Закон о военнослужащих срочная служба

Порядок увольнения военнослужащих по призыву с военной службы

Вопросы прохождения солдатами, матросами, сержантами и старшинами военной службы по призыву (далее – военнослужащие по призыву)и увольнения регламентированы следующими нормативными правовыми документами:

Федеральный закон от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Закон);

Положение о порядке прохождения военной службы (утверждено Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237);

приказ Министра обороны Российской Федерации от 16 января 2001 года № 30 «Об утверждении Руководства по комплектованию Вооруженных Сил Российской Федерации солдатами, матросами, сержантами и старшинами»;

документы органов государственной охраны и других войск, в которых предусмотрена военная служба по призыву. Срок военной службы для военнослужащих по призыву установлен в 12 месяцев. Он начинается в день присвоения призванному на военную службу гражданину воинского звания рядового. Эта дата указана в военном билете военнослужащего.

Окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской частив приказе командира воинской части. При этом срок военной службы военнослужащих по призыву истекает в соответствующее число последнего месяца военной службы.

Например, если воинское звание рядового военнослужащему присвоено 12 ноября 2015 года, то днем увольнения с военной службы является 12 ноября 2016 года.

Следует учесть, что в срок военной службы не засчитываются:

время пребывания в дисциплинарной воинской части и время отбывания дисциплинарного ареста;

время самовольного оставления воинской части или места военной службы независимо от причин оставления продолжительностью свыше 10 суток.

Так, например, если в период службы военнослужащий дважды отбывал дисциплинарное наказание в виде ареста на 3 и 5 суток, самовольно оставлял воинскую часть на 14 суток, то эти дни в срок его военной службы не засчитывается и он подлежит увольнению на 22 суток позже установленной даты.

Военнослужащий должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы, за исключением случаев, когда:

военнослужащий находится на стационарном лечении;

военнослужащий, проходящий военную службу по призыву, по его желанию остается в воинской части до дня отправки транспортного средства, осуществляющего индивидуальную или организованную перевозку военнослужащих, увольняемых в запас;

военнослужащий участвует в походах кораблей;

в отношении военнослужащего, являющегося подозреваемым или обвиняемым в совершении преступления, избраны меры пресечения в виде заключения под стражу с содержанием на гауптвахте или наблюдения командования воинской части.

Увольняемые с военной службы военнослужащие по призыву направляются в военные комиссариаты по месту жительства. Направление их в другие пункты разрешается только в случаях изменения места жительства их семей, подтвержденного документально.

В Вооруженных Силах Российской Федерации установлено, что военнослужащие при увольнении должны иметь на руках:

военный билет; учетно-послужную карточку; карту профессионального психологического отбора; предписание в военный комиссариат; воинские перевозочные документы к месту постановки на воинский учет (месту жительства).

Аттестаты на продовольствие, вещевое имущество и денежные аттестаты им не выдаются. Об обеспечении их продовольственно-путевыми деньгами и денежным довольствием делаются отметки в предписании.

Командование воинских частей наделено определенными обязанностями по обеспечению надлежащего увольнения военнослужащих по призыву с военной службы и оформлению документов.

Начальники штабов воинских частей обязаны не позднее чем за 10 дней до увольнения лично проверить у лиц, увольняемых с военной службы, наличие документов и правильность их заполнения.

Увольняемым военнослужащим, которым определенное время не засчитано в срок военной службы, в военном билете и учетно-послужной карточке делается отметка с указанием причины, по которой не засчитано время в срок военной службы.

Перед увольнением с военной службы военнослужащим разъясняются права и льготы, предусмотренные для них нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 146 Порядка обеспечения денежным довольствием в Вооруженных Силах Российской Федерации (утвержден приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2011 года № 2700) при увольнении с военной службы военнослужащему по призыву, помимо ежемесячного денежного содержания, дополнительно выплачивается единовременное пособие в размере двух окладов по воинской должности, а указанным лицам из числа детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей – пять таких окладов.

Согласно пункту 1 Порядка вещевого обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации на мирное время (утвержден приказом Министра обороны Российской Федерации от 14 августа 2013 года № 555 «О вещевом обеспечении в Вооруженных Силах Российской Федерации на мирное время») увольняемые военнослужащие по призыву вправе получить в собственность предметы вещевого имущества личного пользования согласно сезону года – один из находящихся в носке на момент увольнения комплектов обмундирования (парадного или повседневного). Решение о такой передаче обмундирования принимается командиром воинской части.

Кроме того, в случае сдачи в начале военной службы в кладовую подразделения своих личных вещей при увольнении военнослужащий по призыву получает их на руки.

Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву и подлежащие увольнению с военной службы, но находящиеся в отпуске по болезни или по личным обстоятельствам, срок которого истекает не более чем за 5 суток до истечения их срока военной службы (не считая времени, необходимого для проезда от места проведения отпуска до места прохождения военной службы и обратно), к месту военной службы невозвращаются, а увольняются с военной службы военными комиссарами районов по месту проведения отпуска, о чем извещаются командиры воинских частей. При этом военнослужащие, находящиеся в отпуске по болезни, увольняются после освидетельствования военно-врачебной комиссией для определения категории годности к военной службе.

В этих случаях командиры воинских частей обязаны выслать в военные комиссариаты по их запросам документы для зачисления военнослужащих в запас и их личные вещи.

Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, выслужившие установленные сроки военной службы и находящиеся на излечении в лечебных учреждениях, освидетельствуются военно-врачебными комиссиями после окончания лечения или определившегося исхода заболевания (ранения, контузии, травмы, увечья). Увольнение этих военнослужащих производится начальниками военно-медицинских учреждений, о чем сообщается командирам соответствующих воинских частей.

Солдаты, матросы, сержанты и старшины могут быть досрочно уволены с военной службы по причинам и в случаях, определенных в статье 51 Закона.

Досрочное увольнение с военной службы по состоянию здоровья военнослужащих, признанных негодными или ограниченно годными к военной службе, осуществляется командирами воинских частей на основании заключения военно-врачебной комиссии, оформленного свидетельством о болезни, и после утверждения его штатной военно-врачебной комиссией вида Вооруженных Сил, военного округа, флота, флотилии в порядке, установленном Положением о военно-врачебной экспертизе (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года № 565).

При рассмотрении командиром воинской части рапорта военнослужащего (заявления от его родственников) о досрочном увольнении военнослужащего с военной службы по семейным обстоятельствам командир воинской части обязан уточнить изложенные в рапорте (заявлении) мотивы досрочного увольнения и проверить наличие документов, подтверждающих его законность.

В случае, если к рапорту (заявлению) документы, подтверждающие законность досрочного увольнения, не приложены, командир воинской части должен в трехдневный срок направить в военный комиссариат района по месту жительства семьи военнослужащего запрос на представление в воинскую часть указанных документов.

Военный комиссар района, получив такой запрос, в 10-дневный срок обязан на основании представленных членами семьи военнослужащего документов подготовить заключение, которое с приложением подтверждающих документов после утверждения военным комиссаром субъекта Российской Федерации направить командиру воинской части. Подпись военного комиссара субъекта Российской Федерации при утверждении заключения военного комиссара района заверяется гербовой печатью. Копия этого заключения остается в военном комиссариате района.

Командир воинской части, рассмотрев поступившие из военного комиссариата документы, со своим ходатайством представляет их на решение по подчиненности соответственно начальнику главного штаба вида Вооруженных Сил Российской Федерации, штаба военного округа, штаба рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, главного и центрального управления Министерства обороны Российской Федерации, объединения и соединения, в подчинении которых находится воинская часть.

