Реестр ивана грозного

Реестр опричных воевод

Реестр опричных воевод

Алферьев Роман Васильевич

князь Барбашин (Борбашин, Барбошин) Василий Иванович

Басманов-Плещеев Федор Алексеевич

Безнин Михаил Андреевич

Бельский-Скуратов Григорий (Малюта) Лукьянович

Блудов Игнатий Борисович

Блудов Михаил Борисович

Борисов Григорий Никитич

Борисов Никита Васильевич

Бутурлин Дмитрий Андреевич

Бухарин-Наумов Иван (Ищук) Иванович

Волынский-Попадейкин Яков Федорович

князь Вяземский Афанасий Иванович

князь Вяземский Василий (Волк) Иванович

князь Вяземский Дмитрий Иванович

князь Вяземский-Глухой Александр Иванович

князь Гвоздев-Приимков-Ростовский Иосиф Федорович

князь Гвоздев-Приимков-Ростовский Михаил Федорович

князь Горбатый-Мосальский Василий Иванович

Зайцев Петр Васильевич

Колычев-Умной Василий Иванович

князь Морткин Андрей Иванович

Мятлев-Слизнев Иван Иванович

князь Одоевский Никита Романович

князь Охлябинин Иван (Залупа) Петрович

Плещеев Иван (Колодка) Дмитриевич

Плещеев-Очин Андрей Иванович

Плещеев-Очин Захарий Иванович

Плещеев-Очин Иван Иванович

Плещеев-Очин Никита Иванович

Полев Григорий Осипович

Поливанов Константин Дмитриевич

князь Пронский Семен Данилович

Салтыков Игнатий Борисович

князь Сицкий Василий Андреевич

князь Телятевский Андрей Петрович

князь Телятевский Василий Иванович

князь Иван (Зубан) Петрович Телятевский

князь Темкин-Ростовский Василий Иванович

князь Темкин-Ростовский Иван Васильевич

князь Трубецкой Федор Михайлович

князь Хворостинин Андрей Иванович

князь Хворостинин Дмитрий Иванович

князь Хворостинин Петр Иванович

князь Хворостинин Федор Иванович

князь Хованский Андрей Петрович

князь Черкасский Иван Таатукович

князь Черкасский Михаил Темрюкович

князь Шейдяков Петр Тутаевич (из ногайских мурз)

князь Щербатов Дмитрий Михайлович

князь Щербатов[433] Иван

Яковлев Василий Петрович

Похожие главы из других книг

Национальный реестр исторических мест

Национальный реестр исторических мест www.cr.nps.gov/nr/index.htmНа данном веб-сайте публикуется список зданий, включенных в Национальный реестр. Также приводятся рекомендации для желающих посетить указанные объекты. Чтобы ознакомиться с рекомендациями, нажмите «Маршруты

2. Список и хронология боевых выходов опричных отрядов с 1565 по 1571 год

2. Список и хронология боевых выходов опричных отрядов с 1565 по 1571 год <351>1565 год:В октябре 1565 года к Болхову для отражения крымцев были отправлены два самостоятельных опричных отряда: из Москвы — под командой князя А. П. Телятевского, а также из Белева — под командой князя

Глава шестнадцатая. Реестр смерти

Глава шестнадцатая. Реестр смерти Никто не вел учета… Н.Хрущев Не было никакого официального изучения террора в селах в 1930–1933 гг.; не было сделано ни одного заявления о «человеко-потерях»; не были открыты архивы для независимых исследований этого вопроса. Тем не менее,

НА СЛУЖБЕ У ОПРИЧНЫХ ГОСПОД

НА СЛУЖБЕ У ОПРИЧНЫХ ГОСПОД Шли годы. Превращались в руины цветущие города, победы сменялись поражениями. В неотвратимой череде событий проходила человеческая жизнь.За спиной у Ермака было сорок прожитых лет. Цветущая пора прошла безвозвратно. Виски у атамана поседели,

«Есть грамота — воевод и голов бить и грабить»

Глава 3 НАЧАЛО ВОЙНЫ. ОСЕННЯЯ КАМПАНИЯ 1534 ГОДА И ПОХОД РУССКИХ ВОЕВОД В ЛИТВУ ЗИМОЙ 1535 ГОДА

Глава 3 НАЧАЛО ВОЙНЫ. ОСЕННЯЯ КАМПАНИЯ 1534 ГОДА И ПОХОД РУССКИХ ВОЕВОД В ЛИТВУ ЗИМОЙ 1535 ГОДА Литва начинала войну, рассчитывая, во-первых, на длительные распри в Москве, а во-вторых, на содействие своего союзника — хана Сахиб-Гирея. Эти расчеты, однако, оказались напрасными.

Особенности исторических источников для реконструкции портретов древнерусских воевод

Особенности исторических источников для реконструкции портретов древнерусских воевод К сожалению, древнерусский эпос[3] не был записан в свое время, как, к примеру, скандинавские саги. До нас он дошел в осколках, которые сохранила до XIX в. устная народная новгородская

Маленький реестр правителей России

Маленький реестр правителей России Кажется, самое время поговорить о правителях России. О старых, не новых. И не подробно, а очень бегло и схематично. Восстановить в памяти всего лишь царственную канву без всяких вышивок и деталей (ибо это потребует тысячи и тысячи

174. ОТПИСКА ПУТИВЛЬСКИХ ВОЕВОД О ЗБОРОВСКОМ МИРЕ (1649, сентябрь 3)

174. ОТПИСКА ПУТИВЛЬСКИХ ВОЕВОД О ЗБОРОВСКОМ МИРЕ (1649, сентябрь 3) «Акты, относящиеся к истории южной и западной России», т. III, стр. 242–243.Государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всеа Русии холопи твои, Сенка Прозоровский, Ивашка Ляпунов, Минка Грязев челом бьют.

IX. Акт пожалования Брюховецкого, в бытностъ его в Москве, в Бояра, а Старшин в Дворяне, за отдачу собираемых в Малой России доходов и сборов в Государственную казну и за истребование в Малороссийские города Воевод и ратных Великороссийских людей

IX. Акт пожалования Брюховецкого, в бытностъ его в Москве, в Бояра, а Старшин в Дворяне, за отдачу собираемых в Малой России доходов и сборов в Государственную казну и за истребование в Малороссийские города Воевод и ратных Великороссийских людей В нынешнем 174 году,

XII. Манифест Государев к Малороссийским Старшинам и всему Запорожскому войску: об унятии внутреннего между ими возмущения; о несобирании никаких Рад для совещаний, без Его Государева указа и без согласия Великороссийских Воевод и Гетмана; о неследовании Дорошенковым злым умыслам; о даче ратным Вели

XII. Манифест Государев к Малороссийским Старшинам и всему Запорожскому войску: об унятии внутреннего между ими возмущения; о несобирании никаких Рад для совещаний, без Его Государева указа и без согласия Великороссийских Воевод и Гетмана; о неследовании Дорошенковым

Приложение 1 Реестр наместнических титулов 1580–1682 гг.

