Требования правил к грузозахватным приспособлениям

Энциклопедия по машиностроению XXL

Оборудование, материаловедение, механика и .

Общие требования к грузозахватным приспособлениям

В Правилах устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов изложены общие технические требования к кранам и вспомогательным грузозахватным приспособлениям, гидравлическому и электрическому оборудованию грузоподъемных машин и его монтажу к материалам, идущим на изготовление крана к содержанию грузоподъемных машин и вспомогательных грузозахватных приспособлений к производству работ даны указания по ведению сварочных работ, а также описан порядок расследования аварий и несчастных случаев. Помимо этих правил каждый машинист должен хорошо знать конструкцию самого крана и инструкцию по его эксплуатации. [c.252]

В соответствии с правилами эксплуатируются краны, сменные грузозахватные органы (крюк, грейфер, грузоподъемный электромагнит) съемные грузозахватные приспособления (стропы, траверсы), навешиваемые па крюк грузоподъемной машины тара, за исключением специальной. Электрическое оборудование кранов, токоподвод и заземление должны отвечать требованиям Правил устройства электроустановок эксплуатируют электрооборудование в соответствии с Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей и Правилами техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей , приведенными в разделе Общие технические требован я . [c.202]

Грузозахватные приспособления для крупнотоннажных контейнеров общей массой Юти более называют спредерами. Основные размеры и параметры их регламентированы ГОСТ 23002—87. Рекомендация СЭВ РС 3577-73 Приспособления грузозахватные. Спредеры для крупнотоннажных контейнеров. Основные параметры и габариты. Технические требования позволяет во всех странах — членах СЭВ иметь однотипные грузозахватные устройства для перегрузки крупнотоннажных контейнеров, принадлежащих этим странам. Кроме того, рекомендации разработаны с учетом международного стандарта на крупнотоннажные контейнеры. Это обеспечивает возможность перегрузки спредерами контейнеров западных стран. [c.87]

Общие требования к строповке грузов. К строповке грузов допускаются лица не моложе 18 лет, прощедщие медицинский осмотр, имеющие удостоверения стропальщика и знающие правила техники безопасности. До начала работ мастер, бригадир, крановщик, стропальщик обязаны получить проект производства работ или технологическую записку на предстоящие работы, тщательно изучить и подобрать вспомогательные грузозахватные приспособления. Затем проверить исправность вспомогательных грузозахватных приспособлений и наличие бирки, на которой должны быть указаны номер приспособления, дата испытания и допускаемая грузоподъемность, внимательно осмотреть конструкции перед подъемом и установить соответствие веса поднимаемого груза грузоподъемности крана на данном вылете стрелы. Необходимо проверить надежность строповки, возможность беспрепятственного подъема груза и его установки, а также убедиться в отсутствии на грузе незакрепленных предметов. [c.42]

Бремя, затрачиваемое на захват и освобождение груза, составляет от 20 до 80% общей продолжительности цикла работы крана. Поэтому производительность кранов находится в прямой зависимости от конструктивных качеств захватных устройств и правильного их подбора к конкретному грузу и условиям работы с ним. По принципу действия грузозахватные устройства делятся на три группы присоединяемые к грузу (застройка) и отсоединяемые от него (отстропка) вручную рабочими-стропольщиками, автоматически без их участия и присоединяемые к грузу вручную, а отсоединяемые автоматически. Грузозахватные устройства, кроме того, могут быть универсальными, обеспечивающими захват грузов различной конфигурации и размеров, и специальными, приспособленными для грузов определенного вида. К универсальным грузозахватным устройствам относятся стропы н грузозахватные крюки. Важнейшие требования ко всем захватным устройствам простота и прочность конструкции, обеспечивающие надежность н безопасность работы [c.98]

Смотреть страницы где упоминается термин Общие требования к грузозахватным приспособлениям : [c.251] Смотреть главы в:

mash-xxl.info

Билет № 18

1 Требования к грузозахватным приспособлениям для подъема груза

1.Основными требованиями при проектировании и изготовлении грузозахватных приспособлений и тары являются:

2.прочность и надежность конструкции грузозахватного приспособления и тары;

3.минимальная собственная масса по сравнению с массой поднимаемого груза;

4.удобство в обслуживании и обращении;

6.обеспечение сохранности захватываемого груза;

7.соответствие особенностям технологических процессов и проектам производства работ, дальнейшая автоматизация процесса захвата и освобождения груза (работа по заданной программе без участия обслуживающего персонала).

8.2.6. Изготовление съемных грузозахватных приспособлений и тары должно производиться в соответствии с нормативными документами и технологическими картами. В случае применения сварки в документации на изготовление должны содержаться указания по ее выполнению и контролю качества.

9.2.7. Съемные грузозахватные приспособления (стропы, цепи, траверсы, захваты и т.п.) после изготовления подлежат испытанию на предприятии-изготовителе, а после ремонта — на предприятии, на котором они ремонтировались. Съемные грузозахватные приспособления должны подвергаться осмотру и испытанию нагрузкой, в 1,25 раза превышающей их номинальную грузоподъемность.

