Место получения взятки

§ 3. Обстановка получения взятки в системе высшего образования и предмет преступного посягательства

Данные об обстановке совершения взяточничества позволяют определить время, место н условия совершения преступления.

Обстановка совершения преступления — это «. различные взаимодействующие между собой до и в момент преступления объекты, явления и процессы, характеризующие место, время, вещественные, природно- климатические, производственные, бытовые и иные условия окружающей среды, особенности поведения участников противоправного события, психологические связи между ними и другие факторы объективной реальности, определяющие возможность, условия и иные обстоятельства совершения преступления» 1 .

Обстановку совершения преступления не все ученые рассматривают в качестве самостоятельного элемента криминалистической характеристики [65] [66] . Ряд авторов, напротив, определяют обстановку, например, в качестве такого элемента криминалистической характеристики, как обстоятельства совершения преступления, характеризующего место, время, обстановку [67] .

Мы разделяем позицию тех ученых, которые полагают, что обстановка совершения преступления должна входить в качестве самостоятельного элемента в криминалистическую характеристику преступления. Например, Т. С. Анненкова провела системный анализ преступной обстановки, определила ее пространств енно-временные предельт [68] . И.Н. Букаева рассмотрела подобную обстановку как форму взаимосвязи физической и социальной среды в механизме преступления, а также закономерности, влияющие на развитие процесса реализации преступного умысла и отражающие особенности противоправного поведения в виде материальных и идеальных следов 1 . В. С. И ши- геев детально исследовал обстановку преступления, определяя ее как «несущий каркас», объединяющий элементы механизма преступления н изменения в материальной и социальной среде [69] [70] .

Применительно к рассматриваемому нами виду взяточничества, можно привести позицию А.В. Дулова, который детально исследовал обстановку совершения должностных преступлений, выделив в ней такие компоненты, как: организационная, технологическая структура, документооборот [71] . Полагаем, что при характеристике обстановки получения взятки в системе высшего образования следует учитывать не только пространственно-временные связи, но н установленный порядок деятельности образовательного учреждения, включающий организационную структуру, регламент н пр. Помимо этого очевидно, что деятельность преподавателей тесно связана с составлением различного рода документов, поэтому данную особенность следует учитывать при характеристике обстановки совершения преступления.

Не вдаваясь в дискуссию, отметим, что Г.А. Густов при исследовании должностных преступлений выявил н такую отличительную особенность обстановки совершения преступления, как влияние на преступную деятельность субъекта не только конкретной организации, но н целого региона, местности [72] .

О необходимости исследования территориальных, региональных н ведомственных особенностей совершения преступления, которые в сов окупи о- сш существенно влияют на обстановку и механизм ^ледообразования, указывают В.Н. Карагодин и Н.Б. Вахмянина 1 .

Р.В. Чупахин, напротив, считает, что не нужно расширительно толковать понятие обстановки преступления, включая в нее территориальные, климатические и демографические особенности, а целесообразно изучать лишь два компонента: время и место передачи взятки [73] [74] .

ДА. Казанцев детально изучил обстановку коммерческого подкупа, выделив в ней такие факторы, как: вещественные, пространственно- конструктивные, физико-химические, временные, производств енно-бытовые, пов ед енческо-п сихол огические [75] .

С.П. Кушниренко характеризует перечень обстоятельств обстановки взяточничества: отрасль и профиль учреждения, где произошло взяточничество, полномочия должностного лица, система документооборота, процесс принятия решений, производственные, деловые, договорные связи с други ми организациями, личные взаимоотношения должностного лица, особенности правового регулирования деятельности учреждения и т.д.» [76] По нашему мнению, в приведенной позиции автора содержится констатация важнейших компонентов обстановки взяточничества.

Мы разделяем позицию тех ученых, которые помимо общепризнанных компонентов обстановки взяточничества включают в нее также особенности совершения преступления, обусловленные отраслью и профилем учреждения.

Полагаем, что особенности обстановки взяточничества в системе высшего образования обусловлены спецификой этой сферы, общей обстановкой в вузе, а также существующим порядком реализации должностных полномо- чий, установленных в системе документооборота конкретного образовательного учреждения.

Общая обстановка в высшем учебном заведении представляет собой комплекс факторов, в совокупности благоприятствующих или затрудняющих получение взяток (отношения в коллективе, политика руководства).

Тйпы общей обстановки в учебном заведении:

1) развитые коррупционные отношения в учебном заведении, когда существуют устойчивые коррупционные связи между руководством, профессор ско-преподавательскнм составом н студентами;

2) взаимоотношения сдержанно-равнодушные, когда существующие факты получения незаконного вознаграждения воспринимаются как неправильные, но имеющие место в современном обществе;

3) нетерпимое отношение к коррупции в вузе н борьба с получением взяток.

Система документооборота является важным компонентом обстановки взяточничества в системе образования

В частности, деятельность руководства н профессорско- преподавательского состава регламентируется законами н нормативными правовыми актами, издаваемыми федеральными органами исполнительной власти, органами субъектов РФ. Кроме нормативных правовых актов, существует организационно-распорядительная документация образовательного учреждения различные положения, приказы, постановления, регламентирующие порядок оказания образовательных услуг. Так, существуют документы общего характера, регулирующие образовательный процесс на территории РФ: Федеральный закон «Об образовании» [77] , постановление Правительства РФ от 18.11.2013 № 1039 «О государственной аккредитации образовательной деятельности [78] , постановление Правительства РФ от 28.10.2013 № 966 «О лицензировании образовательной деятельности» 2 н некоторые др.

