2. Полномочия и основные направления деятельности таможенных органов Российской Федерации
Согласно ст. 10 Таможенного кодекса таможенные органы выполняют следующие функции:
1) участвуют в разработке таможенной политики Российской Федерации и реализуют эту политику;
2) обеспечивают соблюдение законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы Российской Федерации; принимают меры по защите прав и интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций при осуществлении таможенного дела;
3) обеспечивают в пределах своей компетенции экономическую безопасность Российской Федерации, являющуюся экономической основой суверенитета Российской Федерации;
4) защищают экономические интересы Российской Федерации;
5) взимают таможенные пошлины, налоги и иные таможенные платежи;
6) обеспечивают соблюдение разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации;
7) ведут борьбу с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства, пересекают незаконный оборот через таможенную границу Российской Федерации наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран, объектов интеллектуальной собственности, оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом;
8) осуществляют и совершенствуют таможенный контроль и таможенное оформление;
9) содействуют развитию внешнеэкономических связей республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, а также предприятий, учреждений, организаций и граждан;
10) содействуют осуществлению мер по защите государственной безопасности, общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья, защите животных и растений, охране окружающей природной среды, защите интересов российских потребителей ввозимых товаров;
11) осуществляют контроль за вывозом стратегических и других жизненно важных для интересов Российской Федерации материалов;
12) осуществляют валютный контроль в пределах своей компетенции и др.
За перемещение товаров и транспортных средств через границу таможенные органы взимают таможенные платежи. К ним относятся таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость, таможенный сбор, таможенная плата.
Таможенное оформление представляет собой совокупность осуществляемых таможенными органами действий (транспортировка, взвешивание, заполнение документов и др.), связанных с пропуском в Россию или за границу товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу.
Таможенный и валютный контроль представляет собой совершение таможенными органами действий в целях проверки соблюдения физическими и юридическими лицами установленных правил ввоза, вывоза и транзита грузов, товаров, транспортных средств, валюты и валютных ценностей. Таможенный и валютный контроль осуществляется путем проверки документов, таможенного досмотра товаров, транспорта, личного досмотра, устного опроса, осмотра помещений, складов и других мест, где могут храниться товары, транспортные средства, валюта и валютные ценности, подлежащие таможенному и валютному контролю.
Выявив нарушение таможенных правил, влекущее административную ответственность, таможенные органы осуществляют производство по делу, руководствуясь правилами, установленными Таможенным кодексом и Кодексом об административных правонарушениях. К виновным лицам применяют меры административной ответственности: предупреждение, штраф, отзыв лицензии, выдаваемой таможенными органами на осуществление определенной деятельности в сфере таможенного дела, конфискация товаров и транспортных средств, валюты и валютных ценностей. В случае уклонения от уплаты таможенных платежей таможенные органы имеют право обращать взыскание на имущество плательщика, отзывать лицензии на проведение банковских операций.
Оперативно-розыскная деятельность осуществляется таможенными органами в целях выявления, предупреждения и пресечения преступлений, отнесенных законом к их компетенции, таких, как контрабанда, уклонение от уплаты таможенных платежей в крупных размерах, невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте и др. Кроме того, оперативно-розыскные мероприятия таможенные органы проводят также по запросам международных таможенных организаций, таможенных органов иностранных государств. Оперативно- розыскная деятельность также осуществляется в целях борьбы с такими преступлениями, как терроризм, незаконный оборот наркотиков и оружия, во взаимодействии с оперативными подразделениями других правоохранительных органов.
По делам о преступлениях, отнесенных законом к их компетенции, таможенные органы обладают правами органа дознания. Обнаружив признаки такого преступления, таможенные органы (это, как правило, подразделения по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил) возбуждают уголовное дело, производят неотложные следственные действия и не позднее 10 дней с момента возбуждения уголовного дела передают дело по подследственности, выполняя в дальнейшем поручения следователя.
При реализации этих функций таможенные органы Российской Федерации взаимодействуют с иными правоохранительными и другими государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами.
Правовой статус сотрудников таможенных органов. Должностными лицами таможенных органов могут быть граждане РФ, способные по своим личным, деловым качествам и состоянию здоровья выполнять должностные обязанности. При первом назначении на должность кандидата может быть установлен испытательный срок до одного года. Должностным лицам таможенных органов присваиваются специальные звания, соответствующие определенным должностям, для них установлено ношение форменной одежды. Сотрудники таможенных органов как представители федеральных исполнительных органов находятся под зашитой государства. Все их законные требования подлежат обязательному исполнению гражданами и должностными лицами. В случаях и порядке, установленных законом, должностные лица таможенных органов вправе применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие. Так же как и сотрудникам других федеральных правоохранительных органов, им запрещается совмещать работу в таможенных органах с другой оплачиваемой работой, коммерческой и предпринимательской деятельностью.
Надзор и контроль за деятельностью таможенных органов. Надзор за точным и неуклонным исполнением законов таможенными органами осуществляет прокуратура. Полномочия прокурора зависят от вида деятельности таможенных органов и определяются действующим законодательством.
Судебный контроль, как правило, осуществляется при рассмотрении жалоб на незаконные действия и решения таможенных органов и их должностных лиц.
Общее руководство и контроль со стороны государства таможенных органов осуществляют Президент и Правительство РФ.
