Ставка налога на прибыль в 2009 г

Организация ежемесячно платит авансы по налогу на прибыль. С 1 января 2017 года меняются ставки налога на прибыль — будет 3% и 17%. По каким ставкам уплачиваются авансы по налогу на прибыль в I квартале 2017 года?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в I квартале налогового периода 2017 года, принимается равной сумме ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате налогоплательщиком в последнем квартале налогового периода 2016 года, независимо от изменений размеров налоговой ставки, которые произошли с 01.01.2017.

Обоснование позиции:
Отчетными периодами по налогу на прибыль признаются I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (п. 2 ст. 285 НК РФ).
Порядок исчисления налога на прибыль и авансовых платежей установлен ст. 286 НК РФ. Так, п. 2 ст. 286 НК РФ предусмотрено, что по итогам каждого отчетного (налогового) периода, если иное не предусмотрено ст. 286 НК РФ, налогоплательщики исчисляют сумму авансового платежа исходя из ставки налога и прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода. В течение отчетного периода налогоплательщики исчисляют сумму ежемесячного авансового платежа в порядке, установленном ст. 286 НК РФ.
Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в I квартале текущего налогового периода, принимается равной сумме ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате налогоплательщиком в последнем квартале предыдущего налогового периода (абзац третий п. 2 ст. 286 НК РФ).
Налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения, если иное не предусмотрено п. 1 ст. 289 НК РФ, соответствующие налоговые декларации (далее также — Декларации) в порядке, определенном ст. 289 НК РФ (п. 1 ст. 289 НК РФ).
Налогоплательщики по итогам отчетного периода представляют Декларации упрощенной формы (п. 2 ст. 289 НК РФ).
Налогоплательщики (налоговые агенты) представляют Декларации (налоговые расчеты) не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода (п. 3 ст. 289 НК РФ).
На момент предоставления в рассматриваемой ситуации Декларации за 9 месяцев 2016 года действовал приказ ФНС России от 26.11.2014 N ММВ-7-3/600@, которым была утверждена форма Декларации и порядок ее заполнения (далее — Порядок). Отметим, что декларации по новой форме, утвержденной приказом ФНС России от 19.10.2016 N ММВ-7-3/572@, будут представляться налогоплательщиками за налоговый период 2016 года (письмо ФНС России от 21.12.2016 N СД-4-3/24514).
В Декларации за 9 месяцев 2016 года необходимо было указать сумму ежемесячных авансовых платежей, подлежащих уплате в I квартале следующего налогового периода. Сумма ежемесячных авансовых платежей за I квартал принимается равной сумме ежемесячных авансовых платежей, подлежащих уплате в IV квартале (кроме случаев, указанных в п. 4.3 Порядка) (п. 5.11 Порядка).
Действующая на момент составления налогоплательщиком Декларации за 9 месяцев 2016 года редакция п. 1 ст. 284 НК РФ предусматривала, что налоговая ставка устанавливается в размере 20%, если иное не установлено ст. 284 НК РФ. При этом:
— сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2%, зачисляется в федеральный бюджет;
— сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 18%, зачисляется в бюджеты субъектов РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 284 НК РФ в редакции Федерального закона от 30.11.2016 N 401-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон N 401-ФЗ) налоговая ставка устанавливается в размере 20%, если иное не установлено ст. 284 НК РФ. При этом:
— сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2% (3% в 2017-2020 годах), зачисляется в федеральный бюджет;
— сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 18% (17% в 2017-2020 годах), зачисляется в бюджеты субъектов РФ.
Текст Закона N 401-ФЗ опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 30.10.2016. Поскольку налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год (п. 1 ст. 285 НК РФ), внесенные Законом N 401-ФЗ в п. 1 ст. 284 НК РФ изменения вступают в силу с 01.01.2017 (п. 1 ст. 5 НК РФ, пп. «а» п. 26 ст. 2, ч. 5 ст. 13 Закона N 401-ФЗ).
Следует учитывать, что установленный п. 2 ст. 286 НК РФ порядок определения суммы ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в I квартале текущего налогового периода, предусматривает, что эта сумма определяется в качестве фиксированной суммы, равной сумме ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате налогоплательщиком в последнем квартале предыдущего налогового периода.
При этом нормы НК РФ, а также Закона N 401-ФЗ не предусматривают необходимости корректировки исчисленных описанным выше способом сумм ежемесячных авансовых платежей в случаях изменения налоговой ставки.
