Полномочия прокурора по надзору за исполнением законодательства

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральный прокурор

Заместители Генерального прокурора

О Генпрокуратуре России

Международное сотрудничество

Взаимодействие со СМИ

Правовое просвещение

Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

Приказ №193 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о налогах и сборах»

ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о налогах и сборах

Состояние законности в налоговой сфере свидетельствует о распространенном характере нарушений закона со стороны органов государственной власти и местного самоуправления, органов Федеральной налоговой службы и налогоплательщиков. Органами местного самоуправления допускаются факты принятия неправомерных правовых актов в налоговой сфере и установления незаконных налогов и сборов. Налоговыми органами не в полной мере осуществляются функции по выявлению и пресечению нарушений налогового законодательства, не принимаются адекватные меры по взысканию задолженности по уплате налогов и сборов, допускаются нарушения при государственной регистрации юридических лиц. Кредитными организациями (банками) несвоевременно исполняются либо не исполняются поручения налогоплательщиков или налоговых агентов о перечислении налогов и сборов в бюджеты и государственные внебюджетные фонды. Имеют также место факты коррупционных проявлений и совершения иных уголовно наказуемых деяний.

Существуют недостатки и в организации прокурорского надзора на данном направлении. Не всегда обеспечиваются системный подход к проводимой работе, качество надзорных мероприятий и адекватное реагирование на факты нарушений.

В целях активизации и совершенствования практики прокурорского надзора в названной сфере, руководствуясь п. 1 ст. 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»,

П Р И К А З Ы В А Ю:

1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, прокурорам городов и районов, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур принять дополнительные меры по укреплению законности и повышению уровня прокурорского надзора за исполнением законодательства о налогах и сборах.

1.1. Осуществлять постоянный мониторинг в сфере налоговых правоотношений и информационное взаимодействие с органами государственной власти, правоохранительными и контролирующими органами.

1.2. Приоритетными направлениями в рассматриваемой области считать надзор за законностью правовых актов; за исполнением законов налоговыми органами, органами власти и местного самоуправления, а также органами управления и руководителями кредитных организаций (банков); за соблюдением прав и законных интересов налогоплательщиков; за следствием, производством дознания и оперативно-розыскной деятельностью по делам и материалам соответствующей направленности.

Обеспечить предупредительный характер прокурорского надзора.

1.3. Усилить надзор за законностью правовых актов федеральных органов исполнительной власти, представительных и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в сфере налогообложения, обратив внимание на случаи превышения ими предоставленных полномочий.

При проверке таких актов при необходимости принимать меры к организации антикоррупционной экспертизы; регулярно проверять на коррупциогенность практику правоприменения.

Исключить случаи несвоевременного реагирования на незаконные правовые акты. При наличии оснований направлять в суды заявления о признании нормативных правовых актов, нарушающих права, свободы и законные интересы граждан в затронутой сфере, недействующими полностью или в части.

1.4. Обеспечить системный надзор за исполнением законов налоговыми органами, акцентировав внимание на осуществлении ими полномочий по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, государственной регистрации юридических и иных лиц, применению мер ответственности за допущенные правонарушения, а также на исполнении ими обязанности по направлению материалов в органы внутренних дел в соответствии со ст. 32 НК РФ.

1.5. Требовать от налоговых органов строгого соблюдения прав и законных интересов налогоплательщиков в связи с осуществлением налогового контроля, взысканием и перечислением налогов и соборов. Обеспечить строгое исполнение требований закона при санкционировании ареста имущества налогоплательщиков-организаций в соответствии со ст. 77 НК РФ.

Принимать меры к предотвращению фактов дублирования контрольных мероприятий и использования проверок для оказания административного давления на субъекты предпринимательской деятельности.

Исключить факты необоснованного вмешательства в экономическую деятельность налогоплательщиков (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), а также незаконного применения к ним мер принуждения и ответственности.

При проведении каждой проверки принимать меры к выявлению и устранению фактов коррупционного риска.

1.6. При наличии оснований с привлечением специалистов организовывать проверки исполнения организациями налогового законодательства, в первую очередь — соблюдения установленных законом порядка и сроков перечисления налогов и сборов в бюджеты всех уровней, а также государственные внебюджетные фонды, не подменяя при этом уполномоченные государственные органы контроля.

1.7. Регулярно проводить проверки деятельности службы судебных приставов в части соблюдения порядка исполнения постановлений налоговых органов о взыскании налога или сбора за счет имущества налогоплательщика или налогового агента.

1.8. Повысить качество и эффективность прокурорского надзора за следствием, производством дознания и оперативно-розыскной деятельностью в целях эффективного предупреждения, своевременного выявления и пресечения преступлений, а также качественного расследования уголовных дел в налоговой сфере. Предъявлять иски к физическим и юридическим лицам, которые в соответствии с законодательством несут ответственность за вред, причиненный преступлениями.