10.2.8. Сведения об изготовленных съемных грузозахватных приспособлениях должны заноситься в журнал, в котором должны быть указаны наименование приспособления, грузоподъемность, номер нормативного документа (технологической карты), номер сертификата на примененный материал, на канат или цепь, результаты контроля качества сварки, результаты испытаний грузоподъемного приспособления.

11.2.9. Съемные грузозахватные приспособления должны снабжаться клеймом или прочно прикрепленной металлической биркой с указанием номера, грузоподъемности и даты испытания. Съемные грузозахватные приспособления, изготовленные для сторонних организаций, кроме клейма (бирки) должны быть снабжены паспортом (приложение А к РД 220-12-98).

2 Порядок допуска машиниста к работе на подъемнике (вышке).

. Управление автомобильным подъемником может быть поручено водителю транспортного средства после обучения его по соответствующей программе и аттестации квалификационной комиссией.

1.5. Лицам, выдержавшим экзамены, выдается удостоверение за подписью председателя комиссии и представителя регионального органа госгортехнадзора. В удостоверении машиниста должен быть указан тип подъемника, к управлению которым он допущен. Во время работы машинист подъемника обязан иметь удостоверение при себе.

1.6. Допуск машинистов к самостоятельной работе оформляется соответствующим приказом по предприятию (организации) после выдачи им на руки удостоверения об аттестации.

Перед допуском к работе руководство организации (предприятия) или цеха обязано проверить у машинистов знание руководства по эксплуатации подъемника, на который он допускается работать, и вручить ему (под расписку) руководство по эксплуатации. Кроме того, при наличии на подъемнике грузозахватного органа должны назначаться стропальщики, имеющие соответствующее удостоверение.

1.7. Допуск к обслуживанию электрооборудования подъемников при питании от внешней сети осуществляется с разрешения главного энергетика предприятия в порядке, установленном Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей.

1.8. Повторная проверка знаний машинистов проводится квалификационной комиссией предприятия:

1) периодически, не реже одного раза в 12 мес;

2) при переходе с одного предприятия на другое;

3) по требованию инженерно-технического работника по надзору за безопасной эксплуатацией подъемников на предприятии или инспектора госгортехнадзора.

Повторная проверка знаний должна проводиться в объеме настоящей Инструкции и руководства по эксплуатации подъемника.

1.9. Администрация предприятия при переводе машинистов с одного подъемника на другой того же типа, но другой модели или с другим приводом обязана ознакомить их с особенностями устройства этого подъемника и обеспечить стажировку под руководством опытного машиниста.

После проверки практических навыков машинисты могут быть допущены к самостоятельной работе.

3 Порядок работы подъемников (вышек) вблизи ЛЭП.

4.5.8. Установка и работа подъемников на расстоянии менее 30 м от крайнего провода линии электропередачи или воздушной электрической сети напряжением более 42 В осуществляются только по наряду-допуску (приложение 6), определяющему безопасные условия работы.

Порядок организации производства работ вблизи линии электропередачи, выдачи наряда-допуска и инструктажа устанавливается приказами владельца подъемника и производителем работ.

Условия безопасности, указываемые в наряде-допуске, должны соответствовать требованиям государственных стандартов. Время действия наряда-допуска определяется организацией, выдавшей наряд.

Наряд-допуск должен выдаваться машинисту подъемника на руки перед началом работы.

Работа подъемника вблизи линии электропередачи должна производиться под непосредственным руководством лица, ответственного за безопасное производство работ подъемниками, которое должно указать машинисту место установки подъемника, обеспечить выполнение предусмотренных нарядом-допуском условий работы и сделать запись в вахтенном журнале машиниста о разрешении работы.

При производстве работ в охранной зоне линии электропередачи или в пределах разрывов, установленных Правилами охраны высоковольтных электрических сетей, наряд-допуск может быть выдан только при наличии разрешения организации, эксплуатирующей линию электропередачи.

Порядок работы подъемников вблизи линии электропередачи, выполненной гибким кабелем, определяется владельцем линии. Выдача наряда-допуска в этом случае не обязательна.

При работе подъемников на действующих электростанциях, подстанциях и линиях электропередачи, если работы с применением подъемников ведутся персоналом, эксплуатирующим электроустановки, а машинисты подъемников находятся в штате энергопредприятия, наряд-допуск на работу вблизи находящихся под напряжением проводов и оборудования выдается в порядке, установленном нормативными документами. При этом должно соблюдаться расстояние от стрелы подъемника до проводов линии электропередачи, находящейся под напряжением, в соответствии с табл. 1.

