Исковое заявление об освобождении от исполнительского сбора

Как написать заявление об отмене исполнительного сбора

Исполнительский сбор является мерой ответственности – штрафной санкцией, которой подвергается должник за неисполнение исполнительного документа в срок. Это денежное взыскание, равное 7% от взыскиваемой суммы или стоимости имущества (минимальный размер для сбора с должника-гражданина на сегодлняшний момент составляет – 1000 рублей, с организации – 10 000 рублей). Исполнительский сбор устанавливается приставом-исполнителем и подлежит зачислению в федеральный бюджет. Регламентация исполнительского сбора содержится в статье 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» (далее – ФЗ) и Методических рекомендациях Федеральной службы судебных приставов по порядку взыскания исполнительского сбора (утв. ФССП РФ 23.12.2010 N 01-8).

Однако достаточно часто случается, что Должник не был должным образом уведомлен о возбуждении исполнительного производства и по уважительным причинам в установленный срок не мог добровольно исполнить его требования. Бывают случаи когда оба конверта с документами такими как: Постановление о возбуждении исполнительного производства и Постановление о взыскании исполнительского сбора приходят одновременно!

В этом случае взыскание явно является незаконным, так как должник просто физически мог не знать об этом и вовремя предпринять необходимые действия. В этом случае нужно как-минимум обратиться к судебному-исполнителю лично и написать заявление об отмене исполнительного сбора образец которого размещён чуть ниже.

Правила установки исполнительного сбора

Судебный пристав-исполнитель вправе установить исполнительный сбор, если у него имеются доказательства того, что должник был уведомлен о возбуждении исполнительного производства и не произвёл исполнение в срок, либо отказался получить соответствующее постановление пристава и если при этом должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы (чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств). Кроме того, есть определённый перечень случаев, когда исполнительский сбор не подлежит взысканию (см. ч.5 статьи 112 ФЗ; например, по постановлению пристава о взыскании расходов по совершению исполнительных действий).

Постановление о взыскании исполнительского сбора является самостоятельным исполнительным документом и тоже направляется должнику. Взыскание сбора осуществляется в рамках основного исполнительного производства – из взысканных денежных средств требование об исполнительском сборе удовлетворяются в третью очередь после взыскания долга и расходов по совершению исполнительных действий.

Вместе с тем, установление исполнительского сбора не является чем-то неотвратимым. В соответствии со статьёй 112 ФЗ, возможны отсрочка, рассрочка, уменьшение размера исполнительского сбора и освобождение от его взыскания. Для этого необходимо обратиться с иском в суд, указав одно из этих требований. В случае принятия иска взыскание сбора приостанавливается.

Отсрочка, рассрочка и уменьшение размера сбора могут быть установлены судом с учётом степени вины должника, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Некоторые арбитражные суды уменьшают размер исполнительского сбора, учитывая тяжёлое финансовое положение должника, погашение им основного долга, частичное погашение суммы сбора. Это не что иное, как обстоятельства, свидетельствующие о некоторой степени добросовестности должника и уважительные причины, не позволяющие ему исполнить требование о взыскании сбора в полном объёме; суду должны быть представлены подтверждения указанных обстоятельств. Иными словами, в этом случае должнику нужно обосновывать, что он был достаточно добросовестным и пытался исполнить обязанность по уплате сбора, и потому санкция к нему не должна применяться в полном объёме. Размер исполнительского сбора может быть уменьшен не более чем на 1/4 от установленной приставом суммы. Решение суда о полном или частичном удовлетворении иска должника обращается к немедленному исполнению.

При отсрочке или рассрочке исполнения требование об уплате сбора подлежит добровольному исполнению в пределах этих новых сроков. При этом в период отсрочки не совершаются исполнительные действия и не применяются меры принудительного исполнения. Если должник заявляет требование об отсрочке или рассрочке исполнения, он также должен доказать невозможность исполнения в срок и обосновать период отсрочки, иначе его требование не будет удовлетворено судом.

