Оглавление:
Картотека по русскому языку (1 класс) на тему:
сборник правил правописания по русскому языку 1 класс
ПРАВИЛА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 1 КЛАСС
Тема: «Слова-названия предметов, признаков, действий».
1. Слова, которые называют предметы, отвечают на вопросы: Кто? Что?
В предложении слова-предметы подчеркивают
одной чертой.
Например, кто? Коля Коля идёт.
что? тетрадь Тетрадь лежит.
2. Слова, которые называют действия предметов, отвечают на вопросы: что делает? что сделали? что будет делать?
В предложении слова-действия подчёркивают
двумя чертами.
Например: что делает? идёт Идёт дождь.
3. Слова, которые называют признаки предметов, отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие?
В словосочетании и в предложении слово-признак относится к слову-предмету.
В предложении слова-признаки подчёркивают волнистой линией.
Например, какой? тёплый Идёт тёплый дождь.
Словосочетание: тёплый дождь
Образец разбора предложения:
Идёт тёплый дождь . П —— Д
дождь (какой?) теплый
Пр
П – предмет
Пр – признак
Д – действие
П и Д — главные слова
Пр — зависимое от П
Правила по русскому языку 1 класс
Тема: «Заглавная буква. Имя собственное».
С заглавной буквы пишутся имена собственные и первое слово в предложении.
Имена собственные – это имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия рек, городов и сёл.
Например: В реке Т ара много рыбы .
В асилий П етрович И ванов работает учителем .
Я люблю свой посёлок М уромцево .
Тема: «Правописание»
ЧА – Ща пиши с А
ЧУ — ЩУ пиши с У
ЖИ – ШИ пиши с И
ЧК – ЧН пиши без мягкого знака
Тема: «Деление слов на слоги. Правила переноса.».
Сколько в слове гласных, столько в нём слогов.
(Нужно знать гласные и видеть их в слове. )
Например: о-си-на, ма-ма , Ра-я.
Слова переносят по слогам. Но одну букву не оставляют
на строке и не переносят на следующую.
Например: оса, ка-ли-на, моя, до-мик.
Переносить следует слог после Й, после Ь.
Эти буквы оставляют на строке.
Например: май-ка, лей-ка, маль-чик.
Безударные гласные А, О, И, Е проверяем ударением
(подбираем родственное слово или изменяем данное слово).
Если нельзя проверить безударную гласную, то это слово
нужно запомнить.
Парные согласные на конце слова нужно проверять .
Измени слово так, чтобы после согласного был гласный.
Парные согласные нужно запомнить и слышать их в слове.
nsportal.ru
Предмет и слово
Обучение грамоте. 1 класс
Дошкольники, как правило, не отделяют слово от предмета. Лишь в результате специального обучения позиция ребенка относительно речи приобретает теоретический характер. С первых же уроков обучения грамоте важно разграничить в представлении учащихся предмет и слово, его называющее. Выделив слово как объект изучения, можно развернуть работу по установлению основной функции слова – номинации (называния).
Задача первых уроков – выделить номинативное значение слов (способность называть предметы, их действия и признаки). В это время учащиеся получают первоначальные представления о номинативной функции слова. Сопоставление функций предметов с функцией одноименных слов приводит учащихся к выделению назначения слова – служить наименованием предмета. Знакомство со словами, называющими действия и признаки, расширяет представления о номинативной функции слова.
В статье предложены беседы, раскрывающие роль слова в речи. Схемы «слово – предмет» (действие, признак) педагог может заменить другими, более удобными для работы.
Тема. «Предмет и слово».
Цель. Выяснить, что у предметов и слов, их называющих, разная работа.
Учебные материалы. Мяч, цветок, портфель, коробочка, фишки.
Содержание беседы
Учитель. Русский язык – наш родной язык: по-русски мы говорим, думаем, пишем. Но ведь есть и другие языки. Можете ли вы назвать некоторые из них?
– У каждого народа – свой язык. Чем один язык отличается от другого?
Дети. Словами.
У. Да, один язык от другого отличается словами. Вы знаете какие-нибудь слова на английском языке? А говорить по-английски вы умеете? А по-немецки говорить умеете? Почему? На каком языке говорим мы с вами?
