Три объекта собственности

Приложение 3. Объекты, относящиеся к муниципальной собственности

Приложение 3
к Постановлению ВС РФ
от 27 декабря 1991 г. N 3020-1

Объекты, относящиеся к муниципальной собственности

С изменениями и дополнениями от:

Согласно Разъяснениям, утвержденным распоряжением Мингосимущества РФ от 23 апреля 1999 г. N 592-р, органы местного самоуправления подтверждают соответствие конкретных объектов требованиям приложения 3 настоящего постановления путем регистрации перечней объектов, передаваемых в муниципальную собственность, в порядке, установленном Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. N 2265 и Положением об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденным распоряжением Президента РФ от 18 марта 1992 г. N 114-рп

1. Объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Советов народных депутатов:

жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения;

жилищно-эксплуатационные предприятия и ремонтно-строительные предприятия, обслуживающие объекты, перечисленные в данном приложении;

объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), городского пассажирского транспорта (включая метрополитен), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов;

другие объекты, находящиеся в оперативном управлении исполнительных органов городских и районных (в городах) Советов народных депутатов (местной администрации).

2. Объекты государственной собственности, находящиеся в ведении органов государственной власти и управления республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области и автономных округов и находящиеся на территории соответствующих городов:

предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения;

оптово-складские мощности, предприятия и подразделения производственно-технической комплектации, необходимые для обеспечения товарооборота и объемов услуг указанных предприятий;

учреждения и объекты здравоохранения (кроме областных больниц и диспансеров), народного образования (кроме спецшкол для детей, страдающих хроническими заболеваниями), культуры и спорта.

3. Предприятия и объекты общественного питания, учреждения народного образования, здравоохранения, культуры и спорта, находящиеся в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Постановлением Верховного Совета Российской Федерации 23 мая 1992 г. N 2824-1 в пункт 4 настоящего приложения внесены изменения

4. Предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, находящиеся в ведении министерств, ведомств, государственных предприятий (кроме закрытой сети), а также предприятий и организаций Министерства путей сообщения Российской Федерации, департаментов морского и речного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации, связанных с обеспечением питания пассажиров в поездах, судах и рабочего снабжения.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

base.garant.ru

3. Объекты права собственности

Объектами права собственности могут быть предприятии имущественные комплексы, горные отводы, здания, сооружения, оборудование, сырье и материалы, деньги, ценные бумаги, другое имущество производственного, потребительского, социального, культурного и иного назначения, а также продукты интеллектуального и творческого труда (п.

а) предприятия л иные имущественные комплексы;

б) отдельные здания, сооружения, оборудование, инвентарь, инструмент, сырье, материалы, другие материальные ценности;

в) деньги и ценные бумаги;

г) земля и другие природные ресурсы;

д) произведения науки, литературы, искусства н других видов творческой деятельности в сфере производства, в том число открытия, изобретения, рационализаторские предложения, промышленные образцы, программы для ЭВМ. базы данных, экспертные системы, ноу-хау, торговые секреты, товарные знаки, фирменные наименования и знаки обслуживания.

Предложенная классификация объектов права собственности имеет определенные основания в российском законодательстве и учитывает различное употребление термина «имущество», которое, если исходить из п. 2 ст. 2 Закона о собственности, является прежде всего синонимом слова «собственность». В то же время оно означает и понятие «вещь». В последнем значении оно применимо к группам объектов- «а» п «б»’ и в определенной степени к деньгам и ценным бумагам. Собственность п другие вещные права на землю и. природные ресурсы выделяются в отдельную ст. 6, в которой предусмотрен специальный правовой режим. В частности, в ней предусматривается, что земля, ее недра, воды, растительный и животный мир являются достоянием народов, проживающих на соответствующей территории, и в соответствии с законами РСФСР и республик, входящих в Российскую Федерацию, находятся в ведении Советов народных депутатов. Земельные участки могут находиться в частной, государстве ином, муниципальной собственности и собственности общественных объединений (организаций) или предоставляться во владение и пользование гражданину, юридическому липу, государственным, национально-государственным и административно-территориальным образованиям в соответствии с Земельным кодексом РСФСР21, законодательными актами РСФСР и республик, входящих в Российскую Федерацию.

