Налоги ценообразование
15. Прямые и косвенные налоги в составе цены
В состав цены входят также налоги. Налог – это сбор или платеж принудительного характера, взимаемый государством с имущества и доходов физических лиц и хозяйствующих субъектов и использующийся для покрытия расходов государства и решения социальных задач без предоставления объектам налогообложения специального эквивалента.
Так как налоги входят в состав цены, то благодаря им она играет важную социально—экономическую роль:
1) налоги, реализуемые в цене, – это основной источник доходов государственного бюджета;
2) налоги в цене оказывают влияние на развитие производства, они могут способствовать его расширению или сокращению;
3) налоги могут быть средством регулирования уровня цен, воздействия на их динамику, влияния на уровень инфляции, стимулом к снижению цен;
4) налоги могут играть активную социальную роль, а именно, восстанавливать социальную справедливость путем влияния на доходы различных групп населения.
В состав цены входят следующие виды налогов:
1) социальные налоги;
2) налог на добавленную стоимость;
4) налог на прибыль (не является самостоятельным составным элементом цены).
Социальные налоги – это отчисления в фонд медицинского и социального страхования, в пенсионный фонд, в фонд занятости. Размер данных социальных налогов связан с размерами заработной платы, рассчитывается численно, входит в состав себестоимости продукции как самостоятельная статья затрат, а именно, отчисления на социальные нужды.
Прямыми налогами облагается доход и имущество физических и юридических лиц. К прямым налогам относятся подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль фирм и предприятий, земельный налог и т. д.
Косвенные налоги – это налоги на товары и услуги, включаемые в цену товаров и услуг и тарифы. К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины и пр.
НДС является формой изъятия части созданной стоимости, входящей в состав цены товара или услуги. НДС вычисляется как разность суммы налога, полученной фирмой по проданным товарам (услугам и работам), и суммы налога, выплаченной фирмой по приобретенным материалам и сырью.
Акциз – это косвенный налог, входящий в состав цены товара и взимаемый с покупателя. Акциз устанавливается на определенные виды товаров и услуг и минерального сырья.
Акцизы являются средством изъятия доходов, включенных в состав цены товара. Товары, облагающиеся акцизом, облагаются также налогом на добавленную стоимость с учетом размера акциза, т. е. эти товары подвергаются двойному налогообложению. Таким образом, налогом облагается размер другого налога, величина акциза входит в базу обложения налогом на добавленную стоимость.
НДС и акцизы являются ценообразующими факторами. Они вызывают рост цен, делая отдельные товары недоступными для семей с низким достатком, перераспределяют средства из доходов потребителей в государственный бюджет, понижая спрос.
Косвенные налоги, входящие в состав цен на сырье, материалы и комплектующие, повышают себестоимость производимых товаров.
www.plam.ru
Новое ценообразование: сделки в группе риска
К контролируемым сделкам, то есть сделкам, ценообразование которых может быть проверено, относятся операции между взаимозависимыми лицами, но не все из них.
Главное требование вступающего в силу с 2012 года порядка определения налоговых последствий ценообразования 1 : взаимозависимые лица должны отражать в налоговом учете сделки, совершаемые между собой, на условиях, которые бы закрепили самостоятельные (т. е. не являющиеся взаимозависимыми) стороны в сравнимых обстоятельствах 2 . Это правило в мировой практике известно как принцип вытянутой руки или почтительного расстояния.
В этом номере «АБ» мы более подробно рассмотрим, какие виды контролируемых сделок могут проверить, а также как будет определяться рыночная цена для целей налогообложения *
В каких случаях проверяют налоговые последствия ценообразования?
Ценообразование сделок подлежит проверке в налоговых целях, если влияет на размер налогов (то есть если сумма налога может меняться в зависимости от цены). В основном это касается налога на прибыль и НДФЛ, который уплачивается с предпринимательской деятельности и частной практики.
Проверка может проводиться и в отношении НДС, если одна из сторон его не уплачивает 3 .
Если же цена сделки не оказывает влияния на размер налога, то ее налоговые органы проверять не будут. Также из проверки исключаются сделки сторон, которые зарегистрированы в одном регионе, при этом платят налоги в один бюджет и не имеют убытков, а также не применяют льготное налогообложение 4 .
Обратите внимание: проверка ценообразования проводится только за полный год. Промежуточные платежи по итогам отчетных периодов по налогу на прибыль и кварталов по НДС уплачиваются исходя из фактических цен сделок 5 .