При отсутствии предусмотренных Гражданским Кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить> должника от взыскания исполнительского сбора. В данном случае имеется в виду, что лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несёт ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности (пп. 1, 3 статьи 401 ГК РФ). Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несёт ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Исходя из этого суды отказывают в удовлетворении требований об освобождении от взыскания сбора, если заявитель – коммерческая организация – не доказал наличие чрезвычайных обстоятельств, объективно непреодолимых и находящихся вне пределов его контроля.

В случае взыскания большего размера исполнительского сбора, чем измененный, излишне взысканное подлежит возврату должнику. Исполнительский сбор возвращается должнику в полном объёме в случаях отмены исполнительного документа, судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ или постановления судебного пристава – исполнителя (например, в случае признания последнего незаконным).

Возврат исполнительского сбора осуществляется на основании заявления, представляемого должником в структурное подразделение территориального органа Федеральной службы судебных приставов, в котором был взыскан исполнительский сбор. В заявлении указываются реквизиты банковского счета для перечисления средств, либо адрес должника-гражданина для перевода средств через отделения почтовой связи. К заявлению прилагаются заверенные судом копии вступившего в законную силу судебного акта об уменьшении размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора, либо документа, подтверждающего отмену судебного или иного акта, на основании которых был выдан исполнительный документ, исполнительного документа, постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, либо постановления судебного пристава-исполнителя о внесении изменений в постановление о взыскании исполнительского сбора. Возврат исполнительского сбора должен быть произведён не позднее 30 дней со дня принятия заявления.

Таким образом, взысканию исполнительского сбора можно противодействовать при наличии соответствующих обстоятельств, но только в судебном порядке, предоставив суду их подтверждение.

Образец заявления об отмене исполнительного сбора

xn—-8sbahjdg1bucp4cc.xn--p1ai

Исполнительский сбор

Наличие в законодательстве РФ такого вида обязательного платежа, как исполнительский сбор, обусловлено стремлением снизить расходы на содержание аппарата принудительного исполнения судебных и иных решений путем инициирования должника к добровольному удовлетворению требований взыскателя.

Возбуждение исполнительного производства по поступившему исполнительному листу влечет обязанность судебного пристава-исполнителя уведомить должника о том, что он обязан предпринять действия по исполнению содержащихся в таком документе требований, и устанавливает срок, в течение которого необходимо совершить такие действия (обычно 5 дней). Если исполнение решения суда предполагается незамедлительным, такой срок составит всего сутки (после получения постановления). Исполнительский сбор представляет собой санкцию за нарушение таких требований, взимаемую с должника в пользу государственного бюджета.

Основания освобождения от уплаты исполнительского сбора

Исполнительский сбор не уплачивается при исполнении должником содержащихся в постановлении судебного пристава требований. Как правило, на это должнику предоставляется 5 дней. Если должник такого постановления не получил и сведения о факте надлежащего уведомления его в материалах дела об исполнительном производстве отсутствуют (стороны исполнительного производства имеют право ознакомиться со всеми материалами дела, включая получение их копий), ни о каком исполнительском сборе речи идти не может. Если же в таком случае в отношении должника вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора, его надлежит обжаловать в судебном порядке.

От уплаты исполнительского сбора судебный пристав может освободить должника, если тот предоставит ему доказательства невозможности исполнить требования исполнительного листа ввиду чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств. Какие это именно обстоятельства устанавливается в каждом случае индивидуально. Не станет таким обстоятельством, например, нарушение работодателем срока выплаты заработной платы и т.п. Заявление об освобождении от исполнительского сбора следует предоставить судебному приставу в письменной форме с приложением письменных доказательств (например, справки о госпитализации в больницу и т.п.).

Судебным приставом-исполнителем не взыскивается исполнительский сбор, если:

— исполнительное производство возбуждено судебным приставом-исполнителем и исполнительный лист передан по поручению для осуществления отдельных исполнительных действий на неподведомственную такому приставу территорию;

— исполнительный документ предъявлен повторно, а ранее уже вынесено и не отменено постановление о взыскании исполнительского сбора;

— возбуждено исполнительное производство по взысканию расходов по совершению исполнительных действий и собственно исполнительского сбора;

— к судебным приставам поступил судебный акт о применении обеспечительных мер;

— по делам об административном выдворении иностранных граждан, по обязательным работам;

— поступил запрос о розыске ребенка.

