Взаимодействие замещающей семьи с органами опеки и попечительства

«Приемная семья: принцип обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних, меры ответственности участников семейных правоотношений»

Рекомендации

Участники «круглого стола» — члены Совета Федерации, Общественной палаты Российской Федерации, представители федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Аппарата Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, общественных организаций, эксперты семейного права, многодетные и приемные родители — обсудив имеющиеся проблемы, связанные с насилием над детьми со стороны приемных родителей или иных лиц; усилением ответственности приемных родителей, профилактикой и недопущением преступных посягательств в отношении приемных детей, «вторичного» сиротства; в том числе совершенствование форм подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, отмечают следующее.

Защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – дети-сироты), переданных на воспитание в замещающие семьи, осуществляется в соответствии с правовыми гарантиями, установленными указами Президента Российской Федерации, Семейным, Гражданским кодексами Российской Федерации, федеральными законами «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «Об опеке и попечительстве», «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей», «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и другими.

Работа по защите прав детей-сирот осуществляется в комплексе мер, предусмотренных Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2020 года, Концепцией государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года и иными федеральными целевыми и государственными программами.

Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012- 2017 годы (далее – Стратегия), утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761, предусматривается широкий спектр мер по поддержке детей-сирот. В их числе: обеспечение приоритета семейного устройства детей-сирот; совершенствование системы стимулирования граждан, желающих принять на воспитание детей-сирот, путем расширения перечня и улучшения качества услуг таким семьям; улучшение качества подготовки потенциальных замещающих родителей в целях исключения возврата детей из замещающих семей в учреждения интернатного типа; создание системы профессионального сопровождения усыновителей, опекунов, попечителей, приемных родителей; внедрение технологии «социальных лифтов» для выпускников учреждений для детей-сирот, в системе образования и при трудоустройстве и другие.

Учитывая результаты, достигнутые в ходе реализации Стратегии Указом Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 года № 240 в Российской Федерации объявлено Десятилетие детства. В трехмесячный срок Правительство должно утвердить план основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства.

Основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, установлены в Федеральном законе от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 124-ФЗ, Федеральный закон).

Указом Президента Российской Федерации от 28 декабря 2012 года № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено создание механизмов правовой, организационной и психолого-педагогической поддержки граждан Российской Федерации, намеревающихся усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство, патронат) детей-сирот, а также семей, воспитывающих приемных детей; упрощение процедур передачи на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство, патронат) детей-сирот, предоставление налоговых льгот родителям, усыновившим (удочерившим) ребенка, оставшегося без попечения родителей, в том числе ребенка-инвалида, а также родителям, усыновившим (удочерившим) второго и последующих детей; формирование в обществе ценностей семьи, ребенка, ответственного родительства, позитивное восприятие института устройства детей-сирот на воспитание в семью, а также предусматривающих расширение доступа граждан к информации об этой категории детей; подготовка квалифицированных кадров для привлечения их в сферу опеки и попечительства, а также развитие системы дополнительного образования, реализация программ повышения квалификации, профессиональной переподготовки и переобучения работников указанной сферы.

Порядок осуществления своих прав и обязанностей приемными родителями регулируется утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 года № 423 Правилами подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах, а также Правилами заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного, Правилами создания приемной семьи и осуществлении контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье. В целом семейно-правовой статус приемных родителей и приемной семьи оформляется соглашением о создании приемной семьи.

В целях защиты детей от жестокого обращения в замещающих семьях, профилактики возвратов детей в интернатные учреждения совершенствуется порядок отбора усыновителей и опекунов (попечителей), предусмотрено введение обязательной подготовки граждан, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Анализ законодательства в области защиты прав и интересов детей-сирот свидетельствует о том, что на сегодняшний день создана достаточно объемная правовая база, регулирующая данную сферу.

В то же время участниками круглого стола отмечается, что действующие сегодня меры не учитывают в полной мере следующие проблемные направления, весьма значимые с точки зрения эффективности профилактической работы:

— существенная межведомственная разрозненность деятельности по профилактике сиротства;

— малое внимание выявлению семей, находящихся в социально опасном положении на ранних стадиях и помощи им;

— повышение ответственности органов опеки и попечительства как в сохранении детей в кровной семье, так и в передаче детей в новую семью по причине ответственности данных органов за неблагоприятные последствия принятых решений. Например, именно к органам опеки и попечительства было обращено внимание контролирующих органов после ряда скандальных случаев гибели детей, переданных в семьи (в том числе за рубеж). Тогда как при нахождении ребенка в интернатном учреждении ответственность за неблагоприятные последствия для органов и опеки не предусмотрена;

— недостаточный уровень подготовки специалистов, в том числе работающих с семьями, находящимися в социально-опасном положении, при потребностях в особой подготовке и опыте для работы с подобным сложным контингентом;

— недостаточная заинтересованность организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, получающих «подушевое» финансирование на основе нормативных затрат, активизировать профилактику социального сиротства, тем самым снижая контингент проживающих детей и объемы бюджетного финансирования.

В последние годы при оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации стали использовать показатель доли детей, оставшихся без попечения родителей, переданных не родственникам (в приемные семьи, на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство), охваченных другими формами семейного устройства (семейные детские дома, патронатные семьи), находящихся в государственных (муниципальных) учреждениях всех типов.

Не смотря на постоянно увеличивающееся количество организаций, осуществляющих деятельность по отбору и подготовке граждан, которые выразили желание принимать ребенка в семью на воспитание, остается крайне острой проблема – существование такого социального аномального явления как «социальное сиротство», а также «вторичное» сиротство, что обуславливают необходимость совершенствования законодательства в области современной семейной политики.

