Поведение суда в романе дубровский

«Подлость и честь в романе А.С.Пушкина «Дубровский»»

Что есть подлость и честь? Это один из вопросов, на которые отвечает в своем романе «Дубровский» А. С. Пушкин.

Роман «Дубровский» — произведение авантюр­но-приключенческое. Это история о драматичной судьбе бедного дворянина, у которого незаконно было отнято имение, и об участи его сына.

Один из героев романа — Кирила Петрович Троеку­ров. Это старинный русский барин, очень богатый и знатный человек. Он славится не только многочис­ленными связями, но и безмерной властностью и свое­волием. Действительно, ничто не может противосто­ять воле Кирилы Петровича — он способен скуки ради учинять набеги на соседние деревеньки, соблазнять дворовых девок и, как оказалось, управлять реше­ниями суда.

Троекуров очень дружен со своим соседом — Андре­ем Гавриловичем Дубровским, единственным челове­ком, осмеливающимся в присутствии Троекурова сво­бодно высказывать свое мнение. Дубровский беден, но это не мешает ему в отношениях с Кирилой Петровичем сохранять верность собственной чести и независимость. Эти редкие качества и вызывают расположение богатого барина к соседу. Однако из доброго приятеля Троекуров быстро превращается в настоящего подле­ца, когда Андрей Гаврилович по соображениям чести осмеливается перечить троекуровской воле.

Кирила Петрович выбирает для своего обидчика самое суровое наказание: он намерен лишить его кро­ва, заставить унижаться, просить о прощении. Ради этого он вступает в сговор с другим подлецом — судей­ским служащим Шабашкиным. Шабашкин, ищущий троекуровского расположения, готов пойти даже на беззаконие. Ничто не смутило его в просьбе Кирилы Петровича, и он все ловко устроил, хотя своенравный барин не прилагал для того никаких усилий.

Гневное поведение соседа на суде доставило Трое­курову мало удовольствия. Кирила Петрович ждал слез раскаяния, а увидел сверкающий злобой взгляд, ненависть к себе и способность до конца стоять за соб­ственное достоинство.

Многочисленные забавы Троекурова также его ха­рактеризуют. Одна из них — забава с медведем. Не­обыкновенное удовольствие доставляет Троекурову видеть перепуганным до смерти своего гостя, которо­го вталкивают неожиданно в комнату с разъяренным голодным животным и оставляют на некоторое время наедине с ним. Кирила Петрович не ценит ни чужое достоинство, ни чужую жизнь, которую он подвергает опасности.

Владимир Дубровский с честью выходит из этого испытания, потому что «не намерен терпеть обиду». Ни один мускул не дрогнул у смелого молодого чело­века, когда медведь бросился на него — Владимир вы­тащил пистолет и выстрелил в зверя.

Выйдя на разбойничью тропу, Дубровский остает­ся благородным человеком. О его благородстве ходят удивительные слухи. При этом Владимир неприми­рим к подлости и жестоко расправляется с негодяями.

Несмотря на существующую опасность, Дубров­ский решается объясниться с Машей, которую он по­любил и которой не мог раньше времени открыть о себе правду. Владимир назначает Марье Кириловне свидание и как честный человек объясняется с нею.

Героиня, которой делает предложение ставший вмиг ненавистным пятидесятилетний Верейский, ищет сострадания у отца, но он, хотя и любит дочь, ос­тается глух к ее мольбам. Надеясь на порядочность Верейского, Маша честно говорит ему о свей нелюбви и просит расстроить предстоящую свадьбу. Но Верей­ский не намерен отступать от своего — старый воло­кита жаждет заполучить молодую красавицу. Он не только не проникается к Марье Кириловне сочувстви­ем, но и рассказывает о Машином письме Кириле Пет­ровичу, который, разгневавшись, только приближает свадьбу.

Несчастная доля не заставила Машу отступить от нравственных принципов. Когда Владимир предпри­нимает попытку спасти ее, она отвечает ему отказом, так как уже успевает обвенчаться с Верейским, а дан­ный обет для нее — святое.

