Счетный материал для детей наглядные пособия

Демонстрационный материал по математике в детском саду: счётный и геометрический, карточки, кубики, лэпбук

Наталья Василишин 19.07.2017 0 989

Обучение счёту, систематизированное и методически обоснованное Федеральным Государственным Образовательным Стандартом (ФГОС), входит в систему работы с дошкольниками в детском саду. Однако возрастные особенности детей требуют особо тщательной подготовки наглядных пособий. Самая важная роль отводится именно счётному материалу. Мы рассмотрим виды счётного материала, используемого на занятиях по математике в разных возрастных группах, и дадим советы, как демонстрационного и раздаточного, изготовить его своими руками.

Обоснованность применения наглядного счётного материала в детском саду

В дошкольном образовательном учреждении дети начинают осваивать счёт с трёх лет, и это их основная математическая деятельность. Обучение происходит с непременной опорой на наглядные пособия, поскольку абстрактные логические операции, производимые при счёте (слияние и разделение множеств, сопоставление количества и цифры, сравнение множеств) сложны для понимания малышей и требуют «опредмечивания». Наглядный счётный материал — комплексное дидактическое средство, направленное на формирование элементарных представлений о счёте в рамках целенаправленного обучения.

Известный педагог К.Д. Ушинский говорил: «Наглядности обучения требует сама детская природа».

Такие пособия очень разнообразны, и их применение в каждом случае зависит от:

  • конкретного содержания учебного материала (например, научить детей второй младшей группы различать понятия много и мало);
  • используемых методов (точнее, определённые игровые приёмы, к примеру, иллюстрации к сказке, в которой персонажи учатся считать);
  • возраста детей (если во второй младшей группе могут быть карточки с картинками одного и того же животного, то в старшей на картинках изображаются разные звери, то есть идёт усложнение сути описываемого явления).
  • Счёт в детском саду осваивается наряду с другими дидактическими навыками и понятиями, например, изучением цветов: распредели грибочки по корзинкам соответствующих цветов и скажи, в какой их оказалось больше/меньше

    Наглядный материал должен отвечать следующим требованиям:

  • научным (соответствовать научным данным о счёте);
  • педагогическим (нести образовательную, развивающую, воспитательную нагрузку);
  • санитарно-гигиеническим ( не содержать вредных веществ, не вызывать напряжения зрения;
  • эстетическим ( красивое оформление. яркие и чёткие изображения)
  • Особенности демонстрационного и раздаточного материала для разных возрастных групп

    Счётный материал по математике, как и другие наглядные пособия, может быть двух типов:

  • крупный, то есть демонстрационный, который используется педагогом для объяснения и показа способа действий с ним (магнитные доски, плакаты, картины и пр.);
  • мелкий, то есть раздаточный (карточки, лэпбуки и пр.), используя который все дети выполняют те или иные задания одновременно, что позволяет организовать самостоятельную деятельность малышей для выработки необходимых математических навыков и умений.
  • Наглядный математический материал отличается по типу счётной деятельности, которая является приоритетной для конкретной возрастной категории.

  • Вторая младшая группа. Для формирования понятия единичности и множественности можно использовать, например, картинки-пазлы, кубики, в которых цифры окружены элементами с таким же количеством фруктов (овощей, животных и пр.) или картинки с точками, которые нужно соотнести с цифрой. К слову, этот же материал с точками используется и дальше, только цифр становится больше.
  • Средняя группа. Дети должны уметь давать точную оценку совокупности предметов, в данном случае считать до 5. Для этого активно используются картинки с изображением предметов и цифр, соответствующих их количеству, а также сочетание игрушки и объёмной цифры. Например, для узнавания графического образа числа задание может быть таким: помоги зайке найти цифру 3. посади мотылька на цветок с пятью лепестками.
  • Старшая группа. Малыши считают до 10, умеют прибавлять или отнимать по единице. В качестве наглядности используются, например, игра домино, соотнесение цифры с картинкой с таким же числом объектов.
  • Подготовительная группа. Дети могут сравнивать числа «больше-меньше», составлять заданные числа из двух меньших — 5 из 2 и 3, например. Демонстрационный материал усложняется. Это могут быть задания на сравнение количества предметов на картинках, составление целого изображения после последовательного складывания пронумерованных разрезанных частей и т.д.
  • Универсальным наглядным средством являются счётные палочки: они позволяют продемонстрировать и отработать все виды счётной деятельности.