В настоящее время нам не удалось обнаружить разъяснений уполномоченных органов, связанных с изменением налоговых ставок по налогу на прибыль в 2017 году в связи со вступлением в силу Закона N 401-ФЗ.
Однако целесообразно отметить, что применительно к изменениям налоговых ставок по налогу на прибыль, произошедшим 01.01.2009 (уменьшение ставки с 24% до 20%), в письме ФНС России от 19.01.2009 N ШС-22-3/33 было разъяснено, что законодательством о налогах и сборах не предусмотрен пересчет исчисленных в предусмотренном п. 2 ст. 286 НК РФ порядке сумм ежемесячных авансовых платежей за I квартал в случаях изменения размера налоговой ставки с 1 января текущего налогового периода, а сумма ежемесячного авансового платежа за I квартал 2009 года принимается равной сумме ежемесячного авансового платежа, исчисленного по налоговой ставке, действовавшей в 2008 году, и отраженного по строкам 290-310 Листа 02 Декларации за 9 месяцев 2008 года (смотрите также письма Минфина России от 16.02.2009 N 03-03-06/1/67, от 26.03.2009 N 03-03-06/2/63). Об этом было сказано также в материалах региональных налоговых органов (Информация УФНС России по Курской области «Изменен размер ставки налога на прибыль организаций» (журнал «Курские ведомости», март 2009 г., N 3), Разъяснения Управления ФНС России по Брянской области от 01.07.2011 «О порядке расчета сумм ежемесячных авансовых платежей налога на прибыль организаций на 1 квартал 2009 года», Разъяснения УФНС России по Самарской области от 30.01.2009 по налогу на прибыль, Вопрос: С 1 января 2009 года установлена налоговая ставка налога на прибыль организаций в размере 20%. Каков в связи с этим порядок расчета суммы ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в первом квартале 2009 года? («Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке», N 5, май 2009 г.)).
Подход о том, что изменение налоговой ставки не влияет на размер ежемесячных авансовых платежей, уплачиваемых в федеральный бюджет в I квартале, представители Минфина России и ФНС России занимали и в отношении изменений ставки налога на прибыль, произошедших с 01.01.2005 (письма Минфина России от 23.12.2004 N 03-03-01-04/1/186, ФНС России от 16.12.2004 N 02-0-10/01/7). Схожий подход был озвучен и для ранее происходивших изменений ставок по налогу на прибыль представителями МНС России в письмах от 26.12.2003 N ВГ-6-02/1372 (смотрите также Разъяснения Управления МНС России по Краснодарскому краю «Об уплате налога на прибыль в 2004 году»), от 18.12.2002 N ВГ-6-02/1962@ (перераспределение ставки между бюджетами).
На наш взгляд, логика приведенных выше разъяснений справедлива и для рассматриваемой ситуации, поскольку иного порядка определения сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в I квартале налогового периода 2017 года, кроме как в сумме, равной сумме ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате налогоплательщиком в последнем квартале налогового периода 2016 года, законодательство не предусматривает.
С учетом изложенного выше мы полагаем, что сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в I квартале налогового периода 2017 года, принимается равной сумме ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате налогоплательщиком в последнем квартале налогового периода 2016 года, независимо от изменений размеров налоговой ставки, которые произошли с 01.01.2017. В таком случае у налогоплательщика не может возникнуть и обязанности по представлению уточненной Декларации за 9 месяцев 2016 года.
При заполнении Декларации за I квартал 2017 года по новой форме, утвержденной приказом ФНС России от 19.10.2016 N ММВ-7-3/572@, организация будет исчислять авансовый платеж за отчетный период (I квартал) по новым ставкам. Уплаченные по старым ставкам ежемесячные авансовые платежи подлежат зачету в счет уплаты авансового платежа по итогам I квартала (абзац пятый п. 1 ст. 287 НК РФ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Пивоварова Марина

Ответ прошел контроль качества

1 февраля 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

www.garant.ru

Налог на прибыль: эффект от снижения

В этом году ставка налога на прибыль снизилась с 24 до 20%. По мнению властей, эта мера значительно облегчит налоговую нагрузку на бизнес в период кризиса. И суммы в связи с этим называются действительно немалые — 400 млрд. рублей. Именно столько благодаря снижению налога на прибыль останется в распоряжении предприятий и, соответственно, таков будет урон для федерального бюджета. Однако среди экспертов нет однозначного мнения, насколько существенным в действительности окажется эффект от снижения налога на прибыль.