Порядок и размеры взыскания исполнительского сбора

О взыскании исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель выносит постановление, которое утверждается у старшего судебного пристава.

Размер такого сбора определяется размером взыскиваемой с должника суммы или стоимости имущества и составляет 7 %, но не менее 1 000 руб. с физического лица и 10 000 руб. с юридического. Если требование взыскателя носит неимущественный характер, размер исполнительского сбора составит 5 000 руб. и 50 000 руб. соответственно.

Если в исполнительном производстве участвует несколько должников, исполнительский сбор устанавливается для каждого из них, а если речь идет о периодических платежах (например, алименты), то исполнительский сбор устанавливается для каждого случая просрочки исполнения обязательства в соответствии с размером задолженности.

Обжалование постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора

Так как суммы задолженности перед взыскателем могут быть значительными, должник, помимо право обжаловать само постановление о наложении исполнительского сбора, может обратиться в суд с исковым заявлением об отсрочке или рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от его уплаты. Для этого необходимо соблюдать правила подачи искового заявления относительно формы, содержания, подведомственности и подсудности. Для доказательств наличия оснований для отсрочки, рассрочки уплаты сбора предоставляются сведения о тяжелом материальном положении, степени вины в неисполнении своих обязательств. Ходатайствуя об уменьшении размера исполнительского сбора необходимо помнить, что суд вправе снизить его не более чем на 25 %. Должник может предоставить доказательства об отсутствии вины в неисполнении обязательств по исполнительному документу (это единственное основание освобождения от уплаты сбора).

Принимая исковое заявление к производству, суд уведомляет об этом заинтересованное лицо – судебного пристава-исполнителя, и приостанавливает взыскание исполнительского сбора до вынесения решения.

iskiplus.ru

Взыскание исполнительного сбора судебными приставами — исполнителями

По существу заданного вопроса сообщаем следующее.

В соответствии со ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.

Как указал Пленум Верховного Суда РФ в своем постановлении от 17.11.2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника — индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника — индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации — пятидесяти тысяч рублей.

Должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Законодательством о налогах и сборах не предусмотрена уплата государственной пошлины при подаче в суд заявлений об отсрочке (рассрочке) взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от его взыскания.

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть.

В случае принятия судом к рассмотрению заявления или иска взыскание исполнительского сбора приостанавливается до вынесения судом решения. Решение суда о полном или частичном их удовлетворении обращается к немедленному исполнению.

При уменьшении судом размера исполнительского сбора постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора считается измененным соответствующим образом. В этом случае должнику возвращается излишне взысканная с него денежная сумма.

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 года № 50 установлено, что суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (ч. 6, 7, 9 ст. 112 Закона об исполнительном производстве, ч. 3 ст. 62 КАС РФ, ч. 4 ст. 200 АПК РФ).

Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п. 1 ст. 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако такие действия должника с учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть.

Таким образом, Вы имеете право обратиться в суд с иском об уменьшении размера исполнительского сбора, приложив соответствующие документы, подтверждающие Ваши доводы.

advokativlev.ru

Исковое заявление об уменьшении размера исполнительского сбора, взыскиваемого с должника-гражданина

В [наименование суда,

в который подается заявление]

Истец: [Ф. И. О. должника]

Ответчик: [наименование территориального отдела

службы судебных приставов]

адрес: [вписать нужное]

Третье лицо: [наименование организации/Ф. И. О. — взыскателя]

[Число, месяц, год] [наименование суда, выдавшего исполнительный документ] выдан исполнительный лист N [значение] о взыскании с меня в пользу [наименование организации/Ф. И. О. — взыскателя] [цифрами и прописью] рублей.