Кроме того, деятельность образовательного учреждения регламентируется локальными органнзацнонно-распоряднтельнымн документами, такими как: устав учебного заведения, положение о порядке проведения текущей н итоговой аттестации учащихся, положение о порядке оказания платных образовательных услуг, кодекс профессиональной этики педагогических работников и т.д.

Именно в указанных актах образовательного учреждения устанавливается порядок оказания образовательных услуг, регламент. Таким образом, чем многочисленнее требования к образовательному учреждению н к образовательному процессу в частности, тем больше существует возможностей для их решения незаконным путем. Иными словами, зачастую, должностное лицо намеренно «затягивает» решение вопроса, ссылаясь на законодательство, тем самым провоцируя получение взятки, как правило, незаконно используя свои полномочия. Например, существующие показатели эффективности вузов в России «провоцируют» не подпадающие под эти требования учебные заведения в лице нх руководителей нарушать законодательство.

Документы, регламентирующие основания, порядок и процедуру осуществления преподавателем отдельных действий н операций, классифицируем следующим образом:

1. Нормативные правовые акты, регулирующие образовательный процесс на территории РФ и устанавливающие общий порядок осуществления должностных полномочий (законы РФ, подзаконные акты).

2. Локальные нормативные акты, учредительные н иные документы, регулирующие выполнение отдельных операций, связанных с реализацией должностных полномочий:

а) организационно-распорядительные документы образовательного учреждения (устав, положения, приказы);

б) разрешительные документы (лицензия учебного заведения, свидетельство о государственной аккредитации);

в) учебно-методические документы (профессиональная образовательная программа, учебный план);

г) документы образовательного процесса (экзаменационные листы, ведомости, зачетные книжки, журналы посещаемости, договоры на оказание платньгх образовательньгх услуг);

д) документы, отражающие трудовую деятельность преподавателя (приказы о трудоустройстве, должностные инструкции, листки по учету кадров и др.);

е) иные документы

Полагаем, что показать ре тональные особенно сти взяточничества и включить их в криминалистическую характеристику довольно сложно.

Проанализируем практику Тюменской и Омской областей. Например, в Тюменской облает в 2010 г. зарегистрировано 233 случая получения взятки (ст. 290 УК РФ), 197 из которых зафиксированы в системе высшего образования; в 2011 г. — 186 случаев получения взятки, из них 78 — в системе высшего образования; в 2012 г. — 176 случаев получения взятки, 42 — в системе высшего образования. В 2013 г. 168 и 125 соответственно; в 2014 г. 138 и 120 соответств енно 1 .

В Омской области в 2010 г. было зарегистрировано 62 случая получения взятки в системе высшего образования; в 2011 г. -35,2012 г. -59, 2013 г. -56, 2014 -38 случаев [79] .

Согласно региональной статистике, в Тюменской и Омской областях получают взятки в подавляющем большинстве рядовые преподаватели вузов. Представляется, что это далеко не так, хотя и напрашивается вывод, что это региональная специфика области, а сотрудники правоохранительных органов и чиновники в этом регионе взяток не берут. Не вдаваясь в детали, отметим, что на основании данных региональной статистике делать выводы было бы большой ошибкой. Вместе с тем, считаем, что подобные цифры свидетельствуют об актуальности исследуемой проблемы и о латентном характере получения взяток в других сферах общественной жизни.

Напротив, полагаем, что обстановка взяточничества в сфере высшего образования связана с ведомственными и иными особенностями образовательных учреждений, а именно с существующим порядком реализации должностных полномочий. Например, в Тюменской области за период с 2010 г. по 2015 г. не зарегистрировано ни одного случая получения взятки в Иоменском институте повышения квалификации сотрудников МВД России, где хорошо осведомлены о формах и методах работы оперативных и следственных подразделений. Привлекаются к уголовной ответственности и осуждаются в основном преподаватели вузов так называемой неюридической направленности 2 .

Должностные полномочия и порядок их осуществления отличаются в зависимости от положения, которое занимает субъект, и от того, в каких образовательных учреждениях они реализуются

Объем полномочий, имеющихся у взяткополучателей в зависимости от направления образовательного процесса, где они исполняются, условно можно разделить на следующие разновидности:

— полномочия, осуществляемые должностными лицами органов управления Министерства образования и науки РФ, образовательных учрелздений при принятии итоговых правовых решений (аккредитация, выдача документа об образовании, проведение итоговой государственной аттестации и т.п.);

— полномочия, осуществляемые педагогическими работниками по оказанию образовательных услуг (проведение текущего контроля успеваемости учащихся).

Поскольку обстановка получения взятки в сфере высшего образования имеет непосредственную связь со способом совершения преступления, который во многих случаях включает в себя не только подготовку и совершение преступления, но и его сокрытие, дальнейшее рассмотрение обстановки совершения преступления необходимо проводить с учетом трех позиций: обстановка, в которой происходит подготовка к преступлению, обстановка получения взятки, обстановка сокрытия преступных действий.

Обстановка получения взятки в системе высшего образования обусловливает и содержание способа. Если условия обстановки являются благоприятными для совершения преступления, преступник может использовать простой способ преступления, например, получение взятки лично. Если же условия обстановки являются неблагоприятными, тогда преступник приспосабливается к ним, применяя более сложные способы преступления, например, получение взятки через посредников.

Со таено проведенному исследованию, подготовка к совершению преступления в 25 % случаев происходила вне места работы взяточника, это было связано с тем, что она включала в себя различные действия, такие, например, как разработка плана преступления, в т.ч. определение способов связи и места получения взятки.

В остальных случаях (75 %) подготовительные действия к получению взятки в сфере высшего образования н само ее получение происходило в одном месте, что было связано с желанием быстрее достичь преступного результата.