4.5.9. Для безопасного производства работ подъемниками их владелец и организация, производящая работы, обязаны обеспечить соблюдение следующих требований:

1) на месте производства работ подъемником не должно допускаться нахождение лиц, не имеющих прямого отношения к производимой работе;

belyaev-otvet-ot-rudika.narod.ru

Требования правил к грузозахватным приспособлениям

Перевозка автомобилей – это востребованный вид услуг, несмотря даже на тот факт, что автомобиль сам по себе является транспортом и может прибыть на место самостоятельно. Необходимость в перевозке автомобилей все равно возникает, поскольку именно такой способ иногда бывает более целесообразным, чтобы сохранить машину в сохранности, максимально сократить срок прибытия и финансовые.

Требования, предъявляемые к грузозахватным приспособлениям.

Грузозахватными приспособлениями называются устройства для поднятия грузов, а также для их перемещения и опускания. В работе используются различные виду грузозахватных устройств, в зависимости от той задачи, которую нужно выполнить. Однако независимо от вида устройства существуют единые требования, касающиеся технологии изготовления и основных характеристик этих устройств.

Организация-изготовитель грузозахватного приспособления имеет право выпускать подобную продукцию лишь при наличии специального разрешения (лицензии), выданного Госгортехнадзором РФ.

Все изделия должны быть выполнены в соответствии с действующими нормативными документами, которые выпускаются для каждого вида грузозахватных устройств отдельно. Например, для текстильных строп установлены следующие требования: лента может быть изготовлена из лавсана, капрона, полиамида. Либо соткана из пряжи. При поднятии грузов не должна сужаться более, чем на 10%. И это очень малая часть технических требований, предъявляемых к изготовителям текстильных строп!

Цепи, стропы, траверсы, захваты и прочие грузозахватные приспособления обязательно должны пройти испытание на заводе-изготовителе после изготовления. После ремонта испытания проводит ремонтная компания, которая оказывала услуги по ремонту устройства. Испытания обычно производят путем нагрузки изделий весом, на 25% превышающим номинальную их грузоподъемность.

После окончания испытаний на заводе-изготовителе каждое изделие должно быть снабжено специальной меткой, где обязательно указывается номер, грузоподъемность и дата испытания. Также изделия обязательно должны иметь паспорт.

www.equiprent.ru

Требования к эксплуатации грузозахватных приспособлений

Требования к эксплуатации грузозахватных приспособлений и тары.
Неопределенность должна исчезнуть.

Ежов Ю.Г.
Начальник отдела конструкторских разработок
ООО СКБ «Высота»

Савинцев И.Г.
Начальник отдела экспертизы
ООО СКБ «Высота»

Шеменев А.В.
Ведущий инженер-конструктор
ООО СКБ «Высота»

Шапрунов В.В.
Эксперт
ООО СКБ «Высота»