На основании указанного исполнительного документа [число, месяц, год] судебным приставом-исполнителем [наименование территориального отдела службы судебных приставов] [Ф. И. О.] вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства N [значение].

Для добровольного исполнения требований исполнительного документа должнику был установлен 5-тидневный срок со дня получения постановления о возбуждении исполнительного производства.

Постановление от [число, месяц, год] N [значение] получено мною [число, месяц, год].

В связи с тем, что требования исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок мною не исполнены, судебный пристав-исполнитель [число, месяц, год] вынес постановление о взыскании с меня исполнительского сбора в размере 7 % от подлежащей суммы взыскания, что составило [цифрами и прописью] рублей.

Исполнительный документ не исполнен мною в срок в связи со следующим: [указать существенные обстоятельства, обосновывающие невозможность исполнения требования в срок и свидетельствующие о наличии оснований для уменьшения размера исполнительского сбора].

Таким образом, я не имел объективной возможности исполнить требования исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок.

Согласно частям 1, 3 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее по тексту — Закон) исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника — индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации.

В соответствии с частью 6 статьи 112 Закона N 229 должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Согласно части 7 статьи 112 Закона суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть от установленного размера.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», ст. ст. 131, 132 ГПК РФ прошу:

Уменьшить размер исполнительского сбора, взыскиваемого по постановлению N [значение] от [число, месяц, год], с [сумма цифрами и прописью] рублей до [сумма цифрами и прописью] рублей.

1) копии искового заявления в соответствии с количеством ответчиков и третьих лиц;

2) копия постановления о возбуждении исполнительного производства N [значение] от [число, месяц, год] о взыскании задолженности;

3) копия постановления о взыскании исполнительского сбора N [значение] от [число, месяц, год];

4) копии документов, свидетельствующих о наличии оснований для уменьшения размера исполнительского сбора;

5) [документы, подтверждающие обстоятельства, изложенные в исковом заявлении].

master-pravo.ru

С иском к приставу

С ИСКОМ К ПРИСТАВУ

Уже год как вступил в силу Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Он устранил многие пробелы и противоречия, которые возникали в период действия старой редакции закона. Между тем, как показывает практика, вопросы, касающиеся рассмотрения споров, связанных с исполнительным производством, и требующие разъяснения, полностью не исчерпаны.

О.А. Тарасова
Председатель судебного состава
Арбитражного суда Вологодской области

Выбираем суд

Законом об исполнительном производстве предусмотрено право должника обратиться в суд не только с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, но и с исками об отсрочке или о рассрочке его взыскания, а также об уменьшении его размера или освобождении от него (ч. 6 ст. 112 Закона). Вместе с тем Закон не содержит прямого указания, какие иски рассматривает арбитражный суд, а какие отнесены к подведомственности суда общей юрисдикции.
Очевидно, что к разрешению данного вопроса следует подходить применительно к ст. 45, 128 Закона, и учитывать разъяснения, содержащиеся в пункте 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 09.12.2002 № 11.
Из указанных норм следует, что арбитражный суд рассматривает иски, связанные с взысканием исполнительского сбора, наложенного на должника (организацию или гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица) за неисполнение (ненадлежащее исполнение) требований, содержащихся в исполнительных документах, выданных арбитражным судом, а также указанных в пунктах 5, 6 и 8 ч. 1 ст. 12 Закона.
Затем возникают вопросы, касающиеся процедуры рассмотрения исков, перечисленных в ч. 6 ст. 112 Закона. В каком порядке и в какие сроки рассматриваются данные иски: по правилам искового производства или по правилам административного судопроизводства? Если по правилам административного судопроизводства, то в порядке какой главы раздела 3 АПК РФ? Как было отмечено выше, Законом предусмотрено право должника обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя. Право должника оспорить постановление о взыскании исполнительского сбора предусматривалось и Федеральным законом от 21.07.1997 № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Данные дела рассматривались по правилам главы 24 АПК РФ в срок, не превышающий десяти дней со дня поступления заявления в арбитражный суд (абз. 2 ч. 1 ст. 200 АПК РФ). В отношении категории заявлений, предусмотренных ч. 6 ст. 112 Закона, АПК РФ не содержит норм, прямо определяющих процедуру их рассмотрения.
АПК РФ устанавливает порядок принятия к производству заявлений об оспаривании постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий, бездействия (ст. 329, глава 24) и содержит раздел 7 «Исполнение судебных актов», закрепляющий процедуру прекращения, приостановления и возобновления исполнительного производства, а также отсрочки либо рассрочки исполнения судебного акта.
В связи с этим можно было бы применить аналогию закона и предположить, что иски об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания рассматриваются в порядке, предусмотренном ст. 329, абз. 2 ч. 1 ст. 200 АПК РФ (главы 24) в срок, не превышающий десяти дней со дня поступления заявления в арбитражный суд, а иски об отсрочке или о рассрочке его взыскания — в соответствии со ст. 324 АПК РФ (раздел 7) в месячный срок со дня поступления заявления в арбитражный суд.
Не вызывает сомнения тот факт, что указанная категория дел подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства, установленном для споров, возникающих из административных и иных публичных правоотношений (раздел 3 АПК РФ).
Это следует из того, что отношения по уплате исполнительского сбора являются публично-правовыми, так как данный сбор взыскивается не в пользу взыскателя, а в пользу государства, и по своей сути является санкцией за неисполнение требований исполнительного документа.

