Закон о рабочей программе

Лицей №42 муниципального образования городской округ Люберцы Московской области

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Лицей № 42

муниципального образования

Люберецкий муниципальный район

Московской области

на педагогическом совете

Протокол № 1 от 29.08.2016г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МОУ лицея № 42

О РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ

  • Общие положения
  • 1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с законом Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»), Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта (2004 года), Федеральным образовательным стандартом начального общего образования (2009 год), Федеральным образовательным стандартом основного общего образования (2010 год), письмом департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации «О рекомендации к использованию примерной образовательной программы начального общего образования» от 16 августа 2010г. № 03-48, письмом департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации «О примерной основной образовательной программе основного общего образования» от 01 ноября 2011г. № 03-766, приказом Министерства образования и науки РФ №1576 от 31 декабря 2015г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. № 373, приказом Министерства образования и науки РФ №1577 от 31 декабря 2015г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. № 1897, Методическими рекомендациями по составлению рабочих программ общеобразовательных учреждений Московской области (Министерство образования Московской области, МБОУ ВП «Академия социального управления», 2012г.), Уставом муниципального общеобразовательного учреждения лицея № 42 муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области и регламентирует порядок разработки и реализации рабочих программ педагогов МОУ лицея № 42.

    1.2. Рабочая программа по учебному предмету — это нормативно-правовой документ, обязательный для выполнения в полном объеме, предназначенный для реализации требований Федерального компонентом государственного образовательного стандарта (2004 года), Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (2009, 2010гг.) к условиям и результату образования обучающихся на начальном и основном уровнях образования по конкретному предмету учебного плана общеобразовательного учреждения (далее — ОУ).

    1.3. Цель рабочей программы — создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по определенной учебной дисциплине (образовательной области). Программы отдельных учебных предметов должны обеспечить достижение планируемых результатов освоения образовательных программ начального общего основного общего и среднего общего образования.

    1.4. Задачи рабочей программы:

  • дать представление о практической реализации компонентов государственного образовательного стандарта при изучении конкретного предмета (курса);
  • конкретно определить содержание, объем, порядок изучения учебной дисциплины (курса) с учетом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса ОУ и контингента обучающихся.
  • 1.5. Основными функциями рабочей программы являются:

    нормативная – программа является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;

    содержательная – программа фиксирует состав элементов предметного содержания и универсальных учебных действий, подлежащих освоению обучающимися на уровнях зоны актуального развития и зоны ближайшего развития;

    процессуальная – программа определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и условия обучения;

    оценочная – программа выявляет объекты контроля, уровни усвоения элементов содержания

    1.6. Рабочая программа, являясь индивидуальным инструментом педагога, должна определять наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса; учитывать состояние здоровья учащихся, уровень их способностей, характер учебной мотивации, а также возможности педагога и состояние учебно-методического и материально — технического обеспечения ОУ.

  • Разработка рабочей программы
  • 2.1. Разработка и утверждение образовательных программ относится к компетенции ОУ (статья 28 пункт 6 закона Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»)

    2.2. Рабочая программа является составной частью образовательной программы ОУ, определяющей содержание образования в данном ОУ на всех уровнях образования.

    2.3. Учитель планирует и осуществляет учебный процесс в соответствии с образовательной программой ОУ, разрабатывает рабочие программы по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ, соответствующих требованиям федеральных образовательных стандартов и обеспечивает их выполнение.

    2.4. Рабочие программы составляются на уровень обучения (начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование), на параллель или на класс.

    2.5. Рабочая программа разрабатывается на все образовательные предметы, курсы, элективы, индивидуально-групповые занятия, кружки.

    2.6. Рабочая программа разрабатывается одним учителем или группой учителей (учителя начальных классов, специалистов по данному предмету).

    2.7. Учитель, разрабатывая рабочую программу, может определять порядок изучения материала, не нарушая при этом логику предмета; вносить изменения в содержание изучаемой темы, конкретизируя и детализируя дидактические единицы; расширять перечень дидактических единиц; дополнять требования к уровню подготовки учащихся, уменьшать или увеличивать количество часов на изучение тем, по сравнению с примерной или авторской программами. Изменения, произведенные в содержании рабочей программы по сравнению с примерной программой по учебному предмету и/или авторской программой, должны быть обоснованными в пояснительной записке (если изменения более 20%, то необходима внешняя экспертиза и согласование).