    Таким образом, первые пособия направлены на то, чтобы дети учились соотносить зрительный образ цифры и обозначаемое ею количество объектов. В средней группе эта работа уже не на «узнавание» образа цифры, а на количественный счёт до 5. В старшей группе малыши учатся совершать элементарные действия по сложению-вычитанию, а в подготовительной материалы заданий носят сравнительный характер, так как дети уже умеют соотносить количества, обозначенные цифрами.

    На любом этапе обучения необходимо продумывать способ знакомства с графическим образом цифры, например, в форме создания аппликации

    Виды раздаточного материала

    Как уже было сказано, пособия могут быть демонстрационные и раздаточные. А также есть те, которые могут использоваться в обоих случаях (например, блоки Дьенеша). Виды раздаточного материала педагог выбирает в зависимости от возраста детей. Так, уже в первой младшей группе ребята знакомятся с кубиками, счётными палочками. Правда, пока на уровне оценивания «много-мало». Обычно градация использования видов раздаточного материала зависит от возраста детей: чем младше, тем больше игрушек, а чем старше, тем больше рисунков и схем. В целом же в детском саду активно используются такие счётные пособия:

  • палочки Кюизенера (разноцветные параллелепипеды разного размера из дерева или пластика используются преимущественно во второй младшей и средней группах, когда происходит знакомство с понятием количества);
  • блоки Дьенеша (набор геометрических фигур разного размера, который может использоваться по аналогии с палочками Кюизенера, а также для знакомства с прямоугольником, треугольником, кругом, квадратом);
  • кубики (в младшей группе на них отрабатываются понятия «много-мало»);
  • пирамидки (как бюджетный, более доступный, вариант палочек Кюизенера и блоков Дьенеша);
  • бусины, пуговицы (в младшей и средней группах);
  • картинки, картинки-пазлы, карточки (для всех возрастов);
  • веер с цифрами (для старшей и подготовительной групп, в которых ребята уже чётко ассоциируют цифру с её графическим образом);
  • лэпбуки, задания в которых могут объединять все вышеперечисленные пособия и т.д.
  • Обратите внимание, что чёткого разделения по возрасту в применении счётных материалов нет, так как их использование должно быть оправдано с точки зрения поставленной образовательной цели. И тем не менее в старшей и подготовительной группах акцент делается на карточки, чтобы дети привыкали работать с наглядностью «как в школе».

    Фотогалерея: примеры раздаточного счётного материала

    Лэпбук по ФЭМП «Количество и счёт»

    Лэпбук — это папка, в которой собран материал по конкретной теме. Организация материала в таком пособии состоит в том, что педагог оформляет наглядность в форме мини-книжек, раскладок-гармошек, коробочках с подарками, окошечках или кармашках и пр. Кроме этого, лэпбук обязательно включает задания творческого характера.

    Для формирования элементарных математических представлений (ФЭМП) также используются лэпбуки — плоды креативного подхода педагога к реализации задач обучения. Пособия рассчитываются на конкретный этап обучения. Поскольку изначально лэпбуки изготавливались родителями для обучения своего ребёнка, то, поставленные на «методический поток», эти пособия сейчас применяются для индивидуальной работы, а также для работы в парах-тройках.

    Как сделать дидактические материалы для подготовительной группы своими руками

    Для начала необходимо определить цели лэпбука «Количество и счёт».

  • Закрепить умение считать до 10.
  • Тренироваться в порядковом и количественном счёте.
  • Отработать навык сравнения цифры с количеством предметов.
  • Учиться писать цифры.
  • Формировать навык складывать, вычитать и сравнивать числа в пределах 10.
  • Развивать активный словарный запас, логику, память и мышление.
  • Работать над умением самостоятельно решать поставленные задачи.
  • Воспитывать отзывчивость, уверенность в себе, своих силах.
  • После организационного этапа можно приступать непосредственно к изготовлению. Этот процесс начинается с подготовки необходимых материалов. Причём сначала разрабатываются методические вопросы, а уже затем под них подбирается подходящее оформление.

