Оглавление:
Дидактическое пособие по подготовке к обучению грамоте «Веселая азбука» для детей старшего дошкольного возраста
Галина Колметова
Дидактическое пособие по подготовке к обучению грамоте «Веселая азбука» для детей старшего дошкольного возраста
Хочется поделиться с вами простым изготовлением пособия «Веселая азбука». За основу взято пособие Н. А. Буренко «Дома и сказки для букв и звуков».
Удобным пособием для звуко-буквенного анализа на протяжении всего периода обучения грамоте является изображение дома. Но дом этот сказочный, в нем живут веселые человечки — звуки и буквы. С детьми была проведена небольшая подготовительная работа — прочитана сказка Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Автор называл своих героев, исходя из их увлечений и особенностей характера (Знайка — много знает, Торопыжка — всегда торопится и т. д.) Каждый веселый человечек живет в своей квартире, имеющей особую окраску оконной рамы и балконов:
красный цвет — обозначение гласных звуков,
зеленый цвет — обозначение мягких согласных звуков,
синий цвет — обозначение твердых согласных звуков.
Мальчик — твердый согласный звук, его сестренка мягкий звук. На одном этаже большого дома живут парные звуки. В «пристройках» живут звонкие непарные (на крыше колокольчик означает звонкость, и непарные глухие. В домике с красной крышей живут девчонки — певуньи.
Цель: создание условий для самостоятельного выделения звуков, знакомство с буквами.
Задачи.
Коррекционно-обучающие:
• совершенствовать умение выделять звук голосом, давать ему характеристику,
• определять мягкость – твёрдость данного звука в словах, его место в слове;
• познакомить с буквами;
• упражнять в дифференциации парных звуков.
• развивать слуховое и зрительное восприятие через игры и упражнения «Угадай, как зовут веселого человечка», «Любимое дело веселого человечка», «Лакомство веселого человечка», «Составь поезд», «Назови первый звук», «Вот и буква».
• развивать внимание, логическое мышление через дидактические игры;
• развивать моторику через обводку трафаретов букв, выкладывание букв различными материалами (счетными палочками, нитками, пуговицами и т. д.)
• воспитывать усидчивость и аккуратность при выполнении заданий.
Из картона вырезаны контуры домов.
Потребуется самоклеящаяся пленка и гофрокартон.
На двухсторонний скотч приклеены кармашки- балконы.
Вот такие дома получились!
Пополнили предметно-развивающую среду группы!
Желаю творческих успехов!
Лэпбук «Путешествие по сказкам». Дидактическое пособие для детей старшего дошкольного возраста Аннотация: Дидактическое пособие «Лэпбук «Путешествие по сказкам» представляет собой картонную папку-передвижку формата А3. На страницах.
Электронное дидактическое пособие по познавательному направлению детей старшего дошкольного возраста Знаки и символы. Цели: Дать представление о знаках и символах ; — объяснить, что без символов и знаков просто нельзя обходиться. -показать,.
Дидактическая игра по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста «Том и Тим» Цель: учить детей различать твёрдые и мягкие согласные, сопоставляя их артикуляцию. Ход игры. Тим и Том – два человечка: твёрдый и мягкий.
Дидактическое пособие для детей старшего дошкольного возраста интеллект-карта «Безопасность» Актуальность: Требования к развивающей предметно-пространственной среде в соответствии с ФГОС подталкивают нас к насыщению развивающей.
Дидактическое пособие для детей старшего дошкольного возраста «Откуда пришел хлеб?» Подготовила: Владыкина Ирина Валерьевна. Цель: формирование у детей представления о тружениках села. Хлеб-наш ежедневный продукт питания.
Конспект ООД по подготовке к обучению грамоте и развитию речи детей старшего дошкольного возраста «Весёлая прогулка» Цель: выявить уровень знаний детей за учебный год. Задачи: обобщить и систематизировать знания детей о составе речи (звук, слог, слово,.
