Правила маджонг ричи

Риичи-маджонг: Особенности игры для троих игроков

Общая информация

Риичи-маджонг для троих игроков является вариацией “классического” риичи-маджонга для четверых игроков.
Процесс игры в маджонге для троих почти не отличается от классического, отличаются игровые комбинации и изначальный состав тайлов.
В этом гайде будут описываться только моменты, которые отличаются от “классического” риичи. Если какая-то информация упускается, значит этот момент в игре не отличается от основных правил и можно воспользоваться руководством по “классическому” риичи.

  • Используется 108 игровых тайлов: отсутствуют Цветы и Сезоны, также отсутствуют тайлы масти Знаков с “2” по “8”.
  • Используется один шестигранный игральный кубик.
  • Счетные палочки: как в “классическом” риичи, однако игроки в начале игры получают по 45000 очков.
  • Отсутствует возможность объявления “Чи”: то есть при наличии незавершенного Чи игрок НЕ может объявить “Чи!” если игрок по левую руку снес в дискард нужный ему тайл.
  • Играется три раунда: Восточный, Южный, Западный.
  • Присутствует дополнительный вид Доры: тайл Северного Ветра сам по себе всегда является Дорой.
  • После выкладывания 4-го счетчика ренчана (счетной палочки в 100 очков) лимит на открытие – 2 яку.
  • При выкладывании 8-го счетчика лимит на открытие у дилера – 0 яку и рука считается как Якуман.
  • В системе подсчета очков отсутствует понятие “минипоинты” (подробнее см. подсчет очков)
  • Определение направлений и дилера

    Берется три тайла: , и , они кладутся “рубашкой” вверх и перемешиваются. Каждый игрок берет по тайлу: игрок, взявший Восток, является временным дилером, игрок, взявший Юг садится по правую руку от него, игрок, взявший Запад, садится напротив. Место Севера (по левую руку от дилера) свободно.

    Постройка стены

    Тайлы перемешиваются и каждый игрок перед собой строит стену, длиной в 18 тайлов и высотой в 2.

    Определение дилера

    Игрок, являющийся “временным” дилером, кидает кубик и отсчитывает число на кубике, начиная с себя. Указанный игрок также кидает и тот игрок, на которого укажет кубик во второй раз, будет дилером, т.е. Восточным Ветром.

    Разлом стены

    Дилер брасает кубик и считает выпавшее число, начиная с себя. Игрок, на которого указало число, отсчитывает в стене справа налево количество тайлов, соответствующее числу, выпавшему на кубике, это и будет место разлома стены.
    От места разлома стены вправо (т.е. против часовой стрелки) отсчитывается 5 тайлов, и пятый сверху переворачивается: это индикатор Доры.

    Несколько слов о

    Тайл Северного Ветра всегда является Дорой.
    Когда игрок берет из стены этот тайл и хочет объявить Дору, он выкладывает тайл справа от себя, объявляет “Дора!” и берет тайл замены.
    Когда все четыре тайла уже в игре (т.е. объявлены), то открывается еще один индикатор Доры.

    Особенности раздачи

    После того, как угроки получили по 12 тайлов (и осталось по одному, а дилеру – еще два), раздача происходит как на картинке:


    Здесь цифра – очередность, с которой берется тайл, а буква – каким игроком он берется. Как видно, дилер берет сразу два тайла.
    После того как игроки закончили раздачу, край стены, с которого начнется игра, выглядит так:

    Процесс игры

    Раздача продолжается, пока кто-нибудь из игроков не объявит выигрыш либо в стене останется 14 тайлов.
    Целевая конфигурация руки идентична конфигурации в классическом риичи.

    Переход ветров по окончании раздачи

    Если раздачу выиграл дилер, то ветра не переходят и дилер остается прежним.
    Если раздачу выиграл не-дилер, то ветра переходят дальше.
    Если раунд – Восточный, раздача сыграна вничью и дилер – темпай, то он продолжает быть дилером, если нет – то ветра переходят.
    Однако, если раунд – Южный или Западный, ветра переходят ТОЛЬКО если не-дилер выиграл раздачу, а в случае ничьи, даже если дилер – нотен, – ветра остаются и дилер остается прежним.

    Ограничения и штрафы

    1. Мертвая рука (когда тайлов в руке слишком мало). Не наказывается очками, однако игрок уже не может побеждать, т.е. ему остается играть в защите.
    2. Мертвая рука (когда тайлов слишком много). Штраф, пул 8000 очков, пересдача с выкладыванием следующего счетчика ренчана.
    3. Неправильное объявление победы. Штраф, пул 8000 очков, пересдача с выкладыванием следующего счетчика ренчана.

