Пособия для детей по пдд

Пособия для детей по пдд

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ по обучению детей Правилам дорожного движения

(для учителей начальных классов и классных руководителей, воспитателей детских дошкольных учреждений и родителей)

От поведения пешехода на улице зависит его жизнь и здоровье. Обучить детей правилам дорожной безопасности – актуальная задача семьи, детского сада, школы и других общественных организаций.

В методическом пособии рассказывается о том, как уберечь детей от несчастных случаев на улицах и дорогах. Рекомендовано для учителей, воспитателей детских дошкольных учреждений и школ-интернатов, родителей.

Скачать методическое пособие с сайта Зебренок в формате PDF можно здесь.

С О Д Е Р Ж А Н И Е:

Обучение детей Правилам дорожного движения

— Обучение ПДД в семье
— Обучение ПДД в детском дошкольном учреждении
— Обучение ПДД в школе

Правила дорожного движения

— Дорожные знаки
— Основные правила поведения пешеходов и пассажиров
— Правила езды на велосипеде

Дорожно-транспортные происшествия и дети

Становясь пассажирами или водителями собственного автомобиля, мы порой забываем о пешеходе, хотя большую часть времени на улицах городов и поселков сами являемся именно пешеходами. Психология же пешехода противоположна психологии тех, кто мчится по дорогам. Несущиеся на больших скоростях автомобили оглушают людей шумом, заставляют морщиться от выхлопных газов.

В современном городе надо стремиться к тому, чтобы увеличение автомобильного парка не мешало нормальной жизни человека, его труду и отдыху. Многое в организации порядка и безопасности движения на улицах зависит от пешеходов.

Не секрет, что увеличение автомобильного парка повысило возможность совершения дорожно-транспортных происшествий. Зачастую даже незначительные нарушения пешеходом правил дорожного движения, невнимательность людей на улицах приводят к тяжким последствиям стоят жизни им самим, водителю и прохожим, случайно оказавшимся поблизости.

По словам психологов, в возрасте от 5 до 9 лет мальчики в 5 раз чаще получают травмы, чем девочки, а в возрасте от 10 до 14 лет – примерно в 3 раза. Все-таки мальчишки остаются мальчишками. Они больше, чем девочки, проводят времени на улице, а часто и на ее проезжей части: играют в футбол, бегают, гоняют на велосипедах. Резкое движение, неосторожный толчок, и ребенок оказался под колесами…

Основные причины дорожно-транспортных происшествий с детьми

— незнание детьми правил дорожного движения, безопасного поведения на проезжей части дороги, правил посадки в автобус, троллейбус, трамвай и т.д.;
— недисциплинированность или невнимательность детей на улице;
— различные игры на тротуаре и на проезжей части дороги;
— недостаточный надзор взрослых за поведением детей на улице;
— нарушение водителями правил дорожного движения: превышение скорости в местах скопления детей – у школ, детских садов, детских площадок, парков, скверов и т.д.

В школах детей знакомят с правилами дорожного движения, но, как показывает анализ дорожно-транспортных происшествий, немало несчастных случаев происходит потому, что дети не выполняют элементарных правил безопасности движения пешехода.

Типичный диалог с нарушителем:
— На красный сигнал светофора можно идти?
— Нет…
— А почему же ты перебегал улицу на красный свет?
— Да я не посмотрел на светофор, гляжу – машин нет, вот и побежал…

Подобные ответы от детей, подростков и даже взрослых приходится, к сожалению, слышать часто.

Именно недисциплинированность детей на улице приводит к несчастным случаям. Ребячество, неправильное понимание геройства, игры вблизи дороги – все это чревато печальными последствиями.

Пример происшествия на дороге по вине детей

Группа ребятишек каталась на фанерных листах, спускаясь с обледенелой насыпи на дорогу. Восьмилетний Валерий, скатившись вниз, попал под колеса грузовика и получил перелом позвоночника. Разбирали это происшествие особенно тщательно. Было установлено, что водитель вел грузовик мимо насыпи очень медленно, со скоростью 14 км/ч. Чтобы предупредить детей об опасности, он подавал звуковые и световые сигналы. Ребята, которые были на дороге, разбежались. Водитель правил движения не нарушал, принял меры предосторожности. Валерий решил показать ребятам свою смелость и неожиданно для всех покатился вниз…

А эта история произошла на мосту. Два мальчика стояли у перил и наблюдали за лодкой. Но вот лодка вошла под мост. Я обгоню лодку! – закричал вдруг один из мальчиков и со всех ног помчался через проезжую часть. А по мосту на большой скорости ехал грузовой автомобиль. Мальчик не видел его и не слышал сигналов. Расстояние между ребенком и автомобилем сократилось до 3 метров. И тут случилось самое худшее — озорник споткнулся и упал. Спасая мальчика, водитель резко повернул руль вправо. Со всего хода грузовик протаранил металлические перила и рухнул в реку. Анализируя данный случай, пришли к выводу, что водитель нашел единственно возможный выход: тормозить он не мог, так как расстояние между грузовиком и мальчиком было столь малым, что автомобиль все равно сбил бы его. К счастью, водитель остался жив. Получив множество ушибов и серьезное ранение грудной клетки при падении, он все же нашел в себе силы выбраться из машины и всплыть на поверхность. Смельчаки-прохожие вытащили водителя из воды. Он был немедленно доставлен в больницу. А перепуганные мальчишки убежали. Пойдет ли им впрок этот горький урок.