Федеральные нормы и правила «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденные приказом Ростехнадзора от 12 ноября 2013 года №533, содержат раздел устанавливающий основные требования к процессу эксплуатации, проверке состояния и дефектации грузозахватных приспособлений и тары. Данный раздел ФНП достаточно принципиально отличается от разделов, приведенных в ранее действующих правилах безопасности по грузоподъемным машинам, касающихся съемных грузозахватных приспособлений и тары, как по содержанию, так и по объему. В разделе приведены требования к персоналу, документации, оснащению персонала, выбору стропов и их ветвей (при их замене), оценке работоспособности и возможности ремонта грузозахватных приспособлений, в т.ч стропов.
Одновременно, в этом разделе ФНП изложены требования по безопасному использованию грузовой тары и основные положения проведения испытаний грузозахватных приспособлений.
В связи с тем, что на съемные грузозахватные приспособления (приспособления для грузоподъемных операций) распространяются требования ТР ТС 010/2011, в части установления для этих приспособлений назначенного срока службы, в пункте 222 ФНП, в частности, содержится требование о невозможности использования в работе грузозахватных приспособлений с истекшим сроком безопасной эксплуатации (службы).
В целях обеспечения возможности иметь алгоритм для подтверждения эксплуатирующими организациями соответствия технологических процессов эксплуатации съемных грузозахватных приспособлений и грузовой тары требованиям ФНП группой разработчиков из Набережных Чел-нов и Санкт-Петербурга, в инициативном порядке, создан проект межгосударственного стандарта «Краны грузоподъемные. Съемные грузозахватные приспособления и тара. Эксплуатация», предусмотренного программой разработки стандартов по линии ТК 289 «Краны грузоподъемные».
Необходимость в разработке стандарта возникла в результате оценки фактического уровня безопасности при эксплуатации съёмных грузозахватных приспособлений и тары на опасных производственных объектах, в границах которых используются грузоподъемные краны. Оценка проводилась в процессе экспертной деятельности, связанной с продлением срока безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, отработавших назначенный срок службы. Результат оценки уровня безопасности при эксплуатации грузозахватных приспособлений и тары, во многих случаях, был неудовлетворительный.
Действия специалистов и персонала предприятий, связанного с эксплуатацией грузозахватных приспособлений и тары до сих пор не имеют под собой обоснованного нормативного подтверждения. Несколько пунктов в ранее действующих Правилах ПБ 10-382-00 и в созвучных им ПБ 10-157-97, ПБ 10-257-98, ПБ 10-611-03, касающихся эксплуатации грузозахватных приспособлений и тары, так и не создали на практике необходимых предпосылок для поддержания необхо-димого уровня их безопасности при эксплуатации.
Требования пунктов ранее действующих Правил о том, что осмотр съёмных грузозахватных приспособлений и тары должен производится по инструкции, разработанной специализированной организации, сводился на нет несуразной оговоркой, содержащейся в следующем за этим требованием предложении: «При отсутствии инструкции браковку стропов проводят в соответствии с приложением к Правилам». Как следует из этого, браковка грузозахватных приспособлений (кроме стропов) и тары ничем не регламентировалась, а инструкций, о которых говорится выше, эксплуатирующие организации у специализированных не спешили заказывать (раз допускалось их отсутствие).
Попытки создания нормативных (методических) документов, в которых тем или иным образом была освещена тема эксплуатации и оценки работоспособности грузозахватных приспособлений и тары, все же были. В частности следует отметить РД 220-12-98 «Типовая инструкция по безопасной эксплуатации металлических грузозахватных приспособлений и тары», РД 220-14-98 «Типовая инструкция по безопасной эксплуатации текстильных ленточных стропов», МДС 12-31.2007 «Методические рекомендации по техническому освидетельствование съемных грузозахватных приспособлений» (имеются в открытом доступе в сети интернет).
РД по шифром 220, согласованные с Госгортехнадзором России в декабре 1998 года, содержат общие сведения о грузозахватных приспособлениях, техническое описание некоторых конструкций, основные принципы проектирования, общие требования к их использованию и ремонту. Браковочные показатели приведены из соответствующего приложения к ПБ 10-14-92 и технических условий на текстильные стропы, предшествующих разработанному впоследствии ОАО «ВНИИПТМАШ» РД 24-СЗК-01-01.
Документ под шифром МДС 12-31.2007, как и РД 220-12-98, распространяется и на тару, но конкретные сведения о методах, условиях её освидетельствования, а также браковочные показатели в данных документах отсутствуют.
В МДС приводятся сведения о сфере применения съемных грузозахватных приспособлений, общих требованиях к их изготовлению и использованию. По тексту документа имеются указания о том, что техническое освидетельствование съемных грузозахватных приспособлений и тары должно проводиться согласно стандарта предприятия или другого нормативного документа.
Указанный в МДС порядок проверки технической документации предполагает, что грузозахватные приспособления, изготовленные собственными силами владельца, могут не иметь паспорта, что противоречит требованиям как отмененных, так и действующих нормативных документов.

Даются указания о том, что:

    • выявленные в технической документации несоответствия (их отсутствие, неясности, ошибки в записях) устраняются;
    • осмотр и оценку технического состояния стропов производят согласно требованиям РД 10-33-93 и ГОСТ 25573-82;
    • осмотр и оценку технического состояния грузозахватных приспособлений производят по методикам, разрабатываемым ИТР и утверждаемым главным инженером строительной организации;
    • испытания съемных грузозахватных приспособлений проводят по программам, составленным учетом указаний о величине статической и динамической нагрузках (25 и 10 % соответственно) при этом, в каких случаях следует их проводить не указывается.
      Другие, менее известные документы, составленные в виде инструкций, в большинстве своем содержат описание устройства грузозахватных приспособлений, схемы строповки типовых грузов, а также требования к их изготовлению. Зачастую эти выдержки из учебных пособий для подготовки рабочих, учебников для ВУЗов и техникумов, Правил ПБ 10-382-00, ПОТ РМ 007-98, ГОСТов на стропы и тару, в том числе о их браковке согласно норм, применяемых при изготовлении.
      Следует отметить, что фактически ни один из упомянутых выше документов, стропальщиками и специалистами, связанными с эксплуатацией съемных грузозахватных приспособлений и тары не используется. Одновременно необходимо признать, что для оценки работоспособности тары, несмотря на указания ранее действующих Правил, не было разработано документов, отвечающих их требованиям, тем более, что определения, какую тару (конструкция, материал) при этом следует рассматривать, не приводилось.
      Вопрос определения «судьбы» грузозахватных приспособлений и тары после отработки ими назначенного срока службы, до разработки ФНП, не поднимался ни «эксплуатантами», ни представителями Ростехнадзора, т.к. ввиду полного отсутствия какой-либо нормативной базовой основы, ответа никто и не пытался искать. То же самое относится и к «судьбе» используемых в работе текстильных стропов на полимерной основе после окончания гарантийного срока службы.Ответы на поставленные выше вопросы, сформулированные в виде нормативных положений, нашли отражение в проекте национального стандарта, а именно:
    • изложены требования по использованию грузозахватных приспособлений и тары в работе, в том числе в части безопасности при строповке грузов, а также способов обвязки и зацепки грузов, включая крупнотоннажные контейнеры;
    • освещены вопросы транспортирования, технического обслуживания, ремонта, хранения и утилизации съемных грузозахватных приспособлений и тары;
    • в развитие требований ФНП, установлен порядок проведения оценки работоспособности съемных грузозахватных приспособлений и грузовой тары, который должен осуществляться в виде осмотров, проводимых ответственными специалистами эксплуатирующей организации и обследований, проводимых экспертной организацией.В проекте стандарта предлагается вариант для реализации пунктов ФНП, касающихся эксплуатации грузозахватных приспособлений и тары, в частности:
      для съемных грузозахватных приспособлений и грузовой тары, не имеющих в эксплуатационных документах сведений о назначенном сроке безопасной эксплуатации (службы) устанавливаются сроки эксплуатации до первичного обследования с целью определения возможности их дальней-шей эксплуатации;
      приводятся «пошаговые» указания по оценке работоспособности съемных грузозахватных приспособлений и грузовой тары, охватывая при этом организацию и условия оценки, состав работ и методы, проверку наличия и состояния технической документации, проверку наличия и состояния маркировки, проверку состояния металлоконструкций, стропов и гибких соединительных элементов других грузозахватных приспособлений, захватов и блоков, болтовых и шарнирных соединений, с указанием браковочных показателей.
      Таблица, приводимая в проекте стандарте, достаточно объективно устанавливает ограничения по предельному сроку эксплуатации (службы) грузозахватных приспособлений.