В романе «Дубровский» А. С. Пушкин говорит о вечных человеческих ценностях, поэтому и сегодня его роман актуален и интересен читателю не менее, чем много десятков лет назад.

www.allsoch.ru

Разработка урока литературы «Конфликт К.П. Троекурова и А.Г. Дубровского». Анализ эпизодов «Шабашкин у Троекурова», «Суд». 6-й класс

Разделы: Литература

Цель:

  • формировать навык анализ эпизода художественного произведения с целью анализа характеров героев, их взаимоотношений;
  • формировать умение интерпретировать текст художественного произведения
  • Технология: проблемного обучения

    Методические приемы:

    • анализ проблемного вопроса, исследовательская работа, аналитическое прочтение произведения;
    • беседа;
    • составление ассоциограммы;
    • литературный эксперимент;
    • устное монологическое высказывание;
    • составление сопоставительной таблицы;
    • работа с иллюстрациями, фрагментом фильма.
    1. Оргмомент
    2. Литературный эксперимент

    Сегодня на уроке мы продолжаем работу над произведением А.С.Пушкина “Дубровский”.

    Начать наш сегодняшний урок я хотела бы с небольшого литературного эксперимента.

    Прослушайте отрывки из произведения, восстановите пропущенные слова и определите, о ком из героев идет речь:

  • “Его богатство, знатный род и _____ (связи) давали ему _____ (большой вес в губерниях), где находилось его имение. Принимал знаки _____ (подобострастия) как надлежащую дань. В домашнем быту выказывал все ____ (пороки) человека необразованного” (К.П.Троекуров)
  • “С расстроенным состоянием принужден был ______ (выйти в отставку) и поселиться в ______ (остальной) своей деревне. Владел ______ (семьюдесятью душами). Остался беден и ____ (независим)”. (А.Г.Дубровский)
  • Как вы думаете, почему именно эти цитаты я взяла в качестве эксперимента? Какова их роль в 1-й и 2-й главе?

    Какова сюжетная линия 1-й и 2-й главы? Какие события являются центральными? (ссора, конфликт К.П.Троекурова и А.Г.Дубровского).

    К сегодняшнему уроку вы должны были еще раз перечитать эпизоды “Шабашкин у Троекурова” и “Суд”.

    3.Формулировка темы и цели урока

    Исходя из домашнего задания и литературного эксперимента, подумайте, о чем пойдет речь сегодня на уроке, попробуйте самостоятельно сформулировать тему урока, цель урока.

    4. Постановка проблемного вопроса

    Зачем Троекурову нужен был суд, какую цель он преследовал?

    5. 1-й этап рефлексии

    Я предлагаю вам сейчас подумать над проблемным вопросом урока и свое мнение, основанное на первоначальном прочтении глав, зафиксировать в тетради (учащиеся фиксируют свое первоначальное мнение по заданному проблемному вопросу “Зачем Троекурову нужен был суд, какую цель он преследовал?” Затем работа с данными записям будет организована в конце урока, на 2-м этапе рефлексии).

    Мы вернемся к данному проблемному вопросу в конце уроках, когда проанализируем эпизоды “Шабашкин у Троекурова” и “Сцену суда”.

    6. Словарная работа (опережающее домашнее задание)

    Дома вам было предложено поработать со словарем и определить значения слов:

    Честь, бесчестие, произвол, судебный произвол, беззаконие, притеснить, притеснение, гордость, гордыня.

    Что обозначают эти слова? В чем, на ваш взгляд, разница между словами “гордость”, “гордыня”? Приведите примеры употребления данных слов.

    Слова, с которыми мы сейчас работали, будут ключевыми при анализе характеров героев, постарайтесь использовать их в своих ответах.

    7. Актуализация ЗУНов.

    Прежде чем начать анализ эпизодов, кратко вспомним материал 1-й главы.

    На столах карточка, в которой указаны слова, словосочетания, отражающие разные качества:

    пылкий нрав, грубость, своенравие, избалованность, гордость, независимость, достоинство, верен свои правилам, решениям, твердость в исполнении решенного, прямота, честность, бесцеремонность, грубость, властность, стремление к независимости

    Распределить данные качества в таблице:

    Вспомните, в каких эпизодах герои проявляют данные качества характера.

    Что мы знаем о положении в обществе, материальном положении героев?

    Понять характеры героев помогают их поступки, их речь, также в романе дается описание поместий Троекурова и Дубровского.

    Работа в парах: Сравните описания Покровского и Кистенёвки, данные в произведении (гл.3), подчеркните ключевые слова в описаниях. Подумайте, что нового в характеристику героев добавляют эти описания?