Ведомственный контроль осуществляется подразделениями вышестоящих таможенных органов, которые проводят периодическую проверку соответствующих нижестоящих подразделений. Служба безопасности таможенных органов выявляет из числа сотрудников этих органов лиц, совершающих должностные преступления.
www.bibliotekar.ru
Полномочия таможенных органов российской федерации
Полномочия таможенных органов
ФТС России разъяснила, какие действия следует предпринять таможенникам, если при проведении транспортного, санитарно-карантинного, ветеринарного, фитосанитарного контроля будут обнаружены признаки события административного правонарушения.
29 июня 2011 г. вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2010 N 394-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей полномочий по осуществлению отдельных видов государственного контроля таможенным органам Российской Федерации» (далее – Закон). Закон был принят в целях сокращения количества государственных контрольных органов в пунктах пропуска через границу РФ.
Согласно Закону таможенные органы наделены полномочиями осуществлять полный транспортный контроль в пунктах пропуска. Также они имеют право проводить санитарно-карантинный, ветеринарный, фитосанитарный контроль в части проверки документов на соответствующие товары.
В связи с этим ФТС России Письмом от 28.07.2011 N 18-12/35929 [1] (далее – Письмо) разъяснила, в какие ведомства таможенные органы должны направлять информацию, если при проведении новых видов контроля обнаружат признаки административного правонарушения (далее – АП). Кроме того, из Письма становится ясно, какие конкретно действия могут производить сотрудники таможенных органов при реализации своих новых полномочий.
Транспортный контроль
При проведении транспортного контроля таможенники должны направлять материалы, указывающие на наличие события АП на транспорте и (или) в области дорожного движения, в органы Ространснадзора, если обнаружено:
1) несоответствие весовых и (или) габаритных параметров транспортного средства, указанных в специальных разрешениях;
2) отсутствие:
- документа, предоставляющего право на проезд по территории РФ;
- специальных разрешений на проезд в третьи страны и из третьих стран (у иностранных перевозчиков);
- специальных разрешений на перевозку опасных, крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов, а также маршрутов (в тех случаях, когда они указаны в таких разрешениях);
- отличительных знаков государства, на территории которого зарегистрировано транспортное средство, и товарно-транспортных документов.
- оригинала документа, подтверждающего безопасность подконтрольных товаров (свидетельство о госрегистрации на товары), или его заверенной копии;
- выписки из Реестра свидетельств о государственной регистрации на товары, подлежащие санитарно-эпидемиологическому надзору на таможенной границе и территории Таможенного союза;
- этих документов в электронной форме, заверенных электронной подписью, или сведений из электронной базы данных указанного Реестра на сайте Таможенного союза;
- на товаре и (или) его потребительской таре и (или) в сопроводительной документации номера и даты выдачи свидетельства о госрегистрации на товары, подлежащие санитарно-эпидемиологическому контролю.
- лекарственных средств и кормовых добавок для применения в ветеринарии без их регистрации уполномоченными органами стран ТС;
- лекарственных средств и кормовых добавок химического и микробиологического синтеза без документа, подтверждающего их качество и безопасность (такой документ должен выдаваться предприятием-изготовителем);
- кормовых добавок и готовых кормов без упаковки, прошедших термическую обработку, для кошек и собак;
- чучел всех видов животных и рыб или их фрагментов, прошедших полную таксидермическую обработку, без документов, подтверждающих их приобретение в розничной сети;
- собак и кошек, перевозимых физлицами для личного пользования, в количестве не более двух, а также спортивных лошадей при отсутствии международного паспорта или отметки в нем о проведении клинического осмотра в течение пяти дней перед отправкой;
- физлицами для личного пользования готовой продукции животного происхождения весом до пяти кг включительно, без заводской упаковки;
- подконтрольных товаров, на ввоз которых Россельхознадзором установлен запрет.
- фитосанитарного сертификата, выданного уполномоченным органом государства, на территории которого сформирована ввозимая партия высокого фитосанитарного риска;
- разрешения на ввоз карантинных объектов в научно-исследовательских целях (если это обязательно);
- древесных упаковочных и крепежных материалов, которые используются при ввозе других товаров, без нанесенных маркировочных знаков;
- подкарантинной продукции, находящейся в транспортных средствах и предназначенной для использования командой или экипажем транспортного средства в продовольственных целях, при ее выносе из него;
- подкарантинной продукции (если это картофель либо посадочный или семенной материал), перемещаемой в почтовых отправлениях, в ручной клади пассажиров, членов экипажей судов, самолетов, пассажирских вагонов и автотранспортных средств;
- продукции с превышением фактического количества подкарантинной продукции в партии на десять и более процентов по сравнению с количеством, указанным в фитосанитарном сертификате.
Санитарно-карантинный контроль
При проведении санитарно-карантинного контроля таможенники должны направлять в органы Роспотребнадзора материалы, свидетельствующие об обнаружении признаков АП в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, если выявлено отсутствие:
Ветеринарный надзор
При осуществлении ветеринарного надзора таможенники должны направлять материалы, указывающие на наличие АП, в органы Россельхознадзора в случае выявления:
1) отсутствия на партию подконтрольных товаров разрешения соответствующего ведомства РФ на ввоз (транзит) и (или) ветеринарного сертификата, выданного компетентным органом государства отправления товара;
2) ввоза:
Карантинный фитосанитарный контроль
При осуществлении карантинного фитосанитарного контроля таможенники должны направлять материалы, указывающие на наличие события АП, в органы Россельхознадзора при обнаружении:
1) отсутствия на ввозимую партию подкарантинной продукции:
2) ввоза:
Во всех случаях к материалам, которые содержат данные, указывающие на наличие АП, ФТС России относит рапорт или докладную записку о выявленном нарушении, транспортные (перевозочные) и другие документы в зависимости от перевозимого товара, объяснения водителя и прочее.