    skb-visota.ru

    Типовая инструкция по безопасной эксплуатации металлических грузозахватных приспособлений и тары

    с Госгортехнадзором России
    08.12.98 г.

    ПКФ «Авангард»
    08.12.98 г.

    ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОЙ
    ЭКСПЛУАТАЦИИ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ГРУЗОЗАХВАТНЫХ
    ПРИСПОСОБЛЕНИЙ И ТАРЫ

    1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

    1.1. Металлические съемные грузозахватные приспособления и тара используются в процессе производства работ по подъему и перемещению грузов с применением грузоподъемных машин (кра нов, кранов-трубоукладчиков, кранов-манипуляторов, подъемников, вышек и других машин и механизмов). Строповка, обвязка и зацепка твердых грузов для подъема, перемещения и опускания их при выполнении строительно-монтажных, погрузочно-разгрузоч ных и других работ с применением грузоподъемных машин про изводятся при помощи съемных грузозахватных приспособлений. Для подъема и перемещения жидких и сыпучих грузов использу ется специальная тара (бадьи, лотки, ящики, контейнеры, ковши и т.п.).

    1.2. В зависимости от условий производства работ, геометриче ских размеров и массы груза используют грузозахватные приспособления разных конструкций (стропы, траверсы, захваты и т.п.). Стропы относятся к наиболее простым в конструктивном испол нении грузозахватным приспособлениям и представляют собой гибкие элементы с концевыми креплениями и захватными орга нами различных конструкций. В качестве гибкого несущего эле мента, как правило, используются стальные проволочные канаты, реже — цепи и ленты.

    1.3. Стальные канаты менее трудоемки в изготовлении, имеют высокую удельную несущую способность и гибкость, значитель но удобнее в работе и более долговечны, чем канаты из органиче ских растительных волокон или стальные грузовые цепи. Стальной проволочный канат сглаживает динамические нагрузки и надежен, так как разрушение каната происходит не внезапно, как у цепи, а количество оборванных проволок увеличивается постепенно, что позволяет следить за состоянием каната и браковать его задолго до обрыва.

    1.4. Преимуществами стальных цепей по сравнению со сталь ными канатами являются их высокая гибкость, простота кон струкции, технологичность и способность огибать острые грани без применения подкладок. Существенными недостатками стальных цепей являются их большая масса, возможность внезапного разрыва вследствие быстрого раскрытия образовавшихся трещин и необходимость тщательного повседневного контроля состояния (износа) звеньев цепи. Кроме того, стальные цепи не допускают приложения динамических нагрузок, а дефекты в металле звеньев цепи трудно обнаружить.

    1.5. По числу ветвей стропы разделяют на канатные одноветве вые (1СК), двухветвевые (2СК), трехветвевые (3СК), четырехвет вевые (4СК) и универсальные (УСК), цепные одноветвевые (1СЦ), двухветвевые (2СЦ), трехветвевые (3СЦ), четырехветвевые (4СЦ) и универсальные (УСЦ). Простые стропы (СК и СЦ) применяют для навешивания грузов, имеющих специальные приспособления (петли, крюки, рымы, болты и т.п.), универсальные стропы — для строповки грузов обвязкой. Одноветвевой строп с крюком или другим грузозахватным органом обычно применяют для захвата и перемещения грузов, снабженных монтажными петлями или проушинами, скобами и т.п.