Какие сделки заинтересуют ФНС?
Прежде всего необходимо отслеживать все сделки, уровень цен по которым контролируется. Круг рисковых сделок определен в статье 105.14 Налогового кодекса и включает:
сделки между взаимозависимыми лицами 6 ;
сделки через зависимых посредников, а также с резидентами низконалоговых юрисдикций 7 ;
внешнеторговые сделки с мировыми биржевыми товарами 8 (они условно приравниваются к сделкам между взаимозависимыми лицами, хотя могут совершаться и самостоятельными сторонами).
Затем все контролируемые сделки необходимо отфильтровать по сумме (в зависимости от вида сделки) 9 .
При этом налоговый орган может проверить, не была ли одна сделка раздроблена, а также нет ли занижения цен до уровня ниже предельного 10 .
По новым правилам цена для расчета налога требует документального обоснования, которое налоговый орган имеет право запросить 11 .
Что касается круга взаимозависимых лиц, то он может определяться на основе аналогичных данных для целей гражданского законодательства (лица, заинтересованные в совершении сделок), антимонопольного (аффилированные лица, группа лиц), а также таможенного законодательства (взаимосвязанные лица).
Налоговый орган может попытаться доказать взаимозависимость и по другим основаниям, которые прямо не указаны в законе 12 .
Однако, если имеют место объективные экономические условия, которые в равной мере касаются каждого (например, если другая сторона имеет преимущественное положение на рынке), взаимозависимости не возникает 13 .
Также предусмотрен ряд исключений, когда цена сделки между взаимозависимыми лицами не может быть пересмотрена (есть предписание антимонопольного органа и др.) 14 .
Обратите внимание: если проверяющие полагают, что лица взаимозависимы, а налогоплательщик с этим не согласен, то окончательное решение принимает суд при разрешении спора о налоговых доначислениях 15 .
Сопоставимость сделок: что необходимо знать?
Чтобы определить обоснованность применяемых цен, контролируемые сделки необходимо сравнить с сопоставимыми сделками, которые под контроль не подпадают. Для этого нужно сделать следующее:
определить условия сделок, которые имеют значение для проверки;
отделить условия, влияющие на цену, от малозначительных, произвольных и случайных;
подобрать источники данных о сопоставимых сделках или установить, что таких данных нет;
собрать и систематизировать имеющиеся данные о сравниваемых и сопоставимых сделках одним из способов, который позволит определить реальную рыночную цену или рентабельность проверяемой сделки.
Условия сделок, значимые для проверки
Перечень условий сделок, которые могут оказаться значимыми, достаточно обширный и при этом не является исчерпывающим. Необходимо учитывать любые условия, которые имели бы важное значение в аналогичных сделках, совершенных самостоятельными сторонами (произвольные или случайные факторы в расчет не берутся) 16 .
Обратите внимание: сравнивать необходимо именно совокупность условий, а не просто цены.
Также стоит учесть подлинный экономический смысл операций, то есть те условия сделок, которые указаны в документах, но противоречат действительным целям и поведению сторон, в расчет не принимаются. Иными словами, содержание имеет приоритет перед формой 17 .
При совершении сделок между взаимозависимыми лицами лучше более подробно отразить в договоре реальные функции и риски сторон, чем это требует гражданское законодательство. Это значительно упростит их подтверждение при проверке.
Условия сделки могут быть сопоставимыми полностью или частично (в последнем случае, чтобы добиться полной сопоставимости, необходимо сделать определенные корректировки) 18 . Например, финансовые условия о сроках платежей можно привести в сопоставимый вид с помощью ставки рефинансирования ЦБ РФ.
Источники данных о ценах
Если у налоговых органов есть сведения о сопоставимых сделках, которые налогоплательщик совершил с самостоятельными сторонами, то при определении рыночной цены они должны будут руководствоваться именно этими данными 19 .
Для определения налоговых последствий сделок между взаимозависимыми лицами используются сведения о ценах и котировках бирж 20 . Закон прямо не приравнивает к биржам других организаторов торговли, но данные большинства из них, как правило, репрезентативны и также могут служить источником данных. Например, это касается организатора торговли на оптовом рынке электроэнергии (мощности). То же самое можно сказать о торгах, которые проводятся не на бирже, но в соответствии со специальными требованиями законодательства.
Также Закон позволяет использовать данные уполномоченных органов власти, в том числе в области ценообразования и статистики 21 . Однако они не всегда содержат сведения об условиях сделок, в связи с чем их полноту можно оспорить.