На основании полученного разрешения командир воинской части досрочно увольняет военнослужащего с военной службы по семейным обстоятельствам. Номер и дата приказа командира воинской части об увольнении военнослужащего указываются в его военном билете.

Старший военный прокурор 2 отдела организационного управления Главной военной прокуратуры

tvzvezda.ru

Закон о военнослужащих срочная служба

Военнослужащие по контракту, в том числе иностранцы, не должны размещать в интернете любую информацию о себе и других военных, которая указывает на их ведомственную принадлежность, раскрывает служебную деятельность и место их дислокации. Исключение могут составлять случаи, предусмотренные российским законодательством, отмечают разработчики, не уточняя, о каких нормативных актах идет речь. Проект разработанного в Минобороны документа с предложением внести изменения в закон «О статусе военнослужащих» опубликован на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

Скорее всего, под «исключениями» подразумевается справочная информация о высших должностных лицах, опубликованная на сайте Минобороны, предполагает полковник запаса, главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский. «Если говорить о соцсетях, то, возможно, такая оговорка делается для того, чтобы под запрет не подпали официальные аккаунты Минобороны», — отметил Мураховский.

Законопроект разработан в целях повышения уровня информбезопасности личности, общества и государства, сказано в пояснительной записке к документу. Спецслужбы отдельных государств, а также экстремистские и террористические организации часто используют размещаемую российскими военнослужащими в интернете информацию для того, чтобы ​дестабилизировать внутриполитическую и социальную ситуации в различных регионах мира, объясняют в Минобороны. Это делается с целью «подорвать суверенитет» и «нарушить территориальную целостность» других государств, подчеркивается в пояснительной записке. Ее автор также отмечает, что сегодня аналогичный запрет уже предусмотрен для военнослужащих и гражданского персонала ФСБ и ФСО.

При этом внесение поправок к закону «О статусе военнослужащих» не потребует дополнительных ассигнований из федерального бюджета и увеличения штата чиновников, говорится в пояснительной записке к законопроекту.

В законе «О статусе военнослужащих» сказано, что солдат обязан хранить гостайну, напомнил собеседник РБК в Минобороны. «Закон этот писался, когда о социальных сетях в стране никто и не слышал. С массовым распространением интернета практика забежала вперед теории и не соответствует тому, что прописано в законе. Люди начали делать селфи, выкладывать фотографии с геотегом. Получается, что они косвенно нарушили запрет о неразглашении. Эти поправки призваны восстановить статус-кво», — пояснил собеседник РБК.

При этом в опубликованном законопроекте ничего не сказано о каких-либо ограничениях в интернете для военнослужащих срочной службы. У срочников обычно изымаются средства мобильной связи и передаются на временное хранение старшине, пояснил полковник запаса Андрей Паюсов. «Контрактники имеют телефоны при себе, однако они обязаны следовать установленным ограничениям в их использовании», — пояснил военный эксперт.

Кроме того, срочников не отправляют за границу в мирное время. «Военнослужащего срочной службы могут передислоцировать за рубеж только в случае межгосударственной войны или только с его письменного согласия», — подчеркнул Паюсов. Контрактники же воюют в горячих точках: в частности, в Сирии, напомнил он. Поэтому позиционирование своего местоположения метками геолокации или излучением гаджета практически гарантированно приведет к выявлению подразделения и срыву задачи, подытожил военный эксперт.

В июне Минобороны выступало с другой инициативой, касающейся ограничений в интернете. Военное ведомство хочет обязать россиян и иностранцев, поступающих на службу по контракту в российскую армию, отчитываться за свои соцсети и активность в интернете за три предыдущих календарных года. Речь идет об адресах сайтов и страниц, где военнослужащий размещал общедоступную информацию, а также о данных, позволяющих его идентифицировать.

Из иностранных граждан правом на службу в России по контракту обладают граждане стран, входящих в Организацию договора о коллективной безопасности (ОДКБ) — Армении, Белоруссии, Казахстана, Таджикистана и Киргизии.

В отличие от только поступивших на службу контрактников те, кто уже отслужил какое-то время, должны будут отчитываться ежегодно, но каждый раз только за предыдущий год. Контрактники, которые не предоставят таких сведений либо предоставят недостоверные, в том числе неполные данные, могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности, которая регулируется законом «О статусе военнослужащих», подчеркивается в законопроекте. По этому закону провинившийся может быть привлечен к ответственности вплоть до дисциплинарного ареста на 30 суток. В то же время военнослужащим по контракту не нужно будет отчитываться за информацию, опубликованную в интернете «в рамках исполнения должностных обязанностей».

Благодаря соцсетям СМИ не раз удавалось получить прямые или косвенные подтверждения пребывания российских солдат в 2014 году на Украине, а с 2015 года — в Сирии. Например, на странице во «ВКонтакте» 21-летнего Ильдара Максутова из 137-го гвардейского полка 106-й гвардейской дивизии ВДВ, погибшего 28 июля 2014 года, журналисты обнаружили статус «На Украину!».

Группа расследователей Conflict Intelligence Team (CIT) в ноябре 2015 года благодаря фотографиям, опубликованным российским военнослужащим Аясом Сарыг-Оолом, узнала, что он находится в Сирии, в провинции Хама, в 100 км от авиабазы в Хмеймиме. Также CIT удалось узнать, чем Аяс был вооружен, на какой технике он перемещался и в каком направлении.

Международная экспертно-журналистская группа B​​ellingcat на основе данных из соцсетей предположила, что Boeing 777, потерпевший крушение в июле 2014 года в небе над восточной Украиной, был сбит ополченцами из зенитно-ракетного комплекса «Бук» под номером 332.

В 2008 году канадское военное ведомство советовало своим сотрудникам внимательнее отнестись к размещению фотографий в социальных сетях по причине возможного шпионажа со стороны боевиков «Аль-Каиды» (террористическая организация, запрещенная в России).

В 2011 году отдел по связям с общественностью и социальным медиа Пентагона опубликовал свод правил по поведению в соцсетях. В брошюре подчеркивались растущее значение социальных сетей в современном мире, их важность для связи с родными и распространения информации в патриотических целях.

В 2012 году в докладе австралийского Министерства обороны отмечалось, что боевики движения «Талибан» (террористическая организация, запрещенная в России) «использовали фотографии привлекательных женщин в своих профилях на Facebook» в качестве способа для сбора информации.

В 2012 году рекомендации по поведению военнослужащих в соцсетях появились и в Великобритании.

В 2012 году в израильских СМИ появилась информация о намерении военного министерства страны ограничить доступ к социальным сетям для высокопоставленных военнослужащих, а служащим званием ниже запретить раскрывать информацию о службе в армии и загружать фотографии в форме.

В конце 2015 года правила поведения в соцсетях появились и в индийской армии. Поводом послужило расследование, в ходе которого выяснилось, что один из военнослужащих выдал сведения, являвшиеся военной тайной, девушке, с которой познакомился в Facebook. Она, как выяснилось, оказалась пакистанской шпионкой.

www.rbc.ru

Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»

Многим соотечественникам хорошо известно, что такое – служба в рядах Вооруженных Сил. Однако не каждый из граждан государства знает, что служба в армии опирается на соответствующий федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе». В статье рассмотрены все подробности.

Военная служба

Согласно российскому законодательству, служба в армии является особым видом повинности, который распространяется на граждан Российский Федерации. При этом важно подчеркнуть, что речь идет о лицах, не имеющих при этом гражданства какой-либо иной страны. Каким образом данный закон предписывает проходить службу? Обычно граждане призываются в осенний и весенний призыв, хотя люди, прошедшие срочную службу в армии (или обладающие званием офицера после окончания ВУЗа, где существует военная кафедра) могут пойти служить добровольно. Также не возбраняется служба подданных иностранного государства (однако в данном случае речь идет именно о службе по контракту).