Главным событием этого года в сфере налогообложения стало уменьшение ставки налога на прибыль на 4%. При этом региональная часть осталась без изменений на уровне 17,5%, а федеральная снизилась до 2,5% (Федеральный закон от 26 ноября 2008 г. № 224-ФЗ). По этой причине бюджет страны теряет 400 млрд. рублей, которые правительство планирует возместить за счет резервных фондов.

В Налоговый кодекс также внесены изменения, согласно которым порядок расчета налога на прибыль становится иным. Если раньше компании должны были оплачивать налог авансовым методом, то сейчас они имеют возможность платить «по факту». До 1 января 2010 г. Минфину дано право предоставлять отсрочку по выплате федеральных налогов на срок до пяти лет компаниям, чья задолженность превышает 100 млрд. рублей.

Кроме того, пользователи упрощенной системы налогообложения, платящие единый налог в размере 15% c разницы между доходами и расходами, могут рассчитывать на снижение нагрузки. Регионам, в ведении которых находятся «упрощенцы», позволили снижать ставку этого налога вплоть до 5%.

Все эти меры призваны облегчить налоговую нагрузку на бизнес в кризисный период. Но насколько они окажутся действенными, пока неизвестно.

По мнению некоторых аналитиков, 4% — это заметное снижение налога, которое поможет многим компаниям выжить.

Одни эксперты считают, что снижение налога на прибыль не будет иметь никакого значения для бизнеса, поскольку о самих прибылях говорить сегодня очень сложно. И в подтверждение этой позиции есть весомый аргумент — о снижении налога на прибыль речь шла очень давно, и эта мера была призвана увеличить вложения предприятий в развитие производства. Сейчас о каком-либо инвестировании говорить не приходится, а в период стагнации и падения спроса на товары и услуги вряд ли сэкономленные 4% каким-то образом повлияют на финансовое положение дел в компаниях.

Другие эксперты полагают, что снижение налога на прибыль является своего рода прикрытием для того, чтобы не трогать НДС. Налог на добавленную стоимость всегда воспринимался как тормоз для бизнеса, особенно среднего. Большая часть российских предпринимателей считает, что именно НДС является самым проблемным налогом. Речь о его снижении шла еще в сентябре, но чуда так и не произошло.

Тем не менее, некоторые предприниматели и эксперты считают снижение налога на прибыль действенной мерой, подчеркивая, что 4% — это существенный показатель, который облегчит нагрузку на бизнес. Как полагают аналитики ИК «Тройка Диалог», эта мера позволит увеличить чистую прибыль компаний нефтегазового сектора на 5-6%. Например, для компании «ЛУКОЙЛ» снижение налога на прибыль в 2009-2010 гг. будет эквивалентно повышению цены на нефть, соответственно, на 1,15 и 2,75 долларов за баррель. Для «Газпрома» — на 4 доллара за баррель в 2009 г. (эффект для прибыли за 2009 год) и на 1,75 долларов за баррель в 2009-2010 гг. (эффект для прибыли за 2010 год). По мнению экспертов, налоговые послабления окажут существенную поддержку российской экономике.

Многие эксперты считают, что снижение налога на прибыль в период кризиса не будет иметь никакого значения для бизнеса.

Плюсы и минусы изменений в налоговом законодательстве обозначили наши эксперты: член экспертного совета «Деловой России» Михаил Абрамов и финансовый директор девелоперской компании «ОТКРЫТИЕ — Недвижимость» Марина Иммоева.

– Снижение налога на прибыль является одной из антикризисных мер, которая призвана снизить налоговую нагрузку на бизнес. Насколько эффективной, на Ваш взгляд, она окажется?

