D7 в ре мажоре с разрешением
Сайт для учеников Е. А. Климина . и не только
Учебное видео по этой теме можно посмотреть здесь .
Обращения доминантсептаккорда образуются так же, как и обращения трезвучий – путем переноса нижнего звука на октаву вверх.
Обращение доминантсептаккорда это аккорд из звуков с теми же названиями, что и у доминантсептаккорда, но с другим тоном в басу.
– Доминантсептаккорд обозначается D7, в басу – основной тон, V ступень
– Доминантовый квинтсекстаккорд обозначается D65, в басу – терцовый тон, VII (VII + ) ступень
– Доминантовый терцквартаккорд обозначается D43, в басу – квинтовый тон, II ступень
– Доминантовый секундаккорд обозначается D2, в басу – тон септимы, IV ступень
Принцип построения обращений D7 (Соль мажор)
Для того, чтобы получить доминантовый квинтсекстаккорд , нужно взять три верхних звука доминантсептаккорда , написать их снова, а нижний перенести на октаву вверх.
Для того, чтобы получить доминантовый терцквартаккорд , нужно взять три верхних звука доминантового квинтсекстаккорда, написать их снова, а нижний перенести на октаву вверх.
Для того, чтобы получить доминантовый секундаккорд , нужно взять три верхних звука доминантового терцквартаккорда , написать их снова, а нижний перенести на октаву вверх.
Запомните ступени, на которых строятся доминантсептаккорд и его обращения.
Правило разрешения обращений D 7 практически не отличается от правила разрешения самого D7. Разница только в том, что у D 7 основной тон идет в тонику, а у трех его обращений остается на месте. Терцовый тон идет на ступень вверх и разрешается в первую ступень. Квинтовый тон идет на ступень вниз, и разрешается в первую ступень. Тон септимы идет на ступень вниз и разрешается в третью ступень.
Правило разрешения D 7 и его обращений
Разрешение доминантсептаккорда Доминантсептаккорд разрешается в неполное тоническое трезвучие с пропущенным квинтовым тоном и утроенным основным. В Москве его также принято называть тонической терцией, что следует учесть, если Вам придется сдавать вступительные экзамены.
Разрешение доминантового квинтсекстаккорда Доминантовый квинтсекстаккорд разрешается в полное тоническое трезвучие с удвоенным основным тоном.
Разрешение доминантового терцквартаккорда Доминантовый терцквартаккорд разрешается в развернутое тоническое трезвучие. У него также удваивается основной тон, но не в унисон, а в октаву. Благодаря этому трезвучие оказывается развернутым на ширину октавы.
Разрешение доминантового секундаккорда Доминантовый секундаккорд разрешается в тонический секстаккорд с удвоенным основным тоном.
Обращения доминантсептаккорда с разрешениями в Соль мажоре
И самое сложное в этой теме – построение обращений доминантсептаккорда от звука. При этом тональность заранее неизвестна, и её необходимо определить в процессе выполнения задания. Для того, чтобы справиться с этим, необходимо знать, во-первых, интервальную структуру доминантсептаккорда и его обращений:
– Доминантсептаккорд – б3 + м3 + м3
– Доминантовый квинтсекстаккорд – м3 + м3 + б2
– Доминантовый терцквартаккорд – м3 + б2 + б3
– Доминантовый секундаккорд – б2 + б3 + м3
Чтобы построить от заданной ноты доминантсептаккорд или одно из его обращений, необходимо сначала верным образом просчитать все три интервала, из которого аккорд состоит. Для разрешения необходимо определить тональность. Тоника будет ровно на квинту ниже пятой ступени и на пол тона выше седьмой. Определив, где находится тоника, вы сможете узнать тональность и её ключевые знаки. Доминантсептаккорд или его обращение разрешаются в мажор и одноименный минор. При разрешении в минор необходимо помнить о знаке седьмой гармонической ступени. Знак перед этой нотой будет в любом случае. В зависимости от тональности это будет бекар, диез или дубль-диез.