Бухгалтерскую и статистическую отчетность тоже довольно сложно использовать в качестве источников, так как данные в ней не всегда содержат разбивку по видам деятельности и взаимозависимости сторон.
При расчете допустимо использовать любые общедоступные данные, но среди таких данных должны быть сведения о существенных условия сделок.
Данные, с помощью которых рассчитывалась рыночная цена, можно использовать также и для проверки другого участника контролируемой сделки 22 .
Сведения, которые охраняются законом и не относятся к данным о налогоплательщике, другой стороне сделки, или сведения, которые не являются общедоступными, в расчетах использовать нельзя 23 .
Способы расчета цены
Для расчета уровня цен или рентабельности используются способы, в целом соответствующие мировой практике: интервалы рыночных цен сопоставимых сделок, цена последующей продажи за вычетом рентабельности и т. д. 24
Причем применяется способ, который в конкретных обстоятельствах позволяет наилучшим образом обосновать расчет, то есть получить как можно больше исходных данных с наименьшим числом корректировок 25 .
Все показатели, которые используются для расчета, должны быть измеримыми. Например, функции можно оценить по затратам на их выполнение, активы — по стоимости, риски — по вероятности и последствиям наступления.
Определенным статьям расчета можно придать весовые поправочные коэффициенты, если каждая единица этих статей по-разному влияет на возможность получить доход.
В расчет принимаются только те функции, активы и риски, которые направлены на получение дохода. Другие статьи хотя и могут переноситься на цены, не отражают условий, из которых исходили бы самостоятельные стороны.
Новый порядок ценообразования исключает 20-процентное отклонение от рыночной цены как критерий признания цены нерыночной. Вместо этого признается интервал цен (рентабельности) сопоставимых сделок, в котором отбрасываются лишь явно отклоняющиеся значения.
Однако возможна ситуация, при которой вместо интервала будет установлено одно-единственное значение рыночной цены как в рамках способа разделения общей прибыли, так и при установлении цен (рентабельности) сопоставимых сделок. В такой ситуации новый порядок не предусматривает никаких допустимых отклонений, что ухудшает положение налогоплательщиков по сравнению с правилами статьи 40 Налогового кодекса.
1 Федеральный закон от 18.07.2011 № 227-ФЗ (далее — Закон № 227-ФЗ)
2 п. 1 ст. 105.3 НК РФ (в ред. Закона № 227-ФЗ)
3 подп. 4 п. 4 ст. 105.3 НК РФ (в ред. Закона № 227-ФЗ)
4 п. 4 ст. 105.14 НК РФ (в ред. Закона № 227-ФЗ)
5 п. 7 ст. 105.3 НК РФ (в ред. Закона № 227-ФЗ)
6 п. 1 ст. 105.3, п. 1 ст. 105.14 НК РФ (в ред. Закона № 227-ФЗ)
7 подп. 1, 3 п. 1 ст. 105.14 НК РФ (в ред. Закона № 227-ФЗ)
8 подп. 2 п. 1, пп. 5—6 ст. 105.14 НК РФ (в ред. Закона № 227-ФЗ)
9 подп. 1 п. 2, подп. 3, 7 ст. 105.14 НК РФ (с временными ограничениями, установленными в пп. 3, 7 ст. 4 Закона № 227-ФЗ)
10 пп. 9—10 ст. 105.14 НК РФ (в ред. Закона № 227-ФЗ)
11 абз. 2 п. 3, пп. 2, 5 ст. 105.3, ст. 105.15 НК РФ (в ред. Закона № 227-ФЗ)
12 п. 7 ст. 105.1 НК РФ (в ред. Закона № 227-ФЗ)
13 п. 4 ст. 105.1 НК РФ (в ред. Закона № 227-ФЗ)
14 пп. 8—11 ст. 105.3 НК РФ (в ред. Закона № 227-ФЗ)
15 подп. 4 п. 2 ст. 45 НК РФ (в ред. Закона № 227- ФЗ);
п. 1 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 № 71
16 пп. 1, 2 ст. 105.5 НК РФ (в ред. Закона № 227-ФЗ)
17 пп. 3, 5, 7 пост. Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53; п. 7 информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 № 98
18 п. 2 ст. 105.9 НК РФ (в ред. Закона № 227-ФЗ)
19 п. 6 ст. 105.6 НК РФ (в ред. Закона № 227-ФЗ)
20 подп. 1 п. 1 ст. 105.6 НК РФ (в ред. Закона № 227-ФЗ)
21 подп. 2—3 п. 1 ст. 105.6 НК РФ (в ред. Закона № 227-ФЗ)
22 п. 15 ст. 105.17 НК РФ (в ред. Закона № 227-ФЗ)
23 пп. 3—5 ст. 105.6 НК РФ (в ред. Закона № 227-ФЗ)
24 п. 1 ст. 105.7 НК РФ (в ред. Закона № 227-ФЗ)
25 п. 6 ст. 105.7 НК РФ (в ред. Закона № 227-ФЗ)
* Дополнительно смотрите информационный блок «Актуальная бухгалтерия» в системе ГАРАНТ
www.garant.ru
Ценообразование в системе налогообложения
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Ярославский государственный университет имени П.Г.Демидова»
Университетский колледж
по дисциплине: цены и ценообразование
ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ И СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ.