К сожалению, немало несчастных случаев с детьми происходят по вине водителей автомобилей и таких водителей-нарушителей строго наказывают. Но вот дети, по вине которых произошло дорожно-транспортное происшествие, часто остаются безнаказанными. Да и можно ли наказывать ребенка, если виновен прежде всего взрослый? Да, взрослый: отец, мать, бабушка, дедушка, воспитатель, учитель – все те, кто отвечают за ребенка. Это они не приучили детей неукоснительно соблюдать правила поведения на улицах и дорогах, не воспитали дисциплинированность, осторожность, осмотрительность.

Предупреждению несчастных случаев с детьми на улицах наших городов и населенных пунктов, автомобильных дорогах должно уделяться самое серьезное внимание и в семье, и в школе, и в дошкольных учреждениях, и на предприятиях, и в государственных и общественных организациях.

Обучение детей правилам дорожного движения

В век автомобилей и высоких скоростей детям необходимы знания правил дорожного движения, поведения пешехода на улицах и дорогах. Обучение детей этим правилам – важное воспитательное мероприятие, прививающее им дисциплинированность, осторожность, а когда необходимо, и находчивость.

Взрослые должны сообщить ребенку необходимые сведения о правилах дорожного движения, поведения пешеходов, закрепить навыки правильного поведения на улице и дороге.

Обучение не должно быть навязчивым, утомительным. Правила лучше усваиваются детьми постепенно: сначала элементарные – в семье, в детском саду, а затем более углубленные – в школе.

Хочется, чтобы каждый родитель, воспитатель, учитель поняли, что обучение детей правилам дорожного движения и поведения пешехода на улице и дороге не только позволит получить им необходимые знания, но разовьет у детей чувство ответственности за свое поведение на улице, умение учитывать возможную опасность, самообладание, умение быстро и правильно оценивать обстановку, расстояние до приближающегося транспорта, скорость движения автомобиля.

Обучение правилам дорожного движения в семье

Вспомним замечательные слова А.С. Макаренко: «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома…»

Личный пример родителей

Часто говорят и пишут о его необходимости в воспитании. Надо ли говорить, как копируют дети поведение матери или отца на улице! Однако родители далеко не всегда подают ребенку пример в соблюдении правил безопасного перехода улиц и перекрестков, посадки в автобус, троллейбус, трамвай. Нарушая правила дорожного движения, родители как бы негласно разрешают нарушать их своим детям.

Знакомить ребенка с правилами дорожного движения следует постоянно, ненавязчиво, используя каждый подходящий момент на улице, во дворе, на загородной дороге.

Гуляя с малышом, обязательно вслух комментируйте все, что происходит на дорогах с транспортом, пешеходами. Например, объясните, почему сейчас вам нельзя перейти улицу, какие на этот случай существуют правила для пешеходов и водителей, укажите на нарушителей, сказав, что они поступают нехорошо, рискуют попасть под машину. Дома тоже найдите время, чтобы вернуться к разговору о правилах дорожного движения. Детям интересно послушать стихи, рассказы, посмотреть видео-, диафильмы на эту тему.

Для этой цели можно использовать и настольные игры. Купите детям игрушечные автомобили, трамвайчики, автобусы, троллейбусы, светофоры, фигурки пешеходов и регулировщика и т.д. и организуйте игру, обозначив улицы, перекрестки, тротуары, трамвайные и троллейбусные остановки. Сюжеты игр можно придумать самому – их подскажут правила дорожного движения.

Вместе с детьми можно слушать и смотреть специальные выпуски телевизионных и радиопередач по безопасности движения. Хорошо, если взрослые станут не просто слушателями и зрителями, но примут живое участие в обсуждении с детьми услышанного или увиденного, постараются ответить на все детские «почему?».

Если дети ходят в детский сад или учатся в школе, родители должны расспросить ребенка, что рассказывали воспитатели и учителя о поведении на улице, о правилах дорожного движения. Следует поддерживать и развивать интерес детей к этим вопросам.

Успешных результатов в обучении и воспитании дисциплинированных пешеходов можно добиться лишь в том случае, когда существует крепкая взаимосвязь семьи, дошкольного учреждения и школы и все действия их целенаправленны.

Обучение правилам дорожного движения в детском дошкольном учреждении

В детском саду дети усваивают самые необходимые для пешеходов правила дорожного движения и элементарные нормы поведения на улице.

