Япония налоги

Потребительский налог в Японии

Сегодня хотела бы написать небольшую заметку о потребительском налоге в Японии. Думаю все те, кто уже бывал в Японии знают хорошо о нем, так как наверняка совершали покупки в магазинах в Японии и столкнулись с потребительским налогом. Но, возможно, те, кто еще ни разу не ездил в Японию не знают что это такое и к чему нужно быть готовым. Кроме того, многие студенты, планирующие обучение в Японии могут столкнуться с потребительским налогом еще до поездки в Японию.

Что я имею ввиду?

Некоторые школы указывают в своем прайс листе цены на обучение на курсах японского языка без учета потребительского налога, то есть цены нетто. В этом случае потребительский налог включается в счет на оплату обучения при оформлении на курсы изучения японского языка.

Иногда в таких ситуациях оказываются некоторые студенты и задают мне вопросы, почему цены на программу обучения, указанные первоначально, отличаются от сумм, указанных в счете к оплате обучения. Поясняю, что разница всего лишь в этом самом потребительском налоге. И к этому лучше быть готовым, чтобы не возникало недопонимания.

Что же такое потребительский налог в Японии?

Потребительский налог по-японски 消費税 (しょうひぜい). Это японский аналог НДС. Потребительский налог был впервые введён в Японии в 1989 году на уровне 3%. Позже, в 1997 году его ставка была поднята до 5% и с тех пор оставалась неизменной на протяжении 17 лет.

Потребительский налог взимается с цены практически с каждого товара или услуги. Это косвенный налог, поскольку включается в цену товара и оплачивается потребителем.

Когда я впервые приехала в Японию, я как раз столкнулась с этим 5%-м потребительским налогом и не сразу поняла что к чему. Дело в том, что когда я пошла в магазин и увидела ценник, то на нем обычно указана сумма без учета потребительского налога. Я думала, что это окончательная цена. Но на кассе оказалось, что я должна заплатить немного больше. Я сначала не поняла в чем дело, но знакомые, кто был в Японии давно, пояснили мне про этот налог. Но я все равно не сразу к этому привыкла.

То есть получалось, что идя в магазин, надо всегда брать деньги немного с запасом. Потому что обычно потребительский налог включают в общую сумму на кассе при оплате.

Например, даже если я вы идете в 100 иеновый магазин в Японии и думаете, что товары будут стоить ровно 100 иен, так как обычно на всех ценниках будет указана нетто цена (без потребительского налога) в размере 100 иен, то на деле это не так. (Хотя иногда на некоторые товары в 100 иеновом магазине встречаются ценники и с учетом потребительского налога). Но на кассе вам обязательно посчитают еще и потребительский налог и цена в стоимость в чеке будет выше.

Когда я жила в Японии и налог был еще 5%, то в 100 иеновом магазине товар стоил на самом деле не ровно 100 иен, а по факту 105 иен. Поэтому идя в те времена в 100 иеновый магазин, например, только ровно с 1000 иен и думая купить ровно 10 товаров, я бы не смогла расплатиться за них на кассе, так как за 10 товаров мне бы насчитали 1050 иен.

На протяжении 17 лет потребительский налог в Японии не поднимали. Но в конце 2011 года было принято решение о повышении потребительского налога. И с 1 апреля 2014 года потребительский налог в Японии повысили до 8%.

В мою последнюю командировку в Японию в июне 2015 года я уже на себе «прочувствовала» этот 8%-й потребительский налог. В любом магазине при оплате на кассе итоговые суммы были выше на сумму налога 8%. То есть при покупках, например, в 100-иеновом магазинеза каждый товар мы платили уже по 108 иен.

Как же потребительский налог касается студентов языковых школ, колледжей и университетов? В первую очередь это касается стоимости обучения.

К удобству студентов, большинство школ изначально включили потребительский налог 8% в стоимость обучения. Поэтому они предоставляют окончательные цены в своих каталогах и прайс листах. Но некоторые школы предоставляют ценные нетто, то есть без налога, а в инвойсе (счете к оплате обучения) суммы идут с потребительским налогом 8%, поэтому немного выше тех, которые вы можете видеть в каталоге.