Студентка группы ЭБУ-22 КО
Ярославль 2011 г.
2. Понятие цены и ценообразования…………………………………….…..4
3. Состав и структура цены…………………………………………………..6
4. Взаимодействие цен и налогов……………………………………………9
5. Налоговый контроль ценообразования………………………………….14
Государство – материальное образование, создаваемое гражданами с целью коллективной работы, коллективной защиты. Для того чтобы выполнять свои функции, государство должно иметь средства. Основными доходами государственного бюджета являются налоги.
Налоги по-разному воздействуют на структуру и уровень затрат и цен по отраслям и отдельным предприятиям. Одни входят в состав затрат, другие – в прибыль, третьи являются надбавкой к цене (тарифу).
В рыночной экономике для сдерживания потребления используются налоги, уплачиваемые в цене товара или включаемые в тариф. Это такие налоги, как налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины и др.
Неизбежность налогов настолько очевидна, что еще в 1789 году Бенджамин Франклин, один из авторов Декларации независимости США, писал: «В этом мире ни в чем нельзя быть твердо уверенным, за исключение смерти и налогов».
Понятие цены и ценообразования
Цена – это денежное выражение стоимости товара. В условиях товарного производства и обращения продукты труда производятся и реализуются как товары. Цена каждого отдельного товара не обязательно совпадает со стоимостью: она может отклоняться вверх или вниз от стоимости в зависимости от спроса и предложения на данный товар. В рыночных колебаниях цен вокруг стоимости проявляется действие закона стоимости. Этот закон побуждает товаропроизводителей считаться с общественно необходимыми затратами труда и добиваться их снижения, регулирует распределение общественного труда и средств производства между отраслями народного хозяйства.
Закон стоимости действует в обстановке конкурентной борьбы, в которой побеждают товаропроизводители, применяющие новую технику и технологию, наиболее эффективные приемы организации производства. Таким образом, под воздействием закона стоимости осуществляется технический прогресс и происходит расслоение товаропроизводителей: одни в результате конкуренции разоряются, другие обогащаются.
Закон стоимости является регулятором процесса производства и обращения товаров и действует через механизм цен, способствуя установлению определенного равновесия в соотношении цен на разные виды товаров и создавая основу для определения границы между экономически выгодным и невыгодным.
Существует несколько теорий стоимости: теория трудовой стоимости, теория спроса и предложения, теория предельной полезности. В условиях рыночной экономики в основе ценообразования лежит теория альтернативной стоимости, которая объединяет все вышеперечисленные теории. Суть ее такова: прежде чем приобрести товар, покупателю нужно принять решение какой товар выбрать из множества предлагаемых на рынке. Купив один из них, он отказывается от других. Стоимость купленного товара представляет собой альтернативную стоимость. Покупатель оценивает товар с точки зрения своих интересов и возможностей. В то же время альтернативная стоимость влияет на предложение данного товара, т.к. товаропроизводитель ради организации его производства и получения прибыли отказался от других благ.
Таким образом, альтернативная стоимость формируется на рынке в конкурентной борьбе в зависимости от спроса и в то же время влияет на производство и, следовательно, на предложение.
Цена должна отражать интересы как производителей, так и потребителей товаров: производителю – возмещение затрат с определенной прибыльностью, а потребителю – экономическую выгоду от эксплуатации данного товара.
«В условиях рыночной экономики все известные законы товарного производства получают свое «признание», поскольку именно в этих условиях объективно формируется реальный механизм использования и закона стоимости, и закона спроса, и других законов. Это и предопределяет главную черту рыночного ценообразования, а именно: реальный процесс формирования цен здесь происходит не в сфере производства, не на предприятии, а в сфере реализации продукции, т.е. на рынке, под воздействием различных факторов»
Состав и структура цены
Любая цена включает в себя определенные элементы.