Марина Иммоева: Говорить о том, насколько действенным окажется снижение налога на прибыль, я могу только на примере собственной компании. Для нас однозначно это изменение в налоговом законодательстве является положительным. В наступившем году мы провели ряд мероприятий по оптимизации расходов, и снижение налога на прибыль до 20% пришлось очень кстати. Мы сумели сохранить рентабельность бизнеса, в частности, благодаря этой мере. Я считаю, что и в кризисное время можно успешно вести бизнес. На мой взгляд, компания, оперативно реагирующая на текущую ситуацию, обладающая оптимизмом, имеет шанс не только выжить, но и развиваться в первую очередь качественно. Это время, когда уже невозможно двигаться по инерции, а необходимо принимать кардинальные меры по оптимизации расходов. Те, кто противятся изменениям и тратят силы на то, чтобы оставить неизменной существующую структуру, обречены на фиаско.

Развиваться при кризисе — значит играть на его условиях: отказаться от того, что есть, и создать нечто качественно новое. В этом состоит суть прогресса. И еще. Обязательно нужно вести инвестиционную деятельность. Еще до кризиса разговоры о снижении налога на прибыль были связаны в основном с тем, что компании смогут «сэкономленные средства» тратить на развитие производства. Это необходимо делать и сейчас, ведь в ситуации, когда инвестиционные проекты выставляются на продажу по минимальным ценам либо отдаются за долги, компании, имеющие свободные средства, могут приобрести лучшие инвестиционные проекты по «смешной» цене и успешно их реализовать, получив существенную отдачу. Этому способствуют два фактора. Первый — это минимальная цена приобретения проекта, а второй — минимальная цена его реализации, ведь поставщики и подрядчики сейчас делают существенные скидки.

Надо сказать, что в сложившейся ситуации на первый план выходят организации, у которых цены не завышены и конкурентоспособны. Владея технологиями и делая ставку на качество, многие из них имеют шанс занять достойное положение на рынке. Для них-то как раз облегчение налогового бремени как никогда кстати. Конечно, снижение ставки НДС оказало бы большую поддержку предприятиям. В настоящий момент многие компании испытывают трудности, работают без прибыли или несут убытки, но при этом обязаны платить НДС в бюджет. Однако сейчас нужно довольствоваться существующим послаблением в налоговом законодательстве. Я думаю, что снижение ставки налога на прибыль выгодно не только тем предприятиям, которые работают в строительной отрасли, но и всем остальным. Как ни крути 4% от прибыли — это значительные суммы даже для средних компаний. Возможно, для них окажется сложным заниматься инвестированием, но это позволит сохранить существующие прибыли в большем объеме, что в кризисный период как никогда важно.

Налог на прибыль является третьим по значимости в России. По данным Федеральной налоговой службы, его доля в налоговых доходах бюджета по итогам 1-й половины 2008 г. составила 18% (НДПИ — 36%, НДС — 31%). Однако Министерству финансов пришлось смириться не только с его снижением, но и с другими антикризными мерами.

Михаил Абрамов: Конечно, снижение ставки налога на прибыль — явление положительное. Но вряд ли эта мера будет эффективной в условиях кризиса, ведь многие предприятия уже сегодня не только лишились прибыли, но едва сводят концы с концами. И главные кризисные проблемы: существенное снижение цен на нефть и металлы и снижение спроса на продукцию — остаются нерешенными. Население, не имея денег, не покупает товары. Предприятия, производящие эти товары, не имеют возможности оплачивать труд сотрудников и покупать новые машины и оборудование. Производители машин и оборудования, не имея сбыта, не покупают металл и комплектующие изделия. И так далее. Чтобы решить проблему, необходимо повысить платежеспособный спрос населения, то есть увеличить пенсии и зарплаты низкооплачиваемым работникам. При этом во избежание роста инфляции платежеспособный спрос должен быть уравновешен товарным предложением. Наиболее эффективными способами решения проблемы являются налоговое регулирование (оптимизация налоговых ставок, совершенствование налогового администрирования) и бюджетная политика (государственные расходы, межбюджетное регулирование и т. п.).