    2.8. Ежегодные корректировки рабочей программы осуществляются в соответствии с особенностями класса, и отражаются в пояснительной записке.

    2.9. Рабочая программа учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) является основой для создания учителем календарно-тематического планирования учебного предмета на каждый учебный год.

    2.10. Если в примерной или авторской программе не указано распределение часов по разделам и темам, а указано только общее количество часов, учитель в рабочей программе распределяет часы по разделам и темам самостоятельно, ориентируясь на используемые учебно-методические комплексы и индивидуальные особенности обучающихся.

  • Порядок согласования и утверждения рабочей программы.
  • 3.1. Разработанная учителем рабочая программа должна соответствовать:

    3.1.1. Рабочая программа по ФГОС второго поколения начального общего образования

  • Федеральному образовательному стандарту начального общего образования (2009 год) с изменениями и дополнениями
  • Примерной образовательной программе начального общего образования
  • Авторской программе по предмету
  • Настоящему Положению о рабочей программе
  • 3.1.2. Рабочая программа по ФГОС второго поколения основного общего образования

    • Федеральному образовательному стандарту основного общего образования (2010 год) с изменениями и дополнениями;
    • Учебному плану ОУ
    • 3.1.3. Рабочая программа по ФГОС первого поколения основного общего образования

    • Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта (2004 года)
    • Образовательной программе начального общего образования ОУ
    • Федеральному перечню учебников
    • 3.2. Администрация ОУ проводит экспертизу рабочей программы педагога на предмет соответствия требованиям настоящего положения. Первичная экспертиза может проводиться в электронном виде.

      3.3. Экспертиза может быть проведена с привлечением руководителей методических объединений лицея, членов методического совета или внешних экспертов.

      3.4. При несоответствии рабочей программы установленным требованиям, педагогу необходимо доработать рабочую программу в указанные сроки.

      3.5. При соответствии рабочей программы установленным требованиям программа утверждается директором лицея после согласования с заместителем директора по учебно — воспитательной работе не позднее 31 августа.

      3.6. Все изменения, дополнения, вносимые педагогическим работником в рабочую программу в течение учебного года, должны быть согласованы с заместителем директора лицея по учебно — воспитательной работе.

    • Структура рабочей программы
    • 4.1. На основании приказа Министерства образования и науки РФ №1576 от 31 декабря 2015г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. № 373»,

      Рабочая программа начального общего образования по предмету должна содержать следующие разделы:

    • Планируемые результаты изучения учебного предмета
    • 4.2. На основании приказа Министерства образования и науки РФ №1577 от 31 декабря 2015г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. № 1897»,

      Рабочая программа основного общего образования по предмету должна содержать следующие разделы:

      Титульный лист (Приложение 1)

    4.3. Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности должна иметь следующие разделы:

    Титульный лист (Приложение 2)

  1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
  2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

    4.4. Рабочая программа основного общего образования, среднего общего образования по Стандарту (2004 года) по учебному предмету включает в себя следующие разделы:

    Титульный лист (Приложение 3)

  3. Содержание учебного предмета
  4. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

    4.5. Рабочая программа электива по учебному предмету должна иметь следующие разделы:

    Титульный лист (Приложение 4)

  5. Требования к уровню подготовки обучающихся
  6. Содержание электива по учебному предмету

    4.6. Рабочая программа кружка должна иметь следующие разделы:

    Титульный лист (Приложение 5)

  7. Пояснительная записка
  8. Планируемые результаты освоения курса
  9. Содержание курса с указанием форм организации и видов кружковой работы

    5.Содержание и оформление рабочей программы

    5.1. Титульный лист считается первым, но не нумеруется, как и листы Приложения. На титульном листе указываются: наименование ОУ; название предмета/курса/электива/кружка (для программ по ФГОС 2004г. дополнительно указывается уровень программы); параллель или класс; фамилия, имя, отчество учителя – составителя программы; гриф утверждения программы и год составления программы.