Приложение 1 Реестр наместнических титулов 1580–1682 гг. (Реестр составлен на основании записей в книгах наместнических титулов до царствования Федора Алексеевича

Приложение 2 Реестр наместнических титулов 1682–1706 гг.

Приложение 2 Реестр наместнических титулов 1682–1706 гг. (Реестр составлен на основании записей в книгах наместнических титулов, начиная с царствования Ивана и Петра

Приложение № 3 Алфавитный реестр наместников 1580–1706 гг.

Приложение № 3 Алфавитный реестр наместников

79. О ПРИЕЗДЕ РУСКИХ КНЯЗЕЙ и Воевод и многих ратий к Москве.

79. О ПРИЕЗДЕ РУСКИХ КНЯЗЕЙ и Воевод и многих ратий к Москве. ПО ПОВЕЛЕНИЮ ВЕЛИКАГО Князя Димитриа приспеша Русские Князи и Воеводы и многия воинства в урочное время на день Успения пресвятыя Богородицы к Москве, и все радующеся о Великом Князе своем Димитрии, едиными усты

history.wikireading.ru

Происхождение и значение фамилий

Да, фамилия редкая и по-видимому относительно новая, трудно найти даже небольшое количество упоминаний в 18 в. По-видимому, большинство крестьяне, также купцы.

Сообщений: 32
Регистрация: 16 дек. 2012
Рейтинг: 18

Модератор раздела
Не историк! Просто diletto к истории имею.

Сообщений: 23023
Регистрация: 2 мар. 2006
Рейтинг: 10521

В той БД (а она, конечно, неполная еще) Филоновы есть, но нет среди них Степана Фроловича

Сообщений: 1802
Регистрация: 13 янв. 2013
Рейтинг: 6809

Петропавловск
Сообщений: 6
Регистрация: 16 июля 2014
Рейтинг: 1

Добрый день Alec I-tzky!
У меня есть три версии происхождения фамилии, которые я нашёл в интернете:
Основой фамилии Лясота послужило церковное имя Сильвестр. Фамилия Лясота образована от средневекового имени Лясота, которое является адаптированным польским эквивалентом латинского имени Сильвестр со значением «лесной» (латин. silva — лес; польск. las — лес).

Согласно древнеримской мифологии, Сильваном звали бога лесов и дикой природы, покровителя культурного земледелия и скотоводства. Сильван считался хранителем дома, усадьбы, имения и его границ, а также защитником земельных владений от покушений захватчиков.

Согласно другой, менее вероятной гипотезе, фамилия Лясота образована от аналогичного прозвища. Оно восходит к русскому глаголу «лясить» — «балясничать, балагурить, пустословить, шутить и забавлять», а также «льстить, улещать шуточками, выманивая что-либо». Соответственно, таким прозвищем могли окрестить весельчака, болтуна или льстеца. Это были притяжательные прилагательные с суффиксами –ович /-евич, -ский, изначально указывающие на имя главы семейства. Таким образом, потомок человека, обладающего именем Лясота, со временем получил фамилию Лясота.
И вторая :
Исследование истории возникновения фамилии Лясота открывает забытые страницы жизни и культуры наших предков и может поведать много любопытного о далеком прошлом.
Фамилия Лясота относится к распространенному типу родовых именований, образованных от славянских мирских имен. Традиция давать человеку в дополнение к крестильному имени мирское сложилась у славян издавна и сохранялась вплоть до XVII века. Это объясняется тем, что поначалу церковные имена воспринимались как чужие. Кроме того, их было сравнительно немного, в результате они часто повторялись, создавая неудобства в общении. Поэтому часто детей наделяли исконно славянскими, привычными и понятными именами, которые отражали особенности их внешности или поведения, обстоятельства появления на свет, отношение или пожелание родителей и так далее. Такие имена, которые постепенно превращались в семейные именования, носили практически все россияне. Они были столь употребительны, что порой полностью вытесняли крестильное имя человека, заменяя его не только в обиходе, но и в официальных документах.
В основе исследуемой фамилии лежит мужское имя Ляслав (Laslaw) или женское Ляслава (Laslawa), вернее, их уменьшительная форма Лясота (Lasota). Данные именования произошли от общеславянских корней «лес» (польский – «las») и «слава». Имена Ляслав и Ляслава распространены у поляков. В Польше известен дворянский род Лясота (Lasota), который носит герб Равич (Вршин). Среди знаменитых обладателей этой фамилии – Чеслав Лясота (Czeslaw Lasota), польский актер театра и кино.
В русской ономастике фамилий польского происхождения значительно меньше, чем украинского или белорусского. Это объясняется несколькими причинами. Во-первых, польская территория была включена в состав Российской империи сравнительно поздно – в 1795 году – и находилась в ее пределах немногим более века, до революции 1917 года. Во-вторых, высокоразвитая культура, а также римско-католическая церковь создали серьезные препятствия на пути к русификации. И, наконец, латинский алфавит польского языка сильно осложнял произношение польских фамилий по сравнению с теми, что записывались кириллицей.
И все же семейное имя Лясота принадлежит к числу российских фамилий польского происхождения. Это подтверждает и тот факт, что у данного родового именования отсутствует особый фамильный суффикс. Как известно, уже в XVI веке большинство фамилий в России образовывалось прибавлением к основе – имени или прозвищу отца – особых патронимических суффиксов, например, «-ов», «-ин», «-енко». Отсутствие у славянской фамилии такого суффикса может говорить о том, что данное родовое имя возникло, к примеру, в польских, украинских или белорусских землях, где процесс становления семейных именований начался столетием раньше.
Поскольку процесс формирования фамилий был достаточно длительным, в настоящий момент о точном месте и времени возникновения родового именования Лясота говорить сложно. Однако можно утверждать, что данное семейное имя представляет собой замечательный памятник славянской письменности и культуры.

Источники: Русские фамилии (Унбегаун Б.-О.), Словарь русских фамилий (Никонов В.А.), Slownik: wielka ksiega imion, Системы личных имен у народов мира (Мансурова О.Ю.), Иностранные фамилии и личные имена (Лидин Р.А.).
И третья:
Фамилия «ЛЯСОТА» является малораспространенной на территории России. В исторических документах вашими однофамильцами были знатные люди из русского московского и новгородского купечества и духовенства в 17-18 веках, имевших определенную власть и почести. Исторические корни вашей фамилии можно обнаружить в реестре Переписи Всея Руси в эпоху правления Ивана Грозного. У государя хранился особый список привилегированных и благозвучных фамилий, которые давались приближенным только в случае похвалы или поощрения. Указом государя было прописано, что «сие фамилию нельзя было менять до конца правления царя и его династии». Тем самым фамилия «ЛЯСОТА» сохранила свое первоначальное значение и является редкой. Гордитесь ею, ведь именно ваши предки были приближенными к самому правителю Руси в течение многих столетий.