Такой инструмент, как «государственные расходы», наше Правительство использует достаточно широко. Предприятия получают средства в форме госзаказа и в форме прямого финансирования. А резервы совершенствования налоговой системы почти не задействованы. Их использование могло бы существенно смягчить воздействие мирового кризиса и способствовать росту экономики. Особенностью экономического спада в нашей стране является то, что он сопровождается ростом инфляции, которая по официальным данным в 2008 году составила 13,3%.

Рост инфляции был бы существенно ниже, если бы наша промышленность увеличила производство одежды, обуви, мебели и другого ширпотреба. Но этого не произошло, так как на предприятиях, выпускающих указанную продукцию, люди не хотят работать из-за низкой зарплаты. А повысить зарплату не представляется возможным, так как вырастет цена, продукция станет неконкурентоспособной рядом с контрабандой и контрафактом, и ее нельзя будет продать. Конкурировать с продукцией, не облагаемой налогами и пошлинами, добросовестному налогоплательщику очень трудно. Чтобы выжить, многим приходится уклоняться от уплаты налогов. Судите сами. Сегодня чтобы выдать работнику на руки, например, 10 тыс. рублей, предприниматель должен назначить ему зарплату 11 494 руб. При этом он платит в бюджет в виде налогов на зарплату — подоходный налог 13% (1494 руб.), ЕСН 26% (2988 руб.), страховку от травматизма на производстве в среднем 2% (230 руб.) и НДС 18% от суммы зарплаты и налогов (2648 руб.). Для простоты другие налоги не учитываем. Если не платить налоги, то из того же дохода можно заплатить работнику 17 360 рублей, что на 73,6% больше. Не в этом ли одна из причин того, что многие платят и получают зарплату в конвертах? Аргумент, что без накопительных отчислений в пенсионный фонд работник может лишиться небольшой прибавки к пенсии через 20-25 лет, вряд ли на кого-нибудь действует. Можно, конечно, начать «закручивать гайки», но прежде надо существенно снизить налоги для производителей ширпотреба, чтобы они добровольно могли выйти из тени, так как при «закручивании» пострадают первыми.

Главная проблема производства — отсутствие оборотных и инвестиционных средств. Решению этой проблемы способствовало бы существенное снижение налогов. Но не для всех, а для обрабатывающих производств, испытывающих острую конкуренцию как на рынке труда, так и с зарубежной продукцией. В первую очередь это целесообразно сделать для легкой и текстильной промышленности, издательской деятельности и производства полиграфической продукции, производства (изготовления) упаковки, резиновых и пластмассовых изделий, деревообработки и производства мебели, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, медицинской и микробиологической промышленности, стекольной и фарфорофаянсовой промышленности, малого бизнеса, не переведенного на УСН. Для таких предприятий надо снизить ставки ЕСН, НДС и налога на прибыль до 10%. Надо не раздавать деньги фирмам, а оставить у них то, что они заработали. Расчеты показывают, что общие потери бюджета при снижении для указанных отраслей ЕСН, НДС и налога на прибыль до 10% не превысят 0,4% ВВП. В свою очередь, рост товарного предложения будет способствовать снижению инфляции.

Если таким же образом снизить налоги для всей обрабатывающей промышленности, где работает по данным Росстата 11,3 млн. человек, то потери будут в четыре раза больше и составят около 1,5% ВВП. Но в результате все только выиграют, потому что с ростом налогооблагаемой базы поступления в бюджет существенно возрастут.

Отдельного внимания заслуживает вопрос об НДС, снижение ставки которого сегодня действительно облегчило бы налоговую нагрузку на бизнес. «Деловая Россия», к примеру, предлагает снизить ставку НДС до 12%. Минфин, который является противником такой меры, заявляет, что будут велики потери бюджета. Министр финансов Алексей Кудрин сообщил, что потери бюджета составят около 2% ВВП. А заместитель Министра финансов Сергей Шаталов сказал, что речь идет о потере одного трлн. рублей. По нашим расчетам потери могут быть существенно ниже. К примеру, если снизить НДС только для отечественной продукции, то потери бюджета составят не более 0,5% ВВП. Кроме того, это повысит конкурентоспособность российского производителя. Так что если бы власти хотели уменьшить налоговую нагрузку на бизнес, они бы стали снижать не налог на прибыль в период отсутствия прибылей, а НДС.