Состав цены — значения элементов цены в абсолютном выражении.
Структура цены — удельный вес отдельных элементов в составе цены, выраженный в процентах или в долях единицы.
Полная себестоимость продукции определяется затратами на ее производство и реализацию.
Прибыль — обязательный элемент цены, рассчитывается с помощью норматива рентабельности путем процентной надбавки к себестоимости; за счет нее предприятие расширяет и модернизирует производство, осуществляет подготовку кадров, расходы на социальную сферу и т. п.
Налоги — форма платежа, взимаемая с доходов или имущества юридических и физических лиц, характеризующаяся обязательностью, регламентацией размера и сроками внесения. Все налоги устанавливаются централизованно в виде процентных ставок. Однако методика их расчета различна, в связи, с чем процесс определения цены и ее структура усложняются.
Часть налогов входит в состав себестоимости, это такие налоги, как: отчисления в фонд социального страхования, в пенсионный фонд, в фонд обязательного медицинского страхования, налог на пользователей автомобильных дорог.
Налоги государственные (федеральные) направляются в федеральный бюджет (НДС, акциз, налог на прибыль предприятий).
Налоги местные взимаются местными органами управления на соответствующей территории и поступают в местные бюджеты (земельный налог, налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне, целевые сборы с предприятий на благоустройство территории, налог на прибыль предприятий и т. п.).
Налоги, реализуемые ценой, позволяют ей выполнять значительную социально-экономическую роль. Во-первых, налоги в цене являются главным источником формирования доходов государственного бюджета. Во-вторых, влияют на развитие производства, способствуя его росту или, наоборот, сокращению. В-третьих, могут быть фактором регулирования уровня цен,
средством воздействия на их рост, инфляцию или снижение. В-четвертых,
налоги выполняют активные социальные действия — определяют степень социальной справедливости, влияя на доходы различных слоев населения.
В состав цены включаются следующие виды налогов: социальные налоги, налог на добавленную стоимость, акциз и не имеющий значения как самостоятельный элемент цены налог на прибыль.
Социальные налоги — это отчисления в пенсионный фонд, в фонд социального страхования, в фонд занятости, в фонд медицинского страхования. Величина перечисленных социальных налогов жестко связана с расходами на заработную плату предприятия, поддается количественному измерению, включается в себестоимость продукции в качестве самостоятельной статьи затрат — отчисления на социальные нужды.
Социальные налоги имеют целевое назначение, поэтому их называют специальными налогами, отчисляются они не в бюджет, а во внебюджетные фонды.
По объекту налогообложения различают прямые и косвенные налоги.
Прямые налоги устанавливаются на доход и имущество физических и юридических лиц, производящих уплату налогов. Это подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль (доход) предприятий, налог на доходы банков, земельный налог, лесной налог и т. д.
К косвенным налогам относятся налоги на товары и услуги, уплачиваемые в цене товара или включаемые в тариф. Владелец товара или услуг при их реализации получает налоговые суммы, которые перечисляет государству, в бюджет. Косвенные налоги — это налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины и др.
Налог на добавленную стоимость (НДС) был введен с 01.01.92r.
По своей экономической сути — это форма изъятия в бюджет части вновь созданной стоимости. На каждой стадии производства и реализации товаров создается новая добавленная стоимость. На практике определяется как разница между суммой НДС, полученного по реализованным товарам, и НДС, уплаченным предприятием за сырье и материалы.
Акциз введен на товары, не являющиеся предметами первоочередного
потребления (введен с 1.01.92 г.)
Торговая надбавка представляет собой затраты торговых организаций по реализации продукции (издержки обращения) и их прибыль. В настоящее время централизованное утверждение торговых надбавок отсутствует, их предельный размер по особо социально значимым товарам утверждается местной администрацией региона.
«Если товар не облагается акцизом, то оптовая цена предприятия совпадет с отпускной и структура цены упростится. При наличии нескольких оптовых посредников будет существовать соответствующее количество однотипных элементов: покупная цена оптового посредника, продажная цена оптового посредника. В результате доля снабженческо-сбытовой надбавки в составе цены возрастет, а структура цены товара усложнится. Зная структуру цены производимой предприятием продукции, можно выявить, какую долю в цене занимают затраты, прибыль и косвенные налоги. На основе этого определяются резервы снижения себестоимости, вырабатывается ценовая стратегия, а также выбирается метод ценообразования, соответствующий данному моменту и цели предприятия.