    1.6. Многоветвевые стропы используют для подъема и переме щения строительных деталей и конструкций, имеющих две, три или четыре точки крепления. Их широко применяют для стропов ки элементов зданий (панелей, блоков, ферм и т.п.), снабженных петлями или проушинами. При использовании многоветвевого стропа нагрузка должна передаваться на все ветви равномерно, что обеспечивается вспомогательными соединениями.

    1.7. Универсальные стропы применяют при подъеме груза, об вязка которого обычными стропами невозможна (трубы, доски, металлопрокат, аппараты и т.п.).

    1.8. Траверсы используют для подъема и перемещения длин номерных или крупногабаритных конструкций или оборудования (колонны, фермы, балки, аппараты, трубы и т.п.). Траверсы рассчитаны на восприятие сжимающих или растягивающих усилий. Они предохраняют груз от воздействия сжимающих усилий, возни кающих при наклоне груза, и обеспечивают безопасность при его перемещении краном. Траверсы навешивают на крюк крана при помощи косынки с проушиной (кольцом) или гибких или жестких тяг, присоединяемых шарнирно, что полностью освобождает их от изгибающих моментов. Навешивание траверс на крюк кра на при помощи жестких и гибких тяг приводит к потере полезной высоты подъема. Канатные стропы на свободном конце заканчи ваются крючками различных конструкций, взаимодействующими со скобами изделия или штыревыми замками, укрепленными на траверсе с коушами, вводимыми в гнезда корпуса замка. Штырь выдергивают вручную за прикрепленный к нему канатик (дистан ционное управление).

    1.9. Захваты являются наиболее совершенными и безопасными грузозахватными приспособлениями, основное преимущество которых — сокращение затрат ручного труда при захвате груза и его укладке краном в проектное положение. Целесообразно применять захваты в тех случаях, когда приходится перемещать однотипные конструкции, например на заводах железобетонных изделий, заводах металлоконструкций, складах и ряде других предприятий. Захватами, установленными на стропах, можно быстро закрепить строп за поднимаемые рельсы, швеллеры и балки. При помощи соединительных звеньев и такелажных скоб захваты быстро укрепляют на стропах. На стропах можно также крепить крюки, зажи мы для листов, а также другие приспособления.

    1.10. Наиболее распространенными видами стальной техноло гической тары для подъема и перемещения штучных, тарно-штуч ных, жидких, полужидких и жидких грузов, а также грузов, относящихся к категории взрыво- и пожароопасных, являются ящики, бадьи, емкости, бункеры, контейнеры, поддоны и другие пакетирующие приспособления.

    1.11. В одной инструкции или нормативном документе невоз можно отразить все виды и конструктивные исполнения грузозах ватных приспособлений и тары, как и изложить требования безо пасности, предъявляемые к ним. Поэтому на основании настоящей Типовой инструкции предприятия (организации), эксплуатирующие грузоподъемные машины, грузозахватные приспособления и тару, обязаны разработать и утвердить производственные инструк ции по безопасной эксплуатации металлических приспособлений и металлической технологической тары в соответствии с требова ниями Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъ емных кранов , Правил устройства и безопасной эксплуатации кра нов-трубоукладчиков , Правил устройства и безопасной эксплуа тации грузоподъемных кранов-манипуляторов и других правил безопасности и нормативных документов.

    2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

    2.1. Грузозахватные приспособления и тара относятся к разряду наиболее ответственных устройств, на которые распространяются требования правил безопасности и нормативных документов Гос гортехнадзора России.

    2.2. Проектирование грузозахватных приспособлений и тары должны производить специализированные организации, имеющие лицензию органов госгортехнадзора в соответствии с Федеральным законом от 25.09.98 № 158-ФЗ «О лицензировании отдельных ви дов деятельности» и нормативными документами.

    2.3. Основными требованиями при проектировании и изготов лении грузозахватных приспособлений и тары являются:

    прочность и надежность конструкции грузозахватного приспо собления и тары;

    минимальная собственная масса по сравнению с массой под нимаемого груза;

    удобство в обслуживании и обращении;

    обеспечение сохранности захватываемого груза;

    соответствие особенностям технологических процессов и про ектам производства работ, дальнейшая автоматизация процесса захвата и освобождения груза (работа по заданной программе без участия обслуживающего персонала).

    2.4. Проектирование и изготовление грузовых стропов общего назначения должны производиться в соответствии с требовани ями РД 10-33-93 «Стропы грузовые общего назначения. Требования к устройству и безопасной эксплуатации». Расчет стропов из стальных канатов должен производиться с учетом числа вет вей канатов и угла наклона их к вертикали. При расчете стропов общего назначения, имеющих несколько ветвей, расчетный угол между ними должен приниматься равным 90°. При расчете стро пов, предназначенных для определенного груза, может быть при нят фактический угол. При расчете стропов коэффициент запаса прочности канатов должен приниматься не менее 6. Конструкция многоветвевых стропов должна обеспечивать равномерное натя жение всех ветвей.