Увеличение случаев «вторичного» сиротства является реальной проблемой современного общества. Согласно информации, полученной из территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации практически каждый шестой ребенок, переданный в замещающую семью, возвращается обратно в учреждение. Только за один 2015 год из замещающих семей в детдома вернулись 5713 детей. В 70% случаев это связано с инициативными отказами приемных родителей (опекунов, попечителей) в силу неспособности справляться с воспитанием детей, зачастую имеющих врожденные заболевания или подростковое девиантное поведение.

Нередко отказы от детей вызваны неготовностью потенциальных родителей, членов их семей к трудностям, связанным с «вхождением» в семью приемного ребенка. В значительной степени «вторичному» социальному сиротству подвержены дети бывших сирот, воспитанников детских домов.

Неумение приемных родителей справляться с девиантным поведением подростков-сирот, неготовность к трудностям, связанным с особенностями психического развития детей данной категории, приводят к их возврату в интернатные учреждения, что наносит непоправимый вред психическому здоровью и так травмированных детей, а нередко – ломает их судьбы: шансы на новую семью тех, кого взяли и вернули, ничтожны.

По мнению участников круглого стола, конкретными шагами, способствующими снижению «вторичного» сиротства, могут стать:

— развитие социального сопровождения приемных семей в целях профессионального и своевременного оказания помощи с привлечением к работе общественные организации социальной направленности;

— в каждом случае повторного отказа приемных родителей от ребенка разработка комплекса мер (индивидуальную программу реабилитации ребенка) с привлечением специалистов, способных составить и реализовать комплекс мероприятий для психолого-педагогической реабилитации ребенка, так как «вторичное сиротство» является психотравмирующей ситуацией для несовершеннолетнего;

— в целях разрешения конфликтных ситуаций в замещающих семьях, как и в других типах семей, органам и учреждениям системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних активно использовать ресурс служб примирения (медиации) на базе ведомств, деятельность которых направлена на обучение конструктивным способам поведения родителей/законных представителей;

— совершенствование формы и методов межведомственного взаимодействия при работе и сопровождении приемных семей (работа общественных инспекторов по охране прав детства, сопровождение замещающих семей выездными мобильными бригадами специалистов; реализация технологии «сетевая терапия» на базе отделения дневного пребывания и отделений диагностики и социальной реабилитации социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, работа межведомственного консилиума);

— повышение качества работы школ приемных родителей;

— государственная поддержка ассоциаций и сообществ приемных родителей в регионах;

— совершенствование форм подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка;

— развитие института наставничества в отношении детей, вышедших из интернатных учреждений;

— разработка новых инновационных методик воспитательной работы в интернатных учреждениях, направленных на социализацию воспитанников;

— повышение квалификации школьных учителей и психологов, а также наличие в штате школы логопеда;

— обеспечение приемным детям возможности бесплатных дополнительных занятий в школе с целью индивидуального подхода к каждому ученику.

По информации МВД России продолжают иметь место факты возвращения детей в социозащитные учреждения по инициативе субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе органов внутренних дел (например, в случае выявления фактов жестокого обращения с детьми со стороны законных представителей, совершения иных преступлений).

Так, следственными органами на территории Алтайского края расследовано уголовное дело по фактам изнасилования и насильственных действий сексуального характера, совершенных в 2015–2016 годах супругом опекуна в отношении несовершеннолетней, 2000 г. р. (всего 28 эпизодов).

На территории Архангельской области опекун в качестве орудия воспитания пятерых приемных детей использовала скалку. Факт жестокого обращения с детьми стал известен сотрудникам полиции после совершения в сентябре 2016 года одним из детей самовольного ухода из дома. Следует отметить, что ранее опекун на профилактических учетах в органах системы профилактики не состояла, имела положительные отзывы и характеристики в части исполнения родительских обязанностей.

На территории Челябинской области ранее судимый за преступление против личности (статья 111 УК) опекун вовлек в распитие спиртных напитков девочку, 2001 г. р. Только после совершения им в отношении опекаемой насильственных действий сексуального характера договор о приемной семье с ним был расторгнут, а двое опекаемых помещены в учреждение системы профилактики.

По‑прежнему продолжают иметь место факты проживания детей, в отношении которых установлена опека, с лишенными родительских прав лицами, что также может привести к совершению в отношении них преступлений.

Так, на территории Республики Башкортостан сотрудниками полиции выявлен факт многолетнего принуждения отцом родной дочери к вступлению с ним в интимные отношения. Формально ребенок находился под опекой бабушки, однако на протяжении ряда лет продолжал проживать с лишенным родительских прав отцом.

Примеров совершения преступлений, в том числе жестокого обращения с детьми в замещающих семьях, к сожалению, много. Практически все их объединяет одно – отсутствие комплексного подхода к обеспечению прав детей, единичные случаи поступления упреждающей информации из органов и учреждений системы профилактики (воспитателей детских садов, педагогов школ, патронатных медсестер и участковых педиатров), не выявление таких фактов органами опеки и попечительства в ходе проверок указанных семей.

По информации Следственного комитета Российской Федерации результаты расследования уголовных дел о преступлениях в отношении несовершеннолетних свидетельствуют о существенном росте насилия в отношении детей со стороны близких им лиц.

Так, за период с 2013 по 2015 гг. число несовершеннолетних, признанных потерпевшими по находившимся в производстве следователей Следственного комитета Российской Федерации уголовным делам о преступлениях против жизни, здоровья, а также против половой неприкосновенности, выросло с 8 до 12 тысяч. Каждый шестой ребенок пострадал от противоправных действий члена семьи или близкого лица.