Обычно малыши легко запоминают правила, если «теория поддерживается практикой»: после очередной беседы о правилах поведения на улице воспитатель организует с детьми игру или прогулку по улице для закрепления полученных знаний.

Главное – беседовать с детьми в доходчивой, интересной, образной форме, не ограничиваться общими предупреждениями:
— Будьте осторожны на улице!
— Берегитесь машин.
— Не идите на красный свет.

Правильные слова, но до ребенка смысл их не всегда доходит, так как слова эти слишком общие. Поэтому в беседе надо использовать конкретные примеры, анализировать их, чтобы ребенок понял, почему так, а не иначе обязан поступить пешеход или водитель автомобиля.

Игра – наиболее доходчивая для детей форма усвоения знаний и приобретения необходимых навыков. Увлеченные интересной игрой, сами того не замечая, дети усваивают основные нормы безопасного поведения на улице или дороге.

Расскажем, как проводится игра «Пешеходы и водители». Для того чтобы детям было интересно, надо заранее подготовить таблички, на которых изображены автомобили, троллейбусы, фигурки людей, регулировщиков.

Перед началом игры малышей разбивают на группы: водители, пешеходы, регулировщики. Раздают соответствующие таблички. В комнате или во дворе на площадке условно размечают перекресток и улицы, ведущие к нему. В центре перекрестка встает регулировщик. Он дает сигнал, разрешая движение или запрещая его. По команде воспитателя «Пошли!» игра начинается.

При двух ошибках ребенок выбывает из игры. Это бывает очень обидно, но зато в следующий раз мальчик или девочка постараются более четко выполнять необходимые правила дорожного движения.

Для изучения правил дорожного движения используются и настольные игры. Для детей они очень наглядны и привлекательны.

Дети любят рисовать. Воспитатели могут, например, дать задание изобразить мчащийся автомобиль, пешехода, переходящего улицу, светофор. Затем все вместе разбирают рисунки ребят. С детьми можно разучить стихи и песни, темой которых также будет поведение на улице.

Обучение правилам дорожного движения в школе

С чего же должна начинать школа? Классному руководителю первоклассников необходимо поинтересоваться, каким маршрутом ходит каждый его ученик в школу. Пересекает ли он улицу, перекрестки, площади?

Не следует оставлять на усмотрение ребенка выбор маршрута от дома до школы. В больших городах первоклассники, как и дошкольники, нуждаются в провожатых. Однако не всегда родители могут провожать ребят на занятия. Дети ходят в школу самостоятельно. И далеко не безразлично, к какому маршруту привыкнет ребенок. Учитель вместе с родителями и учеником обсуждают наиболее безопасный маршрут от дома до школы. Иногда ребенку приходится разъяснять, почему именно этот маршрут безопасен, убеждать его в необходимости следовать только этим путем, и никаким другим.

Теперь родители и учитель спокойны – школьники знают свой маршрут.

Формы обучения школьников правилам дорожного движения очень разнообразны:
— тематические занятия, проводимые сотрудниками дорожной полиции и другими специалистами;
— лекции для учащихся старших классов с демонстрацией специальных кино-, видеофильмов, фотографий и т.д.;
— практические занятия с учащимися начальных классов на учебных автоплощадках, экскурсии к перекресткам;
— конкурсы и соревнования на лучшее знание правил дорожного движения и поведения пешеходов на улице.

#ПДД #Зебренок #дети #обучение #методическоепособие #родителям #педагогам

zebrenok.educom.ru

Методическое пособие для детей по безопасности «Макет дороги»

Наглядные методические пособия и развивающие игры являются неотъемлемой частью развития детей. Именно в раннем детском возрасте закладываются базовые знания об окружающем мире и способах взаимодействия с ним. Широко известны положительные свойства методических пособий:

  • способствуют улучшению памяти, внимания,
  • развивают логическое мышление и творческое воображение у ребенка.
  • Методические пособия, как правило, разрабатываются с целью знакомства детей, в простой и доступной форме, с окружающей средой. Использование методических пособий во время занятий в детском саду повышает интерес к процессу обучения, а яркие изображения, большие буквы и цифры, знакомые герои сказок и мультфильмов привлекут внимание ребенка к изучаемой теме.

    Наглядные методические пособия для детских садов обычно организованы в игровой форме, поскольку игра является основным доступным и самостоятельным видом деятельности для ребенка. Методические пособия, как правило, направлены на развитие различных навыков таких, как сосредоточенность, усидчивость, развитие мелкой моторики рук, обучение счету, письму, языкам и общему знакомству с окружающей средой. Методические пособия предназначены не только для занятий с одним ребенком, а также предполагают участие группы детей. При этом ребенок знакомится с новой темой и повышает свои навыки взаимодействия с другими детьми.