Конспект по подготовке к обучению грамоте дошкольников с ОНР старшего дошкольного возраста «Звук [И], буква И» Конспекты по подготовке к обучению грамоте дошкольников старшей логопедической группы разработаны на весь учебный год в соответствии с программой.
Многофункциональное дидактическое пособие по обучению грамоте «Занимательный шнурок» Многофункциональное дидактическое пособие по обучению грамоте «Занимательный шнурок» (для детей подготовительной к школе группы) Автор:.
Многофункциональное дидактическое пособие по обучению грамоте «Звуковой фланелеграф» Многофункциональное пособие позволяет в игровой форме, не навязчиво и постепенно ввести детей в мир звуков, слогов и слов, развить фонематический.
Музыкально-дидактическое пособие «Поющие часики» для детей старшего дошкольного возраста Музыкально – дидактическое пособие «Поющие часики». для детей старшего дошкольного возраста. Программное содержание: — Способствовать.
www.maam.ru
Книга по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему:
Обучение дошкольников грамоте. Пособие для педагогов. Для занятий с детьми 3–7 лет
Обучение дошкольников грамоте. Пособие для педагогов. Для занятий с детьми 3–7 лет
Варенцова Наталия Сергеевна – кандидат педагогических наук; автор научных публикаций, посвященных проблемам овладения основами грамоты в дошкольном возрасте, подготовке детей к школе, развитию умственных способностей и познавательной активности дошкольников, преемственности дошкольного и начального общего образования.
Неумение читать или медленное чтение (побуквенное) является серьезной проблемой при обучении ребенка в школе. Кроме того, семилетнему ребенку труднее овладеть чтением, чем шестилетнему
Но прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, проводить звуковой анализ слов (то есть называть по порядку звуки, из которых состоят слова). В школе же первоклассника сначала учат читать и писать и только потом знакомят с фонетикой, морфологией и синтаксисом родного языка.
Оказывается, что детям в возрасте 2–5 лет чрезвычайно интересно заниматься звуковой стороной речи. Этим интересом можно воспользоваться и ввести («погрузить») ребенка в удивительный мир звуков, открыть особую языковую действительность, где начинаются азы фонетики и морфологии русского языка, и таким образом привести к чтению к шести годам, минуя пресловутые «муки слияния» звуков посредством соединения букв («м и а — будет ма »).
Дети постигают определенную систему закономерностей родного языка, учатся слышать звуки, различают гласные (ударные и безударные), согласные (твердые и мягкие), сравнивают слова по звучанию, находят сходство и различие, делят слова на слоги, составляют слова из фишек, соответствующих звукам, и др. Позже дети научаются делить речевой поток на предложения, предложения – на слова, знакомятся с буквами русского алфавита, составляют слова и предложения из них, употребляя грамматические правила написания, овладевают послоговым и слитным способами чтения. При этом обучение чтению не является самоцелью. Эта задача решается в широком речевом контексте, дети приобретают определенную ориентировку в звуковой действительности родного языка, у них закладывается фундамент будущей грамотности.
Обучение по настоящему пособию рассчитано на детей 3–7 лет. Оно построено с учетом возрастных особенностей дошкольников и основывается на их избирательной восприимчивости к овладению грамотой. Дети 3–5 лет занимаются звуковой стороной речи, проявляя при этом особую одаренность, а дети 6 лет с большим интересом осваивают знаковую систему, читают.
В результате обучения дети приходят в школу не только читающими, но и способными анализировать устную речь, грамотно составлять слова и предложения из букв азбуки.
