Налоги с товарооборота

В общем смысле товарооборот — это обращение товаров, процесс продвижения их от производителя к потребителю.

— оптовый — продвижение товаров от производства в розничную торговую сеть;

— розничный — доведение товаров непосредственно до потребителей.

В свою очередь оптовый товарооборот делится на:

— складской оборот — продажа товаров со склада торговому посреднику (торговой организации или индивидуальному предпринимателю) для дальнейшей перепродажи или организациям для профессионального использования;

— транзитный оборот — продажа товаров со складов поставщиков, минуя склады оптовой организации;

— внутрисистемный оборот — отпуск товаров одной базой другим базам одной и той же оптовой организации.

В бухгалтерском учете продажа товаров отражается проводкой:

в оптовой торговле

Дебет 62 Кредит 90-1 «Выручка»

— отражена выручка от реализации товаров по безналичному расчету;

в розничной торговле

Дебет 50 Кредит 90-1 «Выручка»

— отражена выручка от реализации товаров за наличный расчет.

Таким образом, размер товарооборота торговой организации определяется кредитовым оборотом по счету 90 «Продажи» субсчет 1 «Выручка».

Однако в этот товарооборот включен налог на добавленную стоимость (НДС), который организация должна начислить для расчетов с бюджетом.

Начисление НДС отражается проводкой:

Дебет 90-3 «НДС» Кредит 68-3 «Расчеты по НДС»

Если организация уплачивает налог с продаж, то он также включается в Кредитовый оборот по счету 90 «Продажи».

При начислении налога с продаж делаем проводку:

Дебет 90-5 «Налог с продаж» Кредит 68-4 «Расчеты по налогу с продаж»

— начислен налог с продаж.

Таким образом, чтобы определить товарооборот торговой организации без учета налогов, которые необходимо уплатить в бюджет, от кредитового оборота по счету 90-1 надо отнять дебетовый оборот по счетам 90-3 и 90-5. Поясним это на примере.

Это условный пример. Для простоты мы предполагаем, что за отчетный месяц имели место только три хозяйственные операции по продаже товара.

Оптовая торговая организация ведет бухгалтерский учет по автоматизированной форме. При компьютерной обработке первичных оправдательных документов (накладных, счетов-фактур) в подсистеме «Товары» проводки, как правило, формируются автоматически. Достаточно только выбрать соответствующий документ для заполнения на компьютере. Типовые проводки, соответствующие определенному типу документов, настраиваются заранее и при вводе документа записываются в книгу хозяйственных операций.

Бухгалтерская справка составляется бухгалтером и заносится в книгу хозяйственных операций одной или несколькими проводками.

За январь по счету 90 были сформированы следующие бухгалтерские записи:

На основании этих проводок была сформирована оборотная ведомость по счету 90:

Из оборотной ведомости видно, что кредитовый оборот по счету 90 за январь составляет 456 000 руб. Следовательно, товарооборот с учетом НДС за январь составил 456 000 руб.

Чтобы определить товарооборот без НДС, надо из кредитового оборота (456 000 руб.) вычесть дебетовый оборот по счету 90 в корреспонденции со счетом 68-3 (76 000 руб.).

Таким образом, товарооборот без НДС за январь составит 380 000 руб. (456 000 — 76 000).

Посмотрим, как те же операции отражаются в журнале-ордере и главной книге.

www.platinalog.ru

налог на товарооборот

Универсальный русско-немецкий словарь . Академик.ру . 2011 .

Смотреть что такое «налог на товарооборот» в других словарях:

Налог с оборота — (turnover tax) Налог, взимаемый с объема продаж предприятия, т.е. с его оборота. См.: налог на продажи (sales tax). Финансы. Толковый словарь. 2 е изд. М.: ИНФРА М , Издательство Весь Мир . Брайен Батлер, Брайен Джонсон, Грэм Сидуэл и др. Общая… … Финансовый словарь

Инфляция — (Inflation) Инфляция это обесценивание денежной единицы, уменьшение ее покупательной способности Общая информация об инфляции, виды инфляции, в чем состоит экономическая сущность, причины и последствия инфляции, показатели и индекс инфляции, как… … Энциклопедия инвестора

Оптовая торговля — (Wholesale) Определение оптовой торговли, роль и функции оптовой торговли Информация об определении оптовой торговли, роль и функции оптовой торговли Содержание Содержание Сущность . Роль и функции оптовой торговли. Биржевая форма оптовой… … Энциклопедия инвестора