Ниже привожу расчет на примере одной из школ японского языка, которая в прайс листе не включает потребительский налог, а включает его в счете к оплате (инвойсе).

Поэтому будьте готовы к тому, что приехав в Японию, при совершении покупок в магазинах и при оплате услуг к сумме за товары или услуги будет добавлен потребительский налог в размере 8%.

Если обратите внимание на все фото выше, то рядом с ценой товара указано «+ 税» (читается ぜい), что и означает, что к указанной стоимости еще будет добавлен потребительский налог при оплате на кассе.

В ресторанах и в некоторых других заведениях налог включен в стоимость блюда. Об этом идет отдельная приписка. Выглядит вот так 税込 (читается ぜいこみ). Проверяйте, когда выбираете блюда. Смотрите ниже на фото.

Судя по новостям из Японии, потребительский налог планируется повысить до 10% с апреля 2017 года. Сначала это повышение планировали на октябрь текущего 2015 года. Но правительство Японии решило отложить очередное повышение на 1,5 года.

В связи с этим боюсь, что стоимость обучения в школах японского языка тоже может стать немного выше с апреля 2017 года. Не знаю пока точно, будут ли школы повышать цены на обучение или оставят на прежнем уровне. Пока сложно сказать.

Потому что многие школы, например, не стали повышать стоимость обучения с апреля 2014 года, несмотря на повышение потребительского налога, а оставили те же прайс листы. Только часть школ повысили стоимость обучения с апреля 2015 года примерно на 10% по сравнению с предыдущими годами.

Так что поживем, увидим. Но надеюсь серьезного повышения не предвидится.

blog.study-japan-guide.com

Япония налоги

Сейлор Мун, аниме, японская культура

Налоговая система Японии

Налоговая система представляет собой совокупность всех налогов и сборов, которые государство взимает с граждан для формирования бюджета – денежного фонда, необходимого для того, чтобы государственные органы выполняли свои функции, а также способы взимания этих налогов. Налоговые системы разных стран имеют свои отличительные особенности. В этой статье мы рассмотрим налоговую систему Японии.

Согласно 30-й статье Конституции Японии, каждый гражданин обязан по закону уплачивать налоги. Налоговая система Японии очень сложна по сравнению с российской: огромное количество налогов и сборов, причем один и тот же вид налога может взиматься как на общегосударственном, так и на региональном, и на муниципальном уровнях. Все эти налоги зафиксированы в японском законодательстве.

Какие же это налоги? Они делятся на два типа: общегосударственные (国税кокудзэй) и региональные (地方税тихо:дзэй), которые подразделяются на налоги, взимаемые органами управления префектур, а также местными органами управления районов, кварталов и мелких населенных пунктов.

Кроме того, налоги можно разделить на прямые (直接税тёкусэцудзэй) и косвенные (間接税кансэцудзэй). Прямые налоги уплачиваются непосредственно лицом, ответственным за их уплату, и являются процентом с дохода, полученного от ресурсов, и составляют основу налоговой системы Японии, а косвенные включаются в стоимость приобретаемых услуг или товаров.

ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ НАЛОГИ

Общегосударственные налоги составляют 64% всех налоговых поступлений в японский бюджет. Оставшаяся доля налоговых поступлений приходится на региональные налоги.

Почти все общегосударственные налоги и сборы в Японии находятся в ведении Главного налогового управления и главного бюро налогов и сборов, но некоторые из них уплачиваются другим органам: таможне, отделению министерства юстиции, отделению транспорта и т.д.