    2.5. Изготовление съемных грузозахватных приспособлений и тары должны производить предприятия и специализированные ор ганизации, имеющие лицензию органов госгортехнадзора, выдан ную в соответствии с Федеральным законом от 25.09.98 № 158-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

    2.6. Изготовление съемных грузозахватных приспособлений и тары должно производиться в соответствии с нормативными доку ментами и технологическими картами. В случае применения сварки в документации на изготовление должны содержаться указания по ее выполнению и контролю качества.

    2.7. Съемные грузозахватные приспособления (стропы, цепи, траверсы, захваты и т.п.) после изготовления подлежат испытанию на предприятии-изготовителе, а после ремонта — на предприя тии, на котором они ремонтировались. Съемные грузозахватные приспособления должны подвергаться осмотру и испытанию на грузкой, в 1,25 раза превышающей их номинальную грузоподъемность.

    2.8. Сведения об изготовленных съемных грузозахватных при способлениях должны заноситься в журнал, в котором должны быть указаны наименование приспособления, грузоподъемность, номер нормативного документа (технологической карты), номер сертификата на примененный материал, на канат или цепь, резуль таты контроля качества сварки, результаты испытаний грузоподъ емного приспособления.

    2.9. Съемные грузозахватные приспособления должны снаб жаться клеймом или прочно прикрепленной металлической биркой с указанием номера, грузоподъемности и даты испытания. Съемные грузозахватные приспособления, изготовленные для сторонних организаций, кроме клейма (бирки) должны быть снабжены паспортом (приложение 1 к настоящей Типовой инструкции).

    3. ЭКСПЛУАТАЦИЯ

    3.1. Владельцы грузоподъемных машин, тары и съемных грузо захватных приспособлений обязаны обеспечить содержание их в исправном состоянии и безопасные условия работы путем органи зации надлежащего освидетельствования, осмотра, ремонта, надзо ра и обслуживания согласно требованиям правил безопасности.

    3.2. Инженерно-технический работник по надзору за безопас ной эксплуатацией грузоподъемных машин обязан осуществлять надзор за техническим состоянием и безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин, съемных грузозахватных приспособле ний, производственной тары и принимать меры по предупрежде нию нарушений правил безопасности.

    3.3. Инженерно-технический работник, ответственный за со держание грузоподъемных машин в исправном состоянии, обязан обеспечить содержание в исправном состоянии съемных грузозах ватных приспособлений и производственной тары (если содержа ние их в исправном состоянии не возложено на другие службы) путем проведения периодических осмотров, технических обслу живаний и ремонтов в установленные графиком сроки, система тического контроля за правильным ведением журнала осмотра и своевременного устранения выявленных неисправностей, а также личного осмотра грузозахватных приспособлений и тары в установленные сроки.

    3.4. Лицо, ответственное за безопасное производство работ кра нами, кранами-трубоукладчиками, кранами-манипуляторами и другими грузоподъемными машинами, обязано не допускать ис пользования немаркированных, неисправных или не соответству ющих по грузоподъемности и характеру груза съемных грузозах ватных приспособлений и производственной тары.

    3.5. Для зацепки, обвязки (строповки) груза и навешивания его на крюк грузоподъемной машины, за исключением случаев, ука занных в п. 3.6. настоящей Типовой инструкции, согласно требова ниям правил безопасности должны назначаться стропальщики.

    3.6 . Для навешивания на крюк грузоподъемной машины груза без предварительной обвязки (груз, имеющий петли, рымы, цап фы, а также находящийся в ковшах, бадьях, контейнерах или дру гой таре) или в тех случаях, когда груз захватывается полуавтома тическими захватами, могут допускаться рабочие основных профессий, дополнительно обученные по сокращенной программе для подготовки стропальщиков.

    3.7. Владельцами грузоподъемных машин и эксплуатирующи ми организациями должны быть разработаны способы правиль ной строповки и зацепки грузов, которым должны быть обучены стропальщики. Графическое изображение способов строповки и зацепки должно быть выдано на руки стропальщикам и кранов щикам или вывешено в местах производства работ.

    3.8. Владельцем грузоподъемных машин или специализирован ной организацией должны быть разработаны способы обвязки де талей и узлов машин, перемещаемых грузоподъемными машинами во время их монтажа, демонтажа и ремонта, с указанием применяемых при этом приспособлений, а также способов безопасной кантовки грузов, когда такая операция производится с применением грузоподъемной машины.

    3.9. Грузоподъемные машины, съемные грузозахватные при способления и тара, не прошедшие осмотра и технического осви детельствования, к работе не допускаются. Неисправные грузо захватные приспособления, а также приспособления, не имеющие бирок (клейм), не должны находиться в местах производства работ. Не допускается нахождение в местах производства работ немарки рованной и поврежденной тары.

    3.10. Погрузочно-разгрузочные работы и складирование грузов на базах, складах, площадках должны выполняться по технологи ческим картам, в которых приводятся перечень применяемых грузозахватных приспособлений и графические изображения (схемы) строповки грузов.