Документ:
[1] Письмо ФТС России от 28.07.2011 N 18-12/35929 «О направлении рекомендаций».
www.tamognia.ru
Полномочия таможни
Введение
Таможенное право регулирует те отношения с участием таможенных органов, которые складываются по поводу осуществления ими возложенных на них функций. Таможенные отношения представляют собой поле реализации функций и осуществления полномочий таможенных органов
Являясь субъектом таможенного правоотношения, таможенные органы, обладающие государственно-властными полномочиями, занимают особое место в возникшем таможенно-правовом отношении, поскольку они представляют государство. В то же время другие субъекты такого правоотношения находятся в юридически неравном положении. Обладая правами проведения проверки документов, досмотра товаров и транспортных средств, личного досмотра и т.д., таможенные органы инициируют возникновение правоотношений.
Участие в таможенном правоотношении как обязательной стороны таможенного органа не является обстоятельством, свидетельствующим о том, что такое правоотношение может возникнуть лишь по инициативе таможенного органа.
Целью контрольной работы является исследование полномочий таможни.
Задачи контрольной работы включают в себя:
1. раскрыть структурную организацию таможен;
2. проанализировать функции и полномочия таможен.
В контрольной работе были использованы нормы российского законодательства, исследования и учебная литература дают возможность решить поставленные перед ней задачи.
1. Структурная организация таможен
Таможенные органы РФ — это государственные органы, которые непосредственно осуществляют деятельность в сфере таможенного дела. Таможенные органы являются органами исполнительной власти. Исполнительная деятельность таможенных органов состоит в повседневной практической организации решений вопросов, связанных с таможенным делом.
Основным в деятельности таможенных органов является осуществление своих функций и полномочий в сфере организации перемещения товаров через таможенную границу, таможенного оформления, помещения товаров под определенные таможенные режимы, осуществления специальных таможенных процедур, взимания таможенных платежей.
Таможенные органы осуществляют как исполнительную, так и распорядительную деятельность. Оба эти вида деятельности тесно взаимосвязаны. При этом распорядительная деятельность таможенных органов проводится строго в рамках положений, определенных таможенным правом.
Важной отличительной чертой таможенных органов является то, что действующим законодательством они отнесены к числу правоохранительных органов[1].
В качестве правоохранительных органов таможенные органы защищают экономический суверенитет и экономическую безопасность Российской Федерации, права и законные интересы физических и юридических лиц. Таможенные органы ведут борьбу с преступлениями и административными правонарушениями в сфере таможенного дела.
Таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему. Органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, общественные объединения не могут вмешиваться в деятельность таможенных органов при осуществлении ими своих функций (ст. 401 ТК).
В соответствии со ст. 402 ТК система таможенных органов включает:
1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела (в настоящее время им является Федеральная таможенная служба (ФТС));
2) региональные таможенные управления (РТУ);
4) таможенные посты.
Центральным органом, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом в Российской Федерации, является федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, — Федеральная таможенная служба России. В его ведении находятся основные составные части, блоки и участки таможенного дела, которыми он руководит через соответствующие управления, отделы, службы, иные структурные подразделения своего аппарата, а также через региональные таможенные управления, таможни, таможенные посты.
Центральное таможенное управление: Белгородская, Брянская, Владимирская, Воронежская, Ивановская, Калужская, Костромская, Курская, Липецкая, Одинцовская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Тульская, Ярославская, Зеленоградская, Ногинская, Щелковская, Подольская, Центральная акцизная, Московская восточная, Московская южная, Московская западная, Московская северная.
Таможен: 26 + 1 оперативная + 1 тыловая.
Итого: таможен 28, субъектов РФ: 18.
Северо-западное таможенное управление: Архангельская, Вологодская, Пулковская, Северо-западная акцизная, Санкт-Петербургская, Балтийская, Кингисеппская, Выборгская, Мурманская, Новгородская, Великолукская, Себежская, Псковская, Сортавальская, Петрозаводская, Костомукшская, Сыктывкарская, Багратионовская, Неманская, Калининградская.
Таможен: 20 + 2 оперативные + 1 тыловая + 1 кинологический центр.
Итого: таможен 24, субъектов РФ: 11.
Южное таможенное управление: Дагестанская, Астраханская, Волгоградская, Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская, Новороссийская, Сочинская, Краснодарская, Туапсинская, Адыгейская, Ингушская, Калмыцкая, Северо-Осетинская, Миллеровская, Таганрогская, Ростовская, Ставропольская, Минераловодская, Чеченская.
Таможен: 19 + 1 оперативная.
Итого: таможен 20, субъектов РФ: 13.
Сибирское таможенное управление: Иркутская, Братская, Волгоградская, Красноярская, Бурятская, Наушкинская, Тывинская, Хакасская, Читинская, Забайкальская, Кемеровская, Алтайская, Новосибирская, Толмачевская, Омская, Горно-Алтайская, Томская.
Таможен: 16 + 2 оперативные + 1 тыловая.
Итого: таможен 19, субъектов РФ: 16.
Приволжское таможенное управление: Самарская, Тольяттинская, Кировская, Нижегородская, Пензенская, Марийская, Мордовская, Саратовская, Ульяновская, Чувашская, Калмыцкая, Татарстанская, Башкортостанская, Оренбургская, Орская, Пермская, Удмуртская.
Таможен: 16 + 1 оперативная.
Итого: таможен 17, субъектов РФ: 15.