К вопросу о сроках
Как следует из ст. 112 Закона, в случае неисполнения должником исполнительного документа в сроки, предусмотренные данной статьей, и при непредставлении должником доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, исполнительский сбор налагается должностным лицом службы судебных приставов и устанавливается в размере, определенном в ч. 3 данной статьи.
Таким образом, в случае подачи иска об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания скорее всего подлежат применению общие нормы АПК РФ, регламентирующие порядок рассмотрения дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, а именно ст. 189, 190 главы 22 АПК РФ «Особенности рассмотрения дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений» и соответствующие положения ст. 4, 17, 29, 46, 66 АПК РФ.
Однако перечисленными нормами не установлен общий срок рассмотрения таких дел. Сроки для каждой категории исков закреплены в главах 23-26 АПК РФ. При этом в большинстве случаев предусмотрен двухмесячный срок (главы 23, 24, 26 АПК РФ). Достаточно убедительным является предположение о том, что заявления об уменьшении размера исполнительского сбора или об освобождении от его взыскания рассматриваются в течение двух месяцев со дня поступления соответствующего заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу согласно ч. 1 ст. 194, ч. 1 ст. 200, ч. 1 ст. 215 АПК РФ.
Нет никаких препятствий для того, чтобы рассмотреть иски об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора по правилам, закрепленным в ст. 324 АПК РФ.
Научно-консультативный совет при Арбитражном суде Свердловской области в ходе обсуждения данного вопроса пришел к выводу, что судебные разбирательства по указанным искам должны проводиться в рамках раздела 7 АПК РФ (ст. 324 АПК РФ), то есть данная категория заявлений подлежит рассмотрению в порядке, аналогичном порядку рассмотрения заявлений об отсрочке или рассрочке исполнения судебного акта.
Следовательно, независимо от того, в каком исполнительном производстве вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора (возбужденном на основании исполнительного листа, выданного арбитражным судом, или на основании иного исполнительного документа), вопросы о его отсрочке или рассрочке должен рассматривать суд по правилам ст. 324 АПК РФ.
В пользу данного подхода можно привести еще один довод.
Статьей 45 Закона об исполнительном производстве установлено, что прекращение, приостановление и возобновление исполнительного производится арбитражным судом в случаях, перечисленных в п. 5 и 6 ст. 12 Закона, а также в случаях, закрепленных в п. 8 ст. 12, ч. 16 ст. 30 Закона, если должником является организация или гражданин, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
АПК РФ не содержит норм, регламентирующих процедуру рассмотрения таких заявлений. Прекращение, приостановление и возобновление исполнительного производства в указанных случаях осуществляется судом по правилам ст. 327 АПК РФ в порядке, предусмотренном для прекращения, приостановления и возобновления исполнительного производства, возбужденного на основании исполнительного листа, выданного арбитражным судом.
Однако в порядке рассмотрения исков об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора и заявлений об отсрочке или рассрочке исполнения судебного акта имеются определенные процессуальные различия. Так, в делах об отсрочке или о рассрочке уплаты исполнительского сбора взыскатель по основному исполнительному производству не является стороной по делу и процесс может вестись без его участия. В то же время по ст. 324 АПК РФ при рассмотрении заявления об отсрочке или рассрочке исполнения судебного акта взыскатель является стороной по делу.
Более того, иски об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении размера исполнительского сбора или об освобождении от его взыскания являются достаточно схожими между собой и, как правило, имеют одни и те же основания возникновения, поэтому право на их обращение закреплено одной нормой (ч. 6 ст. 112 Закона).
В связи с этим Президиум Арбитражного суда Вологодской области при обсуждении вопросов, связанных с применением Закона, пришел к выводу, что порядок рассмотрения указанных исков должен быть одинаковым.
Если признать, что иски, перечисленные в ст. 112 Закона, подлежат рассмотрению по общим правилам, регламентирующим порядок рассмотрения дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, то неизбежны следующие вопросы: уплачивает ли государственную пошлину должник при обращении в суд с указанными исками? Если уплачивает, то в каком размере? Подлежат ли взысканию судебные расходы по уплате госпошлины с ответчика в случае удовлетворения требований должника?