    Он (Дубровский) ехал берегом широкого озера, из которого вытекала речка, вдали извивалась между холмами; на одном из них над густою зеленью рощи возвышалась зеленая кровля и бельведер огромного каменного дома; на другом – пятиглавая церковь и старинная колокольня; около разбросаны были деревенские избы с огородами и колодезями

    Владимир увидел березовую рощу и влево в открытом месте серенький домик с красной кровлею; сердце в нем забилось. Перед собой видел он Кистенёвку и бедный дом своего отца… Двор, некогда украшенный тремя правильными цветниками, меж коими шла широкая дорога, тщательно выметаемая, обращен был в некошеный луг, на котором паслась опутанная лошадь.

    Почему Пушкин дает имениям героев именно такие названия? Какие ассоциации у вас возникают? К какому слову близко слово Покровское? (Покровское – что-то большое, солидное значительное, как и сам Троекуров. Соотносится со словом “покрывать”, что неслучайно, ведь Троекуров — покровитель всей губернии).

    Какой ассоциативный ряд возникает при произнесении названия имения А.Г.Дубровского? (Кистенёвка – маленькое, незначительное).

    Таким образом, случаен ли выбор названий поместий?

    Говорящими являются и имена героев.

    Запись на доске: Кирилл (греч.) – господин, владыка, повелитель

    Петр — скала, утес, камень.

    Андрей (древнееврейское) – сильный муж, крепость.

    О чем говорят имена героев?

    Таким образом, К.П.Троекуров и А.Г.Дубровский занимают различное социальное положение.

    Как вы думаете, а есть ли что-то, что сближает героев, они совершенно разные по характеру?

    На чем основывается их дружба?

    Что стало причиной ссоры героев?

    8. Работа с новым материалом. Анализ эпизодов.

    Какой способ мести избирает Троекуров, оскорбившийся поведением А.Г.Дубровского, его отказом приехать в Покровское?

    Кто сыграл решающую роль в судебной тяжбе? (Шабашкин)

    Открываем учебники, найдите в 1-й главе эпизод “Шабашкин у Троекурова”.

    Прочитайте портретное описание Шабашкина.

    Каким показан этот герой, найдите ключевые слова, выражения, характеризующие его.

    Каково значение имени этого героя, какие родственные слова можно подобрать? (шабашить, то есть недобросовестно работать. В образе героя подчеркивается ничтожность, незначительность, его раболепство)

    Как ведет себя Шабашкин у Троекурова?

    С какими интонациями он говорит? (приниженно, льстиво, словно в полупоклоне)

    В чем особенность его речи?

    Какое выражение обязательно употребляет в каждой своей фразе? (“Ваше превосходительство”) Почему? (Хочет подчеркнуть значимость Троекурова, угодить ему, льстит, боится его гнева)

    Обратите внимание, как он предлагает Троекурову возможные варианты: с какой целью в фразе “Ваше превосходительство, коли есть какие- либо документы…” использовано многоточие? (боится сказать лишнее)

    Когда меняется тональность его речи, появляются восклицательные интонации? (когда узнает, что бумаги сгорели, и понимает, что теперь может угодить Троекурову)

    Как вы понимаете слова “Шабашкин поклонился почти до земли, с того же дня стал хлопотать по замышленному делу, и, благодаря его проворству, ровно через две недели Дубровский получил из города приглашение”

    Почему “хлопотать”, а не работать, заниматься этим делом?

    Почему по “замышленному делу”, а не начатому? Какие оттенки в характеристику поведения героя вносят эти слова?

    Как ведет себя в этом эпизоде Троекуров? (с пренебрежением, говорит Шабашкину “ты”, несколько раз “как бишь тебя зовут”, что подчеркивает его небрежение, для него Шабашкин – маленький человечек, недостойный внимания).

    Как желает действовать Троекуров в этом деле? (“В том – то и сила, чтобы безо всякого права отнять имение”). О чем говорят эти слова?

    Мы видим, что образы героев создаются не только описанием их поведения, но и точными речевыми характеристиками. Зачастую достаточно одного слова, чтобы понять характер героя.

    Проведем исследовательскую работу (работа в парах)

    Сравнить черновой и окончательный вариант произведения. Какие изменения были внесены писателем, чем они, на ваш взгляд, были вызваны?