    5.2. Пояснительная записка

  10. для рабочих программ по ФГОС 2009-2010гг. включает в себя указание названия авторской программы по предмету/курсу/элективу/кружку, издательства и года издания. Указание УМК (автор, название, издательства и года издания), по которому ведется обучение.
  11. для рабочих программ по ФГОС 2004г.: если учитель использует в качестве рабочей программы авторскую программу и при наличии у учителя опубликованной авторской программы, в пояснительной записке достаточно привести сведения об авторской программе (автор, название, издательства и года издания) и кратко обосновать причину ее выбора и особенности реализации в конкретном ОУ.

5.3. Для рабочих программ по ФГОС 2009-2010гг. в разделе «Планируемые результаты изучения учебного предмета курса/электива/кружка» раскрываются результаты, формируемые учебным предметом. Результаты систематизируются по трем видам: личностным, метапредметным, предметным результатам.

Для рабочих программ по ФГОС 2004г. в разделе «Требования к уровню подготовки обучающихся» необходимо отразить, какие непосредственно результаты должны быть достигнуты по окончанию каждого, конкретного класса. Если учитель использует в качестве рабочей программы авторскую программу, в которой сформулированы требования к уровню подготовки обучающихся, то этот раздел может отсутствовать в рабочей программе (при наличии у учителя опубликованной авторской программы).

5.4. Содержание учебного предмета/курса/электива/кружка – структурный элемент рабочей программы, включающий:

— перечень и название разделов и тем курса;

— необходимое количество часов для изучения раздела, темы;

— содержание учебной темы;

— темы практических и лабораторных работ;

— творческие и практические задания, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении;

— возможные виды самостоятельной работы учащихся;

— использование резерва учебного времени.

Для рабочих программ по ФГОС 2004г. в разделе «Содержание учебного предмета» приводится краткое содержание изучаемого учебного материала в виде перечисления основных разделов, тем и перечня дидактических элементов каждой темы. Указывается количество часов на освоение учебного материала по каждому разделу. Если учитель использует в качестве рабочей программы авторскую программу без изменений, то этот раздел может отсутствовать в рабочей программе (при наличии у учителя опубликованной авторской программы).

При создании рабочей программы курсов внеурочной деятельности и кружковой работы содержание расписывается с учетом форм организации и видов деятельности в виде таблицы:

lubliceum42.edumsko.ru

Требования к рабочим программам упрощены

Приказами Минобрнауки России от 31.12.2015 г. №№ 1576, 1577, 1578 внесены изменения в федеральные государственные образовательные стандарты: ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО. В частности, согласно им упростилась структура составления рабочей программы — из восьми пунктов, которых был обязан придерживаться педагог при составлении рабочей программы, остались только три. Теперь рабочие программы учебных предметов, курсов должны содержать:

  • планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;
  • содержание учебного предмета, курса;
  • тематическо6е планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы.
  • Рабочие программы курсов внеурочной деятельности должны содержать:

  • результаты освоения курса внеурочной деятельности;
  • содержание курса с внеурочной деятельности указанием форм организации и видов деятельности;
  • тематическо6е планирование.
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1576

    «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (Зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2016 № 40936). Скачать

    Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1577

    «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897» (Зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2016 № 40937). Скачать

    Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1578

    «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413» (Зарегистрирован в Минюсте России 09.02.2016 № 41020). Скачать

    Требования к рабочим программам упрощены : 30 комментариев

    Добрый день, Наталья! В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» родителям предоставлено право выбора формы получения образования детьми – в образовательной организации либо вне ее – в форме семейного образования, самообразования. В соответствии с ч.5 ст.63 закона об образовании, а также разъяснениями в письме Минобрнауки РФ от 15.11.2013 г. за № НТ-1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме», при выборе получения образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых они проживают. Как правило, этим органом является орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования. А вот информирование об этом решении образовательной организации в Законе не предусмотрено!
    Орган управления образованием прикрепляет ребенка к образовательной организации.
    Примечание. 1. Учащиеся, обучающиеся в форме семейного образовании по основным общеобразовательным программам общего образования, не относятся к контингенту образовательной организации.
    2. При досрочном прекращении образовательных отношений организация, осуществляющая образовательную деятельность, в трехдневный срок после издания распорядительного акта об отчислении обучающегося выдает лицу, отчисленному из этой организации, справку об обучении в соответствии с частью 12 статьи 60 закона об образовании.
    3.В соответствии с Порядком приема в образовательную организацию, утвержденному приказом Минобрнауки России от 22 января 2014 г. N 32 г., зачисление в школу оформляется приказом по школе в течение 7 рабочих дней после приема документов.
    4.С жалобой о нарушении закона об образовании Вы можете обратиться в региональный орган управления образованием либо прокуратуру.