LASOTA60
Во-первых, как видно, Вы уже итак знаете, как возможные варианты, и вряд ли здесь кто-то предложил что-то новое.
Учитывая что обе версии «лес» и «Сильвестр» прямо или косвенно связаны с таким типом растительности, ландшафтом как — лес, древесная растительность, я бы остановился на этой версии.
Насчёт Ляслова, у венгров есть также Ласло, по-видимому это уменьшительное от Ладислав, от слов «лад, ладный» и «слава» — слава, славить. Оно вряд ли имеет отношение к делу.
Что касается, третьей версии. Интерес к ономастике и изучению фамилий возрос в те века, когда Польша была включена в состав России. Русско-польская — по сути это — фамилия поляков России. Действительно, довольно большое количество иностранцев приезжало в Россию, некоторые знатные иностранцы стали русскими дворянами, другие например боярскими детьми. Например в 15 в. Москву переселился польский шляхтич Кирило Корякович давший начало фамили Карякин.
Здесь уже не первый раз встречается инфрмация про дарование красивых почётных фамилий, как награда, приблежённым к русскому царю. Не понятно откуда это берётся и на чём основано. По-моему, так говорят о всех фамилиях. Думаю, это всё выдумки, для извлечения прибыли, типа преславутого «уфолога». Я уже высказывался по этому поводу, к сожалению не смог найти через «поиск» — если коротко, то я не вижу ничего особенно прекрасного и почётного в подобных фамилия, напротив сверхъэлита (светлейшие князья, князья — боярская верхушка, родня царя) того времени носила часто как может показаться неблагозвучные фамилии — Лопухин, Брюхатый, Ушатый и т.д.

forum.vgd.ru

Реестр ивана грозного

Древние корни фамилии можной увидеть в книге переписи населения Древней Руси в эпоху Ивана Грозного. У царя хранился особый реестр княжеских .

Булатович — Википедия. Булатович (польск.

Древние упоминания фамилии можно обнаружить в списке переписи населения Руси в эпоху Ивана Грозного (жил 1533 — 1584). У правителя имелся определенный реестр знатных и ярких фамилий, которые давались .

  1. Нередко древние славяне к имени новорожденного. У царя имелся особый.
  2. Иван IV Грозный (1530—1584) — правитель России с 1533 по 1584 год, сын. Итоги правления Ивана Грозного таковы: территория страны удвоилась, население. 8 Крупные проекты эпохи Ивана IV; 9 Ссылки; 10 Примечания .
  3. Древние упоминания фамилии можно найти в реестре переписи населения Руси во времена Ивана Грозного. У царя имелся особенный реестр .
  4. Список Бояр при Иване Грозном. В списках указаны год производства в. IV Васильевич (Иван Грозный) — великий князь Московский и всея Руси с 1533 .
  5. Вообще, проводить переписи на Руси стали татаро-монголы для собирания дани. Первое «большое письмо» — всеобщая перепись населения. IV Васильевиче, более известном как Иван Грозный.

Bulatowicz) — фамилия происходит из Польши и соседних с ней стран (Белоруссия, Украина и Россия). Исторически фамилия Булатович относится к польской шляхте герба «Стремя». Однако эта фамилия встречается в сохранившихся важных исторических материалах по аристократическому сословию из славянского псковского духовенства в 1. Корни фамилии можно встретить в указателе переписи населения Древней Руси в эпоху царствования царя Ивана Грозного.

У которого имелся особый реестр знатных фамилий, которые даровались близким только в случае особых заслуг или поощрения. В основе фамилии Булатович лежит тюркское личное имя Булат (в переводе с персидского «сталь»). Имя Булат встречается с 1. Руси у разных сословия. Поскольку имя отражало пожелание родителей, чтобы ребёнок вырос крепким, как сталь. Булатович, Владимир (серб. Владимир Булатови.

Булатович, Ивана (род. Олимпийских игр 2. Булатович, Катарина (род. Булатович, Миодраг (1. Булатович, Момир (род. Президент Черногории (1.

Булатович, Николай Евгеньевич (1. Булатович, Павле (1. Булатович, Станислав Антонович — Георгиевский кавалер; майор.

Список Бояр при Царе Иоанне Васильевиче 1. Иоанн IV Васильевич (Иван Грозный) — великий князь Московский и всея Руси с 1. Руси с 1. 54. 7. В списках указаны год производства в бояре, год смерти, казни, или лишения жизни на войне.

Все казненные отмечены словом . Берх Год пр- ва Имя. Год смерти Князь Михайло Васильевич Кислой Горбатой.

Князь Василий Васильевич Шуйской. Князь Борис Иванович Горбатой. Князь Никита Васильевич Хромой Оболенской. Иван Никитич Бутурлин. Михайло Семенович Воронцов. Князь Иван Щетина Иванович Оболенской. Князь Дмитрий Федорович Бельской.

Михайло Юрьевич Захарьин. Князь Иван Федорович Бельской.

Выбыл Князь Иван Данилович Пеньков. Князь Михайло Иванович Кубенской. Князь Иван Федорович Одоевской.

Князь Иван Иванович Барбашин. Князь Иван Васильевич Шуйской. Князь Василий Андреевич Микулинской.

Иван Григорьевич Морозов. Князь Иван Федор. Овчина Телеп. Оболенской.

Выбыл Князь Иван Андреевич Катырев Ростовской. Василий Григорьевич Морозов. Князь Роман Иванович Одоевской.

Князь Семен Федорович Бельской. Бежал Князь Семен Дмитриевич Серебренной. Литву. 15. 35. Князь Иван Михайлович Шуйской. Князь Андрей Иванович Холмской. Князь Андрей Михайлович Шуйской.

Князь Андрей Дмитриевич Ростовской. Князь Петр Иванович Репнин.

Князь Семен Иванович Трубецкой. Князь Иван Иванович Кубенской.

Выбыл. 15. 40. Князь Юрий Михайлович Булгак Голицын. Князь Юрий Васильевич Глинской. Убит. 1. 54. 0Князь Михайло Михайлович Курбской. Юрий Дмитриевич Шеин. Князь Михайло Васильевич Глинской.

Иван Фока Семенович Воронцов. Князь Алексей Васильевич Горбатой. Выбыл. 15. 44. Князь Федор Иванович Скопин- Шуйской.

Федор Семенович Воронцов. Выбыл. 15. 44. Князь Василий Михайлович Щенятев. Василий Михайлович Воронцов. Выбыл. 15. 44. Василий Дмитриевич Шеин. Иван Петрович Федоров. Выбыл. 15. 44. Князь Василий Васильевич Чулок- Ушатой. Иван Иванович Хабаров.

