Проводки начисление пени штрафы

Пени по налогам: бухгалтерские проводки

Актуально на: 1 февраля 2017 г.

Если организация или ИП не уплатили вовремя свои налоги, помимо просроченной суммы задолженности таким налогоплательщикам придется заплатить пени. Пеня – это денежная сумма, которая подлежит уплате сверх суммы просроченных налогов (п. 1 ст. 75 НК РФ). Но бывает, что уплата пени предусматривается и в хозяйственных договорах (например, договоре купли-продажи). О том, какая при начислении пени проводка формируется в бухгалтерском учете, расскажем в нашей консультации.

Учет пеней в бухгалтерском учете

В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета (Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н) суммы причитающихся налоговых санкций отражаются по Дебету счета 99 «Прибыли и убытки» в корреспонденции со счетом учета расчетов с бюджетом по налогам.

Поэтому если организации были начислены пени по налогам, то бухгалтерская проводка будет такая:

Дебет счета 99 – Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам»

При этом, поскольку аналитический учет по счету 68 ведется по видам налогов, то по кредиту этого счета указывается вид налога, по которому пени были начислены.

Так, при начислении пени по налогу на добавленную стоимость проводка будет такая:

Дебет счет 99 – Кредит счета 68, субсчет «НДС»

Соответственно, перечисление суммы начисленных пеней отразится бухгалтерской записью:

Дебет счета 68, субсчет «НДС» — Кредит счета 51 и др.

А при начислении пени по налогу при УСН бухгалтерская проводка, соответственно, будет:

Дебет счета 99 – Кредит счета 68, субсчет «УСН»

При начислении пени по взносам бухгалтерские проводки будет также состоять из дебета счета 99, а вот по кредиту нужно указывать счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»

Пени по договорам

При начислении пени в бухгалтерском учете проводки могут быть другие, если речь идет не о нарушении налогового законодательства, а о неисполнении условий хозяйственных договоров, заключенных между контрагентами.

Ведь санкции за нарушение условий договора (штраф, неустойка, пеня и т.д.) – это прочий доход или расход в зависимости от того, к начислению или уплате причитаются эти суммы (п. 7 ПБУ 9/99 , п. 11 ПБУ 10/99 ). Поэтому в проводках по начислению пени за просрочку платежей по договору будет задействован не счет 99, а счет 91 «Прочие доходы и расходы» (Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н).

Так, на причитающиеся к уплате пени за просрочку платежа по договору проводки у должника будут такие:

Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие расходы» — Кредит счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты по претензиям»

А, к примеру, на причитающиеся к получению лизингодателем пени по договору лизинга проводку необходимо отразить такую:

Дебет счета 76 – Кредит счета 91, субсчет «Прочие доходы»

glavkniga.ru

Проводки: штраф по страховым взносам и штраф по налогам

Здравствуйте!
На 68 счете будет отражаться штраф по налогам в бюджеты, т.к. согласно Плану счетов он и называется Счет 68 «Расчеты по налогам и сборам» — это расчеты с бюджетом: НДФЛ, прибыль, НДС, транспортный, земельный, имущество и т.д

Т.е. проводка Д91 К 68 — начислен штраф по налогу в бюджет

На 69 счете будут отражаться штрафы по взносам в фонды — Счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» — ФСС, медицинский, пенсионный фонды

Д91 К 69 — начислен штраф по взносам в фонды

Финансовые санкции — меры принудительного воздействия, выраженные в денежной форме, применяемые к предприятиям в результате нарушения ими действующего законодательства в финансово-хозяйственной деятельности.

«По видам финансовые санкции подразделяются на неустойки, штрафы, пени. Неустойка — самый распространенный вид финансовых санкций, широко применяется как способ обеспечения исполнения обязательств.

Неустойкой признается определенная действ, законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.

Штраф — однократно выплачиваемая нарушителем обязательства денежная сумма (по общему правилу его размер определяется в твердой денежной сумме). В отличие от штрафа пеня устанавливается обычно в процентном отношении к сумме невыплаченного обязательства и начисляется непрерывно за каждый день просрочки в течение определенного времени или всего периода просрочки».

www.buhonline.ru

Бухгалтерские проводки при начислении пени по налогам

Отправить на почту

При начислении пени по налогам бухгалтерские проводки можно отражать в бухучете несколькими способами. Расскажем, из чего выбирать и как это правильно регламентировать.