Прямые налоги

  • Подоходный налог(所得税сётокудзэй) – налог, который взимается с годового дохода физического лица. Сумма вычетов и процент налога зависит от вида дохода (всего их выделяют 10 видов: прибыль, проценты с капитала, дивиденды, доход от недвижимости, заработная плата, доход от передачи имущества, выплаты по увольнению с работы, смешанный доход, временный доход, доход от продажи или вырубки леса). Каждый год физические лица предоставляют декларацию о доходах в налоговое управление, однако доход с заработной платы чаще всего рассчитывается и уплачивается предприятием, где работает физическое лицо.
  • Налог на доходы юридических лиц (法人税хо:дзиндзэй ) взимается с юридических лиц с дохода за отчетный период их деятельности. Ставка налога оставляет обычно 30%.
  • В сумме подоходный налог и налог на доходы юридических лиц составляет около 56% всех налоговых поступлений в бюджет, то есть больше половины.

  • Налог на дарение (贈与税дзо:ёдзэй) взимается с лица, получившего какое-либо ценное имущество стоимостью более 1 100 000 иен в год от других лиц в безвозмездное пользование. Ставка налога составляет от 10% до 50% в зависимости от стоимости имущества (чем оно дороже, тем выше ставка).
  • Налог на наследство (相続税со:дзокудзэй ) взимается с лица, получившего наследство. Сумма налога рассчитывается по формуле: стоимость наследства-стоимость необлагаемого налогом имущества-долговые обязательства и расходы на похороны+безвозмездно переданное имущество в течение 3-х лет до вступление в права наследования-налоговые вычеты.
  • Земельный налог (地価税тикадзэй) — отменяется
  • Временный специальный налог на юридические лица: есть только юридически, но фактически не применяется.
  • Специальный налог на юридические лица: есть только юридически, но фактически не применяется.
  • Косвенные налоги

  • Налог на потребление (消費税сё:хидзэй).ставка налога составляет 5% (4% государственного налога на потребление+1% регионального, которые конечный плательщик уплачивает одновременно).
  • Алкогольный налог (酒税сюдзэй) взимается с производителя алкогольной продукции крепостью более 1% при вывозе товара с места производства. Сумма взимаемого налога отличается в зависимости от вида алкогольной продукции.
  • Табачный налог (たばこ税табакодзэй) — определенная сумма, взимаемая за каждую 1000 сигарет с производителя или продавца на таможне. Также одновременно с ним взимается специальный региональный табачный налог.
  • Налог на бензин (揮発油税кихацуюдзэй) взимается производителем или продавцом при вывозе бензина с места производства или таможни. Сумма налога зависит от объема вывозимого бензина. 1,35% объема бензина, которые испаряются при транспортировке, вычитаются из облагаемого налогом количества. Вместе с общегосударственным налогом на бензин уплачивается также региональный налог на бензин.
  • Налог на нефть и газ (石油ガス税сэкию-гасудзэй) взимается первым продавцом нефти или газа при заливке в автомобильную цистерну в зависимости от заливаемого количества
  • Налог на авиационное топливо (航空機燃料税ко:ку:ки-нэнрё:дзэй) взимается владельцем самолета в зависимости от количества углеводородного топлива, погруженного на борт самолета.
  • Налог на вес автомобиля (自動車重量税дзидо:ся-дзю:рё:дзэй) взимается с владельца автомобиля при техосмотре в зависимости от веса автомобиля.
  • Пошлина(関税кандзэй) взимается перевозчиком или импортером с суммы импортируемых из другой страны товаров в зависимости от их состава
  • Тоннажный сбор (とん税тондзэй) взимается капитаном корабля, осуществляющего международную торговлю при заходе в порт в зависимости от величины судна. Одновременно взимается региональный специальный тоннажный сбор.
  • Гербовый сбор (印紙税инсидзэй) взимается создателем облагаемого налогом документа (чека, контракта) (в частности, при покупке фискальной марки, которую создатель документа приклеивает к нему). Сумма сбора различается в зависимости от вида документа.
  • Налог на выдачу лицензий и свидетельств о регистрации (登録免許税то:року-мэнкёдзэй) взимается лицом, требующим регистрации прав на землю, здания и другое имущество
  • РЕГИОНАЛЬНЫЕ И МЕСТНЫЕ НАЛОГИ

    Префектуральные:

    • Национальный префектуральный налог
    • Налог с предприятий
    • Региональный потребительский налог
    • Налог на приобретение недвижимости
    • Налог на использование полей для гольфа
    • Префектуральный табачный налог
    • Налог на приобретение автомобиля
    • Налог на дизельное топливо
    • Автомобильный налог
    • Налог на участки добычи руды
    • Налог на основные средства
    • Общий налог помимо установленных законом
    • Налог на охоту
    • Целевой налог помимо установленных законом
    • yuki-onna.ru

      Япония является одной из крупнейших экономик мира. По расчетам МВФ, ВВП Японии по паритету покупательной способности в 2010 г. составил более 4 трлн долл. — это третий результат после США и Китая.

      По форме правления Япония является конституционной монархией. Высший орган государственной власти и единственный законодательный орган в Японии — парламент, состоящий из двух палат. Монарх — император Японии является номинальным главой государства, фактически решения принимает Кабинет министров.

      КОММЕНТАРИИ

      Япония является унитарным государством и делится на 47 префектур и около 2000 муниципалитетов. Каждая префектура управляется префектом (в случае Хоккайдо — губернатором), у нее есть свой законодательный и административный аппараты. Для удобства префектуры часто группируются в регионы, которые не являются административными единицами.

      Несмотря на то что по государственному устройству Япония относится к унитарным государствам, страна имеет длительную традицию автономии местного управления. После Второй мировой войны в Японии была принята Конституция (1947 г.), закрепившая принципы местного самоуправления. В соответствии с Конституцией были приняты основополагающие нормативные акты: Закон «О местном самоуправлении» (от 17 апреля 1947 г.), Закон «О финансовом обеспечении местных властей» (от 7 июля 1948 г.), Закон «О местном налогообложении» (от 31 июля 1950 г.). Автономия местных властей выражается в предоставлении им значительного перечня полномочий, в частности права на установление собственных налогов и сборов. Перечень таких налогов и сборов закреплен в Законе «О местном налогообложении», при этом местные власти не ограничены в собственном нормотворчестве. В том случае, если местные власти намерены ввести новый налог, не предусмотренный Законом, они должны получить одобрение министра по внутренним делам и связям. Новый налог не будет установлен при нарушении основных требований: равенство обложения резидентов различных местных образований национальными и местными налогами, однозначность в распределении налоговых доходов между органами местного самоуправления, экономическая обоснованность налога с точки зрения национальных интересов.

      Источник: Comprehensive Handbook of Japanese Taxes. 2010/Tax Bureau, Ministry of Finance. [URL: mof.go.jp]

      Несмотря на то что Япония является развитым государством с унитарным устройством, ее налоговая система характеризуется относительно небольшой налоговой нагрузкой и довольно широкими налоговыми полномочиями местных органов власти.

      В среднем за последние 40 лет уровень налоговой нагрузки составил около 25%, за 2009 г. этот показатель составил 26,9% (с учетом социальных взносов). Такие показатели обусловлены особенностями проводимой бюджетно-налоговой политики

      Японии: пользуясь высокой склонностью японцев к сбережению, власти предпочитают занимать средства на внутреннем и внешних рынках, выпуская государственные облигации, но существенно не увеличивать налоговую нагрузку, чтобы стимулировать экономическое развитие. В результате к 2011 г. государственный долг Японии в два раза превысил номинальный ВВП страны.

      Соотношение между налоговыми доходами центрального правительства и местных властей в консолидированном бюджете практически равное — 53 и 47% в 2009 г., что резко отличает Японию от других государств с унитарным устройством. Высокая доля налоговых доходов местных властей связана с их значительной автономией, которая гарантируется Конституцией 1947 г. и соответствующими законами. К местным властям относятся префектуры и муниципалитеты (города, деревни, поселения).

      Рассмотрим структуру налоговых доходов консолидированного бюджета расширенного правительства в 2009 г. (рис. 3.8).

      Рис. 3.8. Структура доходов бюджетной системы Японии (2009 г.)

      На уровне центрального правительства взимаются подоходный налог, налог на прибыль, налог на наследование и дарение, налог на потребление (НДС), акцизы, государственные пошлины и т.д.