Растет количество насильственных преступлений, совершаемых в отношении детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе усыновленных либо находящихся под опекой или попечительством. При этом в ходе установления обстоятельств, способствовавших совершению указанных преступлений, выявлены системные недостатки в организации деятельности органов опеки и попечительства.

В настоящее время единая централизованная система этих органов отсутствует, руководство указанным направлением деятельности на федеральном уровне не обеспечено. Не соблюдаются нормативы численности работников органа опеки и попечительства, непосредственно осуществляющих деятельность по охране прав детей, не решена проблема эффективного кадрового обеспечения и профессиональной подготовки.

Не во всех случаях применяется индивидуальный подход к решению вопроса о передаче ребенка под опеку или в приемную семью. Зачастую такое решение мотивировано не интересами и мнением ребенка, а необходимостью достижения такого высокого показателя оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, как показатель «доля детей, оставшихся без попечения родителей, переданных в приемные семьи, на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) и охваченных другими формами семейного устройства».

Вместе с тем количество зарегистрированных тяжких и особо тяжких преступлений в отношении несовершеннолетних, в том числе оставшихся без попечения родителей, в указанном перечне показателей оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти отсутствует.

Принимаемые на протяжении последних лет меры по совершенствованию законодательного регулирования этой сферы общественных отношений не смогли обеспечить создание эффективного механизма защиты гарантированных Конституцией Российской Федерации основных прав несовершеннолетних как наиболее уязвимой для преступных посягательств части населения страны.

Так, для оценки готовности к приему ребенка не проводится обязательное психологическое обследование кандидатов в опекуны. Не устанавливаются и не учитываются факты наличия у лиц, проживающих с опекаемым, судимостей за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, психических отклонений, хронического алкоголизма или наркомании. Требуют, на наш взгляд, пересмотра периодичность и порядок проведения проверок условий жизни и воспитания несовершеннолетних, находящихся под опекой.

По мнению участников круглого стола необходимо предусмотреть:

— осуществление контрольных обследований условий жизни «неорганизованных» несовершеннолетних подопечных дошкольного возраста, соблюдение опекунами их прав и законных интересов один раз в квартал, в остальных случаях – в соответствии с действующим законодательством;

— обязанность прохождения сотрудниками органов опеки и попечительства, принимающими непосредственное участие в процедуре отобрания детей, курсов по типу «школ приемных родителей»;

— обязанность прохождения школы приемных родителей опекунами и прохождения курсов повышения квалификации приемными родителями (минимум один раз в два года);

— обязанность руководителей государственных медицинских организаций письменно уведомлять органы опеки и попечительства о нарушениях опекунами (попечителями), приемными родителями медицинских рекомендаций в отношении опекаемых детей;

— возможность создания «мобильных групп сопровождения» замещающих семей с целью оперативного оказания необходимой психолого-педагогической помощи ребенку и приемным родителям;

— разработать специальный курс подготовки кандидатов в замещающие родители к приему «особых» детей (имеющих ограниченные возможности здоровья, детей-инвалидов, детей подросткового возраста, детей с девиантным поведением, детей-сиблингов);

— обеспечить деятельность консилиумов, созданных при территориальных комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав по координации профилактической работы с семьями, в том числе замещающими, находящимися в трудной жизненной ситуации.

Представляется, что решение этих проблем, как залог успешной реализации обязанностей государства перед растущим поколением, возможно только путем кардинального изменения как существующей системы органов опеки попечительства, так и имеющихся правовых подходов к их работе и ее оценке.

Участниками круглого стола, в целях соблюдения прав и законных интересов несовершеннолетних, проживающих в замещающих семьях, поддержаны предложения о целесообразности внесения изменений в Правила осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами или попечителями прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 года № 423 (далее – Правила), в частности:

о проведении коллегиальных проверок с участием представителей органов здравоохранения, образования и иных заинтересованных учреждений системы профилактики надзорных проверок за деятельностью опекунов (п. 2 Правил);

о проведении внеплановых проверок замещаемых семей, в том числе без наличия сообщения о нарушении прав и законных интересов опекаемых детей (п. 6 Правил);

о периодичности проведения внеплановых и плановых проверок (п. 4 Правил) опекунов, а также граждан, являющихся усыновителями (удочерителями) (постановление Правительства Российской Федерации от 29 марта 2000 г. № 275);

об установлении обязательного предварительного всестороннего исследования условий, в которые передается ребенок, в том числе изучения отношения всех членов семьи и проживающих совместно с ними лиц, разъяснения им возможных проблем адаптивного характера, особенно связанных с имеющимися отклонениями в здоровье или развитии несовершеннолетнего, передаваемого в замещающую семью;

— о создании банка данных граждан, которым отказано в опеке над несовершеннолетним в связи с ограничениями, предусмотренными статьей 146 Семейного Кодекса Российской Федерации, либо с которых сняты обязанности по опеке над детьми в связи с ненадлежащим исполнением обязанностей опекуна (попечителя).

Не вполне логичным представляется установление опеки (и тем более усыновление) только одним из состоящих в браке супругов, автоматически влекущее абсолютную безответственность второго супруга.

Для усиления ответственности родителей за воспитание детей (в том числе приемных) представляется целесообразным определить в федеральном законодательстве понятия «насилие» и «жестокое обращение» с целью исключения их неоднозначного толкования в правоприменительной практике; установить в Семейном кодексе права и обязанности родителей (иных законных представителей) по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних и раскрыть их содержание.

В этих непростых условиях укрепление института семьи приобретает особую актуальность. Именно в семье формируется мировоззрение личности, она является носителем традиционных ценностей, основой любого процветающего государства. Укрепление института семьи, повышение ответственного родительства – задача первостепенной важности. Для ее решения требуются новые принципы взаимодействия гражданского общества и государства, основанные на возможности непосредственного влияния родительских сообществ на принятие решений на всех уровнях власти.