Иван Михайлович Юрьев. Князь Константин Иванович Курлетев.

Выбыл. 15. 47. Григорий Юрьевич Захарьин. Князь Данило Дмитриевич Пронской. Князь Дмитрий Федорович Палецкой. Князь Федор Андреевич Куракин- Булгаков.

Князь Дмитрий Дмитриевич Курлетев. Григорий Васильевич Морозов. Князь Иван Шемяка Васильевич Пронской. Князь Юрий Иванович Темкин- Ростовской. Василий Михайлович Юрьев.

Григорий Петрович Яковля. Князь Петр Иванович Щенятев. Князь Семен Иванович Щенятев 1. Князь Семен Иванович Микулинской. Князь Иван Иванович Турунтай Пронской. Данило Романович Юрьев.

Михайло Яковлевич Морозов. Выбыл 1. 55. 0Князь Петр Иванович Шуйской. Убит. 1. 55. 0Князь Василий Семенович Серебренной. Иван Васильевич Шереметев. Князь Петр Семенович Серебренной.

Выбыл 1. 55. 1Захарий Петрович Яковля. Князь Володимир Иванович Воротынской. Юрий Михайлович Воронцов.

Князь Михайло Яковлевич Воротынской. Выбыл 1. 55. 2Семен Константинович Заболоцкой. Князь Дмитрий Иванович Немой Оболенской. Князь Семен Васильевич Ростовской.

Выбыл 1. 55. 3Федор Григорьевич Адашев. Иван Дмитриевич Шеин. Князь Юрий Иванович Пронской. Петр Васильевич Морозов. Иван Михайлович Воронцов. Князь Иван Васильевич Горенской. Алексей Данилович Басманов Плещеев.

Выбыл 1. 55. 6Князь Юрий Иванович Кашин. Выбыл 1. 55. 6Князь Иван Андреевичь Куракин- Булгаков. Выбыл 1. 55. 6Князь Андрей Михайлович Курбской. Уехал. 1. 55. 6Князь Иван Михайлович Троекуров.

Князь Дмитрий Андреев. Куракин- Булгаков. Князь Андрей Иванович Катырев- Ростовской. Князь Дмитрий Иванович Хилков. Выбыл 1. 55. 7Семен Васильевич Шереметев.

Василий Юрьевич Траханионтов. Иван Петрович Яковля.

Выбыл 1. 55. 8Никита Васильевич Шереметев. Выбыл 1. 55. 9Князь Иван Дмитриевич Бельской. Убит. 1. 55. 9Иван меньшой Васильевич Шереметев.

Семен Васильевич Яковля. Михайло Иванович Вороной- Волынской.

Петр Андреевич Куракин Булгаков. Темкин Ростовской. Захарий Иванович Овчин Плещеев. Выбыл. 15. 69. Князь Иван Андреевич Шуйской.

Убит. 1. 57. 2Князь Никита Романович Одоевской. Выбыл. 15. 72. Князь Семен Данилович Пронской 1.

Князь Федор Михайлович Трубецкой 1. Богдан Юрьевич Сабуров 1. Василий Борисович Сабуров. Василий Степанович Собакин. Князь Иван Юрьевич Голицын.

Князь Федор Иванович Мстиславской. Князь Василий Юрьевич Голицын 1.

Князь Василий Федорович Скопин- Шуйской 1. Князь Иван Петрович Шуйской 1. Князь Василий Иванович Мстиславской 1. Григорий Никитич Борисов 1. Дмитрий Иванович Годунов 1. Борис Федорович Годунов 1.

Князь Петр Иванович Татев И того в 5. Бояре 1. 16 При вступлении на Царство было Бояр. А при кончине. 13 Казнено.

statsstrongwind.weebly.com

Успенский храм село Михеево

Официальный сайт православного прихода Успенского храма с. Михеево

Главное меню

Навигация по записи

Писцовые книги XVI века

Вторник, 15.04.2014 16:48

Введение

Нередко, читая историю какого-нибудь храма, находящегося на юго-востоке Московской области, встречаешь повторяющуюся дату: 1577—1578 гг. или 70-е гг. XVI в. Как правило, эта дата относится к первому упоминанию в исторических источниках селения или храма. Что это за дата? А это переведенный на нынешнее (от Рождества Христова) летосчисление год переписи Коломенского уезда — 7086 год от Сотворения мира (1577—1578 гг., потому что 7086 год от Сотворения мира шел с 1 сентября 1577 г. по 31 августа 1578 г.). Ведением переписей и писцовых книг ведал Поместный приказ. Вообще, проводить переписи на Руси стали татаро-монголы для собирания дани. Великий князь Иван III, покорив Новгород и переселив часть новгородских семей сюда, а московских служилых людей — в Новгородщину, начал систематическое описание присоединяемых к Москве новгородских земель. Первое «большое письмо» — всеобщая перепись населения Московского государства состоялась в 1538 — 1547 гг. при внуке Ивана III Иване IV Васильевиче, более известном как Иван Грозный. В 1551 г. он собрал в Москве Собор, получивший в истории название Стоглавого. Кроме всего прочего, на этом Соборе был предложен проект новой переписи: в отличие от прежней переписи, теперь надо было учитывать количество и качество земли, и из-за этого вторая перепись затянулась на 30 лет и закончена была только к 1580 г. В 1573—1574 гг. был описан Московский уезд, а в 1577—1578 гг. была закончена перепись города Коломныи Коломенского уезда. Данные этой второй переписи вносились в книги, получившие название писцовых. В XVIII в. с этих книг из-за ветхости был сделан список, который сейчас хранится в Российском Государственном архиве древних актов (РГАДА) Москвы, ф. 1209. Именно его используют исследователи истории храмов и селений. Неподготовленному читателю бывает тяжело понять все термины и понятия, упомянутые в писцовых книгах. В данной статье мы попытаемся разобрать и объяснить основные из них. Сами термины для удобства выделим жирным шрифтом.

Землевладение

Всем известное слово «деревня» происходит от древнерусского глагола «дьрати» — пахать лесную полосу под посев. Первоначально оно означало место, очищенное от леса и зарослей под пашню. В XVI в. слово «деревня» стало приобретать значение селения с очень малым числом жилищ (иногда даже с одним двором), к которому принадлежало определенное количество пашни, сенокоса и леса.

В русском земледелии тогда употреблялась трехпольная система. Пахотная земля делилась на три равные части (клина). Первая засевалась озимой рожью, вторая — яровыми культурами (овсом, ячменем, льном, горохом, гречихой, полбой, иногда пшеницей). Третий клин оставался «на пару» — отдыхал для восстановления плодородия, удобрялся, а также служил выгоном для скота. Каждый клин в первый год делался озимым, во второй — яровым, в тре- тий — «на пару», и так по кругу. Так как клинья были одного размера, то для облегчения измеряли один клин и в писцовых книгах указывали его размер. А про остальные два клина писали: «в дву потому ж», то есть в двух остальных клиньях площадь такая же. Поэтому, чтобы узнать истинную площадь пашни, надо указанную цифру умножить на 3.