Важно понимать, что служить можно в нескольких видах воинских формирований:

Инженерно-технические войска и иные образования.

ФСБ (включая подчиненные инстанции).

СК России и подчиненные ему инстанции.

Воинская обязанность

Гражданин, который будет служить на благо России, должен пройти совокупность следующих этапов (все или большую их часть):

Постановка на воинский учет.

Призыв на службу.

Пребывание в ВС

Кроме того, ФЗ о воинской службе описывает и процессы, которые необходимо выполнять и соблюдать и во время мобилизации. Например, при объявлении военного положения (времени) в стране повинность несения службы базируется на основе ФЗ или прочих актов/положений. Все вышеуказанные нормативные документы описывают следующие ситуации:

Призыв в военный или мобилизационный период.

Спецобучение и прямое несение

Россиянам, таким образом, все же дается освобождение от армии, однако, опять-таки, лишь на основании нормативных документов федерального уровня. Кроме того, нельзя сбрасывать со счетов возможность альтернативный вариант вместо обычного призыва.

Рекомендуем ознакомиться с нашей книгой — Большое руководство по освобождению от армии, там расписан этот же закон, но в более понятных терминах.

Постановка на учет в армию

Процедура постановки также регламентируется вышеописанным федеральным законом о воинской обязанности. Этот документ описывает сам процесс учета и его организацию. Например, он гласит, что, все граждане РФ обязаны нести службу. Исключение составляют следующие категории:

Лица женского пола.

Российские граждане, отбывающие наказание в местах заключения.

Граждане, которых запрещено призывать в ВС.

Лица, уже пребывающие на службе.

Процедура постановки на воинский учет утверждена руководством страны. Сам учет возлагается на плечи военкоматов, занимающихся этой процедурой по месту жительства каждого призывника. Военкоматы, тем не менее, могут иметь и собственные структурные подразделения. В таких ситуациях все операции по постановке могут осуществляться силами локального самоуправления. Следует оговориться, что вышеописанное подразумевает т. н. первичный учет (когда гражданин ранее не служил в рядах Вооруженных Сил).

В данном случае военные комиссариаты для каждого призывника, обязаны собрать следующие данные:

Наши специалисты помогают избежать службы в армии на основании данного закона. Если вам нужна помощь, запишитесь на бесплатную консультацию по телефону 8-800-775-10-56 или оставьте свой номер здесь.

Подготовка к армии

Соответствующий ФЗ разъясняет, каким образом осуществляется и подготовка военнообязанных лиц. Например, в такую подготовку входит следующее:

Приобретение знаний в сфере обороны.

Воспитание патриотической личности.

Приобретение практических навыков в военной подготовке.

Практические знания по ВУС, касающимся солдат, сержантов, матросов и старшин.

Все призывники обязаны ознакомиться с базовыми знаниями, касающимися Военно-учетной специальности и сферы обороны. Приобретение подобных знаний осуществляется в образовательных учреждениях в рамках среднего образования.

Призыв на службу

Также федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» поясняет, каким образом должен осуществляться призыв будущего защитника Отечества. Военкомат может призывать следующие категории:

Мужчины призывного возраста (18-27 лет).

Военнослужащие вооруженного запаса.

Граждане РФ, уже стоящие на учете.

Лица, не присутствующие в перечнях военнослужащих, однако обязанные стоять на учете.

Ходят слухи об увеличении призывного возраста в России, но это остается всего лишь слухами. Возраст остается таким же, 18-27 лет.

Некоторые категории юношей вправе рассчитывать на освобождение от прохождения армии:

Россияне, служащие в настоящее время в рядах вооруженных формирований России

Граждане, в соответствии с обследованием, являющиеся ограниченно годными по здоровью для службы в рядах ВС.

Кроме того, запрещено призывать на службу следующие категории граждан:

Лица, отбывшие наказания.

Преступник, чья судимость не погашена.

Лица, являющиеся обвиняемыми в уголовных делах.

Некоторые граждане страны вправе рассчитывать на отсрочку от армии, которая предоставляется им на законном основании. Таковыми являются: студенты высших учебных заведений (им дается отсрочка по учебе до завершения ими обучения в ВУЗе); лица, воспитывающие двух или более детей; лица, вынужденные заниматься регулярным уходом за близким человеком (например, по состоянию физического или психического здоровья последнего).

Контрактная служба

Контракт, по сути, служит договором, заключающийся между частным лицом и Минобороны РФ. В этом документе должны отражаться сведения о том, что гражданин желает служить добровольно. Также в контракте описан период прохождения службы, ряд некоторых особенностей.

Началом действия контракта является дата его подписания обеими сторонами. Контракт утрачивает свою силу в тот день, когда гражданин исключается из соответствующего перечня военнослужащих. Каким именно образом осуществляется само заключение такого договора, поясняет как вышеописанный закон, так и прочие законодательные акты и нормативные положения.

Как уже упоминалось, служить в структурах России может и гражданин иностранного государства. Если он готов послужить в рядах ВС РФ, ему понадобится заключение особой медкомиссии. При этом непременным условием для прохождения службы является, хорошее знание русского языка. Также иностранные граждане должны обладать специальным психотипом, что также устанавливается соответствующей медкомиссией.

Обязанности служащих в армии

Главные обязанности, которые ложатся на плечи служащих, также описываются в ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Например, гражданин, поступивший на службу в ВС, обязан:

Участвовать в боях, выполнять свою работу при введении в стране военного положения или ЧС.

Содействовать обеспечению интернационального мира и безопасности.

Выполнять базовые обязанности согласно своему текущему служебному положению.

Осуществлять дежурство, выполнять свою работу в составе суточного наряда.

Исполнять приказы/команды от руководства

Участвовать в командировках, связанных с рабочей деятельностью.

При необходимости находиться на лечении.

Участвовать в прохождении сборов.

Прибывать к месту начала службы; выполнять иные возложенные задачи.

Наши специалисты помогают законно избежать службы в армии. Если вам нужна помощь, запишитесь на бесплатную консультацию по телефону 8-800-775-10-56 или оставьте свой номер здесь.

Увольнение

Насчет увольнения из рядов Вооруженных Сил подробные пояснения можно найти в 7-м разделе «О воинской обязанности и военной службе». Здесь можно остановиться на некоторых моментах.

Военнослужащих высшего командного состава имеет право увольнять лишь Президент страны. Практически всегда такие лица отправляются в запас, кроме ситуаций, когда военные покидают службу из-за ухудшения здоровья. Тем не менее, не всем военнообязанным государство предоставляет возможность увольнения с дальнейшим учетом. Это:

Лица, отправленные в отставку.

Уволенные/отчисленные из структур лица женского пола.

Граждане зарубежных государств.

Лица, которые после увольнения планируют уехать на ПМЖ в другую страну.

Между тем, также регламентируется ряд причин, на основании которых служащих можно увольнять. Тут можно обратить внимание на следующее:

Достижение военнослужащим возрастом увольнения.

Завершение контракта или периода срочной службы.

Проблемы со здоровьем.

Иначе говоря, ФЗ, касающийся обязанностей служащего, вполне четко поясняет довольно большое число моментов, на основании которых военнослужащего можно уволить.

Вооруженный запас также вполне подробно рассмотрен в законе о несении службы. Это подразумевает возможность оперативного приведения в боевую готовность всех воинских образований России, если для таких действий будет необходимость.