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    Разработка урока «Тема суда в романе А.С. Пушкина «Дубровский» 6 класс

    Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

    «Тема суда в романе А.С.Пушкина «Дубровский».
    Цели урока:
    — совершенствовать умение работать с текстом художественного произведения, анализировать эпизод романа;
    — проследить за поведением героев во время суда;
    — раскрыть своеобразие темы суда, представленной в романе А.С.Пушкина «Дубровский»
    — развивать умение работать со словарями различного типа.
    Тип урока: урок-рассуждение.
    Ход урока:
    1 .Организационный момент (объявление темы, постановка целей урока).
    2. Беседа по вопросам:
    — какие роды литературы вам известны?
    — какие жанры литературы можно отнести к эпосу? (в случае затруднений можно обратиться к таблице на с.48 учебника).
    — какими отличительными признаками обладают произведения эпического рода?
    — что такое роман?
    3. Проверка домашнего задания :
    а) варианты заглавия II главы (отвечают учащиеся): «Суд», «Несправедливый суд», «Сумасшествие Дубровского», «Неправедный суд» (один из вариантов записывается в тетради; в результате постепенно все главы должны быть озаглавлены).
    б) работа с текстом (глава II)
    — как вы считаете, какой эпизод во II главе является центральным? (сцена суда)
    в) Словарная работа (индивидуальное домашнее задание):
    Суд – 1). Орган государства, рассматривающий гражданские, уголовные и другие дела на основании действующего законодательства;
    2). Орган борьбы с преступностью.
    Апелляция – обжалование судебного приговора.
    Земский судья – выборный судья, ведавший судебными делами дворян в узде.
    Заседатель – служащий суда, помощник судьи.
    Истец — лицо, обращающееся в суд за защитой своего нарушенного или оспариваемого права.
    Ответчик — участник судебного процесса, привлекаемый в качестве предположительного нарушителя прав истца.
    (делается запись в тетради).
    4. Выразительное чтение сцены суда.
    5. Работа в группах . Задание: — проанализируйте поведение участников процесса
    — 1-я группа- Дубровский ( в этой сцене подчёркнуто безразличное отношение к А.Г.Дубровскому. Поручик Дубровский «стоя, прислонился к стенке. «Дубровский стал неподвижен, потупя голову»)
    — 2 –я группа – Троекуров ( Троекуров ведёт себя надменно и самоуверенно. Он встречен «с изъявлениями глубокого подобострастия». «Писаря встали и заложили перья за ухо…придвинули ему кресла из уважения к его чину…», «Торжествующий Троекуров…подписал под решением суда совершенное своё удовольствие»).
    — 3-я группа – представители власти (судьи): (« Заседатель встал и с низким поклоном обратился к Троекурову», «Троекуров вышел…, сопровождаемый всем судом». Судьи рассчитывали на благодарность Троекурова.)
    6. Ответы учащихся.
    7. Беседа по тексту :
    — С какой целью Троекуров отнимает у Дубровского имение? ( Богатый Троекуров не нуждался в увеличении своих владений. Он хотел создать своему приятелю такие условия, чтобы тот оказался в полной зависимости от него, чтобы Дубровский просил о снисхождении, унижался перед ним. Богатый «друг» хотел довести Дубровского до полной нищеты, сломить его гордость, растоптать человеческое достоинство.)
    — Какие чувства испытывает Троекуров, выиграв суд? ( Троекуров должен был бы только радоваться своему успеху в судебном процессе, но внезапное помешательство Дубровского «сильно подействовало на его воображение и отравило его торжество». Троекуров понял, что зашёл слишком далеко.)
    — Как изменился старый Дубровский со времени суда? (« Здоровье было плохо», «силы ослабевали», «был не в состоянии думать о своих делах, хозяйственных распоряжениях»)
    8. Вывод:
    — Какую роль в композиции романа А.С.Пушкина «Дубровский» играет сцена суда? ( Сцена суда – кульминация в истории ссоры Троекурова с Дубровским, которая многое объясняет в их характерах и моральных устоях).
    9. Творческая работа.
    Учащиеся пишут мини-сочинение «Какие чувства вызвала у вас сцена в уездном суде?»
    10.Домашнее задание:
    — прочитать 3-7 главы, озаглавить их;
    Задание — вопрос:
    — Как решение суда повлияло на дальнейшую судьбу Дубровского.
    (Урок №3. Образ Владимира Дубровского)