Пример построения доминантсептаккорда и его обращений с разрешением в мажоре от звука Ре.
Пример построения доминантсептаккорда и его обращений с разрешением в миноре от звука Ре.
www.solfo.ru
Домашние задания по сольфеджио, слушанию музыки и музыкальной литературе
Домашнее задание на понедельник, 14 сентября
1 класс 13:30-14:10
- учебник: Баева-Зебряк для 1-2 класса, рабочая тетрадь для 1 класса (автор Калинина). С собой иметь нотную тетрадь, карандаш, ластик и ручку.
- Учебник: Варламова-Семченко 2 класс (по 5 летке).
- Написать в тетради в тональности Фа мажор гамму, тоническое трезвучие, опевания устойчивых ступеней, разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые. Построить от ноты фа вверх все интервалы.
3 класс 14:20-15:20
4 класс 15:30-16:30
- Учебник: Давыдова 4 класс.
- Домашнее задание: в тональности Ре мажор построить T53, S53, D53 и их обращения (секстаккорды и квартсекстаккорды). Петь и играть.
5 класс 16:40-17:40
5 класс 17:50-18:50
- Учебник: Давыдова 5 класс.
- Построить в тональности Ля мажор D7 и его обращения.
- Построить от ноты «ре» D7, D65, D43, D2. Определить тональность (мажор) каждого аккорда.
(D7 на V, D65 на VII, D43 на II, D2 на IV).4 класс 19:00-20:00
- Учебник: Калужская 6 класс.
- Построить в тональности Ля бемоль мажор D7 и его обращения.
- От ноты «соль» построить D7, D65, D43, D2. Определить тональность (мажор) каждого аккорда.
(D7 на V, D65 на VII, D43 на II, D2 на IV).
annasolf.wordpress.com
В конце каждого учебного года проводятся экзамены (если хотите- зачёты). Билеты ребята получают заранее. В каждом билете несколько вопросов, ответить на которые совсем не сложно, если вы регулярно посещаете сольфеджио, выполняете домашние задания и хотите преуспеть в освоении важного предмета.
I год обучения
№1 1)Спеть гамму До мажор. Разрешить неустои в устои.
2)Сыграть на фортепиано Фа мажор, тоническое трезвучие, опевания I, III, V ступеней.
№2 1)Спеть гамму Фа мажор, тоническое трезвучие.
№3 1)Спеть гамму Соль мажор, разрешить неустои в устои.
2)От ноты ре сыграть секунду, кварту, квинту вверх и вниз.
3)Музыкальная лотерея.
№4 1)В тональности Соль мажор спеть ступени: V-I-IV-I-III-VII-I.
№5 1)Спеть гамму Ре мажор, разрешить неустои в устои.
2)Сыграть гамму До мажор, тоническое трезвучие, опевание устоев.
К ней относятся песни по жребию, выученные за год: «Жили-были», «Считалка», «Едет Ваня», «Весёлая дудочка», «Семейка», «Ах ты, берёза», «Пастушья песня», «Велосипедист», «Чудак», «Царевна», » Я на горку шла», «Я лечу ослика», «Пойду ль я, выйду ль я да».
II год обучения
№1 1)Что такое ИНТЕРВАЛ?
2)Спеть соль минор,Тоническое трезвучие, 3(III), 4(II), 2(I).
3)Сыграть ля минор гармонический, Тз5.
4)Музыкальная лотерея ( В каждом билете 4 вопросом будет выученная мелодия из сборника).
№2 1)Cтроение мажора и минора.
2)Написать и спеть соль минор Г., в нём 3(VII#), 4(II), 5(V).
3)Сыграть Ре мажор, Тз5, 5(I), 4(V).
№3 1)Что такое ТРАНСПОЗИЦИЯ?
2)Cпеть ми минор, три вида, 5(I), 4(V), 2(IV).
3)Сыграть от ноты Ре вверх Бз5, Мз5, ч.4, м.2.
№4 1)Виды минора.
2)От соль вверх и вниз построить б.3, ч.4, ч.5, Бз5.