1.9. Последовательно и настойчиво добиваться реального устранения выявленных нарушений закона и привлечения к ответственности конкретных виновных лиц.

В случаях выявления фактов противоправных действий, содержащих признаки преступления, согласно предоставленным законодательством полномочиям выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган для решения вопроса об уголовном преследовании.

1.10. В целях обеспечения эффективного взаимодействия органов государственной власти, правоохранительных и контролирующих органов в борьбе с правонарушениями и преступлениями в налоговой сфере возникающие проблемы правоприменительной практики обсуждать на координационных совещаниях, заседаниях совместных рабочих групп и коллегий.

1.11. Обеспечить гласность в деятельности органов прокуратуры на этом участке работы. Активнее использовать возможности средств массовой информации и взаимодействия с общественными организациями.

2. Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным и другим специализированным прокурорам:

2.1. Анализировать состояние законности и практику прокурорского надзора в налоговой сфере не реже одного раза в полугодие. Выводы и результаты обобщений использовать для совершенствования работы.

2.2. О результатах надзорной деятельности на указанном направлении по итогам работы за год, наиболее серьезных нарушениях закона и возникающих проблемах правоприменения информировать Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

3. При организации прокурорского надзора в рассматриваемой сфере помимо настоящего приказа руководствоваться положениями приказов Генерального прокурора Российской Федерации от 07.12.2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» и от 31.03.2008 № 53 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности».

4. Считать утратившим силу приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 11.02.2003 № 9 «О мерах по повышению эффективности прокурорского надзора за исполнением законодательства о налогах и сборах».

5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.

Приказ направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, руководителям научных и образовательных учреждений, которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.

Генеральный прокурор
Российской Федерации

действительный государственный
советник

genproc.gov.ru

Полномочия прокурора по надзору за исполнением законодательства

Полномочия прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность

Полномочия прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность

Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством РФ и другими федеральными законами.

При восстановлении нарушенных прав и свобод граждан, защите конституционных гарантий от нарушений со стороны должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и проведении проверок по другим основаниям прокуроры вправе использовать определенные законом методы прокурорского надзора:

1) знакомиться с документами, содержащими сведения об основаниях, порядке и решениях оперативно-розыскных мероприятий;

2) давать письменные указания об осуществлении по уголовным делам оперативно-розыскных мероприятий, расширения их комплекса либо требовать их прекращения;

3) направлять в суд жалобы, проверка которых относится к исключительной компетенции судей;

4) требовать письменные объяснения от должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность и допустивших нарушения закона при проведении оперативно-розыскных мероприятий;

5) опротестовывать противоречащие закону приказы и указания руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;

6) вносить представления по поводу выявленных нарушений закона должностными лицами этих органов и требовать от руководителей отстранения их от дальнейшего ведения оперативных разработок.

Прокурор вправе принять к своему производству или поручить подчиненному ему прокурору или следователю расследование любого преступления.

Уполномоченные прокуроры при проведении проверок обращают особое внимание:

1) на законность принимаемых решений о производстве или прекращении оперативной проверки и использовании результатов оперативно-розыскной деятельности;

2) на соответствие оперативно-розыскных мероприятий целям и задачам оперативно-розыскной деятельности, а также недопустимость применения информационных систем и технических средств, наносящих ущерб жизни и здоровью людей и причиняющих вред окружающей среде;

3) на наличие предусмотренных законодательством полномочий у лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий, в том числе на проведение которых разрешение дано судом;

4) на соблюдение установленных законодательством условий и порядка проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также привлечения граждан к их осуществлению на конфиденциальной основе или на основе доверительных отношений.

Уполномоченные прокуроры, используя предоставленные им полномочия, пресекать нарушения прав и законных интересов физических и юридических лиц при проведении оперативно-розыскной деятельности, принимают своевременные меры к их восстановлению, возмещению причиненного вреда и при наличии оснований привлечению к ответственности виновных должностных лиц.

Прокуроры субъектов РФ и приравненным к ним прокурорам информируют Ген. прокуратуру РФ о результатах надзора за законностью в оперативно-розыскной деятельности по итогам года.

Прокурорский надзор
Суперека С.В.
2005

www.tamognia.ru

Полномочия прокурора по защите трудовых прав граждан

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Прокуратура Российской Федерации играет важную и активную роль в охране и защите конституционных прав и свобод граждан, осуществлении надзора за исполнением законов, укреплении законности и правопорядка. Она осуществляет государственный надзор за исполнением законов на всей территории России, принимает меры по устранению нарушений законности, привлекает виновных лиц к установленной законом ответственности.

Прокурорский надзор за исполнением законов заключается в том, чтобы правовые акты, издаваемые органами представительной и законодательной власти, государственного управления, контроля, другими органами, соответствовали законам и иным нормативно-правовым актам и чтобы они точно и единообразно исполнялись всеми поднадзорными органами, должностными лицами и гражданами.