    Обычно в лэпбук входят:

    • картинки с цифрами для зрительного восприятия их графического образа;
    • карточки с цифрами и предметами (либо отдельно, либо 2 в 1);
    • пазлы (разрезанные цифры или картинки, на каждом кусочке которых изображена цифра и пр.);
    • картинки со сказками, в названиях которых есть цифры;
    • раскраски;
    • прописи;
    • загадки, считалки и т.д.
    • Материалы удобнее всего организовывать в файлы, которые, в свою очередь, складываются в папку скоросшиватель. Обложка этого каркаса для пособия также должна быть ярко оформлена. Но при такой упаковке с материалами хлопотно работать: перед использованием часть пособия придётся выложить. Так что можно воспользоваться опытом коллег и сделать страницы лэпбука картонными, а уж на эти листы можно крепить и файлы, и книжки-раскладушки, и коробочки с сюрпризами.

      Фотогалерея: пример самодельного лэпбука

      Индивидуальные карточки по математике для второй младшей, средней, старшей групп

      Обучение счёту это то, что требует от ребёнка максимальной сосредоточенности и постоянной практики. Последнее призваны обеспечить индивидуальные карточки — методические пособия для работы над темой по одному или в мини-группах (2–3 человека).

    • Во второй младшей группе для отработки понятия один-много, например, карточка может быть с изображением паровоза. Ребёнок получает стопку вагончиков и распределяет их по карточке. Параллельно с этим взрослый акцентирует внимание малыша на том, что сначала вагонов не было, потом появился один, а потом «много».
    • В средней группе счёт до 5 очень эффективно тренировать с помощью соотнесения элементов картинок (например, точек на спинке у божьей коровки) и графического образа числа.
    • В старшей группе для отработки счёта до 10 можно использовать таблицы с точками и небольшие карточки с цифрами, которые дети должны соотнести между собой. Или карточки с изображением цифр для восстановления порядка счёта. Кстати, таким же образом тренируется навык написания цифр.
    • В подготовительной группе карточки могут представлять собой графические примеры на сложение-вычитание: ребёнок считает количество объектов слева от знака + или — и пишет результат в отведённую для этого клетку.
    • Из практичных соображений карточки лучше ламинировать. Тогда, даже если малышу и нужно будет по заданию что-то написать (к примеру, ответ-решение примера), он сможет сделать это маркером, который легко вытирается с целлофана.

      Для того, чтобы цифры были всегда в поле зрения детей, в группе можно установить папку-передвижку «Весёлый счёт». Она познакомит малышей и с цифрами, и с количеством предметов в группе.

      Фотогалерея: примеры индивидуальных карточек и картинка для папки-передвижки

      Картинки для обучения счёту в старшей и подготовительной группах

      Особых различий в форме картинок нет, отличаются только задания, то есть содержание.

      Фотогалерея: индивидуальные карточки для старшей группы

      Стоит отметить, что карточки не всегда представляют собой нарисованное/наклеенное изображение. Индивидуальная карточка может состоять из отдельных элементов, которые выкладываются на листе. Своего рода накладная аппликация.

      Фотогалерея: счётные пособия для подготовительной группы

      Демонстрационный счётный материал — это проявление фантазии педагога, направленной на то, чтобы дети усваивали азы математических действий играючи. Очень хорошо зарекомендовали себя лэпбуки, так как ребята с удовольствием играют с эдакой большой аппликацией, включающей в себя картинки, пазлы, раскраски. При подготовке этого пособия нужно учитывать два важных момента: лэпбук должен быть крепким, то есть не рассыпаться в процессе эксплуатации, и занимательным, чтобы с его помощью педагог смог реализовать поставленные обучающие, развивающие и воспитательные цели.

      Наглядный материал для детского сада своими руками

      Наталья Фоминых 17.11.2017 0 1.1k

      В современном мире детей постоянно окружают информационные символы и знаки, с которыми они встречаются в магазинах, транспорте, на улицах родного города. Яркие и красочные вывески, разнообразные световые сигналы привлекают внимание ребёнка, помогают ориентироваться в пространстве, осваивать важную информацию о безопасном поведении. Использование карточек, картинок и схем в детском саду поможет воспитателю пробудить интерес к теме занятия, активизировать мыслительные процессы воспитанников, проиллюстрировать словесную информацию, научить детей видеть главное и делать самостоятельные выводы.