При обучении детей письму мы сознательно ограничиваемся подготовкой руки к письму. В младшем дошкольном возрасте (3–4 года) важным достижением является овладение произвольными движениями рук и пальцев. При этом широко используется способность детей к подражанию: ребенок подлаживает свои движения к определенной мерке взрослого, изображая любимый персонаж. В старшем дошкольном возрасте (5–6 лет) дети овладевают непосредственно графическими умениями и пишущим инструментом (фломастером, цветным карандашом). Дошкольники обводят по контуру очертания домиков, заборчиков, солнышка, птичек и т. д.; штрихуют, достраивают и конструируют изображения букв. Дети учатся воспроизводить в рабочей строке различные предметные образы, приближенные к конфигурации печатных букв. При обучении детей письму важно не столько научить их отдельным умениям, сколько сформировать у них весь комплекс готовности к письму: сочетание темпа и ритма речи с движениями глаз и руки.
Обучение проходит в увлекательной игровой форме.
Данное пособие состоит из нескольких частей: программы, методических рекомендаций по развитию у дошкольников звуковой стороны речи и ознакомлению их с основами грамоты и подробных планов занятий с описанием дидактического материала по всем возрастным группам.
Пособие предназначено для педагогов дошкольных образовательных учреждений. Оно также может быть полезно и родителям.
Настоящая программа включает три направления работы с детьми дошкольного возраста: развитие звуковой стороны речи, ознакомление со знаковой системой языка и подготовка руки к письму
Работа по формированию у детей звуковой стороны речи и ознакомлению с основами грамоты, прежде всего, связана с развитием познавательных способностей и воспитанием произвольности поведения.
Развитие умственных способностей детей происходит в процессе овладения действиями замещения звуков речи. Дети учатся моделировать как отдельные речевые единицы (слоги, звуки, слова), так и речевой поток в целом (предложения). При решении познавательных задач они способны использовать готовые схемы, модели и строить их самостоятельно: делить слова на слоги, проводить звуковой анализ слов, делить предложения на слова и составлять их из слов и букв; сравнивать модели слов по звуковому составу, подбирать слова к заданной модели и т. д.
Развитие познавательных способностей способствует осознанному отношению детей к различным сторонам речевой действительности (звуковой и знаковой), ведет к пониманию некоторых закономерностей родного языка, формированию основ грамотности.
В процессе подготовки руки к письму у детей развиваются как познавательные, так и творческие способности. Сначала дошкольники овладевают произвольными движениями кистей и пальцев рук (изображают различные явления и объекты: дождь, ветер, кораблик, паровозик, зайчик, бабочку и др.); затем – графическими умениями при ознакомлении с элементами письменной речи. Дети учатся кодировать речь и «прочитывать ее код», то есть моделировать речь принятыми в культуре русского языка знаками. Дошкольники конструируют, достраивают с помощью фломастеров или цветных карандашей отдельные объекты и явления: шалашики, солнышко, птичек, лодочки и т. п. Подобные занятия способствуют развитию воображения, фантазии, инициативы и самостоятельности детей.
Основы грамоты рассматриваются в программе «как пропедевтический курс фонетики родного языка» (по Д. Б. Эльконину). Программа строится на материале методики, созданной Д. Б. Элькониным [1] и Л.E. Журовой [2] . Ознакомление ребенка с фонемной (звуковой) системой языка имеет значение не только при обучении его чтению, но и для всего последующего изучения родного языка.
Содержание программы построено с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста и основывается на их избирательной восприимчивости к разным сторонам языковой действительности.
nsportal.ru
Школьная пресса
- Товаров: 0 шт.
- На сумму: 0 р.
- оформить заказ
- Автор*: Дурова На. Ва.
Журналы / Электронные журналы
Книги / Электронные книги
Главная Книги ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ Обучение грамоте и чтению. Подготовка к школе
Обучение грамоте и чтению. Подготовка к школе
Книжный каталог издательства 2018. РАЗВИВАЮЩАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ
Обучение дошкольников грамоте. Дидактические материалы в 4 книгах: Поиграем в слова. От слова к звуку. От звука к букве. Читаем сами + Разрезно.