    infourok.ru

    Дубровский
    Глава II

    Приехав в город, Андрей Гаврилович остановился у знакомого купца, ночевал у него и на другой день утром явился в присутствие уездного суда. Никто не обратил на него внимания. Вслед за ним приехал и Кирила Петрович. Писаря встали и заложили перья за ухо. Члены встретили его с изъявлениями глубокого подобострастия, придвинули ему кресла из уважения к его чину, летам и дородности; он сел при открытых дверях. Андрей Гаврилович стоя прислонился к стенке. Настала глубокая тишина, и секретарь звонким голосом стал читать определение суда. Мы помещаем его вполне, полагая, что всякому приятно будет увидать один из способов, коими на Руси можем мы лишиться имения, на владение коим имеем неоспоримое право.

    18. года октября 27 дня ** уездный суд рассматривал дело о неправильном владении гвардии поручиком Андреем Гавриловым сыном Дубровским имением, принадлежащим генерал-аншефу Кирилу Петрову сыну Троекурову, состоящим ** губернии в сельце Кистеневке, мужеска пола ** душами, да земли с лугами и угодьями ** десятин. Из коего дела видно: означенный генерал-аншеф Троекуров прошлого 18. года июня 9 дня взошел в сей суд с прошением в том, что покойный его отец, коллежский асессор и кавалер Петр Ефимов сын Троекуров в 17. году августа 14 дня, служивший в то время в ** наместническом правлении провинциальным секретарем, купил из дворян у канцеляриста Фадея Егорова сына Спицына имение, состоящее ** округи в помянутом сельце Кистеневке (которое селение тогда по ** ревизии называлось Кистеневскими выселками), всего значащихся по 4-й ревизии мужеска пола ** душ со всем их крестьянским имуществом, усадьбою, с пашенною и непашенною землею, лесами, сенными покосы, рыбными ловли по речке, называемой Кистеневке, и со всеми принадлежащими к оному имению угодьями и господским деревянным домом, и словом всё без остатка, что ему после отца его, из дворян урядника Егора Терентьева сына Спицына по наследству досталось и во владении его было, не оставляя из людей ни единыя души, а из земли ни единого четверика, ценою за 2500 р., на что и купчая в тот же день в ** палате суда и расправы совершена, и отец его тогда же августа в 26-й день ** земским судом введен был во владение и учинен за него отказ.— А наконец 17. года сентября 6-го дня отец его волею божиею помер, а между тем он, проситель генерал-аншеф Троекуров, с 17. года почти с малолетства находился в военной службе и по большой части был в походах за границами, почему он и не мог иметь сведения как о смерти отца его, равно и об оставшемся после его имении. Ныне же по выходе совсем из той службы в отставку и по возвращении в имения отца его, состоящие ** и ** губерниях **, ** и ** уездах, в разных селениях, всего до 3000 душ, находит, что из числа таковых имений вышеписанными ** душами (коих по нынешней ** ревизии значится в том сельце всего ** душ) с землею и со всеми угодьями владеет без всяких укреплений вышеписанный гвардии поручик Андрей Дубровский, почему, представляя при оном прошении ту подлинную купчую, данную отцу его продавцом Спицыным, просит, отобрав помянутое имение из неправильного владения Дубровского, отдать по принадлежности в полное его, Троекурова, распоряжение. А за несправедливое оного присвоение, с коего он пользовался получаемыми доходами, по учинении об оных надлежащего дознания, положить с него Дубровского, следующее по законам взыскание и оным его, Троекурова, удовлетворить.