      Подоходный налог уплачивают физические лица, признаваемые постоянными и временными резидентами Японии, а также лица, не являющиеся налоговыми резидентами, в отношении доходов, полученных от источников в Японии.

      Постоянное резидентство определяется по тесту домициля или тесту физического пребывания. Иными словами, постоянным резидентом признается либо лицо, обладающее домицилем в Японии (juusho), т.е. лицо, имеющее японское гражданство или имеющее здесь постоянное пребывание, либо лицо, находившееся на территории Японии более одного года (kyosho). Постоянный резидент обязан уплачивать подоходный налог со всех своих доходов, независимо от источника их получения.

      Помимо статуса постоянного резидента, для целей налогообложения применяется статус временного резидента. Временным резидентом признается лицо, не имеющее японского гражданства или места постоянного пребывания в Японии и находившееся (т.е. признававшееся постоянным резидентом) на территории Японии не более пяти лет в совокупности в течение последних десяти лет. Временный резидент обязан уплачивать налог только с доходов от источников в Японии и с доходов от источников в других странах, но получаемых в Японии (например, денежным переводом или на счет в японском банке).

      Лица, которые не были признаны резидентами (ни постоянными, ни временными), в текущем году уплачивают налог только с доходов от источников в Японии.

      Для целей налогообложения доход физического лица делится на десять категорий:

      1) процентный доход;

      3) доход от недвижимого имущества;

      4) доход от предпринимательской деятельности;

      5) заработная плата и другие аналогичные выплаты;

      7) доход от купли-продажи леса и пиломатериалов;

      8) доход от прироста стоимости активов;

      9) периодический доход;

      10) прочий доход.

      Налогооблагаемый доход по каждой категории рассчитывается с учетом разрешенных вычетов, к числу которых (в зависимости от категории дохода) относятся расходы, необходимые для получения дохода (деловые и профессиональные издержки, расходы на получение дополнительного образования, на проезд до места работы и т.п.); расходы на оплату медицинских услуг, страховые взносы и т.п.; фиксированные вычеты (на ребенка, в связи со смертью супруга, стандартный личный вычет в размере 380 000 йен, вычет определенных доходов в виде процентов, дивидендов, пенсионного дохода и т.п.).

      Часть доходов плательщика благодаря вычетам практически полностью освобождается от налогообложения. Например, процентный доход от текущих банковских депозитов; процентный доход или распределение дохода от студенческих трастовых фондов; процентный доход от малых депозитов (до 3,5 млн йен); проценты от государственных и муниципальных облигаций (до 3,5 млн йен); выплаты на детей и т.д.

      Доходы для целей налогообложения определяются по методу начисления. Владельцы малого бизнеса, заполняющие «синюю декларацию» (blue return), могут использовать кассовый метод. Кроме того, для таких налогоплательщиков действуют специальные вычеты.

      При обложении большинства доходов действует система удержания налога у источника выплаты: это относится к процентным доходам, дивидендам, заработной плате, пенсии и т.п. При этом некоторые виды доходов, такие, в частности, как проценты, некоторые виды дивидендов, доходы от прироста стоимости капитала, доходы от продажи ценных бумаг, облагаются отдельно (т.е. налоговая база по данным видам доходов не прибавляется к налоговой базе по другим видам доходов). С 2008 г. в Японии действует прогрессивная шкала налогообложения (табл. 3.12).

      Таблица 3.12. Ставки подоходного налога и размер налоговых вычетов

      Налогооблагаемый доход, йен

      Ставка налога, %

      Стандартный вычет, йен

      От 1 950 001 до 3 300 000

      От 3 300 001 до 6 950 000

      От 6 950 001 до 9 000 000

      От 9 000 001 до 16 920 000

      Свыше 16 920 000

      После расчета налога плательщик вправе воспользоваться разрешенными налоговыми кредитами (вычетами, уменьшающими сумму налога), в частности это:

      — полученные дивиденды (за исключением тех, что облагаются отдельно от основного дохода);

      — налоги на доходы, уплаченные резидентами за границей;

      — налоги, удержанные у источника выплаты дохода;

      — расходы на обслуживание ипотечного кредита;

      — расходы на приобретение, строительство сейсмоустойчивого жилищного строения или на повышение сейсмоустойчивости уже существующего здания и т.д.