«ПЕРВЫЕ ШАГИ ПО СТУПЕНЬКАМ ГРАМОТЫ». Рабочая тетрадь дошкольника
ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ. Рабочая тетрадь (Звук. Буква. Слог. Слово. Предложение)
«Касса букв» к рабочей тетради дошкольника «ПЕРВЫЕ ШАГИ ПО СТУПЕНЬКАМ ГРАМОТЫ»
СТУПЕНЬКИ ГРАМОТЫ. Демонстрационное учебно-наглядное пособие по обучению детей грамоте. Комплект состоит из четырех частей
ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ. Рабочая тетрадь + Прописи для дошкольников. Печатаем буквы, слоги, слова. КОМПЛЕКТ со скидкой
Прописи для дошкольников. Печатаем буквы, слоги, слова. — УМК «Обучение чтению дошкольников»
ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ГРАМОТЕ Автор Дурова Н.В. Учебно-методический комплект по льготной цене (-20%)
«ПЕРВЫЕ ШАГИ ПО СТУПЕНЬКАМ ГРАМОТЫ». Рабочая тетрадь дошкольника + «Касса букв» к рабочей тетради дошкольника «ПЕРВЫЕ ШАГИ ПО СТ.
«ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ГРАМОТЕ» Программа. Методические рекомендации. Игры-занятия
- Наличие: На складе
- Дошкольная литература по воспитанию и обучению дошкольников.
- Книги для детей и родителей от рождения до школы.
- Учебные и наглядные пособия для родителей и воспитателей ДОУ.
- Методические пособия для воспитателей и заведующих детского сада (ДОУ).
- 28.06.2018 Появилась в продаже книги Демонстрационные ОПОРНЫЕ СХЕМЫ и СЮЖЕТНЫЕ КАРТИНКИ по всем разделам окружающего мира: Мир растений и грибов. Мир животных. Мир человека (формат А3)
- 20.06.2018 Благодарность за важную и профессиональную работу редакции журнала «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» и его авторов
- 21.05.2018 Диплом выдан Участнику XIII Санкт-Петербургского Международного Книжного Салона ООО «Школьная Пресса»
- 11.05.2018 Издательство выпустило Каталог ЖУРНАЛОВ. Каталог предназначен для рекламного распространения и привлечения потенциальных подписчиков и авторов
- 11.05.2018 Издательство выпустило Каталог КНИЖНОЙ продукции. Каталог предназначен для рекламного распространения и привлечения потенциальных покупателей и авторов
- Главная
- Школа
- Обучение грамоте дошкольников
Игры и упражнения на развитие фонетико-фонематического слуха у детей
ФГОС: Речевое развитие
Обучение грамоте и чтению. Подготовка к школе. (ФГОС: Речевое развитие)
Младший, средний, старший дошкольный и предшкольный возраст (от 3 до 7 лет)
Обучение основам грамоты и чтению
Развитие фонематического слуха, формирование представлений об основных единицах нашего языка и речи (звук и буква, согласные и гласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки, глухие и звонкие согласные звуки; слог, слово, предложение, текст); овладение первоначальными навыками чтения.
Развитие моторики, графических навыков руки; умение проводить звуковой анализ слов; умение ориентироваться в пространстве и времени; формирование представлений о том, чем школа отличается от детского сада, чем дети занимаются на уроках, ознакомление с правилами поведения в школе и т.д.; основы социально-психологической адаптации к школе.
КНИГИ: ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ
Прайс-лист книжной продукции издательства «Школьная Книга»
Аннотированный каталог Дошкольная литература . Скачать каталог
© ООО «Школьная Пресса» 2002-2018
Сайт является средством массовой информации. Cвидетельство № Эл ФС77-36853
www.schoolpress.ru
Для дошкольников
«Первые уроки грамоты». Дидактические игры для обучения грамоте
Ребенок начинает пользоваться родным языком почти с раннего детства, но он не осознает тех способов, с помощью которых осуществляется его речь. Дошкольное детство – время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее благоприятный период для развития любознательности, общих и специальных способностей. Развитие речи детей – одна из ведущих задач, которую решают дошкольное учреждение или родители. С психологической точки зрения начальный период обучения грамоте – это формирование у ребенка нового отношения к речи. Предметом познания становится сама речь, ее внешняя звуковая сторона. По утверждению М. Монтессори, А. Н. Корнева, Р. С. Немова, обучение чтению необходимо начинать в 5 – 7 лет, так как в этом возрасте развито в определенной степени самосознание, сформированы речевые, двигательные навыки, элементарные навыки в художественных видах деятельности, а также появляется интерес к буквам и желание научиться читать.