Посмотрите на предмет и скажите, как его название звучит по-русски? по-английски? по-немецки?
Учитель показывает рисунок кошки или собаки.
– Предмет один, а слова, которыми мы этот предмет называем, на разных языках звучат по-разному.
А русские слова вы знаете? Пусть каждый из вас скажет одно русское слово. Слова обозначим фишками и будем их собирать в коробочку. Посмотрим, как много слов вы знаете.
Учитель проходит по рядам и собирает фишки.
– Молодцы! Вы, конечно, знаете очень много русских слов и говорить по-русски умеете. А знаете ли вы, что такое слово?
– Сейчас вы еще не можете правильно ответить на этот вопрос: «Что такое слово?» – но уже к концу урока узнаете о слове много нового.
Я вам сейчас покажу одну вещь. Вы все ее хорошо знаете. Называть ее не нужно. Скажите, что с ней можно сделать?
Учитель показывает цветок.
Д. Понюхать, сорвать, подарить.
У. А теперь я спрячу эту вещь и скажу слово цветок. Что можно сделать со словом цветок? Можно ли со словом цветок сделать то же, что мы сделали с вещью? Можно ли слово цветок поставить в вазочку, положить на стол, понюхать? Что же можно сделать со словом?
Д. Слово цветок можно произнести, услышать, прочитать, написать.
У. Подарить, понюхать, положить на стол, как мы это делали с предметом, слово нельзя. Так чем же различаются предмет цветок и слово цветок?
– У меня есть другая вещь.
Учитель показывает машинку.
– Что можно сделать с этим предметом?
Д. Покатать, разобрать, поставить на стол.
У. Кто хочет выйти и показать, что с ним можно сделать?
Дети выполняют задание.
– Хорошо. Теперь я уберу этот предмет и произнесу слово, которым мы этот предмет обозначаем, – машина. Можно ли покатать слово машинаразобрать, поставить на стол? Что можно сделать со словом машина?
– Сейчас я вам покажу слово.
Учитель показывает портфель.
– Я показываю вам слово? Вы согласны?
Д. Нет, это не слово, а предмет.
У. Что можно сделать с этим предметом? А со словом портфель можно делать то же самое? Какая же разница между этим предметом и словом портфель?
– Узнали вы сегодня что-то новое о слове? Что можно делать со словами? А что можно делать с вещами и предметами?
Слова и предметы – это не одно и то же. Слова можно говорить, писать, слушать, читать, а вещи можно передавать друг другу, трогать руками, прятать, и еще много такого можно делать с предметами, чего со словом не сделаешь.
Сумеете вы дома рассказать папе и маме, что мы делали сегодня на уроке? А сказать, что можно делать со словами? Можно об этом рассказать своей любимой игрушке.
Вы все очень хорошо отвечали. Но вот для чего нужны слова? На этот вопрос мы еще не ответили. Постараемся узнать об этом на следующем уроке.
Тема. «Слова, называющие предметы».
Цель. Выяснить, что слова служат названиями предметов, людей, животных.
Учебные материалы. Игрушка Карлсон, шнурок; пенал, тетрадь; иголка с ниткой, клубок ниток; модель слова, Энциклопедический словарь юного филолога, букварь.
Учитель. К нам на урок прилетел Карлсон. Он никогда не учился в школе и считает, что предмет и слово – это одно и то же. А как вы думаете? Давайте попробуем ему все объяснить. Какой предмет я показываю?
Дети. Шнурок.
У. Что можно с этим предметом сделать?
Д. Завязать бантиком, зашнуровать ботинок, подарить.
У. А можно слово шнурок завязать бантиком?
Д. Нет.
У. Что можно сделать со словом?
Д. Написать, прочитать, услышать, сказать.
У. Вчера в конце урока я задала вам вопрос, на который надо найти ответ на сегодняшнем уроке. Но вот беда – вопрос забыла. Кто может его напомнить?
Д. Для чего нужны слова?