Результаты проведенного нами исследования позволяют подразделить места получения взяток в системе высшего образования по территориальному признаку:

1) территория учебного заведения (76,4 %), из них 100 %:

а) учебная аудитория (69,4 %);

б) служебный кабинет (помещение кафедры) — 23,9 °/о;

3) автомобиль (5,7 %);

4) место жительства взяточника (4,7 %);

5) кафе, столовые (2,5 %);

6) иные места (спортивный зал, подъезд дома и т.

Соответственно, самым распространенным местом получения взяток в

сфере образования является территория образовательного учреждения, а именно служебные помещения: помещение кафедры, учебная аудитория Причины получения взятки именно на территории учебного заведения, как правило, обусловлены желанием совершения определенных действий именно в образовательном учреждении (промежуточная и итоговая аттестации учащихся, выдача документов об окончании учебного заведения и т.д.), чтобы непосредственно после их совершения получить преступный результат в виде взятки.

Кроме того, использование служебного кабинета (кафедры), как травило, объясняется и психологическими особенностями личности преступника, который, занимая определенную должность в образовательном учреждении, чувствует себя в этом помещении увереннее и более защищенно.

Со таено полученным данным, незаконное вознаграждение может быть получено и в иных местах, являющихся удобными для взягкополучате- лей и создающих, по мнению преступника, более благоприятные условия для получения взятки.

Зачастую после получения взятки умыслом преступника охватываются и действия по сокрытию, уничтожению, фальсификации и маскировке информации. Чаще всего такими местами также является служебный кабинет, учебная аудитория. Служебные кабинеты (кафедры) используются взяточником для того, чтобы в случае выявления факта взяточничества, например, заявить о своей непричастности к совершению преступления. Как правило, в ходе проведения правоохранительными органами тактической операции по задержанию с поличным, преступники утверждают, что предметы взятки были им подброшены. В этих же помещениях возможны действия по фальсификации информации и маскировке преступления под якобы законные действия.

Например, старший преподаватель кафедры «Экономика и организация труда» Б. технического университета получала денежные средства от студентов за выставление отметки по курсовым работам по дисциплине «Технология обслуживания общественного питания» без фактической сдачи, маскируя свои действия под видом оказания добровольной материальной помощи кафедре 1 .

Важным элементом обстановки совершения преступления является время совершения взяточничества в сфере образования Изучение времени совершения преступления, по мнению Т.С. Анненковой, должно происходитъ с начала преступной деятельности до момента ее окончания [80] [81] .

Место и время совершения преступления взаимосвязаны между собой. Время совершения преступления имеет огромное значение, особенно в том случае, когда существовал длительный период между подготовкой к получению взятки и ее непосредственным получением.

Так, директор филиала Ухтинского государственного технического университета в г. Усинске, в период с марта 2010 г. по январь 2015 г., выполняя функции преподавателя, получал от студентов филиала в качестве взятки денежные средства. Таким образом, без фактической проверки знаний происходила сдача зачетов по нескольким дисциплинам. Общая сумма переданных в качестве взяток денежных средств составила более 3,6 млн рублей 1 . Б подобных случаях, как правило, возникают сложности с доказыванием единого умысла на получение нескольких взяток. Проблемы в расследовании возникают и с установлением конкретного времени совершения отдельного преступного эпизода, так как его временной отрезок может быть в течение недели, месяца или, как в приведенном примере, нескольких лет.

Со таено материалам изученных уголовных дел, получение взяток в 89,6 % случаев происходило в рабочее время с 9.00 до 17.00; в 10,4 % случаев — с 17.00 до 22.00.

Выбор рабочего времени получения взятки также обусловлен оптимальными условиями выполнения незаконных служебных действий именно в это время, когда никто не может помешать достижению преступного результата.

Для обстановки получения взятки в сфере высшего образования существенное значение имеют и иные ее элементы В частности, к ним могут быть отнесены условия образовательного учреждения, особенности регулирования правоотношений по оказанию образовательныхуслуг.

Нами выделен следующий перечень обстоятельств, характеризующих условия обстановки преступления:

1) профиль образовательного учреждения и статус преподавателя как субъекта получения взятки;

2) полномочия преподавателя;

3) система документооборота образовательногоучреждения;

4) процедура аттестации учащихся лиц и принятия решений преподавателем;

5) неблагоприятные юридические последствия, возникающие при принятии решений преподавателем (отчисление из образовательного учреждения, лишение стипендиального обеспечения и т.д.);

6) недостатки деятельности образовательного учреждения (отсутствие контроля и т.д.).

Предмет взяточничества исследовался многими учеными- криминалистами. Так, Н.Н. Лашко рассматривал виды, формы и размеры взяток, выделяя среди них такие, как: денежные средства, поездки, побочная деятельность, благотворительные взносы, услуги по службе и работе, ведение домашнего хозяйства, привлечение к труду зависимых людей, привилегии, организация и участие в торжествах, совместные покупки, услуги сексуального характера и прочее [82] . Оценивая в целом весьма положительно проведенное Н.Н. Лашко исследование, позиция ученого относительно таких предметов взяточничества, как привлечение к труду зависимых людей и услуги сексуальные характера, представляется весьма спорной.

А.А. Черкесова различает предмет взятки, исходя из цели: если взятка является благодарностью, то предметом чаще всего выступают ценные подарки; если взятка-подкуп — денежные средства 2 .

В некоторых исследованиях ученые отмечают, что специфика предмета взяточничества связана еще н со сферой, где совершается преступленне.

Например, предметом взяточничества в правоохранительной и судебной сфере чаще всего выступают деньги, затем ценные подарки и различные услуги (ремонт дома, автомашины) 3 .

Предметом взятки в органах местного самоуправления наряду с деньгами выступают услуги, а также подарки и спонсорская помощь 1 .