В рыночной экономике цена является одним из основных показателей конкурентоспособности продукции. Однако не всегда верно делать выводы о конкурентоспособности только по уровню цены или по ее соотношению с ценой предприятия-конкурента. Здесь очень важны обоснованность каждого элемента цены и достижение ее правильной структуры. Так, если предприятие производит убыточную или малоприбыльную продукцию и не может увеличить объем продаж, в результате чего произошло бы снижение затрат и рост массы прибыли, то ему придется снимать такую продукцию с производства, уступая свою долю рынка конкурентам. Если же в составе цены большой удельный вес занимают прибыль и налоги, то у предприятия имеется возможность последовательно снижать цену товара, увеличивая продажи, и вытеснять конкурентов»
Взаимодействие цен и налогов
«Налоги, сборы, пошлины и платежи, образующие систему финансовых отношений предприятий, организаций с государством и его организациями, по-разному отражаются в ценах. Одни входят в состав затрат (себестоимость), другие – в прибыль, третьи являются надбавкой к цене (тарифу).
В соответствии с Положением о составе затрат по производству и реализации продукции, включаемых в себестоимость продукции, и порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992г. № 552 с учетом дополнений и изменений, в себестоимость продукции включаются следующие налоги и платежи: платежи в фонды государственного страхования, пенсионный, занятости, обязательного медицинского страхования; плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем; лесные таксы в лесной промышленности; платежи за право пользования недрами и отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы в добывающей промышленности; плата за предельно допустимые выбросы загрязняющих веществ, платежи по обязательному страхованию имущества предприятий, земельный налог, таможенные пошлины, разовый регистрационный сбор; гербовый и лицензионный сбор, налог на операции с ценными бумагами, налог на рекламу. Кроме того, применяются местные налоги»
Налоги, реализуемые ценой, позволяют ей выполнять значительную социально-экономическую роль. Во-первых, налоги в цене являются главным источником формирования доходов государственного бюджета. Во-вторых, влияют на развитие производства, способствуя его росту или, наоборот, сокращению. В-третьих, могут быть фактором регулирования уровня цен, средством воздействия на их движение, инфляцию или снижение. В-четвертых, налоги выполняют активные социальные действия – определяют степень социальной справедливости, влияя на доходы различных слоев населения.
Налоговыми платежами, которые наиболее активно влияют на уровень и структуру цен, являются налог на прибыль, налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизы.
«Прибыль составляет ту часть производственного национального дохода, которая в наибольшей степени перераспределяется. Она тесно связана с уровнем цен и затрат. Предприятия, функционирующие в нормальной рыночной экономике, стремятся к ее максимизации. Налог на прибыль устанавливается законом РФ в процентах с суммы прибыли; с прибыли уплачивается налог на имущество»
В состав цены также входят и социальные налоги.
Социальные налоги – это отчисления в пенсионный фонд, в фонд социального страхования, в фонд занятости, в фонд медицинского страхования. Величина перечисленных социальных налогов жестко связана с расходами на заработную плату предприятия, поддается количественному измерению, включается в себестоимость продукции в качестве самостоятельной статьи затрат – отчисления на социальные нужды.
«Правительство РФ в целях стимулирования производства внесло в Государственную Думу законопроект «О взносах в государственные внебюджетные фонды», предусматривающий перенос выплат в государственные внебюджетные фонды с работодателя на работника с соответствующим увеличением размера начисляемой заработной платы. В нем предлагается снижение ставки взносов для основного плательщика-работодателя с 39,5 до 27,7%, в том числе по платежам в Пенсионный фонд РФ – с 28 до 19 %, Фонд социального страхования – с 5,4 до 4,4%, Государственный фонд занятости населения РФ с 1,5 до 0,9%, в Фонд обязательного медицинского страхования – с 3,6 до 3,4%. Приведенные показатели резко увеличивают размер взносов, уплачиваемых физическими лицами в Пенсионный фонд РФ с 1 до 4,5%, вводится уплата взносов в Государственный фонд занятости населения РФ в размере 0,5%. Для того чтобы не допустить уменьшения чистых доходов работников, законопроектом предусмотрено условие, в соответствии с которым переход на новые тарифы осуществлялся бы при одновременном увеличении фонда оплаты труда»
На уровень цен особенно сильное влияние оказывают налог на добавленную стоимость и акцизы.
