Понятие налога сбора в рф

Статья 8 НК РФ. Понятие налога, сбора, страховых взносов

4 сентября 2017

19 июня 2017

12 июня 2017

5 июня 2016

Обсуждение статьи

Вопросы по статье

Что означает «обязательные платежи и сборы» и в каком законе(нах) это указано?)
Добрый день. Мой вопрос таков: в Законе О прожиточном минимуме в определении понятия «прожиточный минимум» присутствует фраза «а также обязательные платежи и сборы». Что в себя включают эти обязательные платежи и сборы?

О замене транспортного налога на налог на парковку (хранение).

О введении местного налога (сбора) с владельцев собак, а также о налогообложении НДФЛ доходов от продажи животных.

Из содержания пп. 2 п. 1 ст. 333.40 НК РФ следует, что возврат госпошлины возможен в отношении заявлений, жалоб и иных обращений, рассматриваемых исключительно судами. Госпошлина, уплаченная за рассмотрение разногласий, возникших в области государственного регулирования тарифов, может быть возвращена только в случае отказа уплативших ее лиц от совершения юридически значимых действий до обращения в уполномоченный орган. Вправе ли уполномоченный орган вернуть уплаченную госпошлину в случае возврата заявления о разногласиях, возникших между органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями и потребителями по причине несоответствия заявления установленным требованиям?

Об отсутствии оснований для возврата госпошлины или получения возможности повторно рассмотреть вопрос о предоставлении лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в случае получения от налоговых органов недостоверной информации о наличии у заявителя задолженности по уплате налогов и сборов.

Строительная организация в целях исчисления налога на прибыль учитывает расходы, связанные с приобретением лицензии на строительную деятельность, равномерно. Учитывая, что с 01.07.2007 лицензирование строительной деятельности отменяется, возможно ли оставшуюся неучтенную часть затрат по лицензии отнести на расходы единовременно?

ppt.ru

Понятие налога и сбора

В комментируемой статье законодатель указывает общее определение и содержание понятий «налог» и «сбор», используемых в налоговом законодательстве.

Налог — необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства. Взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества, оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности. Также можно отметить, что установление налогообложения является неотъемлемым признаком государства и средством обеспечения функционирования государства.

Таким образом, налог — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Обязанность по уплате налога исполняется в валюте Российской Федерации (статья 45 НК РФ), но в случаях отсутствия денежных средств на счетах плательщика (или налогового агента) налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика в соответствии со статьями 46, 47 НК РФ.

Сбор — обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Сбор — это обязательный взнос. В отличие от налога сбор может иметь не только денежную, но и иную форму, но это возможно лишь в том случае если прямо предусмотрено законодательством.

Уплата сбора (в соответствии с целями правового документа, установившего конкретный сбор) предполагает возникновение некоторых публичных отношении.

Статьей 9 НК РФ установлены участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Следует учесть, что:

— налогоплательщиками или плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность платить налоги и сборы (пункт 1 статьи 19 НК РФ);

— организациями для целей НК РФ являются организации российские и иностранные (статья 11, 19 НК);

— физические лица — это граждане Российской Федерации, лица без гражданства и иностранные граждане (пункт 2 статьи 11 НК РФ);

— налоговые агенты — это лица (то есть организации и (или) физические лица), на которые НК РФ возлагает обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджеты налогов и сборов (статья 24 НК РФ).

Участниками отношений являются также федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы (статьи 30 — 33 НК РФ). Согласно пункту 1 Положения №506, ФНС является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов.

К участникам отношений регулируемых законодательством о налогах и сборах, относятся таможенные органы. Согласно пункту 1 Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2006 года №459:

«Федеральная таможенная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями».

Предыдущая редакция НК РФ пунктами 5 и 7 статьи 9 НК РФ относила к участникам налоговых отношений государственные органы исполнительной власти, исполнительные органы местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы, а также должностных лиц, организаций, в том числе внебюджетных фондов. С 1 января 2007 года пункты 5 и 7 исключены из текста статьи 9 НК РФ.

В комментируемой статье законодатель предусматривает специальный порядок привлечения к ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах и указывает на установленный НК РФ порядок производства по делам о налоговых правонарушениях. Сама по себе комментируемая статья порядка привлечения к ответственности и производства по делам о налоговых правонарушениях не устанавливает, а содержит только отсылочное положение на другие статьи НК РФ.