Пени по налогам: понятие и порядок расчета

Пеня — одно из средств обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (п. 1 ст. 72 НК РФ). Это сумма, которую налогоплательщик должен внести в бюджет при просрочке уплаты налога, сбора или авансового платежа по налогу (п. 1 ст. 75 НК РФ).

В общем случае пеня начисляется за каждый календарный день просрочки начиная со дня, следующего за сроком уплаты, по день погашения недоимки, включительно. Рассчитывается она в процентах от неуплаченной суммы исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ (п. 4 ст. 75 НК РФ).

Расчет можно представить в виде формулы:

П = Н × Дн × 1/300 Среф,

Н — неуплаченная или несвоевременно уплаченная сумма налога;

Дн — календарные дни просрочки;

Среф — ставка рефинансирования ЦБ РФ.

Подробнее о расчете пеней читайте в статьях:

А рассчитать пени для конкретной ситуации можно с помощью нашего сервиса «Калькулятор пеней».

Уплатить пени по просроченному платежу налогоплательщику стоит самостоятельно (либо одновременно с налогом, либо после его уплаты). Если этого не сделать, пени начислит инспекция. И не только начислит, но даже может взыскать их в принудительном порядке за счет денег или имущества налогоплательщика (п. 6 ст. 75 НК РФ).

Как учесть пени в бухгалтерском и налоговом учете

Правила бухгалтерского учета расходов организаций регламентированы ПБУ 10/99 «Расходы организации» (утверждено приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н). Однако конкретных указаний по порядку бухучета налоговых пеней данное ПБУ нам не дает. А это значит, что организация может определить его самостоятельно, закрепив в учетной политике (п. 7 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утвержденного приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н).

Очевидно, что пени по налогам в бухучете следует относить в состав прочих расходов, поскольку непосредственно с производством продукции, продажей товаров, выполнением работ или оказанием услуг они не связаны.

Что касается налогового учета, то здесь все однозначно: уменьшать прибыль пени по налогам не могут, т. к. это прямо запрещено п. 2 ст. 270 НК РФ.

Каковы проводки по начислению пени по налогам

Существует 2 варианта начисления пеней в бухучете:

  • через счет 99 по аналогии с налоговыми санкциями — проводкой Дт 99 Кт 68;
  • через счет 91 по аналогии с пенями договорными — проводкой Дт 91-2 Кт 68.

Соответствующий вариант также целесообразно закрепить в учетной политике по БУ.

На счете 68 для пеней по каждому из налогов желательно открывать соответствующие субсчета.

Важно отметить, что при отражении пеней вторым способом (т. е. через счет 91) в учете будет возникать постоянное налоговое обязательство. Ведь для бухучета эти расходы принимаются, а для налогообложения нет (пп. 4, 7 ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций», утвержденного приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н).

О том, как возникающие разницы отразятся в бухотчетности, читайте в статье «Как рассчитать бухгалтерскую прибыль (формула)?».

Пени представляют собой вид санкций, налагаемых на налогоплательщика, задерживающего оплату налога в бюджет. Их начисление может быть отражено в бухучете одним из 2 способов: через счет 99 или 91. Выбрать способ должен сам налогоплательщик.

Узнавайте первыми о важных налоговых изменениях

Есть вопросы? Получите быстрые ответы на нашем форуме!

nalog-nalog.ru

Начисление пени по налогам — бухгалтерские проводки: прибыль, НДС, НДФЛ

Пеня или, привычнее, пени – денежные средства, которые взыскиваются как штраф с плательщика за просрочку платежа в установленные законодательством сроки. Они могут взиматься по налогам и страховым взносам. Их начисляют за каждый день, прошедший с даты, когда нужно было перечислить платеж, до дня погашения задолженности. Рассчитываются исходя из ставки рефинансирования. В этой статье мы рассмотрим нюансы их учета и основные проводки по начислению и выплате пеней по налогам.

Пеня – это процентное соотношение 1/300 к ставке рефинансирования ЦБ РФ Плательщик перечисляет суммы пеней в добровольном или принудительном порядке (без согласия плательщика деньги списывают с его расчетного счета), одновременно или после погашения задолженности по налогам или страховым сборам.