      Значение наглядного материала для дошкольников

      Необходимо, чтобы предмет непосредственно отражался в душе дитяти и, так сказать, на глазах учителя и под его руководством ощущения дитяти превращались в понятия, из понятий составлялась мысль и мысль облекалась в слово.

      К.Д. Ушинский

      Многие виды знаний, которые ребёнку сложно понять на основе устного пояснения или рассказа педагога, он с лёгкостью усваивает, если информация подаётся в виде схематического изображения или модели. Происходит это потому, что у детей до 6–7 лет преимущественно развито наглядно-образное мышление. Например, дошкольнику гораздо легче представить звуковой состав слова или процесс деления целого предмета на части именно с помощью наглядной схемы-картинки, нежели словесной формы подачи материала.

      Цели и задачи создания наглядного материала

      Приём наглядности — один из ведущих принципов обучения дошкольника, который путём создания доступных для понимания и эстетически привлекательных образов позволяет добиться более качественного усвоения материла.

      Яркий и интересный раздаточный материал привлекает внимание детей и эмоционально вовлекает в деятельность

      Эффективность наглядного метода связана с тем, что демонстрационный и иллюстративный материал позволяет активизировать зрительный, слуховой и тактильный каналы восприятия ребёнка, эмоционально вовлекает в познавательную деятельность.

      Активное использование наглядных пособий во время работы с детьми способствует:

    • осознанному восприятию и разностороннему усвоению материала;
    • формированию пространственных и количественных представлений;
    • развитию абстрактного и логического мышления;
    • совершенствованию речи и образного мышления;
    • формированию интеллектуальных операций анализа и синтеза.
    • Основные виды наглядного материала

      Наглядный материал по способу использования бывает индивидуальный и групповой.

      Предметная — игрушки, макеты, муляжи объектов или явлений природы (растения, плоды, животные и т. д.).

    Макет вулкана помогает продемонстрировать природу происхождения такого явления, как извержение лавы

    Виды наглядного материала:

  • Палочки и предметные наборы (кубики, игрушки) для счёта — используются в процессе формирования понятий о числе и счёте.
  • Наборные панели или фланелеграфы с силуэтами, изображающими транспорт, цифры, знаки математических действий, буквы, животных, фрукты, овощи, птиц. Трафареты вырезаются по шаблону из плотной бумаги или картона разного цвета. Для доски, обтянутой чёрной фланелью, тыльная сторона трафарета должна быть выполнена из наждачной или бархатной бумаги.
  • Сюжетные картинки с кармашками или прорезями («Моя семья», «Детский сад», «Распорядок дня», «Лесные животные», «Времена года», «Одежда», «Моя родина» и т. д.).

    Тематические демонстрационные стенды помогут малышам усвоить и обобщить полученную информацию

    Предметные картинки развивают речевые способности и логическое мышление

  • Первые шаги в освоении новой программной задачи лучше делать с опорой на сюжетный и предметный объёмный материал.
  • Постепенно переходить к сюжетной наглядности в картинках и абстрактной наглядности.
  • В процессе объяснения желательно использовать широкий диапазон разнообразной наглядности.
  • Целесообразно заранее познакомить детей с новым наглядным пособием.
  • Видео: рассказ по сюжетным картинкам на тему «Зима»

    Метод наглядного моделирования

    Метод наглядного моделирования в доступной для ребёнка форме демонстрирует свойства объекта и причинно-следственные связи. Виды моделей могут быть следующими:

    Объёмная модель, сконструированная по аналогии с объектом и воспроизводящая его характерные свойства и связи.

    Объёмные модели «Весёлые человечки» помогают при характеристике и различении звуков

    Предметно-схематические модели помогают детям составлять рассказ по сюжетным картинкам

    Графическое моделирование развивает зрительную память и образное воображение

    Пример карточки со схемой стихотворения:

    Падают, падают листья,
    В нашем саду листопад.
    Жёлтые, красные листья
    По ветру вьются, летят.

    М. Ивенсен

    http://allforchildren.ru/poetry/autumn123.php

    Использование мнемотаблиц значительно облегчает процесс разучивания стихотворений

    Примерный алгоритм работы по мнемотаблице на тему «Времена года»:

  • Пришла зима.
  • На небе появились тяжёлые тёмные тучи.
  • Пошёл снег.
  • Дети бегут на улицу.
  • Они играют в снежки и лепят снежную бабу.
  • А ещё очень любят кататься на коньках и санках.
  • Мнемотаблицы помогают дошкольникам устанавливать логическую последовательность того или иного события

    Как сделать демонстрационный и раздаточный материал своими руками

    Дитя мыслит формами, образами, красками, звуками, ощущениями вообще, и тот воспитатель напрасно и вредно насиловал бы детскую природу, кто захотел бы её заставить мыслить иначе.