    Упущенная победа, фуритен, отсутствие минимального яку наказывается как в классическом риичи.

    kvaps.ru

    Российская Лига риичи-маджонга

  • Анализ ситуаций (16)
  • Блог про (5)
  • Лига (60)
    • Игры (26)
    • Экзамены (8)
  • клуб «Тесудзи» московский клуб риичи-маджонга
  • Федерация маджонга — организация аккредитованная EMA в России
  • Корейская Лига Корейская лига риичи-маджонга
  • Игровые сервера

  • ron2.jp — сервер профессиональной лиги JPML
  • тенхонет — крупнейший японский онлайн риичи-сервер
  • тест на maru-jan Тест по риичи про-уровня
  • Правила стола

    Японский маджонг постоянно развивается, и современные правила риичи значительно отличаются от тех, что были широко распространены 10-15 лет назад. Появление интернета и существенное уменьшение числа дзянсо привело к тому, что в маджонге сегодня стоимость примерно половины рук формируется благодаря дорам, тогда как раньше риичи было яку-ориентированной игрой. Наличие дор в сочетании с куитаном делает выгодной быструю открытую игру, а также существенно повышает роль превентивных объявлений риичи. Возросла важность умения обороняться как против риичи, так и против открытых рук с возможными дорами. Благодаря более высокой скорости игры онлайн, появилась статистика, позволившая существенно развить математически-вероятностный подход, который, однако, не столь хорошо работает в реальных играх, где доступной для анализа информации гораздо больше. Наиболее важным остается навык правильной оценки около игровых действий противников, а также умение не выдать истинное состояние собственной собираемой руки изменением поведения, практически неизбежным из-за испытываемого стресса.

    «Лига риичи-маджонга» ориентируется на игру по тем правилам риичи, которые наиболее популярны в настоящее время в Японии, а также уделяет особое внимание правилам, принятым в японских профессиональных лигах. Однако, несмотря на наличие собственных правил стола, Лига не планирует их жесткой формализации, а также не станет полностью подстраиваться под регламенты японских ассоциаций. Задача Лиги — воспитать российских профессионалов, которые станут достойными противниками для профессионалов из любой японской лиги, играющей по современным правилам.

    1. Основные правила стола Лиги для оффлайн игр

  • Формат игры — ханчан.
  • Куитан — ари.
  • Ака-доры — наси.
  • Атама ханэ — ари.
  • Двойные якуманы — наси.
  • Атодзуке — ари.
  • Пао — ари.
  • Кан-доры, ура-доры и кан-ура-доры — ари.
  • Сбросивший в открытый кан в случае риншана выплачивает всю стоимость руки.
  • Куикаэ — ари.
  • 2. Некоторые рекомендации Лиги онлайн-игрокам:

  • Не играть быстрые столы.
  • Не играть тонпусены.
  • Всегда играть в самом сложном из доступных лобби.
  • Никогда не играть анонимно и не играть с ботами.
  • Делать небольшие перерывы между ханчанами после каждого 1-го или 4-го места.
  • Не стараться получить рейтинг, дан или среднее место как можно скорее.
  • После сессии изучать реплеи, пытаться найти ошибки и лучшие игровые решения.
  • Анализ ситуаций

    Лишняя форма

    Играя в риичи важно всегда помнить, что выигрышная рука состоит из четырёх сетов и.

    riichi-mahjong.ru

    Маджонг. Часть 2. Японский риичи

    Знаете, писать про риичи — это как пытаться обхватить земной шарик руками. Именно такое ощущение сейчас возникло у меня внутри. Совершенно несознательно. Живу я в Архангельске, на севере нашей необъятной Родины. Так вот, тут с риичи у нас туговато. Так сложилось или, наоборот, не сложилось исторически. Посему культуру маджонга мы, имея за плечами хороший, очень годный клуб настольных игр «Феникс», решили насаждать сами. К риичи мы шли очень долго, года три, что, кстати, не имея уже сложившейся культуры, срок хотя и приличный, но адекватный. Японский маджонг пугал несколькими вещами, одной из которых была сложность правил относительно казуальной классики. Вообще, маджонг с настольной точки зрения игра «неудобная». Его почему-то сложно осваивать самому, куча читов по незнанию — вещь в маджонге повсеместная. И потом, эта восточная игра требует определённое количество игроков — ровно четыре. Притом таких игроков, которые активно хотели бы освоить риичи, а не ныли, что «нифига непонятно» и «давайте поиграем в китайский».