В случае, если нарушение законодательства о налогах и сборах имеет признаки административного правонарушения, то следует руководствоваться нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).

Административное правонарушение — противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (пункт 1 статьи 2.1 КоАП РФ) (Приложение №7).

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

В случае если налоговое нарушение имеет признаки преступления, то производство по таким делам регламентируется нормами Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

Преступлением признается — общественно опасное деяние (бездействие), предусмотренное Уголовным кодексом Российской Федерации (далее — УК РФ). Об уголовной ответственности за преступления, совершаемые в сфере экономической деятельности, смотрите Главу 22 УК РФ.

С более подробным постатейным комментарием к части первой Налогового кодекса Российской Федерации, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-ИНТЕРКОМ-АУДИТ» «Постатейный комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации (часть первая)».

www.audit-it.ru

§ 1. Понятие налога и сбора в Российской Федерации

Налоги и сборы не являются единственным источником доходов бюджетов — они представляют только один из видов внеэкономического государственного принуждения.

В ст. 2 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г., действовавшего до 1 января 1999 г. (до вступления в силу Налогового кодекса РФ), было установлено, что «под налогом, сбором, пошлиной и другим пла-тежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами». Иными словами, налог определялся как обязательный платеж, взимаемый государством с юридических и физических лиц. Данное определение выглядело слишком общим, не раскрывающим существенных правовых признаков налога и не дающим никаких юридических критериев для отличия налога от иных обязательных платежей. Кроме того, вариант смешивания этих понятий, выбранный законодателем, был не совсем удачен, так как вносил некоторую путаницу в понятийный аппарат.

Определение налогового платежа содержится в постановлении Конституционного Суда РФ от 11 ноября 1997 г. № 16-П: Налоговый платеж — это основанная на законе денежная форма отчуждения собственности с целью обеспечения расходов публичной власти, осуществляемого, в том числе, на началах обязательности, безвозвратности, индивидуальной безвозмездности2.

Вышеуказанные определения налога, позволившие выделить его основные, наиболее существенные признаки, были во многом учтены при разработке Налогового кодекса РФ.

В мировой практике налогообложения выработаны два основных подхода к решению проблемы юридического определения налога:

1) расширительный, когда к понятию налогов относят любые изъятия средств для финансирования публичных расходов. При таком подходе любой обязательный взнос, платеж, отчисление, сбор, тариф подпадают под понятие налогов. Например, ст. 68 Конституции княжества Лихтенштейн гласит: «Не могут без со-гласия парламента быть установлены никакие налоги и никакое

. 1 ВВС. 1992. № 11. Ст. 527; № 34. Ст. 1976; 1993. № 4. Ст. 118; СЗ РФ. 1994. № 10. Ст. 1108; 1997. № 30. Ст. 3597; 1998. № 31. Ст. 3816, 3827, 3828; № 43. Ст. 5213; 1999. № 7. Ст. 879; № 25. Ст. 3041; № 28. Ст. 3475.

2 СЗРФ. 1997.№46. Ст. 5339. другое обложение или обязательство, как бы оно ни называ-

2) узкий подход позволяет рассматривать налог как одну из разновидностей фискальных платежей, отвечающих определенным требованиям. Выбор соответствующего подхода во многом определяется конкретными особенностями национального законодательства. Так, согласно ст. 22 Конституции Ирландии; мест-ные сборы налогами не считаются .

В соответствии со ст. 8 НК РФ «под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. . Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в

сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий)».

Из данных определений следует, что в налоговой системе России реализован второй, узкий подход к понятию налога.

Согласно указанному выше определению налога можно выделить следующие признаки налога.

1. Важнейшим юридическим признаком налога является отчуждение части собственности субъектов (денежных средств, принадлежащих им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) в пользу государства (или образований) в процессе уплаты налога.

связи Конституционный Суд РФ в постановлении от 18 февраля 1997 г. № 3-П указал, что федеральные налоги и сборы следует считать «законно установленными», если они установлены федеральным законодательным органом, в надлежащей форме, т.е. федеральным законом, в предусмотренном законом порядке и введены в действие в соответствии с действующим законодатель- ством . Поскольку установление налога законом является его обязательным признаком, следовательно, любые обязательные платежи, не предусмотренные законом, не могут считаться налогом.