Вспахивалось не только обычное поле, но и земля в лесу: такой лес назывался пашенным; обычный лес — непашенным. После нескольких лет использования пашню переносили на новое место, чтобы дать земле восстановиться, и это место называлось перелогом. Землевладелец также мог переводить крестьян на другое место для осваивания новых земельных угодий. Основанное новое селение называлась починок (от «почин» — начало), а оставленная крестьянами деревня или село — пустошью. Если же место бывшего поселения распахивали, то место называли селищем. Помещик мог опустевшую деревню занять под свою усадьбу, и тогда это место тоже могло называться сельцом. Займищем (от слова «занято») называли место, занятое под расчистку или распашку, т. е. будущая деревня. Некоторые деревни стояли на суходоле — месте, заполняемом талыми водами в половодье, или на вражке — овраге.

Площадь пашни измерялась четвертями (четями), лес мерялся десятинами, сенные покосы — копнами. Четь, четверть — мера земли, которую можно засеять четвертью объема ржи, по площади равнялась половине десятины. Десятиной назывался квадрат площадью 1,09 га, в котором каждая сторона равнялась 1/10 версты, откуда и название. 1 копна равнялась 1/10 десятины. Покос именовался в писцовых книгах сеножатью. Земля по своему качеству делилась на «худую» (плохого качества), «середнюю» (среднего качества) и «добрую» (хорошего качества). Плохое качество земли компенсировалось прибавкой ее количества: такой способ назывался поддачей. То есть: 1 четь (четверть) доброй земли приравнивалась к 1, 25 чети средней земли и к 1,5 чети худой земли.

Татары, начавшие у нас переписи, взимали налог именно с реальной сохи, которой пахали. В 1551 г. при планировании второй переписи на Стоглавом Соборе была установлена новая податная единица, сохранившая старое название соха. Определенное количество четвертей доброй земли (или приравненное к нему через поддачу количество средней или худой земли) переводилось в эти сохи, с количества которых взимался земельный налог (это называлось посошное обложение). Перевод количества четвертей земли в сохи назывался сошным письмом. Выделялась соха: 1) служилая — в поместьях служилых людей — 800 четвертей доброй земли; 2) дворцовая — у дворцовых сел — 700 четвертей доброй земли; 3) церковная — у церквей и монастырей — 600 четвертей доброй земли; 4) черная — у государственных кресть- ян — 400 четвертей доброй земли.

Та часть земли, что обрабатывалась постоянно, называлась живущая или живущее, а та, что не обрабатывалась, именовалась пусто. Пашни, обрабатываемые нерегулярно, по случаю, назывались наезжими. Дальняя, противоположная часть участка называли запольем.

Интересно, что единственная рыба, упоминаемая в этих писцовых книгах, это караси.

Вотчинники и помещики

Русские князья получали во владение наследственный удел (от слова «делить» или «уделить»), т. е. часть общей земли, в то время как вся страна формально считалась единой. Начиная с XIV в. великие князья Московские стали подбирать под себя остальные княжества. Уделы упразднялись и превращались в уезды, где великий князь, а затем царь ставил воевод вместо бывших удельных князей. Последним удельным князем Угличским был последний сын царя Ивана Грозного св. блгв. царевич Димитрий, убиенный в 1591 г. После его гибели вся территория Московского царства стала состоять из одних уездов. Уезд (слово произошло от объезда пределов территории для обозначения ее границ) — это собственно город с принадлежащими к нему станами и волостями. Волость или дворцовая волость (слово означает власть оного человека) принадлежала царю, а в станах сосредоточивались поместья и вотчины служилых людей. Границы между уездами назывались рубежами, и у каждого рубежа было свое название. Через некоторые станы и волости проходили дороги, соединявшие города и ставшие основой нынешних автомагистралей; в писцовых книгах их называли большими дорогами.

В 1555 г. было принято Уложение о службе, по которому устанавливались разряды свободных служилых людей, обязанных царю военной или административной службой. Служилые люди разделялись на тех, кто «по оте- честву» и на тех, кто «по прибору».

Служилыми людьми по отечеству, т. е. ставшие такими по наследству, были:

А. Чины думные или боярские:

1 чин: бояре. В древности, завоевывая какую-нибудь землю, князь делил ее между собой и остальными дружинниками, которые передавали эту землю по наследству. К передаваемой детям земле и другому имению прилепилось название «вотчина», т. е. доставшая от отца. Когда князья стали потомственными правителями (примерно в XI—XII вв.), дружина разделилась на большую, или лучшую, и на младшую. Из большой дружины образовались высшие аристократические роды, называвшиеся боярами (точнее, болярами — скорее всего, от слова «большой, больший»).

До XVI в. бояре были как бы вассалами князя, обязанными служить в войске князя. Князь считался у них «первый среди равных», которого при случае можно было сменить, свергнуть. Князья мелких разоряющихся княжеств тоже могли переходить в разряд бояр. Начиная с середины XVI в., а главным образом с опричнины Ивана Грозного, бояре стали пусть и высшими, но слугами государевыми. Со времен Ивана Грозного придворный боярин именовался комнатный боярин, а боярин, близкий к царю по родственным связям, назывался ближним. По решению царя боярин мог входить в состав Боярской думы. Около 1700 г. Петр I упразднил Боярскую думу; ее функции перешли к Сенату. Последнее пожалование титулом «боярин» состоялось при Екатерине I в. 1725 г., а последним боярином в России был генерал-губернатор Москвы, генерал-фельдмаршалИ. Ю. Трубецкой, умерший в 1750 г.

2 чин: окольничие. Самое древнее упоминание об окольничих встречается в завещании Ивана Калиты 1340 г. Первоначально они занимались путешествиями и паломничествами князей и царей (вероятно, с этим связано слово «окольничий» — от «околичность, окольный»). Потом стали исполнять те же обязанности, что и бояре, только занимали всегда второе место после них: были членами Государевой думы, послами, воеводами и наместниками, возглавляли приказы и полки. Кроме того, окольничий исполнял функции церемониймейстера во время приема иностранных послов. В окольничие обычно назначались бояре средних родов. Окольничие были комнатные и ближние. Последнее пожалование чином окольничего состоялось в 1712 г.

3 чин: думные дворяне. От бояр-вотчинников вначале резко отличались дворяне. Первоначально дворянами (т. е. дворовыми людьми) именовали несвободных слуг князя, живших при его дворе. Их еще именовали младшей дружиной. В XIII в. слово «дворяне» преимущественно стало относиться к военно-служилому сословию при дворе великого князя. Дворяне были обязаны предоставлять государю военный отряд, за свой счет обеспечив его оружием и конями. Начиная с конца XV в. они стали получать за службу поместья (от слова «поместить» кого-либо) — земли из вотчины великого князя, затем царя, без права передачи от отца к сыну. Князь старался отдавать в поместья земли на периферии своих владений (в станах), а центральные земли оставлял за собой и своими родственниками (в вотчинах). Именно дворяне стали главной опорой царя в сломе извечной боярской самостоятельности при Иване IV Грозном, к концу правления которого князья, бояре и дворяне были просто разными видами слуг одного хозяина — царя Московского и всея Руси.