    Через классику к риичи

    Год назад с моей стороны были попытки склонить костяк клуба к переходу на риичи, была даже сыграна пробная партия, но воодушевления тот робкий опыт не принёс. Всегда бегущая впереди паровоза я наткнулась на моральную неготовность остальных поддержать моё стремление, которое после этого затихарилось и заняло выжидательную позицию. Я стойко отсиживалась в кустах и дождалась! 13 мая 2012 года лёд, наконец, тронулся. Накануне этого дня я получила звонок от одной из наших дам, которая попросила научить их играть в риичи, коль скоро классика опостылела настолько, что более не приносила эмоций. В ту субботу мы собрались в библиотеке с конкретной целью — разобраться с правилами и сыграть несколько раздач. Я знала лишь основы, которые и изложила, делая упор на отличие риичи от классики. Это самый простой способ не сбить с толку человека, который умеет играть в китайский маджонг. Ругались мы страшно :). Тогда я сильно вымоталась морально, но была довольна как слон, так как поняла, что дело пошло.

    С тех пор прошло более полугода. И если ещё пару — тройку месяцев назад оброненные в мою сторону шутки «Что, Нюся, и когда турнир по риичи?» были лишь шутками, а я сама не верила, что турнир когда-нибудь будет, то сегодня это стало реальностью. Первый турнир по риичи в архангельском настольном клубе «Феникс» Arkhangelsk Midnight Apocalyptic Riichi Tournament 2012 признан состоявшимся.

    Именно на примере подготовки к турниру по риичи я поняла огромную пользу от таких мероприятий. Во-первых, это сразу проснувшийся интерес ребят из соседнего города Северодвинска, одному из которых ночью в тридцатиградусный мороз удалось добраться до нас на автобусе и сыграть две партии. Во как сильна тяга к японскому маджонгу… Кстати, -35 в Архангельске из-за влажности — это далеко не то же самое, что -35 в Красноярске, где такие температуры переносятся спокойно из-за сильно континентального климата.

    Во-вторых, при подготовке к турниру я основательно шерстила правила, общалась в том числе с теми, кто устраивал турниры по риичи в Симферополе (спасибо sNOwBODY за наводку). Читала правила японской лиги и европейской ассоциации маджонга. В общем, развлекалась как могла. В результате я вся запуталась и, как обычно это со мной бывает в таких ситуациях, села и написала правила сама :). Такие правила, которые действовали бы на территории нашего клуба, в том числе и на клубных турнирах. Ссылку для скачивания (если вдруг интересно) вы найдёте в конце обзора.

    Но всё вышесказанное это, конечно, лирика. Я же действительно хочу рассказать вам про риичи так, как я его понимаю. Ведь с появлением в моей жизни японского маджонга моя любовь к этой игре стала поистине безграничной. У меня был, правда всего один раз, опыт рассказывания правил риичи человеку, который не был знаком с китайской классикой. Но Mootabor слишком умный чувак и вообще гикистый гик :). Мне легче говорить об отличиях. Поэтому я сначала скажу о цели игры для тех, кто вообще не знает, что за зверь маджонг, а затем на примере отличий от классического маджонга покажу, чем же так замечателен риичи.

    Основы: цель и процесс игры

    Маджонг — это игра строго для четырех человек, которая играется специальным набором костей. По сути, любой набор, имеющийся в продаже на различных сайтах, подойдёт для игры как в риичи, так и в китайскую классику. Тем не менее, существуют специальные наборы для японского маджонга, у которых немного отличается арт, слегка специфичный размер тайлов (кости весьма небольшие, но толстенькие относительно их высоты и ширины), и они дополнительно содержат специальные красные пятёрки, которые называются ака-дорами. Если вы купили китайский набор, то можно играть и без ака-дор, так как это специальные бонусные тайлы, которые используются далеко не всегда. На крайняк можно их как-то пометить или даже покрасить. Ещё один, можно сказать, минус японских наборов — они не бывают адаптированными, то есть на них нет цифр и букв. Из-за этого начинающему игроку довольно сложно ориентироваться в тайлах.