      Налоговым периодом по подоходному налогу является календарный год, декларация (если это необходимо) подается налогоплательщиком до 15 марта года, следующего за окончанием налогового периода. Отдельным налогоплательщикам (при определенных условиях) необходимо уплачивать авансовые платежи — до 31 июля и до 30 ноября отчетного года.

      В целях стимулирования добросовестного поведения налогоплательщиков для уплаты налога действует специальная система отчетности — «синяя декларация» (так как отчетность подается на бумаге синего цвета).

      Право на предоставление «синей декларации» имеют физические лица, которые получают доход от предпринимательской деятельности, недвижимости или занимаются лесозаготовкой и ведут бухгалтерский учет и отчетность в соответствии с установленным порядком. Если плательщик хочет получить право подачи такой декларации, он до 15 марта текущего налогового периода должен подать заявление в налоговые органы и получить одобрение на переход к системе «синей декларации».

      Предоставление такой декларации дает весьма существенные привилегии налогоплательщику. Помимо того, что он имеет право на применение кассового метода учета доходов, подлежащих налогообложению, ему предоставляются следующие льготы:

      — право на вычет из налогооблагаемой базы расходов на поддержку членов семьи (в разумных пределах);

      — специальное налоговое списание в большем размере, чем для остальных налогоплательщиков, уплачивающих налог с доходов от предпринимательской деятельности;

      — более льготный учет убытков; невозвратных долгов; списания взносов на пенсионное страхование;

      — специальный налоговый кредит на НИОКР и т.д.

      Налог на прибыль уплачивают все организации различных организационно-правовых форм (в том числе корпорации, кооперативы, государственные учреждения и т.п.), а также фонды и другие организации, ассоциации, фонды, не имеющие статуса юридического лица. От уплаты налога освобождены все государственные структуры (Кабинет министров, министерства и их агентства, муниципалитеты, префектуры и т.п.), а также государственные корпорации, учрежденные органами государственной власти и властями местного самоуправления, например Государственное агентство ипотечного кредитования, Фонд помощи студентам и т.д.

      Формально в японском законодательстве в отношении плательщиков налога на прибыль не применяется понятие налогового резидента, хотя, по сути, оно используется. В отношении плательщиков налога на прибыль применяется деление на отечественные и иностранные организации. Отечественными считаются те организации, головной офис которых расположен на территории Японии. В данную категорию автоматически попадают все организации, зарегистрированные на территории Японии, поскольку по гражданскому законодательству они обязаны располагать головной офис в стране своей регистрации. Отечественные организации обязаны уплачивать налог со всех доходов, полученных вне зависимости от источника.

      Иностранные организации (по сути, организации, не признаваемые резидентами для целей налогообложения) уплачивают налог только с доходов от источников в Японии.

      Объектом обложения является прибыль, полученная в результате ежегодной деятельности налогоплательщика (далее — обычная прибыль); прибыль, образующаяся при ликвидации организации; балансовый остаток пенсионных фондов. Налоговая база рассчитывается отдельно по каждому виду прибыли.

      Налогооблагаемая база по обычной прибыли представляет собой доходы налогоплательщика, уменьшенные на сумму расходов. Фактически это та прибыль, которая формируется в системе бухгалтерского учета, скорректированная для целей налогообложения.

      Так, для целей налогообложения в доходы не включается прибыль от переоценки активов; возврат налога на прибыль и местных налогов; 50% (при определенных условиях — 100%) полученных дивидендов за вычетом части процентов, уплаченных по заемным средствам.

      В качестве расходов для целей налогообложения не учитывается списание активов (за исключением отдельных случаев); капитальные расходы, которые продлевают срок полезного использования актива (так как они включаются в стоимость актива и списываются через амортизацию); нерегулярные поощрения и прочие бонусы сверх разумного предела генерального директора (председателя совета директоров) и т.д.