3)Сыграть и спеть си минор мелодический.
№5 1)Виды трезвучий.
2)Спеть ре минор Г., Тз5, 4(V), 2(I), 3(VII#).
3)Сыграть Фа мажор, опевания устоев.
К музыкальной лотерее относятся: №3, 27, 29, 30, 51, 58, 67, 68, 71, 86, 88, 103, 104, 113, 114, 115, 118, 119, 144, 149, «Никита».
III год обучения
№1 1)Тональность Ми бемоль мажор: T S D T.
2)В соль миноре спеть 5(I), 6(VII#), 3(VI), 2(I).
№2 1)До минор, три вида, T S D T.
2)В Ре мажоре спеть: 4(V), 6(II), 6(VII), 3(VII).
№3 1)Фа# минор, три вида, T S D T.
2)Прохлопать заданный ритмический рисунок.
№4 1)Тональность Ля мажор: T S D T.
2)Спеть ре минор гармонический. В нём Тз5 с обращениями.
№5 1)Си бемоль мажор: T S D T, Tз5 с обращениями.
2)Прохлопать заданный ритм.
К музыкальной лотерее относятся №№ 5, 14, 24, 25, 48, 55, 69, 78, 80, 86, 90, 93, 104, 111.
IV год обучения
№1 1)В тональности Ля мажор построить и спеть плагальный оборот.
2)От ноты ре спеть вверх ч.4, б.7, Ммаж.7 с разрешением.
№2 1)В тональности фа# минор построить и спеть плагальный оборот.
2)От до вверх и вниз построить Ммаж.7 с разрешениями.
№3 1)В тональности Ми мажор построить и спеть автентический оборот.
2)От ноты ми вверх спеть: ч.5, м.2, б.3, Ммаж.7 с разрешениями.
№4 1)В тональности до# минор Г. построить и спеть автентический оборот.
2)В Ре мажоре спеть: 4(V), 3(VI), 6(II).
№5 1)В Ля бемоль мажоре спеть автентический оборот.
2)Построить от Си бемоля вниз: б.3, ч.5, Ммаж.7.
№№ Музыкальной лотереи: 2, 3, 4, 6, 11, 20, 23, 39, 43, 50, 61, 90, 92, 96, 105, 111.
V год обучения
№1 1)Спеть последовательность аккордов в Си мажоре: Тз5- Sч6- D6- Tз5- D7- Тз
2)Спеть от Ми вверх: ув.4, м.3, Ммаж.7
3) Музыкальная лотерея.
№2 1)В Ми бемоль мажоре построить и спеть D7 с оьращениями.
2)В си бемоль миноре: тритоновые пары.
№3 1)Спеть последовательность аккордов в Ре бемоль мажоре: Т6- Sз5- Тч6- D2- Т6
2)От ноты До построить вверх ум.5, б.2, м.7, Ммаж7.
№4 1)В си бемоль миноре гармоническом спеть: VII7, Dз4, ув.4(VI), ув.4(IV).
2) Прохлопать ритмический рисунок в размере 6/8.
№5 1)Соль минор, 3 вида, Тч6- S6- D7- Тч6- Т6- Dз4- Тз5.
2)От Ре построить и спеть: ч.4, б.7, м.3, б.6.
VI год обучения
№1 1)В тональности Ре бемоль мажор ( 3 вида) построить Sз5 и Dз5 с разрешением.
2)Построить цепочку интервалов от «до» : ув.4, ч.5, б.6, б.3, м.7, м.3, б.2.
3)Спеть №97.
№2 1)В тональности фа минор ( 3 вида) спеть автентический оборот.
2)Соль мажор: D7 с обращениями.
3)№123 спеть с простым аккомпанементом.
№3 1)Спеть Си мажор с альтерациями, гармонический вид.
2)В тональности до минор Г. построить и спеть тритоны с разрешением.
3)№120.
№4 1)В тональности Си бемоль мажор разрешить: 3(IV), 7(II), 2(I), 6(IV), 5(VII), 2(VI).
2)Привести в основной вид аккорды, дать им названия.