В органах исполнительной власти в качестве предмета взятки распространены денежные средства, ценные бумаги, продукты и спиртные напитки, имущество, оказание услуг или выгод имущественного характера. Кроме того, выделена зависимость предмета взятки от характера взаимоотношений между взяткодателем и взяткополучателем. Так, если взяточничество имело разовый характер, то предметом взятки чаще всего выступали небольшие суммы денежных средств, продукты питания. Если взяточничество имело длящийся характер, то суммы взяток имели значительные размеры, передавалось дорогостоящее имущество, либо оказывались услуги [83] [84] .

Со таено проведенному исследованию, в качестве взятки в сфере высшего образования также чаще всего используются денежные средства (65,б %), в том числе в иностранной валюте (1,2 %). Получение денег — наиболее простой способ преступного обогащения, их можно передавать относительно незаметно для окружающих. После получения установленной суммы взяткополучатель, как правило, стремится быстро потратить их, приобрести имущество или реализовать другими путями.

В 21 β % случаев в качестве предмета взятки выступает имущество; в 66,5 % случаев имущество выступало в виде обычной по размеру взятки, то есть его стоимость составляла до 25 тыс. рублей (продукты питания, книги, канцелярские принадлежности); в 31,2 % взятка имела значительный размер, т.е. стоимость имущества составляла свыше 25 тыс. рублей (строительные материалы, мебель, бьповая техника, сотовые телефоны, фотоаппараты и т.д.), а в 2,3 % стоимость имущества превышала 150 тыс. рублей, т.е. взятка являлась по размеру крупной и особо крупной.

Предметом взятки в 11,9 % случаев признавались услуги имущественного характера (оплата счетов телефонных переговоров, предоставление туристических путевок, подарочных сертификатов, ремонт квартиры, оказание помощи в строительстве дачи и др.), предоставленные взяткополучателю за осуществление действий в интересах взяткодателя

Предмет взятки в сфере высшего образования взаимосвязан с обстановкой ее получения н способом получения Например, денежные средства и продукты питания, согласно материалам изученных уголовных дел в 85,4 % случаев передавались простым способом, когда получение взятки проходило лично, как правило, в учебной аудитории или в служебном помещении (на кафедре). С элементами конспирации передается наиболее ценное имущество (89 β %), через посредника, например, старосту учебной группы Кроме того, установлена следующая закономерность: в 91,3 % случаев за содействие в сдаче семестровых зачетов, экзаменов зачастую выступали незначительные суммы взяток, тогда как за оказание помощи в успешной сдаче государственного экзамена, защите дипломной работы суммы взяток имели значительные размерьг.

Было установлено, что предмет преступления взаимосвязан с таким элементом криминалистической характеристики, как личность преступника, поскольку личностные особенности взяткополучателя обусловливают выбор того или иного предмета преступного посягательства. Например, в 94,5 % случаев должностное лицо, находящееся в тяжелом материальном положении, в качестве предмета взятки обьгчно получает денежные средства, тогда как преподаватель, например имеющий хобби, как уже отмечалось, предпочтение может отдать конкретной вещн.

Взаимосвязь личности преступника, предмета преступного посягательства н обстановки совершения преступления проявляется в таких элементах обстановки, как время и место совершения деяния От вида предмета преступного посягательства зависит н способ преступления. Например, передача денежных средств чаще всего происходит в рабочее время, при непосредственном контакте с взяткополучателем путем их помещения в другие предметы (книги, портфели, конверты и т. д.), причем местом совершения преступления, как уже отмечалось, является учебная аудитория, кафедра и т.п. Передача материальных ценностей, напротив, происходит обычно в жилых помещениях и в нерабочее время (дача, дом, квартира взяткополучателя).

Приведем несколько характерных примеров. Так, доцент кафедры экономики, управления и информационно-консультационных технологий в агробив несе Приморской государственной сельскохозяйственной академии за денежное вознаграждение в размере I тыс. рублей в служебном помещении проставил 13-ти студентам академии отметки о якобы успешной сдаче экзамена по предмету «Микроэкономика». Уссурийский районный суд вынес приговор в особом порядке и приговорил бывшего доцента к штрафу в размере 700 тыс. рублей с лишением права заниматься преподавательской деятельностью сроком на три года 1 .

Значительно реже, согласно проведенному нами исследованию, на практике возникают ситуации, когда в качестве предмета взятки выступают товарно-материальные ценности. Так, преподаватель Пензенского государственного технологического университета К. был признан виновным в получении взятки в виде дискового накопителя стоимостью 4 100рублей и картриджа для принтера стоимостью 4 159 рублей за выставление двум студентам положительной оценки по дисциплине «Логистика» без фактической проверки их знаний. К. приговорен к штрафу в размере 130 тыс. руб. с лишением права заниматься преподавательской деятельностью на 2 года 2 .

Еще в более редких случаях в качестве предмета взятки выступают услуги имущественного характера. Так, доцент Нижегородского государственного технического университета использовал в качестве условия сдачи экзамена по дисциплине «Высшая математика» заключение студентами до-

Официальный сайт Генеральной прокуратуры РФ. URL: http://genproc.gov.rn/smi/news/regionalnews/ (дата обращения: 10.05.2016).

Официальный сайт прокуратуры Пензенской области. URL: http://www.procpenza.m/news/2014/07/23/18201319 (дата обращения: 10.05.2016).

говора страхования компании «Ренессанс жизнь», посредством которого получая комиссионное денежное вознаграждение 1 .

