Оглавление:
Земельный участок без границ и сложности при установлении границ
Часть 2 ст. 9 Конституции закрепила возможность нахождения земли в частной собственности. Впервые определение понятие земельного участка появляется в ч. 3 ст. 1 Закона «О государственном земельном кадастре» от 02 января 2000г. №28-ФЗ. Границы земельного участка должны были быть описаны и удостоверены в установленном порядке уполномоченным государственным органом. Описание границ земельных участков, их отдельных частей включалось в Единый государственный реестр земель (ч. 2 ст. 14 Закона от 02 января 2000г. №28-ФЗ). Единый государственный реестр земель представлял собой документ, который был предназначен для проведения государственного кадастрового учета земельных участков. Согласно п. 6 Положения о Федеральной службе земельного кадастра России, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации №22 от 11 января 2001г., уполномоченным органом на описание и удостоверение границ земельных участков на тот момент времени являлась Федеральная служба земельного кадастра России и ее территориальные органы. Федеральная служба земельного кадастра России организовывала на основании решений уполномоченных органов межевание земель с установлением (восстановлением) на местности и техническим оформлением границ земельных участков. Правила присвоения кадастровых номеров земельным участкам, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06 сентября 2000г. №660, предусматривали присвоение кадастрового номера каждому земельному участку, формируемому и учитываемому в качестве объекта имущества, права на который подлежали государственной регистрации в ЕГРП. Присвоение кадастровых номеров осуществлялось после проверки представленных документов о межевании ранее учтенных земельных участков и проведения на основе заявки кадастровых работ по формированию вновь образованных земельных участков. Таким образом, по задумке законодателя кадастровый учет земельных участков в обязательном порядке сопровождался установлением и закреплением их границ.
Закон «О государственном земельном кадастре» от 02 января 2000г. №28-ФЗ с 17 мая 2008г. утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 13 мая 2008г. №66-ФЗ. Согласно ст. 21 Закона №66-ФЗ от 13 мая 2008г. до 1 ноября 2008г. вместо изготовления, утверждения и использования схем расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий допускались изготовление, утверждение и использование проектов границ земельных участков. Проект границ земельного участка, утвержденный в установленном порядке, признавался действительным и имел равную юридическую силу с утвержденной схемой расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Видимо, осознавая невозможность добиться единообразия в документировании и описание характеристик земельных участков, законодатель идет на послабления и разрешает определить земельные участки разными способами.
24 июля 2007г. был принят Федеральный закон от №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Пунктом 1 ст. 45 Закона от 24 июля 2007г. №221-ФЗ признавался юридически действительным государственный кадастровый учет или государственный технический учет объектов недвижимости, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу Закона от 24 июля 2007г. №221-ФЗ или в переходный период его применения. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный технический учет которых не осуществлен, но права собственности на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», также считались ранее учтенными объектами недвижимости. Статья 6 Закона от 21 июля 1997г. №122-ФЗ предоставляла обладателям прав на недвижимое имущество, возникших до момента вступления в силу Закона от 21 июля 1997г. №122-ФЗ, возможность выбора регистрировать ли такие права. Подобные права признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации. Данный подход был подтвержден в ст. 69 Федерального закона от 13 июля 2015г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», действующей в настоящее время. Такое регулирование обеспечило наличие земельных участков, учтенных в ЕГРП и ГКН, а позже в ЕГРН, без установления их границ. В Земельном кодексе и Федеральном законе от 13 июля 2015г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» земельный участок продолжает определяться через наличие у него границ. В силу п. 4 ст. 5 Федерального закона от 22 декабря 2014г. №447-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 января 2018г. государственная регистрация прав на земельный участок оказывалась невозможной до внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о границах земельного участка. В настоящее время эта норма утратила силу, действует Федеральный закон от 13 июля 2015г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», который напрямую не запрещает проведение государственной регистрации в отношении земельного участка до отражения сведений о его границах в ЕГРН.