Без госпошлины
Статьей 333.21 НК РФ установлены размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах. Если предположить, что иски, перечисленные в ч. 6 ст. 112 Закона, относятся к заявлениям, указанным в подп. 4 п. 1 ст. 333.21 НК РФ, то размер государственной пошлины, уплачиваемой при подаче такого иска, составит 2000 руб.
Отметим, что подобные иски сами по себе не являются самостоятельными требованиями. Они связаны с взысканием исполнительского сбора и носят производный характер по отношению к требованиям, основанным на неисполнении или ненадлежащем исполнении участниками исполнительного производства своих обязательств или норм законодательства (к требованиям о признании незаконными действий (бездействий), а также постановлений должностных лиц службы судебных приставов).
А если обратиться к порядку обращения с такими требованиями в арбитражный суд, то в ст. 329 АПК РФ прямо указано, что данные заявления госпошлиной не облагаются.
Иски, перечисленные в ч. 6 ст. 112 Закона, являются односторонними, поскольку должностное лицо службы судебных приставов в данных правоотношениях с точки зрения процессуального законодательства фактически не является ответчиком в полном смысле этого слова, он не обязан доказывать установленный им размер исполнительского сбора, поскольку этот размер определен в ч. 3 ст. 112 Закона.
В связи с изложенным напрашивается вывод, что данные иски имеют общие черты и с заявлениями, с которыми должник может обратиться в целях защиты свих имущественных прав и интересов в порядке, предусмотренном разделом 7 АПК РФ. Речь идет о заявлениях об отсрочке, рассрочке исполнения судебных актов, приостановлении их исполнения (ст. 324, 327 АПК РФ), которые также государственной пошлиной не облагаются.
Таким образом, учитывая характер исков, перечисленных в ч. 6 ст. 112 Закона, процедуру их рассмотрения, а также особенности процессуального положения сторон в части их прав и обязанностей при рассмотрении указанной категории дел, можно предположить, что подобные иски облагаться госпошлиной не должны.