В Министерстве финансов Российской Федерации считают, что снижение налога на добавленную стоимость — решение деструктивное. Как пояснил министр финансов Алексей Кудрин, НДС — это налог на спрос, который долгое время был выше всех пределов. По словам министра, снижение НДС с 18% до 12-14%, на чем настаивают представители бизнеса, приведет к сокращению доходов бюджета на 2% ВВП.

www.buhgalteria.ru

Налог на прибыль с 2009 года снизят до 20%

«Кризис, начавшийся как финансовый, на наших глазах превратился в экономический», — признал глава правительства и добавил, что реальному сектору сейчас необходима поддержка. Владимир Путин обнародовал на съезде «Единой России» новую антикризисную меру: ставка налога на прибыль с 2009 года снизится с 24 до 20%, что оставит в распоряжении предприятий около 400 млрд руб. Сокращение произойдет за счет федеральной части этого платежа. Сейчас ставка налога делится на две части — 6,5% пополняют федеральный бюджет, 17,5% — бюджеты регионов. Таким образом, с 1 января 2009 года ставка центра сокращается до 2,5%. Доля налога на прибыль в налоговых доходах бюджета по итогам первой половины 2008 года составила 18% (НДПИ — 36%, НДС — 31%).

По налогу на прибыль Владимир Путин вчера обязал Госдуму изменить не только ставку, но и порядок расчета. Сейчас крупный бизнес в основном вносит налог в бюджет авансовым методом — исходя из прибыли, полученной в предыдущем квартале. Премьер предложил поправку в Налоговый кодекс, позволяющую предприятиям не платить налог с такой «бумажной» прибыли, пишет «Коммерсант»

Что касается малого бизнеса, то пользователи упрощенной системы налогообложения, платящие единый налог в размере 15% c разницы между доходами и расходами, в 2009 году могут рассчитывать на снижение нагрузки до 5%. Гражданам премьер пообещал удвоение суммы, которую они могут раз в жизни вернуть из бюджета при покупке жилья, и увеличение пособия по безработице.

Вчера вечером новации были одобрены бюджетным комитетом Госдумы, и уже сегодня, как пообещал спикер палаты Борис Грызлов, проект будет принят сразу во втором и третьем чтениях.

Первый вице-премьер Игорь Шувалов заявил, что названные премьером меры позволят компенсировать большую часть увеличения налоговой нагрузки, возникающего из-за запланированного на 2010 года резкого роста социальных платежей. По его словам, выпадающие доходы из-за снижения ставки налога на прибыль составят 400 млрд руб., от снижения налога на малый бизнес — 13 млрд руб., от утроения амортизационной премии — 100 млрд руб., от удвоения размера налогового вычета для физлиц — около 44 млрд руб. Таким образом, суммарное выпадение доходов для бюджетов в 2009 году составит 556 млрд руб., или 1,1% ВВП.

Эксперты отмечают, что каждому предприятию давать субсидии невозможно, нужны системные меры, а это именно налоговое стимулирование, пишут «Ведомости». Однако специалисты указывают, что предприятия добивались снижения НДС, его сокращение стало бы самым равномерным распределением средств, а названные налоговые новации — это не альтернатива снижению НДС.

polit.ru

Эффективная ставка налога на прибыль в ЕС перестала падать

В 2009 году средняя ставка налога на прибыль корпораций в странах Евросоюза впервые за последние 13 лет перестала снижаться и осталась на прежнем уровне — 23,2%. Согласно ежегодному налоговому исследованию KPMG, среднеевропейская ставка НДС при этом увеличилась с 19,5% в 2008 году до 19,8% в 2009-м. Российский Минфин в полной мере следует европейским тенденциям — в пятницу заместитель главы ведомства Сергей Шаталов заявил, что сниженная в 2009 году до 20% российская ставка налога на прибыль еще долго меняться не будет, а о планах по сокращению НДС можно забыть.

Исследование о ставках налога на прибыль и косвенных налогов (НДС или налог с продаж) KPMG International делает с 1993 года. Последний обзор охватил 116 стран. Основной вывод —острая необходимость в пополнении бюджетов заставляет власти многих стран увеличивать НДС и расширять базу налога на прибыль организаций. Стабильно снижавшаяся среднемировая ставка налога на прибыль в 2009 году сократилась символически — с 25,8 до 25,5% (см. график). В ЕС сокращения и вовсе не было. Ставка замерла на уровне 2008 года в 23,2% — произошло это впервые с 1996 года. В РФ, напомним, ставка налога на прибыль с 2009 года была снижена с 24 до 20%.