У. Карлсон тоже будет все внимательно слушать и запоминать, а в конце урока приземлится на парту к тому, кто будет хорошо работать – искать ответы на вопросы.
Сейчас мы поиграем в игру «Знаю – не знаю». Я буду вам показывать разные предметы. Кто не знает, что это такое, – поднимайте руку.
Учитель показывает пенал, тетрадь, иголку с ниткой, клубок ниток.
– Итак, все предметы вам хорошо знакомы. Сейчас я спрячу эти вещи в ящик стола. Я задумала один из предметов, который лежит в ящике. Ваня, дай мне предмет, который я задумала. Выходи, открывай ящик и дай мне предмет, который я задумала.
Ваня. Я не могу это сделать.
У. Почему ты не можешь выполнить мою просьбу?
Ваня. Я не знаю, какой предмет вы задумали.
У. Как же тебе это узнать? Попробую объяснить. Я вот какой предмет задумала.
Учитель рукой воспроизводит движения человека, который шьет.
– Узнал предмет? Давай мне его. Как ты узнал, что мне нужна иголка с ниткой?
Ваня. Вы мне его показали руками.
У. Значит, можно показать предмет жестами, и мы его узнаем. Кто может показать предмет жестами, чтобы мы догадались?
Несколько учеников изображают предметы.
– Продолжим нашу игру. Кто хочет достать из ящика задуманный мной предмет? Даша, дай мне вот этот предмет.
Учитель рисует на доске пенал.
– Узнала, какой предмет мне нужен? Как ты узнала?
Даша. Вы его нарисовали.
У. Значит, предмет можно показать жестами, а можно и нарисовать. И по рисунку мы его узнаем. Дима, выйди к доске и встань так, чтобы ты меня не видел.Сейчас я буду показывать жестами предмет, который мне нужен. Ты догадался, какой это предмет?
У. Я буду рисовать этот предмет на доске. Теперь ты узнал, какой предмет мне нужен?
Дима. Нет.
У. А что нужно сделать, чтобы ты догадался, какой мне предмет нужен?
Дима. Надо предмет назвать.
У. Я называю этот предмет – карандаш. Понятно теперь, какой мне предмет нужен?
Дима. Да.
У. Что я сделала, чтобы вы сразу поняли, какой мне нужен предмет?
Д.Сказали, назвали предмет.
У. А что мне понадобилось, чтобы назвать предмет? Жест? Рисунок?
Д. Конечно, слово.
У. Итак, чтобы назвать предмет, нужен не жест, не рисунок, а слово. При помощи жеста можно указать на предмет, с помощью рисунка изобразить его, а слово нужно для того, чтобы назвать предмет.
В «Энциклопедическом словаре юного филолога» о слове так говорится: «Слово понадобилось человеку для того, чтобы дать имя всему, что есть в мире, и самому себе. Ведь чтобы о чем-то говорить и даже думать, надо его как-то называть, именовать.
Самые простые слова – имена того, что человек видит вокруг себя. Они как этикетки: это кошка, это куст, это снег. Такими словами-этикетками как бы увешано все вокруг нас. И “приклеены” они так накрепко, что кажутся нам частью самого мира».
Я вам прочитаю стихотворение, в котором встретится интересное «слово». Подумайте, является ли оно словом?
Плим
Ложка – это ложка,
Ложкой суп едят.
Кошка – это кошка,
У кошки семь котят.
Тряпка – это тряпка,
Тряпкой вытер стол.
Шапка – это шапка,
Оделся и пошел.
А я придумал слово,
Смешное слово – плим.
Я повторяю снова:
Плим, плим, плим!
Вот прыгает и скачет
Плим, плим, плим,
И ничего не значит
Плим, плим, плим!
– Что же не является словом? Почему?
Д. Плим не является словом. Нет предмета, который бы так назывался.
У. А теперь я скажу – тетрадь. Ясно, какой предмет вы должны достать из ящика? Что я сделала, чтобы вы поняли, какой мне нужен предмет? Указала жестом, нарисовала?
Д. Вы назвали слово.
У. Верно, я его назвала. А что мне понадобилось, чтобы назвать предмет?
У. Так зачем же нужны слова?