Конкретно понятие подразумевает именно резерв в виде людских ресурсов. В него включены граждане, у которых с Министерством обороны страны есть договор, где описывается нахождение в запасе. Он подлежит развертыванию на основании решения Президента страны или особой территориальной структуры. Подразумевается, что запас формируется и собирается территориально.

Кроме того, само зачисление граждан в запасники производится из уволенных. Кроме этого, туда зачисляются лица, успешно прошедшие обучение в ВУЗах (военные кафедры и специализированные центры).

Наши специалисты помогают избежать службы в армии на основании данного закона. Если вам нужна помощь, запишитесь на бесплатную консультацию по телефону 8-800-775-10-56 или оставьте свой номер здесь.

voenniy-bilet.ru

СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК

О всеобщей воинской обязанности

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 февраля 1977 года N 5317-IX (Ведомости Верховного Совета СССР, N 9, 2 марта 1977 года, Ст.158);
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 декабря 1980 года N 3535-X (Ведомости Верховного Совета СССР, N 52, 24 декабря 1980 года, ст.1121) (введен в действие с 1 января 1982 года);
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 марта 1985 года N 2053-XI (Ведомости Верховного Совета СССР, N 12, 20 марта 1985 года, Ст.199);

Вооруженные Силы СССР, созданные Коммунистической партией во главе с В.И.Лениным, прошли славный героический путь, отстояв в жестокой борьбе с врагами завоевания Великой Октябрьской социалистической революции, свободу и независимость Советской Родины. Они надежно оберегают созидательный труд советского народа строителя коммунизма.

Глубокие социально-экономические преобразования, происшедшие в жизни нашего общества, возросший уровень политического развития, общеобразовательной и технической подготовки советской молодежи, коренные изменения в оснащении войск новейшей боевой техникой и современным оружием предъявляют к воинской службе новые, повышенные требования.

Неиссякаемым источником силы и непобедимости Вооруженных Сил СССР являются руководство Коммунистической партии, неразрывное единство с народом, преимущества социалистического общественного строя, советский патриотизм и социалистический интернационализм. Воины Вооруженных Сил СССР окружены безграничной любовью и заботой советских людей.

Советское государство исходит из того, что, пока сохраняется империализм, будет оставаться опасность агрессивных войн.

В соответствии с Конституцией СССР защита социалистического Отечества относится к важнейшим функциям государства и является делом всего народа. В целях защиты социалистических завоеваний, мирного труда советского народа, суверенитета и территориальной целостности государства созданы Вооруженные Силы СССР и установлена всеобщая воинская обязанность. Долг Вооруженных Сил СССР перед народом — надежно защищать социалистическое Отечество, быть в постоянной боевой готовности, гарантирующей немедленный отпор любому агрессору.
(Преамбула в редакции, введенной в действие с 1 января 1982 года Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 декабря 1980 года N 3535-X.

Глава I. Основные положения

Глава I
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Всеобщая воинская обязанность является законом. Воинская служба в рядах Вооруженных Сил СССР — почетная обязанность советских граждан.

Статья 2. Гражданин СССР обязан оберегать интересы Советского государства, способствовать укреплению его могущества и авторитета.

Защита социалистического Отечества есть священный долг каждого гражданина СССР.

Измена Родине — тягчайшее преступление перед народом.

Статья 3. Все мужчины — граждане СССР, независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства, обязаны проходить действительную военную службу в рядах Вооруженных Сил СССР.

Женщины — граждане СССР в возрасте от 19 до 40 лет, имеющие медицинскую или другую специальную подготовку, могут быть взяты в мирное время на воинский учет, привлечены на учебные сборы, а также приняты в добровольном порядке на действительную военную службу (часть дополнительно включена Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 марта 1985 года N 2053-XI).

В военное время по решению Совета Министров СССР женщины могут быть призваны в Вооруженные Силы СССР для несения вспомогательной или специальной службы (часть дополнительно включена Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 марта 1985 года N 2053-XI).

Статья 4. Вооруженные Силы СССР состоят из Советской Армии, Военно-Морского Флота, пограничных и внутренних войск.

Статья 5. Воинская служба состоит из действительной военной службы и службы в запасе Вооруженных Сил СССР.

Статья 6. Граждане, состоящие на действительной военной службе, именуются военнослужащими, а состоящие в запасе — военнообязанными.

Статья 7. Военнослужащие и военнообязанные принимают военную присягу на верность своему народу, своей Советской Родине и Советскому правительству.

Статья 8. Военнослужащие и военнообязанные подразделяются на солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков, мичманов и офицерский состав.

Офицерский состав Вооруженных Сил СССР подразделяется на:

младший офицерский состав (от младшего лейтенанта до капитана включительно и им равные);

старший офицерский состав (от майора до полковника включительно и им равные);

высший офицерский состав (генералы, адмиралы и маршалы).

Солдаты, матросы, сержанты и старшины, проходящие действительную военную службу в пределах сроков, установленных настоящим Законом, считаются состоящими на действительной срочной военной службе, а проходящие действительную военную службу сверх установленных Законом сроков — состоящими на действительной сверхсрочной военной службе.

Статья 9. Каждому военнослужащему и военнообязанному присваивается соответствующее воинское звание.

Воинские звания устанавливаются Президиумом Верховного Совета СССР.

Порядок присвоения воинских званий рядовых (матросов), ефрейторов (старших матросов), сержантов и старшин определяется Министром обороны СССР.

Воинские звания прапорщиков, мичманов, младшего и старшего офицерского состава присваиваются в порядке, устанавливаемом Советом Министров СССР.

Воинские звания высшего офицерского состава присваиваются:

генералов и адмиралов — Советом Министров СССР;

генералов армии, маршалов родов войск, адмиралов флота, главных маршалов родов войск, адмиралов флота Советского Союза, маршалов Советского Союза, Генералиссимуса Советского Союза — Президиумом Верховного Совета СССР.

Лица, имеющие воинские звания, кроме лиц высшего офицерского состава, могут быть лишены этих званий по приговору суда при осуждении за тяжкое преступление (часть в редакции Указа Президиума Верховного Совета СССР от 18 марта 1985 года N 2053-XI.

Ефрейторы (старшие матросы), сержанты (старшины), прапорщики и мичманы могут быть лишены воинских званий также в порядке, предусмотренном Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил СССР, младшие офицеры — Министром обороны СССР, а старшие офицеры — по решению Совета Министров СССР (часть в редакции Указа Президиума Верховного Совета СССР от 18 марта 1985 года N 2053-XI.

Снижение в воинском звании сержантов (старшин), младших и старших офицеров на одну ступень может производиться как мера дисциплинарного взыскания в соответствии с Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил СССР.

Лица высшего офицерского состава могут быть снижены в воинских званиях или лишены воинских званий Советом Министров СССР или Президиумом Верховного Совета СССР (применительно к порядку присвоения воинских званий этим лицам).

Глава II. О действительной военной службе солдат, матросов, сержантов и старшин

Глава II
О ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЙ ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ
СОЛДАТ, МАТРОСОВ, СЕРЖАНТОВ И СТАРШИН

Статья 10. На действительную военную службу призываются граждане мужского пола, которым ко дню призыва исполняется 18 лет.

Статья 11. Граждане мужского пола, изъявившие желание учиться в военно-учебных заведениях, могут быть приняты в эти учебные заведения по достижении ими 17-летнего возраста или если им исполняется 17 лет в год поступления на учебу.