Учет штрафов по налогам в бухучете

При отражении пени в учете возникает вопрос, можно ли учесть их в составе расходов. Ведь, по сути, при перечислении этих сумм организация несет затраты. Согласно ПБУ 10/99 они признаются прочими расходами в бухгалтерском учете и отражаются по дебету счета 99 «Прибыли и убытки» и кредиту счетов 68 и 69. В налоговом учете эти расходы не могут быть признаны. Другими словами, эти штрафы не уменьшают налогооблагаемую прибыль фирмы.

Мнение о том, что суммы перечисленных пеней нужно отражать по дебету счета 91 «Прочие расходы» и кредиту 68 и 69, получило широкое распространение в бухгалтерской практике. Если учитывать пени именно по этому счету, возникает постоянное налоговое обязательство (ПНО), что усложняет учет.

Основным аргументом для отражения пени по 91 счету является определение санкций в Налоговом Кодексе, в котором фигурирует понятие «штраф». А на 99 счете можно отразить именно налоговые санкции. В отчетности по налогу на прибыль такие суммы объединяют в одну категорию.

Еще одно «за» в пользу учета пеней на 99 счете – достоверность отчетности. Если сумма попадает на 91, происходит занижение налогооблагаемой базы прибыли, так как прочие расходы учитываются в затратах. В то же время суммы санкций на 99 счете не формируют расходы. Это не противоречит основной задаче бухгалтерского учета – представление безусловной и подлинной информации о финансовых показателях организации.

Проводки по начислению и уплаты пени по налогам: на прибыль, НДС, НДФЛ

Как говорилось выше, пени не должны уменьшать налог на прибыль. Поэтому лучше использовать проводку Д99 «Налоговые санкции» К 68.4 «Налог на прибыль». Если же организацией принято решение учитывать их на 91 счете, проводка будет выглядеть: Д91 «Прочие расходы» К 68.4.

«Альфа» не перечислила вовремя налог на прибыль в размере 78540 руб.. Срок уплаты был 28 апреля. Фирма погасила свою задолженность 20 мая. Вместе с налогом были перечислены штрафа. Ставка рефинансирования 8,25%.

78540 х (1/300 х 8,25%) х 22 = 475,17 руб.

saldovka.com

Проводки при начислении пеней и штрафов

Скажите , пожалуйста , начисление пеней и штрафов по налогам и взносам делается проводка Дт 91.02 Кт 68?

Цитата (YOLK): Здравствуйте!

добрый день. Вот про альтернативное мнение подробно:

Учет штрафов и пеней в бухгалтерском и налоговом учете

«Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает». Это крылатое выражение знакомо многим. К сожалению, ведение хозяйственной деятельности в современных условиях зачастую не обходится без нарушений законодательства или условий договора с контрагентом. Своего рода расплатой за совершенные ошибки являются штрафные санкции и пени. О том, как отражается в учете эта «напасть» мы и расскажем в нашей статье.