      Налогооблагаемую базу снижают резервы, включаемые в расходы: по сомнительным долгам; на потери по возвратам товаров и т.д.

      Налог взимается по следующим ставкам.

      1. Обычная прибыль:

      — организации с капиталом более 100 млн йен уплачивают налог по ставке 30%;

      — для организаций с капиталом менее 100 млн йен действует пониженная ставка в размере 22% (18% на период с 2009 по 2011 г.) для годового дохода, не превышающего 8 млн йен; для дохода свыше 8 млн йен применяется стандартная ставка 30%.

      2. Прибыль кооперативов и организаций, предоставляющих государственные услуги, облагается по ставке 22% (18% на период с 2009 по 2011 гг.).

      3. Остаток на начало года по пенсионному фонду облагается по ставке 1% (применяется всеми организациями, занимающимися пенсионным страхованием).

      После расчета налога его сумма может быть уменьшена на величину разрешенных налоговых кредитов, к которым относятся:

      — налоги, уплаченные при выплате дивидендов, процентов и т.п.;

      — налоги, уплаченные с доходов отечественной компании за рубежом.

      Специальная налоговая ставка действует для доходов от прироста стоимости капитала — 10% (если период владения недвижимостью составил менее 5 лет) и 5% (в остальных случаях). Эта ставка является дополнительной (прибавляется) к основной ставке налога на прибыль.

      Налоговым периодом является финансовый период компании, т.е. период, за который компания подготавливает бухгалтерскую отчетность. Если финансовый период налогоплательщика превышает 6 мес., он обязан подавать промежуточную декларацию по окончании первых 6 мес. финансового периода. Итоговая декларация подается не позднее чем через две недели после окончания финансового периода.

      Так же как и в случае с уплатой индивидуального подоходного налога, для плательщиков налога на прибыль действует система отчетности в виде предоставления «синей декларации». Организация, которая желает подать такую декларацию, должна в начале финансового периода предоставить в налоговые органы заявление. Для того чтобы получить право на предоставление «синей декларации», организация должна вести бухгалтерский учет в соответствии с требуемыми стандартами. Если это условие соблюдается, налоговые органы дают согласие на использование «синей декларации». Преимуществом подачи такой декларации также являются те привилегии, которые получает налогоплательщик, а именно:

      — налоговые органы могут сами исправить ошибку в представленной декларации, если речь идет об ошибках исчисления налога; в этом случае, налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о причинах устранения ошибки;

      — для целей налогообложения убытки можно перенести на будущее (но не более чем на семь лет);

      — убытки можно перенести назад, т.е. уменьшить сумму уже уплаченного налога и потребовать его возмещения как переплаченного;

      — можно применить специальные правила начисления амортизации, налоговых вычетов и т.д.

      В Японии в качестве общего налога на товары и услуги используется налог на потребление, по сути, представляющий собой налог на добавленную стоимость, поскольку предполагает зачет налога, уплаченного при приобретении товарноматериальных ценностей, работ, услуг, используемых в деятельности плательщика.

      Объектом обложения являются операции по реализации и передаче активов в лизинг. Операции, подпадающие под обложение налогом на потребление, должны отвечать следующим критериям:

      1) реализация товаров, работ, услуг осуществляется на территории Японии;

      2) операции совершаются для целей предпринимательской деятельности;

      3) операции совершаются не безвозмездно (т.е. предполагают оплату, включая операции по взаимозачету, бартерные операции, дарение между организациями и т.п.);

      4) лизинговые операции.

      От обложения освобождаются операции по продаже и аренде земли; продаже ценных бумаг и средств платежа; финансовые операции; продажа почтовых марок и почтовые денежные переводы; медицинские услуги; благотворительность и т.п.