Думный дворянин принимал участие в работе двух дум: Тайной и Ближней. Им поручали в управление разные придворные службы, приказы и посольства, они могли быть воеводами городов, возглавлять полки.

4 чин: думные дьяки. Дьяк — от усеченного греческого слова «диакон» — служитель. Время появления должности — середина XVI в. Ведали делопроизводством в Боярской думе и главных Приказах: могли возглавлять Посольский, Разрядный и Поместный приказы. Помощники дьяков назывались подьячими. В Посольском приказе думным дьякам помогали толмачи, т. е. переводчики.

Думные чины обычно становились конюшими, дворецкими, казначеями, постельничими. Думные звания были отменены в 1711 г. после создания Сената.

Б. Чины московские:

5 чин: стольники. Известны с XIII в. Первоначально стольники прислуживали великим князьям и царям за столом (откуда и название), подавая блюда — от дверей к столу. Могли быть рындами и возницами царя, стоять на запятках царских карет и саней. В позднее время заведовали некоторыми дворцовыми делами, посылались воеводами, несли судебные и посольские службы. Те стольники, которые служили государю, когда он ел один в своих покоях, назывались ближними или комнатными. Последним стольником был Василий Федорович Салтыков (1675–1751). Особый вид стольников — чашники, которые подавали правителю напитки, заведовали винными погребами, а также пчеловодством и медоварением.

6 чин: стряпчие. Известны с XVI в. Приносили блюда кухни к дверям палаты, где обе- дал царь (происходит либо от «стряпать» — готовить пищу, либо от «стряпня» — вещи личного обихода государя). Исполнял роль дворцового эконома (стряпчий с ключом, или ключник; тогда ему подчинялись подключники) или ведал платьями царя (стряпчий с платьем); стряпчий с платьем также ведал креслами, подножьями, подушками, полотенцами царя. Могли ведать Хлебным, Конюшенным и другими дворами. Дворцовый стряпчий управлял дворцовыми деревнями. Могли быть полковыми воеводами. При Петре I стряпчие были ликвидированы, но в 1775 г. восстановлены как судебные должности. Ситники (сытники) приносили напитки из кладовой к стряпчим.

7 чин: московские или большие дворяне. Дворяне, находившиеся в Москве, записанные в московский список и боярские книги. Могли быть полковыми и городскими воеводами, судьями. Участвовали в посольствах, описаниях поместий, верстали новиков на службу.

8 чин: московские жильцы. Служилые люди из городовых (уездных) чинов (детей боярских, дворян городских, стряпчих городских и. д.), которые должны были постоянно жить в Москве, составляя постоянно готовое к применению войско. Появляются при реформе Ива- на IV. Могли развозить царские указы. Ставились воеводами в небольшие города, были становщиками, знаменьщиками (знаменосцами), головами в дворянских сотнях. Жильцы из детей боярских могли участвовать в придворных обрядах, в том числе свадебных; сопровождать царя в паломничества по монастырям, стоять на карауле в Кремле. В 1701 г. Петр Великий приказал не набирать новых жильцов.

В. Чины городовые или уездные:

9 чин: дети боярские. Упоминаются в XIII в., а также в сказаниях о Куликовской битве. Регулярно упоминаются с XV в. Происхождение этой должности вызывает много споров. По одному предположению, дети боярские — это княжеские дворяне (младшая дружина), перешедшие в этот разряд из обедневших боярских родов (старшей дружины). По другому предположению, дети боярские — одно из расслоений младшей дружины князя. При Иване III дети боярские расслоились на дворовых (при дворе великого князя) и городовых (уездных). По реформе Ивана IV из детей боярских были учреждены жилецкие сотни: одни из них должны были жить по городам (собственно дети боярские), а другие — в самой Москве (жильцы). Кроме участия в войске, могли быть приставами, рассыльщиками, земскими старостами, разведчиками и даже целовальниками. Служили по дворовому списку (дворовые) или городовому списку (городовые). Вместе с городовыми дворянами должны были оборонять рубежи, строить оборонительные сооружения. В ходе петровских реформ исчезли вместе с другими чинами служилых людей.

10 чин: дворяне городовые. Дворяне из уездных городов; еще назывались выборными дворянами.

Подростки 15 лет из городовых дворян, детей боярских, а также казаков, только что поступившие на службу царю и впервые внесенные в списки, назывались новиками. Они тоже делились по дворовому и городскому спискам. Еще новиками назывались дворяне, прослужившие какое-то время, но еще не получившие земельного оклада (поместья), а также неслужилые дворяне. Если служилый человек из дворян или детей боярских умирал и у него оставался сын, не достигший 15 лет и поэтому не имевший возможности поступить на службу, то поместье закрепляли за ним, а сам он назывался недоросль.

Параллельно с чинами существовали различные придворные должности (по убыванию значения):

1) дворецкий (дворский) — глава дворцового управления. Известен с XV в. В императорское время его сменил министр двора;

2) конюший — заведующий царскими та- бунами, конными заводами и лугами, возглавлял Конюшенный приказ. Известен с 1496 г. Происходил от княжеского тиуна (конюшего XI в.). В императорское время его сменил обер-шталмейстер. Помощником конюшего был ясельничий. Конюшему подчинялись царские конюхи, а также стремянные, подававшие царю стремя при посадке на коня и сопровождавшие его верхом при выезде;

3) кравчий — отвечал за столовую посуду и принадлежности, скатерти и т. д.; надзирал за яствами и питьем; при торжественных обедах возглавлял стольников; относил кушанья и напитки с царского стола на дом боярам и другим. Известен с 1514 г. Кравчество было высшей ступенью для стольника, но не со- единялось с чинами боярина и окольничего. В списках кравчие писались после окольничих. В императорское время его сменил обер-шенк;

4) оружничий (оружейничий) — заведовал царской Оружейной палатой. Известен с 1511 г. Оружничими были думные бояре и окольничие. Вначале считался выше кравчего, но позднее стал считаться выше постельничего. Возглавлял Оружейный приказ. В императорское время его сменил генерал-интендант.