Это касается, разумеется, и трудового законодательства. Трудовое право — единственная отрасль права, которая способна не только непосредственно воздействовать на основную производительную силу — людей (работников) — и защитить их в процессе производственной деятельности, но также защитить права и законные интересы работодателей.

Прокурорские проверки касаются различных вопросов трудовой сферы. Это и законность заключения, изменения, прекращения трудовых договоров, и законность применения дисциплинарных взысканий, законность применения мер материальной ответственности, отказа в приеме на работу, своевременность выплаты заработной платы и многие другие. Если работодателем не соблюдаются положения, предусмотренные Трудовым кодексом РФ, в частности, нарушается охрана труда, время отдыха, оплата и нормирование труда, это может быть поводом к проведению прокурорской проверки.

За последнее время повсеместно возникают нарушения сроков выплаты заработной платы работникам. Установлено, что заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка организации, коллективным договором, трудовым договором (ст. 136 Трудового кодекса РФ).

Следует отметить, что за несвоевременную выплату заработной платы (невыплата свыше 2-х месяцев) предусмотрена уголовная ответственность (ст. 145.1 УК РФ).

Прокурор, получив сведения о невыплате заработной платы на предприятии (информация может быть получена в том числе из поступивших в прокуратуру жалоб граждан), вправе провести прокурорскую проверку. При проведении такой проверки он вправе:

— по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории, в помещения поднадзорных органов, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;

— требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических данных и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникающих вопросов; проведения проверок по поступающим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подведомственных им организаций;

— вызывать должностных лиц и граждан для объяснения по поводу нарушения закона.

В случае нарушения закона прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает уголовное дело (например, по статье 145.1 УК РФ — за невыплату работодателем заработной платы свыше двух месяцев) или производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предупреждает о недопустимости нарушения закона, опротестовывает противоречащие закону правовые акты, вносит представления об устранении нарушений закона.

Согласно статье 23 Закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

При таких обстоятельствах протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в 10-дневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления — на ближайшем заседании. Кроме того, при исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона (скажем, в случае нарушения правил техники безопасности, угрожающего жизни и здоровью работников), прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста соответствующее должностное лицо должно сообщить прокурору в письменной форме.

Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его лицом.

В целях устранения выявленных нарушений закона прокурором или его заместителем вносится представление в орган или должностному лицу, которые уполномочены устранить допущенные нарушения, и оно подлежит «безотлагательному рассмотрению».

Для устранения указанных в представлении допущенных нарушений отводится один месяц. В течение этого срока также должны быть приняты конкретные меры по устранению причин нарушений и условий, им способствующих. О результатах рассмотрения представления прокурору должно быть сообщено в письменной форме.

Прокурор исходя из характера нарушения закона должностным лицом выносит мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении.

В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель вправе направить в письменной форме должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона (статья 25.1 Закона «О прокуратуре Российской Федерации»).

В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.

territoriaprava.ru

Прокурорский надзор в сфере экологии – это система мер в области охраны окружающей среды. Главными з

txt fb2 ePub html

на телефон придет ссылка на файл выбранного формата

Шпаргалки на телефон — незаменимая вещь при сдаче экзаменов, подготовке к контрольным работам и т.д. Благодаря нашему сервису вы получаете возможность скачать на телефон шпаргалки по прокурорскому надзору. Все шпаргалки представлены в популярных форматах fb2, txt, ePub , html, а также существует версия java шпаргалки в виде удобного приложения для мобильного телефона, которые можно скачать за символическую плату. Достаточно скачать шпаргалки по прокурорскому надзору — и никакой экзамен вам не страшен!

Не нашли что искали?

Если вам нужен индивидуальный подбор или работа на заказа — воспользуйтесь этой формой.

Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина является самостоятельным видом надзора. Пр

Надзор за исполнением законов и полномочия прокурора при осуществлении данного надзора