    По учинении ж ** земским судом по сему прошению исследований открылось: что помянутый нынешний владелец спорного имения гвардии поручик Дубровский дал на месте дворянскому заседателю объяснение, что владеемое им ныне имение, состоящее в означенном сельце Кистеневке, ** душ с землею и угодьями, досталось ему по наследству после смерти отца его, артиллерии подпоручика Гаврила Евграфова сына Дубровского, а ему дошедшее по покупке от отца сего просителя, прежде бывшего провинциального секретаря, а потом коллежского асессора Троекурова, по доверенности, данной от него в 17. году августа 30 дня, засвидетельствованной в ** уездном суде, титулярному советнику Григорью Васильеву сыну Соболеву, по которой должна быть от него на имение сие отцу его купчая, потому что во оной именно сказано, что он, Троекуров, всё доставшееся ему по купчей от канцеляриста Спицына имение, ** душ с землею, продал отцу его, Дубровского, и следующие по договору деньги, 3200 рублей, все сполна с отца его без возврата получил и просил оного доверенного Соболева выдать отцу его указную крепость. А между тем отцу его в той же доверенности по случаю заплаты всей суммы владеть тем покупным у него имением и распоряжаться впредь до совершения оной крепости, как настоящему владельцу, и ему, продавцу Троекурову, впредь и никому в то имение уже не вступаться. Но когда именно и в каком присутственном месте таковая купчая от поверенного Соболева дана его отцу,— ему, Андрею Дубровскому, неизвестно, ибо он в то время был в совершенном малолетстве, и после смерти его отца таковой крепости отыскать не мог, а полагает, что не сгорела ли с прочими бумагами и имением во время бывшего в 17. году в доме их пожара, о чем известно было и жителям того селения. А что оным имением со дня продажи Троекуровым или выдачи Соболеву доверенности, то есть с 17. года, а по смерти отца его с 17. года и поныне, они, Дубровские, бесспорно владели, в том свидетельствуется на окольных жителей, которые, всего 52 человека, на опрос под присягою показали, что действительно, как они могут запомнить, означенным спорным имением начали владеть помянутые г.г. Дубровские назад сему лет с 70 без всякого от кого-либо спора, но по какому именно акту или крепости, им неизвестно.— Упомянутый же по сему делу прежний покупчик сего имения, бывший провинциальный секретарь Петр Троекуров, владел ли сим имением, они не запомнят. Дом же г.г. Дубровских назад сему лет 30 от случившегося в их селении в ночное время пожара сгорел, причем сторонние люди допускали, что доходу означенное спорное имение может приносить, полагая с того времени в сложности, ежегодно не менее как до 2000 р.

    Напротив же сего генерал-аншеф Кирила Петров сын Троекуров 3-го генваря сего года взошел в сей суд с прошением, что хотя помянутый гвардии поручик Андрей Дубровский и представил при учиненном следствии к делу сему выданную покойным его отцом Гаврилом Дубровским титулярному советнику Соболеву доверенность на запроданное ему имение, но по оной не только подлинной купчей, но даже и на совершение когда-либо оной никаких ясных доказательств по силе генерального регламента 19 главы и указа 1752 года ноября 29 дня не представил. Следовательно, самая доверенность ныне, за смертию самого дателя оной, отца его, по указу 1818 года маия. дня, совершенно уничтожается.— А сверх сего —

    велено спорные имения отдавать во владения — крепостные по крепостям, а некрепостные по розыску.

    На каковое имение, принадлежащее отцу его, представлен уже от него в доказательство крепостной акт, по которому и следует, на основании означенных узаконений, из неправильного владения помянутого Дубровского отобрав, отдать ему по праву наследства. А как означенные помещики, имея во владении не принадлежащего им имения и без всякого укрепления, и пользовались с оного неправильно и им не принадлежащими доходами, то по исчислении, сколько таковых будет причитаться по силе . взыскать с помещика Дубровского и его, Троекурова, оными удовлетворить.— По рассмотрении какового дела и учиненной из оного и из законов выписки в ** уездном суде определено:

    Как из дела сего видно, что генерал-аншеф Кирила Петров сын Троекуров на означенное спорное имение, находящееся ныне во владении у гвардии поручика Андрея Гаврилова сына Дубровского, состоящее в сельце Кистеневке, по нынешней . ревизии всего мужеска пола ** душ, с землею и угодьями, представил подлинную купчую на продажу оного покойному отцу его, провинциальному секретарю, который потом был коллежским асессором, в 17. году из дворян канцеляристом Фадеем Спицыным, и что сверх сего сей покупщик, Троекуров, как из учиненной на той купчей надписи видно, был в том же году ** земским судом введен во владение, которое имение уже и за него отказано, и хотя напротив сего со стороны гвардии поручика Андрея Дубровского и представлена доверенность, данная тем умершим покупщиком Троекуровым титулярному советнику Соболеву для совершения купчей на имя отца его, Дубровского, но по таковым сделкам не только утверждать крепостные недвижимые имения, но даже и временно владеть по указу . воспрещено, к тому ж и самая доверенность смертию дателя оной совершенно уничтожается. Но чтоб сверх сего действительно была по оной доверенности совершена где и когда на означенное спорное имение купчая, со стороны Дубровского никаких ясных доказательств к делу с начала производства, то есть с 18. года, и по сие время не представлено. А потому сей суд и полагает: означенное имение, ** душ, с землею и угодьями, в каком ныне положении тое окажется, утвердить по представленной на оное купчей за генерал-аншефа Троекурова; о удалении от распоряжения оным гвардии поручика Дубровского и о надлежащем вводе во владение за него, г. Троекурова, и об отказе за него, как дошедшего ему по наследству, предписать ** земскому суду. А хотя сверх сего генерал-аншеф Троекуров и просит о взыскании с гвардии поручика Дубровского за неправое владение наследственным его имением воспользовавшихся с оного доходов. Но как оное имение, по показанию старожилых людей, было у г.г. Дубровских несколько лет в бесспорном владении, и из дела сего не видно, чтоб со стороны г. Троекурова были какие-либо до сего времени прошения о таковом неправильном владении Дубровскими оного имения, к тому по уложению

    велено, ежели кто чужую землю засеет или усадьбу загородит, и на того о неправильном завладении станут бити челом, и про то сыщется допрямо, тогда правому отдавать тую землю и с посеянным хлебом, и городьбою, и строением,

    а посему генерал-аншефу Троекурову в изъявленном на гвардии поручика Дубровского иске отказать, ибо принадлежащее ему имение возвращается в его владение, не изъемля из оного ничего. А что при вводе за него оказаться может всё без остатка, предоставя между тем генерал-аншефу Троекурову, буде он имеет о таковой своей претензии какие-либо ясные и законные доказательства, может просить где следует особо. Каковое решение напред объявить как истцу, равно и ответчику, на законном основании, апелляционным порядком, коих и вызвать в сей суд для выслушания сего решения и подписки удовольствия или неудовольствия чрез полицию.

    Каковое решение подписали все присутствующие того суда.

    Секретарь умолкнул, заседатель встал и с низким поклоном обратился к Троекурову, приглашая его подписать предлагаемую бумагу, и торжествующий Троекуров, взяв от него перо, подписал под решением суда совершенное свое удовольствие.

    Очередь была за Дубровским. Секретарь поднес ему бумагу. Но Дубровский стал неподвижен, потупя голову.

    Секретарь повторил ему свое приглашение подписать свое полное и совершенное удовольствие или явное неудовольствие, если паче чаяния чувствует по совести, что дело его есть правое, и намерен в положенное законами время просить по апелляции куда следует. Дубровский молчал. Вдруг он поднял голову, глаза его засверкали, он топнул ногою, оттолкнул секретаря с такою силою, что тот упал, и, схватив чернильницу, пустил ею в заседателя. Все пришли в ужас. «Как! не почитать церковь божию! прочь, хамово племя!» Потом, обратясь к Кирилу Петровичу: «Слыхано дело, ваше превосходительство,— продолжал он,— псари вводят собак в божию церковь! собаки бегают по церкви. Я вас ужо проучу. » Сторожа сбежались на шум и насилу им овладели. Его вывели и усадили в сани. Троекуров вышел вслед за ним, сопровождаемый всем судом. Внезапное сумасшествие Дубровского сильно подействовало на его воображение и отравило его торжество.

    Судьи, надеявшиеся на его благодарность, не удостоились получить от него ни единого приветливого слова. Он в тот же день отправился в Покровское. Дубровский между тем лежал в постеле; уездный лекарь, по счастию не совершенный невежда, успел пустить ему кровь, приставить пиявки и шпанские мухи. К вечеру ему стало легче, больной пришел в память. На другой день повезли его в Кистеневку, почти уже ему не принадлежащую.

    pushkin.niv.ru

    Поведение суда в романе дубровский

    Нравственные проблемы романа А.С.Пушкина « Дубровский»

    Урок литературы в 6-м классе с использованием элементов технологии критического мышления

    • активизировать работу учащихся на уроке путем создания проблемной ситуации;

    • развивать умения учащихся

  • — самостоятельно определять свои знания-незнания по изучаемой теме;
  • — работать в парах и группах;
  • — сравнивать, анализировать , формулировать вопросы;
  • — систематизировать материал.