Д. Слова нужны для того, чтобы называть предметы.
У. Слова, которые называют предметы, мы будем обозначать вот такой моделью:
– А теперь попробуйте рассказать друг другу по очереди о том, что вы узнали на уроке.
– Можете вы теперь ответить на вопрос: «Для чего нужны слова?» Как мы будем обозначать слова, которые называют предметы? Сейчас надо будет узнать еще один предмет из ящика.
Учитель показывает жестами круглые предметы.
Д. Мяч, клубок.
У. Значит, жестами не так уж легко объяснить предмет. Хорошо, я нарисую его.
Учитель рисует круг.
У. Я вам показывала жестами, рисовала, но вы не поняли. А теперь скажу – мяч. Ясно, какой предмет мне нужен? Так что понятнее – жест, рисунок или слово?
У. Перед вами лежит букварь. Откройте его на с. 3. Назовите то, что здесь нарисовано. Что вы сейчас говорили? А что понятнее: сказать слово щенок или показать это животное на рисунке? Что можно делать с рисунком, на котором изображен щенок? А с живым щенком? А что можно делать со словом щенок? Зачем нужно слово щенок? Зачем нужны другие слова? Сегодня мы узнали, что слова нужны для того, чтобы называть предметы, животных, людей. Как вы думаете, могут ли называть слова что-нибудь другое? На этот вопрос попробуем ответить на следующем уроке.
Статья опубликована при поддержке корпорации «Профессионал», предоставляющей услуги кузовного ремонта автомобилей. Команда профессионалов в сфере восстановительных работ в кратчайшие сроки выполнит ремонт любой степени сложности, в том числе восстановит автомобиль после ДТП, покрасит кузов или отдельные запчасти, проведет ТО и комплексное слесарное обслуживание. Уровень сервиса в «Профессионале» находится на самом высочайшем уровне, при этом цены на кузовной ремонт в некоторых случаях на 40-60% ниже, чем у дилеров. Также стоит добавить, что в корпорации Вы имеете возможность выполнить любой ремонт в кредит на самых выгодных условиях в Москве. На сайте 77professional.ru Вы можете узнать обо всех услугах, оказываемых компанией, а также рассчитать предварительную стоимость ремонта.
Тема. «Слова, называющие действия».
Цели. Выяснить, что слова могут называть не только предметы, людей или животных, но и действия.
Учебные материалы. Букварь; модели для обозначения слов, называющих предметы и действия; рисунки предметов и животных; звонок; игрушка Карлсон.
Учитель. Сегодня Карлсон придумал для вас задание. Посмотрите и назовите предмет, изображенный на первом рисунке.
Дети. Коньки.
У. Что вам понадобилось, чтобы назвать этот предмет?
Д. Слово.
У. Как спросить об этом предмете?
Д. Что это?
У. Назовите это животное.
Д. Жираф.
У. Как спросить об этом животном?
Д. Кто это?
У. А теперь я буду показывать рисунки, а вы задавайте вопрос и называйте слово.
Дети выполняют задание.
– Покажите, какую модель мы используем для обозначения слов, называющих предметы.
Учитель приглашает к доске ученика и дает ему в руки мел.
– Назовите то, что Илья держит в руках.
Д. Мел.
У. Что вы сказали, когда назвали предмет?
Учитель просит Илью написать мелом что-нибудь на доске.
У. А теперь скажите, что Илья делает этим предметом?
Д. Пишет, рисует.
У. Вот вы сейчас сказали – пишет, рисует. Что называют эти слова? Предмет?
Д. Нет. Илья это делает.
У. Верно, слова пишет, рисует называют то, что делают этим предметом, то есть действия. Так какие действия выполнял Илья мелом? Слова, которые называют предметы, мы с вами обозначаем вот такой моделью:
– Модель, которой мы будем обозначать слова, называющие действия, должна отличаться от первой модели. Как это отличие можно показать?
Дети приходят к выводу, что модель будет такой:
– Откройте букварь. Скажите, кто здесь изображен?
Д. Мальчик.
У. Что это слово называет? Обозначьте его моделью.
Каждый ученик выкладывает модель у себя на парте, один работает у доски.