С принятием Федерального закона от 13 июля 2015г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» появилась процедура уточнения описания местоположения границ земельного участка, если имеющиеся о нем в ЕГРН сведения не соответствуют установленным на основании Закона от 13 июля 2015г. №218-ФЗ требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (ч. 1 ст. 43 Закона от 13 июля 2015г. №218-ФЗ). Местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей. В отношении земельных участков, местоположение границ которых в соответствии с федеральным законом считается согласованным, осуществляется государственный кадастровый учет в связи с изменением характеристик объекта недвижимости. Правообладатель земельного участка получает возможность полноценного описания принадлежащего ему объекта в ЕГРН, только «уточнив» границы земельного участка. На практике соблюсти процедуру согласования границ удается немногим, погрешность используемой кадастровыми инженерами аппаратуры, тщательность работы кадастровых инженеров обеспечивают наполнение ГКН, а позже ЕГРН сведениями о границах земельных участков, которые налагаются друг на друга. Растет число приостановлений и отказов во внесении в ЕГРН сведений о границах земельных участков.
Статья 61 Закона от 13 июля 2015г. №218-ФЗ предусматривает возможность наличия в ЕГРН ошибок и делит такие ошибки на технические и реестровые. Техническая ошибка представляет собой несоответствию сведений, содержащихся в ЕГРН, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в ЕГРН. Реестровая ошибка заключается в воспроизведении в ЕГРН ошибки, содержащейся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, или ошибки, содержащейся в иных документах, направленных или представленных в орган регистрации прав. В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в ЕГРН, такое исправление производится только по решению суда. Положение об исправлении реестровой ошибки только по решению суда в случае, когда изменение может затронуть интересы третьих лиц, фактически парализовало внесудебный механизм исправления реестровой ошибки. Законодателем не проводится деления между исправлением реестровой ошибки, которое должно происходить в порядке административного судопроизводства по КАС, и разрешением в исковом порядке спора о границах земельных участков между правообладателями соседних земельных участков.
В определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 07 октября 2015г. по делу №305-КГ15-7535 сказано, что «когда имеются пересечения (наложения) земельных участков, сведения о границах одного из которых внесены в государственный кадастр недвижимости, а другого подлежат уточнению, то требования заявителя в таком случае подлежат рассмотрению по правилам искового производства как требование об установлении границ земельного участка».
Определением от 17 июня 2015г. №305-КГ15-6273 отказано в передаче кассационной жалобы по делу №А41-45776/13 для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. Нижестоящие суды посчитали надлежащим способом защиты права заявление об установлении границы земельного участка и ненадлежащим способом защиты права признание отсутствующим права собственности, признание недействительными сведений Государственного кадастра недвижимости в случае, когда между сторонами существует спор о границах, не урегулированный в результате согласования местоположения границ земельного участка.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 4 октября 2016г. по делу №А41-104233/15 указано, что «оспаривая результаты лесоустройства в части отнесения земель спорных земельных участков к землям лесного фонда, заявитель фактически оспаривает право собственности Российской Федерации, как собственника земель лесного фонда. Кассационная коллегия считает, что суды пришли к обоснованному выводу о том, что заявителем избран ненадлежащий способ защиты, так как между сторонами имеется спор о праве. Суды правомерно указали, что материалы лесоустройства фактически представляют собой документы, содержащие характеристики объекта недвижимости, то есть являются технической документацией, в данном случае земель лесного фонда, и не обладают признаками властного характера, а лесоустройство, не является каким-либо единым документом, а включает в себя обобщающие сведения о землях лесного фонда, содержащиеся в различных материалах, в связи с чем, лесоустройство не может являться самостоятельным предметом спора. Таким образом, исходя из характера возникших между сторонами правоотношений, принимая во внимание наличие пересечения границ земельных участков, принадлежащих заявителю, и границ участков, входящих в лесной фонд, как правомерно указали суды, заявитель вправе требовать защиты своих прав и законных интересов путем предъявления материально-правового требования, а не путем оспаривания результатов лесоустройства, которое может и должно оцениваться судом в качестве одного из доказательств в рамках спора о праве.».
Тем не менее, Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 08 ноября 2016г. по делу №А41-15293/16 оставлены в силе судебные акты об удовлетворении требований о признании незаконным решения; обязании восстановить в сведениях государственного кадастра объектов недвижимости сведения о земельном участке, обязании принять решение об осуществлении кадастрового учета изменений в отношении земельного участка в сходной ситуации.
В Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 21 января 2016г. по делу №А41-19397/2015 указано, что «комитетом не заявлен иск об истребовании земельного участка (части земельного участка) из чужого незаконного владения, при этом, рассматривая непосредственно заявленные требования о проверке законности осуществленного кадастровой палатой учета земельного участка, суды правомерно определили круг обстоятельств, подлежащих доказыванию, и пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.».
В Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 11 декабря 2013г. по делу №А41-1817/13 суд прямо делает вывод, что «требование об установлении границ земельного участка является спором о праве. В соответствии со статьей 305 ГК РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком подлежит защите наравне с иными правами. По смыслу статьи 12 ГК РФ определение законом способов защиты гражданских прав направлено, в первую очередь, на максимальное восстановление нарушенного права. Перечень способов защиты гражданских прав не является исчерпывающим, и защита прав может быть осуществлена иными способами, предусмотренными законом. Исходя из изложенного, суды обоснованно посчитали, что защита права постоянного (бессрочного) пользования земельного участка истца может быть осуществлена путем уточнения границ лесного участка на местности.».
Впервые такой способ защиты права как установление границ земельного участка был предложен в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации №10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №22 от 29 апреля 2010г. Применим ли он сейчас? Следует ли подавать иск к землепользователю смежного земельного участка об определении границ земельных участков или в порядке административного судопроизводства исправлять реестровую (ранее кадастровую) ошибку?
zakon.ru
Уточнение местоположения границ и (или) площади земельного участка
Уточнение местоположения границ и (или) площади земельного участка — комплекс работ и процедур, направленных на установление и юридическое закрепление границ земельного участка с определением координат характерных (поворотных) точек границ с нормативной точностью.
Данное определение достаточно сложное для восприятия, однако содержит в себе очень простой смысл. Несмотря на то, что у Вас на руках могут быть казалось бы все необходимые документы на землю (свидетельство о праве собственности, кадастровый паспорт), этого может быть недостаточно для гарантии нерушимости (неприкосновенности) границ земельного участка.
Следует учитывать, что ранее в законе отсутствовало требование о необходимости проведения межевых работ и установления границ земельных участков (с координатами) до предоставления их в собственность граждан и организаций. Кроме того, широкое распространение получило оформление земельных участков в порядке, установленном так называемым «Законом о дачной амнистии».
Поэтому только закрепление границ земельного участка в соответствии с требованиями действующего законодательства (в том числе с необходимой точностью определения координат), гарантирует защиту Вашей собственности от посягательств посторонних лиц.
Как же определить, необходимо ли Вам заказывать подобную услугу или нет? Для этого потребуется заказать выписку из государственного кадастра недвижимости (ГКН) и обратить внимание на графу № 16 «Особые отметки».
Если в данной графе выписки (кадастрового паспорта) Вы найдете запись «Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства» (как на примере справа), либо аналогичную ей (как на примере слева), то Ваши границы и площадь земельного участка являются декларированными и требуют уточнения.
Если же в этой графе нет особых отметок о границах и площади, либо указано, что площадь земельного участка соответствует материалам межевания, то значит «граница на замке» и заказывать услугу уточнения Вам не требуется.
Какие же последствия влечет за собой отсутствие установленных в соответствии с законом границ земельного участка?
Во-первых — это определенные ограничения свободы распоряжения земельным участком, так как такой участок невозможно разделить, выделить из него другой земельный участок или объединить со смежным участком (при необходимости);
Во-вторых — это сложность доказывания местоположения реальной границы, в случае возникновения споров о границе с соседями (владельцами смежных участков). Особенно в случаях, когда Вы не разбираясь и не перепроверяя информацию, представленную Вам при согласовании границы смежного участка, подписали им акт согласования границы, и лишь потом обнаружили, что установленная ими граница участка не соответствует ее настоящему местоположению 1 ;
В третьих — это постоянная угроза того, что соседями могут быть заявлены требования о сносе тех построек, которые расположены на Вашем земельном участке в непосредственной близости от границы или по границе. Особенно внимательным стоит быть, если Вы решили возвести капитальный забор, поскольку в случае, если он будет установлен за границей (т.е. на смежном земельном участке), сосед в любой момент может обязать Вас (в судебном порядке) снести все, что Вы построили и шансов выиграть подобное дело в суде нет.
Если Вы решили оградить себя от всех этих проблем, то Вам необходимо уточнить местоположение границ Вашего земельного участка.