Это позволит защитить наиболее уязвимые слои населения от насильственных посягательств в сфере семейно-бытовых отношений. Особое внимание следует уделить воспитанию молодого поколения, укреплению института семьи, ведь именно семья выступает фактором социальной стабильности государства, сохранения преемственности поколений, национальных традиций, развития личности и общества

С учетом важности обсуждаемого вопроса участники круглого стола рекомендуют:

Правительству Российской Федерации:

Рассмотреть возможность создания на федеральном уровне единой централизованной системы органов опеки и попечительства (Агентство по сопровождению семьи) с целью координации деятельности региональных органов опеки.

Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

Осуществление постоянного мониторинга деятельности органов опеки и попечительства по осуществлению проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных, а также профилактической работы с семьями, в том числе замещающими, находящимися в трудной жизненной ситуации.

В рамках существующего взаимодействия органов опеки и попечительства и организаций социального обслуживания создание дополнительного эффективного механизма социального сопровождения семей с детьми, в том числе полных, неполных семей, семей с родными и приемными детьми, в которых дети являются усыновленными (удочеренными), взятыми под опеку, попечительство, по договору о приемной семье (патронате).

Комитету Совета Федерации по социальной политике:

1. Поддержать предложения, высказанные участниками круглого стола, с целью повышения ответственности родителей за воспитание детей (в том числе приемных).

2. Создать при Комитете Совета Федерации по социальной политике Экспертный совет по поддержке и развитию института семьи, материнства, отцовства и детства (далее — Экспертный совет).

3. Предложения, высказанные участниками круглого стола, включить в план работы Экспертного совета на 2017 год для экспертного обсуждения и подготовки возможных предложений в проект плана основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства.

4. В рамках работы Экспертного совета рассмотреть вопрос о подготовке предложений о внесении в перечень показателей оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации показателя о количестве зарегистрированных тяжких и особо тяжких преступлений в отношении несовершеннолетних, в том числе оставшихся без попечения родителей.

5. Направить рекомендации в Правительство Российской Федерации, Министерство образования и науки Российской Федерации, исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации для использования в работе и подготовке предложений по дальнейшему совершенствованию семейного законодательства.

6. Материалы круглого стола разместить на сайтах Комитета и Совета Федерации.

council.gov.ru

Родительские и профессиональные роли приемной семьи и ее дальнейшее взаимодействие с другими организациями, предоставляющими услуги детям и семьям, а также взаимодействие с биологической семьей приемного ребенка.

Предварительный просмотр:

Цель: ориентация Граждан в микро- и макросоциальном пространстве жизнедеятельности замещающей семьи.

— рассмотреть замещающую семью с точки зрения ее основных функций в отношении защиты прав и законных интересов приемных детей;

— информировать о деятельности служб сопровождения семьи и ребенка;

— сформировать у Граждан мотивацию к сотрудничеству со специалистами, занимающимися сопровождением замещающих семей;

— совместно с Гражданами рассмотреть различные возможности взаимодействия замещающей семьи и кровных родственников принятого в нее ребенка;

— способствовать организации единого пространства для обмена опытом и взаимной поддержки Граждан.

Вопросы для рассмотрения:

2. Формирование мотивации к сотрудничеству замещающих родителей с сопровождающей организацией.

3. Отношение замещающей семьи к родителям и кровным родственникам приемного ребенка и их взаимодействие.

4. Схема взаимодействия участников устройства детей в семью (родители и кровные родственники — сопровождающая организация — замещающая семья).

5. Взаимодействие замещающих семей с другими организациями, предоставляющими услуги детям и семьям, а также между собой.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, планшеты, шариковые ручки, фломастеры.

Упражнение «Как мы похожи!»

Упражнение помогает участникам лучше узнать друг друга. Нужно разделиться на две группы. Каждая группа пусть составит список того, что объединяет ее членов. В этом списке можно написать, например: “У каждого из нас есть сестра…”, “У каждого из нас есть мягкая игрушка…”, “Любимый цвет каждого из нас – красный…”. Нельзя писать общечеловеческие сведения, такие как «у меня две ноги». Можно указать, например, год рождения, место учебы, хобби, семейное положение и т.д. У вас есть 8 минут. Победит та группа, которая найдет и запишет наибольшее количество общих черт.

1. Родительские и профессиональные функции замещающей семьи.

За последние 100 лет Россия переживает третью волну беспризорности. Дети, в силу присущего им недостаточного для самостоятельной жизни уровня физического, умственного, психического развития и жизненного опыта, всегда нуждались и будут нуждаться в повседневной опеке взрослых, а на уровне государственной власти – в социальной защите. По последним данным, более 600 тысяч российских детей – сироты. Из них 90% – социальные сироты, т. е. дети, лишенные родительского попечения при живых родителях. В Конвенции ООН о правах ребенка говориться, что «ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством».

Отечественный и мировой опыт со всей очевидностью показывает, что эффективность социализации и гарантии достойного будущего ребенка-сироты, воспитывающегося в семье, неизмеримо выше, чем у помещенного в интернатное учреждение.

Семейный кодекс РФ определяет следующие формы жизнеустройства ребенка, лишенного родительского попечения: опека / попечительство, усыновление / удочерение и помещение ребенка в приемную семью. В настоящее время идет активная работа по развитию моделей организации замещающей семейной заботы в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: таких как патронатная семья и семейная воспитательная группа (патронат). Но именно эти новые формы жизнеустройства ребенка, лишенного родительского попечения, ни коим образом не указаны в Семейном кодексе РФ. Хотя сейчас актуальным является развитие системы патронатного воспитания, как промежуточной формы между кровной семьей ребенка и приемной семьей.