    При выборе родителями семейного образования на основании чего ребенок отчисляется из контингента ( в законе об образовании нет такой причины отчисления)

    Добрый день, Любовь! На основании заявления родителей.

    Добрый день! Как изменения в рабочей программе соотносятся с положением школы? Пока школа не изменит свое положение со старыми требованиями, учителя должны писать программы по положению школы? или все же этот приказ «выше» школьного положения?

    Добрый день, Анастасия! Школа обязана внести соответствующие изменения в свой локальный акт. Приказы обязательны к исполнению. Советуем обратиться в орган управления образованием, которому подчиняется ваша школа.

    Добрый день. А требования к рабочим программам не по ФГОС теже? Или точно такие?

    Добрый день, Елена! Советуем обратиться в региональную методическую организация.

    А как быть с рабочими программами СПО, если в части СПО требования одни, а в части ОО — другие теперь. Как быть? На сайте ФИРО с рабочими программами УД все по-прежнему.

    Добрый день, Елена! Блог не располагает информацией по вашему вопросу. Советуем обратиться в Минобрнауки РФ.

    Здравствуйте! С началом нового учебного года! Скажите, пожалуйста, что должно включать в себя тематическое планирование? Это может быть таблица с указанием разделов и количества часов? Или необходимо расписывать буквально темы каждого урока? Объм рабочей программы увеличился, так как надо создавать на всю ступень. (С нас требуют развернутое тематическое планирование). Спасибо!

    Добрый день, Марина! По вопросам тематического планирования советуем обращаться в методическую службу.

    Добрый день! Подскажите, пожалуйста, данное распоряжение распространяется на адаптированные рабочие программы или нет?

    Добрый день, Елена! Судя по приказам — нет.

    Добрый день. Меня интересует вопрос рабочих программ 1-4 классов. Они могут быть написаны на год (1 класс, 2 класс, и т.д) или должны быть написаны на уровень 1-4 класс. В каком документе прочитать?

    Добрый день, Нина Сергеевна! Советуем обратиться к разделу III. «Участие в разработке рабочих программ.» Приложения к письму Общероссийского профсоюза образования от 07.07.2016 г. № 323 «Дополнительные разъяснения по сокращению и устранению избыточной отчетности учителей», размещенному на сайте Общероссийского Профсоюза образования, к приказу Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1576, а также к соответствующему локальному акту школы.

    Добрый день! Хотелось бы понять по изменениям по ООО НОО приказ № 1576 по предметной области родной язык и родная литература. Эти предметные области нужно включать в учебный план 1-4 класов и каким образом?

    Добрый день, Вера! Советуем обратиться в муниципальную или региональную методическую организацию.

    Где можно найти измененный вариант санпина для школ, в частности для начальной школы? Спасибо.

    Здравствуйте! В указанных приказах пункт 3) тематическое планирование, а в письме министерства образования от 28.10.2015 «О рабочих программах…» этот пункт 3) календарно-тематическое планирование. Это одно и тоже? И можно ли использовать в работе ОУ письмо министерство, если оно еще не вступило в силу?

    Добрый день, Мария! Советуем обратиться в Минобрнауки.

    Добрый день!
    Подскажите, пожалуйста, требования к рабочим программам (учебные предметы + внеурочная деятельность) в начальных классах Санкт-Петербурга. Какие разделы должны быть обязательно? Какие графы в календарно — тематическом планировании? Есть ли отличия от методических рекомендаций Комитета по образованию Санкт-Петербурга № 03-20-1587/16-00 от 04.05.2016 года?

    Добрый день, Ольга! Для ответа вам лучше обратиться в орган управления образованием С.Петербурга.

    Добрый день. Коллеги, скажите, пожалуйста, относятся ли эти рекомендации к составлению СИПРов (индивидуальных программ для учащихся с умственной отсталостью и др.нарушениями развития)

    Добрый день, Гала! Документ относится только к учителям.