В этом случае, Вы неожиданно для себя можете получить и дополнительный бонус в виде увеличения площади земельного участка, а следовательно и его рыночной стоимости.
В каких же случаях закреплена возможность уточнения местоположения границ земельного участка и (или) его площади?
Как следует из комплексного анализа норм Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и разъяснений Минэкономразвития России 2 уточнение границ возможно:
при отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о координатах характерных точек границ земельного участка;
в случае, если содержащиеся в государственном кадастре недвижимости координаты характерных точек границ земельного участка определены с точностью ниже нормативной точности 3 определения координат для земель определенного целевого назначения;
в случае, если содержащиеся в государственном кадастре недвижимости сведения о координатах какой-либо характерной точки границ земельного участка не позволяют однозначно определить ее положение на местности (например, в государственном кадастре недвижимости содержатся несколько значений координат указанной характерной точки);
при исправлении ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости, в том числе кадастровой ошибки, о местоположении границ земельного участка
Для уточнения местоположения границ земельного участка необходимо проведение межевания, которое представляет собой целый комплекс работ, в том числе включающих выезд к Вам специалистов ООО «Кадастровый центр Дона» для осуществления геодезических измерений земельного участка с использованием современного спутникового оборудования, а также закрепление границ участка временными межевыми знаками. Подробнее о процедуре межевания можно прочитать в разделе нашего сайта «Межевание земель».
По результатам межевания формируется межевой план в соответствии с требованиями приказа Минэкономразвития России от 24.11.2008 № 412. С информацией о требованиях к форме межевого плана можно более детально ознакомиться в разделе нашего сайта «Межевание земель».
Пример межевого плана по уточнению местоположения границ земельного участка (и не только) можно найти в соответствующем разделе нашего сайта.
После выполнения кадастровых работ и формирования межевого плана завершающим этапом юридического закрепления уточнения местоположения границ земельного участка и (или) его площади является учет изменений сведений о земельном участке в ГКН.
Специалисты ООО «Кадастровый центр Дона» произведут для Вас уточнение местоположения границ и (или) площади Вашего земельного участка в Ростовской области 4 и Республике Крым в оптимальные сроки.
_____________________
1 В настоящее время широкое распространение получили факты, когда после уточнения границ всех смежных участков собственник вдруг обнаруживает, что реальная площадь его участка значительно меньше нормативной (декларированной), закрепленной в его правоустанавливающих документах. Судебная практика по спорам о границах стоит на защите тех собственников, чьи границы были установлены и закреплены на местности в первоочередном порядке (если Вы подписывали акты о согласовании границ, при межевании смежных участков)
2 Письмо Минэкономразвития РФ от 27.12.2011 N 29478-ИМ/Д23 «О государственном кадастровом учете изменений земельного участка в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ»
3 Нормативные требования к точности определения координат характерных (поворотных) точек границ земельного участка закреплены в приказе Минэкономразвития России от 17.08.2012 N 518 «О требованиях к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, а также контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке» (Зарегистрирован в Минюсте России 25.12.2012 N 26340)
4 Преимущественно мы выполняем кадастровые работы в Ростове-на-Дону, Новочеркасске, Батайске, Азове, Аксае, Чалтыре, Таганроге и прилегающих районах, однако возможно выполнение работ и в иных районах Ростовской области с учетом дополнительных транспортных расходов. Выполнение кадастровых работ в других субъектах Российской Федерации возможно при наличии достаточного объема и подлежит согласованию в индивидуальном порядке
kadastrdon.ru
Министерство экономического развития
Российской Федерации
О порядке согласования местоположения границ земельных участков и причинах принятия органом кадастрового учета решений об отказе в осуществлении кадастрового учета
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 27.02.2013 № ОГ-Д23-833
Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее – Департамент недвижимости), рассмотрев обращение от 16 января 2013 г. (далее – обращение), сообщает.
В соответствии с Положением о Минэкономразвития России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации.
Вместе с тем по затронутым в обращении вопросам полагаем возможным отметить следующее.
Решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета (далее – решение об отказе) принимаются органом кадастрового учета в соответствии с правилами статьи 27 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221‑ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон о кадастре).