Похожие вопросы

  • Прокурорский надзор — . иполномочияпрокурораприосуществлении.
    Надзорзаисполнениемзаконовиполномочияпрокурораприосуществленииданногонадзора. Согласно ст. 21 ФЗ «О прокуратуре РФ», предметом надзора являются.
  • Прокурорский надзор — . законодательстваиполномочияпрокуроров.
    Надзорзаисполнениемзаконовиполномочияпрокурораприосуществленииданногонадзора. Согласно ст. 21 ФЗ «О прокуратуре РФ», предметом надзора являются. 1) Соблюдение Конституции РФ и ис.
  • Прокурорский надзорНадзорзаисполнениемзаконов органами.
    Данная отрасль прокурорского надзора включает в себя надзорзаисполнениемзаконов в трех разныхсфер.
    Полномочияпрокурора в досудебном производстве.
    Приосуществлениинадзоразаисполнениемзаконовпрокурор вправе: 1) посещать в любое.
  • Прокурорский надзорНадзорзаисполнениемзаконов органами.
    Данная отрасль прокурорского надзора включает в себя надзорзаисполнениемзаконов в трех разныхсферах: приосуществлении
    Полномочияпрокурора по надзорузаисполнениемзаконов органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность.
  • Прокурорский надзорНадзорзасоблюдением прав и свобод человека.
    Надзорзаисполнениемзаконовиполномочияпрокурораприосуществленииданногонадзора. Согласно ст. 21 ФЗ «О прокуратуре РФ», предметом надзора являются. 1) Соблюдение Конституции РФ и ис. Загрузка.
  • Прокурорский надзор — Прокурорский надзорзаисполнением.
    Прокурорприосуществленииданногонадзора выполняет следующие полномочия: 1) Проверяет соблюдение антимонопольным органом своих функций; таких как выявление нарушения антимонопольного законодательства.
  • Правоведение — Надзорзасоблюдением прав и свобод человека.
    Надзорзаисполнениемзаконовиполномочияпрокурораприосуществленииданногонадзора. Согласно ст. 21 ФЗ «О прокуратуре РФ», предметом надзора являются. 1) Соблюдение Конституции РФ и ис. Загрузка.
  • Правоведение — Надзорзаисполнениемзаконов органами.
    Данная отрасль прокурорского надзора включает в себя надзорзаисполнениемзаконов в трех разныхсферах: приосуществлении
    Полномочияпрокурора по надзорузаисполнениемзаконов органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность.
  • Прокурорский надзорПолномочияпрокурора в досудебном.
    Надзорзаисполнениемзаконов органами, исполняющими наказание и назначаемые судом меры принудительного характера.
    Полномочияпрокурора в досудебном производстве. Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции.
  • Прокурорский надзорНадзорзасоблюдениемзаконов.
    надзоразасоблюдением Конституции РФ и действующего законодательства на территории РФ прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, предусмотренном КоАП РФ. Задачи приосуществлениинадзора: 1).

найдено похожих страниц:10

cribs.me

Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов

Несмотря на наличие в разд. III Закона о прокуратуре гл. 1, в которой наиболее полно (по сравнению с другими отраслями) прописаны полномочия прокурора по осуществлению надзора за исполнением законов, данный законодательный акт не является единственным документом, закрепляющим властные возможности должностных лиц органов прокуратуры по выполнению поставленных перед ними задач. Вместе с тем именно в п. 1 ст. 22 Закона о прокуратуре закреплен исчерпывающий перечень полномочий по выявлению нарушений законов. Рассмотрим их по порядку.

1. По предъявлении служебного удостоверения прокурор вправе беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, поднадзорных органам прокуратуры. Данная норма не носит характера абсолютного дозволения в силу следующих обстоятельств. Во-первых, необходимо учитывать, что конкретный прокурор вправе реализовать рассматриваемое полномочие только в отношении поднадзорных именно ему объектов, что обусловлено наличием у него соответствующей компетенции, определенной приказом Генпрокурора РФ и (или) прокурора регионального звена. Исключением из этого правила могут являться случаи, когда прокурор действует на основании письменного поручения вышестоящего прокурора, например районный прокурор проводит проверку в соседнем муниципальном образовании с санкции прокурора субъекта РФ. Во-вторых, на отдельных поднадзорных объектах, а таковых в целом по стране имеется немало, существует установленный режим безопасности, в силу чего проверяющему прокурору необходимо наличие допуска определенной формы. Такие требования являются неотъемлемым условием для прохождения службы в прокуратурах по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах.

Следует подчеркнуть закрепленную в п. 2 ст. 47 Закона о прокуратуре специфику применения рассматриваемого полномочия военными прокурорами, которые по предъявлении служебного удостоверения могут беспрепятственно входить на территории и в помещения воинских частей, предприятий, учреждений, организаций и штабов независимо от установленного в них режима.

Закон о прокуратуре не требует от прокурора предварительного уведомления руководителя поднадзорного объекта о своем визите, однако в целях избежания недопонимания с персоналом рекомендуется предварительно уведомлять доступными средствами (телефон, факс, электронная почта и т.д.) о своих намерениях, включая необходимость подготовки к приходу прокурора тех или иных требуемых документов.

2. Прокурор вправе иметь доступ к документам и материалам, находящимся в поднадзорных объектах. Отдельные авторы рассматривают данное полномочие как неоспоримое право прокурора изучать любые документы, в том числе ограниченные в доступе (обладающие грифами секретности и т.д.), однако и здесь необходимо учитывать, что отсутствие у прокурора допуска соответствующей формы является основанием для отказа в ознакомлении с документом.

Кроме того, прокурор обязан не разглашать в какой-либо форме ставшие ему известными сведения, поскольку это может привести к предъявлению репутационных исков со стороны проверяемых и иных лиц.