    Здравствуйте. Скажите должно ли оплачиваться ведение электронного журнала, если учитель ведёт в обязательном порядке обычный бумажный журнал.

    Добрый день, Оксана! В соответствие с должностной характеристикой, утвержденной приказом Mинздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н, учитель «Осуществляет контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся)». Т.о., это входит в его должностные обязанности и регулируется правилами внутреннего трудового распорядка школы.
    Вместе с тем в п. 2.3 приказа Минобрнауки РФ от 11.05.2016 г. № 536 по этому поводу отмечено:
    «в порядке, устанавливаемом правилами внутреннего трудового распорядка, – ведение журнала и дневников обучающихся в электронной (либо в бумажной) форме».
    Т.о, Минобрнауки исключает одновременное ведение двух журналов и, следовательно, ведение одного из них должно быть дополнительно оплачено.
    Кроме того в письме Минобрнауки РФ от 15.02.2012 N АП-147/07 сказано, что «при введении электронных форм учета необходимо соблюдение трудового законодательства. Недопустим неоправданный рост трудозатрат на ведение двойного учета, рабочие места должны быть оборудованы надлежащим образом».

    Добрый день! Татьяна. Можно ли учителям пользоваться авторскими рабочими программами в печатном виде?

    eduinspector.ru

    Рабочие программы

    В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования программы отдельных учебных предметов, курсов (рабочие программы) должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

    В Гимназии было разработано положение, в соответствии с которым и были разработаны все учебные курсы, включая элективы и спецкурсы.

    ПРИНЯТО

    На Педагогическом совете

    ГБОУ Гимназии №63

    Протокол №1 от 30.08.2012г.

    УТВЕРЖДАЮ

    Директор школы ________________

    Приказ № 155 от 04.09.2012г.

    ПОЛОЖЕНИЕ

    о рабочей программе учебных предметов,

    курсов, занятий, дисциплин (модулей)

    ГБОУ Гимназии №63 Калининского района Санкт-Петербурга

  • 1.Общее положение
  • 1.1. Рабочая программа учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) гимназии (далее Рабочая программа)– нормативно-управленческий документ учреждения, характеризующий систему организации образовательной деятельности. Рабочая программа является компонентом основных образовательных программ, средством фиксации содержания образования на уровне учебных предметов, элективных, дополнительных образовательных курсов для обучающихся.

    1.2. Целью разработки Рабочей программы является сохранение единого образовательного пространства учреждения и предоставление широких возможностей для реализации различных технологий, подходов к построению учебного курса, предмета, дисциплины (модуля).

    1.3. Рабочая программа – это учебная программа, разработанная на основе примерной программы (ст. 28 Закона РФ «Об образовании»), определяющая содержание, последовательность изучения тем и количество часов на их усвоение, использование организационных форм обучения.

    1.4. Составление рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) входит в компетенцию учреждения (п. 2. ст. 32 Закона РФ «Об образовании»). Гимназия несет ответственность за качество реализуемых рабочих программ.

    1.5. К рабочим программам, которые в совокупности определяют содержание деятельности учреждения в рамках реализации образовательной программы, относятся:

    — программы по учебным предметам;

    — программы элективных курсов (Приложение №4);

    — дополнительных образовательных курсов (занятий) (Приложение №4);

    — программы по индивидуальным учебным планам.

    1.6. Рабочие программы по учебным предметам составляются на основе примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования и авторских программ к линиям учебников, входящих в федеральный перечень УМК, рекомендованных Минобразования РФ к использованию в образовательном процессе;

    1.7. Рабочая программа разрабатывается педагогом или группой педагогов и походит экспертизу на уровне предметных методических объединений, согласуется с заместителем директора по УВР, рассматривается на педагогическом совете и утверждается директором гимназии.

    1.8. Количество часов, отводимых на освоение Рабочей программы, должно соответствовать Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ.

    1.9. Обязательный минимум содержания каждой Рабочей программы устанавливается в соответствии с примерной образовательной программой и государственным образовательным стандартом.

    1.10. Нормативные сроки освоения Рабочей программы в государственных образовательных учреждениях определяются типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, федеральными образовательными стандартами, устанавливаемыми Законом «Об образовании» (п. 2 ст. 7).