    Важно вовлекать детей в увлекательный и полезный процесс самостоятельного изготовления наглядного материала. Это активизирует развитие мелкой моторики и ручных умений, способствует более глубокому и осознанному освоению знаний, а также овладению практическими навыками, решению образовательных и воспитательных задач в целом. В процессе изготовления материала и дальнейшей игры с ним у ребят формируется уважение к своему и чужому труду.

    Развивающие пособия по математике

    Наглядные материалы при формировании математических представлений увлекают малышей и позволяют усвоить необходимые знания в доступной форме.

    Раздаточный материал при обучении счёту

    Детали должны быть:

  • безопасными и гигиеничными — окрашенная поверхность покрывается защитным слоем лака или плёнкой;
  • эстетически привлекательными и яркими;
  • практичными и удобными в работе.
  • Тактильные карточки развивают навыки счёта, а также сенсорное восприятие ребёнка и мелкую моторику

    Силуэты цветочков, листочков, грибочков, фруктов, зверьков, как правило, вырезаются из картона, затем ламинируются или обклеиваются скотчем. Для каждого ребёнка вырезается игровое поле, например, в форме корзинки, кроны дерева, полянки и т. д. Ребята выкладывают раздаточный материл, считают его, сортируют, систематизируют по размеру, форме, цвету и т. д.

    Силуэты готовых цветочков ламинируют или обклеивают скотчем, что позволяет надолго сохранить их привлекательный внешний вид

  • Разноцветные детали позволяют ребёнку закрепить знания и отработать различные варианты состава числа.
  • Разноцветные цветочки помогут малышу закрепить навыки счёта

    Дети с удовольствием будут собирать урожай спелых фруктов с бумажных деревьев

    «Домики, в которых живут цифры»

  • Сделать ширму с аппликацией из цветной бумаги, изображающей многоэтажные дома.
  • На крышу дома наклеить цифру.
  • Окна будут окошечками для цифр, которые станут различными вариантами состава числа.
  • Ширма с аппликацией из многоэтажных домов с цифрами в окошках поможет ребятам развить математические способности

    «Цифровой мячик»

    Учебная игрушка изготовлена из цветного картона в форме многоугольника. На каждой грани закреплён файл, в который вставляется карточка с математическим примером.

    Математический многоугольник в игровой форме тренирует навыки счёта малыша

    «Математика в картинках» — наглядное пособие для обучения счёту

  • Распечатать на цветном принтере заготовку формата стандартного листа (4 ряда разноплановых картинок по 10 штук).
  • Картинки для наглядных пособий рекомендуется распечатывать на цветном принтере

    Готовые распечатки разрезаются на длинные полоски

    Понадобится одна широкая и две узких полосы картона

    Полоска с картинками наклеивается на заготовку из картона

    Для изготовления пособия понадобится полоска яркой самоклеящейся плёнки

    По краю картонной полоски приклеивается полоса самоклеящейся ленты

    При изготовлении пособия потребуется аккуратность и кропотливость

    Короткая полоска бумаги размещается под бортиками

    Понадобится еще одна полоска — немного уже и длиннее карточки с картинками

    Движок вставляют в карточку, он закрывает часть изображений

    Средства наглядности при изучении окружающего мира

    Иллюстративные и раздаточные пособия на занятиях по изучению окружающего мира используются постоянно. К ним относятся модели, муляжи, карточки и картинки, фотографии, слайды и т. д.

    Модели по экологии

    Пример интерпретации графических символов:

    Графические модели развивают логическое мышление дошкольника и умение анализировать информацию

    • «Птицы»:
      • тело покрыто перьями;
      • два крыла и две ноги;
      • клювик;
      • птицы появляются на свет из яйца.
      • Описывая содержание картинок, дошкольник учится соотносить части и целое

        Установление причинно-следственных связей развивает мыслительные способности ребёнка

        Использование графических моделей, помимо пополнения знаний малыша, тренирует его речевые способности

        Наглядные экологические модели формируют у ребёнка представление об устройстве окружающего мира

        «Корзинка с грибами»

        Для работы понадобятся: картон, краски, крахмал, вата, пакетированный чай, лак, длинные гвозди, ножницы.