Граждане, принятые в военно-учебные заведения, состоят на действительной военной службе и именуются курсантами. На них распространяются обязанности, установленные для военнослужащих срочной службы. Они и их семьи пользуются правами, льготами и преимуществами, предусмотренными действующим законодательством для военнослужащих срочной службы и их семей.

Статья 12. Курсанты военно-учебных заведений, отчисленные за плохую успеваемость, нежелание учиться или за недисциплинированность, если они до поступления в военно-учебные заведения не отслужили установленного срока действительной военной службы, направляются в воинские части для прохождения установленного срока действительной военной службы. При условии их безупречной службы в части не менее шести месяцев время обучения в военно-учебном заведении этим военнослужащим засчитывается в срок действительной военной службы в порядке, определяемом Министерством обороны СССР.

Статья 13. Сроки действительной военной службы устанавливаются следующие:

1) для солдат и сержантов Советской Армии, береговых частей и авиации Военно-Морского Флота — 2 года;

2) для матросов и старшин кораблей, судов и береговых частей боевого обеспечения Военно-Морского Флота — 3 года;

3) для солдат, матросов, сержантов и старшин, имеющих высшее образование, — 1 год.

Порядок прохождения действительной срочной военной службы солдатами, матросами, сержантами и старшинами определяется Министром обороны СССР в соответствии с настоящим Законом.
(Статья в редакции Указа Президиума Верховного Совета СССР от 10 апреля 1989 года N 10290-XI.

Статья 14. Срок действительной военной службы исчисляется:

1) призванным в первой половине года — с 1 июля года призыва;

2) призванным во второй половине года — с 1 января года, следующего за годом призыва.

Начальный и конечный моменты состояния военнослужащих на действительной срочной военной службе определяются соответствующими положениями о прохождении действительной срочной военной службы.

Статья 15. Министру обороны СССР предоставляется право в случае необходимости:

1) задерживать военнослужащих на действительной военной службе на срок до двух месяцев сверх установленных сроков;

2) переводить военнослужащих из одного вида (рода войск) Вооруженных Сил СССР в другой с соответствующим изменением сроков службы.

На женщин, принятых в добровольном порядке на действительную военную службу в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, распространяются права и обязанности, вытекающие из условий действительной военной службы, установленные для военнослужащих сверхсрочной службы. Они и их семьи пользуются правами, льготами и преимуществами, предусмотренными действующим законодательством для военнослужащих сверхсрочной службы и их семей.

Глава III. О подготовке молодежи к службе в вооруженных силах СССР

Глава III
О ПОДГОТОВКЕ МОЛОДЕЖИ К СЛУЖБЕ
В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ СССР

Статья 17. До призыва на действительную военную службу с юношами допризывного и призывного возрастов повсеместно без отрыва от производства и учебы проводится начальная военная подготовка.

С учащейся молодежью начальная военная подготовка, включая подготовку по гражданской обороне, проводится в общеобразовательных школах (начиная с 9 класса), в средних специальных учебных заведениях и в учебных заведениях системы профессионально-технического образования штатными военными руководителями.

Юноши, не обучающиеся в дневных (очных) учебных заведениях, начальную военную подготовку проходят на учебных пунктах, создаваемых на предприятиях, в учреждениях, организациях и колхозах.

Руководители предприятий, учреждений, организаций, колхозов и учебных заведений несут ответственность за то, чтобы все юноши допризывных и призывных возрастов проходили подготовку к действительной военной службе.

Статья 18. В учебных организациях ДОСААФ и в учебных заведениях системы профессионально-технического образования ежегодно проводится подготовка специалистов для Вооруженных Сил СССР. Количество специалистов, подлежащих подготовке, устанавливается Советом Министров СССР, а перечень специальностей и программа их подготовки определяются Министерством обороны СССР. Для прохождения указанной подготовки привлекаются в установленном порядке юноши, достигшие 17-летнего возраста.

В городах подготовка специалистов для Вооруженных Сил СССР проводится без отрыва от производства. На период подготовки обучающимся юношам устанавливается сокращенная продолжительность рабочего дня применительно к правилам, предусмотренным действующим законодательством для рабочих и служащих, обучающихся в школах рабочей молодежи, а на время подготовки и сдачи экзаменов им предоставляется отпуск продолжительностью 7-15 рабочих дней (в зависимости от специальности и объема учебных программ) с сохранением за ними среднего заработка по основному месту работы.

В сельских районах подготовка указанных специалистов может проводиться с отрывом от производства на сборах в осенне-зимний период. Перечень таких районов определяется Советами Министров союзных республик, не имеющих областного деления, Советами Министров автономных республик, исполнительными комитетами краевых, областных Советов народных депутатов, Советов народных депутатов автономных областей и автономных округов.

За призывниками, привлекаемыми к обучению с отрывом от производства, за все время обучения, включая время проезда к месту учебы и обратно, если это связано с выездом из места постоянного жительства, сохраняются место работы, занимаемая должность и выплачивается 50 процентов среднего заработка по месту работы. Колхозы, предприятия, учреждения и организации, в которых они постоянно работают, оплачивают расходы по найму жилья для призывников на период их сборов, а также стоимость проезда к месту учебы и обратно.

Посещение занятий призывниками, привлеченными военными комиссариатами для обучения военным специальностям, является обязательным.

Исчисление рабочим, служащим и колхозникам среднего заработка указанного в настоящей и других статьях Закона, производится в соответствии с действующим законодательством.

Статья 19. Начальная военная подготовка и подготовка специалистов для Вооруженных Сил СССР осуществляются под руководством Министерства обороны СССР. Советы Министров союзных и автономных республик, исполнительные комитеты Советов народных депутатов краев, областей, автономных областей, автономных округов, городов, районов, поселков и сел, руководители предприятий, учреждений, организаций, колхозов, соответствующие министерства, государственные комитеты и ведомства совместно с Министерством обороны СССР и ЦК ДОСААФ СССР создают необходимую учебно-материальную базу, обеспечивают подбор и подготовку военных руководителей для начальной военной подготовки, осуществляют контроль за ее организацией и проведением.

Статья 20. Для подготовки молодежи к службе в Вооруженных Силах СССР и проведения очередных призывов на действительную военную службу территория СССР разделяется на районные (городские) призывные участки.

Статья 21. К призывным участкам ежегодно, в течение января марта, приписываются граждане, которым в год приписки исполняется 17 лет.

Министерству обороны СССР предоставляется право переносить сроки приписки граждан к призывным участкам в местностях, где явка граждан на приписку в указанные сроки и по климатическим условиям затруднена.

Приписка производится районными (городскими) военными комиссариатами по месту постоянного или временного жительства, о чем приписанному выдается специальное свидетельство.

Медицинское освидетельствование граждан, приписываемых к призывным участкам, производится врачами, выделяемыми по решению исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов из местных лечебных учреждений в распоряжение районных (городских) военных комиссариатов.

Домоуправления (жилищно-эксплуатационные конторы, комендатуры), домовладельцы, военно-учетные столы при исполнительных комитетах районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских Советов народных депутатов, отделы кадров предприятий, учреждений, организаций и учебных заведений ежегодно в сроки, устанавливаемые Министерством обороны СССР, представляют в соответствующие районные (городские) военные комиссариаты списки юношей, подлежащих приписке к призывным участкам.

Статья 22. Для приписки к призывному участку граждане, подлежащие приписке, обязаны явиться в военный комиссариат в срок, установленный приказом военного комиссара, и предъявить документы, указанные в приказе. Перечень документов, представляемых допризывниками, устанавливается Министерством обороны СССР.

Граждане, приписанные к призывным участкам, именуются призывниками.