Согласно пункту 9 части 3 статьи 27 Закона о кадастре орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет земельного участка в случае, если граница земельного участка, о государственном кадастровом учете которого представлено заявление, не считается согласованной.
Учитывая положения частей 2, 3 статьи 40 Закона о кадастре, местоположение границ земельного участка считается согласованным:
— при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей;
— если надлежащим образом извещенное заинтересованное лицо или его представитель в установленный срок не выразили свое согласие посредством заверения личной подписью акта согласования местоположения границ либо не представили свои возражения о местоположении границ в письменной форме с их обоснованием.
В соответствии с частью 8 статьи 39 Закона о кадастре в случае согласования местоположения границ посредством проведения собрания заинтересованных лиц извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ вручается данным лицам или их представителям под расписку, направляется по их почтовым адресам посредством почтового отправления с уведомлением о вручении и по адресам их электронной почты в соответствии с кадастровыми сведениями, предусмотренными пунктами 8 и 21 части 2 статьи 7 Закона о кадастре (при наличии таких сведений), либо опубликовывается в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации соответствующего муниципального образования.
При этом опубликование извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ допускается, если в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о почтовом адресе любого из заинтересованных лиц или получено извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, направленное заинтересованному лицу посредством почтового отправления, с отметкой о невозможности его вручения.
Указанная норма части 8 статьи 39 Закона о кадастре действует в том числе и для публичных лиц: Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления.
Заинтересованными в согласовании местоположения границ земельных участков лицами являются лица, обладающие смежными земельными участками на праве указанном в части 3 статьи 39 Закона о кадастре.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Закона о кадастре местоположение границ земельных участков подлежит в установленном Законом о кадастре порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 статьи 39 Закона о кадастре, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Таким образом, в порядке, установленном Законом о кадастре, должно быть согласовано местоположение границ земельных участков, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости (независимо от наличия в государственном кадастре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на указанные земельные участки либо сведений о координатах характерных точек их границ или иного описания местоположения границ), если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ таких земельных участков.
Более подробно позиция Минэкономразвития России по вопросу порядка согласования местоположения границ земельного участка изложена в письме от 14 декабря 2012 г. № 27701-ПК/Д23и (размещено в информационно-справочной системе «КонсультантПлюс»).
Учитывая изложенное, если граница земельного участка, о государственном кадастровом учете которого представлено заявление, считается согласованной в соответствии с Законом о кадастре, у органа учета нет оснований для отказа в постановке на государственный кадастровый учет земельного участка.
В соответствии с положениями частей 1, 2 статьи 20 Закона о кадастре с заявлениями о постановке на государственный кадастровый учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости, их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, или любые иные лица.
Порядок представления заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости и необходимых для такого учета документов в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг, установлен приказом Минэкономразвития России от 28 декабря 2009 г. № 555 «О порядке представления в орган кадастрового учета при постановке на кадастровый учет объекта недвижимости заявления о кадастровом учете и необходимых для кадастрового учета документов в форме электронных документов с использованием сетей связи общего пользования, подтверждения получения органом кадастрового учета указанных заявления и документов, а также засвидетельствования верности электронного образа документа, необходимого для кадастрового учета объекта недвижимости».
Если заявление о государственном кадастровом учете земельного участка представляется в орган кадастрового учета в форме электронного документа, оформление межевого плана в виде бумажного документа не требуется (пункт 16 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 24 ноября 2008 г. № 412).
В дополнение сообщаем, что поскольку административного порядка признания незаконными решений, принимаемых органом кадастрового учета, Законом о кадастре не предусмотрено, учитывая положения статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 13 статьи 27 Закона о кадастре, урегулирование указанных вопросов возможно в судебном порядке.
Кроме того, отказ в осуществлении государственного кадастрового учета не препятствует повторному обращению в орган кадастрового учета с соответствующим заявлением о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости.
Также сообщаем, что Минэкономразвития России Росреестру указано на необходимость усиления контроля за деятельностью подведомственных Росреестру государственных бюджетных учреждений и принятия мер к устранению причин и условий, способствующих нарушению прав и охраняемых законом интересов граждан, вызывающих поступление обращений по вопросам, связанным с принимаемыми органами кадастрового учета неправомерными решениями об отказе в осуществлении кадастрового учета объектов недвижимости.
economy.gov.ru