Налог — это обязательный платеж, т.е. в силу закона налогоплательщики при определенных условиях (наличие объекта налогообложения и т.д.) обязаны осуществлять уплату налогов. Обязанность по уплате налогов является конституционной (ст. 57 Конституции РФ). .

Обязательность налога обеспечивается силой государства в лице налоговых, правоохранительных и судебных органов, что свидетельствует о том, что уплата налогов носит не добровольный, а обязательный характер.

Внесение налога в бюджет происходит в денежной форме. Уплата налога имуществом действующим законодательством, по общему правилу, не предусмотрена. Денежная форма уплаты налога предопределена самой сутью налога, является, как уже было установлено, платежом (взносом).

Существенным признаком налога является индивидуальная безвозмездность его уплаты, которая характеризуется односторонностью, безэквивалентностыо и безвозвратностью налогов.

Налоги вносятся в бюджет или во внебюджетный фонд, которые выступают получателями налогов. Они поступают как непосредственно в федеральный бюджет, так и в бюджеты субъектов РФ, а также в местные бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством России.

Налоги — это абстрактные платежи, которые при внесении их в бюджет, как правило, не имеют целевого назначения и предназначены для финансового обеспечения деятельности государст-ва и муниципальных образований.

Как указывалось выше, под налогом, как правило, понимается систематический платеж, который уплачивается плательщиком без какого-либо встречного удовлетворения. Что касается сборов, то они обычно взимаются государственными и местными органами и учреждениями за предоставление права участия, права пользования чем-либо или за разрешение осуществления той или иной деятельности (лицензионные сборы). Уплата сбора как обязательного платежа (взноса) является одним из условий совершения государственными органами, иными уполномоченными органами и должностными тех или иных чески значимых действий в интересах плательщика взноса. лина представляет собой плату, взимаемую с организаций и граждан за совершение государственными органами юридически значимых действий или за выдачу документов (рассмотрение заявлений, жалоб, регистрацию актов гражданского состояния ит.п.).

Сборы и пошлины предназначены для частичного покрытия затрат государства по осуществлению тех или иных своих функций. Данные платежи не являются ценой услуги или ее элементом, хотя уплачиваются в связи с оказанием услуги. Как справедливо отмечает С.Г. Пепеляев, «это денежные повинности, взимаемые в индивидуальном порядке в связи с услугой публично-правового характера» . Именно частичная возмездность сборов и пошлин и отличает их от налогов.

Второе отличие сборов и от налогов состоит в том, что

взимаются они только с тех, кто вступает в отношения с соответствующим органом или учреждением по поводу получения нужных ему услуг. Следовательно, обязательность уплаты пошлин и сборов наступает непосредственно в результате свободного плательщика. Обязанность же по уплате налога возникает в любом случае при наличии у налогоплательщика объекта налогообложения.

lawbook.online

48. Понятие налога, сбора, элементы налогообложения. Классификация налогов и сборов в соответствии с Налоговым кодексом РФ

Роль налогов в современной экономической системе очень велика. Налоги не только являются основой доходной части государственного бюджета. Налоговая система сегодня выступает как один из основных инструментов регулирования экономики и социальной сферы, поскольку с ее помощью государство может оказывать влияние на распределение национального дохода.

Налог — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований. (Налоговый кодекс РФ, ст. 8.)

Основные характеристики Налога: Безвозмездность налога означает, что его уплата не сопровождается ответным индивидуальным обязательством со стороны государственных налоговых органов.

В российском налоговом законодательстве различаются такие понятия, как “налог” и “сбор”. Под сбором понимается обязательный взнос, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщика государственными органами, органами местного самоуправления или иными уполномоченными учреждениями определенных юридических действий. (Налоговый кодекс РФ, ст. 8.) Особенностью сборов является то, что они носят целевой характер и служат для формирования целевых денежных фондов (например, сбор на нужды образовательных учреждений, на содержание правоохранительных органов и т.п.). Поэтому сборы также называются маркированными, или целевыми обязательными отчислениями. Налоги, напротив, не являются целевыми отношениями, и поступают в централизованный бюджетный фонд.В развитых странах от 30 до 50% валового внутреннего продукта перераспределяется в форме налоговых и других обязательных отчислений (в частности, взносов на социальное страхование), что свидетельствует о высоком уровне государственного регулирования. В России доля налоговых поступлений в консолидированный бюджет составляет около 20% от ВВП (см. таблицу 1). Примерно половину от этой величины образуют налоговые доходы федерального бюджета.