    Каждому игроку выдается банк — определённое количество очков, которыми будут производиться выплаты по окончании конов. Количество очков за столом всегда одинаково, просто очки переходят от одного игрока к другому. Играется несколько раундов, каждый из которых содержит несколько раздач. Цель каждого игрока — на конец партии набрать больше очков, чем остальные. В каждой отдельной раздаче каждый игрок пытается собрать выигрышную руку, которая состоит из четырёх сетов и пары костей. В маджонге есть всего три варианта сетов, поэтому их легко запомнить: чоу (яп. — чи), панг (яп. — пон), конг (яп. — кан). Чи — это последовательность костей одной масти. Пон — это три идентичных кости, а кан — это четыре идентичных кости. Если чи можно собрать только на мастях (цифрах), то пон и кан можно собрать на любых костях, лишь бы они были абсолютно одинаковы.

    В любом маджонге механика игры одна и та же. Строится стена, которая представляет собой квадрат. Сначала игроки набирают себе первоначальную руку (13 костей), которую затем в процессе будут менять, пытаясь превратить её в выигрышную. В свой ход игрок берёт кость со стены, а затем сбрасывает любую из своих костей в дискард (сброс). Ход переходит к следующему против часовой стрелки игроку. Так продолжается до тех пор, пока не будет объявлен выигрыш или пока не кончится стена (ничья).

    В течение раздачи игроки собирают сеты, которые бывают закрытые и открытые. Закрытые сеты (кроме кана) не нужно объявлять оппонентам. Это комбинации, которые игрок сам собрал в руке, просто беря кости со стены в свой ход. Открытые сеты — это сеты, собранные с помощью тайлов, которые сбросили в дискард другие игроки. Такой сет можно собрать, если у игрока в руке уже есть две (для кана — три) необходимые кости, а другой игрок в свой ход сбрасывает нужную для завершения сета кость. Тогда первый игрок выкладывает две (для кана три) свои кости и прикладывает к ним сброшенную в дискард, объявляя сет словом «чи», «пон» или «кан». Такая комбинация считается открытой. При сборе различных вариантов сетов существует ряд нюансов, например, каны можно собрать тремя разными способами и даже можно грабить :). Всё это подробно рассмотрено в правилах в конце обзора.

    Выше я рассказала об общем течении игры — оно совершенно одинаково у китайского и японского маджонга. Теперь давайте поговорим о гигантских различиях. По сути отличия этих двух версий маджонга можно условно разделить на сильные и незначительные. Тут речь скорее идёт о том, насколько тяжелы эти нюансы для понимания, а не то, насколько сильно они меняют ощущение от игры в целом. Потому что даже небольшие изменения, которые появляются в риичи, на самом деле оказывают порой колоссальное влияние на весь ход игры. Ну, японцы конечно решили, что правила маджонга слишком просты, поэтому…

    Обязательное условие выигрыша — наличие хотя бы одного яку в руке

    Отныне игроку нужно не только собрать четыре сета и пару в руке, но и иметь при этом хотя бы одну яку-комбинацию. Это некое макси-условие (особое сочетание тайлов в руке). Для понимания примером простых яку могут быть: пон драконов в руке; в каждом сете есть дракон, ветер, единица или девятка; вся рука собрана со стены; 1-2-3-4-5-6-7-8-9 одной масти и пр. У каждой яку-комбинации есть стоимость в ханах. Например, яку, перечисленные выше, стоят 1 хан. В руке может быть несколько разных яку-комбинаций, которые в целом могут либо сочетаться, либо взаимоисключать друг друга. Когда яку сочетаются, что начисляются ханы и за то, и за другое яку, если они оба есть в руке. Как и в классике, в риичи есть лимитированные руки, они называются якуманы. Это какие-то очень крутые сочетания тайлов. Таблица яку-комбинаций, таблица сочетаемости яку и таблица с якуманами приведены в правилах в конце статьи. На рисунке ниже показана рука с четырьмя ханами за яку-комбинации: пон драконов (якухай — 1 хан), весь ряд одной масти 1-2-3-4-5-6-7-8-9 ман (иццу — 1 хан) и одна масть с ветрами и драконами (хоницу — 2 хана).

    У каждого игрока личный дискард

    В отличие от китайского маджонга, где игроки скидывают кости в общий дискард, в риичи каждый игрок формирует свой дискард отдельно. Кроме того, что ты страдаешь от обиды, когда отчетливо видишь сброшенные тобой одинаковые кости, по большей части это связано с правилом фуритена.

    Правило фуритена (упущенного дискарда)

    Игрок не имеет права объявить выигрыш со сброса другого игрока, если у него в ожидании есть кость, лежащая в его же дискарде.