5) ловчий Московского пути — заведовал царской охотой; возглавлял царских сокольничих, ястребничих, кречетников, псарей, охотников и т. п. Известен со времени Владимира Мономаха. Чаще всего соединялся с должностью сокольничего. В императорское время его сменил обер-егермейстер;

6) казначей — ведал государевыми доходами, оброками, пошлинами и проч. Известен со времени Ивана III. Возглавлял казенный приказ. Считался наравне с окольничими. В императорское время его сменил обер-далмейстер;

7) постельничий — ведал царской постелью и опочивальней. Известен с 1497 г. Им подчинялись спальники. Товарищем постельничего был стряпчий с ключом. В императорское время его сменил обер-камергер;

8) сокольничий — заведовал царской соколиной охотой. Известен с 1503 г. Возглавлял простых сокольничих (сокольников) и подсокольничих. С 1606 г. больше не назначались;

9) ясельничий (от ясли — кормушка для скота) — занимался кормом для лошадей. Известен с 1497 г. По рангу считался наравне с думными дьяками;

10) шатерничий — заведовал царской лагерной казной;

11) печатник — хранитель государственной печати, удостоверял подлинность грамот, указов, актов и т. д. Известен с XIII в. Вначале печатником становился думный дворянин. В середине XVII в. должность печатника слилась с думным дьяком, возглавлявшим Печатный приказ, который считался первым из думных дьяков. В императорское время его сменил канцлер.

Государев двор и его чины были упразднены в 1713–1722 годах в ходе реформ Петра I.

Иногда царь для прокормления давал придворным т. н. пути — кормление в дворцовых ведомствах. Такие бояре назывались путные бояре или бояре с путем. Были конюший с путем, ловчий с путем, стольник с путем, чашник с путем, дворецкий с путем, постельничий с путем, кравчий с путем.

К служилым людям по отечеству также принадлежали этнические группы:

1) служилые татары. Образовались из перешедших на службу русским правителям представителей знати Золотой Орды и после — из государств, образовавшихся после ее развала. Пришедшие из завоеванного в 1552 г. Казанского царства именовались новокрещеные татары. При переходе на русскую службу высшая знать сохраняла свое отличие от простых татар, но многочисленные титулы татарской знати в русской традиции упростились до трех: князь, мурза и царевич (например, св. Петр царевич Ордынский). Кроме иррегулярной военной службы, служили толмачами, писцами, послами и т. д. В начале XVIII в. были переведены в разряд государственных крестьян;

2) литва дворовая. Образовалась из представителей литовской шляхты, перешедшей в конце XV в. на службу к русским князьям, или захваченных в плен. Практически исчезла после опричнины Ивана Грозного.

Также в писцовых книгах упоминаются «нововыезжий пан» — выходец из Речи Посполитой — объединенного королевства Польского и великого княжества Литовского, и немчин (т. е. немец, немой, не говорящий по-нашему) — выходец из Скандинавии, Северной и Западной Европы.

К служилым людям по прибору, т. е. по набору, относились стрельцы, пушкари, конюхи, казаки, воротники и т. д.

Начиная с Ивана III каждый из этих разрядов служилых людей получал определенное количество поместья (четей земли) и определенный денежный оклад — размер зависел от чина. С 1555 г. дворяне и другие служилые люди смогли приобретать свои поместья в наследственное владение, из-за чего возник класс помещиков. Поместья еще назывались дачей — от слова «дать (во владение)».

В 1714 г. Петр издал Указ о единонаследии, по которому поместье и вотчина сливались в одно понятие — имение. В результате петровских реформ все служилые люди слились в один класс — дворянство, а слова «дворянин» и «помещик» стали синонимами.

Имена

У читающих писцовые книги вызывают удивление нехристианские имена владельцев: Ждан, Посник, Злоба, Бессон, Крюк, Глазун, Бражник, Неждан, Меньшик, Первой, Меньшой, Незнай, Вешняк, Истома, Рудак, Нелюб, Нехороший, Замятня, Русин, Третьяк и т. д. Это происходило из-за того, что среди людей тогда существовало суеверие, что если кто-то узнает крещальное имя, то сможет «навести порчу, сделать» на человека. Поэтому в обычной жизни человека звали таким именем-прозвищем, а крестильное имя скрывали и говорили большей частью только священнику. Прозвища, скорее всего, давали по разным обстоятельствам рождения или младенчества человека: Рудак — от «рудой», т. е. рыжий; Русин — русый; Неждан — родился нежданно; Бессон — плохо спал; Первой — первенец; Третьяк — третий сын; Меньшой — последний из детей, последыш; Посник — плохо ел или хиленький; Вешняк — родился весной и т. д. От этих прозвищ пошли потом некоторые фамилии (Меньшиков, Бессонов, Нежданов и проч.) и названия деревень (Вешняково).

Храмы

В писцовых книгах погостом называли отдельно стоящую церковь с кладбищем и домами духовенства, но без домов простых жителей. Погосты принадлежали исключительно самому царю и обычно приписывались к местной речке. Из-за того, что при храмах всегда хоронили умерших христиан, погостом стали называть и кладбище; и в позднее время погостом называли исключительно кладбище без отношения к храму. Слово «погост» образовалось от древнерусского «гость», что означает купец. В Киевской Руси погостом называлось главное селение округа (волости), где устаивался торг, на который съезжались «гости», т. е. купцы. Естественно, что в таком селении строилась церковь, и поэтому погостом стали называть деревни, относящиеся к одному церковному приходу с конца XVI в. слово «погост» как обозначение наименьшего церковного подразделения было вытеснено словом «приход». Землевладелец мог устроить церковный погост в виде формы благотворительности и содержать его на свои средства. Если землевладелец жил на погосте, но без крестьян, то в книгах писали, что его деревни и села тянут к такому-то погосту.

Если, кроме храма с домами духовенства, в селении жил сам землевладелец и крестьяне, то оно называлось селом (слово «село» происходит от слова «сесть, оседать»; означает место, где люди осели на постоянное жительство).

Из писцовых книг видно, что в силу ряда причин в некоторых храмах не хватало служителей; тогда писали, что храм «стоит без пения». Причина могла быть и в другом: вотчинник переводил крестьян на другую землю, и некому было помогать храму и содержать служителей. Если дело было совсем плохо, то приход упразднялся и село или погост превращалось в пустошь или деревню. Тогда писали: «пустошь, что была селом таким-то». Приход и храм могли потом возобновляться, а могло поселение, бывшее когда-то селом с храмом, дойти до наших дней простой деревней.

Храмовая архитекура

К большинству храмов из дерева приложена характеристика «древяна клецки» т. е. построенная клетью — простым прямоугольным срубом из положенных друг на друга бревен, так же, как строились жилища простых людей. Клецкая форма храмов была, скорее всего, первоначальной формой храмов в России и происходит, конечно, от обычной избы: греческие строители не могли прийти во все селения Руси после Крещения в 988 г. и построить церкви по греческому канону, поэтому местные плотники и строили то, что умели, т. е. обычную избу-клеть, добавляя маковку с крестом. К этой клети приделывались две клети-пристройки, т. н. прирубы — с востока для алтаря и с запада для притвора (происходившего от обычных сеней) с крыльцом. Внутри потолок обшивался досками и получался чердак под крышей. Эти храмы покрывались деревянной двухскатной крышей с небольшой маковкой на тонкой шейке. Крыша облицовывалась тесом, а маковка покрывалась чешуей («лемехом» по-старому; м. б. родилась от черепицы каменных храмов?) Для отвода воды противоположные скаты крыши ближе к низу резко меняли угол наклона на более пологий. Таким образом, получался широкий козырек на всю длину боковых стен, отводивший дождевую воду подальше от стен деревянного храма. Эти водоотливы назывались полицами.