Пошлина — денежный сбор, взимаемый уполномоченными официальными органами при выполнении ими определённых функций в размерах, предусмотренных законодательством государства.

Сходство и различия налога, сбора и пошлины. Налоги, пошлины и сборы являются обязательными платежами (изъятиями), установленными государством. Отличия: 1) Налог, в отличие от сбора или пошлины, является платежом, взимаемым не единовременно, а периодически. 2) В определении налога употребляется слово «платеж», «денежные средства», тогда как сбор и пошлина – «взнос», а значит, не требует обязательной денежной формы. 3) Сбор (и пошлина, как вид сбора)- это особый вид налога, взымаемый за предоставление каких-либо государственных услуг. То есть, в отличие от налога, сбор и пошлина являются возмездными платежами, то есть государство в качестве встречного предоставления обеспечивает плательщику сбора или пошлины какую-то услугу или право: предоставление разрешения, лицензии, осуществление регистрационных действий и т.д. 4) (примерно)сбор — платеж за обладание особым правом (право на осуществление определенной деятельности, лицензия, право пользования объектами животного мира и т.д.); пошлина — плата за совершение в пользу плательщиков юридически значимых действий (государственная регистрация права на недвижимость, совершение нотариальных действий и т.д.).

Каждый вид размера — юридически обоснован.Определенные по размерам и срокам платежа.Общественное принуждение к уплате.

Основные элементы налога (налогооблажения). Субъект налога — лицо (юр.,физ.),кот. По закону явл.его плательщиком. Объект налога — эконом.феномен,подлежащий налогооблажению,т.е доходы,пользование природными ресурсами,передача имущества,доб.стоимость,(работ,услуг),и нек. Др объекты ,установл. Законодательными актами. Источник налога- доход(общественный продукт) ,за счёт кот.уплачивается налог. Налогавая ставка — размер налога на ед.обложения. Подразделяются на регрессивные ,пропорциональные и прогрессивные. Налоговые льготы — полное и частичное освобождение плательщика от налога,в том числе необлагаемый налогом минимум доход. Налогооблагаемая база- часть объекта налогооблажения(за вычитом налог.льгот),на кот.практически начисляются налоги. Налоговое бремя — доля всех уплачиваемых налогов в годовых доходах групп налогоплательщиков. Налогоплательщики — это хоз.субъекты и избиратели.Они оценивают не преимущества и недостатки формализованной в юр.фактах налоговой системы,а конкретный механизм обложения и размеры взимаемых налогов.

Налоговый кодекс РФ предусматривает одну классификацию налогов и сборов: все налоги и сборы ,взимаемые в РФ ,делятся на федеальные,региональные и местные(для органов муниципального образования(м п.1 ст.12).В ст.13-15 Налогового кодекса РФ закрепляется следующая система налогов и сборов.

К фереральным:-налог на доб.стоимость (гл.21)-акцизы (гл.22)-налог на доходы физ.лиц(гл.23)-налог на прибыль организаций (гл. 25)

-налог на добычу полезных ископаемых (гл.26)-водный налог (гл25.2)-гос.пошлина (гл.25.3)

К региональным : -налог на имущество организаций(гл.30)-на игорный бизнес, транспортный налог

К местному:-земельный,налог на имущество физ.лиц.

Налоги подразделяются на прямые и косвенные. Прямые — личные и реальные.Размер личных налогов определяется полученными доходами,реальные налоги взимаются с отдельных видов имущества плательщика.При реальном обложении учитываются внешние признаки объектов(размер участка,а не факт.доход). Косвенные — универсальные и специальные .Универсальный-облагается практически любой товар.

По виду ставки налоги могут быть — твердые (специфические) -устан. В фиксированном размере на ед. налогооблажения. Процентные — устан. В процентах к единице налогооблажения.,комбинированные — твердая+ процентная. МРОТ- устан.в размере ,кратном минимальноку размеру оплаты труда.