    В определённый момент у игрока складывается готовая рука ( темпай ). Темпай в классике называется «просящая рука» — это рука, которой для выигрыша не достаёт всего одной единственной кости. Но нередко бывает ситуация, когда для выигрыша подходит не одна, а две и даже больше костей. Это на самом деле позитивный расклад, так как увеличивается шанс, что нужная кость окажется в поле зрения. Выигрышные тайлы называются «ожидания». Но если хотя бы один из этих тайлов уже лежит в дискарде игрока, то он оказывается в фуритене и лишается права объявить выигрыш, если другой игрок сбросит нужную кость. Тем не менее, игрок в фуритене может выиграть, взяв выигрышную кость со стены. А по-хорошему надо вылезать из фуритена, то есть менять руку, менять ожидания.

    Готовую руку (темпай) не надо объявлять!

    Чудесное правило, дарящее невероятный накал страстей! На рисунке ниже для выигрыша не хватает восьмёрки ман. В руке чистая масть — яку-комбинация под названием чиницу, которая стоит пять хан.

    Скинувший в рон игрок платит за всех

    Победа в риичи объявляется словами « цумо » или « рон » в зависимости от того, с какого тайла выиграл игрок. Если сам взял выигрышный тайл со стены, то говорит «цумо», если другой игрок сбросил нужную кость, то победа объявляется словом «рон». В отличие от классики, где все игроки платят победителю, скинувший в рон игрок платит за всех. Страшно обидно, если этот козёл отпущения ты… Учитывая, что темпай не объявляется, то огромное значение в риичи приобретает чтение дискардов оппонента и самая настоящая защита. Один раз заплатишь от души, и это правило переворачивает твой мир моментально. Часто говорят, что риичи — это не о том, чтобы выиграть раздачу, а о том, чтобы не скинуть в рон другому.

    Очки получает только победитель раздачи

    Ещё одно крайне обидное правило и ещё одно принципиальное отличие от китайского маджонга. Если ты пахал всю раздачу и насобирал разных вкусняшек, а выиграл не ты, то умойся, ни черта не получишь. А если ещё и ты был тем «умником», кто сбросил в рон… :). Понятно, что хочется выиграть раздачу, но опасные кости сбрасывать нельзя ни при каких обстоятельствах! Как же я пожалела на турнире, что была сознательно столь безрассудна…

    Наличие дор

    Доры — это особые тайлы, которые победителю раздачи принесут дополнительные ханы. Напомню, что ханы также приносят яку-комбинации в руке. Доры бывают четырех видов. После определения места разлома стены на мёртвой её части вскрывается один тайл, который называется «индикатор доры». Он указывает на следующий по порядку тайл, который в этой раздаче будет дорой. С цифрами всё понятно: индикатор доры 3 ман значит, что дорой будет 4 ман. Но, предположим, индикатор доры — белый дракон? Это значит, что дорой будет зелёный дракон, так как для ветров и драконов также есть свой порядок. Для драконов мы запоминали через КоБЗон :). А что? Красный, белый, зелёный. Очень удобно. Красные пятёрки называются ака-дорами. Есть ещё кан-доры и ура-доры. Что это за звери и откуда появляются, можно посмотреть в правилах.

    Важно понимать, что наличие дор в руке не снимает с игрока обязанности собрать хотя бы одну яку-комбинацию. Поэтому доры — это очень классный бонус, но сами по себе без яку не имеют никакого значения. Есть ещё один важный нюанс… Открытые индикаторы доры на мертвой стене значат, что эти тайлы не попадут в игру, а это напрямую влияет на действия игроков, которые оценивают вероятность прихода различных костей, ведь каждой костяшки четыре штуки.

    Подсчет очков в раздаче

    Каждому игроку в начале партии даётся по 25000 очков. Победитель раздачи подсчитывает количество ханов у себя в руке. Ханы приносят яку-комбинации и доры. Если ханов 4 или меньше, то считаются минипойнты, то есть стоимости отдельных сетов. Они абсолютно такие же как и в китайском маджонге. Если ханов 5 и более, то это уже лимитированная рука, и минипойнты подсчитывать не надо. По таблицам определяется размер выигрыша. Если игрок победил по цумо, то каждый из проигравших платит ему установленное количество очков. Если по рон, то за всех платит тот, кто сбросил выигрышную кость. Восток, как и в классике, получает и платит в два раза больше по сравнению с другими игроками. Но весь ужас этого при проигрыше в риичи немного сглажен и не чувствуется так остро, как в китайском маджонге. Если Восток платит кому-то по цумо, то платит в два раза больше, чем два других игрока, да, но это всё-таки не очень критично. В случае платы по рон, что Восток, что остальные платят одинаково, так как платят за всех игроков. А вот если Восток выиграет, то он получит в полтора раза больше, чем другой игрок в случае своего выигрыша. Это ощутимая прибавка.

