Направлена сила вертикально вниз.
III. Первичное восприятие и осознание учащимися нового материала.
а) проблемное изложение.
— Сила тяжести – это сила, с которой Земля притягивает к себе тела. Она всегда направлена вертикально вниз.
— Представьте себе такую ситуацию, что Землю убрали, её нет. Что тогда произойдет с телом?
— Тело начнет движение вертикально вверх, в противоположную сторону Fт. А, ведь, тело совершает движение, когда на него действует сила. Значит, существует какая — то сила, отличная от силы тяжести.
— А, чтобы узнать, как называется эта сила, вы закончите фразу из стихотворения , которое я вам прочитаю
Вот дощечка через речку,
По ней как речку перейти?
Шагом иль бегом без трудностей,
Поможет нам сила … (упругости)
(слайд 1) — Тема сегодняшнего урока « Сила упругости. Закон Гука»
(слайд 2) На все тела, находящиеся вблизи Земли, действует ее притяжение. Под действием силы тяжести падают на Землю капли дождя, снежинки, оторвавшиеся от веток листья. Но когда тот, же снег лежит на крыше, его по-прежнему притягивает Земля, однако он не проваливается сквозь крышу, а остается в покое. Что препятствует его падению? Крыша. Она действует на снег с силой, равной силе тяжести, но направленной в противоположную сторону. Что это за сила? Чтобы ответить на этот вопрос проведём опыт: Для этого возьмем полоску фанеры или линейку, установим ее на две опоры, а сверху положим полиэтиленовый мешочек с речным песком.
-Что произошло с опорой?
-Что произошло с помещенным на нее телом?
-До каких пор прогибалась опора?
Далее демонстрируем растяжение пружины (резинки), сжатие резинового мяча, смещение страниц толстой книги, изгиб линейки, закрепленной с одного конца, закручивание куска ткани.
б) понятие деформации
-Что произошло с телами во всех наблюдаемых случаях?
С. Михалков, «Азбука».
Что случилось? Что случилось?
С печки азбука свалилась.
Больно вывихнула ножку
Прописная буква М,
Г ударилась немножко,
Ж рассыпалась совсем!
Потеряла буква Ю
Очутилась на полу,
Поломала хвостик У!
Ф, бедняжку, так раздуло –
Не прочесть ее никак!
Букву Р перевернуло –
Превратило в мягкий знак!
Буква С совсем сомкнулась –
Превратилась в букву О.
Буква А, когда очнулась,
Не узнала никого.
— Какое явление описывает поэт в своем стихотворение? (деформацию)
(слайд 3) Деформация – это изменение формы или размеров тела.
в) понятие упругой и пластической деформации.
Работа с восковыми и резиновыми шариками
— Деформация, при которой тело восстанавливает свою форму после снятия нагрузки, называется упругой.
— Деформация, которая не исчезает после прекращения внешнего воздействия, называют пластическими.
-Закон Гука справедлив только для упругих деформаций.
(слайд 4) Виды упругих деформаций:
(слайд 5-6) — Что является причиной деформации?
Объяснение причин покоя тел, лежащих на опоре или подвешенных на нити.
На середину горизонтально расположенной доски поставим гирю. Под действием силы тяжести гиря начнет двигаться вниз и прогнет доску, т.е. доска деформируется. При этом возникает сила, с которой опора действует на тело, расположенное на ней.
Вывод: на гирю кроме силы тяжести, направленной вертикально вниз, действует другая сила, направленная вертикально вверх. Она и уравновешивает силу тяжести. Это и есть сила упругости.
г) определение силы упругости
Буквенное обозначение Fупр
— Увеличение силы упругости происходит при увеличение прогиба опоры.
— Когда Fупр = Fт , то опора и тело останавливаются.
Демонстрация подвеса. Нить (подвес) растягивается. В нити ( подвесе) также возникает сила упругости. При растяжении подвеса сила упругости увеличивается. Если Fупр = Fт , то растяжение прекращается.
— Сила упругости возникает только при деформации тел. Рассматривая взаимодействия бруска на поверхность стола, шарика, подвешенного на нити, вы можете визуально увидеть деформацию опоры или подвеса. В этих случаях Fупр называется силой реакции опоры.
д) объяснение закона Гука.
(слайд 7) — Выясним, от чего зависит сила упругости.
Демонстрация опыта с резиновым шнуром (замена грузов)
lо – первоначальная длина
l– длина шнура после деформации
Удлинение шнура Δl = l — lо
— Опыт показал, что модуль силы упругости при растяжении (или сжатии) тела прямо
пропорционален изменению длины тела.
— В этом заключается закон Гука:
Δℓ — удлинение тела, k — коэффициент пропорциональности, который называется жесткостью.
nsportal.ru
Сила упругости. Закон Гука.