По методу обложения : равные -Для каждого налогоплательщика устан.равная сумма налога, Пропорциональныя- устанавливается равная ставка налога.Регрессивная- с ростом налоговой базы уменьшается ставка налога. Прогрессивная — с ростом налоговой базы возрастает ставка налога.

Основные способы уплаты налога:

1.Способ начисления -предоставление налогоплательщиком в сутан.срок в налоговы орган налоговой декларации -официал.заявление о своих налоговых обязательствах.

2. Способ удержания- обязанность по исчеслению налога возложена на третье лицо,кот.которое в силу Закона обязано выступить налоговым агентом.

3. Кадастровый способ — имущество облагается на основе внешних признаков ,его предполагаемой доходности ,а момент уплаты налога не связан с моментом получения дохода.

Целевые и общие налоги. -стандартизированные,они обеспечивают общую совакупность всех расходов государства.

Ординарные и чрезвычайные -вводятся в особых условиях(блокады,техногенные аварии,катастрофы).

По объекту обложения : налоги на имущество,налоги на доходы(прибыль),на опред.виды деятельности.

pravo.studio

Статья 8. Понятие налога, сбора, страховых взносов

1. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

2. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), либо уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности.

3. Под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.

Для целей настоящего Кодекса страховыми взносами также признаются взносы, взимаемые с организаций в целях дополнительного социального обеспечения отдельных категорий физических лиц.

Комментарий к Ст. 8 НК РФ

Статья 8 НК РФ дает определение налога, в соответствии с которым его признаками являются:

Статья 57 Конституции гласит: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы».

Налог устанавливается актом органа государственной власти, что предполагает его безоговорочную выплату лицами, следуя властным предписаниям такого нормативного акта;

2) индивидуальная безвозмездность.

Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Налог имеет односторонний характер его установления. В основу этого признака налога заложено однонаправленное движение средств — от плательщика к государству. Государство, получая в бюджет налоги в рамках регулирования отношений налогообложения, не принимает на себя никаких встречных обязательств перед налогоплательщиком. Одновременно плательщик, уплачивая налог, не приобретает никаких прав. Но это не означает, что налогоплательщики вообще не получают от государства никаких благ. Бесплатное образование и медицинское обслуживание, защита органами правопорядка, дотации на коммунальные услуги и т.п. — блага, которые предоставляет налогоплательщикам государство;

3) отчуждение денежных средств, принадлежащих организациям и физическим лицам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления.

При этом обязанность по уплате налога исполняется в валюте РФ. Лишь в случаях недостаточности или отсутствия денежных средств на счетах плательщика (или налогового агента) налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика в соответствии со ст. ст. 46, 47 НК РФ;

4) финансовое обеспечение деятельности государства (например, по обороне страны, ликвидации чрезвычайных ситуаций и т.д.) и (или) муниципальных образований (направленной на поддержку жилищно-коммунального хозяйства, строительство дорог, школ и т.д.).

Статья 8 НК РФ дает также определение сбора.

Сбор — это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

В соответствии с указанным определением признаками сбора являются:

1) обязательность, что предполагает властные отношения сторон: подчинение плательщика сбора соответствующему государственному органу и безоговорочную им выплату;

2) сбор является возмездным платежом, поскольку дает плательщику право требовать от государственных органов совершения определенных юридических действий (включая предоставление определенных прав или выдачу ему разрешений (лицензий) и т.п.). С другой стороны, ст. 8 НК РФ допускает и безвозмездный характер взноса (в случаях, предусмотренных конкретным нормативным актом).

Обратим внимание, что с 1 января 2015 г. в связи с введением в часть вторую НК РФ новой гл. 33 «Торговый сбор» изменяются и положения ст. 8 НК РФ в части определения понятия самого сбора, применяемого для целей налоговых правоотношений.

Согласно ст. 8 НК РФ (в ред. Федерального закона от 29 ноября 2014 г. N 382-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК Российской Федерации») под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), либо уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности.

Так, в соответствии с п. 1 ст. 410 НК РФ торговый сбор — это сбор, устанавливаемый Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, который вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

А плательщиками торгового сбора признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности на территории муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), в отношении которых нормативным правовым актом этого муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) установлен указанный сбор, с использованием объектов движимого и (или) недвижимого имущества на территории этого муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) (п. 1 ст. 411 НК РФ).

stnkrf.ru