    Дополнительные раздачи

    Если выиграл дилер или раздача закончилась ничьей, а дилер был темпай, то раздача переигрывается.

    Правило, из-за которого продолжительность партии может сильно меняться раз от раза. В целом в риичи принято играть так называемый ханчан , который состоит из двух раундов: восточного и южного. И если в классике, когда живая стена разобрана, а никто не успел собрать маджонг, случается ничья, то раздача, как правило, не переигрывается, как и в случае выигрыша игрока-востока. В риичи же всё замороченней. Это связано с тем, что в каждом раунде каждый игрок должен побыть хоть раз дилером (востоком). Если восток выиграл или при ничьей был темпай, ветра не перемещаются, и назначается дополнительная раздача ( ренчан ). Европейской ассоциацией маджонга даже введено специальное правило, если восток выиграл пять раз подряд. Отныне для объявления выигрыша в руке необходимо иметь хотя бы два яку.

    Заключительное слово

    Пожалуй, это всё, что я хотела бы рассказать про риичи в этом обзоре, который, конечно, получился большеват. Но, к сожалению, иначе поступить было никак, ведь я, поверьте, рассказала только самое основное. Огромное количество нюансов требует времени для их устаканивания в голове. Риичи породил довольно много споров по поводу правил, которые готовились специально к турниру. Ведь в турнире главное, чтобы не было вообще никаких вопросов или неоднозначностей. С риичи этого особенно сложно достичь, в частности таким чайникам, каковыми являемся мы на данный момент. Но опыт — сын ошибок трудных — позволяет исключить всё то непонимание, которое рождают отдельные игровые ситуации. Единые же правила дают документ, к которому в случае чего можно смело апеллировать, хотя бы и в отдельно взятом клубе настольных игр в одном провинциальном городишке.

    Любой обзор принятно заканчивать впечатлениями и ощущениями от игры. Я не буду щас вот тут петь в который раз дифирамбы маджонгу (а могла бы!), а скажу немного о другом.

    Благодаря всем тем изменениям, которым подвергся риичи, появившись на свет (если мы сравниваем его с классикой), данный вид маджонга приобрёл очень много стратегичной составляющей. Чтение дискардов, элементы защиты, большое поле для анализа, глубокий психологизм, сильный азарт делают риичи игрой, не прощающей ошибки. Игрой, в которой по-прежнему сохраняется элемент удачи, но большое значение приобретают знание и опыт. Игрой однозначно более суровой и мужской.

    Кликни по кубикам, чтобы скачать правила риичи в формате PDF

    Десерт, ням-ням…

    В качестве постскриптума предлагаю вам посмотреть первую серию «Акаги» — нереально крутого аниме, целиком и полностью посвящённого риичи. Суровые якудзы и гений риичи Акаги ни одного поклонника маджонга не оставят равнодушным. Но имейте ввиду: то, что вытворяет порой жулик Акаги с подменой тайлов — это ататата ? не хоумрул, нет!

    P.S.

    Эта статья отняла у меня очень большое количество времени и сил. Надеюсь, что она хоть кому-то принесет пользу :).

    73 комментария

    Нюсечка, огромное спасибо за статью и правила! Ну и ОГРОМАДНОЕ СПАСИБО, что в Ирме уделила нам время и всё подробно рассказала и с нами-новичками поиграла! 3166 уже заказан на амазоне.де и едет ко мне : D Так что я в Вашем клане! ?

    Да, рассказывать правила риичи — это вам не пуп царапать ? А потом терпеливо ждать, пока новичок с трудом продирается сквозь первые раздачи. Но это на самом деле довольно тяжело, и то, что ты сделал это, очень вдохновляет меня на будущие раздачи, которые, я надеюсь, случатся ? Спасибо тебе.