Приемная семья – институт временного пребывания ребенка, нуждающегося в социальной и психолого-педагогической поддержке, отсчитывающая свою официальную историю с 1996 года, когда было принято постановление Правительства РФ от 17.07.1996 №829 «Об утверждении Положения о приемной семье».

Приемная семья является одной из форм устройства на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей. Приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью. Орган опеки и попечительства содействует созданию приемных семей, оказывает приемным родителям необходимую помощь и осуществляет наблюдение за условиями жизни и воспитания ребенка (детей). Устройство детей в приемную семью не влечет за собой возникновения между приемными родителями и приемными детьми алиментных и наследственных правоотношений, вытекающих из законодательства Российской Федерации.

Патронатное воспитание – осуществление необходимой помощи в воспитании и защите прав ребенка, оставленного в кровной семье, форма семейного устройства ребенка при обязательном условии разграничения ответственности по защите прав и законных интересов ребенка между родителями (законными представителями ребенка), уполномоченной службой (организацией) или учреждением, предоставляющим патронатное воспитание.

Патронатная семья по своему статусу характеризуется тем, что ребенок остается воспитанником детского дома, обеспечивается питанием и одеждой по нормам детского дома и передается в семью на основании договора. Директор детского дома является законным представителем ребенка, а психолог, социальный педагог, другие педагогические, медицинские работники продолжают выполнять свои обязанности по отношению к ребенку, участвуют в воспитании, защите его прав, т. е организуется комплексное медико-социальное и психолого-педагогическое сопровождение ребенка.

Семейная воспитательная группа (СВГ) – форма организации деятельности специализированного учреждения, направленная на обеспечение ребенку возможности приобрести опыт жизни в семье, а впоследствии, может быть, и обрести семью.

СВГ организуются при социальных приютах, социально-реабилитационных центрах и центрах помощи детям. СВГ рассматриваются как одно из подразделений выше перечисленных учреждений. Время пребывания ребенка в СВГ ограничено временем пребывания ребенка в приюте – 6 месяцев. Необходимое условие организации СВГ – создание службы их сопровождения.

Профессиональная замещающая семья обеспечивает ребенку возможность воспитываться в семье, способствует решению проблемы безнадзорности в городе, обеспечивает полноценное развитие личности ребенка, создает дополнительные рабочие места.

Развитие профессиональной замещающей семьи как социального института идет медленно. Сложность заключается в подготовке педагогов-воспитателей профессиональных замещающих семей. Пока этим занимаются Уполномоченные службы по своим программам, т. к. отсутствуют государственные образовательные программы для данной целевой группы. Концептуально не разработаны модели комплексного сопровождения детей в условиях замещающей семейной заботы. Но не только это тормозит развитие профессиональной замещающей семьи. В уже создавшейся семье возникают проблемы, которые и создают барьеры для дальнейшего ее развития. Уже на этапе интеграции ребенка-сироты в профессиональную замещающую семью, в частности в патронатную семью, возникает множество проблем, таких как недостаточная педагогическая грамотность патронатных воспитателей, возрастные особенности детей-сирот, психологическая неготовность воспитателей к приему детей-сирот и т. д. Но это еще не все беды. Как уже говорилось выше, патронатная семья является промежуточным звеном между кровной семьей или детским домом и приемной семьей. То есть патронатная семья в конечном итоге должна преобразоваться в приемную семью. Но патронатные семьи, исходя из социально-педагогической практики, совсем не стремятся к преобразованию.

Существует две основные функции в деятельности замещающего воспитателя: родительская и профессиональная. Именно они обеспечивают общий результат работы замещающего воспитателя. При воспитании детей-сирот разных возрастов должна превалировать та или иная профессиональная функция. Родительская функция, как правило, выполняется на 100%. А профессиональную функцию деятельности патронатного воспитателя фактически выполняют специалисты уполномоченной службы сопровождения, действующей на базе учреждения для детей-сирот. В службу сопровождения входят, как правило, руководитель, социальный педагог, психолог. Социальный педагог, взаимодействуя с психологом, сопровождает патронатные семьи. Под сопровождением понимается комплекс психолого-педагогических, медицинских, социальных и правовых мер, направленных на защиту прав и законных интересов детей, переданных на патронатное воспитание, а также на обеспечение их успешной адаптации и социализации. Воспитатели не готовы преобразовываться в приемную семью, т. к. не хотят создавать для себя дополнительные сложности в воспитании детей-сирот, потому что все сложности в патронатной семье решают специалисты службы сопровождения. Таким образом, для перевода замещающей семьи с патронатной модели в приемную необходимо поэтапно минимизировать объем предоставляемых учреждением услуг или решить эту проблему другим путем, но каким?

Исходя из вышеизложенного можно говорить о том, что профессиональная замещающая семья на современном этапе развивается, но очень медленно и с большими трудностями. Эти трудности необходимо пытаться решать государственными мерами не только на региональном уровне, но и на федеральном. Необходимо искать пути их преодоления совместными усилиями специалистов всех заинтересованных в этом служб.

2.Формирование мотивации к сотрудничеству замещающих родителей со службой сопровождения замещающих семей.

Роль семьи в развитии человека несравнима по своему значению, ни с какими
другими социальными институтами. Потеря семьи в детстве (ситуация сиротства)
отражается на дальнейшем развитии ребёнка и препятствует формированию у него
автономности, инициативности, половой идентичности. Без этих новообразований
ребёнок не сможет стать субъектом межличностных отношений и сформироваться в
зрелую личность. Совершенно очевидно, что сегодня встаёт проблема реализации
сопровождения замещающих семей, закреплённая главой 21 СК РФ. Поэтому важно
выстроить систему качественной, социальной, психологической, педагогической
помощи и поддержки детей — сирот и замещающих родителей.