План конспект урока Сила упругости. Закон Гука.
Просмотр содержимого документа
«Сила упругости. Закон Гука.»
ФИО учителя: Балабекова А.И.
Количество присутствующих: отсутствующих:
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)
7.2.2.12 рассчитывать силу упругости по формуле закона Гука F = -k∆x;
7.2.2.13 определять коэффициент жесткости по графику зависимости силы упругости от удлинения;
— рассчитывать силу упругости по формуле закона Гука F = -k∆x;
— определять коэффициент жесткости по графику зависимости силы упругости от удлинения
— знают и применяютформулу закона Гука;
— определяют коэффициент жесткости по графику зависимости силы упругости от удлинения
обсуждать в устной и в письменной форме то, что они уже знают о деформациях и, высказывая свое мнение и развивая свои идеи
Лексика и терминология, специфичная для предмета:
деформация (упругая и пластическая)гравитация, динамометр, жесткость пружины, абсолютное удлинение
Полезные выражения для диалогов и письма:
Сила упругости прямо…
Навыки использования ИКТ
Сила, масса, единицы измерения
Запланированные этапы урока
Запланированная деятельность на уроке
Проверка домашнего задания.
Учитель раздает учащимся шаблоны. Учащиеся выполняют два задания индивидуально.
Задание 1.Подпишите вид деформации для следующих тел:
Пластилин – пластическая деформация,
Губка- упругая деформация,
Задание 2. Подпишите вид деформации:
Коллаборативная среда. Деление на пары.
Учитель задает вопрос:
Какая же сила возникает внутри тела при его растяжении?
После обсуждения учитель подводит учащихся к теме урока.
Постановка темы и задач урока:
Сила упругости, закон Гука.
— знать и применять формулу закона Гука;
5мин (работа с учебником)
(взаимопроверка, обсуждение с учителем)
10 мин (фронтальный опрос, прямое обучение)
10 мин (решение задач)
Учащиеся выполняют третье задание. Учитель выполняет роль консультанта.
Задание 3. Откройте учебник §27 и запишите в тетрадь в виде схемы Сила упругости. Заполните столбец на шаблоне «Для меня новое»
Формула:
Обменяйтесь с соседями шаблонами. Взаимопроверка. У доски по одному учащемуся выходят к доске и заполняют шаблон.
Задание 4 учащиеся выполняют совместно с учителем. Учитель задает вопросы учащимся. Учащиеся отвечают на вопросы. Затем по картинке учитель объясняет, как определить растяжение и коэффициент жесткости по графику. Для второй пружины учащиеся определяют коэффициент самостоятельно.
Учитель задает учащимся вопросы:
Как изменяется расстояние между частицами вещества при растяжении и сжатии? (при сжатии расстояния между частицамистановятся меньше, а при растяжении — больше)
2. Каково изменение сил взаимодействия между частицами вещества? (силы взаимодействия увеличиваются в обоих случаях, но при сжатии — это силыотталкивания, а при растяжении — притяжения.)
3.Как изменяется длина резиновой ленты при растяжении? (увеличивается)
4.Что происходит с высотой поролона при сжатии? (уменьшается)
5. Что заставило вернуть форму тел после упругих деформаций? (сила)
6.Какая сила? Сила чего? (сила взаимодействия частиц)
В тетради учащиеся записывают определение силы упругости, обозначениесилы упругости.
Вывод:сила упругости стремится вернуть телу первоначальную форму.
-От каких величин зависит сила упругости? Fynp= -kΔl закон Гука- английский ученый.
Прямое обучение.
Учитель показывает на доске точку приложения силы упругости и её направление
Учащиеся заполняют третий столбец шаблона.
Далее учитель объясняет по рисунку 1.
Дан график зависимости Fупр от ∆x
Определим k для первого тела:
Какой можно сделать вывод?
k — коэффициент жесткости пружины одинаков для данной пружины.
Самостоятельно для второй пружины:
Учитель вместе с учащимися делает вывод:
Значит для разных тел разное значение k
Модуль силы упругости при растяжении(сжатии) тела прямо пропорционален изменению длины тела:
У различных материалов коэффициент жесткости разный.
Учащиеся индивидуально решают задачи в тетрадях. Учитель выполняет роль консультанта.
Задание 5. Реши задачи:
1.Под действием какой силы пружина, имеющая коэффициент жесткости 1 кН/м, сжалась на 4 см?
2. Определите удлинение пружины, если на нее действует сила 10 Н, а коэффициент жесткости пружины 500 Н/м.
3. Чему равен коэффициент жесткости стержня, если под действием груза 1000 Н он удлинился на 1 мм?
kopilkaurokov.ru