3)№83.
№5 1)Прохлопать ритм в размере 6/8
2)Построить в Ля мажоре аккордовую последовательность:
Т6- II6- Тч6- S6- D7- VIз5- Тч6- II56- D2- Т6
solfejio.umi.ru
Ох, уж эти тритоны сольфеджио!
Частенько в музыкальной школе задают на дом строить тритоны. Тритоны сольфеджио, конечно, не имеют отношения к греческому богу морских глубин Тритону, ну и к животному миру, в общем-то, тоже.
Тритоны – это интервалы, которые называются так, потому что между звуками этих интервалов ни больше, ни меньше, а ровно три тона. Собственно, к тритонам относят два интервала: увеличенную кварту и уменьшённую квинту.
Если помните, в чистой кварте 2,5 тона, а в чистой квинте – 3,5, вот так и выходит, что если кварту увеличить на полтона, а квинту уменьшить, то тоновая величина их сравняется и будет равна трём.
Про простые интервалы (про кварту и квинту) можно почитать вот тут.
В любой тональности нужно уметь находить две пары тритонов. Пара – это ув4 и ум5, которые взаимно обращаются друг в друга. Одна пара тритонов всегда есть в натуральном мажоре и миноре, вторая пара – в гармоническом мажоре и миноре (пара характерных тритонов).
В помощь вам вот такая табличка по сольфеджио – тритоны на ступенях лада.
Из этой таблички сразу понятно, что увеличенные кварты находятся либо на IV, либо на VI ступени, а уменьшённые квинты или на II ступени, или на VII. При этом важно помнить, что в гармоническом мажоре шестая ступень – пониженная, а в гармоническом миноре седьмая ступень – повышенная.
Как разрешаются тритоны?
Тут есть одно общее правило: увеличенные интервалы при разрешении увеличиваются, уменьшённые – уменьшаются. При этом неустойчивые звуки тритонов переходят в ближайшие устойчивые. Поэтому ув4 всегда разрешается в сексту, а ум5 – в терцию.
Причём, если разрешение тритона происходит в натуральном мажоре или миноре, то секста будет малой, терция – большой. Если же разрешение тритонов происходит в гармоническом мажоре или миноре, то, наоборот, секста будет большой, а терция – малой.
Давайте рассмотрим пару примеров по сольфеджио: тритоны в тональности до мажор, до минор, ре мажор и ре минор в натуральном и гармоническом виде. В примере каждая новая строчка – новая тональность.
Ну вот, теперь, думаю, многое прояснилось. Напоминаю, что сегодня в центре нашего внимания были тритоны сольфеджио. Помните, да, что в них по три тона, и их нужно уметь находить по две пары в каждой тональности (в натуральном и гармоническом виде).
Мне осталось добавить, что иногда на сольфеджио тритоны просят не только построить, но и спеть. Сразу звуки тритона спеть трудно, тут поможет такая хитрость: сначала про себя поётся не тритон, а чистая квинта, а затем также мысленно верхний звук спускается на полтона, после такой подготовки тритон поётся легче.
music-education.ru
Обращение трезвучий и септаккордов на примере тоники, субдоминанты и доминанты
Здравствуйте, уважаемые посетители сайта gorstorehov.com. Сегодня мы узнаем про то, что такое обращение аккордов, в частности про обращение трезвучий и септаккордов. В гармонии, как вы помните, существует понятие тоники, субдоминанты, доминанты, иногда можно встретиться со специальными обозначениями данных групп.
Они используются в классической теории музыки, а также могут служить удобным средством для быстрого и понятного обозначения любой гармонии. Основываются данные обозначения на том, чтобы не просто отметить аккорды композиции друг за другом (как обычно мы их видим: Am | Dm | G7 и др.), а отразить именно функцию, которую выполняет то или иное созвучие.
Человеку, который смотрит на такую запись, если он знаком с теорией, не составит труда соориентироваться в ней. Итак, что же это за варианты записи, о которых мы говорим? Они обозначаются следующими буквами T, S, D. Не трудно догадаться, что латинские буквы обозначают как раз функцию, которую мы должны построить. Т — это тоника, S — субдоминанта, D — доминанта.