    Одними из самых популярных методических пособий являются пособия по изучению безопасности жизнедеятельности. Различные виды таких пособий позволяют заложить необходимые основы и навыки безопасности в раннем детском возрасте. Например, использование ролевых игр с реквизитом создаст правильные ассоциации у ребенка о поведении, а непосредственное участие в действе поможет лучше запомнить правила техники безопасности. Настольные методические пособия могут включать магнитные элементы, фишки и карточки с изображениями, с помощью которых можно рассматривать различные виды безопасности.

    Безопасность на дороге одна из основных изучаемых тем с детьми в доу. Очень важно знать и правильно понимать правила дорожного движения, поэтому при подготовке занятий с детьми убедитесь в качестве методического пособия.

    Компания ИНТЕРДИЗАЙН выпустила наиболее полное и универсальное методическое пособие по безопасности «Макет дороги». Это пособие разработано с помощью ведущих педагогов и ориентировано на детей разных возрастных групп.

    Познавательное методическое пособие представлено в виде настольной игры с дополнительными элементами на подставках. Большое количество фигурок на подставках в наборе позволяют разыграть много ситуаций, которые могут возникнуть на дороге. Универсальность методического пособия заключается в том, что изучение правил дорожного движения можно проводить как с одним ребенком, так и с группой детей в детском саду.

    В комплект методического пособия входит двустороннее поле, одна сторона которого разработана для детей младшего и среднего дошкольного возраста, а вторая – для детей старшего дошкольного возраста. Отличие второй стороны – она выполнена в виде перекрестка, а первая в виде прямой улицы с пешеходным переходом.

    Также в набор методического пособия входит 36 элементов, 30 подставок для них.

    Чтобы игра была интересной и реалистичной набор фигур включает разнообразные фигуры участников дорожного движения, например, автомобили, дорожные знаки, люди и т.д., а также различные вспомогательные фигуры такие, как здания и деревья, которые помогут создать и разыграть ситуации, возникающие на дороге.

    Конечно же, начинать изучение безопасности на дороге необходимо с правил пешехода. Поскольку преимущественно методическое пособие предназначено для группы детей, в наборе предусмотрены фигуры пешеход-«мальчик» и пешеход-«девочка», чтобы было интересно проигрывать варианты событий. Также комплект Люди методического пособия «Макет дороги» включает велосипедиста и регулировщика.

    Одним из важных участников дорожного движения является светофор. Расскажите ребенку как себя нужно вести на пешеходном переходе, где присутствует светофор, а также как переходить дорогу, когда его нет.

    Создать дорожное движение никак невозможно без комплекта Автомобили, который содержит легковой автомобиль, пожарную машину и машину скорой помощи.

    С помощью методического пособия «Макет дороги» можно провести занятие для изучения основных знаков дорожного движения. Набор включает 14 видов дорожных знаков.

    Чтобы начать использовать методическое пособие необходимо заполнить поле фигурами и смоделировать ситуацию. Методическое пособие «Макет дороги» можно применять, как для первоначального изучения правил дорожного движения, так и для проверки пройденного материала. Рассказывайте правила, при этом показывая, какое действие должен совершить тот или иной участник дорожного движения. А для закрепления и проверки знаний предложите детям нарисовать тематические рисунки и рассказать, какая ситуация изображена на их картинке.

    Заказать методическое пособие «Макет дороги» Вы можете на сайте компании ИНТЕРДИЗАЙН http://dou-shkola.ru/metodicheskoe-posobie-maket-dorogi,3560.html

    deti-club.ru

    Учебно-методический материал на тему:
    Методическое пособие по обучению детей ПДД

    От поведения пешехода на улице зависит его жизнь и здоровье. Обучить детей правилам дорожной безопасности – актуальная задача семьи, детского сада, школы и других общественных организаций.

    В методическом пособии рассказывается о том, как уберечь детей от несчастных случаев на улицах и дорогах.

    Рекомендовано для учителей, воспитателей детских учреждений, родителей.

    Предварительный просмотр:

    по обучению детей

    Правилам дорожного движения

    (для учителей начальных классов и классных руководителей,

    воспитателей детских дошкольных учреждений

    и школ-интернатов, родителей)

    От поведения пешехода на улице зависит его жизнь и здоровье. Обучить детей правилам дорожной безопасности – актуальная задача семьи, детского сада, школы и других общественных организаций.

    В методическом пособии рассказывается о том, как уберечь детей от несчастных случаев на улицах и дорогах.

    Рекомендовано для учителей, воспитателей детских дошкольных учреждений и школ-интернатов, родителей.