    2. Структура и требования к разработке Рабочей программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательного учреждения

    2.1 Структура Рабочей программы составляется с учетом:

    — требований федеральных государственных образовательных стандартов;

    — обязательного минимума содержания учебных программ;

    — требований к уровню подготовки выпускников;

    -объема часов учебной нагрузки, определенного учебным планом гимназии для реализации учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей);

    — познавательных интересов учащихся;

    — выбора педагогом необходимого комплекта учебно-методического обеспечения.

    2.2. Примерная структура Рабочей программы включает следующие обязательные компоненты:

    Титульный лист (Приложение №1)

    Пояснительная записка (Приложение №2):

    — Общая характеристика программы курса.

    — Требования к результатам обучения и освоения содержания

    — Условия реализации курса

    — Формы и методы контроля достижения планируемых результатов

    Календарно-тематическое планирование (Приложение №3).

    2.3. Примерные (типовые) учебные программы, разработанные на федеральном уровне, не могут использоваться в качестве рабочих программ, поскольку не содержат распределение учебного материала по годам обучения и отдельным темам.

    2.4. Рабочая программа составляется с учетом требований к примерным (типовым) учебным программам.

    2.5. Учитель составляет Рабочую программу на основе имеющихся примерных (типовых) учебных программ, авторских рабочих учебных программ. При этом Рабочая программа может отличаться от вышеназванных программ не более чем на 25 %.[1]

    2.6. Титульный лист Рабочей программы долженсодержать:

    — наименование образовательного учреждения;

    — гриф утверждения и согласования программы;

    — название учебного курса, предмета, дисциплины (модуля);

    -Ф.И.О. педагога, составлявшего и реализующего учебный курс, предмет, занятие,дисциплину (модуль);

    — класс (параллель), в котором изучается учебный курс,

    — год составления программы.

    2.7. В тексте пояснительной записки к Рабочей программе указывается:

    — название, автор и год издания предметной учебной программы (примерной, авторской), на основе которой разработана Рабочая программа;

    — цели и задачи данной программы обучения в области формирования системы знаний, умений[2];

    — изменения, внесенные в примерную (типовую) или авторскую учебную программу и их обоснование;

    — название учебно-методического комплекта (учебник, рабочая тетрадь, тетрадь для контрольных работ, атлас, контурная карта и др. согласно перечню учебников, утвержденных приказом Минобрнауки РФ), используемого для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой учреждения[3];

    — количество учебных часов, на которое рассчитана Рабочая программа, в т.ч. количество часов для проведения контрольных, лабораторных, практических работ, экскурсий, проектов исследований;

    — формы организации учебного процесса и их сочетание, а также преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков (в соответствии с Положением о периодичности и порядке проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся в гимназии), промежуточной и итоговой аттестации обучающихся (в соответствии с соответствующими Положениями).

    — требования к уровню подготовки обучающихся, описание целей-результатов обучения, выраженных в действиях учащихся должны соответствовать требованиям, сформулированных в федеральном государственном стандарте общего образования и примерной (типовой) учебной программе (Закон РФ «Об образовании» ст. 12, 13, 15, 32).

    — формы и средства контролявключают материалы в виде тестовых, контрольных работ, вопросов для зачета и др. для оценки освоения школьниками содержания учебного материала. Количество контрольных работ определяется инструктивно-методическими документами о преподавании учебных предметов и дисциплин, принятыми на уровне региона.

    — учебно-методический комплекс включают основную и дополнительную учебную литературу (учебники, учебные пособия, сборники упражнений и задач, контрольных заданий, тестов, практических работ и лабораторных практикумов, хрестоматии); справочные пособия (словари, справочники); наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы), оборудование и приборы и т.п.; оформляется в соответствии с ГОСТом: элементы описания каждого учебно-методического средства должны приводиться в алфавитном порядке и соответствовать требованиям к библиографическому описанию. Используемый перечень учебно-методических средств обучения может быть классифицирован на две группы: «Литература (основная и дополнительная)», «Оборудование и приборы».

    2.8. Календарно-тематический план оформляется в виде таблицы на весь срок обучения (таблица).

    gimn63.spb.ru