До сих пор практически все страны использовали снижение взносов с прибыли как инструмент конкурентной борьбы за инвестиции — именно к этому процессу пыталась подключиться и Россия. За последние десять лет средняя ставка этого налога в ЕС снизилась на 11 процентных пунктов (с 34% в 1999 году). «Глобальный экономический спад изменил эту политику»,— говорит партнер налогового отдела КПМГ в России и СНГ Константин Юрченко. Более того, по его словам, в 2009 году многие правительства приняли меры по расширению базы налога на прибыль. Так, были ограничены возможности компаний по принятию затрат на расходы и усилен контроль за трансфертным ценообразованием. Одновременно налоговые органы стали активнее давить на территории с льготным режимом налогообложения и охотнее обмениваться информацией. «Вероятно, ставки налога на прибыль со временем возобновят снижение, но оно будет финансироваться уже за счет самих компаний — через расширение налоговой базы, ограничение налоговых льгот и более жесткие меры по обеспечению соблюдения законодательства»,— говорит эксперт.

В части косвенных налогов — средняя ставка НДС в странах Евросоюза выросла в 2009 году с 19,5 до 19,8%, в мире в целом — с 15,2 до 15,3%. В России, напомним, с 2004 года ставка НДС неизменна — 18% (ранее 20%). Как видно из графика, ставки НДС, в отличие от налога на прибыль, гораздо более стабильны, поэтому европейские +0,3% за год — это весьма заметное увеличение. «Уже более 150 стран применяют систему косвенного налогообложения, и их количество растет год от года. Также государства расширяют перечень услуг, на которые распространяется НДС»,— отмечает Константин Юрченко.

Россия, судя по заявлениям чиновников, намерена следовать мировым тенденциям — после проведенного снижения ставка налога на прибыль будет надолго заморожена. В пятницу заместитель главы Минфина Сергей Шаталов сообщил, что «решение о снижении ставки налога на прибыль до 20% было принято всерьез и надолго и вряд ли будет пересматриваться в обозримой перспективе». Повышения НДС господин Шаталов пока не обещает, но настойчиво рекомендует прекратить прежние разговоры о его снижении. «В условиях хронического дефицита бюджета на ближайшие годы, я думаю, вопрос о снижении ставки НДС неактуален»,— отметил заместитель министра.

www.kommersant.ru

Отражение в отчетности 2009 г. отложенных налогов в связи с изменением ставок налога на прибыль

В 2008 году организация уплачивала авансовые платежи по налогу на прибыль. По итогам года получен финансовый результат — убыток. На сумму переплаты по налогу на прибыль (400 000 рублей) был отражен отложенный налоговый актив: Дебет 09 Кредит 68 — 96 000 рублей. Нужно ли в таком случае корректировать сальдо счета 09 в 2009 году в связи с тем, что изменилась ставка налога на прибыль?

Рассмотрев данный вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Согласно положениям ПБУ 18/02, начиная с отчетности 2008 года, переплата в бюджет по налогу на прибыль организаций не образует вычитаемую временную разницу и, соответственно, отложенный налоговый актив.
Если организация отразила в 2008 году отложенный налоговый актив по иным основаниям, указанным в п. 11 ПБУ 18/02, то остатки по счету 09 на начало 2009 года подлежат корректировке в I квартале 2009 года (в январе месяце).

Обоснование вывода:

ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» (далее — ПБУ 18/02) устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете и порядок раскрытия в бухгалтерской отчетности информации о расчетах по налогу на прибыль организаций.

Согласно п. 11 ПБУ 18/02 вычитаемые временные разницы при формировании налогооблагаемой прибыли (убытка) приводят к образованию отложенного налога на прибыль, который должен уменьшить сумму налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем за отчетным или в последующих отчетных периодах. Необходимо отметить, что в прежней редакции ПБУ 18/02, действующей по 31 декабря 2007 года, абзацем 4 п. 11 ПБУ 18/02 было установлено, в частности, что вычитаемые временные разницы образуются, в том числе, в результате излишне уплаченного налога, сумма которого не возвращена в организацию, а принята к зачету при формировании налогооблагаемой прибыли в следующем за отчетным или в последующих отчетных периодах.