Кто предоставит рассрочку
После введения в действие Закона об исполнительном производстве должники-организации обращались в суд с заявлениями о рассрочке исполнения исполнительных документов, выданных несудебным органом. Заявители исходили из того, что расширенная данным Законом подведомственность арбитражного суда в вопросах, связанных с исполнением исполнительных документов, распространяется на случаи предоставления отсрочки (рассрочки) по иным исполнительным документам, например, перечисленным в п. 5 ч. 1 ст. 12 данного Закона.
Между тем указанные заявления не подведомственны арбитражному суду, поскольку ни Закон об исполнительном производстве, ни АПК РФ не относят рассмотрение данных вопросов к его компетенции.
Так, ст. 37 Закона, закрепившая нормы о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, не содержит конкретного предписания, позволяющего сделать вывод о том, что вопросы отсрочки или рассрочки исполнения акта несудебного органа или должностного лица отнесены к подведомственности арбитражного суда. Исключение составляют случаи, связанные с отсрочкой, рассрочкой уплаты исполнительского сбора, взыскиваемого на основании постановления должностного лица службы судебных приставов. Соответственно, порядок и условия предоставления рассрочки определяются отдельными законодательными актами.
Так, например, порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога и сбора определены ст. 64 НК РФ. Пунктом 5 указанной статьи прямо закреплено, что заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога с указанием оснований подается в соответствующие уполномоченные органы, перечень которых приведен в Письме Минфина РФ и ФНС от 07.06.2007 № ММ-8-19/493@. Таким образом, с заявлениями о рассрочке исполнения постановления налогового органа о взыскании налогов, сборов за счет имущества должника, вынесенного в порядке ст. 47 НК РФ, следует обращаться в уполномоченный рассматривать такие заявления орган.

Место исполнения
Исполнительный документ и заявление подаются взыскателем по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, определяемому в соответствии со ст. 33 данного Закона.
Из положений, закрепленных в ч. 1 и 2 ст. 33, следует, что исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем по месту жительства должника-гражданина, месту пребывания или местонахождению его имущества, по юридическому адресу должника-организации, местонахождению ее имущества или по юридическому адресу ее представительства или филиала.
Означает ли это, что порядок направления исполнительного документа зависит от требований, содержащихся в данном документе? Или же взыскатель независимо от содержащегося в исполнительном документе требования вправе направить исполнительный лист по своему усмотрению судебному приставу-исполнителю по юридическому адресу должника, местонахождению его имущества или по юридическому адресу его представительства или филиала?
Можно предположить, что взыскателю предоставлено право выбора: он может предъявить исполнительный документ по юридическому адресу организации-должника, по адресу местонахождения ее имущества, ее представительства или филиала. Такую позицию в некоторых случаях поддерживают взыскатели при обращении с соответствующими заявлениями о возбуждении исполнительного производства.
Вместе с тем следует учесть, что при исполнении исполнительного документа, связанного с взысканием денежных средств, действия по изъятию и реализации имущества должника производятся не в первоочередном порядке.
Так, в начале исполнительного производства должностное лицо службы судебных приставов выясняет, имеются ли у должника денежные средства в рублях и иностранной валюте и иные ценности, в том числе находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 69 Закона взыскание в первую очередь обращается на указанное имущество.
Трудно не согласиться, что произвести действия, связанные с поиском имущества, перечисленного в ч. 3 ст. 69 Закона, более оперативно можно только по месту нахождения организации-должника.
В случае если речь идет о требовании, касающемся исполнения каких-либо действий филиалом или представительством организации-должника, механизм исполнения исполнительного документа будет более эффективным по месту нахождения представительства или филиала должника.
При обсуждении вопроса о применении ст. 30 Закона Президиум Арбитражного суда Вологодской области пришел к следующему выводу. Если исполнительный лист содержит требование, связанное с взысканием денежных средств с организации или с обязанием ее совершить определенные действия, то он направляется судебному приставу-исполнителю по юридическому адресу должника. Если исполнительный лист содержит требование, связанное с передачей или иным распоряжением имуществом, то он направляется судебному приставу-исполнителю по месту нахождения данного имущества должника. И, наконец, если исполнительный лист содержит требование, связанное с исполнением каких-либо действий по месту нахождения представительства или филиала должника, то он направляется судебному приставу-исполнителю по месту нахождения такого представительства или филиала. Подобный подход в разрешении данного вопроса, на наш взгляд, является наиболее перспективным с учетом тех доводов, которые приведены выше.