Обычно первое, что приходит на ум бухгалтера при употреблении слов «штраф» и «пеня» — это преступление «буквы Закона» в области налогового права. И в этом нет ничего удивительного. Ведь в первой части Налогового Кодекса РФ (далее – НК РФ) специальный Раздел VI посвящен именно описанию налоговых правонарушений и ответственности за их совершение.
Некоторые штрафы, что называется, «на слуху» всегда. Например, многим известен штраф, установленный ст. 118 НК РФ, за нарушение срока представления сведений об открытии (закрытии) банковских счетов – 5 000 рублей. Ну и практически ни один акт налоговой проверки не обходится без ссылок на ст.ст. 122, 123 НК РФ, которые за неуплату (неполную уплату) сумм налога и за невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и перечислению сумм налогов наказывают наложением штрафа в размере 20 процентов этих сумм.
Пеней же карается несвоевременность в уплате налогов, то есть пополнение казны в более поздние сроки по сравнению с законодательно установленными. Об этом сказано в ст. 75 НК РФ.
Увы, «наказание» за налоговые правонарушения никак не влияет на налогообложение прибыли. Ведь п. 2 ст. 270 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы не учитываются расходы, процитируем: «в виде пени, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет (в государственные внебюджетные фонды), а также штрафов и других санкций, взимаемых государственными организациями, которым законодательством РФ предоставлено право наложения указанных санкций».
Таким образом, наложенные налоговиками штрафы и начисленные за несвоевременную уплату налогов пени не учитываются в составе расходов при исчислении налога на прибыль.
В бухгалтерском учете расчеты по уплате налогов, пени и штрафов, в том числе доначисленных по актам проверок, следует отражать с применением счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».
Согласно Инструкции по применению действующего плана счетов к счету 99 «Прибыли и убытки» на нем отражаются (по кредиту) суммы причитающихся налоговых санкций — в корреспонденции со счетом 68 «Расчеты по налогам и сборам». Однако пени — это способ обеспечения обязательства по уплате налога (сбора), а не налоговые санкции. Налоговое законодательство эти понятия разделяет. При этом Инструкцией к счету 99 также не предусмотрено, что на этот счет относятся суммы иных обязательных платежей. Поэтому данная норма не является достаточным основанием, чтобы относить суммы начисленных пеней на счет 99. В связи с чем возникает методологическая проблема:
— некоторые специалисты считают, что поскольку этого не предусмотрено Инструкцией, пени по налогам не должны отражаться на счете 99, а подлежат отражению на счете 91/2 «Прочие расходы»;
— другие специалисты придерживаются мнения, что пени по налогам и сборам все же следует отражать на счете 99. И мы с ними согласны, основываясь на следующих аргументах.
В п. 12 ПБУ 10/99 «Расходы организации» в составе прочих расходов поименованы «штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров», т.е. в отношении пеней уточнено, что это пени, начисленные за нарушение условий договоров. А это косвенно (доказательство от обратного) свидетельствует о том, что иные пени (в частности пени, начисляемые в соответствии с налоговым законодательством) к прочим расходам не относятся. В противном случае не было бы смысла уточнять «за нарушение условий догово-ров».
Далее, Минфин РФ в Письме «О начислении и погашении задолженности по уплате налогов (а также штрафов и пени)» № 16-00-14/354 от 24.11.03, являющемся ответом на частный вопрос, разъясняет: «Если же по условиям договора о реструктуризации в каком-то отчетном периоде организация стала иметь льготу в виде прощенной задолженности по пеням, то данная прощенная задолженность отражается по факту временной определенности по дебету счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» и кредиту счета 99 «Прибыли и убытки». Откуда можно предположить, что раз прощение задолженности по пеням отражается в корреспонденции со счетом 99, то и начисление пеней также должно отражаться в корреспонденции со счетом 99.
Помимо этого, имеется ряд писем Минфина РФ, в которые указывается, что налог на игорный бизнес и ЕНВД также следует относить на счет 99, так как для этих организаций он фактически заменяет собой налог на прибыль по соответствующему виду деятельности. И такие разъяснения являются примером расширительного толкования положений Инструкции к счету 99.
Кроме того, одним из принципов учетной политики предприятия, закрепленных в п. 7 ПБУ 1/98 «Учетная
политика организации», является «отражение в бухгалтерском учете факторов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой)». А по своей экономической сути пени мало чем отличаются от штрафов: это тоже платежи, которые должны производиться в случае нарушения налогового законодательства (помимо уплаты самой суммы налога).