Горные отводы для разведки и разработки месторождении минеральных полезных ископаемых являются государственной собственностью и могут предоставляться во владение или пользование гражданину, юридическим лицам в соответствии с законодательными актами России и республик, входящих в Российскую Федерацию

Отношения по созданию и использованию произведений науки, литературы и искусства, открытий, изобретении, рационализаторских предложений, промышленных образцов, программных средств для электронно-вычислительной техники и других объектов интеллектуальной собственности регулируются авторским правом и иными актами гражданского законодательства, а также межправительственными соглашениями (п. 4 ст. 1 Закона о собственности).

Закон о собственности первостепенное значение среди объектов права собственности придает предприятию. В нем названы основные виды имущества частного предприятия (п. I ст. 10, п. 2 ст. И, ст. 14), предприятия, созданного или приобретенного общественным объединением (организацией) (п. 2 ст. 16), государственного п муниципального предприятия (ст. 24); устанавливаются основы правового режима имущества предприятия (п. 2 ст. 5). Однако порядок управления имуществом, наделяемым собственником, предусматривается в Законе о предприятиях п предпринимательской деятельности (ст. 3).

Предприятие как объект права собственности может быть учреждено, приобретено нлп преобразовано. Ст. 37 Закона

о предприятиях и предпринимательской деятельности регламентирует переход имущественных прав и обязанностей в случае ликвидации и реорганизании предприятия.

Под имущественными комплексами понимаются структурные единицы производственных и научно-производственных объединений, производства, цехи, иные подразделения предприятия, выступающие как единые образования производственных фондов и других ценностей22. Основы об аренде позволяют сделать вывод о том, что трудовой коллектив структурной единицы объединения (п. 1 ст. 16), производство, цех и другое подразделение предприятия (ст. 22) могут выступить инициаторами образования арендного пред- приятия. Согласно Закону о предприятиях и предпринимав Индивидуально-определенная вещь и вещь, определенная

тельскон деятельности для создания нового предприятия наР°Д0ВЬШИ признаками. Объектом права собственности могут базе одного пли нескольких подразделений государственного^ыть вещи, тем или иным способом обособленные от имуще- предприятия требуется решение трудового коллектива само-ства ДРУГИХ собственников. Нельзя иметь право собственного предприятия (п. 3 ст. 32). Трудовой коллектив государ-сти вообще на вещи данного рода, например на сахар, даже стенного, муниципального предприятия, а также предприя-если они определены по количеству и качеству. Индивидуа- тпя со смешанной формой собственности, одного или несколь-лизация объекта права собственности может проходить раз- кнх структурных подразделении (единиц) указанных пред-ЛГ5ЧНЫМИ способами. Она может быть предопределена и ус- 11 риитп и имеет право создать товарищество,» взять в арендуловиями производства или переработки продукта, а не толь- 11 (пли) выкупить в собственность работников предприятия1’0 связываться с обособлением уже произведенных товаров. !»Ссударственмое пли муниципальное имущество на условн- Деление вещей на определенные индивидуальные и родо- я.\. определяемых законодательством РФ (ст. 15). вые признаки, проистекающие из естестпенных свойств объ-

Если здание, сооружение или другие объекты права соб- екта права собственности, влияет скорее на ^построение ти- ствепности можно рассматривать автономными, без наруше- пов договоров, чем на классификацию вещей, принадлежащий единых технологических процессов централизованногоЩих собственнику. По договору займа заимодавец передает управления и т. п., то они рассматриваются как отдельные заемщику в собственность деньги или вещи, определенные объекты. родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить за-

В то же время среди этой группы объектов права собст- имодавцу такую же сумму .денег или равное количество вере и ноет н проводится классификация вещей, которая основа-шей того же рода и качества (ст. 269 ГК РСФСР), на па нормах Гражданского кодекса РСФСР. В данном случае заимодавец вовсе утрачивает лраво соб-