Сводное производство
Хотелось бы остановиться еще на одной проблеме, касающейся рассмотрения заявлений о приостановлении сводного исполнительного производства. Если оно включает в себя исполнительные производства, возбужденные на основании исполнительных листов, выданных несколькими арбитражными судами, то какой арбитражный суд должен рассматривать заявление о его приостановлении?
В соответствии со ст. 34 Закона не во всех случаях сводное исполнительное производство ведется подразделением службы судебных приставов по месту нахождения арбитражного суда, выдавшего исполнительный лист.
Как следует из ч. 2 ст. 327 АПК РФ, приостановление исполнительного производства осуществляется арбитражным судом, выдавшим исполнительный лист, либо арбитражным судом по месту нахождения судебного пристава-исполнителя. Аналогичная норма закреплена в ст. 45 Закона.
Следовательно, если сводное исполнительное производство включает в себя исполнительные производства, возбужденные на основании исполнительных листов, выданных несколькими арбитражными судами, и ведется соответствующим подразделением службы судебных приставов по месту нахождения должника, какой арбитражный суд рассматривает вопрос о приостановлении сводного исполнительного производства, мотивированном, например, тем, что в ходе данного производства оспариваются результаты оценки арестованного имущества должника?
Представляется, что в таком случае решение о приостановлении сводного исполнительного производства должен принимать арбитражный суд по месту нахождения подразделения службы судебных приставов, в котором ведется данное производство, поскольку в соответствии со ст. 128 Закона заявления об оспаривании действий судебного пристава-исполнителя рассматриваются названным арбитражным судом. И в этом случае заявление о приостановлении может быть рассмотрено более оперативно, не исключено, что с соблюдением срока, предусмотренного разделом 7 АПК РФ (10 дней).
У арбитражного суда, ведущего дело не по месту нахождения подразделения службы судебных приставов, при рассмотрении заявления о приостановлении сводного исполнительного производства могут возникнуть сложности с извещением сторон и возможностью в кратчайшие сроки получить для ознакомления и приобщения к делу необходимые материалы, отзывы и пояснения сторон. Вряд ли суд рассмотрит данный вопрос в установленный срок.
Кроме того, не исключена ситуация, когда заявление о приостановлении сводного исполнительного производства может быть одновременно направлено в два арбитражных суда: взыскателем в арбитражный суд по месту службы судебного пристава-исполнителя и должником — в арбитражный суд, который выдал исполнительный лист.
Между тем ст. 327 АПК РФ и ст. 45 Закона закрепляют право на обращение с заявлением о приостановлении исполнительного производства в любой суд по усмотрению заявителя. У суда в таком случае отсутствуют основания для отказа в рассмотрении поступившего заявления.
В случае, если заявитель обратился в арбитражный суд не по месту нахождения соответствующего подразделения службы судебных приставов, вправе ли суд применить нормы ст. 39, 40 Закона и рассмотреть вопрос только о частичном приостановлении исполнительного производства, которое возбуждено на основании листа, выданного этим арбитражным судом?
Но не будет ли это нарушать права иных лиц, участвующих в исполнительном производстве? И в остальной части как решить судьбу заявления о приостановлении сводного исполнительного производства?
Скорее всего, вопрос о приостановлении сводного исполнительного производства в таком случае нельзя рассматривать «по частям», и пока нет разъяснения по вопросу, касающемуся применения статей 327 АПК РФ, 45 Закона, в указанных случаях заявление о приостановлении сводного исполнительного производства следует рассматривать тому арбитражному суду, в который обратился заявитель.
Между тем приведенные варианты решения обозначенных проблем, выявленные в ходе рассмотрения дел, связанных с исполнительным производством, на данный момент в большинстве своем носят предположительный характер. Надеемся, что подходы в их разрешении будут разъяснены Пленумом Высшего Арбитражного суда Российской Федерации по результатам обсуждения вопросов, связанных с применением Закона об исполнительном производстве.

m.vologda.arbitr.ru