– Что делает мальчик на первом рисунке?
Д. Плывет.
У. Что называет слово плывет? Какой вопрос я задала, на который вы ответили словом плывет?
Д. Что делает?
У. Какой моделью мы обозначим слово плывет? Прочитайте по модели, что у нас получилось.
Д. Мальчик плывет.
Такая же работа проводится по второму рисунку.
У. Карлсон приготовил для нас игру «Кто больше?». Нужно подобрать слова, называющие предметы, животных, людей или слова, называющие действия. Не забывайте задавать вопрос. Выигрывает тот ряд, который назовет больше слов. За каждый правильный ответ вы получаете флажок.
Дети играют. Учитель приглашает к доске ученика, просит его взять книгу и читать.
– Кто это? Назовите его. Что называет слово ученик? Обозначьте слово, называющее человека, моделью. Что делает ученик? Что называет слово читает? Обозначьте слово, называющее действие, моделью. Назовите предмет.
Учитель показывает звонок.
– Обозначьте слово моделью. Почему вы показали такую модель? Что делает звонок?
Д. Звенит.
У. Обозначьте слово звенит моделью. Прочитайте по моделям, что получилось.
– Расскажите друг другу о том, что могут называть слова и какой моделью мы их обозначаем. А как вы думаете, могут ли слова называть еще что-нибудь? Подумайте над этим вопросом дома.
Тема. «Слова, называющие признаки».
Цели. Выяснить, что слова могут называть не только предметы и действия, но и признаки предметов.
Учебные материалы. Букварь; набор предметов и моделей; два Карлсона (один большой, другой маленький); два фломастера разного цвета.
Учитель. Я покажу вам несколько хорошо известных предметов. Назовите их.
Дети. Карандаш, ручка, фломастер.
У. Саша, дай мне фломастер. Спасибо! Но может оказаться и так.
Учитель убирает ручку, карандаш и кладет еще один фломастер другого цвета.
– Сейчас я снова назову предмет, а ты мне его дашь. Фломастер.
Если ученик пытается дать любой фломастер, то нужно дать понять, что одного названия предмета недостаточно.
– Достаточно теперь назвать предмет, чтобы вы его узнали? Что я еще должна сказать, чтобы вы узнали тот предмет, который мне нужен? Я скажу слово красный. Ясно теперь, какой фломастер мне нужен?
Д. Да.
У. Что я назвала словом красный? Предмет? Нет, предмет мы называем словом фломастер. А что называет слово красный? Верно, слово красный называет цвет фломастера, то есть то, чем этот фломастер отличается от другого. Назовите, кто это?
У. А это?
Д. Карлсон.
У. Чтобы назвать и тот и другой предмет, сколько слов вам понадобилось?
Д. Одно.
У. А теперь я попрошу дать мне Карлсона. Вы поняли, о каком Карлсоне я говорю? Что нужно назвать еще, чтобы узнать, какой Карлсон нужен?
Д. Рост, размер.
У. Верно, нужно назвать то, чем Карлсон, который мне нужен, отличается от другого. Большой Карлсон. Теперь понятно, какой Карлсон мне нужен? Что называют слова большой, маленький?
Д. Размер.
У. Верно, эти слова называют размер, то есть то, чем один предмет отличается от другого. На уроке математики вы сравниваете предметы. На что вы обращаете внимание, когда сравниваете предметы?
Д. На их признаки.
У. Значит, что называют слова маленький, большой, красный, зеленый, толстый, тонкий?
Д. Признаки.
У. То, чем один предмет отличается от другого.Откройте букварь. Посмотрите на рисунки. Назовите предмет, который изображен на первом рисунке. А на втором?
Д. Мяч.
У. Сравните оба мяча по размеру. Какой первый мяч? А второй? Что называют слова большой, маленький? Для чего нам нужны слова, называющие признаки предметов?
Д. Чтобы отличать один предмет от другого.
У. Слова, называющие признаки предметов, нужно обозначить моделью, которая будет отличаться от известных нам моделей. Какой она может быть?
Дети по аналогии предлагают:
– Что же могут называть слова?