      Ставка, по которой налог поступает в бюджет центрального правительства, составляет 4%. К этой ставке прибавляется еще 1 процентный пункт, по которому налог поступает в бюджеты местных властей. Таким образом, общая ставка налога составляет 5%. Экспортные операции освобождаются от налогообложения с возможностью зачета ранее уплаченного налога (по сути, к таким операциям применяется ставка 0%).

      К налогам префектур относятся:

      — налог на проживание в префектуре;

      — налог на предприятия;

      — местный налог на потребление;

      — налог на приобретение недвижимости;

      — налог на недвижимость;

      Налоги муниципалитетов включают в себя:

      — муниципальный налог на проживание;

      — налог на имущество;

      — налог на минеральное топливо и т.д.

      Безусловно, местные власти не могут полностью обеспечить себя собственными налоговыми доходами — на их долю приходится лишь около 40%, еще 40% доходов местных властей формируется за счет отчислений от налогов центрального правительства и безвозмездных перечислений. Оставшиеся 20% приходятся на заемные средства.

      Налог на проживание в префектуре представляет собой подоходный налог, который взимается с физических лиц и организаций. Под обложение данным налогом подпадают лица, проживающие или ведущие предпринимательскую деятельность через офис, контору, склад на территории префектуры. Объектами обложения данным налогом являются: основной доход налогоплательщика, процентный доход и дивиденды. Кроме этого ежегодно взимается фиксированная сумма в расчете на одного налогоплательщика. Также эту фиксированную сумму обязаны уплатить те лица, которые не имеют резидентства в конкретном местном образовании, но временно работают здесь.

      Ежегодная фиксированная сумма для физического лица, как правило, составляет 1000 йен, для организаций — от 20 000 до 800 000 йен в зависимости от размера собственного капитала. Стандартная ставка обложения обычных доходов (которые формируются аналогично базе для расчета индивидуального подоходного налога или налога на прибыль соответственно) составляет 4% для физических лиц и 5% для организаций. Проценты и дивиденды облагаются налогом по ставке 5%.

      Аналогичный налог взимается и в муниципалитетах. Это налог на проживание в муниципалитете. Однако он отличается расчетом налогооблагаемой базы (у муниципалитетов в этом отношении больше полномочий, чем у префектур), а стандартная ставка составляет 6% для физических лиц и не более 14,7% для организаций.

      Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории префектуры определенные виды деятельности, обязаны уплачивать налог на предприятия. Объектом обложения данным налогом является полученный доход плательщика, увеличенный на суммы выплаченной заработной платы и компенсаций, чистых процентов и дивидендов, чистого прироста стоимости капитала и скорректированный на разрешенные вычеты. Налоговые ставки различаются в зависимости от вида деятельности (для плательщиков — физических лиц), вида и размера облагаемого дохода (для организаций). Для физических лиц ставки составляют от 3 до 5%, для организаций — от 0,2 до 5,3%.

      Также префектуры и муниципалитеты взимают различные виды акцизов (на алкоголь, табак) и налоги на использование товаров и на разрешение на их использование. В частности, префектуры вправе взимать налог на месторождение (minelot tax). Уплачивают данный налог собственники прав на разработку месторождений и добычу полезных ископаемых. Плательщики обязаны ежегодно платить налог по специфической ставке в размере, определяемом префектурой, на единицу площади месторождения. Ставка зависит от вида месторождения и решения конкретной префектуры.

      К другим налогам на использование товаров и на разрешение на их использование, взимаемым местными властями, относятся транспортный налог, налог на легковые автомобили (муниципальный), охотничий сбор, налоги на топливо и т.д.

      Имущество на уровне префектур облагается налогом на передачу прав собственности на недвижимое имущество, налогом на продажу автомобилей; на уровне муниципалитетов — земельным налогом и специальным налогом на землю.

      Известно, что для Японии на протяжении длительного периода времени была (и остается) характерна относительно низкая налоговая нагрузка — чуть более 20% от ВВП. В то же время в Японии наибольшее отношение государственного долга к ВВП, которое к 2011 г. достигло 200% (табл. 3.13).

      Таблица 3.13. Структура доходов государственного бюджета и долга Японии

      studme.org