Налог на добавленную стоимость (НДС) — косвенный налог, собираемый предприятием, но уплачиваемый в конечном счете потребителем продукции, работ и услуг.
Плательщиками НДС признаются : 1) организации; 2) индивидуальные предприниматели; 3) лица, признаваемые налогоплательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ.
НДС уплачивается со всех товаров на каждом этапе их производства и реализации.
Налог на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и обращения, и определяемый как разница между стоимостью реализованной продукции (товаров), работ, услуг, и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.
Ставка налога на добавленную стоимость в 1992г. составляла 28%, с 1 января 1993 г. – 20%, на продовольственные товары (кроме подакцизных) и детские товары (по перечню правительства) – 10%.
Как показывает практика, ставка в размере 20% достаточно высокая, она увеличивает цену реализации, тем самым она представляет собой налог на потребителя, перераспределяя его доходы в бюджет.
С точки зрения социальной защиты малообеспеченных слоев населения предусмотрены определенные льготы в части обложения товаров и услуг НДС. Сейчас у нас действует перечень социально значимых товаров, услуг, освобожденных от налога на добавленную стоимость. Это услуги городского пассажирского транспорта (кроме такси), а также услуги по перевозкам пассажиров в пригородном сообщении, морским, железнодорожным и автомобильным транспортом; квартирная плата, включая плату за проживание в общежитиях; стоимость выкупленного в порядке приватизации имущества; услуги в сфере народного образования, связанные с учебно-производственным процессом; плата за обучение детей и подростков в кружках, секциях, услуги по содержанию детей в дошкольных учреждениях; услуги учреждений культуры и искусства и т. д. Во всех странах существуют льготные или нулевые ставки налога на добавленную стоимость для отдельных товаров и услуг. Их отсутствие ведет к повышению цен на соответствующие товары, услуги, что во всем мире считается нежелательным явлением по социальным соображениям (медикаменты, товары для инвалидов и т. д.).
По своей социальной сути НДС регрессивен для конечного потребителя.
При отсутствии каких-либо скидок и льгот НДС вынуждает лиц с низкими доходами выплачивать больший по сравнению с более состоятельными слоями населения процент своих доходов. Например, семья с доходами 60 тыс. руб. и семья с доходом 600 тыс. руб. покупают одинаковый бытовой прибор за 10 тыс. руб., в том числе налог на добавленную стоимость составляет 20%, то есть 1666 руб. Обе семьи в данном случае уплатят один и тот же косвенный налог – 1666 руб. В одном случае НДС составит около 2,8% к сумме месячных доходов, в другом – только 0,28%.
На товары, которые не являются предметами первоочередного потребления и относятся к деликатесным изделиям и предметам роскоши, введены с 1 января 1992 г. акцизы. Акциз – косвенный налог, включенный в цену товара и взимаемый с потребителя. Он устанавливается на отдельные товары, услуги и отдельные виды минерального сырья.
Плательщиками акциза признаются: 1) организации; 2) индивидуальные предприниматели; 3) лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ. Организации и иные вышеперечисленные лица признаются налогоплательщиками, если они совершают операции, подлежащие обложению акцизами.
Подакцизными товарами признаются: 1) спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного; 2) спиртосодержащая продукция; 3) алкогольная продукция; 4) пиво; 5) табачная продукция; 6) ювелирные изделия; 7) мотоциклы и легковые автомобили; 8) автомобильный бензин; 9) дизельное топливо; 10) моторные масла.
Ставки акцизов по подакцизным товарам (за исключением подакцизных видов минерального сырья), в том числе ввозимым на территорию Российской Федерации, являются едиными на всей территории Российской Федерации и устанавливаются в процентах или абсолютной сумме.
«Названные два вида налогов являются ценообразующими факторами, они способствуют росту цен, делают их во многих случаях недоступными для малообеспеченных семей, перекачивают средства из доходов покупателей в бюджет, тем самым не стимулируют спрос.
С другой стороны, косвенные налоги, включаемые в цену сырья, материалов,
покупных комплектующих изделий, увеличивают себестоимость изготовляемых товаров, удорожают их, тем самым не стимулируют предпринимательство, сдерживают производство.