Дальневосточное таможенное управление: Благовещенская, Биробиджанская, Камчатская, Магаданская, Владивостокская, Находкинская, Уссурийская, Гродековская, Хасанская, Якутская, Сахалинская, Хабаровская, Амурская, Ванинская, Чукотская.
Таможен: 15 + 1 оперативная.
Итого: таможен 16, субъектов РФ: 10.
Уральское таможенное управление: Екатеринбургская, Кольцовская, Нижнетагильская, Курганская, Тюменская, Ханты-мансийская, Ямало-Ненецкая, Челябинская, Магнитогорская.
Таможен: 9 + 1 оперативная.
Итого: таможен 10, субъектов РФ: 6.
ГТК России: Домодедовская, Внуковская, Шереметьевская, Центральная энергетическая, Центральная (Кинологический центр ГТК России).
Таможен: 5 + 1 базовая.
Итого: таможен 6[2].
Территория региона деятельности (подведомственного региона) таможни определяется ГТК России. Пределы подведомственного таможне региона могут не совпадать с административными границами субъектов Российской Федерации.
Таможня в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Таможенным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными и иными правовыми актами ГТК России, а таможня, непосредственно подчиненная Управлению, также и правовыми актами Управления. Таможня решает возложенные на нее задачи через подчиненные ей таможенные посты во взаимодействии с территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями и гражданами.
Таможня является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати и штампы, текущие счета по федеральному бюджету, сумм по поручениям, другие счета в банках и иных кредитных организациях. Финансируется таможня за счет средств федерального бюджета, а также иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников. Кроме всего перечисленного таможня является правоохранительным органом Российской Федерации, а также обладает правом оперативного управления в отношении закрепленного за ней имущества, являющегося федеральной государственной собственностью[3].
Специальными нормативными актами ГТК России может определять специфические особенности деятельности отдельных таможен.
2. Функции и полномочия таможен
Основными задачами таможни, в соответствии, с которыми она осуществляет свою деятельность, являются:
1. Непосредственное осуществление таможенного дела на территории подведомственного региона. Осуществление мер по реализации таможенной политики Российской Федерации на территории подведомственного региона.
2. Реализация в пределах своей компетенции в подведомственном регионе мер, направленных на обеспечение единства таможенной территории Российской Федерации, экономической безопасности Российской Федерации в части, относящейся к таможенному делу.
Обеспечение в пределах своей компетенции в подведомственном регионе защиты экономических интересов Российской Федерации.
Применение в подведомственном регионе средств таможенного регулирования экономической деятельности.
3. Обеспечение соблюдения в подведомственном регионе законодательства Российской Федерации, правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации о таможенном деле и других законодательных и иных правовых актов, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы Российской Федерации, нормативных и иных правовых актов ГТК России.
4. Осуществление таможенного оформления и таможенного контроля.
5. Применение таможенно-тарифного механизма и налогового механизма в части налогов, относящихся к товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации. Взимание таможенных платежей.
6. Осуществление в пределах компетенции таможенных органов Российской Федерации и своих полномочий валютного контроля.
7. Участие в ведении таможенной статистики.
8. Осуществление борьбы с контрабандой и иными преступлениями в сфере таможенного дела, с нарушениями таможенных правил.
9. Руководство, обеспечение, координация и контроль за деятельностью нижестоящих таможенных постов.
10. Содействие развитию внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, юридических и физических лиц.
11. Кадровое, финансовое, материально-техническое и социально-бытовое обеспечение своей деятельности и деятельности нижестоящих таможенных постов[4].
Функции таможни
Таможня РФ в соответствии с возложенными на неё задачами выполняет многообразные функции. В общем, положении перечислено 65 её основных функций. Перечислим те из них, которые отражают специфику деятельности таможни РФ.
По вопросам реализации таможенной политики;
По вопросам таможенного контроля;
По вопросам таможенных платежей;
По вопросам борьбы с контрабандой и иными правонарушениями в сфере таможенного дела;
По вопросам содействия развитию внешнеэкономической деятельности;
По вопросам развития материально-технической и социальной базы своей деятельности;
По вопросам работы с кадрами.
Таможня в соответствии с возложенными на нее задачами выполняет множество функций. Их можно подразделить на наружные (внешние) и внутренние.
Внутренних функций у таможни меньше, чем внешних, перечислим несколько из них. Итак, к внутренним функциям таможни относятся:
работа по подбору, расстановке и воспитанию кадров таможни и нижестоящих таможенных постов;
формирование резервов кадров для выдвижения на руководящие должности и их обучение.
Представление в вышестоящий таможенный орган кандидатуры сотрудников к назначению на должность и освобождению от должности руководящих работников. Согласование назначения на должность и освобождения от должности сотрудников нижестоящих таможенных постов в случаях, предусмотренных специальными нормативными актами ГТК России.
Аттестация сотрудников таможни и нижестоящих таможенных постов на соответствие занимаемой должности, при представлении сотрудников к назначению на должности руководящих работников, при представлении сотрудников к присвоению специальных званий.
Представление в вышестоящий таможенный орган материалов к награждению сотрудников таможни и нижестоящих таможенных постов государственными наградами Российской Федерации, присвоению почетных званий Российской Федерации.
Присяга сотрудников таможни и нижестоящих таможенных постов. Обеспечение первичной профессиональной, боевой и физической подготовки, переподготовки и повышения квалификации сотрудников таможни и нижестоящих таможенных постов[5].
Создание необходимых условий труда для работников таможни и нижестоящих таможенных постов, а также обеспечение правовой и социальной защищенности указанных работников; участие в разработке и реализации программ и планов развития социальной базы таможенных органов.