Если мы видим запись T, S, D, то это значит мы должны построить «стандартную» гармонию, этот вопрос мы рассматривали в этой статье о простой гармонии. Значит тоника — аккорд от 1-го звука гаммы, субдоминанта от 4-ого, доминанта от 5-го. Но каждую функцию из этой схемы можно представить еще несколькими способами. Я говорю про обращение аккордов, мы их уже немного коснулись в статье о разнице между секстаккордом и аккордом с секстой. Настало время поговорить подробнее на эту тему. Итак, начнём с тоники.
Обращение трезвучий: тоника
Тонику можно взять тремя способами, первый способ это собственно мажорное или минорное трезвучие, построенное терциями, также ноты, составляющие его, можно назвать коротким арпеджио, к примеру. Его обозначают как T53 или просто буквой T.
Оно называется основным видом трезвучия. Основной вид это когда в басу у аккорда находится его основной тон (1-ая ступень).
Построить Т53 можно следующим образом — берётся любая нота, она будет первым звуком нашего аккорда (или тоника, читайте статью о трезвучиях, дабы проанализировать то, что получается) и от неё берутся интервалы, записанные рядом с буквой Т, квинта(цифра 5) и терция(цифра 3):
Полученное трезвучие называют терцквинтаккорд. Для развития тоники нужно сделать обращение, только что построенного трезвучия (получается перенесением самой низкой его ноты на октаву вверх). То созвучие, которое образовалось называется секстаккорд или T6 (так называется из-за интервала сексты, разделяющего самый низкий и самый верхний его звуки), терция здесь не упоминается.
Секстаккорд — это первое обращение аккорда. В нем в басу находится не основной тон, а терцовый (третья ступень аккорда).
Следующий вариант также обращение, второе по счету и получается перенесением в секстаккорде нижней ноты на октаву выше. Полученное трезвучие будет называться квартсекстаккордом и обозначаться будет так — Т64.
В этом случае у нас в басу уже не терцовый тон оказывается, а квинтовый.
Вот таким образом в теории музыки интерпретируются буквенные обозначения типа T53, T6, T64. Буква «T» — обозначает что аккорд тоника, а цифры рядом дают нам понять какое обращение аккорда надо взять.
Причем то, что мы выше рассмотрели удобно использовать на пианино, на гитаре вообще построение аккордов не такие, что обусловлено особенностями конструкции данного инструмента. Также можно сказать, что все три вышеописанные трезвучия — один и тот же аккорд — C (до-мажор, мы взяли его для примера).
Обращение субдоминантового трезвучия
В субдоминанте у нас также как и в тонике есть целых три варианта как взять нужное трезвучие. Вы знаете, что от четвёртой (субдоминантовой) ступени в мажорной тональности берётся также мажорный аккорд. Почему именно мажорное трезвучие рассказано в статьях о ладах. Мы рассмотрели тоническое трезвучие на примере до-мажора выше, поэтому и субдоминанту будем рассматривать как продолжение этой тональности. Взяв субдоминанту «как обычно» от 4-ой ступени мы получим мажорное трезвучие, по-другому оно будет называться S53 или просто S, то есть субдоминантовый терцквинтаккорд.
Получившийся у нас аккорд — Фа-мажор, теперь найдём его другие «варианты». По-аналогии с T строим его обращение. Снова необходимо переместить нижнюю ноту выше на октаву. Так получается S6 или субдоминантовый секстаккорд.
Следующее обращение, образуется с помощью перенесения в S6 нижнего звука на октаву выше, так получается S64 или субдоминантовый квартсекстаккорд.
Ну в общем все то же самое, что и с тоникой делали. Получается есть целых три варианта того как взять один и тот же субдоминантовый аккорд, получаемый на 4-ой ступени и их вы также можете использовать на своё усмотрение.