Благодаря особому процессу познания, который осуществляется эмоционально-практическим путём, каждый дошкольник становится маленьким исследователем, первооткрывателем окружающего мира. С началом обучения грамоте дошкольник приступает к анализу своей речи и узнает, что она состоит из предложений, которые в свою очередь состоят из отдельных слов, слова – из слогов, слоги – из звуков. Звуки при письме обозначаются буквами. Поэтому в период обучения грамоте большое место отводится развитию фонематического слуха, умению различать в речевом потоке отдельные слова, позицию и наличие звуков в слове. Развитие речи осуществляется при разных видах деятельности, в том числе на специальных занятиях по обучению грамоте.
Обучение проводится в игровой форме. Предлагаю вам игры, задания, упражнения:
Игра «Назови первый звук в слове» (кольца Луллия)
Знакомство с символами звуков (пособие Т. А. Ткаченко («Специальные символы»)
Игра «Рассели звуки в домики» (классификация гласных — и согласных звуков)
Задание «Нарисуй пальчиком на манке символ звука»
Игра «Сигнальщики» (определение твердых и мягких звуков)
Игра- упражнение «Подарки Тиму и Тому» (определение твердых и мягких звуков)
Упражнение «Определи место гласного звука в слове» (использование фасоли, пуговиц или фишек красного цвета)
«Звуковая схема слова» (фишки синего, зеленого и красного цветов)
Пальчиковые и логоритмические упражнения.
Игра «Подбери схему слова к картинке»
Игра «Веселый поезд», «Домики» (деление слов на слоги)
Игра «Волшебный кубик» (составление предложений с предлогами)
Задание «Нарисуй ниточкой букву»
Задание «Звуковой анализ слов»
Игра «Слоговые часы» (составление слов из слогов)
Игра «Собери кубики» (составление слов из букв)
Возможно, эти игры вам пригодятся в работе. Желаю удачи!
Обучение дошкольников грамоте
Обучение дошкольников грамоте
В настоящее время проблема подготовки детей к овладению грамотой является особо актуальной. Казалось бы речь ребенка понятна и не вызывает у него трудностей в общении в дошкольном возрасте, пока к ней не предъявляются особые требования. Небольшие отклонения в речевом развитии не беспокоят родителей, но дело резко меняется с началом школьного обучения. Уже на первых порах обучения чтению и письму, дети испытывают значительные затруднения, пишут с ошибками, и как результат- плохие оценки, негативное отношение к школе, отклонение в поведении, повышенная утомляемость и невроз.
Еще одна причина актуальности этой проблемы-возросшее требование школ, особенно гимназий и лицеев, к будущим первоклассникам. Одно из требований-готовность к овладению грамотой, которая включает в себя овладение ребенком звукобуквенным, звукослоговым и лексико-синтаксическим анализам и синтезам до поступления в школу.
Кроме того, букварный период в первом классе совпадает с периодм адаптации детей к условиям жизни и обучения. Педагогическая практика показывает, что читающие ребята чувствуют себя более уверенно и имеют больше перспектив для успешного обучения в школе.
Так же занятия по подготовке детей к овладения грамотой носят общеразвивающий характер, способствуют развитию психических процессов, активной мыслительной деятельности, повышению работоспособности, нравственных и эстетиеческих качеств личности ребенка.