3. Прокурор вправе проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона. По большому счету речь идет о комплексном полномочии, поскольку все перечисленные в п. 1 ст. 22 Закона о прокуратуре правовые возможности прокурора связаны с проведением проверки. Вопрос лишь в том, применение каких из них позволяет прокурору с наименьшими временными и иными затратами достичь искомого результата – установить истину.

4. Прокурор вправе требовать от руководителей и других должностных лиц поднадзорных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений.

Реализация данного полномочия может осуществляться в двух формах. Во-первых, речь идет о непосредственном ознакомлении с соответствующей документацией в рамках выхода прокурора на конкретный объект. Здесь необходимо учитывать положения приказа от 07.12.2007 № 195, запрещающего прокурорам требовать документы (статистическую и иную информацию), не относящиеся к предмету проверки. Это означает, что прокурор обязан четко обозначить цель своего посещения, а должностное лицо проверяемого объекта вправе отказать прокурору в случае истребования последним материалов, выходящих за пределы предмета проверки.

Второй формой реализации рассматриваемого полномочия является право прокурора истребовать в прокуратуру необходимые для осуществления надзорной функции документы и материалы. Это полномочие, как правило, реализуется посредством направления письменного требования руководителю поднадзорного органа. Однако и здесь следует учитывать положения приказа от 07.12.2007 № 195, запрещающие прокурорам запрашивать в соответствующих структурах документы, с которыми можно ознакомиться при непосредственном выходе на проверяемый объект. Кроме того, и. 3.6 приказа Генпрокурора РФ от 21.06.2013 № 252 «О совершенствовании прокурорского надзора за исполнением федерального законодательства органами государственной власти, местного самоуправления, иными органами и организациями» прокурорам предписано исключить факты истребования из органов местного самоуправления без соответствующего обоснования информации, опубликованной в общедоступных источниках, размещенной на официальных сайтах в сети Интернет или ранее предоставленной указанными органами, а также направления дублирующих запросов одновременно в несколько органов местного самоуправления одного муниципального образования. При направлении запросов не допускать случаев установления неоправданно коротких сроков исполнения.

Согласно введенному в 2013 г. в ст. 4 Закона о прокуратуре п. 2.1 органы прокуратуры при осуществлении прокурорского надзора вправе в установленных законом случаях получать доступ к информации ограниченного характера, а также производить обработку персональных данных. Рассматриваемая норма корреспондирует положениям ряда законодательных актов. Так, ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», определяющая случаи, при которых допускается обработка персональных данных, содержит и. 7.1, предусматривающий в установленных законодательством РФ случаях такую деятельность при осуществлении органами прокуратуры прокурорского надзора. В свою очередь и. 3 ч. 4 ст. 13 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-Φ3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» допускает получение сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя, в том числе по запросу органов прокуратуры в связи с осуществлением ими прокурорского надзора. Согласно и. 1 ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» прокурор при осуществлении прокурорского надзора вправе запросить информацию о получателе социальных услуг без его согласия или без согласия его законного представителя. Специфика работы прокуроров с полученной информацией нашла свою регламентацию в Инструкции о порядке обработки в органах прокуратуры Российской Федерации персональных данных, полученных в связи с осуществлением прокурорского надзора, утвержденной приказом Генпрокурора РФ от 20.11.2013 № 506.

Кроме того, в 2013 г. прокурорам предоставлено бесплатно право доступа в процессе осуществления надзора за исполнением законодательства РФ:

а) к сведениям о содержании правоустанавливающих документов, обобщающим сведениям о правах отдельного лица на имеющиеся или имевшиеся у него объекты недвижимости, а также к сведениям о признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным (абз. 8 п. 3 ст. 7 Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»);

б) к сведениям, внесенным в государственный кадастр недвижимости, за исключением кадастрового плана территории в форме документа на бумажном носителе (и. 4 ч. 12 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»).

5. Прокурор вправе требовать от руководителей поднадзорных органов выделения специалистов для выяснения возникших вопросов. Данное полномочие в практической деятельности реализуется в двух формах. Во-первых, в буквальном смысле речь идет о том, что, приходя на проверку на конкретный объект, прокурор, не обладая определенными познаниями в узкоспецифической сфере, может поставить вопрос перед руководителем поднадзорного органа о предоставлении ему квалифицированного работника для разъяснения тех или иных непонятных аспектов, как правило, неюридического характера. Во-вторых, широко распространена практика привлечения прокурорами в рамках осуществления надзорных проверок специалистов контрольно-надзорных и иных органов, задача которых также заключается в оказании помощи прокурору по вопросам, выходящим за рамки его профессиональных познаний, но имеющим отношение к предмету проверки.

6. Прокурор вправе требовать от руководителей поднадзорных органов проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций. При этом в п. 4 ст. 22 Закона о прокуратуре четко определено, что соответствующие должностные лица обязаны приступить к выполнению данных требований прокурора (его заместителя) незамедлительно.