Осуществление мероприятий по охране труда, соблюдению техники безопасности и пожарной безопасности. Поддержка приверженности сотрудников таможни и нижестоящих таможенных постов здоровому образу жизни.
Организация и обеспечение контроля за применением должностными лицами таможни и нижестоящих таможенных постов специальных средств и огнестрельного оружия.
Перечень внешних функций более широк. В первую очередь нужно отметить, что таможня претворяет в жизнь в подведомственном регионе правовой, экономический и организационный механизмы реализации таможенной политики Российской Федерации. Подготавливает предложения о совершенствовании механизмов реализации таможенной политики Российской Федерации, в том числе с учетом особенностей подведомственного региона. Выявляет наличие в подведомственном регионе проблем в обеспечении единства таможенной территории Российской Федерации и экономической безопасности Российской Федерации и участвует в реализации мер, направленных на урегулирование таких проблем. Участвует в разработке и реализует программы развития таможенного дела на территории подведомственного региона[6].
Таможня применяет, обеспечивает, координирует и контролирует применение нижестоящими таможенными постами средств таможенного регулирования экономической деятельности; обобщает и анализирует практику применения таких средств и подготавливает предложения об их совершенствовании. Принимает меры, направленные на создание условий, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу Российской Федерации. Обеспечивает правильное применение в подведомственном регионе таможенных режимов при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации и при ведении экономической деятельности на таможенной территории Российской Федерации.
В части, касающейся компетенции таможенных органов Российской Федерации, применяет меры экономической политики в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, включая лицензирование и другие нетарифные меры, а также меры, обеспечивающие соблюдение разрешительного порядка перемещения отдельных товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации; координирует и контролирует применение таких мер нижестоящими таможенными постами. Осуществляет в подведомственном регионе контроль за соблюдением всеми юридическими и физическими лицами правил, порядка и условий таможенного дела; обобщает и анализирует складывающуюся практику.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации о таможенном деле и нормативными актами ГТК России, таможня выдает лицензии, в том числе на осуществление деятельности в области таможенного дела, аннулирует или отзывает такие лицензии либо приостанавливает их действие, отзывает квалификационные аттестаты специалистов по таможенному оформлению; осуществляет в пределах своей компетенции меры по ведению реестров, предусмотренных законодательством Российской Федерации, правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации о таможенном деле и нормативными актами ГТК России[7].
К внешним функциям относится также таможенное оформление товаров и транспортных средств и таможенный контроль, в том числе за товарами и транспортными средствами, перемещаемыми через таможенную границу Российской Федерации; организация и контроль над производством таможенного оформления и проведение таможенного контроля нижестоящими таможенными постами; подготовка предложения о совершенствовании таможенного оформления и таможенного контроля.
Таможня реализует в пределах своей компетенции меры, направленные на совершенствование таможенного оформления и таможенного контроля. Осуществляет сбор, обобщение и анализ сведений о грузовых и пассажирских потоках в части, имеющей отношение к таможенному делу, а также контроль за доставкой товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, и документов на них в места, определяемые таможенными органами Российской Федерации.
Таможня контролирует деятельность в подведомственном регионе таможенных брокеров, таможенных перевозчиков и иных лиц, контроль за деятельностью которых возложен на таможенные органы Российской Федерации. Выполняет сбор, обобщение и анализ сведений о деятельности этих лиц в части, имеющей отношение к таможенному делу. Контролирует создание и функционирование в подведомственном регионе предусмотренных законодательством Российской Федерации о таможенном деле складов и иных объектов, контроль за функционированием которых возложен на таможенные органы.
Осуществляет в пределах своих полномочий и контролирует деятельность нижестоящих таможенных постов по осуществлению валютного контроля. Выполняет функции агента валютного контроля[8].
Взаимодействует с банками и иными агентами валютного контроля. Осуществляет экспортный контроль, в частности, контроль за перемещением через таможенную границу Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов России и зарубежных стран (культурных ценностей).
Важной функцией таможни является борьба с контрабандой и иными преступлениями в сфере таможенного дела. В соответствии с законодательством Российской Федерации таможня осуществляет дознание по делам о контрабанде и иным преступлениям в сфере таможенного дела, а также оперативно-розыскную деятельность.
Обеспечивает выполнение нижестоящими таможенными постами в пределах их компетенции функций органов дознания. Передает материалы по делам о преступлениях органам предварительного следствия либо прокурору.
Таможня осуществляет в подведомственном регионе борьбу с нарушениями таможенных правил и административными правонарушениями, посягающими на нормальную деятельность таможенных органов Российской Федерации; организует и контролирует деятельность нижестоящих таможенных постов по борьбе с такими нарушениями. Ведет производство по делам о нарушении таможенных правил и осуществляет их рассмотрение.
Осуществляет контроль за соблюдением законности должностными лицами таможни и нижестоящих таможенных постов при осуществлении дознания по делам о контрабанде и иных преступлениях в сфере таможенного дела, осуществлении оперативно-розыскной деятельности, производстве по делам о нарушении таможенных правил и их рассмотрении, производстве по делам об административных правонарушениях, посягающих на нормальную деятельность таможенных органов Российской Федерации[9].
Взаимодействует с другими правоохранительными и контролирующими органами Российской Федерации, находящимися в подведомственном регионе, по вопросам выявления, предупреждения, пресечения и расследования преступлений и иных правонарушений в сфере таможенного дела.
Таможня участвует и обеспечивает участие нижестоящих таможенных постов в реализации системы мер, направленных на пресечение незаконного оборота через таможенную границу Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран (культурных ценностей), объектов интеллектуальной собственности, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, других товаров; вносит предложения в вышестоящий таможенный орган о совершенствовании такой системы.