Данная проблема сподвигла меня на создание в моей группе кружка «Грамотейка»
В наше время «рынок» педагогических услуг весьма разнообразен и стихиен: появилось много авторских программ и методических разработок по обучению грамоте, причем не всегда высшего качества. Разумеется есть и полезные для дошкольника методики, а есть и такие, которые приведут к желаемой цели (научат ребенка читать и писать, но не будут развивать самого ребенка.
Под развитием в данной области понимается органичное и своевременное освоение ребенком родного языка, осознание основ грамотности при письме, умственное развитие.
Ведя работу по обучению дошкольников грамоте, за основу я использую программу «Обучение дошкольников грамоте» Н. С. Варенцовой, программа строится на материале методики, созданной Д. Б. Элькониным и Л. Е. Журовой. Ознокомление ребена с фонемой (звуковой) система языка имеет значение не только при обучении чтению, но и для всего последующего изучения родного языка.
Содержание программы построено с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста. Дети постигают определенную систему закономерностей родного язка, учатся слышать звуки, различают гласные (ударные и безударные, согласные (твердые и мягкие, сранивают слова по звучанию, делят слова на слоги. Позже дети учатся делить речевой поток на предложения, предложения на слова, знакомятся с буквами русского алфавита, составляют слова и предложения из них, употребляя граматические правила написания, овлодевают послоговым и слитным способами чтения. Важно отметить, что обучение чтению при этом, не является самоцелью. Эта задача решается в широком речевом контексте. Дети приобретают определенную ориентировку в звуковой действительности родного языка, у них закладывается фундамент будущей грамотности.
В дополнении я использую программу «От звука к букве» Е. В. Колесниковой, «От слова к звуку» Н. В. Дуровой.
Краткое содержание задач программы Н. С. Варенцовой.
Программа для младшей группы включает в себя 2 раздела: развитие фонетико-фонематической стороны речи с целью подготовки детей к обучению звуковому анализу слов и развитию движений кситей и пальцев рук для подготовки руки к письму. В ходе занятий детей знакомят с звуками окружающего мира, затем в ходе звукоподражательных упражнений они учатся правильно произносить гласные звуки и некоторые согласные, кроме свистящих и шипящих, термины характерезующие звук (гласные и согласные на занятиях не используются). Приведу пример: воспитатель объясняет, что звуков в мире много и все они звучат по разному, дети вместе с педагогом вспоминают как звучат: ветер, вода, птичка и тп.
В средней группе продолжается работа по развитию фонематической стороны речи, в процессе работы над звуковой стороной речи значительно расширяется диапазон задач, т. к дети 5-го года жизни особенно сензитивны к звуковой стороне речи, дошкольники «погружаются» в звуковую действительность языка, учатся выделять отдельные звуки в словах, определять первый звук в слове, подбирать слова с определенным звуком и различать на слух твердые и мягкие согласные (без употребления самих терминов) .
В старшей группе продолжается работа со звучащим словом, определению его протяженности (измерение слоговой структуры слов хлопками, шагами) вводится термин «слог» и графическая запись слогового деления.
В подготовительной продолжается работа по овладению первоначальными основами грамоты, дети 6 лет способны овладеть уже более широкой ориентировкой, в фонематической стороне речи; они обладают определенной сензитивность к знаковой действительности языка, испытывают повышенный интерес к буквам и тягу к чтению. В связи с этим программа для подготовительной группы включает 3 направления: развитие фонетической стороны речи, ознакомление со знаковой системой языка, подготовка руки ребенка к письму.
Важно отметить, что внимание и запоминание будут «слабыми» если учение не захватывает. Поэтому я всегда ввожу в занятие игры и игровые ситуации: всегда легче запомнить то, что интересно. Игра так же необходима для снижения физических и психических перегрузок. Для этого в своей работе я использую книгу автора В. В. Волиной «Праздник Букваря»- это сборник веселых сказок, стихов, пословиц, поговорок, задач и упражнений. Игровой и занимательный материал подобранный на каждую букву алфавита, поможет сделать творческими и радостными первые уроки словестности.
raguda.ru