Как уже отмечалось, в практике возникают ситуации, когда предмет взятки имеет значительный размер. Например, преподаватель Дальневосточного федерального университета В. получил взятку в размере 60 тыс. рублей за содействие студентке в успешной защите выпускной квалификационной работы и присвоении ей квалификации по специальности. Фрунзенский районный суд Владивостока признал преподавателя В. виновным и приговорил его к штрафу в размере 2,4 млн рублей с лишением права занимать руководящие должности в образовательных учреждениях сроком на три года [85] [86] .

Таким образом, необходимо отметить, что получение взятки, как и любое преступление, совершается в определенной обстановке, где остаются различного рода следы, несущие криминалистическую информацию об условиях, а самое главное о способе преступления.

В зависимости от характеристик предмета получения взятки в конкретной обстановке ее получения, т.е. на месте происшествия, могут образовываться различные следы. Например, если предметом незаконного вознаграждения выступают денежные средства, то на месте происшествия может остаться упаковочный материал, в котором находились деньги, часть денежных средств и т.д.

Если предметом взяточничества выступает имущество, то на месте происшествия может быть найдена документация на приобретение товарно- материальных ценностей.

scicenter.online

Расследование получения и дачи взятки

Взяточничество – одно из наиболее сложных для расследования преступлений. Во-первых, оно совершается, как правило, в отсутствие свидетелей-очевидцев. Это и понятно, поскольку все участники преступления – взяткодатель, взяткополучатель и посредник – подлежат уголовной ответственности, а потому заинтересованы в сокрытии следов своей преступной деятельности. Во-вторых, стремясь уйти от уголовной ответственности за содеянное, его участники обычно отказываются давать правдивые показания, создают своеобразную круговую поруку. Кроме того, нередки случаи получения и дачи взятки за совершение законных действий. Взяточничество также зачастую связано с незаконной приватизацией государственного имущества, с другими преступниками. Разоблачить нередко разветвленную и глубоко законспирированную группу преступников бывает очень трудно. И последнее: по сравнению с другими преступлениями при расследовании взяточничества относительно невелик объем доказательств. В большинстве случаев обвинение строится на косвенных доказательствах, сбор и оценка которых представляют значительные трудности.

Все это требует от следователя особенно тщательного и вдумчивого отношения к расследованию, использования всех научно-технических возможностей, тесного взаимодействия с оперативными работниками.

Возбуждение уголовного дела. Обстоятельства, подлежащие доказыванию

Возбуждение уголовного дела. Обстоятельства, подлежащие доказыванию. Уголовные дела о даче и получении взятки чаше всего возбуждают по заявлениям и письмам граждан, при непосредственном обнаружении органом дознания, следователем, прокурором или судом признаков данного преступления; при явке взяточников с повинной; по сообщениям государственных или общественных организаций, должностных лиц; материалам статей, заметок, писем, опубликованных в СМИ.

При решении вопроса о возбуждении уголовного дела следует тщательно выяснить основания к этому, ибо в ряде случаев сообщаемые факты о даче и получении взятки отличаются неконкретностью, а объяснения тех или иных лиц – определенной тенденциозностью. Если в полученных следователем материалах имеются достаточные данные, указывающие на дачу-получение взятки, например явка взяткодателя с повинной, то уголовное дело должно быть возбуждено незамедлительно. Необязательно, чтобы в этих материалах содержались сведения обо всех обстоятельствах совершения преступления и всех его участниках. Эта задача решается в процессе расследования.

Иногда проводится предварительная проверка, которая должна установить основания для возбуждения уголовного дела. Такая проверка обычно нужна при поступлении заявлений граждан, которым стало известно о взяточничестве из каких-либо непроверенных источников; писем из редакций газет, из учреждений и организаций; показаний подозреваемых (обвиняемых) по другим делам, которые знают о взятке, но не хотят по каким-то соображениям рассказать подробности совершенного взяточничества, из оперативно-розыскных данных органов дознания; заявлений и сообщений по телефону.

Предварительная проверка может быть проведена посредством: 1) изучения структуры и общих условий деятельности организации, в которой работает должностное лицо, заподозренное в получении взятки, ознакомления с кругом его обязанностей; 2) истребования необходимых документов и их изучения, ознакомления с системой документооборота, порядком прохождения документов, постановкой учета и отчетности, состоянием контроля; 3) изучения находящихся в прокуратуре, милиции и других органах документов о фактах, изложенных в первичных материалах (например, ранее рассмотренное заявление или сообщение, по которому было отказано в возбуждении уголовного дела, прекращенное уголовное дело, переписка и т.д.); 4) проведения по предложению следователя проверки деятельности конкретной организации вышестоящими органами; 5) консультации у соответствующего специалиста, в частности аудитора, бухгалтера-ревизора, технолога; 6) получения письменных и устных объяснений от должностных лиц и граждан; 7) использования оперативно-розыскных возможностей соответствующих правоохранительных органов.

Проверка должна производиться с максимальной осторожностью, чтобы преступники не узнали о ней и не уничтожили следы своей криминальной деятельности. Поэтому категорически запрещено начинать проверку с получения объяснений от заподозренных лиц. Если такая необходимость неизбежна, следует получать объяснения в самом конце проверки, с тем чтобы сразу же после этого решить вопрос о возбуждении уголовного дела и немедленном допросе подозреваемого.

В процессе расследования уголовного дела должны быть доказаны следующие обстоятельства:

1) Цель дачи взятки. Какие действия (бездействие) осуществлены взяткополучателем в интересах взяткодателя? Были служебные действия взяткополучателя законными или нет?

2) Обстоятельства дачи взятки – обстановка (время и место, при которых была вручена взятка), способ вручения взятки (например, ее передача под видом обмена дорогой вещи на менее ценную, проигрыш в карты, бильярд, пари, получение денег по фиктивному трудовому соглашению, за совместительство, в качестве премиальных и т.д.), кто присутствовал при даче-получении взятки, кто мог наблюдать общение взяткодателя, взяткополучателя и посредника в момент совершения преступления?

