Оглавление:
Новый закон «Об образовании»: комментарий юриста
21 декабря 2012 года в окончательной редакции был принят проект Федерального закона №121365-6 «Об образовании в Российской Федерации». Дата вступления закона в силу 1 сентября 2013 года. Этот закон заменит два действующих в настоящее время закона «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
Новый закон внесет много изменений в действующую на сегодняшний день систему образования в Российской Федерации. Так что же нас ждет в ближайшем будущем и каковы эти изменения? Главные изменения нового документа комментирует юрист Городского центра информатизации «Эгида» Наталья Александровна Александрова.
В статье 2 ФЗ появляется глоссарий, состоящий из понятий, используемых в новом законе. Раскрываются, например, такие понятия, как «обучающийся», «образовательная организация», «инклюзивное образование», «конфликт интересов педагогического работника», «присмотр и уход за детьми» и другие.
Вторая новелла состоит в изменении формулировок некоторых понятий. На сегодняшний день используется понятие «Образовательное учреждение». В новой редакции это понятие изменяется на понятие «Образовательная организация». Исходя из этого, после вступления изменения в силу образовательным учреждениям необходимо внести соответствующие изменения в свои Уставы в течение трех месяцев после вступления закона в силу. При внесении данных изменений необходимо руководствоваться ст. 2 ФЗ «Об образовании».
Новая редакция закона закрепляет общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если такое образование получается гражданином впервые.
В статьях 7, 8, 9 ФЗ «Об образовании» определены полномочия Российской Федерации в сфере образования, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов. В Новосибирской области таким органом является Главное Управление образования мэрии г. Новосибирска. К его полномочиям относятся:
– организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях;
– организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях;
– создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей в муниципальных образовательных организациях;
– создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителя муниципальных образовательных организаций;
– обеспечение содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий;
– учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, а также закрепление муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями города Новосибирска и Новосибирской области;
– осуществление иных полномочий в сфере образования, которые закрепляются ФЗ «Об образовании».
Новый ФЗ «Об образовании» определяет следующие уровни общего образования:
1. Дошкольное образование
2. Начальное общее образование
3. Основное общее образование
4. Среднее общее образование
И следующие уровни профессионального образования:
1. Среднее профессиональное образование
2. Высшее образование – бакалавриат
3. Высшее образование – специалитет, магистратура
4. Высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации.
В статье 11 раскрываются такие понятия, как «Федеральные государственные образовательные стандарты». Порядок их разработки, утверждения и внесения в них изменений устанавливается Правительством Российской Федерации. Они определяют структуру основных образовательных программ, условия их реализации и др. Т.е. определяют список предметов и количество часов, которые будут являться обязательными к изучению и будут бесплатными.
Образовательные программы определяют содержание образования. Они самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность в соответствии с государственным образовательным стандартом. Согласно новому закону реализация образовательных программ возможна с использованием различных технологий, в том числе допускается использование дистанционных технологий и электронного обучения.
Новым законом предусмотрена возможность сетевой формы реализации образовательных программ. Т.е. обучающиеся смогут осваивать образовательные программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность и иных организаций.
Статья 16 посвящена понятиям «электронное обучение» и «дистанционные образовательные технологии» и законодательно закрепляет право организаций, осуществляющих обучение, их применять. Т.е. организациям можно осуществлять обучение как с использованием различных баз данных, так и дистанционно (на расстоянии).
Новый ФЗ закрепляет следующие формы получения образования:
– В организациях – в очной, очно-заочной, заочной форме.
– Вне организаций – в форме семейного образования и самообразования.
Вводятся понятия «Экспериментальная деятельность» – это возможность внедрения новых образовательных технологий, и «Инновационная деятельность» – это деятельность, направленная на совершенствование кадрового, правового, учебно-методического и иного обеспечения системы образования.
После вступления ФЗ в законную силу в Российской Федерации образовательные организации будут подразделяться на следующие типы:
1. Образовательные организации, реализующие основные образовательные программы:
– дошкольная образовательная организация;
– профессиональная образовательная организация;
– образовательная организация высшего образования.