Речь идет о том, что указанное полномочие реализуется в рамках проведения прокурором собственной проверки по основаниям, предусмотренным п. 2 ст. 21 Закона о прокуратуре, т.е. при наличии у него информации о нарушении закона, требующем прокурорского вмешательства. Но при этом возникает необходимость в проверке узкоспециализированных вопросов, которые могут выяснить только должностные лица контрольно-надзорных органов, которые, проведя проверку по требованию прокурора, направляют ему соответствующие материалы с выводами (актом проверки), по результатам изучения которых в совокупности с иными собранными доказательствами прокурор принимает окончательное решение.

Данное полномочие прокурора получило свою конкретизацию после вступления с 1 августа 2011 г. в силу Федерального закона от 18.07.2011 № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», согласно которому требование прокурора, сформулированное им в рамках осуществления надзора за исполнением законов, является для соответствующих органов основанием проведения внеплановой выездной проверки.

Что касается требования прокурора о проведении ревизии, то речь идет о ситуациях, возникающих в процессе прокурорской проверки, когда имеется необходимость установить законность осуществления финансово-хозяйственной деятельности (например, целевого характера затрат на определенные нужды) на поднадзорном объекте.

В соответствии с п. 2 ст. 47 Закона о прокуратуре военные прокуроры могут назначать вневедомственные ревизии и проверки, затраты на проведение которых возмещаются но постановлению прокурора органами военного управления, где состоят на довольствии проверяемые воинские части и учреждения.

7. Прокурор вправе вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов. Это полномочие реализуется путем письменного (направление повестки) или устного (телефон, факс иные доступные средства коммуникации) вызова (Закон о прокуратуре не устанавливает форму). На практике бытует ошибочное мнение о том, что рассматриваемое полномочие может использоваться только в отношении лиц, нарушивших закон. Дело в том, что реализация соответствующего права осуществляется в рамках проверки, а это означает, что отобрание объяснения является одним из способов сбора доказательств, лишь совокупность которых позволит прокурору иметь четкое суждение о существе нарушения либо о сто отсутствии.

Кроме того, сам факт возможности вызова в прокуратуру гражданина, не являющегося поднадзорным прокурору субъектом, говорит о том, что цель такого вызова заключается отнюдь не в желании уличить его в правонарушении. Действительно, гражданин в качестве работника может быть очевидцем нарушений закона, например, со стороны работодателя по отношению к работнику, и в силу этого дать необходимые для формулирования прокурором окончательного вывода сведения.

Нужно учитывать, что в силу ч. 1 ст. 51 Конституции, и это подтверждено судебной практикой, вызываемое лицо может не свидетельствовать против самого себя, однако факт неявки без уважительной причины по вызову прокурора должен оцениваться как совершение административного проступка, ответственность за который предусмотрена ст. 17.7 КоАП (см. параграф 4.8 настоящего учебника).

8. Прокурор согласно и. 1 ст. 9.1 Закона о прокуратуре вправе проводить антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов и организаций, органов местного самоуправления, их должностных лиц (подробнее о специфике реализации данного полномочия см. 7.6 учебника).

По смыслу Закона о прокуратуре все перечисленные полномочия могут быть реализованы любыми прокурорами (как руководителями, так и исполнителями), за исключением права требовать проведения проверки и ревизии, на что обращалось внимание выше.

Вторая группа надзорных полномочий, реализация которых является исключительной прерогативой прокуроров – руководителей прокуратур и их заместителей, – это полномочия по устранению нарушений законов. Речь идет о применении актов прокурорского реагирования в связи с выявленными нарушениями закона, основная и наиболее часто используемая на практике совокупность которых закреплена в п. 3 ст. 22 Закона о прокуратуре и конкретизирована в последующих нормах гл. 1 разд. III Закона.

1. Прокурор вправе освобождать своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов. В подп. 7.4 приказа от 07.12.2007 № 195 прокурорам предписывается решительно пресекать факты незаконного применения к гражданам административного задержания, активнее использовать предоставленное ст. 22 Закона о прокуратуре право освобождать своим постановлением лиц, необоснованно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов.

Перечень соответствующих органов закреплен в ст. 27.2 КоАП, но наиболее часто рассматриваемая мера обеспечения производства но делу об административном правонарушении применяется органами внутренних дел, в связи с чем основное внимание уделяется прокурорами административно-юрисдикционной деятельности именно этих органов. Вопрос о законности административного задержания решается прокурором с учетом оценки правомерности применения соответствующими должностными лицами положений ст. 27.3–27.6 КоАП. Наиболее часто встречающимся нарушением требований закона выступает задержание лица на срок, превышающий установленные временны́е рамки (в обычных условиях речь идет о 3 часах, в особо оговариваемых законом случаях – о 48 часах).