3) Предмет взятки, его признаки, источники получения средств для дачи взятки (нередко взяточничество бывает сопряжено с совершением иных преступлений. Установление источника поможет выявить и другие преступления).

4) Круг возможных участников. Характер служебных полномочий должностного лица, получившего взятку или покушавшегося на дачу взятки, его должностное положение, взаимоотношения между участниками взяточничества (например, установление знакомства между ними, связей между взяткодателем, взяткополучателем и посредником), роль каждого соучастника, виновность лица во взяточничестве, цели и мотивы совершения преступления, в чьих интересах действовал взяткодатель – своих, в интересах других лиц, в ложно понимаемых интересах государственной или общественной организации, имеются ли обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность.

5) Размеры преступного обогащения взяткополучателя и посредника.

6) Наличие вымогательства взятки, конкретные обстоятельства этого.

7) Нет ли заранее обещанного укрывательства?

Первоначальные следственные действия

Первоначальные следственные действия. Особенности и последовательность первоначальных следственных действий определяются целым рядом обстоятельств – содержанием служебных действий (бездействия) взяткополучателя, давностью совершения преступления, характеристикой предмета взятки, полнотой первичных материалов, на основании которых возбуждено уголовное дело, и другими обстоятельствами. Все это учитывается при составлении плана производства первоначальных следственных действий.

Планирование расследования взяточничества отличают такие характерные черты, как: 1) в самом начале расследования обычно имеются достаточные фактические данные, необходимые для составления развернутого плана; 2) выдвигается, как правило, ограниченное число следственных версий.

Можно представить следующие типичные версии: 1) взяточничество действительно имело место при обстоятельствах, указанных в материалах, на основании которых возбуждено уголовное дело; 2) взятки не было, а сообщение о ней – результат оговора; 3) факт вручения должностному лицу конкретного предмета или денег имел место, но это не взятка, как об этом ошибочно указано в первичных материалах, а, например, возвращение долга, дача взаймы, другие правомерные действия; 4) должностное лицо действительно произвело в интересах конкретного лица служебные действия, но не за взятку, а по каким-то другим основаниям; 5) дачи-получения взятки не было, а заявитель добросовестно заблуждается; 6) должностное лицо не получало незаконного вознаграждения, так как было мнимое посредничество или ошибка взяткодателя, принявшего другое лицо за должностное, либо передача предмета взятки мнимому должностному лицу.

Типичные первоначальные следственные действия таковы: 1) допросы заявителя; 2) задержание с поличным; 3) обыски у взяткодателя, взяткополучателя, посредника, наложение ареста на имущество преступников в целях обеспечения его возможной конфискации; 4) осмотр документов по месту работы взяткополучателя и взяткодателя, выемка этих документов; 5) осмотр предмета взятки; 6) осмотр места происшествия; 7) допрос подозреваемых.

Допрос заявителя. Заявителями могут быть взяткодатель, лица, у которых вымогается взятка, решившие об этом сообщить компетентным органам, должностные лица, которым предлагают взятку, а также граждане, которым стало известно о взяточничестве. В ходе допроса заявителя, не являющегося участником преступления, выясняют все известное ему о факте взяточничества. Если он был очевидцем преступления, точно устанавливается, где, когда, в чьем присутствии оно было совершено, в чем выражались действия виновных до передачи взятки и после ее получения. Допрашивая заявителя, которому известны служебные действия взяткополучателя, целесообразно получить сведения, каков порядок осуществления того или иного служебного действия, за которое получена или вымогалась взятка; какие конкретно действия произвел подозреваемый; в каких документах можно найти следы осуществления этого действия или воздержания от него, свидетельствующие о заинтересованности данного должностного лица; известны ли допрашиваемому другие факты взяточничества и т.д.

В ходе допроса взяткодателя, только что вручившего взятку и добровольно об этом заявившего в органы милиции или прокуратуры, а также гражданина, у которого вымогалась взятка, тщательнейшим образом выясняются все обстоятельства дачи взятки. Особенно подробно нужно определять признаки предмета взятки. Если в этом качестве использовались деньги, то надлежит установить сумму и какими купюрами они были вручены, характерные особенности переданных денег (помятости, потертости, помарки, надписи, пятна и др.). Если заявителю известны номера денежных купюр, переданных взяткополучателю, их надо переписать в протокол. Когда предметом взятки послужила какая-либо вещь, надлежит выяснить ее признаки (наименование, назначение, форму, материал, цвет, размеры, давность производства и состояние этой вещи, дефекты, клейма, надписи и т.д.). Если предметы взятки были упакованы в бумагу или ткань, уточняются их характерные признаки, а также не осталось ли у взяткодателя такой бумаги, ткани. В дальнейшем это поможет при производстве криминалистической экспертизы.

Задержание взяточников с поличным – одно из действенных средств их изобличения. Задерживая преступников в момент (или сразу после) дачи-получения взятки, следователь имеет возможность изъять предмет взятки. Кроме того, нередко задержанные с поличным взяточники вынуждены признаться не только в содеянном, но и в других преступлениях.

Чаще всего задержание с поличным производится по заявлению лица о вымогательстве у него взятки. Полученные при допросе заявителя данные, главным образом о сумме и признаках денег или конкретной вещи, которая послужит предметом взятки, месте, времени и способе ее передачи, позволяют составить план задержания с поличным. В этом плане должны быть предусмотрены способы фиксации предмета взятки. Если ее предметом служат деньги, то для их детального описания в протоколе (сумма, признаки, номера купюр и т.д.) они осматриваются в присутствии понятых. В протоколе осмотра фиксируются все характерные признаки предмета взятки. Обнаружение у задержанного лица при личном обыске денежных купюр с номерами, переписанными в заявлении и протоколе осмотра, послужит важным доказательством его преступной деятельности.