Осуществляет сбор и обработку первичных данных для формирования таможенной статистики внешней торговли и специальной таможенной статистики; представляет такие данные вышестоящему таможенному органу и обеспечивает их достоверность. Рассматривает поступающие из органов государственной власти субъектов Российской Федерации и правоохранительных органов, находящихся в подведомственном регионе, нерегламентированные запросы по различным аспектам внешней торговли; в порядке, определяемом ГТК России, подготавливает ответы на такие запросы[10].
Осуществляет сбор, обобщение и анализ сведений о состоянии внутреннего рынка на территории подведомственного региона. Таможня защищает права, имущественные и иные свои интересы в судах, арбитражных судах и других организациях при рассмотрении исковых споров, жалоб по делам, возникающим из административно-правовых отношений; обеспечивает участие в судопроизводстве своих сотрудников в качестве представителей таможни и нижестоящих таможенных постов.
Рассматривает жалобы на решения, действия или бездействие должностных лиц таможни, нижестоящих таможенных постов и их должностных лиц, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение жалоб; выявляет причины и условия, способствующие нарушению прав, свобод и законных интересов организаций и граждан, и принимает меры по устранению таких причин и условий.
Рассматривает обращения организаций и граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений организаций и граждан нижестоящими таможенными постами.
Что касается обеспечения информацией заинтересованных лиц, то таможня осуществляет в порядке, определяемом ГТК России:
информирование и консультирование по таможенным вопросам;
контролирует состояние этой работы на нижестоящих таможенных постах;
организует и проводит обучение специалистов в области таможенного дела для государственных органов, коммерческих и некоммерческих организаций, расположенных в подведомственном регионе[11].
В пределах своей компетенции таможня начисляет таможенные пошлины, налоги и иные таможенные платежи. Осуществляет проверку правильности исчисления лицами таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей, а также выполняет следующие функции:
взимает таможенные пошлины, налоги и иные таможенные платежи;
контролирует фактическую уплату лицами таможенных платежей;
взыскивает неуплаченные таможенные платежи, в том числе в бесспорном порядке;
принимает решения о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных платежей, таможенно-тарифных и иных таможенных льгот в соответствии с законодательством Российской Федерации, правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации о таможенном деле, нормативными и иными правовыми актами ГТК России;
применяет механизм обеспечения уплаты таможенных платежей.
обеспечивает правильное отражение в документах и учет таможенных платежей;
обеспечивает полноту взимания и осуществляет своевременное перечисление денежных средств в федеральный бюджет;
обеспечивает полноту взимания и осуществляет своевременное перечисление денежных средств, формирующих Фонд развития таможенной системы Российской Федерации;
осуществляет сбор, обобщение и анализ сведений о таможенных платежах, представляет эти сведения вышестоящему таможенному органу;
осуществляет контроль за состоянием этой работы на нижестоящих таможенных постах[12].
Таможня организует, обеспечивает, координирует и контролирует проведение должностными лицами таможни и нижестоящих таможенных постов:
проверки документов и сведений, необходимых для таможенных целей;
таможенного досмотра, включая личный досмотр, являющийся исключительной формой таможенного контроля;
учета товаров и транспортных средств;
устного опроса физических и должностных лиц;
проверки системы учета и отчетности;
осмотра территорий, помещений и других мест, где могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю, либо осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы Российской Федерации;
таможенного контроля в других формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации о таможенном деле либо не противоречащих законодательству Российской Федерации.
контроля за достоверностью и полнотой сведений, представляемых для таможенных целей.
Таможня открывает текущие счета по федеральному бюджету, сумм по поручениям, другие счета в банках и иных кредитных организациях, перечень которых определяется ГТК России. Заключает договоры с банками и иными кредитными организациями о ведении счетов таможни на основе типовых договоров, утверждаемых ГТК России.
Осуществляет сбор, обобщение и анализ информации о финансовой и иной деятельности банков и иных кредитных организаций, в которых открыты или могут быть открыты счета таможенных органов;
1. представляет указанную информацию вышестоящему таможенному органу;
2. осуществляет планирование расходов на содержание и развитие таможни нижестоящих таможенных постов; представляет на утверждение в вышестоящий таможенный орган смету расходов по укрупненным статьям на содержание и развитие таможни и нижестоящих таможенных постов, обеспечивает правильное исполнение такой сметы и достоверную отчетность по ней[13].
На основе утвержденной вышестоящим таможенным органом сметы расходов по укрупненным статьям утверждает смету расходов на содержание и развитие таможни, а также утверждает сметы расходов на содержание и развитие нижестоящих таможенных постов.
Осуществляет в пределах выделенных ассигнований и закрепленной доли поступлений в Фонд развития таможенной системы Российской Федерации финансирование деятельности таможни и нижестоящих таможенных постов, обеспечивает рациональное и целевое расходование выделенных и закрепленных денежных средств.
Осуществляет бухгалтерский учет и отчетность, представляет в вышестоящий таможенный орган бухгалтерский отчет и баланс таможни и нижестоящих таможенных постов.
Обеспечивает соблюдение планово-финансовой, бюджетной, кассовой и платежно-расчетной дисциплины.
Осуществляет контроль за соблюдением нижестоящими таможенными постами планово-финансовой, бюджетной, кассовой и платежно-расчетной дисциплины, исполнением смет расходов, состоянием и достоверностью финансовой и бухгалтерской отчетности.