Главная вещь и принадлежность (ст. 139 ГК РСФСР), ственности на свою вещь. При заключении и исполнении до- Прпиадлсжность, т. е. вещь, назначенная служить главной говоров имущественного найма и безвозмездного пользова- вешп и связанная с ней общим хозяйственным назначением, ния имуществом наниматель обязан вернуть наймодателю то следует судьбе главной вещи, если законом или договором же имущество, в том же состоянии, в каком он получил, с не установлено иное. Так, футляр выполняет роль принад- учетом нормального износа (ст. 275, 291, 342 ГК РСФСР), лежпостп но отношению к той вещи, для которой он пред- Иногда при классификации имущества выделяют непот- иазначен, рама — принадлежностью картины, которая в нее ребляемые и потребляемые вещи. Конечно определенный ре- вставлена, и т. д. Для признания одной из хозяйственно свя- зон для этого есть. Именно на этом естественном признаке занных вещей главной вещью, а другой — принадлежностью вещей и основано различие договоров имущественного найма вовсе не обязательно, чтобы стоимость главной вещи пре- и займа. Однако законодатель не учитывает это обстоятель- вышалл стоимость принадлежности. Например, рама может ство специально.

значительно превышать стоимость картины, которая в нее Вещи неделимые и делимые. Это деление также основы- вставлепа, однако от этого рама не перестает быть принад- вается на особенностях имущества, являющегося объектом лежпостыо по отношению к картине1.

Практическое значение деления вещей на главные вещи ГК РСФСР). Солидарная обязанность или солидарное п ре- 11 принадлежности заключается в том, что правовой режим, бование возникает, в частности, при неделимости предмета установленный для главной вещи, распространяется и на обязательства (ст. 180 ГК РСФСР). Неделимость предмета принадлежность. При этом надо учитывать, что такое деле- обязательства означает, что он не может бытъ расчленен без пне вещей носит объективный характер лишь в силу каких-то изменения назначения последнего.

естественных СВОЙСТВ и не может быть всеобщим. Определе- Сложная продукция представляет ИЗ себя комплекты час- ГМК» такого деления вещей соглашением сторон носит ограни- тей, принадлежностей и других деталей, которые лишь в сво- чегпгые пределы. ей совокупности составляют неделимость предмета договора

поставки. Комплектность определяется государственными вой общей собственности каждому из ^собственников примости предмета обязательства, а также главной вещи и енадлежит определенная доля в праве собственности на об- принадлежности к объектам права собственности, пре.дстаіщее имущество (например, половина права собственности на ленные в виде сложной комплектной вещи, не применяютожнл°й Дом). В совместной общей собственности право каж-

В качестве общего объекта права собственности упомілого из сособственннков распространяется на имущество в наются средства производства и предметы потреблений1™- Пока такое право существует, у собственника нет оп-

О них есть указания применительно к объектам права частРеделенной доли в праве общей соместной собственности на мой, государственной и муниципальной собственности. имущество. Доля появляется лишь в результате раздела или

Закон о собственности предусматривает недвижимое выдела, т. е. в случаях прекращения для данного собствен- иное имущество (,П. 3 ст. 7). Однако отнесение тех или иныыика права общей собственности.

объектов права собственности к недвижимому или ином Предполагается, что общее имущество принадлежит со- имуществу должно быть осуществлено в Гражданском кссобственникам на пРаве общей долевой собственности. Иму- дексе Российской Федерации либо в ином законодательно!шество членов семьи и других граждан, используемое ими акте. Видимо, это деление вещей будет существовать наряддля совместной предпринимательской деятельности, произве- с делением имущества на средства производства и предметідешіая продукция и полученные доходы принадлежат им на потребления. Об этих отношениях собственности говорится праве общей долевой собственности, если договором между п. 1 ст. 1 Закона о собственности. ними пе предусмотрено иное (п. 1 ст. 11 Закона о собствеи-