Таким образом, мы приходим к выводу, что начисленные пени и штрафы по налоговым платежам относятся на счет 99 «Прибыли и убытки» и для них можно открыть специальный субсчет. Иными словами, для организации аналитического учета к счету 99 открываются, например, субсчета «Пени» и «Штрафы», где, собственно, и находят свое отражение налоговые наказания. Принимая во внимание, что аналитический учет по счету 68 ведется по видам налогов, отражение начисленных пеней также должно производиться по видам налогов. Для чего могут быть открыты, например, такие субсчета «Пени по налогу на прибыль», «Пени по НДС», «Пени по налогу на имущество».
Пример 1.
Сумма НДС, подлежащего уплате в бюджет по итогам деятельности компании за август 2007 г., должна была быть перечислена не позднее 20.09.07. Вместе с тем, компания перечислила причитающуюся казне сумму налога лишь 11.10.07 (то есть, позже установленного законодательством срока). В этой связи у компании возникла обязанность по уплате пеней в сумме 1 300 рублей.
В бухгалтерском учете были сделаны следующие записи:
Дебет 99 субсчет «Пени» Кредит 68 субсчет «Пени по НДС» — 1 300 руб. — начислены пени по НДС;
Дебет 68 субсчет «Пени по НДС» Кредит 51 – 1 300 руб. – пени перечислены в бюджет.
Пример 2.
За нарушение срока извещения налогового органа об открытии банковского счета организация была привлечена к ответственности по ст. 118 НК РФ в виде наложения штрафа в сумме 5 000 рублей.
Для отражения в учете вышеуказанной санкции бухгалтером были сделаны следующие проводки:
Дебет 99 субсчет «Штрафы» Кредит 68 субсчет «Штрафы» — 5 000 руб. — учтен штраф, предъявленный организации;
Дебет 68 субсчет «Штрафы» Кредит 51 – 5 000 руб. – штраф уплачен в бюджет.
Как известно, начисление пеней и применение штрафных санкций может производиться не только на основании НК РФ.
Так, нарушения законодательства об обязательном пенсионном страховании и ответственность за это, а также начисление пеней за несвоевременность перечисления во внебюджетный фонд страховых взносов регулируется Федеральным законом № 167-ФЗ от 15.12.01 г. (а именно, ст.ст. 26 и 27 названного Закона). Ответственность сторон в системе медицинского страхования регулируется Законом РФ № 1499-1 от 28.06.91 г. (ст. 27). А обязанность уплаты пеней за задержку страховых выплат на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлена Федеральным законом № 125-ФЗ от 24.07.98 г. (ст. 15).
С налоговым учетом штрафов и пеней, перечисляемых во внебюджетные фонды, также все ясно: они никак не влияют на исчисление налогооблагаемой прибыли. Это прямо установлено п. 2 ст. 270 НК РФ.
В бухгалтерском учете для отражения информации о расчетах по социальному страхованию, пенсионному обеспечению и обязательному медицинскому страхованию работников организации предназначен счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». Суммы причитающихся санкций, согласно Инструкции по применению Плана счетов, отражаются по дебету счета 99 «Прибыли и убытки» с использованием соответствующих субсчетов. А пени за просрочку уплаты взносов во внебюджетные фонды начисляются записью по кредиту соответствующего субсчета счета 69 в корреспонденции со счетом 99.
Для наглядности продемонстрируем организацию аналитического учета по счету 69 на примере 3:
Компания перечислила ЕСН в бюджет и страховые взносы во внебюджетные фонды позже сроков, установленных законодательством. За просрочку платежей были начислены пени в следующем порядке:
– ЕСН в части, зачисляемой в ФСС РФ – 40 руб.;
– обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – 6 руб.;
– ЕСН в части, зачисляемой в федеральный бюджет – 170 руб.;
– пенсионное обеспечение в части страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на финансирование страховой части трудовой пенсии – 400 руб.;
– пенсионное обеспечение в части страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на финансирование накопительной части трудовой п
енсии – 700 руб.;
– ЕСН в части, зачисляемой в ФФОМС – 30 руб.;
– ЕСН в части, зачисляемой в ТФОМС — 60 руб.
Кроме того, за несвоевременность представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального(персонифицированного) учета в отделение Пенсионного Фонда РФ, компания оштрафована на сумму 4 000 руб.
Для формирования бухгалтерских проводок по рассматриваемому примеру откроем следующие субсчета второго порядка к счету 69:
69-1-1 — Пени по расчетам по ЕСН в части, зачисляемой в ФСС РФ;
69-1-2 – Пени по расчетам по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
69-2-1 – Пени по расчетам по ЕСН в части, зачисляемой в федеральный бюджет;
69-2-2 – Пени по расчетам по пенсионному обеспечению в части страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на финансирование страховой части трудовой пенсии;