    ?
    ?
    Я расскажу о впечатлениях об освоении, конечно, я совсем ещё зеленый, но именно об освоении самое время поделится мыслями, пока свежи воспоминания. При этом я уже сейчас продумываю, как следует приобщать новичков, и здесь поделюсь и этим. Может и этот взгляд новообращенного покажется кому-то полезным. Да и сразу оговорюсь, ни про маджонг, ни тем более про риичи до этого вообще не знал, ни одного правила. Маджонг видел только в комп. пасьянсе, где две одинаковые кости сбрасывались, на этом знания оканчивались.
    К риичи в Ирме я подступился со второго раза, первый раз был вначале второго ночи, я был уставший, но стали рассказывать правила, я подсел к четверки играющих и начал слушать. Сейчас, уже вспоминая, что тогда говорилось, понимаю, что рассказывались стандартные для риичи вещи, которые сейчас очевидны, но тогда это слышалось белибердой с кучей японских терминов, плюс уставший мозг — это отказывался воспринимать. Первое правило приобщения — «Не лезь с риичи к уставшим людям» ? Оно справедливо и для других тяжелых настолок, но для риичи проявляется очень ярко. Следующий момент, эта японская терминология, понятно, что вообще она понятна :), уже после пары партий, чи, пон, кан, рон — вообще простые слоги и их легко запомнить :), (а вот какой-нибудь кокуши мусо, ругательство для меня до сих пор и когда и я к таким сёсангенам привыкну, вопрос хороший), но в начале эта терминология воспринимается никак — тарабарщина, от которой голова становится квадратной, совкнувшиеся стены с костями :). В общем, посмотрев структуру хода и и утонув в чи, понах и прочих якуманах, я оставил играющую четверку и с первого прослушивания правил свалил, с резюме: Риичи — это кошмар и овладеть им мне не суждено. Так что отсюда второе правило приобщения: «По-меньше японских слов в первой партии». ? Это, естественно, мое мнение, но чтобы новичок, дожил до конца первой раздачи, лучше говорить не пон, а тройка одинаковых костей, не чи, а последовательность трёх костей одной масти, не кан, а четверка. Да, это длинней, но по отношению к новичкам это гумманее. Итак, я сбежал с первого просмотра партии, оказавшись неподготовленный к такому информационному потоку, и это был я, у которого в целях на настолкокэм было освоение риичи. Я думаю, что для вообще новичка, на этом бы всё и закончилось, и он бы не вернулся. ? Но я отоспался, и через сутки, увидев приятную компанию и то что рассказывать правила будет Нюсечка, вернулся к идее освоить эту игру. Нюсечка рассказывала очень подробно и понятно, но кроме того выяснялось, что вся та информация из первого просмотра, после повторения уже отлично укладывалась в голову и воспринималась, как знакомое, первый просмотр реально стал помогать. Я знал, что есть четыре ветра, я знал, что ветры — это куркузябры на костях, я знал, что ходит восток, знал как собирается стена, я слышал про чи, не помнил, что это, но сейчас повторили, что это последовательность и т.п. Я уже был в теме и только улавливал, то что в первый раз было упущено при прослушивании. Разложили, начали открытую раздачу, объясняли про яку и т.п. Вроде понятно, даже выиграл. Сдали в закрытую и тут ступор, я знаю что есть некоторые яку комбинации, вот они в шпаргалке, но забыл одну вещь, а что ж надо непосредственно собирать-то, я забыл, за этими наворотами про доры и яку, что надо собрать четыре сета и пару! ? Ну вот забыл и сижу, что-то сбрасываю, что-то собираю, а цели нет. Поэтому при освоении с новичками, пробная раздаче у меня будет просто по сбору маджонга! ? Третье правило приобщения: «В первой раздаче никаких дор, яку и ханов!» Я понимаю, что это ваще не риичи тогда, и для тех кто играл в китайский маджонг, это не проблема, но для тех кто впервые видит этот красивый набор с иероглифами, лучше так или люди запутаются и уйдут, имхо. ? Итак, все берут тайлы, строят стены, делают закрытую стену, я даже сделаю дору в закрытой стене: со словами так надо, для чего потом скажу и начинаем собирать маджонг, делаем правильный дискард, расказываю что он важен, но для чего, объясню позже. Начинаем играть пытаясь составить четыре сета и пару, но правила добора из чужого дискарда рассказываются, что для тройки можно брать у всех, а для последовательности только у левого игрока, говорим, что последнюю выигрышную кость у можно тырить у любого с криком, кричите сейчас, что хотите, что потом кричать — поведаю после! ? Можно сказать, что есть открытые сеты и руки, а есть закрытые, с закрытыми больше возможностей, о которых позже. Отыграли раздачу, поздравили победителя, говорим, что видите, в принципе ничего сложно. Если люди вменяемы — продолжаем! ? Но говорим, что вообще есть некоторые ещё моменты, что на самом деле нельзя просто так выиграть с маджонгом, должна быть яку-комбинация и тадам! Рассказываем про яку, показываем табличку, говорим, про яку какие проще собрать. Если же в первой раздаче яку был (или была?), если он для открытой руки, то радостно объявляем, что чел победил по всем правилам. Уже начинаем тройки называть понами, последовательности — чи, ну вот так они называются, чтобы понимать как в таблице написано. Рассказываем про ценность руки, что если яку круче, то больше выиграем. Отыграли вторую раздачу с яку. Вменяемы еще новички? ? Тогда при третьей рассказываем про доры и полный подсчет очков, кто там кому платит. Про правила риичи можно уже рассказать. Ну вот как-то так, постепенно! ? Я решил, что я буду учить именно так ?
    Что касается моего освоения то во второй вечер освоения, я про яку ещё не совсем понял, таблицей не пользовался, запомнил несколько часто встречающихся их и пытался собрать. В последнюю раздачу мог выиграть с большим счетом, но упустил правило, что если ждешь пару и она появилась, можно кричать «рон» и объявлять победу, а я запомнил, что пары не объявляются и сидел не знал, что мне теперь делать ? А вообще осознаная игра началась у меня в третий вечер, когда уже спокойно использовал таблицу с яку, осознано что-то собирал, даже собрал Саншоку ? — одинаковое чи в каждой масти. Вот такое мое приобщение! Нюсечке еще раз множество спасиб! ?