Оптовый рынок — (Wholesale market) Важный элемент инфраструктуры определенного региона и даже страны Элемент, который гарантирует сильную позицию фирм и субъектов Содержание Содержание Оптовый Сущность . Роль и функции оптовой торговли. Биржевая форма оптовой… … Энциклопедия инвестора

ШВЕЦИЯ — (Sverige) гос во в Сев. Европе, занимает вост. и юж. части Скандинавского п ова. Включает острова Готланд и Эланд в Балтийском м. Граничит с Данией, Норвегией и Финляндией. Плогд. 449,8 тыс. км2 (без внутр. вод 411,1 тыс. км2). Нас. 8 177 000 чел … Советская историческая энциклопедия

Эмиссия — (Emission) Эмиссия это выпуск в обращение денег и ценных бумаг Общее понятие эмиссии, денежная эмиссия, эмиссия ценных бумаг, связь эмиссии и инфляции Содержание >>>>>>>>>> … Энциклопедия инвестора

Экономика России — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия

ВЕНГРИЯ — (Magyarország, Hungary) Общие сведения Официальное название Венгерская Республика (венг. Magyar Köztársaság, англ. Republic of Hungary). Расположена в Центральной Европе. Площадь 93 тыс. км2, численность населения 10,15 млн чел. (2003).… … Энциклопедия стран мира

Макроэкономическая статистика — (Macroeconomic statistics) Понятие макроэкономической статистики, виды статистических показателей Информация о понятии макроэкономической статистики, виды статистических показателей Содержание >>>>>>>>>>>> … Энциклопедия инвестора

БЕЛОРУССИЯ — (Беларусь, Belarus) Общие сведения Официальное название Республика Беларусь (бел. Рэспубліка Беларусь, англ. Republic of Belarus). Расположена в восточной части Европы. Площадь 207,6 тыс. км2. Численность населения 9,899 млн чел. (2002).… … Энциклопедия стран мира

Рынок — (Market) Рынок это система отношений между продавцом (производителем услуг/товаров) и покупателем (потребителем услуг/товаров) История возникновения рынка, функции ранка, законы рынка, виды рынков, свободный рынок, государственное регулирование… … Энциклопедия инвестора

universal_ru_de.academic.ru

Товарооборот

BizLog.ru — Деловое общение, бизнес-форумы, поиск инвесторов и партнеров по бизнесу

Товарооборот

Методические рекомендации по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утвержденные Письмом комитета РФ по торговле от 10 июля 1996 г. 1-794/32-5, дают следующее определение розничного оборота товаров:
розничный товарооборот — продажа потребительских товаров населению за наличный расчет независимо от каналов их реализации.

Согласно ГОСТу РФ Р51303-99 «Торговля. Термины и определения», введенному в действие на территории РФ с 1 января 2000 г., розничной торговлей является торговля товарами и оказание услуг покупателям для личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
Следует учитывать, что ряд товаров, реализуемых через розничную торговую сеть, из числа выставленных на обозрение и классифицированных в подразделе 52 Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, предназначается не только для личного потребления или домашнего использования населением, но и для хозяйственных нужд субъектов предпринимательской деятельности в целях обеспечения их функционирования (канцелярские и хозяйственные товары и т. п.).
В состав розничного товарооборота включается также продажа продовольственных товаров отдельным юридическим лицам (социального назначения: больницам, детским учреждениям, домам инвалидов, престарелых и т. п.) по безналичному расчету из розничной торговой сети, мелкооптовых баз, сети общественного питания для организации питания обслуживаемых ими контингентов населения, а также продажа товаров юридическим лицам, их обособленным подразделениям за наличный расчет.

В форме 2 торгового предприятия это строка 010, это выручка без НДС, в товарооборот НДС не включается — это налог.
Анализируется по составу, структуре, динамике, анализ влияния факторов. Планируется всеми возможными методами от экспертных до экономико-математического моделирования. В любом учебнике это есть.

bizlog.ru

Как налог с продаж поможет экономике и снизит коррупцию

Что общего между Дмитрием Медведевым, Юлией Тимошенко и Джорджем Бушем — младшим? Все они в разное время и по разным причинам были и остаются критиками налога на добавленную стоимость (НДС). Изобретение социалистов середины XX века было призвано добавить в экономику справедливости. Хочешь обогатиться, добавлять большую маржу к цене товара — плати больше налогов. Прогрессивность внутри самого налога плюс прогрессивность самих ставок делают этот налог идеальным инструментом в руках распорядителей чужого, то есть политиков и чиновников.

Врожденные дефекты НДС

Издержки и искажения, которые приносит НДС, гораздо больше издержек администрирования и уплаты любых других налогов. Как и любая модель системного равновесия или оптимального распределения, НДС не учитывает мотивацию плательщиков, администраторов и политиков, а также издержки регулирования и непреднамеренных последствий. Когда определенный объем ресурсов забирается у одних, чтобы передать другим под неизменно благовидным предлогом, схема быстро становится источником нерыночного обогащения и дискриминации.

Чтобы определить значимость НДС, нужно сравнить полные издержки на его уплату и администрирование, в том числе коррупционную составляющую, с доходами бюджета, а затем сделать то же самое с его прямым конкурентом — налогом с розничных продаж товаров и услуг. В России поступления по НДС составляют около 6% ВВП, или 16% всех доходов бюджетной системы. ВВП России в 2011 году составил $1850 млрд, в 2012 году прогнозируется на уровне $1920 млрд. Это значит, что оценочно бюджет России в 2012 году получит от НДС $115 млрд. Сумма вычетов при расчете НДС составляет более 90%. При этом совокупные издержки бизнеса и государства от этого налога превышают сумму, поступающую в бюджет.

НДС — один из самых сложных для расчета налог. Он требует от бизнеса больших затрат (бухгалтерия, правовая база, сбор документов, время руководителей, программное обеспечение и т. д.). Оценочно эти расходы составляют

0,8% ВВП. Государство также тратит немало ресурсов на сбор НДС, налоговые проверки, обработку запросов на возврат НДС и т. д. Это людские ресурсы, офисы, транспортные и другие расходы. Оценочно они составляют 0,2% ВВП.

Даже законопослушные европейцы признают, что НДС — один из самых популярных инструментов мошенников и казнокрадов. Лжеэкспорт, фирмы-однодневки, даже целые финансовые структуры создаются под то, чтобы выманивать деньги из бюджета. Возврат НДС стал не только устойчивым бизнесом для незаконопослушных граждан, но и инструментом развращения чиновников. В России же суммарные потери от мошеннических схем, коррупции и злоупотреблений с этим налогом, включая затраты государства на выполнение контрольных функций, отвлечение экономических ресурсов страны на организацию коррупционных схем с НДС, составляют около 6,5% ВВП.

Теоретики НДС заверяют в его нейтральности. На самом деле это один из самых мощных исказителей структуры экономики и системы стимулов для компаний. У него нет единой «плоской» ставки. Импорт дискриминируется по сравнению с экспортом. Выделяются отдельные, «социально значимые» товары. Искажение происходит в том числе по скорости и порядку администрирования и возврата. Большой бизнес, обладающий мощным финансовым и административным ресурсом, не имеет проблем с возвратом НДС, в то время как малый дискриминируется государством. Чиновники заглушают сигналы рынка о совершении производственных и инвестиционных ошибок. Потом перед лицом рецессии распорядители чужого направляют миллиарды долларов на поддержку проблемных секторов под прикрытием так называемых антикризисных мер.

Сторонники НДС в поддержку этого налога представляют усеченный баланс издержек и выгод. Они делают вывод о безальтернативности НДС для России, ссылаясь на объем поступлений, европейский опыт, а также на постоянное улучшение качества администрирования налога.

Но если посмотреть на подробный расклад плюсов и минусов НДС и налога с продаж, легко убедиться, что НДС, обеспечивая доходы бюджета в 6% ВВП, приносит экономике издержки на 10,5% ВВП — и это при весьма консервативной оценке.

Достоинства налога с продаж

Большинство аргументов против налога с продаж к природе этого налога и к той институциональной и правовой среде, в которой он должен работать, не имеет никакого отношения. Аргумент «в России уже был налог с продаж, и он показал свою низкую эффективность» несостоятелен. Этот налог был не вместо, а вместе с НДС и другими налогами, которые толкали коммерческие организации в тень, к сокрытию реального оборота. Когда государство забирает более половины валовой прибыли, естественно, налогоплательщики будут уклоняться от уплаты налогов. Платить взятки проверяющим за игнорирование формальных нарушений дешевле, чем платить все налоги.

Второй аргумент против налога с продаж — «каскадный эффект». Мол, налоговая база уже будет включать другие налоги. Получится удорожание товаров и услуг, а если вводить разного рода исключения, то получится тот же самое, если не хуже, что с НДС. В предлагаемой налоговой системе каскадный эффект минимален. Более того, его гораздо меньше, чем в сегодняшней системе.

Максимальную пользу налог с продаж приносит при следующих условиях:

Во-первых, никакого «соседства» с НДС;

Во-вторых, одновременно с введением налога с продаж отменяется налог на прибыль юридических лиц;

В-третьих, одна плоская ставка на все товары и услуги в рознице без исключений;

В-четвертых, ликвидация всех тех налогов и сборов, которые уплачивают коммерческие организации, не работающие на уровне розницы (налог на недвижимость, землю, экологический и т. д.). В налоговой системе остаются акцизы на производителей алкоголя, табака, металлов, топливных и энергетических товаров (вместо налога на добычу полезных ископаемых). Сбор этих налогов максимально простой, поскольку производителей таких товаров и услуг относительно мало. Второй налог, который будут платить все физические лица на все формы дохода, это единый солидарный налог по плоской шкале (от 10% до 15%). Его будут автоматически начислять и уплачивать у источника дохода (работодатели). Этот налог заменяет налог на доходы физических лиц и страховые взносы.

В-пятых, вместо многочисленных ставок таможенных пошлин вводится единая плоская ставка на импорт всех товаров и услуг (от 2% до 5%).

В-шестых, введение жестких штрафов за уклонение от уплаты налога с продаж. Контролировать уплату одного налога с понятной налоговой базы гораздо легче, чем наводить порядок в существующей системе.

Аксиоматично, что все налоги платят конечные потребители. Предлагаемая система исходит именно из этого постулата. В ней налог с продаж становится центральным элементом.

Основания для обвинений в каскадности отпадут, поскольку будут отменены многие налоги, которые включаются в цену. Можно будет не опасаться подорожания товаров. Причиной инфляции является мягкая денежная политика Центрального банка и монополистические практики правительства, а не изменение структуры цен и места уплаты налогов. Более того, из-за значительного сокращения издержек производителей, выхода из тени розничного оборота (невыгодно будет уходить от налогов, а мотивация платить будет резко усилена) легальный товарооборот резко увеличится.

Заметно сократятся издержки бизнеса по уплате налогов, которые сейчас достигают 15% оборота. Платить единый солидарный налог с начисленной зарплаты будут все физические лица. Даже издержки коммерческих организаций, работающих в рознице, будут минимальными благодаря единой ставке на все без исключения товары и услуги.

Появятся условия для ликвидации структурных искажений экономики, дискриминации по секторам экономики, размеру компаний, наличию административного ресурса. Большая часть налогов будет собираться как раз в том месте, где их платят потребители. Розничный оборот товаров и услуг был, есть и будет. Объем налоговых поступлений будет в гораздо меньшей степени зависеть от внешней конъюнктуры на нефть и газ.

При этом сырьевые компании будут платить только акцизы. Исчезнет дискриминация поставок на внутренний рынок по сравнению с экспортом. Размер акцизов согласовать легче и дешевле, чем сохранять существующую систему налогового фаворитизма для отдельных компаний и секторов.

Новый инновационный налоговый режим приведет к резкому снижению коррупции. С отменой НДС и налога на прибыль ликвидируется львиная доля оснований для возникновения коррупционных сделок. С уходом от уплаты налога с розничных продаж и услуг будет бороться значительно легче ввиду прозрачной, однозначно трактуемой налоговой базы и единой для всех налоговой ставки. Только экономия от ликвидации большого количества коррупционных схем и издержек выполнения налоговых обязательств бизнесом превысит $300 млрд.

Выбор ставки налога с продаж

Расходы органов госуправления в России в 2011 году составили 36,8% ВВП, в 2012-м — 37,3% ВВП. Это очень большой объем для нерыночного сектора. Для выполнения базовых функций государства и социальных обязательств, в первую очередь пенсионных, размер совокупных госрасходов должен быть максимум 25-28% ВВП. Для справки: в Сингапуре и Гонконге — меньше 20% ВВП, в Чили и Южной Корее — меньше 25% ВВП. Доходы органов госуправления при бездефицитном бюджете в инновационной налоговой системе с налогом с продаж в виде центрального элемента должны были быть на уровне $480 млрд.

Розничный оборот товаров и услуг в 2012 году в рамках существующей налоговой системы оценивается примерно в $850 млрд. Включение финансовых услуг под действие данного налога и выход из тени до 30% розничного товарооборота расширяет налогооблагаемую базу до $1400 млрд. Ставка налога с розничных продаж 18% дает нам поступления в объеме $252 млрд. Это почти 53% от суммы всех необходимых государственных доходов. Это гораздо больше, чем сегодня собирается от НДС, налога на прибыль и более мелких налогов. Остальную сумму доходов бюджета будут формировать акцизы, единый солидарный налог и «плоская» импортная пошлина. После становления новой налоговой системы, очищения экономики и органов госуправления от налоговой коррупции и мошеннических схем ставки налога с продаж можно будет снизить до 13-15%.