69-2-3 – Пени по расчетам по пенсионному обеспечению в части страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на финансирование накопительной части трудовой пенсии;
69-2-4 – Штрафы за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании
69-3-1 – Пени по расчетам по ЕСН в части, зачисляемой в ФФОМС;
69-3-2 – Пени по расчетам по ЕСН в части, зачисляемой в ТФОМС.
Для отражения в учете рассматриваемой операции бухгалтер формирует следующие записи:
Дебет 99 субсчет «Пени» Кредит — 69-1-1 – 40 руб. – начислены пени по ЕСН в части, зачисляемой в ФСС;
Дебет 99 субсчет «Пени» Кредит — 69-1-2 – 6 руб. – начислены пени по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
Дебет 99 субсчет «Пени» Кредит — 69-2-1 – 170 руб. — начислены пени по ЕСН в части, зачисляемой в федеральный бюджет;
Дебет 99 субсчет «Пени» Кредит — 69-2-2 – 400 руб. – начислены пени по пенсионному обеспечению в части страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на финансирование страховой части трудовой пенсии;
Дебет 99 субсчет «Пени» Кредит — 69-2-3 – 700 руб. – начислены пени по пенсионному обеспечению в части страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на финансирование накопительной части трудовой пенсии;
Дебет 99 субсчет «Пени» Кредит — 69-3-1 – 30 руб. – начислены пени по ЕСН в части, зачисляемой в ФФОМС;
Дебет 99 субсчет «Пени» Кредит — 69-3-3 – 60 руб. – начислены пени по ЕСН в части, зачисляемой в ТФОМС;
Дебет 99 субсчет «Штрафы» Кредит — 69-2-4 – 4 000 руб. – начислен штраф.
Нередко хозяйствующие субъекты подпадают под административную ответственность. Так, довольно часто организации штрафуют за несоблюдение кассовой дисциплины.
Что ж, в целях налогообложения прибыли административные санкции не учитываются. Это обусловлено п. 2 ст. 270 НК РФ.
В бухгалтерском учете сумма наложенного на организацию административного штрафа отражается по дебету счета 99, на отдельном субсчете, например «Штрафы», в корреспонденции с кредитом счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
Пример 4.
В ходе проверки налоговой инспекцией был установлен факт неприменения организацией ККТ при проведении наличных расчетов с населением за реализованный товар. На основании постановления по делу об административном правонарушении, вынесенного руководителем налогового органа, на организацию наложен штраф в сумме 30 000 руб.
В учете операция отражена следующим образом:
Дебет 99 субсчет «Штрафы» Кредит 76 – 30 000 руб. – отражена сумма административного штрафа;
Дебет 76 Кредит 51 – 30 000 руб. – уплачен административный штраф.
До сей поры мы рассмотрели отражение в учете штрафов и пеней, которые возникли в свете нарушения норм законодательных актов. Вместе с тем, обязанность организации по уплате неустоек (штрафов и пеней) может вытекать непосредственно из договорных отношений с контрагентом.
Гражданское законодательство признает под неустойкой определенную законом или договором денежную сумму, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения (ст. 330 Гражданского Кодекса РФ).
Иными словами, для того, чтобы контрагенты надлежащим образом исполняли свои обязательства по договору, в его условиях может быть предусмотрена обязанность выплатить:
– штраф за нарушение сроков выполнения договора (например, поставки товара в рамках договора поставки);
– неустойку за простой транспортных средств (в рамках договора перевозки груза);
– пени за нарушение сроков оплаты и
т.д.
В налоговом учете штрафы и пени за нарушение договорных обязательств признаются внереализационными доходами или расходами. Так, при несоблюдении условий договора виновная сторона учитывает в составе внереализационных расходов суммы признанных ею штрафов и пеней на дату такого признания (п.п. 13 п.1 ст. 265 НК РФ, п.п. 8 п. 7 ст. 272 НК РФ). В то же время, другая сторона договора включает в состав внереализационных доходов сумму причитающихся ей штрафов и пеней на дату признания их должником (п. 3 ст. 250 НК РФ, п.п. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ).
Сумма признанной организацией неустойки (штрафа, пени) в бухгалтерском учете включается в состав прочих расходов на дату признания этой суммы должником (п.п. 11, 14.2, 16 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина РФ № 33н от 06.05.99).
Поступления же в виде неустойки (штрафа, пени), причитающейся к получению от контрагента за нарушение условий договора, признаются прочими доходами организации и принимаются к бухгалтерскому учету в сумме, признанной должником, в том отчетном периоде, в котором они им признаны (п.п. 7, 10.2, 16 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина РФ № 32н от 06.05.99).
Для отражения в учете договорных санкций используются: счет 91 «Прочие доходы и расходы», субсчета 91-2 «Прочие расходы», 91-1 «Прочие доходы», а также счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 76-2 «Расчеты по претензиям».