Глава IV. О призыве на действительную военную службу

Глава IV
О ПРИЗЫВЕ НА ДЕЙСТВИТЕЛЬНУЮ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ

Статья 23. Призыв граждан на действительную военную службу проводится ежегодно повсеместно два раза в год (в мае — июне и в ноябре — декабре, а в войска, расположенные в отдаленных и некоторых других местностях, кроме того, в апреле и октябре) по приказу Министра обороны СССР. Количество граждан, подлежащих призыву, устанавливается Советом Министров СССР.

Точные сроки явки граждан на призывные участки определяются приказами районных (городских) военных комиссаров.

Статья 24. По объявлении приказа о призыве на действительную военную службу каждый призывник обязан явиться точно в срок, указанный в приказе военного комиссара, на призывной участок, к которому он приписан по месту жительства.

Призывники, временно выехавшие с места постоянного жительства, при объявлении призыва на действительную военную службу обязаны незамедлительно явиться в военный комиссариат, в котором они состоят на воинском учете.

Руководители предприятий, учреждений, организаций, колхозов и учебных заведений обязаны освободить призывников от работы (учебы) на время, необходимое для призыва, отозвать призывников из командировок и обеспечить своевременную явку их на призывной участок.

Перемена призывного участка допускается с 1 января до 1 апреля и с 1 июля до 1 октября. В другое время года перемена призывного участка может быть допущена только в случае, если призывник:

1) переведен администрацией на работу в другую местность;

2) переехал на новое место жительства в составе семьи либо в связи с получением жилой площади;

3) принят в учебное заведение и выбывает для продолжения образования или окончил учебное заведение и по путевке направляется на работу.

Призывник обязан представить в военный комиссариат документ, подтверждающий необходимость перемены призывного участка в период с 1 апреля по 1 июля и с 1 октября по 1 января.

Статья 25. От явки на призывные участки по приказу военных комиссаров никто не освобождается.

Уважительными причинами неявки на призывные участки в установленный приказом срок признаются:

1) болезнь призывника, которая согласно медицинскому свидетельству лишила призывника возможности личной явки на призывной участок;

2) препятствия стихийного характера, причем невозможность своевременной явки должна быть удостоверена исполнительным комитетом Совета народных депутатов или органом внутренних дел по месту жительства призывника.

Статья 26. Призыву на действительную военную службу не подлежат лица, отбывающие уголовное наказание, а также лица, в отношении которых ведется дознание либо следствие, или уголовное дело рассматривается судом.

Статья 27. Для проведения призыва граждан на действительную военную службу в районах (городах) создаются призывные комиссии в следующем составе:

председатель комиссии — районный (городской) военный комиссар;

заместитель председателя или член исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов, представители районного (городского) комитета КПСС, районного (городского) комитета ВЛКСМ, начальник или заместитель начальника управления (отдела) внутренних дел исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов и врач, организующий работу медицинского персонала.

Персональный состав районной (городской) призывной комиссии утверждается исполнительным комитетом районного, районного в городе, городского Совета народных депутатов.

На районные (городские) призывные комиссии возлагается:

1) организация медицинского освидетельствования призывников;

2) принятие решения о призыве на действительную военную службу и предназначении призванных по видам Вооруженных Сил СССР и родам войск;

3) предоставление отсрочек от призыва в соответствии с настоящим Законом;

4) освобождение от воинской обязанности призывников в связи с наличием у них заболеваний или физических недостатков, предусмотренных Положением о медицинском освидетельствовании в Вооруженных Силах СССР, утверждаемым Министром обороны СССР;

5) изучение кандидатов, изъявивших желание поступить в военно-учебные заведения, и принятие решений о направлении их для сдачи конкурсных вступительных экзаменов или об отказе этим лицам в направлении их на учебу.

Решения районной (городской) призывной комиссии принимаются большинством голосов.

Статья 28. Для руководства районными (городскими) призывными комиссиями и контроля за их деятельностью в союзных республиках, не имеющих областного деления, в автономных республиках, краях, областях, автономных областях и автономных округах создаются соответствующие призывные комиссии в следующем составе:

председатель комиссии — военный комиссар союзной или автономной республики, краевой, областной военный комиссар, военный комиссар автономной области или автономного округа;

в призывных комиссиях союзных и автономных республик заместитель председателя Совета Министров республики, представители от республиканских партийных, профсоюзных и комсомольских органов, заместитель министра внутренних дел республики и врачи, выделяемые из местных лечебных учреждений по указанию Совета Министров республики;

в краевых, областных призывных комиссиях, призывных комиссиях автономных областей и автономных округов — заместитель председателя исполнительного комитета краевого, областного Совета народных депутатов, Совета народных депутатов автономной области, автономного округа, представители от краевых, областных или окружных партийных, профсоюзных и комсомольских органов, заместитель начальника управления внутренних дел исполнительного комитета краевого, областного Совета народных депутатов или заместитель начальника управления (отдела) внутренних дел исполнительного комитета Совета народных депутатов автономной области, автономного округа и врачи, выделяемые из местных лечебных учреждений по указанию исполнительного комитета краевого, областного Совета народных депутатов или исполнительного комитета Совета народных депутатов автономной области, автономного округа.

Персональный состав призывных комиссий союзных и автономных республик утверждается Советами Министров республик, а состав краевых, областных призывных комиссий, призывных комиссий автономных областей и автономных округов — исполнительными комитетами соответствующих Советов народных депутатов.

На эти комиссии также возлагается рассмотрение жалоб призываемых граждан и других лиц на неправильные действия районных (городских) призывных комиссий.

Жалоба призывника и других лиц на решение районной (городской) призывной комиссии не приостанавливает выполнения этого решения.

Решения призывных комиссий союзных и автономных республик, краевых, областных призывных комиссий, призывных комиссий автономных областей и автономных округов по жалобам являются окончательными.

Статья 29. Все призываемые подвергаются медицинскому освидетельствованию, производимому врачами (хирургом, терапевтом, невропатологом, психиатром, окулистом, отоларингологом, стоматологом и при необходимости врачами других специальностей), выделяемыми из местных лечебных учреждений.

В соответствии с результатами медицинского освидетельствования районная (городская) призывная комиссия выносит решение, с объявлением его призываемому:

1) о годности к действительной военной службе;

2) о временной негодности к действительной военной службе по болезни, с предоставлением отсрочки для лечения на срок не более одного года;

3) о полной негодности к действительной военной службе при наличии у призываемого заболеваний или физических недостатков, препятствующих несению действительной военной службы.

Статья 30. Члены призывных комиссий должны строго соблюдать требования закона. За допущение недобросовестного или пристрастного отношения к делу при решении вопросов о призыве на действительную военную службу или предоставление незаконной отсрочки от призыва члены призывной комиссии и врачи, участвующие в освидетельствовании призывников, а также другие лица, допустившие злоупотребления, привлекаются к ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Статья 31. Граждане, призванные на действительную военную службу, обязаны явиться в воинские части в собственной исправной одежде и обуви. После зачисления в списки воинских частей им выдается военное обмундирование по установленным нормам. Собственная одежда призванных отправляется по указанным ими адресам воинскими частями бесплатными почтовыми посылками.