    С О Д Е Р Ж А Н И Е

  1. Дорожно-транспортные происшествия и дети
  • Обучение детей Правилам дорожного движения
  • — Обучение ПДД в семье

    — Обучение ПДД в детском дошкольном учреждении

    — Обучение ПДД в школе

  • Правила дорожного движения
  • — Основные правила поведения пешеходов и пассажиров

    — Правила езды на велосипеде

    Дорожно-транспортные происшествия и дети

    С каждым годом на улицах городов и населенных пунктов увеличивается количество автомобилей, автобусов, троллейбусов, мотоциклов и других транспортных средств. Человек привык к быстрому движению. В кратчайший срок мы стремимся добраться в необходимое нам место, сетуем, если автомобиль или автобус едет медленно, требуем скорости, скорости, скорости…

    Не секрет, что увеличение автомобильного парка повысило возможность совершения дорожно-транспортных происшествий. Зачастую даже незначительные нарушения пешеходом правил дорожного движения, невнимательность людей на улицах приводят к тяжким последствиям, стоят жизни им самим, водителю и прохожим, случайно оказавшимся поблизости.

    Под колесами автомобилей в мире гибнут сотни тысяч человек! И среди жертв дорожно-транспортных происшествий значительный процент составляют дети. Достаточно, например, сказать, что в нашей республике за последние годы число детей до 16-летнего возраста составляет 13-15% от общего количества пострадавших.

    Сегодня нет, наверное, подростка, который бы не катался на велосипеде, мопеде, мотоцикле. Но ведь мало только держаться в седле и крутить педали, надо в совершенстве знать правила дорожного движения. Многие дети с этим не считаются. И вот результат, далеко не утешительный: за последние годы, например, подростки-велосипедисты составляют 17,1% от общего числа пострадавших на дорогах.

    Было проведено специальное изучение причин детского травматизма, в результате которого установлено, что у школьников 84% всех травм приходится на время, проведенное вне школы, из них 90-92% получено детьми в автодорожных происшествиях. Установлена и такая закономерность: больше всего несчастных случаев с детьми происходит весной и летом . В г. Костанае, например, май-август – самые, в этом отношении, несчастливые месяцы. А самое опасное время – с 16 до 17 часов. За один только этот час летом происходит 13% всех несчастных случаев с детьми за сутки.

    Небесполезно знать и такие данные: в возрасте от 5 до 9 лет мальчики в 5 раз чаще получают травмы, чем девочки, а в возрасте от 10 до 14 лет – примерно в 3 раза. Все-таки мальчишки остаются мальчишками. Они больше, чем девочки, проводят времени на улице, а часто и на ее проезжей части: играют в футбол, бегают, гоняют на велосипедах. Резкое движение, неосторожный толчок, и ребенок оказался под колесами…

    Следует указать основные причины дорожно-транспортных происшествий с детьми:

  • незнание детьми правил дорожного движения, безопасного поведения на проезжей части дороги, правил посадки в автобус, троллейбус, трамвай и т.д.;
  • недисциплинированность или невнимательность детей на улице;
  • различные игры на тротуаре и на проезжей части дороги;
  • недостаточный надзор взрослых за поведением детей на улице;
  • нарушение водителями правил дорожного движения: превышение скорости в местах скопления детей – у школ, детских садов, детских площадок, парков, скверов и т.д.
  • В школах детей знакомят с правилами дорожного движения, но, как показывает анализ дорожно-транспортных происшествий, немало несчастных случаев происходит потому, что дети не выполняют элементарных правил безопасности движения пешехода. Спрашиваешь, например, нарушителя:

    • На красный сигнал светофора можно идти?
    • Нет…
    • А почему же ты перебегал улицу на красный свет?
    • Да я не посмотрел на светофор, гляжу – машин нет, вот и побежал…
    • Вот пример происшествия на дороге по вине детей.

      Группа ребятишек каталась на фанерных листах, спускаясь с обледенелой насыпи на дорогу. Восьмилетний Валерий, скатившись вниз, попал под колеса грузовика и получил перелом позвоночника.

      Разбирали это происшествие особенно тщательно. Было установлено, что водитель вел грузовик мимо насыпи очень медленно, со скоростью 14 км/час. Чтобы предупредить детей об опасности, он подавал звуковые и световые сигналы. Ребята, которые были на дороге, разбежались. Водитель правил движения не нарушал, принял меры предосторожности.

      Валерий решил показать ребятам свою смелость и неожиданно для всех покатился вниз…

      А эта история произошла на мосту.

      Два мальчика стояли у перил и наблюдали за лодкой. Но вот лодка вошла под мост.

      — Я обгоню лодку! – закричал вдруг один из мальчиков и со всех ног помчался через проезжую часть.

      А по мосту на большой скорости ехал грузовой автомобиль. Мальчик не видел его и не слышал сигналов. Расстояние между ребенком и автомобилем сократилось до 3 метров. И тут случилось самое худшее — озорник споткнулся и упал. Спасая мальчика, водитель резко повернул руль вправо. Со всего хода грузовик протаранил металлические перила и рухнул в реку.

      Анализируя данный случай, пришли к выводу, что водитель нашел единственно возможный выход: тормозить он не мог, так как расстояние между грузовиком и мальчиком было столь малым, что автомобиль все равно сбил бы его.