Пример 5.
Согласно условий договора поставки за нарушение сроков поставки товара поставщик (ООО «Тито») обязан уплатить покупателю (ООО «Элиста») штраф в размере 5 000 руб. не позднее 3-х дней с даты выставления претензии. Поставщик не перечислил штраф в трехдневный срок, установленный для этих целей договором. В этой связи по условиям договора поставщик обязан уплатить покупателю пени в размере 700 рублей. Претензия предъявлена 08.10.07. Поставщик оплатил штраф и пени 22.10.07.
В учете поставщика ООО «Тито» отражаются следующие записи:
08.10.07
Дебет 91-2 Кредит 76-2 – 5 000 руб. — отражена сумма штрафных санкций за нарушение договорных обязательств;
22.10.07
Дебет 91-2 Кредит 76-2 – 700 руб. — отражена сумма пени;
Дебет 76-2 Кредит 51 – 5 000 руб. — штраф перечислен покупателю;
Дебет 76-2 Кредит 51 – 700 руб. — пени перечислены покупателю.
В учете покупателя ООО «Элиста» отражаются следующие записи:
08.10.07
Дебет 76-2 Кредит 91-1 – 5 000 руб. – отражена сумма штрафа, подлежащая получению у поставщика.
22.10.07
Дебет 76-2 Кредит 91-1 – 700 руб. – отражена сумма пени за несвоевременное перечисление поставщиком штрафа;
Дебет 51 Кредит 76-2 – 5 000 руб. – получен штраф от поставщика;
Дебет 51 Кредит 76-2 — 700 руб. – получены пени.
В рассмотренном выше Примере 5 мы ни словом не обмолвились о НДС с сумм неустоек (штрафов, пени). Принимая во внимание наличие разных мнений относительно необходимости начисления НДС на суммы санкций, в заключение нашей статьи мы остановимся именно на этой проблеме.
Своего рода, «виновником» всех споров является пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ. Там сказано, что налоговая база по НДС увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров.
Анализируя данное положение, чиновники высказывают мнение, согласно которому суммы санкций, полученные от покупателя, увеличивают налоговую базу по НДС поставщика. Эта позиция нашла свое отражение, в частности, в Письмах Минфина РФ от 29.06.07 № 03-07-11/214, от 18.10.04 № 03-04-11/168, МНС РФ от 27.04.04 № 03-1-08/1087/14, УМНС РФ по г. Москве от 24.03.04 № 24-11/19862.
Суды же придерживаются противоположной точки зрения. Так, ФАС Московского округа отклонил довод о том, что сумма неустойки (штрафа, пени), полученная предприятием вследствие ненадлежащего исполнения обязанности по оплате услуг, подлежит включению в облагаемую НДС базу, потому что согласно положениям ст. 330 ГК РФ неустойка (пени, штрафы) является способом обеспечения ис-полнения обязательств, связана с нарушением условий договора об оплате, платится сверх цены товара, следовательно, компенсирует возможные или реальные убытки стороны по договору. Ст. 162 НК РФ не содержит положений об увеличении налоговой базы на сумму таких штрафов и пени (Постановление от 15.11.05, 10.11.05 № КА-А40/11053-05). Аналогичные выводы содержат Постановление ФАС Северо-Западного округа от 11.12.06 по делу № А05-7544/2006-34, Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 11.10.06 № Ф08-4617/2006-1979А по делу № А63-11962/2005-С4, № А63-21289/2005-С4.
Таким образом, вопрос об обложении НДС санкций, полученных поставщиком от покупателя, остается открытым.
Что касается сумм санкций, полученных покупателем от поставщика, то по официальной позиции компетентных органов данные суммы не облагаются НДС (Письма МНС РФ от 27.04.04 № 03-1-08/1087/14, УМНС РФ по г. Москве от 15.05.03 № 24-11/26536).