Статья 32. Советы Министров союзных и автономных республик, исполнительные комитеты Советов народных депутатов обязаны:

1) для проведения приписки граждан к призывным участкам, их призыва на действительную военную службу и отправки призванных в воинские части, а также проведения учебных мероприятий (сборов) с призывниками и военнообязанными и их медицинского освидетельствования обеспечивать военные комиссариаты оборудованными призывными (сборными) пунктами, специально приспособленными для этой работы, и выделять необходимое количество врачей, технических работников и лиц обслуживающего персонала;

2) принимать меры к обеспечению организованной явки граждан в военные комиссариаты для проведения приписки к призывным участкам, призыва на действительную военную службу и выделять для этих целей необходимый транспорт;

3) организовывать торжественные проводы призванных на действительную военную службу;

4) проявлять заботу о семьях призванных на действительную военную службу и принимать меры к строгому соблюдению действующего законодательства о льготах и пособиях для этих семей. Не позднее месячного срока с момента обращения трудоустраивать жен, мужья которых призваны на действительную военную службу, и в этот же срок устраивать их детей в имеющиеся детские ясли и сады, независимо от ведомственной принадлежности этих детских учреждений.

Статья 33. За членами призывных комиссий, врачами, техническими работниками и лицами обслуживающего персонала, выделяемыми для работы на призывных участках во время приписки и призыва граждан на действительную военную службу, а также для отправки призванных в воинские части, за все время выполнения этих обязанностей сохраняется средний заработок по месту работы.

Если выполнение указанными лицами своих обязанностей связано с выездом из места постоянного жительства, то им военными комиссариатами возмещаются расходы по проезду от места жительства до места работы и обратно и по найму жилого помещения, а также выплачиваются суточные по нормам, установленным для служебных командировок.

Глава V. Об отсрочках от призыва на действительную военную службу

Глава V
ОБ ОТСРОЧКАХ ОТ ПРИЗЫВА
НА ДЕЙСТВИТЕЛЬНУЮ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ

(глава в редакции, введенной в действие с 1 января 1982 года

Статья 34. Отсрочка от призыва на действительную военную службу по семейному положению предоставляется тем из призываемых, которые имеют на своем иждивении:

1) нетрудоспособных отца и мать или одиноких нетрудоспособных отца или мать, если они не имеют других трудоспособных лиц, обязанных в соответствии с действующим законодательством доставлять им содержание, независимо от того, проживают они вместе с родителями или отдельно.

Нетрудоспособными родителями считаются:

отец старше 60 лет и мать старше 55 лет;

отец и мать-инвалиды первой или второй группы, независимо от возраста;

2) двух или более детей или жену — инвалида первой или второй группы;

3) одинокую трудоспособную мать с двумя или более детьми в возрасте до 8 лет, которая не имеет других трудоспособных детей, обязанных согласно действующему законодательству доставлять матери содержание, независимо от того, проживают они вместе с матерью или отдельно;

4) одного или более родных братьев и сестер в возрасте до 16 лет либо старше 16 лет, но являющихся инвалидами первой или второй группы, при отсутствии у них других лиц, могущих взять их на содержание, а также при отсутствии возможности определить братьев или сестер в детские дома, интернаты или специальные лечебные учреждения.

Если призываемый, в связи со смертью родителей, их длительной болезнью или по другим уважительным причинам, в течение не менее 5 лет находился на иждивении других лиц, то в этом случае призываемому предоставляется отсрочка на условиях, предусмотренных настоящей статьей.

Отсрочка по семейному положению может предоставляться призывникам до 27-летнего возраста. Если они к 27-летнему возрасту не потеряют право на отсрочку, то в мирное время эти лица освобождаются от действительной военной службы и зачисляются в запас.

Статья 35. Отсрочка от призыва на действительную военную службу для продолжения образования предоставляется:

1) студентам дневных (очных) высших учебных заведений. Лица, отчисленные из вузов за неуспеваемость, нежелание учиться или за недисциплинированность, теряют право на повторную отсрочку для продолжения образования (пункт в редакции Указа Президиума Верховного Совета СССР от 10 апреля 1989 года N 10290-XI;

2) учащимся средних общеобразовательных школ, средних специальных учебных заведений, включая вечерние и заочные, до их окончания, но не старше 20 лет, если они до поступления в средние специальные учебные заведения не имели среднего образования;

3) учащимся дневных (очных) средних специальных учебных заведений, занимающимся по программе подготовки офицеров запаса, включенных в перечень, утверждаемый Советом Министров СССР по представлению Госплана СССР и Министерства обороны СССР.

Статья 36. Отсрочка от призыва на действительную военную службу по состоянию здоровья предоставляется юношам, признанным временно негодными к действительной военной службе по болезни.

Отсрочка от призыва по болезни может предоставляться в течение трех лет, после чего, в зависимости от состояния здоровья, граждане, получившие отсрочку, или призываются на действительную военную службу, или признаются вовсе негодными к действительной военной службе и исключаются с воинского учета, или зачисляются в запас с последующим их периодическим медицинским переосвидетельствованием до достижения ими 27-летнего возраста. Не достигшие этого возраста лица, состоящие в запасе Вооруженных Сил СССР, признанные при медицинском переосвидетельствовании годными к действительной военной службе в мирное время, могут быть по приказу Министра обороны СССР призваны на действительную военную службу на общих основаниях.

Статья 37. Совету Министров СССР предоставляется право, в случаях особой необходимости, определять категории граждан, которым могут предоставляться отсрочки от призыва на действительную военную службу по иным основаниям.

Статья 38. Отсрочка от призыва на действительную военную службу по причинам, указанным в статьях 34, 35 и 36 настоящего Закона, предоставляется решением районной (городской) призывной комиссии.

Призывники, получившие отсрочку от призыва для продолжения образования, а также не призванные по различным причинам в Вооруженные Силы СССР в установленные сроки, призываются на действительную военную службу до достижения ими 27-летнего возраста.

Глава VI. Об увольнении из рядов вооруженных сил СССР и о запасе солдат, матросов, сержантов и старшин

Глава VI
ОБ УВОЛЬНЕНИИ ИЗ РЯДОВ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ СССР
И О ЗАПАСЕ СОЛДАТ, МАТРОСОВ, СЕРЖАНТОВ И СТАРШИН

Статья 39. Военнослужащие, выслужившие установленные настоящим Законом сроки действительной военной службы, увольняются из рядов Вооруженных Сил СССР в запас.

Увольнение солдат, матросов, сержантов и старшин проводится командиром воинской части на основании приказа Министра обороны СССР в сроки, устанавливаемые Советом Министров СССР.

Министерству обороны СССР разрешается принимать в добровольном порядке на действительную сверхсрочную военную службу солдат, матросов сержантов и старшин, увольняемых в запас, а также состоящих в запасе. Перечень должностей, подлежащих замещению этими лицами, и порядок прохождения ими действительной сверхсрочной военной службы определяются Министром обороны СССР

Статья 40. Военнослужащие, состоящие на действительной военной службе, могут быть уволены в запас досрочно, если они военно-врачебными комиссиями признаны по состоянию здоровья негодными для дальнейшего прохождения действительной военной службы.

Военнослужащие, у которых в результате изменения семейного положения в период прохождения действительной военной службы возникло в соответствии со статьей 34 настоящего Закона право на отсрочку от призыва, увольняются в запас.

Порядок увольнения таких лиц в запас устанавливается Министром обороны СССР.

Статья 41. Солдатам, матросам, сержантам и старшинам, отбывавшим наказание в дисциплинарных частях, время отбытия наказания в срок действительной военной службы не засчитывается.

Военнослужащему, освобожденному из дисциплинарной части, при условии его безупречной службы время пребывания в дисциплинарной части может быть в установленном порядке засчитано в срок действительной военной службы.

Статья 42. Военнослужащие, увольняемые с действительной военной службы, обеспечиваются исправным военным обмундированием по перечню, устанавливаемому Министром обороны СССР.