Д. Предмет, действие предмета, признак предмета.
У. Как вы теперь ответите, если вас спросят, для чего нужны слова?
Д. Слова нужны для того, чтобы называть предметы, людей, животных, действия и признаки этих предметов.
У. Сегодня Карлсон снова приготовил для вас игру. Нужно назвать как можно больше слов, соответствующих модели. Какие слова вы будете говорить, когда увидите вот такую модель слова?
Дети называют слова.
– Теперь Карлсон приготовил слова, а вы должны показать модель, которой мы эти слова обозначаем. Каждый раз нужно задавать вопрос к слову и указывать, что слово называет.
(Спит, красивый, колокольчик, щенок, зубастый, кусается, приземлился, ракета, огромная.)
Дома попытайтесь рассказать родителям о том, что слова называют, и придумать по три слова, называющих предметы, признаки и действия предметов.
nsc.1september.ru
Предмет признак действие правило
Девы, сидим на даче. Занимаюсь сегодня с сыном, натыкаюсь на задание «выбери и подчеркни слова, обозначающие предмет и отвечающие на вопрос что?» и дана последовальность слов «зима, лежит, бежать, тарелка, красный, играть, пассажир, смеятся, круглый и т.п.» Деть не понял (вернее предметы он назвал, но назвал также лежит, потому что можно задать вопрос «что лежит» и красный, опять же поэтому же(((). Попыталась на пальцах обяснить, что такое предмет, признак предмета и действие предмета, не понял с первого раза. Вот сижу думаю, надо его грузить или нет? Нужно это в первом классе? А то я аж завелась, пока пыталась ему втолковать эти понятия, а он в итоге подрасстроился. Сын будущий первоклашка, обычно с ним занимаемся чтением-пересказом, счетом до 10 и всякой писаниной-раскрашиваниями.
Просто интересно. А зима и пассажир это предметы? По моему «существительное» было бы правильнее.
Там в учебниках у них не дается пока определение существительное, прилагательное, глагол. Именно так пока: слово-предмет, слово- признак, слово-действие.
Прочитайте определение существительного. Узнаете много нового
Блин, рядом постою. Сын уже первый класс закончил, а вот с этим заданием косяки. Точь-в-точь прям. И я в замешательстве — ну КАК такое можно объяснить, тут объяснять-то нечего. Затык какой-то..
Попробуйте иначе. Только если сразу не поймет, не растраивайтесь и не настаивайте, а попробуйте поиграть позже.
Играйте в игру «живое — неживое». Вы называете слово (существительное), а ребенок должен сказать на какой вопрос отвечает это слово и является это живым или нет. Например «заяц» — живой и отвечает на вопрос «кто», а дом — не живой и отвечает на вопрос «что». В любой игре ценен выигрыш, играйте на клубнички или спички за каждый правильный ответ, 30 спичек можно обменять на одну конфету. Когда ребенок сможет быстро отвечать «поле — что», бабочка — кто», перехожите к следующей игре.
Называете слово (существительное), а ребенок должен прибумать прилагательные к этому слову т.е. описать какой он. Пример: «Заяц» — быстрый, серый, трусливый и т.д. За каждое правильное слово положена спичка или клубничка. Даже если заяц будет храбрым или зеленым это правильно т.к. прилагательное. А вот если ребенок скажет заяц — трус, то смело вычитайте спичку за неправильный ответ. Можете даже не объяснять почему, ребенок сам поймет.
Затем так же игра которая учит глаголам. Ребенку надо придумать что делает заяц: грызет, бежит, сидит, прячется и т.д.
Когда освоите эти игры тогда и делайте задания из книжки.
eva.ru
Урок русского языка «Слова-предметы и слова-действия». 1-й класс
Программа: “Перспективная начальная школа”.
Тип урока: урок изучения нового учебного материала.
Цель деятельности педагога: создать условия для формирования представлений о словах-предметах и словах-действиях, умений отличать слова, отвечающие на вопросы кто? что?, составлять схемы предложений, состоящих из двух слов (слово-предмет и слово-действие), с их последующей записью.