2. Образовательные организации, реализующие дополнительные образовательные программы:
– организация дополнительного образования;
– организация дополнительного профессионального образования.
В компетенцию образовательной организации включается установление требований к одежде обучающихся. На свое усмотрение образовательная организация может ввести школьную форму определенного образца.
Также нововведения коснулись и сельских школ. Согласно статье 22 принятие решения о реорганизации или закрытии общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении не допускается без учета мнения жителей этого поселения.
В статье 29 обновлен список информации, которая в обязательном порядке должна содержаться на сайте образовательной организации. Например, теперь помимо сведений о персональном составе педагогических работников с указанием уровня образования и квалификации, также нужно указывать информацию об опыте работы педагогического работника.
4 глава ФЗ посвящена обучающимся и мерам их социальной поддержки. В качестве таковых указываются:
– полное государственное обеспечение, в том числе обеспечение одеждой, обувью и т.п. в случаях, которые установлены ФЗ и законами субъекта Федерации;
– обеспечение питанием в случаях, которые также установлены соответствующими законами;
– обеспечение местами в интернатах и жилыми помещениями в общежитиях;
– получение стипендий и иных денежных выплат;
– предоставление образовательного кредита и иные меры социальной поддержки.
Также как и в действующем законе, в новой редакции предусмотрено по решению организации отчисление несовершеннолетнего обучающегося, однако устанавливается ограничение в том, что отчисление возможно только по достижении им 15 лет.
Впервые законодательно закрепляется особый статус педагогического работника. Указано, что педагогические работники будут иметь следующие трудовые права и социальные гарантии, которые несколько отличаются от тех, которые установлены в действующем на сегодняшний день законе:
– право на сокращенную продолжительность времени. Однако не устанавливается предела количества часов;
– право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже, чем один раз в три года. В действующем законе установлен срок в пять лет;
– право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством РФ;
– право на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы;
– право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Однако сейчас назначается пенсия за выслугу лет;
– право на предоставление педагогическим работникам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, вне очереди помещений по договору социального найма и жилых помещений специализированного жилищного фонда, который представляет собой совокупность жилых помещений, предоставляемых отдельным категориям граждан временно;
– право педагогических работников, которые проживают и работают в сельских населенных пунктах на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размеры такой компенсации устанавливаются Правительством РФ;
– педагогическим работникам, участвующим в проведении единого государственного экзамена выплачивается компенсация за работу по подготовке и его проведению. Размеры такой компенсации устанавливаются субъектом РФ за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта РФ, которые выделяются на проведение ЕГЭ.
Новый закон официально закрепляет то, что расходы на оплату труда педагогических работников муниципальных общеобразовательных организаций не могут быть ниже уровня, соответствующего средней заработной плате в соответствующем субъекте Российской Федерации. К примеру, средняя заработная плата на октябрь 2012 года по Новосибирской области составила 24 354 рублей (www.gks.ru).
Отдельно отмечается, что педагогический работник организации не вправе оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника.
В законе дана следующая формулировка понятия «Конфликт интересов педагогического работника»: это ситуация, при которой у педагогического работника при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества и которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностей вследствие противоречия между его личной заинтересованностью и интересами обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
Чтобы стало более понятно, попробуем привести пример.
У преподавателя в классе есть ученики, которые обучаются по дополнительной программе, которая выходит за рамки Государственного стандарта и соответственно оплачивается дополнительно его родителями. И также есть те ученики, которые обучаются только по программе строго соответствующей Государственному стандарту и ничего дополнительно их родители не оплачивают. Ну а так как часть суммы за дополнительные платные услуги оплачивается педагогу, то может возникнуть ситуация, в которой педагог будет заинтересован больше уделять внимания тем детям, которые учатся по дополнительным отдельно оплачиваемым программам.
Особое внимание хотелось бы уделить системе оплаты.
Согласно статье 65 нового ФЗ «Об образовании» с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, будет взыматься плата. Учредители детских садов сами вправе устанавливать размер взымаемой с родителей (законных представителей) платы. Но включение расходов на реализацию программы дошкольного образования, а также расходов на содержание имущества образовательных организаций в родительскую плату за присмотр и уход за ребенком не допускается.