Таково комплексное предложение по введению в России налога с продаж вместо НДС. Если Дмитрий Медведев хочет найти альтернативу действующей налоговой системы с центральным элементом в виде НДС, ему нужно представить реальный план, а не механическую замену одного налога (НДС) на другой (налог с продаж). Сегодня Запад (ЕС и США) балансируют на грани кризиса в том числе и потому, что имеют очень некачественную налоговую систему. Россия не должна копировать неработающие модели и институты Запада. Ей нужна своя, инновационная модель. Основные ее контуры и положения я здесь описал.

Аргументы типа «правительство России не готово на радикальные налоговые реформы» или «бизнес не поддерживает» несостоятельны. Сначала нужно представить новую налоговую систему, объяснить ее суть, обсудить административные, фискальные и правовые аспекты, а потом делать вывод.

www.forbes.ru

Услуги мерчандайзинга: налоговые последствия у поставщика

Автор: Манохова С. В., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Между торговой организацией – поставщиком и предприятием розничной торговли (торговой сетью) заключен договор на оказание последней услуг мерчандайзинга, в рамках которого предприятие розничной торговли содействует продвижению товаров поставщика в магазинах торговой сети: осуществляет выкладку товаров на полки, соблюдает правила товарного соседства, своевременно заполняет полки, выделенные для товаров поставщика. Вправе ли торговая организация – поставщик учесть затраты по договору в целях налогообложения прибыли?

Вот уже на протяжении нескольких лет данный вопрос является спорным. Осветим все имеющиеся на сегодняшний день позиции по нему.

Учесть расходы нельзя

Данную позицию озвучивают в основном налоговики. Главный их аргумент: услуги, которые оказываются предприятием розничной торговли, направлены на продвижение уже купленного у поставщика товара (то есть товара, на который право собственности перешло от поставщика к покупателю). По их мнению, приоритетная выкладка товара на предприятии розничной торговли осуществляется в рамках деятельности покупателя и не связана с деятельностью поставщика. Следовательно, признание поставщиком в составе налоговых расходов затрат на оплату услуг мерчандайзинга не отвечает критериям обоснованности расходов, установленным ст. 252 НК РФ (данная позиция без каких бы то ни было оговорок представлена в письмах УФНС по г. Москве от 04.05.2006 № 20-12/36664@, Минфина РФ от 17.10.2006 № 03-03-02/247).

В Письме УФМС по г. Москве от 08.10.2008 № 20-12/094128.1 можно прочитать следующее:

Согласно ст. 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передавать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

Кроме того, в соответствии со ст. 494 ГК РФ выставление в месте продажи (на прилавках, в витринах и т. п.) товаров, демонстрация их образцов или предоставление сведений о продаваемых товарах (описаний, каталогов, фотоснимков товаров и т. п.) в месте их продажи признаются публичной офертой в рамках договора розничной купли-продажи.

Оплата поставщика-продавца покупателю товаров за их размещение на полках магазинов в оговоренном месте не связана с возникновением у покупателя обязанности передать поставщику имущество (имущественные права), выполнить работы или оказать услуги в рамках договора поставки. Данные операции осуществляются в рамках деятельности покупателя (магазина) по оказанию услуг розничной торговли и не связаны с деятельностью поставщика-продавца.

Следовательно, затраты организации-продавца по оплате действий покупателя – организации розничной торговли, произведенные в рамках договора розничной купли-продажи, не являются экономически обоснованными расходами для целей налогообложения прибыли.

Однако в этом письме налоговики были уже не так категоричны и допустили, что в некоторых случаях расходы все-таки можно признать обоснованными. Поясним.

Учесть расходы можно?

Итак, в названном выше письме налоговые инспекторы допустили наличие ситуаций, когда заключенный между поставщиком-продавцом и покупателем договор поставки может определять, кроме прочего, выполнение организацией розничной торговли за вознаграждение конкретных действий, направленных на рекламу товарных брендов поставщика-продавца (данное соглашение как может быть заключено в виде отдельного договора на выполнение услуг, так и являться составной частью сложного договора, включающего в себя элементы других договоров, в том числе и договора поставки). В указанном случае (если действия исполнителя обеспечивают привлечение внимания розничных покупателей к товарам определенного наименования, продаваемым организацией-поставщиком), расходы можно учесть в целях налогообложения прибыли. Причем чиновники полагают, что данные расходы следует классифицировать в качестве рекламных, соответственно, их можно признавать в пределах исчисляемого от размера выручки норматива, установленного в п. 4 ст. 264 НК РФ (письма Минфина РФ от 02.11.2009 № 03-03-06/1/723, от 02.04.2008 № 03-03-06/1/244).

www.audit-it.ru