Обеспечивает учет и полноту поступления денежных средств, полученных от реализации товаров, транспортных средств и иных предметов, обращенных в федеральную собственность[14].
Для реализации возложенных функций таможня обладает правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации, правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными актами ГТК России, включая права:
1.Издавать в пределах своей компетенции ненормативные правовые акты. Указанные правовые акты по таможенному делу, изданные таможней в пределах ее компетенции, обязательны для исполнения нижестоящими таможенными постами, государственными органами, органами местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями, должностными лицами и гражданами.
2. Требовать и безвозмездно получать от государственных органов, органов местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организаций независимо от форм собственности и подчиненности, а также должностных лиц и граждан документы и сведения, необходимые для выполнения возложенных на таможню задач и функций.
3. Взаимодействовать в пределах своей компетенции с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами. Привлекать для оказания содействия таможенным органам специалистов других правоохранительных, контролирующих органов, организаций, а также экспертов.
4. Давать разрешение на помещение товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим. Производить таможенный досмотр и осуществлять таможенный контроль в иных формах. Использовать при этом все либо только достаточные формы таможенного контроля.
5. Принудительно останавливать транспортные средства, возвращать морские, речные и воздушные суда, покинувшие таможенную территорию Российской Федерации без разрешения таможенных органов Российской Федерации, за исключением иностранных судов и судов, находящихся на территории других государств. Давать разрешение либо отказывать в разрешении на оставление транспортных средств и товаров без присмотра, изменение места стоянки, выгрузку и перегрузку товаров, изменение первоначального места нахождения товаров, высадку пассажиров, вскрытие упаковки, упаковку или переупаковку товаров, изменение, удаление или уничтожение средств идентификации.
6. Требовать от лиц, перемещающих товары и транспортные средства, декларантов, владельцев складов, перевозчиков и иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров и транспортных средств, производства грузовых и иных операций с товарами и транспортными средствами, необходимых для производства таможенного оформления, проведения таможенного контроля и осуществления иных функций, возложенных на таможенные органы Российской Федерации.
В таможенных целях брать пробы и образцы товаров, проводить их исследование (экспертизу); разрешать лицам, обладающим полномочиями в отношении товаров, и другим органам государственного контроля брать пробы и образцы[15].
8. Требовать от декларантов, перевозчиков и иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров и транспортных средств, оказания содействия в производстве таможенного оформления, проведении таможенного контроля и осуществлении иных функций, возложенных на таможенные органы Российской Федерации.
9. Идентифицировать: товары и транспортные средства, находящиеся под таможенным контролем; транспортные средства, помещения и другие места, где находятся или могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю; места, где осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы .
10. Осуществлять таможенный контроль после выпуска товаров и транспортных средств, в том числе в местах нахождения любого лица, прямо или косвенно имеющего отношение к внешнеэкономическим и последующим экономическим операциям с выпущенными товарами и транспортными средствами или владеющего необходимыми документами.
11. Проводить в любое время инвентаризацию товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, а также товаров, в отношении которых не уплачены таможенные платежи или предоставлены таможенные льготы в части таможенных платежей.
12. Обеспечивать в соответствии с законодательством Российской Федерации о таможенном деле доступ должностных лиц таможенных органов на территорию и в помещения любых лиц, где могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю, документы, необходимые для таможенного контроля, либо осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы Российской Федерации.
13. Контролировать в пределах своей компетенции экономическую деятельность участников внешнеэкономической деятельности.
14. Назначать и проводить в пределах компетенции таможенных органов Российской Федерации проверки финансово-хозяйственной деятельности лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу Российской Федерации, таможенных брокеров либо иных лиц, осуществляющих деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы Российской Федерации.
15. Принимать в пределах своей компетенции решение о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных платежей.
16. Взыскивать неуплаченные таможенные платежи в бесспорном порядке.
17. Получать в необходимых случаях от банков и иных кредитных организаций сведения и справки по операциям и счетам лиц, осуществляющих деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы Российской Федерации.
18. Привлекать лиц к ответственности за нарушение таможенных правил. В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации возбуждать уголовные дела при наличии признаков контрабанды и иных преступлений в сфере таможенного дела, прекращать уголовные дела либо приостанавливать производство по ним.
19. Изымать в соответствии с законодательством о таможенном деле товары, транспортные средства и иные предметы.
20. Обращать в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации в федеральную собственность товары, транспортные средства и иные предметы.
21. Самостоятельно учреждать в случаях и порядке, определяемых ГТК России, склады временного хранения, владельцем которого является таможня или нижестоящий таможенный пост.
22. Отменять или изменять в порядке контроля решения нижестоящих таможенных постов, а также принимать в отношении неправомерных действий или в отношении бездействия этих органов и их должностных лиц меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
23. Рассматривать и принимать решения по жалобам и обращениям организаций и граждан, а также протестам прокуроров, в части соблюдения должностными лицами таможни и нижестоящих таможенных постов законодательства России. Давать указания нижестоящим таможенным постам об устранении нарушений законодательства о таможенном деле.
24. Проверять деятельность, в том числе финансово-хозяйственную, нижестоящих таможенных постов; получать от руководителей нижестоящих таможенных постов письменные объяснения и справки; опечатывать кассы, склады и иные помещения, а также изымать необходимые документы.
25. Принимать в порядке, определяемом ГТК России, решения о списании с баланса таможни основных средств и других материальных ценностей.
26. Быть истцом и ответчиком в суде и арбитражном суде.
27. Сохранять в своем распоряжении денежные средства, образовавшиеся в результате из рачительного и экономного расходования, и использовать такие средства в порядке, установленном для закрепленных денежных средств[16].
Заключение
Управление вправе изменять подведомственный регион непосредственно подчиненной таможни в порядке, определяемом ГТК России. Создание, реорганизацию и ликвидацию таможен осуществляет ГТК России. Если же таможни непосредственно подчинены Управлению, то их создание, реорганизация и ликвидация осуществляются по представлению с учетом мнения Управления. В непосредственном подчинении таможни находятся расположенные на территории подведомственного региона таможенные посты Российской Федерации, за исключением таможенных постов, непосредственно подчиненных вышестоящим таможенным органам.
Таможня является юридическим лицом. Финансируется таможня за счет средств федерального бюджета, а также иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников. Кроме всего перечисленного таможня является правоохранительным органом Российской Федерации, а также обладает правом оперативного управления в отношении закрепленного за ней имущества, являющегося федеральной государственной собственностью.
Таможни непосредственно реализуют основную часть задач таможенного дела в зоне своей ответственности и управляют деятельностью подведомственных таможенных постов.
Список литературы
1. Российская Федерация. Таможенный Кодекс Российской Федерации [Текст]: [от 28.05.2003 № 61-ФЗ] // Собрание законодательства РФ, –2003, – № 22. – ст. 2066
2. Бахрах, Д.Н. Таможенное право России. [Текст]: Д.Н. Бахрах, С.В. Кивалов – М.: Юрист, 2008 – 674с.
3. Жигалина, О.С. Некоторые проблемы правоприменительной деятельности таможенных органов [Текст] / О.С. Жигалина // Налоги (газета), – 2006. – № 8
4. Козырин, А.Н. Таможенное право России Учеб. пособие. [Текст]: А.Н. Козырин – М.: Юрист, 2007 – 523с.
5. Комментарий к Таможенному Кодексу Российской Федерации (постатейный) [Текст] / Под ред. Ю.Ф. Азарова, Г.В. Баландиной. – М.: Спарк, 2009 – 662с.
6. Корняков, К.А. Новый этап развития таможенного дела в России [Текст] / К.А. Корняков // Законодательство и экономика, – 2003. – № 11
7. Орлов, И.В. Таможенное право Российской Федерации: Курс лекций. [Текст]: И.В. Орлов – М: БЕК, 2009 – 729с.
8. Сизов, А.В. Новый Таможенный кодекс как компромисс публичных и частных интересов в области таможенного дела. Практические аспекты. [Текст] / А.В. Сизов // Право и экономика, – 2003. – № 12
[1] Козырин, А.Н. Таможенное право России Учеб. пособие. [Текст]: А.Н. Козырин – М.: Юрист, 2007 – 523с., с. 144
[2] Орлов, И.В. Таможенное право Российской Федерации: Курс лекций. [Текст]: И.В. Орлов – М: БЕК, 2009 – 729с., с. 102
[3] Бахрах, Д.Н. Таможенное право России. [Текст]: Д.Н. Бахрах, С.В. Кивалов – М.: Юрист, 2008 – 674с., с. 134
[4] Козырин, А.Н. Таможенное право России Учеб. пособие. [Текст]: А.Н. Козырин – М.: Юрист, 2007 – 523с., с. 121
[5] Орлов, И.В. Таможенное право Российской Федерации: Курс лекций. [Текст]: И.В. Орлов – М: БЕК, 2009 – 729с., с. 232
[6] Комментарий к Таможенному Кодексу Российской Федерации (постатейный) [Текст] / Под ред. Ю.Ф. Азарова, Г.В. Баландиной. – М.: Спарк, 2009 – 662с., с. 124
[7] Козырин, А.Н. Таможенное право России Учеб. пособие. [Текст]: А.Н. Козырин – М.: Юрист, 2007 – 523с., с. 145
[8] Комментарий к Таможенному Кодексу Российской Федерации (постатейный) [Текст] / Под ред. Ю.Ф. Азарова, Г.В. Баландиной. – М.: Спарк, 2009 – 662с., с. 156
[9] Козырин, А.Н. Таможенное право России Учеб. пособие. [Текст]: А.Н. Козырин – М.: Юрист, 2007 – 523с., с. 103
[10] Бахрах, Д.Н. Таможенное право России. [Текст]: Д.Н. Бахрах, С.В. Кивалов – М.: Юрист, 2008 – 674с., с. 156
[11] Комментарий к Таможенному Кодексу Российской Федерации (постатейный) [Текст] / Под ред. Ю.Ф. Азарова, Г.В. Баландиной. – М.: Спарк, 2009 – 662с., с. 135
[12] Козырин, А.Н. Таможенное право России Учеб. пособие. [Текст]: А.Н. Козырин – М.: Юрист, 2007 – 523с., с. 192
[13] Бахрах, Д.Н. Таможенное право России. [Текст]: Д.Н. Бахрах, С.В. Кивалов – М.: Юрист, 2008 – 674с., с. 104
[14] Комментарий к Таможенному Кодексу Российской Федерации (постатейный) [Текст] / Под ред. Ю.Ф. Азарова, Г.В. Баландиной. – М.: Спарк, 2009 – 662с., с. 183
[15] Бахрах, Д.Н. Таможенное право России. [Текст]: Д.Н. Бахрах, С.В. Кивалов – М.: Юрист, 2008 – 674с., с. 101
[16] Бахрах, Д.Н. Таможенное право России. [Текст]: Д.Н. Бахрах, С.В. Кивалов – М.: Юрист, 2008 – 674с., с. 112
www.km.ru