Этой же статьей предусмотрена компенсация родителям (законным представителям) в размере, который устанавливается нормативными правовыми актами субъекта РФ, но не менее 20% среднего размера родительской платы на первого ребенка, не менее 50% на второго, не менее 70% на третьего и последующих детей.
Что же касается организаций, осуществляющих общее образование, основное общее образование, среднее общее образование, то образовательные программы в рамках государственного стандарта будут реализовываться бесплатно. Однако за осуществление присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня учредитель образовательной организации вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей, и ее размер. То же самое касается и образовательных организаций с наличием интерната.
Изменения затронули и высшее образование. Теперь число обучающихся за счет бюджетных ассигнований будет увеличено и составит не менее чем восемьсот студентов на каждые десять тысяч человек в возрасте от 17 до 30 лет. Т.е. в сравнении с законом, действующим на сегодняшний день, цифры значительно увеличиваются (в настоящее время – не менее чем 170 студентам в расчете на каждые 10 тысяч человек, проживающих в РФ).
Статья 104 регулирует такую услугу, как «образовательный кредит». Т.е. родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося или сам обучающийся, достигший возраста 18 лет, смогут в банке или иной кредитной организации получить целевой кредит на оплату обучения, питания, проживания, приобретения учебной литературы и других бытовых нужд в период обучения.
Несмотря на то, что новый закон «Об образовании» на сегодняшний день вызывает много споров и вопросов у родителей и обучающихся, его введение обещает в ближайшем будущем поднять систему образования на гораздо более высокий уровень и сделать образование более доступным.
Уважаемые коллеги! Если у вас остались вопросы по ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» или другим нормативно-правовым документам образования, вы можете задать их в рубрике «Вопрос юристу».
www.nios.ru
Глоссарий по закону об образовании
Какой процент от вашего совокупного дохода составляет репетиторство или другая подработка?
Не более 20 процентов
Подработка дает больше
Я не подрабатываю
Всего проголосовало: 129
Текущий номер
Футбол как национальная идея
номер 29, от 17 июля 2018
Читайте в следующем номере «Учительской газеты»
Центр «Содействие» – сюда за помощью и советом едут родители детей с ограниченными возможностями здоровья, папы и мамы приемных детей Ростова Великого. Почему именно сюда? Ответ – в специальном репортаже Надежды Тумовой и Михаила Кузминского.
В этом году попытки апелляции по итогам ЕГЭ не очень порадовали желавших разобраться и повысить свои баллы. Кого-то из детей педагоги даже отговаривали: «Не ездите, баллы ведь можно и потерять»… Что же пошло не так? Свои предположения высказывают те, кто в этом году получил бесценный опыт отстаивания своей позиции.
Министерству высшего образования и науки и Рособрнадзору поручено реформировать порядок проведения государственной аккредитации вузов. Это решение поддерживают и сами ректоры: накануне они направили президенту письмо с просьбой изменить устаревшую систему госаккредитации. Что для этого нужно сделать в первую очередь? Размышляют наши эксперты.
Наши приложения
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС)
Совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Статья 2 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Уровень образования
Завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований.
Статья 2 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Образовательная программа
Комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.
Статья 2 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Примерная основная образовательная программа
Учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы.
Статья 2 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Комментарии
Сетевое издание. Зарегистрировано Роскомнадзором 6 июля 2012 года
Эл No. ФС77-50440
Перепечатка материалов газеты допускается только c письменного разрешения редакции.
Ссылка на «УГ» обязательна.
Выходит с 1924 года; электронная версия — с 1995 года.
Key title: Ucitel’skaa^ gazeta (Online) || ISSN 1607-2162
www.ug.ru
Глоссарий (к проекту федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»)
(к проекту федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»)
1. Автономия образовательной организации — самостоятельность образовательной организации в принятии решений и осуществлении деятельности в пределах, установленных настоящим Федеральным законом и утвержденным в установленном порядке уставом.