Статья 43. Исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов, руководители предприятий, учреждений, организаций, колхозов и учебных заведений обязаны предоставлять уволенным в запас военнослужащим срочной и сверхсрочной службы с учетом их специальности работу не позднее месячного срока со дня обращения. За лицами, призванными на действительную военную службу в период обучения в учебных заведениях, при увольнении в запас сохраняется право быть зачисленными для продолжения учебы в том учебном заведении и на том курсе, где они обучались до призыва на действительную военную службу, а за лицами, работавшими до призыва на предприятиях, в учреждениях или организациях, сохраняется право поступления на работу на то же предприятие, в учреждение или организацию на условиях, предусмотренных в настоящей статье.

Военнослужащие, уволенные с действительной военной службы, пользуются преимуществами при поступлении в высшие учебные заведения, а принятые на прежнее место работы — имеют право на получение материальной помощи на первоначальное обзаведение. Порядок предоставления этих льгот устанавливается Советом Министров СССР.

Статья 44. Солдатам, матросам, сержантам и старшинам, имеющим высшее или среднее образование, прошедшим учебные сборы и выдержавшим установленные испытания перед окончанием действительной военной службы, при увольнении в запас присваивается офицерское звание. Сроки и порядок сдачи испытаний устанавливаются Министром обороны СССР.

Лица, которым при увольнении в запас не были присвоены офицерские звания, могут привлекаться на учебные сборы военнообязанных для подготовки офицеров запаса.
(Статья в редакции Указа Президиума Верховного Совета СССР от 10 апреля 1989 года N 10290-XI.

Статья 45. Военнослужащие, уволенные из рядов Вооруженных Сил СССР, по прибытии к месту жительства обязаны в трехдневный срок явиться в военный комиссариат для зачисления на воинский учет.

Лица, зачисленные в запас, периодически подвергаются медицинскому освидетельствованию врачебными комиссиями, создаваемыми для этой цели при районных (городских) военных комиссариатах. Врачи и другой необходимый медицинский персонал выделяются для участия в работе этих комиссий из лечебных учреждений исполнительными комитетами районных, городских, районных в городах Советов народных депутатов.

За лицами медицинского персонала, привлекаемыми к работе в указанных комиссиях, сохраняется средний заработок по месту работы.

Статья 46. Солдаты, матросы, сержанты и старшины состоят в запасе Вооруженных Сил СССР:

1) мужчины — до 50-летнего возраста;

2) женщины, принятые на воинский учет согласно статье 3 настоящего Закона,- до 40-летнего возраста (пункт в редакции Указа Президиума Верховного Совета СССР от 18 марта 1985 года N 2053-XI.

Статья 47. Запас Вооруженных Сил СССР делится на две категории — первую и вторую.

К запасу первой категории относятся военнообязанные, прослужившие на действительной военной службе не менее одного года, а участники боевых действий по защите СССР — независимо от срока службы.

К запасу второй категории относятся военнообязанные, прослужившие на действительной военной службе менее одного года, а также военнообязанные, не призывавшиеся по разным причинам на действительную военную службу.

Военнообязанные запаса второй категории, прошедшие учебные сборы общей продолжительностью не менее 12 месяцев, переводятся в запас первой категории.

Женщины, принятые на воинский учет согласно статье 3 настоящего Закона, состоят в запасе второй категории (часть в редакции Указа Президиума Верховного Совета СССР от 18 марта 1985 года N 2053-XI.

Статья 48. Запас первой и второй категории делится по возрастному признаку на три разряда каждый:

первый разряд — до 35-летнего возраста;

второй разряд — до 45-летнего возраста;

третий разряд — до 50-летнего возраста.

Статья 49. Военнообязанные, зачисленные в запас первого разряда первой категории, за время состояния в запасе первого разряда призываются на учебные сборы до четырех раз на срок до трех месяцев каждый раз.

Статья 50. Военнообязанные, зачисленные в запас первого разряда второй категории, за время состояния в запасе первого разряда призываются на учебные сборы до шести раз на срок до трех месяцев каждый раз.

Статья 51. Солдаты, матросы, сержанты и старшины запаса первого разряда, подготавливаемые на должности офицеров, призываются на учебный сбор на срок три месяца.

Выдержавшие испытания на офицерское звание проходят дальнейшую службу в запасе на общих основаниях с офицерами запаса. Время пребывания их на учебных сборах до присвоения офицерского звания засчитывается в сроки прохождения учебных сборов офицерами запаса.

Статья 52. Летный состав запаса первого разряда, кроме прохождения учебных сборов, предусмотренных статьями 49-51 настоящего Закона, за время состояния в запасе первого разряда призывается также на учебные сборы для летной тренировки до 5 раз по 40 дней.

Статья 53. Военнообязанные, зачисленные в запас второго разряда, призываются на учебные сборы 1-2 раза на срок до двух месяцев каждый раз.

Статья 54. Военнообязанные, зачисленные в запас третьего разряда, призываются на один месячный учебный сбор за время состояния в запасе третьего разряда.

Статья 55. Военнообязанные могут быть призваны кроме учебных сборов на поверочные сборы на срок до 10 дней.

Статья 56. Сроки учебных сборов для различных групп военнообязанных в пределах, установленных статьями 49-55 настоящего Закона, определяются Министерством обороны СССР.

Министр обороны СССР имеет право в случае необходимости задерживать военнообязанных на учебных сборах на срок до двух месяцев сверх сроков, установленных настоящим Законом, а также увеличивать количество учебных сборов для солдат, матросов, сержантов и старшин запаса первого и второго разрядов, не превышая общего времени нахождения их на сборах, установленного статьями 49, 50 и 53 настоящего Закона.

Глава VII. О воинской службе прапорщиков и мичманов

Глава VII
О ВОИНСКОЙ СЛУЖБЕ ПРАПОРЩИКОВ И МИЧМАНОВ

Статья 57. На действительную военную службу в качестве прапорщиков и мичманов Вооруженных Сил СССР принимаются в добровольном порядке военнослужащие и военнообязанные, не имеющие офицерских званий.

Прапорщики, мичманы и их семьи пользуются, если для них не установлено иное, правами, льготами и преимуществами, предусмотренными действующим законодательством для военнослужащих сверхсрочной службы и их семей.

Статья 58. Порядок прохождения действительной военной службы прапорщиками и мичманами Вооруженных Сил СССР определяется Советом Министров СССР в соответствии с настоящим Законом.

Прапорщики и мичманы могут состоять на действительной военной службе до достижения ими 45-летнего возраста.

Статья 59. Прапорщики и мичманы Вооруженных Сил СССР, достигшие предельного возраста состояния на действительной военной службе, подлежат увольнению в запас Вооруженных Сил СССР.

При необходимости отдельные из них могут быть оставлены, с их согласия, на действительной военной службе на срок до пяти лет в порядке, определяемом Министром обороны СССР.

Статья 60. Прапорщики и мичманы, уволенные с действительной военной службы, состоят в запасе Вооруженных Сил СССР до 50-летнего возраста.

Статья 61. Прапорщики и мичманы проходят службу в запасе Вооруженных Сил СССР в порядке, установленном статьями 45, 47-56 настоящего Закона для сержантов и старшин запаса.

Глава VIII. О воинской службе офицерского состава

Глава VIII
О ВОИНСКОЙ СЛУЖБЕ ОФИЦЕРСКОГО СОСТАВА

Статья 62. Порядок прохождения воинской службы офицерским составом Вооруженных сил СССР определяется Советом Министров СССР в соответствии с настоящим Законом.

Лица офицерского состава Вооруженных сил СССР состоят на действительной военной службе и в запасе Вооруженных Сил СССР до следующих предельных возрастов:

docs.cntd.ru