Обращение Доминанты, её разрешения
Теперь рассмотрим то же самое для доминанты. Она берётся от 5-го звука основной тональности и на сей раз это будет не просто трезвучие, а септаккорд (чтобы получился именно напряженный звук доминанты). У септаккорда, в отличие от трезвучия есть три обращения (ведь нот на одну больше). В случае тональности C, которую мы взяли для примера, нужный нам аккорд будет — G7. Здесь принцип тот же самый, что и с обращением трезвучий, описанных выше — переносится басовая нота всегда вверх на октаву. Но в доминанте есть тритон — этим она отличается от аккордов от 1-ой и 4-ой ступеней, она требует разрешения. Давайте поэтому еще и её разрешение посмотрим.
Тут нужно упомянуть принцип ладового тяготения, который совсем несложный и вы его можете сами проверить.
Например, в тональности До-мажор, возьмите «ре» и послушайте как звучит эта нота, она тяготеет в «до», затем возьмите «фа» — она будет «тяготеть» в «ми», а потом «ля», она будет разрешаться в «соль», ну и «си» тяготеет в «до». Просто неустойчивые ступени тяготеют к устойчивым.
Теперь вернёмся к нашему доминантсептаккорду Соль-семь (G7). Он будет называться по-другому D7, где цифра семь обозначает расстояние между его крайними звуками (септима). Этот аккорд называется септаккордом основного вида.
Разрешаться он будет благодаря принципу ладового тяготения, описанному выше, следующим образом:
То есть фа в «ми», а «соль, си, ре» в «до». Да вот нота «соль» казалось бы, а разрешается в «до» — она же устойчивая. Ну это потому, что хоть нота «соль» и устойчивая в До мажоре все равно она тянется к «до», только меньше чем описанные нами выше неустойчивые ступени к своим устойчивым.
Первое обращение нашего аккорда называется D65 или доминантовый квинтсекстаккорд, получается он перенесением самого низкого звука в доминантсептаккорде на октаву вверх (в басу останется терцовый тон):
Этот аккорд разрешается следующим образом:
«Си» и «ре» разрешаются в ноту «до», фа в «ми», соль не разрешается, так как она и так устойчивая. Следующий вариант доминантового септаккорда (второе обращение) получается перенесением на октаву вверх нижнего звука в предыдущем D65. Получившееся созвучие будет называться D43 или терцквартаккорд (у него в басу будет квинтовый тон).
Он разрешается вот так:
Ну и последнее обращение называется D2 и получается он перенесением нижнего звука в D43 на октаву вверх. Это третье обращение септаккорда и у него в басу будет септимовый тон находиться. Цифра два означает интервал секунду, который лежит в основе звучания данного аккорда.
Данный вариант также имеет своё разрешение:
Здесь всё то же самое — неустойчивые ступени разрешаются в устойчивые — «фа» в «ми», «ре» и «си» в «до». Таким образом, мы закончили рассмотрение доминантового септаккорда и его возможных обращений.
Как видите, мы имеем множество возможностей разнообразить свой аккомпанемент на клавишных инструментах (и не только) и возможность выбирать какое обращение аккордов взять на месте T,S и D.
Дополнения: K64, T3
Еще можно встретиться с записью K64. Буква К в записи означает Кадансовый, а цифры, но вы уже в курсе — квартсекстаккорд. Кадансовый означает, что используется в конце произведения.
Этот аккорд выглядит на гитаре так:
То есть это просто обращение тоники с квинтовым тоном в басу (значит второе обращение). Следовательно, это созвучие можно назвать также T64, но в этом случае мы не подчеркиваем тот факт, что его надо брать именно в кадансе (или завершении музыкальной композиции).
Этот аккорд, кстати интересный (см. картинку) — «гибрид» тоники и доминанты — бас взят из доминанты (Д), а верхние звуки — тоника (Т).
Аккорд этот можно брать перед доминантой в конце произведения.
Следующая запись, на которую можно наткнуться — это Т3. Она означает, что надо взять тонику без квинтового тона, то есть лишь интервал терцию (3) из трезвучия Т53.
gorstorehov.com