2. Прокурор вправе опротестовывать противоречащие закону правовые акты, обращаться в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными или недействующими.

Протест является одним из основных актов прокурорского реагирования и согласно ст. 23 Закона о прокуратуре приносится на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу. Он подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в 10-дневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления – на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.

При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест.

Согласно ст. 27 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» прокурор соответствующего субъекта РФ (его заместитель) вправе приносить протест на правовые акты региональных государственных органов и их должностных лиц, в случае противоречия их также Конституции РФ, конституции (уставу) субъекта РФ.

Следует отметить, что гл. 30 КоАП предусмотрены специфические основания для применения рассматриваемого полномочия. Согласно ст. 30.10 Кодекса прокурор вправе принести протест на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и последующие решения вышестоящих инстанций на это постановление. Речь идет о возможности реагирования в 10-дневный срок с момента вынесения решения, хотя в отдельных случаях прокурор, если он не был участником рассмотрения дела по существу, вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока. В свою очередь, ст. 30.12 КоАП РФ наделяет прокурора полномочием по опротестованию в порядке надзора постановления по делу об административном правонарушении, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов.

Альтернативной формой оспаривания правовых актов (кроме указанных в КоАП) является обращение прокурора в суд о признании нормативного правового акта недействующим, а ненормативного правового акта – недействительным. При этом следует учитывать вопросы подведомственности, т.е. отнесения прерогативы по рассмотрению соответствующего дела к ведению суда общей юрисдикции или арбитражного суда. Кроме того, на основании Постановления КС РФ от 18.07.2003 № 13-П оспаривание положений конституций и уставов субъектов РФ может быть осуществлено только путем обращения в названный судебный орган Генпрокурора РФ с запросом о конституционности указанных статусных нормативных правовых актов (см. об этом подробнее параграф 14.1 учебника).

Следует также назвать такое полномочие, как право Генпрокурора РФ информировать Президента РФ в случае несоответствия постановлений Правительства РФ Конституции и федеральным законам, предусмотренное п. 3 ст. 24 Закона о прокуратуре. Речь идет об опосредованной форме реагирования па незаконный правовой акт органа, не поднадзорного прокурору.

3. Прокурор вправе вносить представление об устранении нарушений закона. Статья 24 Закона о прокуратуре устанавливает, что данный акт реагирования вносится прокурором (его заместителем) в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. Эта норма допускает возможность внесения представления в вышестоящий по отношению к нарушителю орган (должностному лицу), и данное положение, как правило, реализуется в случаях, когда ранее принятые прокурором меры не принесли должного результата.

В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания.

Статья 42 Федерального закона «Об общественных объединениях» наделяет Генпрокурора РФ и подчиненных ему прокуроров правом вносить в руководящий орган общественного объединения представление об устранении в деятельности общественного объединения нарушений не только законов, но и Конституции РФ, а также при совершении объединением действий, противоречащих уставным целям. При этом прокурор вправе самостоятельно устанавливать срок устранения выявленных нарушений. В случае неустранения общественным объединением нарушений по требованию прокурора, последний вправе своим решением приостановить деятельность объединения па срок до шести месяцев.

В свою очередь ч. 2 ст. 11 Федерального закона «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» наделяет прокурора РФ исключительным правом внесения представления в совет Общественной палаты в случае неоднократного нарушения общественной наблюдательной комиссией Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, а также систематического осуществления названной комиссией деятельности, противоречащей ее целям.

4. Статьей 25 Закона о прокуратуре и ст. 28.4 КоАП предусмотрено право прокурора выносить постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, причем такой акт реагирования применяется по факту выявления любых административных проступков, ответственность за совершение которых предусмотрена как статьями КоАП, так и нормами законов субъектов РФ. Более того, дело может возбуждаться прокурором в отношении любого субъекта административного правонарушения (гражданина, должностного и юридического лица), если факт правонарушения выявлен в ходе прокурорской проверки.

5. В соответствии со ст. 25.1 Закона о прокуратуре в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор вправе направить в письменной форме предостережение о недопустимости нарушения закона должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности – руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам.

Закон предусматривает, что в случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке. При этом рассматриваемый акт реагирования является превентивным средством прокурорского надзора, поскольку призван предотвратить возможное нарушение закона и наступление связанных с этим негативных последствий.

6. Согласно ст. 9.1 Закона о прокуратуре при выявлении в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов прокурор вправе вносить в орган, организацию или должностному лицу, которые издали этот акт, требование об изменении нормативного правового акта с предложением способа устранения выявленных коррупциогенных факторов либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством РФ (подробнее об этом см. параграф 7.6 учебника).

7. Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности» предусмотрена возможность вынесения прокурором предупреждения, являющегося в силу сферы применения и своего названия специфическим актом реагирования на нарушение закона. Согласно ст. 7 Закона предупреждение о недопустимости осуществления экстремистской деятельности выносится общественному или религиозному объединению либо иной организации в случае выявления фактов, свидетельствующих о наличии в их деятельности, в том числе в деятельности хотя бы одного из их региональных или других структурных подразделений, признаков экстремизма, с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения, в том числе допущенных нарушений. Если имеется возможность принять меры по устранению допущенных нарушений, в предупреждении также устанавливается срок для устранения указанных нарушений, составляющий не менее двух месяцев со дня вынесения предупреждения.

В случае, если предупреждение не было обжаловано в суд в установленном порядке или не признано судом незаконным, а также если в установленный в предупреждении срок соответствующими общественным или религиозным объединением, либо иной организацией, либо их региональным или другим структурным подразделением не устранены допущенные нарушения, послужившие основанием для вынесения предупреждения, либо если в течение 12 месяцев со дня вынесения предупреждения выявлены новые факты, свидетельствующие о наличии признаков экстремизма в их деятельности, в установленном законом порядке соответствующие общественное или религиозное объединение либо иная организация подлежит ликвидации, а деятельность общественного или религиозного объединения, не являющегося юридическим лицом, подлежит запрету.

В свою очередь, в соответствии со ст. 8 Закона прокурор может вынести предупреждение о недопустимости распространения экстремистских материалов через СМИ и осуществления им экстремистской деятельности в адрес учредителя и (или) редакции (главного редактора) данного СМИ с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения, в том числе допущенных нарушений. Если имеется возможность принять меры но устранению допущенных нарушений, в предупреждении также устанавливается срок для устранения указанных нарушений, составляющий не менее 10 дней со дня вынесения предупреждения.

В случае, если предупреждение не было обжаловано в суд в установленном порядке или не признано судом незаконным, а также если в установленный в предупреждении срок не приняты меры по устранению допущенных нарушений, послуживших основанием для вынесения предупреждения, либо если повторно в течение 12 месяцев со дня вынесения предупреждения выявлены новые факты, свидетельствующие о наличии признаков экстремизма в деятельности СМИ, деятельность соответствующего СМИ подлежит прекращению в установленном законом порядке.

8. С 1 февраля 2014 г. ч. 1 ст. 15.3 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» Генпрокурор РФ и его заместители наделены правом направления в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль (надзор) в отношении СМИ, требования о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка.

Пункт 16 приказа от 07.12.2007 № 195 требует от прокуроров:

• в документах прокурорского реагирования излагать правовую сущность, а также негативные последствия нарушений закона, причины и условия, которые этому способствовали, ставить вопрос об их устранении и ответственности виновных лиц;

• принимать обязательное участие в рассмотрении внесенных актов прокурорского реагирования;

• контролировать фактическое устранение нарушений законов, принципиально реагировать на неисполнение требований прокурора.

В свою очередь п. 3.8 приказа от 21.06.2013 № 252 прокурорам предписано исключить из практики случаи принятия мер реагирования по формальным основаниям, в том числе по отмене (изменению) уже исполненных правовых актов, особенно когда подобные действия могут повлечь нарушение прав граждан.

Наконец третью группу полномочий прокурора по надзору за исполнением законов составляют предоставленные ему права по согласованию действий и решений поднадзорных ему органов. Речь идет о положениях:

1) ст. 77 НК, возлагающей на прокурора санкционирование решений налоговых органов о наложении ареста на имущество налогоплательщика-организации в качестве способа обеспечения взыскания налогов, пеней и штрафов. Детализация специфики применения данного полномочия изложена в приказе Генпрокурора РФ от 22.03.2010 № 122;

2) ст. 156 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации», управомочивающей прокурора санкционировать решение таможенного органа о наложении ареста на имущество организации или индивидуального предпринимателя в качестве способа обеспечения таможенных пошлин, налогов, пеней. Механизм соответствующих действий прокурора датализирован в приказе Генпрокурора РФ от 26.10.2009 № 344 «Об осуществлении органами прокуратуры полномочий но санкционированию решений таможенных органов об аресте имущества должника в качестве способа обеспечения взыскания таможенных пошлин, налогов»;

3) ст. 10 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», наделяющей прокурора правом согласовывать (отказывать в согласовании) внеплановые выездные проверки субъектов хозяйственной деятельности контрольно-надзорными органами (подробнее об этом см. параграф 7.7 учебника);

4) ст. 77 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», наделяющей прокурора правом согласовывать (отказывать в согласовании) внеплановые выездные проверки органов местного самоуправления и их должностных лиц органами государственного контроля (надзора) (подробнее об этом см. параграф 7.8 учебника).

Таким образом, следует отметить, что в рамках осуществления надзора за исполнением законов прокуроры наделены внушительным арсеналом полномочий, своевременное и грамотное применение которых (а это предполагает четко знание прокурорами оснований и особенностей их реализации) позволяет достигать высоких результатов в рассматриваемой сфере деятельности.

studme.org