        Для работы понадобится ряд простых материалов, которые есть в каждом доме

      • Из картона вырезать круги произвольного размера (шляпки грибов).
      • Круги произвольного размера выполнят роль шляпок будущих грибов

        К шляпкам из картона добавляются гвозди, которые будут служить ножками грибов

        Крахмальное тесто составит основу для будущих грибов

        При изготовлении поделки следует действовать быстро и аккуратно

        Шляпку и ножку гриба формируют, смазывая вату клейстером

        Каждый новый слой ваты обильно смазывается клейстером, что обеспечит изделиям прочность

        Изделия должны сохнуть не менее двух дней

        После высыхания игрушки раскрашивают красками

        Если ножки грибов присыпать чаинками, изделия будут выглядеть, как настоящие

        Изготовление муляжей грибов — дело трудоёмкое, но результат того стоит

        «Уголок природы»

        Пособие помогает организовать процесс наблюдения за сезонными изменениями в природе, закрепить знания о временах года, деревьях и птицах родного края, развивает любовь к природе, воображение и фантазию, совершенствует изобразительные техники. Ребята создают уголок своими руками.

        «Осень» — дети самостоятельно собрали веточки берёзы, усеянные золотыми листьями, позже добавили яркие веточки рябины, осины, клёна, при этом обратили внимание на то, что листья дуба сохранили зелёный цвет. Из цветной бумаги вырезали силуэты луж и скотчем прикрепили осенние листья, изобразив осенний листопад, позже композицию украсили пушистые ватные комочки (снег), ознаменовавшие наступление поздней осени.

      Осенний уголок станет украшением группы и поможет ребятам запомнить основные признаки данного времени года

      Готовя зимний уголок, малыши познакомятся с видами зимующих птиц

      Весенний уголок поможет малышам запомнить приметы весны

      Тематические игровые макеты и пособия

      Рассматривание малышами макетов и тематических пособий, подкреплённое беседами воспитателя, игры с материалами позволяют воспитанникам лучше усвоить информацию и правила поведения в различных ситуациях.

      «Спички не тронь — в спичках огонь» — макет по пожарной безопасности

    • Обклеить коробку цветной бумагой.
    • Обклеенная цветной бумагой коробка будет служить основой макета

      Из упаковочных коробочек получатся аккуратные домики

      Цветные салфетки послужат материалом для изготовления импровизированной клумбы

      Из цветного картона можно сделать игрушечную горку

      Спичечные коробки подойдут для изготовления качелей и лавочек

      Готовый макет можно использовать при проведении с детьми беседы о пожарной безопасности

      «Сервируем стол» — наглядное пособие по трудовому воспитанию

      Материалы: цветная рамка, картонная основа, самоклеящаяся плёнка, бумажные тарелки и стаканчики, одноразовая ложка, салфетки, поролон, ножницы, линейка, фломастер, краски, клей.

      Для работы потребуется ряд материалов: цветная рамка, поролон, ножницы, линейка, фломастер и др

    • Оклеить одну сторону основы самоклеящейся плёнкой, постепенно вытягивая бумажную основу и одновременно прижимая плёнку к картону с помощью угольника так, чтобы не образовывались пузырьки.
    • Самоклеящаяся плёнка придаст будущему подносу аккуратный вид

      Углы плёнки обрезают, чтобы убрать излишки при приклеивании

      Припуски со всех сторон загибаются и приклеиваются

      После изготовления подноса можно приступать к его сервировке

      К бумажным стаканчикам приклеивают ручки, предварительно вырезанные по шаблону

      Поролон подойдёт для изготовления кусочков батона и хлеба

      Подкрашенные кусочки поролона выглядят, как настоящие ломтики хлеба

      Готовая композиция может вызвать у ребят повышение аппетита

      Материалы для театрализованной деятельности

      Разыгрывание сценок и представлений, проигрывание ситуаций предполагает наличие определённого реквизита. Всевозможные средства наглядности из подручных материалов помогут сделать представление запоминающимся.