2. Автономное учреждение – новый тип учреждения, предоставляющий необходимую свободу и инициативу для эффективного развития ОУ. Переход в автономные учреждения способствует созданию конкурентной среды в образовании и, следовательно, повышению качества предоставляемых образовательных услуг.
3. Академические свободы — свободы, предоставляемые педагогическим работникам при осуществлении научно-педагогической деятельности, а также обучающимся при получении образования в пределах, установленных настоящим Федеральным законом, нормативными правовыми актами Российской Федерации и утвержденным в установленном порядке уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность.
4. Аспиранты (адъюнкты) – лица (военнослужащие), имеющее высшее образование (подготовка специалиста или магистратура), обучающиеся в аспирантуре (адъюнктуре) по образовательной программе подготовки научно-педагогических кадров.
5. Аттестация обучающихся (выпускников) — процедура оценки педагогическим работником или специально созданной комиссией степени освоения обучающимися отдельной части или всего объема учебного курса, предмета, дисциплины (модуля), образовательной программы.
6. Бюджетное учреждение – организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов
7. Воспитание — систематический процесс формирования и развития личности, подготовки обучающегося к участию в жизни общества в соответствии с общечеловеческими социокультурными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами.
8. Воспитанники — лица, осваивающие основную общеобразовательную программу дошкольного образования; лица, осваивающие основную образовательную программу общего образования с одновременным проживанием (нахождением) в образовательной организации.
9. Государственное образовательное учреждение – учреждение, созданное Российской Федерацией на базе имущества, находящегося в федеральной собственности (федеральное государственное образовательное учреждение) или субъектом Российской Федерации на базе имущества, находящегося в собственности этого субъекта Российской Федерации (государственное образовательное учреждение, находящееся в ведении субъекта Российской Федерации).
10. Детский сад – дошкольная образовательная организация, которая реализует основную образовательную программу дошкольного образования общеразвивающей направленности, в том числе с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития детей.
11. Детский сад компенсирующего вида (коррекционный детский сад) — дошкольная образовательная организация, которая реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования компенсирующей (коррекционной) направленности, обеспечивающую приоритетное осуществление деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии одной и более категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.
12. Документ об образовании и (или) квалификации — документ установленной формы, выдаваемый в порядке, определенном настоящим Федеральным законом, и подтверждающий достижение лицом установленных государством уровней образования (образовательных цензов) и (или) квалификации.
13. Дополнительные общеобразовательные программы – программы, направленные на развитие личности, ее общей культуры и индивидуальных способностей, освоение социокультурных ценностей, профессиональную ориентацию, организацию творческого труда, содержательного досуга, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья.
14. Дополнительные профессиональные программы – программы, которые реализуются в целях профессионального развития (повышения квалификации) специалистов, совершенствования их профессионально значимых качеств, приобретения новых профессиональных и организаторских навыков, необходимых для подготовки к выполнению определенного вида профессиональной деятельности, новых трудовых функций и (или) обязанностей по занимаемой или более высокой должности.
15. Дошкольное образование – вид образования, направленый на разностороннее развитие детей, формирование у них нравственных норм, приобретение ими социального опыта в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями, до их приема в образовательную организацию для получения общего образования.
16. Дошкольная образовательная организация – это тип образовательной организации, создаваемой в целях ведения образовательной деятельности по реализации основных образовательных программ дошкольного образования, а также осуществления присмотра и ухода за детьми.
17. Зачетная единица (кредит) — унифицированная единица измерения объема трудоемкости учебной нагрузки обучающегося по основным профессиональным программам.
18. Казенное учреждение — государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы (абз. 39 ст. 6 БК РФ).
19. Каникулы – плановые перерывы при получении образования для отдыха и иных социальных целей.
20. Качество образования — комплексная характеристика образования, выражающая степень его соответствия федеральным государственным образовательным стандартам (федеральным государственным требованиям) и (или) потребностям заказчика образовательных услуг.
21. Квалификация — характеристика уровня подготовки (готовности) к выполнению определенного вида профессиональной деятельности или конкретных трудовых функций.
22. Коллегиальный орган самоуправления (собрание (конференция) работников образовательной организации, совет образовательного организации, ученый совет, управляющий совет, педагогический (методический, учебно-методический, научно-методический) совет, родительский комитет, другие органы, предусмотренные уставом организации) – орган самоуправления, выполняющий отдельные функции по управлению и осуществляющий деятельность в соответствии с законодательством об образовании, уставом образовательной организации и положениями о них, утверждаемыми руководителем образовательной организации.
23. Коррекционная общеобразовательная школа — вид общеобразовательной организации, которая реализует основные общеобразовательные программы одной или нескольких ступеней общего образования на базовом уровне и обеспечивает квалифицированную коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии одной и более категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, их социальную адаптацию и интеграцию в общество.
24. Направленность (профиль) образования — целевая ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание и (или) преобладающие виды учебной деятельности обучающегося.
25. Муниципальное образовательное учреждение — учреждение, созданное муниципальным образованием (муниципальным районом и городским округом) на базе имущества, находящегося в собственности соответствующего муниципального образования.
26. Образование — общественное и частное благо, под которым в системе образования понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков и компетенций определенных объема и сложности.
27. Образовательная деятельность — целенаправленные последовательные действия, осуществляемые управомоченным юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем по организации и осуществлению образовательного процесса (обучения) с целью реализации образовательных программ, программ профессиональной подготовки, а также предоставлению дополнительных образовательных услуг.
28. Образовательные отношения — отношения, возникающие между организацией, осуществляющей образовательную деятельность (лицом, ведущим индивидуальную педагогическую деятельность) и лицом, зачисленным на обучение (далее – обучающийся), по поводу получения (предоставления) образования, основные характеристики которого определяются образовательной программой, в соответствии с требованиями, предусмотренными законодательством об образовании и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования, локальными нормативными актами, договором об образовании (обучении).
29. Образовательные стандарты и требования, устанавливаемые университетами — образовательные стандарты и требования по образовательным программам высшего образования, самостоятельно устанавливаемые университетами, определенными федеральным законом или указом Президента Российской Федерации.
30. Образовательные услуги — услуги по организации и осуществлению образовательного процесса (обучения) в целях освоения обучающимися образовательных программ, программ профессиональной подготовки или программ отдельных учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), если они не завершаются выдачей документа, дающего право на продолжение образования на следующем уровне и занятие профессиональной деятельностью, другие услуги, связанные с обучением.
31. Образовательный процесс — целенаправленный педагогически обоснованный процесс обучения, воспитания и развития, организуемый субъектом образовательной деятельности, реализующим образовательную программу.
32. Образовательный ценз — уровень образования, достижение которого удостоверяется соответствующим документом об образовании и является условием получения образования следующего уровня или ведения профессиональной деятельности.
33. Обучающийся — лицо, зачисленное в установленном порядке в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, и осваивающее образовательную программу.
34. Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — лицо, имеющее особенности физического и (или) психического развития, препятствующие получению образования без создания для этого специальных условий.
35. Обучение — целенаправленный процесс организации учебной деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками, компетенциями, развитию способностей.
36. Общедоступность образования — возможность получения образования без каких-либо юридических ограничений (за исключением случаев, прямо предусмотренных федеральным законом).
37. Общее образование – вид образования, направленный на развитие личности и приобретение в процессе освоения преемственных основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования.
38. Общеобразовательная организация – это тип образовательной организации, создаваемой в целях ведения образовательной деятельности по реализации основных образовательных программ общего образования.
39. Общеобразовательная школа – вид общеобразовательной организации, которая реализует основные общеобразовательные программы одной или нескольких ступеней общего образования на базовом уровне и (или) на профильном уровне.
40. Общероссийский классификатор специальностей по образованию — технический нормативный правовой акт, который определяет коды и наименования укрупненных групп направлений подготовки и специальностей, по которым реализуются основные профессиональные образовательные программы.
41. Организации, осуществляющие образовательную деятельность — юридические лица, которым настоящим Федеральным законом предоставлено право осуществлять образовательную деятельность в качестве основного или дополнительного вида деятельности на основании лицензии (образовательные организации, организации, осуществляющие обучение).
42. Педагогический работник — физическое лицо, состоящее в трудовых отношениях с образовательной организацией и выполняющее на профессиональной основе трудовые обязанности по обучению, воспитанию и (или) организации образовательного процесса.
43. Платные образовательные услуги — образовательные услуги, оказываемые на возмездной основе за счет средств физических и (или) юридических лиц.
44. Практика — вид (форма) учебной деятельности, направленной на формирование и развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.
45. Примерная образовательная программа — учебно-методическая документация, определяющая содержание образования, структурированное по учебным курсам, предметам, дисциплинам (модулям), соответствующие требования к условиям образовательного процесса и планируемые результаты освоения программы.
46. Программы подготовки научных кадров – программы, направленые на проведение научных исследований, подготовку и защиту по их результатам диссертации на соискание ученой степени в соответствии с номенклатурой научных специальностей.
47. Профессиональная ориентация — деятельность по предоставлению информации и консультационной помощи, направленная на содействие свободному и осознанному выбору обучающимся профессии, формы и места обучения в соответствии с профессиональными интересами, индивидуальными способностями и психофизиологическими особенностями.
48. Профессиональная подготовка (обучение) — целенаправленный процесс обучения, направленный на освоение лицами умений и навыков, компетенций, необходимых для выполнения определенных трудовых функций в сфере технического и обслуживающего труда.
49. Профессиональное образование — вид образования, направленный на приобретение обучающимися в процессе освоения профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и компетенций определенного уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работы по конкретной профессии или специальности.
50. Профильное обучение — форма организации образовательного процесса, основанная на дифференциации и индивидуализации содержания основной общеобразовательной программы с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся.
51. Слушатели – лица, осваивающие дополнительные профессиональные программы, в том числе в ординатуре или интернатуре, а также лица, обучающиеся на подготовительных отделениях образовательных организаций высшего образования, либо лица, получающие в образовательной организации второе высшее образование соответствующего уровня.
52. Соискатели – лица, прикрепленные к образовательной организации или научной организации для подготовки диссертации на соискание ученой степени кандидата наук или доктора наук.
53. Средства обучения — приборы, оборудование, инструменты, учебно-наглядные пособия, компьютеры, компьютерные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства и иные виды материальных объектов, необходимые для организации образовательного процесса и реализации образовательной программы.
54. Стипендия – денежная выплата, назначаемая обучающимся по очной форме за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях и научных организациях, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
55. Студенты (курсанты) – лица, осваивающие основные образовательные программы среднего профессионального или высшего образования.
56. Трудоёмкость — количественная характеристика учебной нагрузки обучающегося, основанная на расчете времени, затрачиваемого им на выполнение всех видов учебной деятельности, предусмотренных учебным планом образовательной программы, включая организованную самостоятельную работу.
57. Уровень образования — формализованный показатель завершенного цикла образования определенного объема и степени сложности, основные характеристики которого определяются федеральным государственным образовательным стандартом.
58. Учащиеся – лица, осваивающие основные образовательные программы общего образования, дополнительные общеобразовательные программы.
59. Учебное издание — издание, содержащее систематизированные сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и преподавания, и рассчитанное на обучающихся определенного возраста и образовательную программу соответствующего уровня и (или) направленности.
60. Учебный план — документ, определяющий перечень, последовательность и распределение по периодам обучения учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), практик, предусмотренных образовательной программой, временные затраты (трудоемкость) на их освоение, а также виды учебной и самостоятельной деятельности, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.
61. Федеральный государственный образовательный стандарт — технический нормативный правовой акт, устанавливающий обязательные требования к образованию определенного уровня.
62. Частная образовательная организация — образовательная организация, созданная в соответствии с Федеральным законом собственником (гражданином (гражданами) и (или) юридическим лицом (юридическими лицами), за исключением Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
63. Экстерны – лица, самостоятельно осваивающие основные общеобразовательные или профессиональные образовательные программы, которым предоставлена возможность прохождения промежуточной и (или) государственной (итоговой) аттестации в образовательной организации, имеющей государственную аккредитацию.
pandia.ru