    3.11. Строповка грузов должна производиться в соответствии со схемами строповки. Для строповки предназначенного к подъ ему груза должны применяться стропы, соответствующие массе и характеру поднимаемого груза, с учетом числа ветвей и угла их наклона; стропы общего назначения следует подбирать так, чтобы угол между их ветвями не превышал 90°.

    3.12. Соединения крюка грузоподъемной машины с подвесками, петлями и коушами стропов должны быть надежными. Подвеска стропа должна фиксироваться защелкой крюка. Монтажная петля должна закрепляться защелкой в звене крюка стропа.

    3.13. В целях предупреждения падения грузов во время подъема и перемещения их кранами следует соблюдать следующие прави ла строповки:

    при обвязке груза стропы должны накладываться без узлов и перекруток;

    под острые углы металлических грузов (швеллер, уголок, дву тавр) необходимо подкладывать подкладки. При этом необходимо учитывать расположение центра тяжести груза. Подводить строп под груз следует так, чтобы исключить возможность его выскаль зывания во время подъема груза. Обвязывать груз нужно таким образом, чтобы во время его перемещения исключалось падение его отдельных частей и обеспечивалось устойчивое положение груза при перемещении. Для этого строповка длинномерных грузов (столбов, бревен, труб) должна производиться не менее чем в двух местах;

    не использованные для зацепки концы многоветвевого стропа должны быть укреплены так, чтобы при перемещении груза кра ном исключалась возможность задевания этими концами за встре чающиеся на пути предметы.

    3.14. Для изготовления подкладок под острые углы металличе ских грузов могут быть использованы самые разнообразные ма териалы и отходы производства (рис. 1): дерево, резиновые трубы и согнутые угольники, отходы резинотканевых шлангов, плоских ремней, транспортерной ленты.

    3.15. Перемещение мелкоштучных грузов должно производить ся в специально для этого предназначенной таре; при этом должна исключаться возможность выпадения отдельных грузов.

    Рис. 1. Типы подкладок под стропы:

    а — из дерева; б — из разрезанных труб;
    в — из разрезанных труб и согнутых угольников;
    г — из отходов резинотканевых шлангов;
    д — из ремней

    3.16. Груз, грузозахватное приспособление или тару при их го ризонтальном перемещении следует предварительно поднять на 500 мм выше встречающихся на пути оборудования, строительных конструкций и других предметов.

    3.17. Опускать перемещаемый груз разрешается лишь на пред назначенное для этого место, где исключается возможность паде ния, опрокидывания или сползания устанавливаемого груза. На место установки груза должны быть предварительно уложены со ответствующей прочности подкладки, для того чтобы стропы мог ли быть легко и без повреждения извлечены из-под груза.

    3.18. При работе грузоподъемной машины не допускаются подъ ем груза, засыпанного землей или примерзшего к земле, заложенного другими грузами, а также освобождение с применением грузоподъемной машины защемленных стропов, канатов, цепей.

    4. ПОРЯДОК ОСМОТРА И БРАКОВКИ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ
    ПРИСПОСОБЛЕНИЙ И ТАР

    4.1. Согласно требованиям правил безопасности стропальщи ки должны производить осмотр съемных грузозахватных приспо соблений и производственной тары перед их использованием для подъема и перемещения грузов с применением грузоподъемных машин.

    4.2. Инженерно-технические работники, ответственные за со держание грузоподъемных машин в исправном состоянии, и лица, ответственные за безопасное производство работ кранами, крана ми-трубоукладчиками, кранами-манипуляторами и другими гру зоподъемными машинами, должны производить осмотр грузозах ватных приспособлений в следующие сроки:

    стропов (за исключением редко используемых) — каждые 10 дней;

    траверс, захватов и тары — каждый месяц;

    редко используемых съемных грузозахватных приспособле ний — перед выдачей их в работу.

    4.3. При осмотре канатных стропов необходимо обращать вни мание на состояние канатов, коушей, крюков, подвесок, замыка ющих устройств, обойм, карабинов и места их крепления.

    4.4. Для оценки безопасности использования канатов приме няют следующие критерии:

    характер и число обрывов проволок, в том числе наличие об рывов проволок у концевых заделок, мест сосредоточения обрывов проволок, интенсивность возрастания числа обрывов проволок;

    поверхностный и внутренний износ;

    поверхностная и внутренняя коррозия;

    местное уменьшение диаметра каната, включая разрыв сер дечника;

    деформация в виде волнистости, корзинообразности, выдавли вания проволок и прядей, раздавливания прядей, заломов и т.п.;

    повреждения в результате температурного воздействия или электрического дугового разряда.

    4.5. Канатный строп подлежит браковке, если число видимых обрывов наружных проволок каната превышает указанное в таблице.

    Стропы из канатов
    двойной свивки

    Число видимых обрывов проволок
    на участке каната стропа длиной

    ohranatruda.ru