      «Театр теней»

      1. Распечатать силуэты деталей фигурок героев сказок или нарисовать самостоятельно.
      2. Для театра теней потребуется распечатать силуэты деталей фигурок героев сказок или нарисовать их самостоятельно

        Для декораций понадобится подготовить силуэты строений и растений

        Вырезанные силуэты наклеивают на плотную бумагу, что обеспечит удобство дальнейшей работы

        Детали фигурок скрепляют проволокой, нитками или заклёпками

        Гофрированную часть трубочки для коктейля отрезают, она понадобится в качестве крепления фигурки героя

        Трубочки приклеивают к фигуркам

        Трубочки от коктейля удобно использовать для крепления фигурок на палочки

        Забавные силуэты актёров надолго завладеют вниманием детей

        К силуэтам декораций потребуется приклеить деревянные палочки

        На ширме-сцене будет демонстрироваться представление

        Пластиковые крепежи обеспечат крепления для декораций и фигурок героев

        На маленькие швейные крючки можно поместить подвесные силуэты

        Декорации создают особую атмосферу представления

        На белом тканевом экране будет демонстрироваться представление

        Фонарики с поворотным механизмом создадут необходимые тени

        Теневой спектакль произведёт незабываемое впечатление и надолго останется в памяти детей

        «Фланелеграф покажет сказку»

        Материалы: маленькие гвоздики, фланелевая ткань (или фетр) светлого тона, ДСП произвольного размера толщиной до 2 см, молоток.

        Для изготовления фланелеграфа потребуются маленькие гвоздики, светлая фланелевая ткань, ДСП и молоток

      3. Ткань отутюжить и прикрепить к основе из ДСП.
      4. Отутюженную ткань осторожно прикрепляют к основе из ДСП

        Края отреза ткани подворачивают, чтобы пособие выглядело аккуратным

        Сюжетные картинки наклеивают на плотную основу, а затем прикладывают к фланелевой ткани

        Картинки будут хорошо держаться на демонстрационной доске благодаря её шероховатой поверхности

        Готовое полотно можно использовать как основу для ниткописи.

        Занятия ниткописью развивают творческие способности детей, внимание и мелкую моторику

        «Мир театра» — настенное панно для коррекции эмоционального состояния детей

        К стене крепится деревянный заборчик, который станет оригинальной декорацией для размещения масок и кукол для театра бибабо. Над заборчиком нарисованы цветы, серединки которых оформлены с помощью зеркал. На зеркалах дети самостоятельно рисуют мордочки в разных эмоциональных состояниях.

        Такое настенное панно, помимо театрализованной деятельности, позволит воспитателю отслеживать эмоциональное состояние детей

        Варианты использования наглядного панно:

      5. Уголок релаксации — малышу можно предложить «развеселить» грустный цветочек, рассказать ему сказку или забавную и смешную историю.
      6. Театрализованная игра — ребёнок перевоплощается в любимого сказочного героя и подбирает перед зеркалом сценические приёмы передачи образа, прорабатывая мимику и жесты.
      7. Художественное творчество — вооружившись фломастерами и красками, ребята практикуются в рисовании черт лица, мимических рожиц, учатся понимать и передавать различное настроение.
      8. ФЭМП:
        • закрепление знаний геометрических фигур (форма зеркала);
        • навыки порядкового счёта (Какая по счёту сидит лисичка?);
        • умение составлять простейшие задачи на арифметические действия (На заборе сидел лягушонок, к нему прискакал зайчик, сколько их стало?);
        • пространственное восприятие (Кто сидит справа? Кто слева?).
        • Развитие речи — сочинение сюжета сказки, ролевое проигрывание диалогов.

        Универсальные пособия для развивающих занятий и игр

        Приведённые ниже наглядные и раздаточные материалы могут быть использованы по всем областям образовательной деятельности в ДОУ в любых возрастных группах детей.