Планируемые результаты образования:
предметные: научатся определять слова-названия предметов, действий, задавать вопросы кто? что? к словам-предметам и вопросы что делать? что сделать? к словам-действиям, составлять схематическое изображение слов-предметов и слов-действий в предложении;
метапредметные (критерии сформированности оценки компонентов универсальных учебных действий (УУД)):
регулятивные – адекватно воспринимают оценку своей работы учителем, одноклассниками, проводят самооценку; ставят цели.
познавательные – анализируют и соотносят различные языковые явления, подводят языковой факт под понятия разного уровня обобщения (слова-предметы, слова-действия);
коммуникативные – строят понятные высказывания, задают вопросы с целью уточнения информации; учитывают позиции партнера по деятельности, согласовывают варианты решения проблемы; инициируют учебное взаимодействие:
вступать в диалог, задавать вопросы, умение вести дискуссию, умение отстаивать свою точку зрения, умение находить компромисс.
личностные: — самоопределяются “Я могу…”; “Я выполнил без ошибок…” определяют достижение цели.
Оборудование: Н.А.Чуракова 1 класс тетрадь для самостоятельной работы, презентация, компьютер, медиапроектор, экран, карточки со словами для групповой работы, дерево с карточками слов.
Здоровьесберегающий аспект реализуется через организацию двигательного режима, чередование видов деятельности.
I. Организационное начало урока
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Стали ровно, тихо сели.
На меня все посмотрели.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
II. Мотивация. Целеполагание
Волшебница Анишит-Йокоп (Тишина-Покой) так и не хочет, чтобы в волшебном лесу был гомон и шум и поэтому она заколдовала не только животных, но и деревья, окутав их пеленой. Маша и Миша, которые идут в лесную школу, не могут пройти мимо и не спасти деревья.
— Чтобы помочь ребятам спасти деревьям, нам необходимо получить новые знания, выполняя задания, которые приготовили Анишит-Йокоп, Асырк и Торк (Крыса и Крот).
— Итак, в путь на помощь заколдованным деревьям.
— Чтобы выполнить первое задание, объединитесь в группы по 4 человека.
— Разделите слова на 2 группы. Догадайтесь, какая тема урока будет сегодня, чему должны научиться.
Слайд 3. Проверка:
III. Изучение нового материала
1. Получение новых знаний
— А теперь разделите слова-предметы на две группы.
— Что вы можете сказать об этих словах-предметах?
— На какие вопросы отвечают слова-предметы, которые вы назвали “живыми” и “неживыми”? (Слова-предметы могут быть живыми и неживыми. Слова-предметы, которые мы назвали “живыми”, отвечают на вопрос кто?, а “неживые” — что?)
Справка Летучей мыши:
— “Живые” слова-предметы называются одушевленными и отвечают на вопрос кто?, а “неживые” — неодушевленными. Они отвечают на вопрос что?
— Каждый член команды возьмёт 1 слово из группы слов-предметов, чтобы подчеркнуть в нем трудные места для написания. Нарисуйте слева от слова основу замка и раскрасьте его в нужный цвет.
(Дети выбирают слово, рисуют и раскрашивают замок (могу – зеленый., сомневаюсь – желтый, не могу – красный. Подчеркивают орфограммы).
Учитель во время работы детей проходит и оказывает помощь детям, у которых замок раскрашен красным.
Самопроверка: фронтально комментируют трудные места написания, остальные проверяют правильность.
— Закончите рисование замка в зависимости от правильности выполненной вами работы :
- нет ошибок — дорисовывают открытую дужку замка,
- более 1 ош – закрытую.
— Поднимите руку, у кого замок получился открытым.
— Найдите среди слов-предметов лишнее слово. Объясните свой выбор.
(Находят лишнее слово: Вода, т.к. в этом слове безударная гласная проверяемая ударением (водный, воды), а все остальные слова с непроверяемой безударной гласной.)
Физминутка. Игра “Хлопни-изобрази”:
Если я назову слово-предмет – нужно хлопнуть в ладоши и хором задать вопрос к нему, если слово-действие – присесть и также задать вопрос.
заяц – кто? прыгает – что делает?