Закон о собственности допускает объединение пмущеепности)? находящихся в частной, государственной, муниципальной сой Владение, пользование и распоряжение имуществом, нахо- ственноети и в собственности общественных объединени1дяп^имся в общей собственности, осуществляется по согла- (организаций), если иное не предусмотрено Законом (п. ілению всех собственников, а при его отсутствии устанавли- ст. 3). Предприятия со смешанной» формой собственности, дается судом, арбитражным судом или третейским судом по имуществе которых доля государства или местного СоветискУ любого из собственников (п. 2 ст. 3 Закона о собствен- пэродных депутатов составляет более 50 процентов, неодноностн) ? Право общей собственности, как любое право соб- кратно упоминаются в Законе о предприятиях и предпринлственности вообще, в свой состав включает правомочия вла- мательской деятельности. Остальные 49 процентов и менеідения> пользования и распоряжения имуществом. При опре- могут принадлежать работникам государственного пре.дприяДелении порядка их осуществления применяется принцип гия, общественному объединению (организации) и т. п. Едиьединогласия и равенства голосов всех собственников незави- ственным ограничением в таком объединении пмуществ являсим0 от размера их доли. Если против предложенного поряд- ется недопустимость принадлежности имущества определенка кто-то из собственников возражает, то возникший спор ного вида собственнику в силу закона. Например, в силу п. разрешается судом.

ст. 10 в частной собственности гражданина не могут быть ви Дополнительным элементом правомочия распоряжения соб- ды имущества по соображениям государственной и общественника является право на выдел своей доли в общей до^- веннон безопасности либо в соответствии с международным!левой собственности и на определение и выдел доли^в общей обязательствами. Предприятия со смешанной формой собсовместной собственности. По распорядиться своей долей ствеимости не могут производить оружие любых видов, боеУчастннк общей долевой собственности может лишь с соблю- вые припасы, взрывчатые вещества и т. д., поскольку п. ідением принадлежащего другим собственникам права пресет. 21 Закона о предприятиях и предпринимательской деяимущественной покупки доли. «При іиродаже доли в общей тельности относит эту деятельность к исключительной сфері собственности постороннему лицу остальные участники об- государственных .предприятий. Объединение имущества разЩей долевой собственности, — говорится в и. 4 ст. 3 Закона нымн собственниками может осуществляться и для иной, по0 собственности, — имеют (Преимущественное право покупки мимо предпринимательской, деятельности, не запрещенноіпродаваемой доли в порядке и на условиях, установленных законом. законодательством РСФСР, республик, входящих в Россий-

Когда единый объект права собственности одповременш скую Федерацию, и уставом юридического лица», принадлежит нескольким лицам, то возникает право обще! Каждый участник общей долевой собственности обязан коллективной собственности. Различается общая собствен соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, пость с определением долей (долевая собственность) или бе:сборах и иных платежей по общему имуществу, а также в определения долей (совместная собственность). Участник! издержках по его содержанию и сохранению (ст. 118 ГК общей собственности именуются сособственниками. В доле

РСФСР). Напротив, расходы по общему имуществу, прои:

веденные ОДНИМ ИЗ сособственников В СВОИХ интересах И беНЯТИЙ осложняет восприятие и уяснение этой довольно слож- согласия других участников общей долевой собственное ной нормы права. Приобретение — это (Прежде всего граж- ложатся на него, если иное не установлено соглашением все данско-правовое коммерческое понятие, связанное со сдел- сособственников. Доходы, приносимые общим имущество) ками и другими правомерными действиями. По право соб- также должны распределяться соразмерно доле каждого и ственности может быть приобретено и в результате акта ор- сособственников. гана государственной власти или управления, решения суда.

Кредитор участника общей долевой собственности вправ Это уже не приобретение, а получение имущества в резуль- предъявить иск о выделении доли его должника для обр! тате передачи его по решению соответствующего органа, щення на нее взыскания (ст. 122 ГК РСФСР). В гл. 4 настоящей работы будет подробно рассмотрен поря-

Эти правила Гражданского кодекса не распространяютс док передачи государственного имущества государственным, на вклады работника в имущество предприятия, личные .«национально-государственным и административно-территори- цевые счета приватизации (п. 2 и п. 3 гл, 2 и п. 3 гл. 4). альным образованиям. Здесь же отметим, что приобретение

права собственности — более общее понятие, включающее и

lib.sale

3. Объекты публичной собственности

В качестве объектов как государственной, так и муниципальной собственности могут выступать различные виды недвижимости, включая земельные участки, предприятия и другие имущественные комплексы, жилищный фонд и нежилые помещения, здания и сооружения производственного и непроизводственного назначения, а также оборудование, транспортные средства и иные «средства производства» и предметы бытового, потребительского характера. В состав публичного имущества входят и принадлежащие публично-правовым образованиям ценные бумаги, в частности акции приватизированных предприятий, ставших акционерными обществами, вклады в банках и других кредитных учреждениях, иностранная валюта и валютные ценности, а также различные памятники истории и культуры.

1 В этом случае имелась лишь компетенция различных государственных органов по управлению такими объектами и правомочия по их использованию административно-правового (публично-правового), а не гражданско-правового характера. Иногда считалось, что собственником таких объектов выступает непосредственно «народ» в целом, а не «государство» как таковое. Подразумевалась также невозможность приватизации этих объектов Иначе говоря, объекты «всенародного достояния» полностью исключались из имущественного оборота и их статус, по сути, определялся публичным правом (как это, например, произошло с землей в соответствии с законодательством первых послереволюционных лет и согласно союзному Закону о собственности 1990 г.) Подробнее см.: Суханов Е. А. Лекции о праве собственности. С. 61-65.

Объекты публичной собственности распределяются между Российской Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями. Порядок отнесения государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Федерации должен устанавливаться специальным законом (п. 5 ст. 214 ГК). В его отсутствие сохраняет силу постановление Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность»1.

Все государственное имущество, за исключением прямо определенного в качестве муниципальной собственности (приложение 3 к названному постановлению), предполагается федеральным. Последнее разделено на исключительно федеральное имущество (перечисленное в приложении 1) и на имущество, которое может быть передано в собственность субъектов Федерации (приложение 2). Если же объекты государственной собственности прямо не упомянуты ни в одном из приложений к названному постановлению, они передаются в собственность соответствующих субъектов Федерации после специального обращения по этому поводу их высших органов (а до этого момента считаются находящимися в федеральной собственности). Таким образом, имущество, составляющее собственность субъектов Федерации, может образовываться за счет федерального имущества только в случаях прямой его передачи (отчуждения) от Федерации в собственность ее соответствующего субъекта. Субъект Федерации вправе передавать находящиеся в его собственности объекты в муниципальную собственность.

Находящееся в государственной или муниципальной собственности имущество подразделяется на две части. Одна часть закрепляется за государственными или муниципальными предприятиями и учреждениями на ограниченных вещных правах хозяйственного ведения или оперативного управления. Это распределенное публичное имущество составляет базу для участия в имущественном обороте этих организаций как самостоятельных юридических лиц.

1 ВВС РСФСР. 1992 № 3. Ст 89. См. также Положение об определении пообъ-ектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденное распоряжением Президента РФ от 18 марта 1992 г. (ВВС РФ. 1992. № 13 Ст. 697).

Оно не может служить для обеспечения покрытия возможных долгов публичного собственника, ибо унитарные предприятия как юридические лица не отвечают своим имуществом по долгам своего учредителя (п. 5 ст. 113 ГК) — этим имуществом они должны отвечать по собственным долгам перед своими кредиторами. По смыслу закона имущество учреждений и казенных предприятий также не должно обращаться на погашение долгов создавшего их публичного собственника, если только последний не изымает это имущество в установленном законом порядке (п. 2 ст. 296 ГК) либо не ликвидирует созданное им юридическое лицо и забирает остаток имущества после удовлетворения требований всех кредиторов (п. 7 ст. 63 ГК), что, впрочем, возможно и применительно к обычному предприятию (п. 1 ст. 295 ГК).

Имущество, не закрепленное за предприятиями и учреждениями (нераспределенное государственное или муниципальное имущество), прежде всего средства соответствующего бюджета, составляет казну публично-правового образования. Под казной закон понимает именно нераспределенное имущество, а не государственный или муниципальный орган (казначейство). Такое имущество может быть объектом взыскания кредиторов публичного собственника по его самостоятельным обязательствам (п. 1 ст. 126 ГК).

В перечне объектов, составляющих казну соответствующего публично-правового образования, на первом месте законом названы бюджетные средства. Они в первую очередь и составляют реальный объект такого взыскания, а также служат источником дополнительной ответственности публично-правового образования по долгам его учреждений (или казенных предприятий) при недостатке у них денежных средств (имущества) для расчетов со своими кредиторами. Наряду с бюджетом казну публично-правового образования составляют средства соответствующих внебюджетных фондов (пенсионного, социального страхования и др.).

Закон специально оговаривает, что находящиеся в публичной собственности земля и другие природные ресурсы могут стать объектом взыскания кредиторов соответствующего публично-правового образования только в случаях, прямо предусмотренных специальным законом (абз. 2 п. 1 ст. 126 ГК). В его отсутствие такого рода объекты, по сути, забронированы от взыскания кредиторов, что призвано сохранить публичную собственность на землю.

Как уже отмечалось, в государственной собственности могут находиться любые виды имущества, в том числе вещи, изъятые из оборота или ограниченные в обороте (п. 2 ст. 129 ГК). Данное положение, однако, не относится к муниципальной собственности, субъекты которой могут быть собственниками ограниченного в обороте имущества лишь по специальному указанию закона и не могут стать собственниками вещей, изъятых из оборота В этом также проявляется различие правового режима двух видов публичной собственности.

К числу вещей, составляющих объект исключительно федеральной собственности, по действующему законодательству относятся ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и морской экономической зоны РФ, некоторые особо охраняемые природные объекты (в том числе некоторые заповедники, целебные источники и т. п.), особо ценные объекты историко-куль-турного наследия и некоторые художественные ценности, большинство видов вооружений и объектов оборонного значения, оборудование некоторых важнейших предприятий и учреждений. Эти виды имущества, как правило, изъяты из оборота.

В федеральной собственности находится и имущество, которое при определенных условиях может переходить в собственность других лиц. К этой категории следует, например, отнести имущество «государственной казны РФ», состоящее из средств федерального бюджета и внебюджетных фондов, золотого запаса, алмазного и валютного фондов и имущества Центробанка, а также имущество, находящееся в государственном резерве.

Некоторые виды недвижимостей, прежде всего природные ресурсы, могут находиться только в федеральной или в государственной собственности субъектов Федерации, но не в муниципальной (и не в частной) собственности. К ним относятся участки недр, природные лечебные ресурсы (минеральные воды, лечебные грязи и т. п.). В соответствии с п. 2 ст. 214 ГК земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований, являются государственной собственностью. Таким образом, данные природные объекты не могут стать бесхозяйными, ибо установлена законная презумпция (предположение) нахождения их в государственной собственности. Эти виды имущества могут быть объектом частной и даже муниципальной собственности лишь в той мере, в какой это прямо допускается государством. Все это связано не с особой, повышенной правовой охраной государственной собственности (как было в прежнем правопорядке), а с особым публичным интересом к использованию такого рода объектов.

Имущество может поступать в публичную собственность не только общими (общегражданскими), но и специальными способами, не свойственными отношениям частной собственности: с помощью налогов, сборов и пошлин, а также реквизиции, конфискации и национализации. Имеется и специальное основание прекращения права собственности публично-правовых образований, которым является приватизация (служащая одновременно особым, самостоятельным основанием возникновения права частной собственности).

bibliotekar.ru