• воспитывать желание переосмысления собственных знаний по изучаемой теме и их практическое применение.

Задача: максимально приблизить учащихся к процессу самостоятельного получения новой информации по теме урока.

1 этап

Формирование групп по пословицам.

Розданы пословицы по темам: дружба,любовь, справедливость,честь

Каждая группа называет тему своих пословиц.

Задание: нарисуйте эмблему вашей группы в соответствии с вашей темой

Защита своих эмблем.

Слово учителя. Какое отношение к роману имеют все эти слова?

2 этап.

Каждая группа работает со своей проблемой. Как это вопрос решается Пушкиным в романе.

1 группа Что же такое настоящая дружба?

1. Кто виноват в ссоре –Дубровский или Троекуров?

2.Переживает ли ссору Троекуров? Откуда это видно?

3. Почему дерзит Дубровский? Он что раньше не знал, как живут крестьяне у Троекурова, не знал размаха богатства своего друга?

4. А Дубровский переживает ссору? Какие чувства им владеют?

5. Как ссора перерастает во вражду?

5. Опишите переживания Троекурова, когда он едет мириться к Дубровскому.

Вывод Можно ли дружбу между Дубровским и Троекуровым назвать настоящей?

2 группа

Справедливость и несправедливость -отчего она зависит?

Какие эпизоды романа заставили вас задуматься над этими вопросами

Сцена суда в романе .

1.Опишите поведение судей во время суда ( словесное рисование.)

2.Опишите поведение Шабашкина при первой встрече с Троекуровым? ( словесное рисование )

3.Почему Дубровкский не выиграл суда?

4. Троекуров рад был исходу дела? Докажите текстом. Для чего он тогда его затеял?

Вывод Почему проснувшаяся в Троекурове человечность не одержала победы над реальными законами жизни? ( общий уклад жизни губит людей, лишённых положения и прав).

3 группа

Анализ вопроса о любви

1.На что способен человек в своём желании отомстить?

2.Что его может остановить?

3.Кого в романе остановила любовь?

4.Любил ли Владимир Машу? Докажите текстом.

5.Любила ли Маша Дубровского?

Учащимся для обоснования своего мнения предлагается составить сжатый пересказ монтажа сцен для выразительного чтения на тему

« Маша и Владимир Дубровский»(домашнее задание).

• Новый гувернёр .(гл 8)-гл 8 от слов « Сей учитель..до ..неожиданным образом получила она о нём совершенно новое понятие.»

• « Маша в него влюбилась» (гл 8) от слов «Кирилла Петрович вошёл изумлённый до конца главы.

• Бал.(10гл ) от начала главы до слов «….барышни насмешливо за ним примечали»

• «Все любили молодого учителя»( 11гл) от слов « Дубровский, овладев бумагами француза» до слов«…в отсутствие начальника»

• « Мне необходимо с вами поговорить»( глава12) до слов

« Между тем француза не находили»

• Письмо (начало14 главы) до слов «Кирилла Петрович был не один» и от слов «Марья Кирилловна жадно воспользовалась позволением удалиться».

• «Я всё знаю» глава 15.

• «Теперь поздно» (18гл) со слов «Обряд был кончен» до конца главы

Дополнительные вопросы, если мнение о том,что Маша любила Дубровского будет однозначно «да»

• Как возникла любовь у Дубровскому?

• Каково было отношение Маши в самом начале к учителю Дефоржу?

• Как она отреагировала на известие о том, что Дубровский и Дефорж одно и тоже лицо?

  • Почему она медлила с просьбой о помощи?
  • Почему Маша не приняла свободы из рук Дубровского?
  • Как Пушкин отнесся к решению Маши?
  • 3 этап Рефлексия

    Ребята, как вы думаете, вопросы, которые мы сегодня с вами рассматривали Пушкина волновали?

    А вас они волнуют?

    Почему они волновали людей в 19 веке, волнуют и в 21 веке?( это нравственные законы жизни, нравственные проблемы)

    А что может произойти с человеком, если он нарушит эти законы?

    Как вы думаете А Троекурова это волновало?

    Подведение итогов.Давайте заполним центральную часть кластера

    Давайте подберем эпиграф к нашему уроку? Обоснуйте свой выбор.

    www.ucheba.com