      К счастью, водитель остался жив. Получив множество ушибов и серьезное ранение грудной клетки при падении, он все же нашел в себе силы выбраться из машины и всплыть на поверхность. Смельчаки-прохожие вытащили водителя из воды. Он был немедленно доставлен в больницу.

      А перепуганные мальчишки убежали. Пойдет ли им впрок этот горький урок.

      Несчастные случаи, как видим, происходят не только потому, что дети сознательно нарушают правила дорожного движения, но и в силу легкой отвлекаемости. Что-то заинтересовало на улице, увидели знакомого, окликнул друг – и сразу забыли, где находятся, не замечают ни сигналов светофора, ни указателей, ни дорожных знаков, ни мчавшихся на больших скоростях автомобилей. Дети еще не умеют определять реальность опасности и время, необходимое для безопасного перехода улицы. Они часто переоценивают свои возможности (это ведь так понятно!): себя они считают и более быстрыми, и более ловкими, и более смелыми, чем есть на самом деле.

      К сожалению, немало несчастных случаев с детьми происходят по вине водителей автомобилей и таких водителей-нарушителей строго наказывают. Но вот дети, по вине которых произошло дорожно-транспортное происшествие, часто остаются безнаказанными. Да и можно ли наказывать ребенка, если виновен прежде всего взрослый. Да, взрослый: отец, мать, бабушка, дедушка, воспитатель, учитель – все те, кто отвечают за ребенка. Это они не приучили детей неукоснительно соблюдать правила поведения на улицах и дорогах, не воспитали дисциплинированность, осторожность, осмотрительность.

      Но чему могут научить детей те родители, которые вместе с детьми перебегают улицу в неположенном месте. Понимают ли они, какой опасности подвергают жизнь ребенка, свою жизнь, жизнь водителей, пассажиров и пешеходов. Чаще всего – нет.

      Обучение детей правилам дорожного движения должно проходить интересно, увлекательно, в игровой форме, чтобы ребята как можно лучше усваивали все параграфы правил. Главное – внушить детям необходимость выполнения правил, воспитать в них потребность быть на улице особенно дисциплинированными и внимательными.

      Обучение детей правилам дорожного движения

      Совершенно очевидно: чем раньше дети получают сведения о том, как должен вести себя пешеход на улице и дороге, тем меньше станет несчастных случаев от дорожных происшествий.

      Начинать знакомство детей с правилами поведения пешехода на улице и дороге следует с того момента, как ребенок самостоятельно сделает первые шаги, ибо с этого момента он уже пешеход!

      Обучение правилам дорожного движения в семье

      К сожалению, семья часто недооценивает значение такого воспитания, пренебрегает необходимостью ознакомления ребенка с правилами поведения на улице. Бывают ли в семье специальные беседы, когда папа или мама экзаменуют своих детей по правилам поведения пешехода на улице, по правилам дорожного движения. Ведь иногда даже отличнику по этому «предмету» нельзя «натянуть тройку». Переход перекрестка для него ребус, дорожный знак непонятен.

      Вспомним замечательные слова А.С. Макаренко: « Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома… »

      Личный пример родителей

      Часто говорят и пишут о его необходимости в воспитании. Надо ли говорить, как копируют дети поведение матери или отца на улице! Однако родители далеко не всегда подают ребенку пример в соблюдении правил безопасного перехода улиц и перекрестков, посадки в автобус, троллейбус, трамвай.

      Нарушая правила дорожного движения, родители как бы негласно разрешают нарушать их своим детям.

      Мать и сын шли утром по улице. Проводив мальчика до школы, мать увидела, что к остановке приближается ее автобус. И хотя в этом месте улицы перехода не было, мать побежала на противоположную сторону, чтобы успеть на автобус. Все это видел сын. И вот спустя несколько дней он повторил поступок матери: побежал на противоположную сторону улицы и был сбит легковым автомобилем. Необдуманностью своего поведения мать как бы подтолкнула сына к несчастью.

      Прочтите малышам стихотворения «Про одного мальчика» С. Михалкова, «Мяч» С. Маршака, «Для пешеходов» В. Тимофеева, «Азбука безопасности» О. Бедарева и др.

      Дети любят играть. Играя, они познают окружающий мир, усваивают многие правила поведения. Обучать ребенка дорожной грамоте также можно в игре, принимая в ней самое активное участие.

      Отец, мать и другие взрослые члены семьи – активные помощники педагогов в формировании у детей навыков безопасного поведения на улице города, поселка, на загородной дороге. Было бы грубой ошибкой целиком переложить всю ответственность за изучение и усвоение правил поведения пешехода только на воспитателя, учителя или сотрудника дорожной полиции.