Маковка с крестом могла прикрепляться прямо на конек крыши, без перехода. Потом появилась шейка, которая в иных случаях могла прикрепляться к т. н. продолговатой бочке, напоминающей с торца луковицу, которая в свою очередь крепилась на коньке крыши. Бочка могла ставиться и на алтаре, и на притворе, и даже над крыльцом. Был также тип крещатой бочки, когда под маковкой храма с четырех сторон света делались четыре бочки, образующие вместе равносторонний крест. У каменных храмов бочке соответствовала закомара и кокошник.

Храм обычно ставился прямо на землю, без фундамента, как говорили тогда «на пошве». Из-за климатических условий (снега, воды) центральная клеть храма поднималась на этаж: в верхней части — горнице или горной клети (от слова «горе» — вверх) происходила служба, а нижний этаж, или подклеть, оставался под разные нужды.

К притвору пристраивалось крыльцо с крытой надстройкой-рундуком, к которой вела тоже крытая лестница с перилами. Могли устраивать две противолежащие лестницы, прижимающиеся к западной стене направо и налево от входа в притвор и восходящие на одну общую площадку. Все это было крыто общей крышей с рундуком и ограждалось перилами. Из этих крылец возникла паперть (открытый внешний притвор) каменных храмов. Кроме того, крыльца могли увеличиваться в длине и огибать храм с трех сторон до алтаря. Отсюда у каменных храмов образовалось гульбище — крытая терраса или галерея по периметру храма на уровне подклета (пример — храм Вознесения в с. Коломенском). По гульбищу проходили крестные ходы.

Вторым видом деревянных храмов были храмы «древяны вверх». Это значит, они были срублены восьмигранным округлым столпом с шатровой восьмискатной крышей с маковкой. Этот тип еще в летописях называется «по-округлому» или «в восьмерик». Округлые шатровые храмы, стремящиеся вверх, к Небу, — это, скорее всего, попытка русских мастеров подражать круглым греческим каменным круглым храмам. Произошла она от клетских храмов и, вероятно, вначале имела цель увеличения вместимости и полезной площади в храме: для этого просто добавлялись четыре стены, закрывавшие собой северо-восточные, юго-восточные, юго-западные и северо-западные угловые впадины, образованные тремя прямоугольниками клетского храма. В XIV в. округлая форма считалась уже традиционной и старой. «Древяны вверх» храм обычно состоял из восьми граней с такой же высокой восьмискатной крышей, получившей название шатра. У каждой грани была своя полица, отводящая воду. К восьмигранному столпу прирубался с востока алтарь, а с запада — притвор, также, как к клецкому храму. Внутри также имелось два этажа: горняя клеть и подклеть. Могло быть гульбище, окаймлявшее все восемь граней. Восьмигранная форма была практичнее, так как требовала бревен меньшей длины, была устойчивей к бурям и ветрам и вмещала в себя больше людей. А главное, округлые храмы давали больший простор для украшения и фантазии строителя; особенно хорошо получалось украшение бочками в разных сочетаниях.

Алтари как клетских, так и шатровых храмов могли быть прямоугольными (с тремя гранями) и со скошенными углами (пятигранный). Вначале храмы имели по одному алтарю (престолу). Потом появилась традиция пристраивать к храму придельные (т. е. приделанные) алтари, но она долгое время была редка. Второй алтарь мог прирубаться сбоку к главному алтарю. Но чаще стали делать два придела с северной и южной стороны центральной клети. Эта конструкция называлась «о двадцати стенах», если посчитать все грани (двенадцать граней — у четырех прирубов и восемь граней — у оставшихся четырех свободных углов центрального четверика). Также и к восьмигранным храмам с севера и юга прирубали придельные алтари вместе с отдельными притворами. Если смотреть сверху, храм был похож на равноконечный крест; из этого во 2-й половине XVII в. появились крестообразные в плане каменные храмы.

Третий и самый редкий тип деревянных церквей того времени — храм «на каменное дело». Как на центральном шатре, так и на четырех прирубах делались отдельные главки с крестами; из этого родилось т. н. «освященное пятиглавие» — пять куполов каменных храмов, которое с середины XVII в. настойчиво продвигалось духовными властями как единственно правильное для храма (освященное-то есть благословленное духовными властями). Именно деревянный храм с пятью куполами назывался в писцовых книгах «на каменное-де- ло»-то есть построен в подражание пятиглавым каменным храмам.

Из клецких храмов произошли прямо- угольные и кубоватые каменные храмы, а из восьмигранных церквей — шатровые храмы и колокольни. Они же стали основой четвериков и восьмериков в храмовом строительстве XVII и далее веков.

Причетники

В писцовых книгах XVI в. в сельских храмах упоминаются следующие церковные должности (причетники):

1) поп (от греч. «папас» — отец) — обычное название священника в Древней Руси. Со времени реформ Екатерины II вместо слова «поп» стало употребляться «иерей», т. е. священник. Неизвестно почему, с середины XIX в. стало принимать иронично-уничижительный подтекст;

2) дьячок (уменьшительное от «дьякон», как бы «неполный дьякон», почти дьякон) — служитель, читавший и певший на клиросе. Он исполнял обязанности писаря прихода, вел всю церковную документацию. Именно дьячок был первым кандидатом на занятие вакансии священника. До 1869 г. относились к священнослужителям, а с 1869 г. переведены в разряд церковнослужителей и именуются псаломщиками. После революции 1917 г. больше не назначаются указами архиерея на приход;

3) пономарь (искаженное «парамонарь» — с греч. «приставник, привратник») — служитель, прислуживавший священнику в алтаре, звонивший в колокола, зажигавший лампады, убиравший церковь и т. п. Часто пономари были и церковными сторожами. Первоначально назначались указами архиерея; с конца XIX в. перестали назначаться и превратились в алтарников, которых благословляет на служение в алтаре сам настоятель храма;

4) проскурня (искаженное от «просфорня», в позднем народном произношении «просвирня» — женщина, пекущая просфоры (по неправильному произношению — просвиры), обычно из вдов или сирот духовного звания. В 1869 г. штатная должность просфорни была упразднена, а забота о просфорах возложена на настоятеля.

При некоторых храмах имелись кельи нищих, питающихся от Церкви Божией.

miheevo.ortox.ru