Согласно п. 14 ПБУ 18/02 под отложенным налоговым активом (ОНА) понимается та часть отложенного налога на прибыль, которая должна привести к уменьшению налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем за отчетным или в последующих отчетных периодах. Таким образом, в соответствии с положениями ПБУ 18/02 в редакции, действующей до 01 января 2008 года, при возникновении переплаты в бюджет по налогу на прибыль необходимо было формировать отложенный налоговый актив, равный сумме переплаты налога на прибыль, что отражалось бухгалтерской проводкой: Дебет 09 Кредит 68, субсчет «Расчеты по налогу на прибыль».

Приказом Минфина России от 11.02.2008 N 23н в ПБУ 18/02 внесены изменения, вступающие в силу с бухгалтерской отчетности 2008 года: в частности, исключено положение, что вычитаемая временная разница образуется в результате излишне уплаченного налога на прибыль. Таким образом, начиная с отчетности 2008 года, переплата в бюджет по налогу на прибыль организаций не образует вычитаемую временную разницу и соответственно, отложенный налоговый актив.
В том случае, если организация в соответствии с положениями ПБУ 18/02 правомерно отражает отложенный налоговый актив по иным основаниям, указанным в п. 11 ПБУ 18/02, следует руководствоваться п. 14 ПБУ 18/02.

Пункт 14 ПБУ 18/02 указывает, что в случае изменения ставок налога на прибыль в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах величина отложенных налоговых активов подлежит пересчету с отнесением возникшей в результате пересчета разницы на счет учета нераспределенной прибыли (непокрытого убытка). Федеральный закон от 26.11.2008 N 224-ФЗ установил, что с 01 января 2009 года размер ставки налога на прибыль составляет 20%. Соответственно, в таком случае следует применить нормы п. 14 ПБУ 18/02 и пересчитать величину отложенного налогового актива.

Разница, образовавшаяся в результате изменения ставки налога на прибыль, отражается проводкой:
Дебет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» Кредит 09 «Отложенные налоговые активы».
Поскольку новая ставка налога на прибыль применяется с 01 января 2009 года, считаем, что указанная выше корректировка величины отложенного налогового актива записями 2008 года не отражается.

Таким образом, в бухгалтерском балансе за 2008 год остатки по счетам 09 и 84 на 31 декабря 2008 года отражаются без учета корректировки отложенного налогового актива. Согласно п. 3 ст. 14 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 129-ФЗ) месячная и квартальная отчетности являются промежуточными и составляются нарастающим итогом с начала отчетного года.

По нашему мнению, в рассматриваемом случае остатки по счетам 09 и 84 на начало 2009 года подлежат корректировке в январе 2009 года. При этом в журнале хозяйственных операций запись по отражению разницы не делается.
Документом, служащим основанием для корректировки остатков по счетам, будет являться бухгалтерская справка, составленная с учетом требований п. 2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ. В бухгалтерской справке необходимо привести расчет суммы разницы, бухгалтерскую проводку, пояснить причину появления разницы по остаткам счетов (в данном случае — это изменение ставки налога на прибыль).

Остатки по состоянию на 01.01.2009 по счетам 09 и 84, откорректированные на сумму разницы, возникшей в связи с пересчетом суммы ОНА, отразятся в бухгалтерском балансе за I квартал 2009 года.

Учитывая, что согласно п. 49 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» промежуточная бухгалтерская отчетность состоит из баланса и отчета о прибылях и убытках, организация по своей инициативе вправе представить в составе бухгалтерской отчетности за I квартал 2009 года пояснения, в которых следует отразить причины образования и порядок расчета разницы между величиной остатков по счетам 09 и 84 на 31 декабря 2008 г. в бухгалтерском балансе за 2008 год и на 01 января 2009 г. в бухгалтерском балансе за I квартал 2009 года.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Иванкова Ольга

Ответ проверил:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Мягкова Светлана
Компания «Гарант», г.Москва

www.audit-it.ru