медведь – кто? бродит – что делает?
дерево – что? выросло – что сделало?
комар – кто? летал – что делал?
— Асырк и Торк никак не могут успокоиться, что у вас все очень хорошо получается. Они предлагают Мише и Маше какую-то новую модель. Что же она может обозначать?
(- Это модель предложения, т.к. первый прямоугольник обозначает правило “Начало предложения пишется с большой буквы и в конце стоит точка”.
Одной чертой подчеркивается слово-предмет — ёж, которое отвечает на вопрос кто? Двумя чертами подчеркивается слово-действие – сопит, которое отвечает на вопрос Что делает?)
— Проверим правильно ли догадались.
Одной чертой подчеркивается слово-предмет, которое отвечает на вопросы кто? или что? и является в предложении главным словом. Двумя чертами подчеркивается слово-действие. Оно сообщает, что делает главное слово-предмет.
Работа в тетради:
— Образуйте из слов этих двух групп смысловые пары.
— Составьте из данных слов 2 предложения:
1-е предложение со словом-предметом, отвечающим на вопрос кто?,
2-е предложение со словом-предметом, отвечающим на вопрос что?,
— Как доказать, что получилось предложение, а не набор слов?
(Предложение состоит из слов, связанных между собой по смыслу.)
— Давайте запишем первое получившееся предложение и нарисуем модель.
— Откройте тетради для самостоятельной работы на стр. 6
Прочитаем 1 задание.
Рассмотрите рисунок. Прочитайте предложение.
Поставьте вопрос к слову ЛИСА.
Как обозначим на схеме?
Какой вопрос поставим к слову БЕЖИТ?
— Анишит-Йокоп решила усложнить спасение деревьев в волшебном лесу и предлагает каждому из вас самостоятельно попробовать пройти испытание.
— Прочитайте задание № 2.
— Оцените свои возможности. Сможете ли вы справиться с заданием самостоятельно? На полях нарисуйте корпус замка и раскрасьте его. (Раскрашивают: могу – зеленым, сомневаюсь – желтым, не могу, нужна помощь – красным)
— Выполните это задание самостоятельно.
Взаимопроверка в парах. (Меняются тетрадями. 1 ученик у доски, остальные проверяют.
— Оцените выполненную самостоятельно работу. Нарисуйте дужку замка.
- 1 ош. – прикрытую дужку,
- 2 ош. и более – закрытую.
- мне всё было понятно, я хорошо работал – зеленый замок,
- мне немного было не понятно, но я старался – желтый,
- я ничего не понял, мне нужна помощь – красный.
— Прочитаем задание 3 (дополните предложение к рисунку по схеме).
— Какое слово можно добавить? Это слово — предмет или слово-признак? Докажите.
— Запишем это предложение с комментированием.
— И вот, наконец, последнее испытание. Давайте при помощи полученных знаний на уроке освободим заколдованное дерево, которое у нас на доске, чтобы все деревья в волшебном лесу скинули пелену и вновь могли расти и раскачиваться от ветра и радовать всех. А для этого каждый ученик по цепочке будет подходить к дереву, выбирать себе слово, задавать к нему вопрос, определять, что обозначает это слово – предмет или действие и снимать слово с дерева. Таким образом, мы поможем Маше и Мише спасти деревья в волшебном лесу.
Слова на дереве: куст, играть, игра, смотрит, думать, дерево, дети, слушали, пройдут, волшебница, лес, окно, крыса, дождь, заколдовала, крот, придумать, слово, песня, петь, Маша, Миша, выучили, школа, учить.
VI. Итог урока. Рефлексия
— А теперь давайте вспомним, какую цель мы поставили в начале урока?
— Достигли ли мы этой цели? Что нового узнали на уроке? Чему научились?
— Молодцы! Вы замечательно справлялись со всеми заданиями, которые приготовили Асырк, Торк и Анишит-Йокоп и дружно помогали Мише и Маше.
— Как вы оцените свою работу на уроке? Нарисуйте замок (уже без дужки) на поле после работы:
(Ребята, которые что-то не поняли, могут обратиться к консультантам или к учителю за помощью).
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai