Новый закон об образовании аспирантура

Положение об аспирантуре

Аспирантура, по привычке, многими считается одной из форм подготовки в секторе послевузовского профессионального образования, предоставляющей возможность гражданам РФ повысить уровень образования, педагогической и научной квалификации. Но согласно закону N 273-ФЗ, (1.09.2013), заменившему законы N 125-ФЗ и N 3266-1, аспирантура считается уже не послевузовским образованием, а приравнивается к высшему образованию. Кроме прочих законов и приказов, функционирование аспирантуры регулирует, так называемое, «положение об аспирантуре», в котором подробно изложена информация об этой категории учащихся.

Общие сведения

Основные задачи:

  • работа над диссертацией;
  • защита диссертации;
  • научные исследования.
  • Прием в аспирантуру

  1. Допускаются граждане РФ, обладающие дипломом о ВО (либо магистра) государственного образца.
  2. Граждане других стран принимаются в соответствии с приказом Минобразования N 814 (27.03.1998).
  3. Для приема в аспирантуру в вузах создаются приемные комиссии.
  4. Прием проводится ежегодно, в два потока, в соответствии с приказом ректора (план-график).
  5. Поступая в аспирантуру, претенденты проходят собеседование с научным руководителем, сообщающим о результате зав. кафедрой. После этого, оформляется заявка на место в аспирантуре.
  6. Необходимы: заявление (форма 1) ректору, копия диплома, приложения, решения ГАК (либо характеристика), личный листок (учет кадров) из отдела аспирантуры, список публикаций (форма 16); реферат (статья) на тему, согласованную с научным руководителем, отзыв на реферат (статью), заверенный научным руководителем; 3 фото (размер 3х4), удостоверение (копия) сдачи кандидатских экзаменов; диплом, удостоверение личности.
  7. Решение о допуске к поступлению выносится в недельный срок приемной комиссией.
  8. Сдается четыре экзамена: спец. дисциплина, ин. яз., философия и история науки; пересдача не допускается. Сданные экзамены действительны один год. Те, кто, хотя бы частично сдал кандидатские экзамены, освобождаются от вступительных экзаменов в аспирантуру.
  9. Количество аспирантских мест устанавливается Федеральным агентством по образованию.
  10. Зачисление производят согласно решению приемной комиссии после получения всех результатов.
  11. Преимущества при зачислении предоставляются лицам, имеющим опыт НИР, подтвержденный публикациями и выступлениями на конференциях, а также тем, чей средний балл по дипломному приложению не ниже 4,8; кто имеет рекомендации ГАК, награды научных конкурсов, олимпиад.
  12. Стипендия аспирантам начисляется со дня зачисления, после увольнения с официального места работы.
  13. Закон об аспирантуре устанавливает, что по итогам каждого года, аспиранту необходимо составить годовой отчет (по форме 2).
  14. Завершение работы над диссертацией, (документы):
    1. форма 3 (на имя ректора);
    2. анкета;
    3. список публикаций (16-я форма);
    4. 3 фото (3х4);
    5. копия диплома, приложения;
    6. листок учета кадров;
    7. удостоверение (копия) сдачи экзаменов (кандидатских);
    8. выписка из протокола УС, содержащая рекомендацию.

    Законодательная база и нормативные документы

    Прием в аспирантуру, а также дальнейшее в ней обучение, регулируются следующими законами РФ:

  15. Приказ № 1192 (02.09.2014) Устанавливает порядок подготовки кадров высшей квалификации в сферах науки по программам, которые могут содержать государственную тайну или информацию, запрещенную для общего распространения.
  16. Приказ Минобрнауки №1259 (19.11.2013) Утверждает порядок осуществления и организации государственной деятельности по программам подготовки педагогических научных кадров в аспирантуре.
  17. Приказ Минобрнауки №455 (13.06.2013) Утверждает порядок и основания для предоставления академического отпуска.
  18. Приказ Минобрнауки №466 (03. 06. 2013) Утверждает порядок разработки программ образования, а также осуществления их экспертной проверки и ведения реестра основных программ.
  19. Письмо №АК-2589/05 (06.11.2013) Таблица, в которой указано соответствие отдельных направлений подготовки ВО специальностям научных работников согласно соответствующей номенклатуре.
  20. Приказ Минобрнауки N 1061 (12.09.2013) Утверждает перечни специализаций и направлений подготовки ВО.
  21. ПП РФ №1139 (10.12.2013) Утверждает порядок присвоения ученых степеней.
  22. Приказ Минобрнауки № 1059 (12.09.2013) Утверждает порядок формирования перечней направлений подготовки, специализаций и профессий.
  23. ПП РФ №899 (10.10.13) Устанавливает нормативы формирования фонда стипендий из ресурсов федерального бюджета.
  24. РП РФ № 1694-р (19.09.2013) Утверждает перечень организаций, выдающих документы о квалификации и об образовании, являющиеся действительными в РФ. Определяет порядок начисления и размер стипендий для аспирантов.
  25. Закон ФЗ-№185 (02.07.2013) Утверждает изменения некоторых законодательных актов в сфере образования и признает отдельные постановления утратившими силу.
  26. Закон №-273 (29.12.2012) Касается системы образования в целом.
  27. ФГТ 1365 (аспирантура). Акт устанавливает единые требования к структуре послевузовских образовательных программ.
  28. Номенклатурные изменения 2012.
  29. Приказ Минобрнауки N 286 (09.10.2008).
  30. Подготовка научных кадров.

edunews.ru

Статья 19. Докторанты, аспиранты (адъюнкты) и соискатели

1. Докторантом является лицо, имеющее ученую степень кандидата наук и зачисленное в докторантуру для подготовки диссертации на соискание ученой степени доктора наук.

2. Аспирантом является лицо, имеющее высшее профессиональное образование и обучающееся в аспирантуре и подготавливающее диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук.

Адъюнктом является военнослужащий, имеющий высшее профессиональное образование, обучающийся в адъюнктуре и подготавливающий диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук.

3. Соискателем является лицо, имеющее высшее профессиональное образование, прикрепленное к организации или учреждению, которые имеют аспирантуру (адъюнктуру) и (или) докторантуру, и подготавливающее диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук без обучения в аспирантуре (адъюнктуре), либо лицо, имеющее ученую степень кандидата наук и подготавливающее диссертацию на соискание ученой степени доктора наук.

4. Положения о докторантах, об аспирантах (адъюнктах) и о соискателях утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Положения о докторантах, об аспирантах (адъюнктах) и о соискателях высших учебных заведений, реализующих военные профессиональные образовательные программы, и высших учебных заведений, реализующих образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

5. Лицам, допущенным к вступительным испытаниям в аспирантуру, предоставляются отпуска продолжительностью тридцать календарных дней с сохранением средней заработной платы по месту работы.

6. Лица, обучающиеся в аспирантуре по очной форме обучения за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, обеспечиваются государственными стипендиями и пользуются ежегодно каникулами продолжительностью два месяца.

7. Аспиранты, обучающиеся в аспирантуре по заочной форме обучения, имеют право на ежегодные дополнительные отпуска по месту работы продолжительностью тридцать календарных дней с сохранением средней заработной платы.

К ежегодному дополнительному отпуску аспиранта добавляется время, затраченное на проезд от места работы до места нахождения аспирантуры и обратно с сохранением средней заработной платы. Указанный проезд оплачивает организация-работодатель.

Аспиранты, обучающиеся в аспирантуре по заочной форме обучения, имеют право соответственно на один свободный от работы день в неделю с оплатой его в размере пятидесяти процентов получаемой заработной платы, но не ниже 100 рублей. Организация-работодатель вправе предоставлять аспирантам по их желанию на четвертом году обучения дополнительно не более двух свободных от работы дней в неделю без сохранения заработной платы.

Аспирантам, обучающимся в аспирантуре по заочной форме обучения, предоставляются места в общежитии на период сдачи экзаменов и выполнения работ по диссертации.

9. Докторантам выплачиваются государственные стипендии и предоставляются ежегодные каникулы продолжительностью два месяца.

За докторантами сохраняются все права по месту работы, которые они имели до поступления в докторантуру (права на получение жилой площади, на присвоение ученого звания и другие права), а также право на возвращение на прежние места работы.

10. Аспиранты и докторанты пользуются бесплатно оборудованием, лабораториями, учебно-методическими кабинетами, библиотеками, а также правом на командировки, в том числе в высшие учебные заведения и научные центры иностранных государств, участие в экспедициях для проведения работ по избранным темам научных исследований наравне с научно-педагогическими работниками высших учебных заведений и научными работниками научно-исследовательских учреждений (организаций).

11. Для приобретения научной литературы каждому аспиранту и докторанту, обучающемуся за счет средств федерального бюджета, выдается ежегодное пособие в размере двух месячных стипендий.

12. Для завершения диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук или доктора наук работникам предприятий, учреждений и организаций по месту работы предоставляются отпуска с сохранением заработной платы продолжительностью соответственно три или шесть месяцев в порядке, установленном положениями об аспирантах, докторантах и соискателях.

13. Соискатели, работающие над диссертациями на соискание ученой степени доктора наук и имеющие значительные научные результаты по актуальным социально-экономическим проблемам или приоритетным направлениям фундаментальных научных исследований, могут быть переведены на должности научных работников на срок до двух лет для подготовки диссертации на соискание ученой степени доктора наук. За соискателями, переведенными на должности научных работников, сохраняются получаемые ими должностные оклады и право на возвращение на прежние места работы.

www.zakonrf.info

Аспирантура по новому закону: что нового и что хорошего?

Как оказалось, новые реалии не нравятся не только мне. Последнее время профессура все больше возмущается по этому поводу, так что вопрос был вынесен на обсуждение Ученого совета.

Из доклада проректора по учебной работы мы узнали, что в новом законодательстве есть еще масса интересных новаций. Например, теперь по новому закону аспирант не может до окончания срока аспирантуры предоставить диссертацию к защите – по существующим правилам категория «обучающийся в аспирантуре» в списке тех, у кого можно принимать диссертацию для защиты, только для окончивших аспирантуру. Поэтому слишком шустрые аспиранты должны отчислиться из аспирантуры, подать диссертацию для защиты как соискатель и потом в аспирантуре восстановиться (иначе, к примеру, мужское население будет призвано в армию). При этом, как было сказано выше, возможность защиты для соискателей максимально прикрыта, по мнению Минобрнауки это надо делать только через аспирантуру.

В результате перехода на новую систему обучения доля аспирантов, окончивших аспирантуру с успешным выходом на апробацию, сократилась примерно в полтора раза, из-за чего начальство, собственно, и забеспокоилось. При этом, как было сказано, подобное сокращение – не только у нас, но и в целом по всей стране.

После чего, как водится, перешли к обязательным вопросам «Кто виноват» и «Что делать». Эта часть доклада произвела особенно грустное впечатление, так как было сказано, что закон есть закон, новый вариант обучения принят в соответствии с текущим законодательством, а это святое. Однако начальство принимает все необходимые меры для исправления ситуации:
— В Минобр направлены замечания для доработки законодательства (то есть буквально лет через десять, возможно…)
— Будут разработаны методы электронного контроля за успешностью обучения аспирантов,
— По имеющейся программе на обучение аспирантов педагогике и пр. отводится всего 16% времени, так что дело – не в этом, а в плохой работе научных руководителей.

И тут должен заметить, что в России приняты законодательные нормативы, согласно которым диссертация, защищенная в «Западных» университетах на доктора философии автоматически признается как кандидат наук (причем – сразу всех), а если университет рейтинговый, то и сразу как докторская. Реально сейчас проще и дешевле защитить диссертацию там, чем в России.

В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (Политика)

uborshizzza.livejournal.com

Новый закон об образовании аспирантура

Аспирантура и новый закон об образовании

1 сентября 2013 г. вступил в силу закон «Об образовании в Российской Федерации», который отменит действовавшие до этого момента законы «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». В новом законе утверждаются нормы по всем видам образования, но мы рассмотрим лишь некоторые аспекты, связанные именно с аспирантурой.

Итак, высшим образованием являются бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура (адъюнктура), ординатура, ассистентура-стажировка. Аспирантура (адъюнктура), ординатура, ассистентура-стажировка являются программами высшего образования, относящимися к подготов-ке кадров высшей квалификации. Научные организации (т.е. научно-исследовательские институты, музеи, и т.д.) имеют право открывать аспирантуру, ординатуру, программы повышения квалифика-ции и проф.переподготовки. Таким образом, можно учиться в аспирантуре не только в вузе, но и организации, где ведется научная деятельность по определенным видам научной деятельности и имеется действующая лицензия.