        Демонстрационный стенд

      9. Вырезать основу из картона необходимого размера.
      10. Из картона вырезают основу для стенда планируемого размера

        На лист картона наносят разметку с помощью карандаша и линейки

        Для сохранности будущего стенда рекомендуется оклеить картон скотчем

        В прозрачные кармашки из пластика можно поместить различные материалы

        Дидактический стенд можно использовать как для совместной, так и самостоятельной работы

        «Нарисуй тропинку» — перфокарты для индивидуальной работы

      11. Из картонного листа вырезается карточка в форме рамочки, на которую наклеиваются вырезанные картинки на разнообразные темы («Ферма», «Овощи и фрукты»).
      12. Из листов картона вырезают карточки в форме рамочек, к которым приклеиваются тематические картинки

        Прозрачные уголки обеспечат крепление рамки при вставке

        Задача ребёнка — фломастером провести соединительные линии в соответствии с логикой задания

        «Наш день в детском саду»

        Пособие развивает навыки поэтапного планирования, память, логическое мышление, внимание и связную речь. В течение дня ребята вывешивают на игровом поле схемы-картинки, иллюстративно отображающие различные виды деятельности. Игра со схематическими картинками помогает соблюдать режим дня, стимулирует любознательность, самостоятельность и творческие способности.

        Схематические картинки напоминают детям о последовательности видов деятельности в ДОУ

        «Полянка с картинками»

        На листе картона размещаются вырезанные картинки. Коллаж используется для проведения развивающих игр, сочинения собственного сюжета, составления предложений, рассказов и сказок.

        Технику коллажирования можно использовать при проведении различных игр

      13. «Самое короткое слово»;
      14. «Самое длинное слово»;
      15. «Один-много»;
      16. «Назови животных и растения»;
      17. «Что растёт в лесу?»;
      18. «Что находится в городе?».
      19. Можно составить несколько разнообразных коллажей, затем собрать в папку.

        Готовые коллажи рекомендуется хранить в общей папке

        «Волшебное дерево»

          Силуэт дерева вырезать из обрезков ковролина, высота произвольная, но детям должно быть удобно работать с пособием.

        Для изготовления дерева понадобятся обрезки ковролина или плотной ворсистой ткани

        Наглядное пособие для дидактических игр:

      20. «По порядку посчитай»;
      21. «Найди лишнее»;
      22. «Какое время года»;
      23. «Яблоко настроений» — на крону дерева прикрепляются яблоки с пиктограммами, изображающими различные эмоциональные состояния;

    «Яблоко настроений» поможет малышам познакомиться с миром эмоциональных переживаний

    «Дружные картинки»

    Пособие для таких дидактических игр:

  • «Найди пару»;
  • «Составь пары по цвету»;
  • «Назови цифру» — детям предлагается сосчитать количество одинаковых предметов и соотнести его с той или иной цифрой.
  • «Угадай предмет» — воспитатель описывает предмет, дети его отгадывают, правильный ответ вознаграждается крышечкой с картинкой. Победителем становится ребёнок, у которого соберётся самая многочисленная коллекция крышек.
  • «Расскажи историю» — педагог просит детей составить рассказ с опорой на картинки, последовательность крышечек с картинками можно менять, тогда сюжетная линия рассказа изменится.
  • Инструкция по изготовлению:

    Подготовить крышки от майонеза или сметаны.

    Крышки от майонеза — отличный материал для изготовления всевозможных развивающих пособий

    Поверхности крышек заклеивают белой бумагой

    Из самоклеящейся бумаги нужно вырезать весёлые картинки и приклеить к крышкам

    Тыльная сторона оформляется с помощью цветных кругов

    «Коробочка с загадками»

  • Обклеить упаковочную коробку цветной плёнкой, вырезать 2 симметричных отверстия круглой формы для рук, вшить 2 тканевых рукава.
  • Сложить в коробку муляжи фруктов и овощей (можно использовать и любые другие небольшие предметы). Задача ребёнка — угадать предмет на ощупь.
  • Задача ребёнка — угадать на ощупь овощ или фрукт, помещённый в коробку

    Видео: материалы для развивающих игр своими руками

    Множество новой информации необходимо узнать и запомнить дошкольникам на занятиях по математике, развитию речи, окружающему миру, ОБЖ. Задача педагогов — сделать путешествие воспитанников в мир знаний интересным и увлекательным. Малышу легче будет понять и усвоить новые знания, если ему помогут в этом нелёгком деле красочные картинки, а наглядные макеты и муляжи предоставят возможность посмотреть, потрогать, поэкспериментировать. Разнообразный и интересный материал, сделанный заботливыми руками педагогов, поможет научить детей мыслить логически и творчески, превратит решение математических задачек в увлекательную игру, привьёт вкус к интеллектуальной работе.

    melkie.net