Служба сопровождения замещающей семьи создается как организационная структура региональной системы семейного жизнеустройства, в состав которой входят органы опеки и попечительства (территориальные, муниципальные), ресурсные центры, уполномоченные организации по комплексному сопровождению замещающих семей.
Служба оказывает содействие созданию оптимальных условий для развития, воспитания и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, в замещающей семье, организации и осуществлению эффективной замещающей семейной заботы. Служба несет ответственность за благополучие детей, воспитывающихся в замещающих семьях. К важнейшим направлениям деятельности службы можно отнести:
• привлечение населения к замещающей семейной заботе;
• создание и реализацию системы сопровождения замещающей семьи и приемного ребенка;
• включение кандидатов в замещающие родители и состоявшиеся замещающие семьи в систему сопровождения замещающей семьи;
• включение ребенка, нуждающегося в замещающей семейной заботе, в систему сопровождения;
• создание поддерживающей среды для замещающей семьи и приемного ребенка в условиях созданной семьи;

• организацию помощи биологическим семьям, в которых родители желают и имеют возможность восстановить свои родительские права;

• патронаж выпускников замещающей семьи;

• подготовку и профессиональную поддержку специалистов службы;

• обеспечение соответствия деятельности службы требованиям российского законодательства.

3. Отношение замещающей семьи к кровной семье и их взаимодействие.

Право на общение с родителями. Если ребёнок проживает в государственном учреждении или в приёмной семье, он имеет право на общение с кровными родителями, братьями и сестрами, дедушками и бабушками. Приёмные дети, которые раньше долгое время жили у других приёмных родителей, имеют также право на общение с ними.

Мы перечислили лишь некоторые, наиболее важные, на наш взгляд, права ребёнка в приёмной семье. Особо хотелось бы остановиться на реализации права ребёнка на общение с кровными родителями. Как выяснилось из общения со многими приёмными родителями, для многих из них проблема взаимоотношений ребёнка с кровной семьёй, особенно с матерью, является наиболее острой и болезненной. Этот вопрос волнует также и сотрудников детских домов, в которых находятся дети.

Приёмные родители, педагоги, социальные работники хотят, прежде всего, защитить ребёнка от негативного влияния неблагополучных родителей, оградить его от переживаний, которые испытывает ребёнок после таких встреч. Кроме того, после принятия ребёнка в свою семью, многие считают его своим и не хотят посредством актуализации негативного опыта прошлого вновь травмировать его. Однако специалисты органов опеки должны чётко знать, что прежде чем передавать ребёнка в новую семью, необходимо предпринять все возможные меры для сохранения родной. Причин тому может быть несколько.

Первая причина заключается в том, что ребёнку всегда хочется вернуться в свою собственную семью, как бы хорошо ему не жилось в государственном учреждении или приёмной семье. В подростковом возрасте для ребёнка важно попытаться восстановить связь с кровными родственниками. Если приёмный родитель не препятствует этим попыткам (при условии безопасности для жизни и здоровья ребёнка), это положительно сказывается и на их взаимоотношениях, и на его развитии. Он получает дополнительную информацию о себе и своих родственниках, становится более спокойным, открытым, ответственным при планировании собственного будущего, уменьшается риск неприятия ребёнком нового дома и семьи, устанавливаются качественно новые отношения с окружающими людьми. Встречи с родными помогают преодолевать кризисные ситуации, кроме того, ребёнку гарантируется семья на всю жизнь.

Следующая причина: большинство детей после нахождения в детском учреждении или приёмной семье возвращаются по месту закрепления жилья, то есть к родителям, лишённым родительских прав. Жизнь уже показала недостатки сложившейся системы, которая позволяет сначала забрать ребёнка из семьи, что наносит огромную травму и ему, и людям, причастным к данному событию, а затем вернуть его обратно в обстановку, в которой мало что изменилось. Около 80% таких детей повторяют путь своих кровных родителей.

Какими же видятся пути и способы оказания помощи кровной семье, чтобы она смогла преодолеть кризис? Помощь семье должна быть направлена на решение проблем, которые делают невозможным проживание ребёнка в кровной семье. Для этого нужно выстроить систему многоплановой поддержки семьи, находящейся в кризисной ситуации. Это и консультационная работа с родителями, и оказание семье помощи в обучении детей, и лечение членов семьи, если они в этом нуждаются, наконец, финансовая помощь и поддержка. А если всё же возникает нужда в передаче ребёнка под опеку или в приёмную семью, то параллельно с этим необходимо предпринимать все необходимые меры, чтобы в будущем он смог благополучно вернуться в родную семью.

Поскольку в России активно развивается институт замещающей семьи, становится необходимой специальная разъяснительная работа по выстраиванию отношений приёмных родителей и детей с кровными. К сожалению, новые родители часто оказываются совершенно не подготовленными к этому. Они не всегда могут предвидеть реакции детей на встречи с кровными родителями и болезненно переживают изменения в поведении ребёнка после таких встреч. Они недопонимают важности регулярных контактов детей со своими родственниками. Задача приёмных родителей – осознать необходимость связи ребёнка с кровными родителями, способствовать принятию факта существования родной семьи ребёнка.

Психологи убеждены, что если ребёнок чувствует или знает, что между людьми, которые его окружают сейчас (усыновители, опекуны, приёмные родители), и его бывшими родителями есть согласие, то ему спокойно и комфортно. Психологии предостерегают также о том, что ни при каких обстоятельствах не следует высказываться о кровной семье ребёнка пренебрежительно.