      Обучение правилам дорожного движения

      в детском дошкольном учреждении

      Воспитатели детского сада беседуют с детьми о правилах дорожного движения, учат правильно переходить улицу, перекресток, различать сигналы светофора, жесты регулировщика, световые указатели и дорожные знаки («Пешеходный переход», «Дети», «Движение запрещено», «Пешеходная дорожка»), надписи («Стойте», «Идите») и т.д.

      Главное – беседовать с детьми в доходчивой, интересной, образной форме, не ограничиваться общими предупреждениями:

    • Будьте осторожны на улице!
    • Берегитесь машин.
    • Не идите на красный свет.
    • Расскажем, как проводится игра «Пешеходы и водители».

      Для того, чтобы детям было интересно, надо заранее подготовить таблички, на которых изображены автомобили, троллейбусы, фигурки людей, регулировщиков.

      При обучении ПДД нельзя забывать и самых маленьких. С ними можно провести игру с трехцветными палочками (кружочками), целью которой является закрепление значений сигналов светофора: красный – опасность, желтый – предупреждение, зеленый – можно идти или ехать.

      Игра проходит так. Дети выстраиваются в одну шеренгу. Воспитательница поочередно поднимает палочки: красную палочку – дети должны сделать шаг назад, зеленую – шаг вперед, желтую палочку – все стоят на месте.

      Дети любят рисовать. Воспитатели могут, например, дать задание изобразить мчащийся автомобиль, пешехода, переходящего улицу, светофор. Затем все вместе разбирают рисунки ребят.

      С детьми можно разучить стихи и песни, темой которых также будет поведение на улице.

      Школа поможет детям систематизировать, расширить и углубить знания по безопасности движения, сформирует у них уважение к общему закону дорог и улиц, воспитает дисциплинированных пешеходов, а возможно, и будущих водителей.

      С чего же должна начинать школа?

      Классному руководителю первоклассников необходимо поинтересоваться, каким маршрутом ходит каждый его ученик в школу. Пересекает ли он улицу, перекрестки, площади?

      Маршрут ученика наносится на лист бумаги в виде схемы, где помечены все улицы, переходы, перекрестки, наиболее опасные места, светофоры, дом и школа. На обратной стороне записывают наиболее важные правила для пешеходов.

      Маршрут выбран. В первый день ученика нужно сопровождать, указывая на дорожные знаки, сигналы светофора, объясняя, как переходить улицу, перекресток, как поступить, если поток автомобилей застал его на проезжей части (задержаться на «островке безопасности», осевой линии, разделяющей потоки движения транспорта; остановиться, но ни в коем случае не бежать, не пятиться назад), как обходить автобус, троллейбус, трамвай и т.д.

      Формы обучения школьников правилам дорожного движения очень разнообразны:

    • тематические занятия, проводимые сотрудниками дорожной полиции и другими специалистами;
    • лекции для учащихся старших классов с демонстрацией специальных кино-, видеофильмов, фотографий и т.д.;
    • практические занятия с учащимися начальных классов на учебных автоплощадках, экскурсии к перекресткам;
    • конкурсы и соревнования на лучшее знание правил дорожного движения и поведения пешеходов на улице.
    • Могут быть и иные формы, которые подсказывает школам сама жизнь, условия города, поселка, той местности, где расположена школа.

      Тематические занятия проводятся по программе изучения ПДД: 16-ти часовая – в 1-4 классах, 10-ти часовая – в 5-8 классах. В классном журнале отводится отдельная страница, где записываются темы занятий, дата проведения, посещаемость и успеваемость учащихся, выставляется полугодовая оценка.

      При этом надо учитывать, что без достаточного количества наглядных пособий такие уроки не пойдут впрок, будут скучны и непонятны школьникам.

      В каждой школе должен быть создан специальный класс-кабинет, оборудованный наглядными пособиями, схемами, кинопроектором. Необходимо иметь: модели различных транспортных средств; комплект дорожных знаков и указателей; различные типы светофоров; стенды со схемами улиц и перекрестков, плакаты по ПДД; электрифицированный макет со светофорами. Если макет не электрифицирован, следует изготовить магнитную указку; с помощью магнита, установленного на конце такой указки, можно перемещать на макете вырезанные из же

      Необходимо проводить и практические занятия: совершать экскурсии на оживленные перекрестки города, приучить самих школьников регулировать движение своих сверстников на улицах, перекрестках, площадях, загородной дороге.

      Для закрепления пройденного материала можно использовать настольные и подвижные игры.

      В процессе обучения школьников правилам дорожного движения не обойтись и без лекций, бесед. Чтобы не наскучить детям постоянными указаниями на необходимость строгого соблюдения ПДД, лучше строить беседу на разборе конкретного происшествия (как это случилось, кто был виноват, могло ли этого не быть).

      Проводить беседы может учитель, если он специально подготовлен, но лучше приглашать сотрудников дорожной полиции или работников автохозяйств.