Величина ставки НДС, акциза должна быть экономическим регулятором. Поэтому большое внимание должно уделяться методике взимания налога. Надо выяснить, какой уровень налога допустим. У нас сначала государство подсчитывает, сколько ему нужно, и после этого определяет ставки налога»
Разновидностью налоговых платежей являются таможенные пошлины (потоварное налогообложение импорта и экспорта). В мировой практике таможенное налогообложение ввозимой продукции имеет целью ограждение национального рынка от иностранных товаров, реализуемых по ценам ниже цен продукции отечественных производителей. Экспортируемые же товары обычно не облагаются налогом.
Конечно же, введение высоких пошлин на импортные товары должно стимулировать их отечественное производство, обеспечивать поддержку российского производителя. Но не просто и не сразу можно определить, помогут ли высокие пошлины на импортные товары повышению качества и конкурентоспособности российской продукции.
«Сложившаяся система налогообложения в России имеет ярко выраженную фискальную ориентацию, что и привело к жесткому подавлению частной предпринимательской деятельности, расцвету номенклатурного предпринимательства и взрывному росту теневой экономики. Во многом из-за пороков нынешней системы налогообложения в России не возникла нормально работающая конкурентная рыночная экономика»
Налоговый контроль ценообразования
С вступлением в силу части первой Налогового кодекса Российской Федерации изменился порядок определения цены реализации для целей налогообложения. Теперь ценой реализации товаров и услуг для целей налогообложения является цена сделки, указанная сторонами, и эта цена считается рыночной.
Случаи, когда государственные контрольные органы вправе контролировать правильность определения рыночной цены товаров, работ или услуг, следующие:
1.Сделка заключена между взаимозависимыми лицами;
2.Сделка является товарообменной операцией;
3.Сделка является внешнеторговой;
Имели место отклонения более чем на 20% уровня цен, применяемых налогоплательщиком в пределах непродолжительного времени, кроме случаев, указанных в ст. 40 п.3 НК РФ
Если предприятие снижает или повышает цену на товар, то налоговые органы имеют право контролировать применение новой цены, в том случае, если имели место колебания более чем на 20% уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным товарам в пределах не продолжительного периода времени.
Если колебания цен относительно их верхней границы составляют более 20%, значит, налоговые органы вправе применить по данной сделке для целей налогообложения рыночную цену.
Существует шанс избежать доначисления налогов исходя из рыночных цен – попытаться обосновать именно эту цену и доказать, что указанную цену можно считать рыночной. Например, цена, примененная налогоплательщиком, считается не рыночной, если она отклоняется от определенной налоговой службой рыночной цены в ту или иную сторону более чем на 20%.
Если отклонение больше 20%, то согласно п.3 ст.40 НКРФ налоговый орган
вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этих сделок были оценены исходя из рыночных цен. Если же отклонение не превышает 20%, то цена, примененная по сделке, признается рыночной.
«В обновленной редакции Кодекса в целом неизменным остается порядок определения рыночной цены.
Так, рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических условиях. При определении и признании рыночной цены товара (работы, услуги) используются официальные источники информации о рыночных ценах на товары (работы, услуги) и биржевые котировки.
Как и ранее, при отсутствии на соответствующем рынке сделок по идентичным товарам (работам, услугам) или недоступности информационных источников для определения рыночной цены используется метод цены последующей реализации. При невозможности использования этого метода применяется затратный метод определения рыночной цены.
Вместе с тем в ст.79 НКРФ внесен новый п.13, согласно которому при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам, для целей налогообложения принимаются указанные цены»
Рассмотрев все вопросы данной темы, можно сделать следующие выводы:
Реальный процесс формирования цен в условиях рыночной экономики происходит не в сфере производства, не на предприятии, а в сфере реализации продукции, т.е. на рынке, под воздействием различных факторов.
В состав цены входят определенные элементы, среди которых не маловажную роль играют налоги.
Налоги в цене являются главным источником формирования доходов государственного бюджета; влияют на развитие производства, способствуя его росту или, наоборот, сокращению; могут быть фактором регулирования уровня цен, средством воздействия на их движение, инфляцию или снижение; налоги выполняют активные социальные действия – определяют степень социальной справедливости, влияя на доходы различных слоев населения.
Важно стимулировать инвестиционную деятельность компаний за счет использования методов ускоренной амортизации, исключения из налогооблагаемой базы расходов, связанных с модернизацией производства, поддержкой научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по основному профилю. Т.к. источником богатства в России является природная рента, необходимо усиление ориентации на налогообложение природных ресурсов и недвижимости, повышения значения имущественного и земельного налогообложения как доходного источника региональных и местных бюджетов, усиление роли ресурсных платежей.
works.doklad.ru