Практикуются и иные способы фиксации предмета взятки. В частности, деньги или какую-либо вещь, намеченные к передаче в качестве взятки, можно упаковать в кусок ткани или бумаги с неровными краями, сохранив другую часть этого куска, ранее составлявшую с упаковочным материалом одно целое. Назначенная затем криминалистическая экспертиза, исходя из совпадения линий разрыва куска, использованного для упаковки, и того, который остался у заявителя, даст заключение об идентичности кусков ткани или бумаги, ранее составлявших одно целое.

Возможно задержание взяточников с поличным и тогда, когда заявление о даче-получении взятки отсутствует. Такое задержание может быть результатом проведения оперативно-розыскных мер органов милиции и преследует цель разоблачения одновременно взяткодателя и взяткополучателя. В этом случае задержание должно быть особенно тщательно подготовлено, тактически правильно проведено и процессуально оформлено. Необходимо зафиксировать действия всех участников преступления, могущих прибегнуть к самым разнообразным уловкам.

Обыски производятся для обнаружения предмета взятки, записей, писем, документов, свидетельствующих о сумме денег, вещей или других материальных ценностей, бывших ее предметом, либо подтверждающих связи между взяточниками и факт совершения неправомерных действий должностным лицом, за которые оно получило взятку, а также имущества в целях наложения на него ареста.

В зависимости от обстоятельств расследуемого дела производятся личные обыски, обыски по месту жительства и по месту работы подозреваемых. Их необходимо проводить у взяткополучателей, взяткодателей и посредников при наличии достаточных оснований полагать, что у них находятся различные предметы, документы и ценности, которые имеют значение для дела. И в тех случаях, когда предмет уже передан, обыски у взяткодателей и посредников могут привести к обнаружению различных документов и переписки, подтверждающих наличие связи между взяточниками. Личные обыски, как правило, производятся после задержания взяточников с поличным.

Предметы взятки, документы, записные книжки, расписки и т.д. могут быть спрятаны в тайниках, заложены в различные бумаги, настольные календари, папки, журналы и др. Основная цель обыска по месту работы взяткополучателя – обнаружение и изъятие документов, могущих подтвердить факт выполнения или невыполнения им, как должностным лицом, какого-либо служебного действия в интересах взяткодателя. Такими документами могут служить ходатайства, решения, справки, письма и т.д.

Осмотр и выемка документов по месту работы взяткополучателя и взяткодателя производятся в целях установления существа служебных действий (бездействия) взяткополучателя. Такой осмотр необходимо осуществлять для обнаружения документов, свидетельствующих: 1) о незаконности выполненного служебного действия или воздержания от него (незаконные резолюции, приказы, решения, постановления); 2) о правомерности выполнения должностным лицом в интересах взяткодателя каких-либо законных действий или правомерности воздержания от их выполнения (например, обнаружение документов, свидетельствующих о законности регистрации по месту жительства); 3) о неправильном прохождении их по канцелярии, отделам и т.д. (например, отсутствие на документе штампа о регистрации или наличие отметок, говорящих о его прохождении через лицо, которое обычно этим не занимается); 4) о подложности документов (расписки в получении денег, подложные справки); 5) о сумме взятки (например, осмотр счетов за якобы выполненные работы); 6) об обстоятельствах, способствующих взяточничеству (запущенный учет, неправильный подбор кадров).

Все документы, вызывающие сомнения, должны изыматься. Всякие отступления от принятого порядка прохождения и оформления выполненного служебного действия (например, отсутствие на документе штампа регистрации) надлежит зафиксировать в протоколе осмотра. Когда взяткодатель, являясь сотрудником какой-либо организации, дает взятку в связи с выполнением служебного поручения, а затем оформляет понесенные расходы путем фабрикации каких-либо оправдательных документов, следователь обязан внимательно осмотреть и проверить такие денежные документы, а затем изъять их.

Осмотр места происшествия производится для выяснения обстановки, в которой происходили встречи участников преступления, в том числе и передача взятки, а также в целях обнаружения следов и других вещественных доказательств, подтверждающих факт взяточничества. Иногда важно установить факт пребывания в определенном месте кого-либо из подозреваемых, что уже само по себе может служить важной уликой. Для этого следователь должен принять меры к отысканию и изучению следов рук, ног, вещей, пуговиц, папирос и т.д., могущих принадлежать участникам дачи-получения взятки. Ознакомление в ходе осмотра места происшествия с обстановкой, в которой было совершено взяточничество, может быть использовано при оценке результатов проверки и уточнения показаний сознавшихся взяточников путем выхода на место.

Допрос подозреваемого, задержанного с поличным, необходимо проводить с учетом действия фактора внезапности и иметь направленность на получение его объяснений по поводу обстоятельств взятки, характера служебных действий или бездействия, целей взяткодателя и других обстоятельств.

Особенности дальнейших следственных действий

Особенности дальнейших следственных действий. Из числа этих действий наиболее типичными для расследования взяточничества являются допросы свидетелей, обвиняемых, очные ставки, назначение экспертиз.

Установление и допрос свидетелей. Несмотря на разнообразие конкретных обстоятельств дел о взяточничестве, можно наметить общие пути выявления свидетелей. Такими путями бывают: осмотр соответствующих документов, регистрационных и учетных записей, являющихся результатом служебных действий взяткополучателя; ознакомление с конкретными обстоятельствами, при которых происходили встречи обвиняемых и передача взятки; изучение условий работы и быта участников преступления; допросы обвиняемых и свидетелей; оперативно-розыскные мероприятия.

