Приказ о методике спецоценки

Оглавление:

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 января 2014 г. N 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению» (с изменениями и дополнениями)

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 января 2014 г. N 33н
«Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению»

С изменениями и дополнениями от:

20 января, 7 сентября 2015 г., 14 ноября 2016 г.

В соответствии с частью 3 статьи 8, частью 1 статьи 10, частью 3 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (Российская газета, 30 декабря 2013 г., N 6271) приказываю:

Методику проведения специальной оценки условий труда согласно приложению N 1;

Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов согласно приложению N 2;

форму отчета о проведении специальной оценки условий труда согласно приложению N 3;

инструкцию по заполнению формы отчета о проведении специальной оценки условий труда согласно приложению N 4.

См. также приказ Роструда от 2 июня 2014 г. N 199 «Об утверждении Рекомендаций по организации и проведению проверок соблюдения требований Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» организациями, уполномоченными на проведение специальной оценки условий труда»

Утверждена Методика проведения специальной оценки условий труда.

Методика устанавливает обязательные требования к 4 процедурам, последовательно реализуемым в рамках оценки. Это идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов, исследования (испытания) и измерения таких факторов, отнесение условий труда к классу (подклассу) по степени вредности и (или) опасности, оформление результатов оценки.

Идентификация включает в себя выявление и описание имеющихся на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса, источников вредных и (или) опасных факторов; сопоставление и установление совпадения имеющихся факторов с классификатором вредных и (или) опасных факторов, принятие решения о проведении исследований (испытаний) и измерений последних, оформление результатов.

Исследованиям (испытаниям) и измерениям подлежат фактические значения вредных и (или) опасных факторов, которые идентифицированы.

Условия труда относятся к классу (подклассу) с учетом степени отклонения фактических значений вредных и (или) опасных факторов от нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и продолжительности их воздействия на работника в течение рабочего дня (смены).

Результаты оценки оформляются в виде отчета.

Утвержден Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов. Он содержит 5 разделов: физические факторы, химический фактор, биологический фактор, тяжесть трудового процесса, напряженность трудового процесса.

Утверждены форма отчета об оценке и инструкция по ее заполнению. Отчет оформляется организацией, проводившей оценку.

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 января 2014 г. N 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 марта 2014 г.

Регистрационный N 31689

Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Текст приказа опубликован в «Российской газете» от 28 марта 2014 г. N 71

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Приказ Минтруда России от 14 ноября 2016 г. N 642н

Приказ Минтруда России от 7 сентября 2015 г. N 602н

Приказ Минтруда России от 20 января 2015 г. N 24н

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

base.garant.ru

Методика проведения СОУТ

Порядок проведения специальной оценки условий труда изложен в методике проведения СОУТ, которая утверждена приказом Минтруда от 24.01.2014 № 33н и представляет собой обязательную процедуру, которая состоит из этапов:

анализа выявленных вредных факторов;

классификации рабочего места по результатам исследования;

Специальная оценка условий труда не проводится в отношении:

дистанционных и работников, которые заключили трудовые договора с работодателями не юридическими лицами.

Методика СОУТ 33н с изменениями

Методика проведения СОУТ 33н с изменениями на 2018 год представляет собой дополненный документ по сравнению с первоначальной редакцией 2014 года. Основные дополнения:

Полностью переработан пункт 29 Методики, существенно расширив принципы отнесения воздействий биологических факторов на определение условий труда.

Введены новые III и IV группы патогеннов биологических вредных и опасных факторов.

В классификаторе вредных и опасных факторов из общей группы патогенных микроорганизмов в отдельную группу выделены условно-патогенные микроорганизмы.

Для работников метрополитена и другого персонала трудящегося под землей выделены вредные производственные факторы по искусственному освещению.

Изменения не затронули периодичность проведения специальной оценки условий труда, она по прежнему составляет 5 лет.

Подготовка к проведению СОУТ

Организация проведения специальной оценки условий труда определяется статьей 9 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ.

Подготовка к проведению специальной оценки условий труда может начинаться либо с формирования комиссии, либо с выбора организации, которая будет непосредственно проводить СОУТ (в принципе эта последовательность не важна). В любом случае ответственность за организацию проведения СОУТ возложена на работодателя, который обязан:

Шаг. 1. Заключить договор

Работодателю необходимо заключить гражданско-правовой договор с организацией, правомочной проводить СОУТ (требования к таким организациям изложены в статье 19 Федерального закона № 426-ФЗ).

Шаг 2. Создать комиссию

Работодатель своим приказом обязан образовать и возглавить комиссию по СОУТ, в состав которой должны войти:

председатель — представитель работодателя (у ИП — лично ИП);

специалист по охране труда (если такого в штате нет — придется заключить договор со сторонним специалистом);

представители профсоюза (если есть, если профсоюза нет — включать не надо);

другие специалисты работодателя по его усмотрению.

Количество членов комиссии вместе с председателем должно составлять нечетное количество.

Представители организации, которая будет непосредственно проводить СОУТ в число членов комиссии не входят.

Работодатель определяет сроки проведения спецоценки условий труда своим приказом и графиком.

Образец приказа об утверждении состава комиссии

Шаг 3. Утвердить график

В график включается перечень рабочих мест, на которых будет произведена идентификация потенциально опасных факторов.

График СОУТ целесообразно утвердить приказом.

После проведения изложенных мероприятий можно приступать непосредственно к проведению самой процедуры.

Образец графика проведения специальной оценки условий труда

Порядок проведения СОУТ

Согласно методике проведения СОУТ все замеры и исследования осуществляет организация, с которой у работодателя заключен договор. Сам работодатель только присутствует при замерах и может:

требовать обоснования соответствующих результатов;

обжаловать результаты в федеральную инспекцию труда.

Кроме того, работодатель обязан:

предоставить представителям организации необходимые им сведения, которые могут характеризовать условия труда на рабочих местах, включенные в график проведения спецоценки;

никаким образом не мешать представителям организации осуществлять замеры и исследования.

Поэтому данный раздел освещает порядок действий специалистов и экспертов приглашенной организации, которые хоть формально и включены в состав комиссии, но действуют самостоятельно.

Первый этап. Идентификация

Согласно методике при проведении идентификации учитываются:

характеристики оборудования и сырья, используемые в трудовом процессе;

результаты ранее проведенных исследований и измерений;

случаи производственного травматизма или профессиональных заболеваний;

предложения самих работников.

Перечень факторов, подлежащих идентификации, формируется комиссией на основании государственных нормативов по охране труда.

Идентификация осуществляется экспертом приглашенной организации и проводится путем выявления и сравнения наименований выявленных факторов, факторам, изложенных в классификаторе к Приказу 33 н.

Если вредных или опасных факторов не выявлено, эксперт фиксирует этот факт в заключении, а сведения об условиях труда на данном рабочем месте подлежит внесению в декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям.

Идентификация не проводится в отношении рабочих мест, которые:

включены в списки, по которым осуществляется досрочное назначение пенсии по возрасту;

при поступлении на работу, устанавливаются специальные льготы и компенсации;

уже были идентифицированы, как имеющие вредные или опасные производственные факторы.

Второй этап. Исследования

Если эксперт обнаруживает совпадения по наименованиям, он признает их вредными или опасными и назначает проведение исследования на предмет их фактическим величинам.

Такое исследование проводится испытательными лабораториями, аккредитованными установленным порядком.

Результаты таких исследований оформляются специальными протоколами, которые должны содержать:

полное наименование организации, проводящей СОУТ, ее регистрационный номер, сведений об аккредитации;

номера протокола (должен быть на каждой странице вместе с номером страницы);

полное наименования работодателя включая его местонахождение;

индивидуальный номер рабочего места, наименование должности, профессии или специальности работника, занятого на данном рабочем месте;

наименования вредного или опасного фактора и другие сведения, предусмотренные пунктом 16 Методики 33н.

Третий этап. Классификация

Классификация или отнесение того или иного вредного производственного фактора производится опять же экспертом приглашенной организации и проводится в отношении:

химических, биологических и виброакустических факторов;

ионизирующих и неионизирующих излучений;

интенсивности и напряженности трудового процесса;

комплекса воздействующих факторов.

Вся классификация производится на основании специальных формул, изложенных в разделе IV методики, утвержденной приказом 33н, и по подразделяется на четыре класса:

вредный (включает четыре подкласса);

Результаты отнесения формируются в соответствии с Приложениями к разделу IV на основании соответствующих нормативных величин.

Работодатель в свою очередь может потребовать снижения класса отнесения условий труда на рабочем месте, например, если его работники используют эффективные средства индивидуальной защиты, прошедшие обязательную сертификацию, условия труда (в зависимости от конкретных величин) могут быть признаны вредными не 4 степени, а скажем 2 степени.

Методика снижения класса вредности утверждена приказом Минтруда от 05.10.2014 № 976н.

Четвертый этап. Заключение

Результаты специальной оценки условий труда оформляются в виде отчета (Приложение № 3 к методике 33н) в строгом соответствии со статьей 15 закона 426-ФЗ.

Отчет составляет организация, проводившая СОУТ.

Отчет подписывают все члены комиссии.

Отчет утверждается председателем комиссии.

Член комиссии, который не согласен с результатами спецоценки имеет право написать особое мнение, которое необходимо приложить к отчету.

Со дня утверждения отчета работодатель обязан:

в течение трех рабочих дней уведомить организацию, проводившую СОУТ;

не позднее 30 дней ознакомить работников с результатами проведенной спецоценки под роспись;

не позднее 30 дней разместить, при наличии сайта в сети Интернет, сведения о результатах проведения СОУТ и перечне мероприятий по улучшению условий по охране труда.

Образец бланка отчета по результатам СОУТ

Периодичность проведения СОУТ

Специальная оценка условий труда бывает:

Периодическая спецоценка проводится один раз в пять лет в отношении уже проверенных рабочих мест. Течение срока начинается со дня утверждения отчета.

Внеплановая проводится, при:

вводе в эксплуатацию вновь созданных рабочих мест;

изменении технологического процесса, который может оказать влияние на уровень воздействия вредных факторов;

получении письменного предписания от государственной инспекции по труду;

смене применяемых СИЗ и др. причинах и др.

В данном случае у работодателя есть четко установленные сроки для проведения СОУТ, которые составляют 12 (в первых двух случая) и 6 месяцев (для всех остальных случаев, изложенных в статье 17 Федерального закона 426-ФЗ).

В любом случае, СОУТ необходимо планировать, в том числе финансово. Для этих целей целесообразно разработать график проведения СОУТ, назначить ответственных должностных лиц и утвердить сроки указанных мероприятий.

Штраф за отсутствие СОУТ

В случае не проведения специальной оценки условий труда согласно статье 5.27.1 КоАП, на работодателя налагается штраф от 60 000 до 80 000 рублей за каждое рабочее место для юридических лиц.

При повторном нарушении работодатель будет оштрафован от 100 000 до 200 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток для юридических лиц.

Разногласия

Все спорные ситуации по вопросу проведения и результатов СОУТ уполномочена рассматривать федеральная инспекция труда.

clubtk.ru

Специальная оценка условий труда. Методика проведения

Последние три года в России проводится специальная оценка условий труда, которая заменила аттестацию рабочих мест. Завершить эту процедуру необходимо в 2018 году, а затем каждые пять лет проводить новые проверки. Кроме того, закон предусматривает ситуации, когда пересмотр условий работы проводится во внеплановом порядке. Тех, кто отказывается или забыл об этой обязательной процедуре, будут наказывать. Рассмотрим, какой сейчас действует порядок проведения специальной оценки условий труда, какие нюансы надо учитывать и за что могут оштрафовать работодателя.

Процедура оценки

Проведение СОУТ регламентируется несколькими основными нормативными актами – Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ о спецоценке, а также Приказом Минтруда от 24 января 2014 года № 33н «Методика проведения специальной оценки условий труда».

По закону СОУТ инициируется работодателем, но саму проверку проводит организациия, которая имеет на это право. Перечень предприятий, получивших соответствующие разрешения, доступен на сайте министерства. Там можно получить все координаты потенциального исполнителя и выбрать наиболее оптимальный вариант для конкретной ситуации.

Сама методика проведения СОУТ (специальная оценка условий труда) состоит из нескольких основных этапов. Рассмотрим пошагово, что надо сделать, чтобы проверить рабочие места.

Шаг 1. Найти оценщика

На этом уровне работодатель определяет, какая организация будет проводить проверку. При выборе исполнителя важно понимать, что все расходы по содержанию и приезду оценщика станут дополнительными затратами. Поэтому нужно выбирать ту организацию, которая находится в максимальной близости от рабочих мест. Еще один фактор, на который следует обратить внимание, – наличие у компании собственной испытательной лаборатории. Иначе результаты проверки не примут контролирующие органы.

Шаг 2. Подготовить документы

После того, как организация, оказывающая услуги по спецоценке, подобрана и с ней заключен контракт, работодатель должен издать приказ о проведении СОУТ, определить, кто войдет в состав комиссии, решить, на каких именно рабочих местах будут оцениваться производственные факторы. Законодательство позволяет проводить оценку не сразу на всех рабочих местах, а по очереди. Для чиновников главное, чтобы до конца 2018 года прошли проверку все.

Шаг 3. Проанализировать вредные и опасные производственные факторы

На этом этапе работодатель и представители коллектива ничего делать не могут. Они лишь присутствуют при измерениях, а затем утверждают результаты исследований. Эксперты приглашенной организации обязаны проверить:

  • физические, химические и биологические факторы;
  • неионизирующие и ионизирующие излучения;
  • параметры микроклимата и световой среды;
  • сложность трудового процесса.
  • Если испытания или измерения могут угрожать жизни или здоровью приглашенных оценщиков, то оформляется протокол о невозможности испытаний. На основании этого документа рабочие места признаются опасными, и работодатель обязан уведомить о них ГИТ в 10-дневный срок.

    Шаг 4. Оформить результаты спецоценки

    В отношении каждого рабочего места оформляется протокол с результатами СОУТ. Соответствующая форма отчета и инструкция по его заполнению представлена в Приказе № 33н.

    Результаты подтверждаются подписями всех членов комиссии, а утверждает их председатель – руководитель организации или ИП. Если кто-то с информацией, изложенной в отчете, не согласен, он пишет мотивированное мнение и прикладывает его к отчету.

    По итогам этого этапа будет ясно, какие классы опасности на конкретных рабочих местах, что рекомендуют эксперты для улучшения ситуации, насколько эффективны выдаваемые средства индивидуальной защиты.

    Шаг 5. Ознакомить с итогами работников и контролирующие органы

    После того, как эксперты закончат свою работу, работодатель обязан ознакомить подчиненных с результатами оценки. На информирование сотрудников дается 30 календарных дней с момента оформления итогов СОУТ. Такой же срок предоставлен для обнародования результатов на сайте компании, если он имеется.

    Что касается уведомления государственных структур, то работодатель подает декларации соответствий условий труда государственным требованиям, если на рабочих местах нет вредных и/или опасных производственных факторов. Если таковые имеются, то организация, проводившая оценку, в 10-дневный срок направляет соответствующие сведения в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения спецоценки.

    Шаг 6. Хранить полученные результаты

    Одна из обязанностей работодателя – всегда держать под рукой итоги СОУТ. Они необходимы во многих случаях, начиная от визитов инспекторов и заканчивая разбирательствами, связанными с тарифами на страхование. По закону, результаты спецоценки действительны в течение 5 лет. Однако есть перечень ситуаций, когда они утрачивают свою актуальность. Приглашать заново оценщиков необходимо, если:

  • введены в эксплуатацию новые рабочие места;
  • провести проверку потребовал инспектор или представители работников;
  • изменился технологический процесс или оборудование;
  • обновился состав применяемых материалов и (или) сырья;
  • поменялись средства индивидуальной и коллективной защиты работников;
  • на рабочем месте зафиксирован несчастный случай или профзаболевание из-за воздействия вредных/опасных производственных факторов.
  • Ответственность работодателя и оценщика

    Специальная оценка планировалась для того, чтобы обеспечить работникам дополнительные гарантии и защиту. Поэтому ответственность за несоблюдение требований к процедуре предусмотрена для работодателя и оценщика. Так, согласно статье 5.27.1 КоАП РФ , за нарушение порядка проведения СОУТ, в том числе, за несоблюдение сроков информирования подчиненных, должностные лица и ИП могут быть оштрафованы на 5-10 тысяч рублей, а юридические лица – на 60-80 тысяч рублей.

    Для оценщиков максимальные штрафы за недобросовестное исполнение обязательств выше: для должностных лиц – до 50 тысяч рублей либо дисквалификация на срок до 3 лет, а для организаций – до 200 тысяч рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток ( статья 14.54 КоАП РФ ).

    m.ppt.ru

    Методика проведения специальной оценки условий труда

    Похожие публикации

    Для любой отечественной фирмы специальная оценка условий труда (СОУТ) стала обязательной процедурой, в которой участвуют администрация предприятия и специализированная компания с экспертной лабораторией, привлекаемая по договору ГПХ. СУОТ производится для установления вредных факторов, оказывающих влияние на здоровье персонала фирмы, определения отклонений от принятых нормативов и установления класса опасности конкретного производства.

    Оценке подвергаются все рабочие места фирмы, кроме мест надомных, дистанционных и физических лиц, контактирующих с предприятием по договорам ГПХ. Проводится оценка последовательно и в соответствии с разработанной методикой, утвержденной приказом Минтруда и соцзащиты от 24.01.2014 № 33н. Методика проведения специальной оценки условий труда – это совокупность действий, вытекающих одно из другого. Рассмотрим ее главные аспекты.

    Методика проведения специальной оценки условий труда: этапы

    Приказом № 426 от 28.12.2013 «О СОУТ» определена периодичность осуществления оценки – раз в 5 лет. Проведение ее подразделяется на последовательные этапы:

    1. идентифицируются вредные факторы конкретного производства;
    2. проводятся необходимые исследования, тестирования или испытания выявленных факторов;
    3. полученные результаты сравниваются с предусмотренными, и становятся основой для присвоения класса условий труда (УТ) на рабочих местах (РМ);
    4. результаты оформляются отчетами специалистов.

    Именно на таком алгоритме базируется методика проведения специальной оценки условий труда. Расскажем вкратце о каждом этапе.

    Идентификация потенциальной опасности производственных факторов

    Под этим термином понимают установку совпадений между выявленными факторами и предусмотренными в Классификаторе, который также утвержден приказом № 33н. Методика проведения специальной оценки условий труда предполагает несколько этапов идентификационного процесса:

  • фиксация имеющихся факторов, а также наличия их источников;
  • сопоставление их с уже классифицированными;
  • принятие решения о необходимости исследований для определения степени опасности;
  • документальное оформление итогов идентификации.
  • Процедура идентификации факторов проводится экспертами осуществляющей СОУТ, а ее итоги отражаются в протоколах и утверждаются комиссией.

    Исследования производственных факторов

    Перечень исследуемых факторов составляется комиссией на основе:

  • нормативов по охране труда;
  • характеристик техпроцесса, используемых материалов и оборудования;
  • итогов проводимых ранее замеров и наличия вредных условий;
  • предложений персонала.
  • Исследования проводятся в лаборатории экспертами оценивающей фирмы. Методы и методики всех замеров и испытаний определяются этой фирмой самостоятельно. Однако они должны быть аттестованы и утверждены в законодательном порядке, а применяемые инструменты и измерительные средства должны быть внесены в ФИЦ обеспечения единства измерений.

    Исследуются такие производственные факторы как:

    • физические (шумы, звуки, вибрации);
    • излучения разного происхождения;
    • параметры освещения и микроклимата;
    • химические;
    • биологические.
    • Измеряются также факторы процесса труда:

    • тяжесть, т.е. физическая нагрузка;
    • напряженность, т.е. нагрузка на нервную систему.
    • Методика специальной оценки условий труда: сопоставление результатов исследований и классификация уровня опасности производства

      По итогам испытаний экспертами определяются классы существующих УТ:

    • 1-й – нормальные, с отсутствием вредных факторов;
    • 2-й – допустимые, с не превышающим нормативы уровнем воздействия вредных факторов;
    • 3-й – вредные УТ, при которых степень воздействия факторов превышает действующие нормативы. По степени вредных воздействий различают 4 подкласса;
    • 4-й – опасные, с уровнем воздействия на организм человека способным создать угрозу жизни или вызвать развитие профзаболевания.
    • Оформление итогов СОУТ

      Организация, оценивающая УТ, по окончании работ составляет итоговый отчет, форма которого также утверждена пр. № 33н. В него входят:

    • Необходимые сведения о компании, проводящей оценку;
    • Список оцененных РМ;
    • карты СОУТ, информирующие о присвоенном классе УТ;
    • протоколы проведения исследований;
    • протоколы оценки эффективности применения персоналом защитных средств;
    • протокол с обоснованным решением невозможности исследовательских работ (при наличии);
    • общая итоговая ведомость оценки УТ;
    • список предлагаемых действий по улучшению УТ;
    • экспертное заключение.
    • Отчет подписывается членами комиссии, утверждает его председатель.

      Работодатель знакомит персонал с полученной оценкой в 30-дневный срок со дня утверждения документа.

      Условия, признанные допустимыми, декларируются как соответствующие действующим нормативам по охране труда, и в электронном виде передаются в ФИС учета итогов СОУТ.

      spmag.ru

      Как провести спецоценку по новой методике

      Порядок проведения спецоценки условий труда утвержден Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — Закон № 426-ФЗ), а Методика — приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н (далее — Методика).

      Готовимся к проведению спецоценки

      Прежде чем приступить к собственно специальной оценке условий труда на рабочих местах, необходимо совершить ряд подготовительных действий.

      Заключить договор со специализированной компанией

      Проводить спецоценку может только специализированная организация, которая (ч. 1 и 2 ст. 8 и ст. 19 Закона № 426-ФЗ):

      • согласно ее уставу вправе заниматься соответствующей деятельностью;
      • имеет в штате не менее пяти сертифицированных экспертов, работающих по трудовому договору (из них не менее одного врача по общей гигиене, гигиене труда и санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям). Требования к экспертам перечислены в статье 20 Закона № 426-ФЗ, например: наличие высшего образования и опыта работы в области аттестации рабочих мест по условиям труда не менее трех лет;
      • имеет собственную испытательную лабораторию (центр), аккредитованную в области проведения исследований и измерений вредных (опасных) факторов производственной среды и трудового процесса, предусмотренных пунктами 1—11 и 15—23 части 3 статьи 13 Закона № 426-ФЗ.
      • Если компания была аккредитована в качестве организации, оказывающей услуги по аттестации рабочих мест до 1 января 2014 года, она вправе проводить спецоценку до истечения срока действия аттестатов аккредитации испытательной лаборатории (центра), но не позднее чем до 31 декабря 2018 года (ч. 1 ст. 27 Закона № 426-ФЗ).

        Создать комиссию, утвердить график проведения работ

        Для организации и проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах компании ее руководитель издает приказ о создании комиссии, которую должен возглавить он сам или его представитель. Образец приказа смотрите ниже.

        Образец
        Приказ о создании комиссии для проведения спецоценки условий труда

        В состав комиссии нужно включить нечетное количество работников компании. Среди них обязательно должен быть специалист по охране труда, а также представители профсоюза, если они на предприятии есть (ч. 1, 2 и 4 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).

        Комиссия должна разработать и утвердить график проведения работ по спецоценке условий труда с учетом особенностей технологического процесса на предприятии.

        Определить перечень рабочих мест, подлежащих спецоценке

        Комиссия определяет перечень рабочих мест, подлежащих спецоценке, а также указывает аналогичные рабочие места (ч. 5 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).

        Аналогичными признаются рабочие места, на которых используется однотипное производственное оборудование, действует одинаковый набор вредных (опасных) производственных факторов (ч. 6 ст. 9 Закона № 426-ФЗ). В ходе проведения спецоценки достаточно оценить 20% аналогичных рабочих мест, но не менее двух (ч. 1 ст. 16 Закона № 426-ФЗ).

        Первый этап — идентификация вредных и опасных производственных факторов

        Прежде чем измерить вредность или опасность условий труда, необходимо провести их идентификацию.

        Какие рабочие места не требуют идентификации производственных факторов

        В соответствии с частью 6 статьи 10 Закона № 426-ФЗ и пунктом 10 Методики не нужно проводить идентификацию в отношении рабочих мест:

      • работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки № 1 и 2, утвержденные постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.91 № 10, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости;
      • в связи с работой на которых сотрудникам предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными (опасными) условиями труда;
      • на которых по результатам ранее проведенных аттестаций или спецоценок были установлены вредные (опасные) условия труда.
      • Эти исключения понятны — изначально известно, что условия труда на таких рабочих местах являются вредными и (или) опасными.

        Что такое идентификация вредных и опасных производственных факторов

        Идентификация предполагает выполнение следующих действий (п. 3 Методики).

        Во-первых, нужно выявить и описать факторы производственной среды и трудового процесса и их источники.

        Во-вторых, следует сопоставить и установить совпадения в наименованиях выявленных факторов с наименованиями вредных и (или) опасных производственных факторов, указанных в Классификаторе (далее — Классификатор).

        Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов приведен в приложении № 2 к приказу Минтруда России от 24.01.2014 № 33н

        В-третьих, необходимо принять решение о проведении исследований (испытаний) и измерений вредных (опасных) производственных факторов.

        В заключение надо зафиксировать результаты идентификации, оформив отчет или подав декларацию.

        Финансирование затрат на проведение спецоценки —обязанность работодателя

        Обязанность по финансированию спецоценки возложена на работодателя. Пока не ясно, сможет ли компания частично провести спецоценку за счет взносов на травматизм (ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ). В Правилах финансового обеспечения предупредительных мер, утвержденных приказом Минтруда России от 10.12.2012 № 580н, соответствующие изменения не внесены.

        Но на сумму затрат на проведение спецоценки компания может уменьшить налогооблагаемую прибыль (подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ). Такие расходы, по сути, являются расходами на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности.

        Кто проводит работы по идентификации и что делать работодателю

        Все перечисленные выше действия выполняет приглашенный специалист из организации, с которой заключен договор о проведении спецоценки (ч. 1 ст. 20 Закона № 426-ФЗ и п. 4 Методики).

        Для выявления вредных (опасных) факторов приглашенный эксперт может использовать техническую, технологическую документацию, должностные инструкции, информацию о характеристиках сырья и материалов, результаты ранее проводившихся на рабочем месте исследований и измерений вредных (опасных) факторов.

        Работодатель обязан предоставить эксперту все необходимые документы и заключения, которые имеются на предприятии, а также разъяснения по вопросам проведения спецоценки (п. 2 ч. 2 ст. 4 Закона № 426-ФЗ). Если таких документов нет, эксперт обследует рабочее место, осматривает его в процессе выполнения работником штатных действий, опрашивает работника. Работодатель обязан обеспечить эксперту беспрепятственный доступ к рабочему месту и предоставить возможность провести беседу с работником.

        Совпадения есть. Если в результате сопоставления эксперт установит совпадение наименований выявленных факторов производственной среды с наименованиями, указанными в Классификаторе, такие факторы признаются вредными или опасными (п. 7 Методики).

        Далее эксперт принимает решение о проведении исследований (испытаний) и измерений вредных (опасных) факторов (п. 7 Методики).

        Обратите внимание: идентификация не проводится в отношении рабочих мест сотрудников, имеющих право на досрочную пенсию (списки № 1 и 2, утвержденные постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.91 № 10), и мест, предполагающих гарантии и компенсации за работу с вредными (опасными) условиями труда.

        Эксперт должен принять решение о замерах уровня вредных факторов. Это необходимо для отнесения условий труда к 3-му или 4-му классу опасности, так как именно от класса (подкласса) теперь зависит тариф дополнительных страховых взносов в ПФР.

        О составлении декларации читайте ниже.

        Совпадений нет или факторы не выявлены. Если вредные (опасные) факторы по результатам идентификации не выявлены или не обнаружено совпадения их наименований в Классификаторе, эксперт фиксирует отсутствие на рабочем месте вредных (опасных) факторов. Условия труда на таком рабочем месте признаются комиссией допустимыми. В отношении таких рабочих мест работодатель подает декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (п. 8 Методики).

        Форма отчета предусмотрена приложением № 3 к приказу Минтруда России от 24.01.2014 № 33н.

        Где отражаются результаты идентификации. Результаты идентификации эксперт заносит в раздел II «Перечень рабочих мест, на которых проводилась специальная оценка условий труда» Отчета о проведении специальной оценки условий труда (далее — Отчет). Результаты идентификации должна утвердить комиссия.

        Отчет о проведении спецоценки включает:

      • «Сведения об организации, проводящей спецоценку условий труда» (раздел I);
      • «Перечень рабочих мест, на которых проводилась спецоценка» (раздел II);
      • «Карту специальной оценки условий труда» (раздел III);
      • «Протокол оценки эффективности средств индивидуальной защиты на рабочем месте» (раздел IV);
      • «Форму сводной ведомости результатов проведения специальной оценки условий труда» (раздел V);
      • «Перечень рекомендуемых мероприятий по улучшению условий труда» (раздел VI).
      • Второй этап — исследования и измерения уровня вредных и опасных производственных факторов

        В случае выявления на рабочем месте вредных (опасных) факторов необходимо измерить их фактические значения (п. 12 Методики и ст. 12 Закона № 426-ФЗ).

        Кто проводит. Исследования и измерения вредных и (или) опасных факторов проводят испытательная лаборатория, эксперты или другие работники организации, с которой заключен договор о проведении спецоценки (п. 13 Методики).

        В каких условиях проводятся измерения. В общем случае исследования и измерения должны проводиться в момент, когда оборудование находится под нагрузкой, работает в штатном режиме с использованием обычных для данной технологии сырья и материалов (п. 16 Методики). Работодатель должен обеспечить возможность проведения таких измерений.

        Если измерения опасны. Комиссия вправе принять решение о невозможности проведения исследований и измерений на реальном рабочем месте, если это может создать угрозу для жизни людей. Условия труда на таких рабочих местах относятся к опасному классу условий труда без проведения исследований и измерений. Запретительное решение комиссии оформляется протоколом, который должен содержать обоснование причины отказа от измерений (п. 18 Методики).

        Результаты прошлых замеров. В некоторых случаях исследования и измерения не проводятся, если есть возможность воспользоваться результатами исследований и измерений, проведенных не ранее чем за шесть месяцев до спецоценки условий труда, и если эксперт даст заключение о возможности использования указанных результатов (п. 13 Методики).

        Протокол по итогам. Результаты исследований и измерений вредных (опасных) факторов оформляют в форме протокола.

        Третий этап — классификация условий труда

        Условия труда подразделяются на четыре класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные (1, 2, 3 и 4-й классы соответственно). Вредные условия, в свою очередь, могут быть четырех степеней (подклассов) (ст. 14 Закона № 426-ФЗ).

        Эксперт присваивает класс

        Эксперт устанавливает класс условий труда на рабочем месте в зависимости от степени отклонения фактических значений вредных (опасных) факторов от нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и с учетом продолжительности их воздействия на работника в течение рабочего дня (смены) (п. 20 Методики).

        С учетом совокупного воздействия идентифицированных вредных факторов эксперт установит класс (подкласс) условий труда.

        Итоговый класс может быть повышен. Если на рабочем месте зафиксировано сочетанное действие (п. 94 Методики):

      • трех и более вредных (опасных) факторов, отнесенных к подклассу 3.1 вредных условий труда, итоговый класс (подкласс) условий труда относится к подклассу 3.2;
      • двух и более вредных (опасных) факторов, отнесенных к подклассам 3.2, 3.3, 3.4 вредных условий труда, итоговый класс (подкласс) повышается на одну степень.
      • Итоговый класс можно понизить. Итоговый класс (подкласс) условий труда может быть снижен на одну степень, если работники используют средства индивидуальной защиты, сертифицированные аккредитованным органом по сертификации, включенным в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза (п. 95 Методики и ч. 6 ст. 14 Закона № 426-ФЗ). Решение об этом принимает комиссия с учетом мнения эксперта.

        Эксперт из организации, с которой заключен договор о проведении спецоценки, заполняет значимые показатели Отчета.

        Инструкция по заполнению Отчета приведена в приложении № 4 к приказу Минтруда России от 24.01.2014 № 33н

        Так, выявленные потенциально вредные (опасные) факторы и продолжительность их воздействия (в часах) на работника в течение рабочего дня (смены) он отразит в графах 4—19 раздела II Отчета.

        Если же вредные факторы не идентифицированы, проставляется прочерк «—».

        Класс (подкласс) условий труда по каждому производственному фактору на рабочем месте вписывается:

      • в строку 030 раздела III Отчета;
      • в графы 3—16 таблицы 2 раздела V Отчета.
      • Информация об итоговой оценке условий труда оформляется в соответствии с приложением 22 к Методике и указывается:

      • в строке 030 раздела III Отчета;
      • в графе 17 таблицы 2 раздела V Отчета.
      • Отчет подписывают все члены комиссии, а утверждает — ее председатель (ч. 2 ст. 15 Закона № 426-ФЗ).

        На рабочем месте вредные факторы не выявлены

        Если на рабочих местах установлен 1-й и 2-й класс условий труда, работодатель должен задекларировать соответствие условий государственным нормативным требованиям охраны труда.

        Порядок представления декларации

        Форма декларации приведена в приложении № 1, а порядок ее подачи — в приложении № 2 к приказу Минтруда России от 07.02.2014 № 80н.

        Декларацию нужно представить в территориальное отделение Роструда не позднее 30 рабочих дней со дня утверждения Отчета о проведении спецоценки. В какой форме ее сдавать — бумажной или электронной — работодатель решает самостоятельно.

        Декларация действительна в течение пяти лет. Ее действие прекратится только в случае, если с сотрудником, занятым на рабочем месте, в отношении которого подана декларация, на производстве произошел несчастный случай или у этого работника выявлено профессиональное заболевание из-за воздействия вредных (опасных) факторов.

        Спецоценка раньше срока

        По общему правилу оценка условий труда проводится не реже одного раза в пять лет (ч. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ), если нет оснований для внеплановой оценки. Основания для проведения внеплановой спецоценки условий труда перечислены в статье 17 Закона № 426-ФЗ, например: изменение технологического процесса или состава применяемых сырья и материалов, несчастный случай на рабочем месте и т. п.

        Если такие обстоятельства отсутствуют, декларация по истечении срока ее действия считается продленной на следующие пять лет (п. 4—7 ст. 11 Закона № 426-ФЗ).

        Какие сведения внести в Отчет о нормальных условиях труда

        В отношении рабочих мест, на которых вредные (опасные) факторы не идентифицированы, в Отчете нужно указать только (п. 4 ст. 15 Закона № 426-ФЗ):

      • сведения об организации, проводившей спецоценку условий труда (с приложением копий документов, подтверждающих ее соответствие требованиям, установленным статьей 19 Закона № 426-ФЗ) (раздел I Отчета);
      • перечень рабочих мест, на которых проводилась спецоценка условий труда, с указанием на то, что вредные (опасные) производственные факторы не выявлены (раздел II Отчета);
      • заключение эксперта организации, привлеченной для проведения спецоценки.

      Знакомим работников под роспись с результатами спецоценки

      Работники, занятые на работах с вредными и ( или) опасными условиями труда (3-й и 4-й класс), имеют право, в частности:

    • на повышенную оплату труда — не менее 4% оклада, установленного для соответствующего вида работ с нормальными условиями труда (ч. 2 ст. 147 ТК РФ);
    • сокращенную продолжительность рабочего времени — не более 36 часов в неделю (ч. 1 ст. 92 ТК РФ).
    • Работников нужно ознакомить с результатами спецоценки условий их труда в течение 30 календарных дней со дня утверждения Отчета. В этот срок не входят периоды болезни, отпуска, командировки и междувахтового отдыха сотрудника (ч. 5 ст. 15 Закона № 426-ФЗ).

      Ознакомить сотрудников с результатами спецоценки можно, например, с помощью листа ознакомления, составленного в произвольной форме.

      Если же работодатель давал своим сотрудникам какие-либо разъяснения по вопросам проведения и результатов специальной оценки условий труда, это также можно отразить в листе ознакомления.

      www.srgroup.ru