      Анализ дорожного происшествия должен быть всесторонним, глубоким. Надо сказать и о психологии водителя, и о психологии пешехода; о нарушении, которое совершили тот или другой; проанализировать, почему они совершили его; подвести ребят к мысли о закономерности несчастного случая для тех, кто постоянно нарушает правила.

      Школьники должны знать об ответственности водителей и пешеходов перед законом за нарушение правил дорожного движения (пешеход может быть оштрафован или отдан под суд и приговорен к лишению свободы, если его поведение на улице повлекло за собой тяжкие последствия – ранение или гибель других людей).

      Думается, что учителя-предметники могли бы помочь в нашем общем деле: например, учитель физики объяснит технические возможности автомобилей; химик расскажет о сортах бензина и маслах, применяемых в автомобилях и мотоциклах и т.д.

      Во многих школах на уроках труда учащиеся сами изготавливают различные наглядные пособия, макеты автомобилей, дорожных знаков, светофоров и табло.

      Хорошо, когда в школе оборудована автоплощадка с нанесенной разметкой улиц, перекрестков, тротуаров, пешеходных переходов, с выставленными светофорами, дорожными знаками.

      Не следует забывать и о такой наглядной форме пропаганды ПДД, как уголки безопасности, — их нетрудно организовать в каждой школе. В уголке вывешиваются красочные стенды, фотографии, рисунки, плакаты, различные памятки для пешеходов, пассажиров и водителей. В общешкольном уголке по БДД необходимо поместить выдержки из правил дорожного движения, изображения дорожных знаков с подробным разъяснением, схему наиболее безопасного пути в школу. Здесь же на стендах можно постоянно помещать информацию о соревнованиях между классами по ПДД. В отдельном разделе следует регулярно вывешивать задания игры «Светофор». Ответы на вопросы заданий можно опускать в специальный ящик или большой конверт, прикрепленный к стене. Рядом помещают фамилии ребят, давших правильные ответы.

      На выставке работ самих ребят могут быть представлены лучшие макеты автомобилей, действующие модели сигнальной техники – светофоров, табло, дорожных знаков, выполненные учащимися на уроках труда, а также их рисунки, стихи, рассказы на темы безопасности движения. Стенды и экспозиции уголков безопасности должны постоянно обновляться.

      Активное участие членов отряда юных инспекторов движения в оформлении школьных уголков безопасности помогает всем учащимся более серьезно относиться к своему поведению в общественных местах, воспитывает дисциплинированность и ответственность.

      Отличной формой пропаганды знаний ПДД являются конкурсы, соревнования и эстафеты. Такие конкурсы должны стать постоянными, ежегодными, они должны пропагандироваться через средства массовой информации. Увлекательность самих соревнований привлечет каждого школьника, заставит обратить особое внимание на собственное поведение на улице.

      В некоторых школах успешно проводятся соревнования команд КВН по специальной программе «Знаешь ли ты правила дорожного движения?» Польза от таких вечеров огромна, ибо и участники, и зрители как бы исподволь получают необходимые знания, решают сложные «транспортные задачи».

      Думается, что привлечение самих ребят к борьбе с нарушителями ПДД весьма целесообразно, так как дает эффективные результаты. Члены отрядов юных инспекторов движения (ЮИД) дежурят в тех местах, где гуляют дети, осуществляют основной контроль за поведением детей и подростков на улице.

      В некоторых школах постоянно устанавливается дежурство педагогов, родителей, учащихся старших классов, сотрудников дорожной полиции. Так как встречаются еще водители, которые не снижают скорость до безопасной, проезжая мимо школ. Иные даже не замечают знак «Дети». И в те часы, когда дети идут в школу или из школы, дежурный учитель красным флажком может остановить транспорт, пропуская детей.

      Велика роль родительской общественности в подготовке и проведении тематических школьных вечеров и утренников по безопасности движения.

      Существуют различные формы работы с детьми, которые проводятся в школе на уроках и во внеклассное время: это и занятия по безопасности дорожного движения, конкурсы, соревнования, линейки, беседы, экскурсии по улицам города (поселка), просмотр кинофильмов.

      И естественно встает вопрос: кому возглавить в школе всю работу по борьбе с детским травматизмом, по воспитанию дисциплинированных пешеходов?

      Возглавить такую работу в школе должен один человек – школьный общественный инспектор. Чаще всего это преподаватель трудового и производственного обучения или руководитель технического кружка, при условии, что он имеет водительское удостоверение, хорошо знает правила дорожного движения.

      План работы общественного инспектора обсуждается на педсовете.

      Отдел образования совместно с отделением дорожной полиции перед началом нового учебного года проводят совещания (семинары) для директоров школ, заместителей директоров по воспитательной работе, классных руководителей, учителей начальных классов, на которых решается вопрос, как эффективнее построить работу по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма, составляют примерные планы работы на учебный год, инструктируют молодых общественных инспекторов и т.д.

      nsportal.ru