Поступление в аспирантуру возможно только тем, кто имеет высшее образование по программе специалитета или магистратуры. В ординатуру может поступить только обладатель высшего медицинского или высшего фармацевтического образования (специалитет и магистратура). Бакалавр не имеет права на поступление в аспирантуру. Поступающие в аспирантуру по юридическим и ветеринарным специальностям также должны иметь высшее образование (специалитет и магистратура) по этим направлениям. Защита диссертации в области юриспруденции и ветеринарии без соответствующего высшего образования невозможна.

В законе дано определение для понятия аспирант. «Аспиранты — лица, обучающиеся в аспирантуре по программе подготовки научно-педагогических кадров». При окончании аспирантуры выдается диплом об окончании освоения программы подготовки научно-педагогических кадров (программа высшего образования). Диплом об окончании аспирантуры не связан с защитой диссертации и получением диплома степени кандидата наук. Защита диссертации и получение диплома кандидата наук выделены в отдельное положение закона: лицу, защитившему в установленном порядке диссертацию, присваивается ученая степень кандидата наук и выдается диплом кандидата наук. Таким образом, у аспиранта, успешно закончившего аспирантуру и защитившего диссертацию, будет два диплома:

  1. Об окончании аспирантуры.
  2. Кандидата наук.

    Прием в аспирантуру осуществляется на конкурсной основе. Перечень и характер вступительных испытаний определяется организацией самостоятельно.

    В случае, если Вы уже учились в аспирантуре и имеете диплом об окончании этой программы высшего образования и/или диплом кандидата наук, то поступить второй раз в аспирантуру можно только на платной основе. Согласно новому закону, лицо, учившееся на этих программах высшего образования, считается уже получившим его первый раз и бесплатно. Поэтому повторное обучение является получением второго или последующего высшего образования и, соответственно, должно быть оплачено аспирантом самостоятельно.

    Отметим также еще один важный момент. В новом законе «Об образовании в Российской Фе-дерации» достаточно часто упоминается аспирантура, однако слово «докторантура» встречается лишь один раз. Связано это с тем, что вопросы докторантуры полностью вынесены теперь в другой закон, 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». Более того, в том же законе появились различные нормы, касающиеся соискателей ученой степени кандидата наук.

    aist.sibsiu.ru

    6 марта состоялось заседание Ученого совета Первого мединститута. Основной вопрос был – об аспирантах.

    Я уже неоднократно и резко писал о том, что по новому закону об образовании трехлетней давности аспирантура перестала быть средство подготовки ученых. Теперь там готовят преподавателей вузов, это стало считаться формой последипломного образования, поэтому аспиранты должны учиться, изучать педагогику, а не писать статьи и готовить диссертацию. Нет, диссертацию они писать могут, но, во-первых, в свободное от обучения время и, во-вторых, вуз им ничем не обязан. Аспиранты отчитываются освоением плана обучения, так что давать материально-техническое обеспечение научной работы – это уже добрая воля вуза.

    Параллельно была практически закрыта возможность защищаться соискателям, их загоняют в аспирантуру.

    После чего, как водится, перешли к обязательным вопросам «Кто виноват» и «Что делать». Эта часть доклада произвела особенно грустное впечатление, так как было сказано, что закон есть закон, новый вариант обучения принят в соответствии с текущим законодательством, а это святое. Однако начальство принимает все необходимые меры для исправления ситуации:

    — В Минобр направлены замечания для доработки законодательства (то есть буквально лет через десять, возможно…)

    — Будут разработаны методы электронного контроля за успешностью обучения аспирантов,

    — По имеющейся программе на обучение аспирантов педагогике и пр. отводится всего 16% времени, так что дело – не в этом, а в плохой работе научных руководителей.

    По поводу последнего замечу, что 16% от трех лет – это полгода, то есть теперь фактически аспиранты должны подготовить диссертацию на полгода раньше окончания срока аспирантуры, что практически нереально.

    narzur.ru