Осознав необходимость поддержки взаимоотношений приёмного ребёнка с кровными родителями, встаёт задача организации контактов и встреч ребёнка с родственниками. Согласно статья 75 Семейного кодекса РФ, «родителям, родительские права которых ограничены судом, могут быть разрешены контакты с ребёнком, если это не оказывает на ребёнка вредного влияния. Контакты родителей с ребёнком допускаются с согласия органа опеки и попечительства, либо с согласия опекуна, приёмных родителей ребёнка или администрации учреждения, в котором находится ребёнок».

Если существует возможность возвращения ребёнка в семью, сотрудничать с родителями или другими родными становится необходимо. Для решения этой задачи Г.С. Красницкая предлагает использовать опыт приютов Великобритании – внедрить в практику наших учреждений составление соглашения о контактах ребёнка с кровными родителями. Оно составляется на одной из первых встреч с участием социального работника, воспитателя, родителей и ребёнка, если возраст позволяет ему выразить своё мнение. Соглашение заключается в письменном виде, каждая из сторон получает его копию.

В соглашении о контактах должна содержаться следующая информация :

— стороны, заключающие соглашение;

— план для ребёнка (усыновление, постоянное пребывание в детском доме, возвращение в семью);

— цель контактов (собрать информацию о ребёнке для создания истории жизни, помочь родителям развить навыки общения с ребёнком и др.);

— частота контактов (когда и как часто они будут иметь место), место (у опекуна, в детском учреждении, в центре семьи и ребёнка и т.п.) и форма (личная встреча, телефон, письма открытки, подарки, фотографии, видео);

— с кем проводятся встречи (родителями, отчимом или мачехой, бабушкой или дедушкой, братьями, сестрами или другими членами семьи);

— организация контакта (дополнительные средства, в чьем присутствии, уровень наблюдения);

— обстоятельства, при которых дальнейший контакт невозможен (родитель причиняет ребёнку физический или моральный вред во время встречи, приезжает в нетрезвом состоянии);

— иные условия и подписи сторон.

Сотрудники учреждения (социальные работники, педагоги, воспитатели), присутствующие при контактах, должны вести наблюдение за поведением взрослого и ребёнка во время этих визитов. Во время наблюдения следует обращать внимание на взаимодействие ребёнка и родственников. Если они проявляют выпады по отношению к ребёнку (критикуют, одёргивают, негативно отзываются о людях), их нужно пресечь и посоветовать применить по отношению к нему другой стиль поведения. Если взрослый ведёт себя угрожающе, агрессивно, такую встречу следует прервать и поставить вопрос об изменении соглашения. Даже если взрослый ведёт себя спокойно, стоит обратить внимание на характер его взаимодействия с ребёнком.

Показатели негативной привязанности могут быть следующие:

— посетитель говорит за ребёнка вместо того, чтобы говорить с ребёнком;

— не проявляет должного внимания к нуждам и потребностям ребёнка;

— не способен управлять поведением ребёнка;

— постоянное одёргивание ребёнка;

— неожиданные смены настроения и неспособность справиться со своим поведением;

— очевидная злость при вербальном контакте между посетителем и ребёнком;

— ребёнок имеет склонность к изменению эмоционального фона, настроения в присутствии данного человека;

— неспособность ребёнка адекватно реагировать на потребности взрослого, что проявляется в грубости, демонстрации эмоций и т.п.

Позитивные взаимодействия, выражаются в том, что:

— посетитель проявляет интерес ко всему, что делает ребёнок;

— применяет дружеские невербальные жесты;

— играет с ребёнком, повторяет его жесты и слова и т.д.

Впечатления от встреч, наблюдения необходимо фиксировать. Кроме того, после каждого контакта следует пообщаться с ребёнком или понаблюдать за ним и его эмоциональным состоянием: истощён ли он, расстроен ли после и во время визита, или он спокоен и умиротворён. Информация, собранная во время посещений, может быть использована для принятия правильных решений в отношении ребёнка и кровных родителей.

Таким образом, ребёнок, проживающий в государственном учреждении или в приёмной семье, имеет как общие наряду со всеми детьми права, так и ряд особых прав, связанных с условиями его проживания. Одним из важных прав, обуславливающих его полноценное развитие, является право на общение с кровными родственниками. Задача специалистов органов опеки и попечительства – способствовать осознанию приёмными родителями важности и необходимости регулярных контактов детей со своими родными, пониманию и принятию привязанность ребёнка к кровной семье.

4. Схема взаимодействия участников устройства детей в семью (кровная семья-организация-замещающая семья).

Создание патронатной, опекунской, приёмной семьи.

Консультативная помощь семье, принявшей ребёнка

Личное знакомство ребёнка и потенциальной семьи

(пребывание в семье в каникулы и выходные дни)

Сбор информации о семье, Первоначальное знакомство

оформление необходимых документов ребёнка с отдельным (и) членами семьи

Личное знакомство специалистов детского Работа с ребёнком, направленная на снятие

дома с потенциальными родителями, беседа, чувства тревоги при смене окружения

психологическая диагностика и условий проживания

Выяснение желания Информирование населения через печать

воспитанников жить в семье о работе детского дома

по устройству детей в семьи

I этап – подготовительный (или поисковый).

Подразумевает сбор информации о возможных путях и способах решения проблемы.

Состоит из двух основных компонентов: выявления желания детей жить в семье. В этом ведущая роль принадлежит воспитателям группы, в которой воспитывается ребёнок и педагогу-психологу. Они в результате наблюдения за ребёнком, групповых и индивидуальных бесед с детьми, психодиагностики выявляют представления детей об идеальной семье, определяют предпочитаемую форму и состав семьи, а также выясняют роль, которую отводит себе ребёнок в предполагаемой семье и особенности возможных родителей.