Обычно в качестве свидетелей допрашиваются: 1) лица, у которых вымогалась взятка; 2) очевидцы дачи-получения взятки, а также других преступлений, связанных с расследуемым; 3) сослуживцы участников преступления; 4) соседи и близкие взяточников; 5) посетители учреждений или организаций, где работали взяточники. Тактика допроса свидетелей во многом зависит от того, кто допрашивается и каково его отношение к расследуемым фактам и участвующим в деле лицам. Большинство свидетелей дает правдивые показания, однако иногда те или иные свидетели в силу своих личных взаимоотношений со взяточниками ведут себя неоткровенно, выгораживают их.

Назначение экспертиз. Наиболее типичные для расследования взяточничества криминалистические экспертизы – судебно-почерковедческая и трасологическая экспертизы, технико-криминалистическое исследование документов.

Объектами судебно-почерковедческой экспертизы и технико-криминалистического исследования в большинстве случаев становятся различные документы, оформленные в связи с выполнением тех или иных служебных действий взяткодателя и взяткополучателя. Трасологическая экспертиза может дать ответ на вопрос, не составляли ли ранее упакованные предметы, переданные в качестве взятки, и оставшиеся у заявителя предметы и их упаковка одно целое.

Допрос обвиняемого. Сравнительная «бедность» взяточничества вещественными доказательствами, заинтересованность всех его участников в сокрытии следов своей преступной деятельности и, как следствие этого, отрицание ими предъявленного обвинения в надежде на отсутствие материальных следов содеянного ставят перед следователем задачу получения от обвиняемого правдивых показаний. Признание обвиняемого важно для следователя, ибо в нем содержатся сведения о многих важных обстоятельствах преступления. Нередко оно служит основанием для построения версий, способствует определению путей обнаружения и проверки доказательств.

В ходе подготовки к допросу должна быть тщательно изучена личность обвиняемого (биография, служебное, семейное и материальное положение, наличие или отсутствие судимости, связи, привычки, черты характера и др.). Важно также знать обстановку и условия, в которых передавалась взятка или велись переговоры о ней. Это позволит оценить степень правдивости показаний допрашиваемого.

В плане допроса следует предусмотреть возможные возражения обвиняемого, подготовить материалы к их опровержению. Для взяткополучателей типично заявление, что имело место не получение взятки, а дача или возвращение долга, что предмет взятки, обнаруженный у ее получателя, либо принадлежит ему, либо кем-то случайно забыт. Иногда взяткополучатель признает себя виновным в присвоении находки, утверждая, что обнаруженный у него предмет им найден.

Взяткодатели часто ссылаются на якобы имевшее место вымогательство взятки и тоже пытаются представить взятку как возвращение долга. Посредники в ряде случаев признаются в мошенничестве, заявляя, что сознательно обманывали взяткодателей, намереваясь присвоить полученное от них. Такое поведение посредников объясняется тем, что они предпочитают быть осужденными за мошенничество, а не за взяточничество.

Необходимо учитывать и то, что взяткополучатели и посредники, занимавшие и занимающие иногда довольно значительные должности, стараются использовать свое должностное положение: пытаются воздействовать на свидетелей, стремятся помешать проведению допроса, заявляя о грубом нарушении законности, произволе, клевете на них и т.д.

Характерная особенность допроса по делам о взяточничестве – необходимость максимальной детализации показаний. При этом надо стремиться к получению подробных показаний обо всех фактах взяточничества и его участниках. Основным методом изобличения взяточника и получения правдивых показаний представляется тактически правильное предъявление доказательств. В ряде случаев получению правдивых показаний способствует применение следователем психологических приемов допроса. Например, полезно путем продуманной постановки вопросов создать у допрашиваемого преувеличенное представление о собранных по делу доказательствах, разрушить его уверенность в молчании соучастников.

Директор торговой базы З. дал взятку начальнику торговой конторы Р. На допросах оба отрицали факт дачи-получения взятки. Стремясь создать у следователя впечатление о раскаянии в других преступлениях, З. написал заявление, которое озаглавил «Чистосердечное раскаяние». Готовясь к допросу Р., следователь решил использовать это заявление и положил его на стол таким образом, чтобы допрашиваемый смог его увидеть и прочитать название. Этот прием увенчался успехом. Р. увидел заголовок и задумался. Следователь начал допрос, используя документы, на основании которых давалось разрешение на отпуск товаров. В процессе допроса у Р. сложилось впечатление о значительной осведомленности следователя. Считая, что З. признался, Р. рассказал о взятке.

Иногда взяточники отказываются давать показания. В таких случаях необходимо выяснить мотивы этого и разъяснить, что расследованию такая позиция не помешает. Если обвиняемый упорствует в своем отказе, нужно проводить другие следственные действия, направленные на собирание уличающих его доказательств, а затем предъявить эти доказательства. Обвиняемый убеждается в том, что его преступная деятельность разоблачена, а его молчание ничего не изменило. Убедившись в тщетности молчания, он начинает давать показания.

Нередки случаи отказа признавшихся обвиняемых от своих показаний. Тогда важно выяснить причины отказа либо изменения показаний и посредством тщательного анализа новых показаний установить, какие из них правдивее. Помимо обычного протоколирования при допросах взяточников целесообразна звукозапись или видеозапись показаний.

Очная ставка должна производиться только в случаях действительной необходимости. Следует понимать, что взяточники иногда настаивают на проведении очной ставки, чтобы использовать ее для сговора, угроз, запугивания, сбора информации о ходе следствия. Очная ставка должна проводиться по конкретным вопросам, разноречиво освещенным в показаниях. Малейшие попытки к сговору и другим нежелательным последствиям следует решительно пресекать.

www.konspekt.biz