    Дельные мысли. Мне завтра предстоит приобщить три новые жертвы к риичи, обдумывая, как это лучше сделать, тоже пришла к выводу, что надо начинать просто с собирания маджонга и постепенно добавлять правила в каждой из раздач. Про китайский даже поминать не буду, мне, например, те крохи правил китайского маджонга, что я помнила с лета, мешали осваивать риичи.

    Нюсечка, огромное тебе спасибо за знакомство с риичи! Я покорена. В день приезда с Ирмы, скачала себе компьютерный вариант риичи с ботами и с упоением играла несколько вечеров кряду, готовясь к партиям с живыми игроками. Научилась считать стоимость руки, почти не ошибаюсь ?

    В общем-то Коля во многом прав, да. Ухо постепенно привыкнет за 2-3 раздачи к самой основной терминологии (хотя бы чи, пон, кан, рон, цумо). И постепенно добавлять правила. А я знаю, что ты тиснула палочки для мороженого! ? И с новичками надо обращаться, как с драгоценным сосудом, потому что отторжение очень легко вызвать. Я, Оля, Лена Герц — яркие тому примеры.

    А мы начинаем с китайской классики как самого простого варианта правил… На большее кроме меня одного никто не замахивается. А некоторые мысли перенять стоит =)

    Если честно, то я даже не знаю, что должно произойти, что мы сели играть в классику снова ?

    Нюсечка, а на айпаде ты в какой риичи играешь? «Mahjong Time» или другой, или вообще не на айпаде? ?
    Еще по правилам предложение, а можно для Тойтой указать, что все поны — это четыре пона и пара ? Понятно, что это очевидно, но правила-то для новичков. Приходится из правил ЕМА в твои ручкой дописывать ? Аналогично дя Сёсангена, может, лучше — два «пона драконов и пара драконов» ? Ну и там где «пон/кан» для новичков все ж понятней. Конечно можешь сказать, что берите памятку ЕМА и юзайте, и будешь права :), но уж больно у тебя удобно, что стоимость для открытых и закрытых яку в отдельных столбцах, это хорошо! ? Так что лучше в твои вписывать, чем ЕМА. Вот! И ещё раз спасибо за такой труд!

    Я на айпаде, да. Только название не помню ? Помню, что он был не в бесплатных. Но мне очень нравится.
    По поводу памятки ЕМА — на самом деле можно смело брать её и юзать. Потому что мы всё время сами ей пользуемся. И до сих пор удобнее чем она я не видела ничего. Только разве что обратить внимание, что таняо (все простые) там закрыто, а как сказали компетентно ниже, все играют его в открытую.

    статью еще не прочитал, но обещаю осилить)
    зато посмотрел уже 3 серии «Акаги». ощущения, как будто смотришь чемпионат по телевизору, только с комментариями самих игроков по ходу игры! ну и одна игра длинной в три эпизода — это сильно. переигровка там видимо оставшиеся 20 серий занимает)
    хотя многие слова и звучат как «китайская грамота», все равно держит в напряжении!
    спасибо!

    nedomino.me