Второй компонент данного этапа – информирование населения через печать о работе детского дома по устройству детей в семьи — осуществляет социальный педагог совместно с администрацией учреждения через установление контакта с органом печать; приглашение в детский дом корреспондента с целью написания и помещения в газету статьи ознакомительного характера о конкретном ребёнке, который желает обрести семью.

После выхода информации в газете, как правило, находятся семьи, которые изъявляют желание познакомиться с ребёнком и взять его в свою семью хотя бы на непродолжительное время.

II этап – первоначальный (или проектный).

Заключается в определении путей дальнейшего взаимодействия участников процесса, разработки специалистами стратегии работы с конкретным ребёнком и возможными родителями.

Включает в себя два компонента: приглашение потенциальных родителей в детский дом, личное знакомство и беседа с ними администрации, социального педагога. В том случае, если потенциальные родители действительно могут претендовать на роль временной (патронатной, опекунской) семьи, с ними встречается психолог, который в индивидуальной беседе и с помощью психодиагностических методов выясняет основные мотивы желаемого устройства ребёнка в свою семью, особенности родительских установок на воспитание ребёнка и индивидуально-психологических особенностей личности родителей. В качестве диагностического инструментария могут использоваться: методика «Измерение родительских установок и реакций (PARY) Е. Шефера, методика диагностики родительских отношений А. Варги, В. Столина и др.

Второй компонент этапа предполагает работу воспитателей, социального педагога, психолога с ребёнком, нацеленную на снятие возможного состояния тревоги, обусловленной перспективой устройства в семью, возможной сменой условий проживания. Данная деятельность осуществляется посредством индивидуальной психопрофилактической работы и использования проектного метода.

III этап – деятельный.

Начинает осуществляться с установления социальным педагогом связи с отделом социальной защиты, детей районного управления образования и получением необходимой и наиболее полной информации о семье, а так же сбора первоначальной документации, необходимой для временного определения ребёнка в семью (акты обследования социально-бытовых условий, справки о составе семьи, характеристики с места работы, медицинские справки).

В случае получения положительного результата на возможность временного (постоянного) устройства ребёнка в семью осуществляется знакомство воспитанника с отдельным(и) членами семьи, которое происходит в детском доме. На данном этапе может осуществляется заочное знакомство с остальными членами семьи (рассказ о каждом из них, показ фотографий и т.д.). Встреч знакомств ребёнка с потенциальными родителями может быть несколько.

В процессе определения предпочтений учитываются в первую очередь интересы ребёнка и пожелания потенциальных воспитателей. После некоторого промежутка времени (обычно не более 3-4-х недель) ребёнок принимает окончательное решение о своём пребывании в данной семье. Если ребёнок даёт согласие, то происходит переход к следующему этапу.

IV этап – практический.

Заключается в апробации совместного проживания, нахождения ребёнка в семье. Наиболее целесообразно начинать с короткого пребывания ребёнка в семье (выходные дни, каникулы). На практике мы убедились в том, что лучше приурочивать начало проживания в семье к началу школьных каникул, поскольку это позволяет не отрывать ребёнка от учебных занятий, не требует необходимости смены школьного коллектива, что в свою очередь облегчает процесс адаптации.

При реализации практического этапа мы руководствуемся следующими правилами:

— ребёнок передаётся на срок, удобный и ему самому, и родителям;

— необходимо чётко разграничивать права и обязанности сторон по защите прав ребёнка между семьёй, берущей ребёнка и учреждением (на основании договора);

— в случае необходимости семье всегда должна быть оказана консультационная помощь специалистами учреждения (психологом, социальным педагогом, воспитателями), а также администрацией детского дома.

Все эти условия оговариваются в договоре, заключаемом между учреждением и родителями.

В результате временного совместного проживания обе стороны – ребёнок и родители – имеют возможность ближе познакомиться и узнать друг друга, приобрести опыт проживания различных бытовых ситуаций, решения некоторых трудностей и проблем. Это в дальнейшем позволяет принять решение о возможности последующих пребываний ребёнка в семье, а в последствии – постоянного проживания.

По возвращению ребёнка из семьи с ним проводят беседы психолог, социальный педагог, воспитатель, в ходе которой выясняется мнение ребёнка о пребывании в семье, особенности взаимоотношений с членами семьи, система требований, предъявляемых ребёнку, характер психо — эмоционального самочувствия, желание о повторном посещении данной семьи и др.

V этап – заключительный.

Позволяет осмыслить результаты деятельности, направленной на определение ребёнка в семью. Родителям предоставляется возможность выбрать форму устройства ребёнка в семью (патронатная, опекунская, приёмная семья), оформить все необходимые документы. На основании опыта определения детей в семьи граждан считаем, что наиболее оптимально подготавливать детей и будущих родителей к совместному проживанию в условиях приемной семьи.

Упражнение “Рисуем герб семьи”

Участники должны создать герб своей семьи. Герб надо красиво оформить. Для подсказки я использовала фрагмент заранее снятого фильма «Моя семья – глазами ребёнка» (см. видео приложение)

Упражнение “Плодородный сад”.

На доске плакат, на котором нарисовано дерево. Участникам раздаются яблоки (зелёные – положительные эмоции и красные – отрицательные эмоции), на которых все пишут ответ на вопрос: Что вы думаете о прошедшей нашей встрече?

Затем развешиваются яблоки на дереве с комментарием того, что понравилось или не понравилось участникам тренинга и пожеланиями на будущее.

Спасибо вам за внимание и участие в сегодняшней нашей встрече.

nsportal.ru