Учебный план учебные программы учебники учебные пособия
Учебный план, программы, учебники
Государственные стандарты образования положены в основу документов, определяющих содержание образования. Главными документами этого уровня являются учебный план и учебные программы.
Учебный план — это документ, в котором определены состав учебных предметов, изучаемых в данном типе образовательных учреждений, их распределение по годам обучения, недельное и годовое количество времени, отводимого на каждый учебный предмет.
Основные виды учебных планов: базисный учебный план, типовые федеральные учебные планы, региональные учебные планы и учебный план школы. Эти планы отражают федеральный (т. е. общий для всей Федерации), национально-региональный и школьный (конкретный для данного образовательного учреждения) компоненты образования. Кроме того, все содержание образования подразделяется на инвариантную, базовую, обязательную для всех, часть, которая обеспечивает приобщение учащихся к общекультурным и национально значимым ценностям, обязательные занятия по выбору (часто они связаны с выбором профиля обучения в старшем звене), и вариативную часть, включающую свободно избираемые факультативные, индивидуальные и групповые занятия.
Базисный учебный план является частью государственного образовательного стандарта и служит основой для разработки рекомендованных Минобразованием России примерных учебных планов для разных типов школ (дневных, вечерних, с русским родным языком обучения, с родным (нерусским) языком обучения и др.), базисных региональных учебных планов школы (см. таблицу 1). В базисном плане выделены фундаментальная и технологическая (до-профессиональная) подготовка. Предметы сгруппированы по образовательным областям: филология, математика, обществознание, естествознание, искусство, физическая культура, технология. Это облегчает разработку интегрированных курсов внутри выделенных областей (например, обобщенного курса естествознания).
Базисный учебный план обеспечивает определенный баланс между естественно-научным и гуманитарным знанием с некоторым приоритетом гуманитарного цикла в начальной и основной школе и небольшим перевесом обязательных занятий по естественно-научным дисциплинам в звене полного среднего образования. Следует заметить, что приоритет гуманитарного образования на первых двух этапах оправдан тем, что именно гуманитарная культура и гуманитарное образование составляют основу развития личности на этих этапах, а приоритет естественно-научного содержания в 10 — 11-х классах объясняется необходимостью и возможностью осуществить традиционно присущую отечественному образованию глубокую подготовку по циклу естественных и математических дисциплин.
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации
Утвержден
Министерством общего и профессионального
образования Российской Федерации
9 февраля 1998 г.
Количество часов в неделю
Нужно сказать, что реальное соотношение основных блоков изучаемых дисциплин для конкретного учащегося может быть скорректировано за счет вариативной части плана. Этот план предполагает большую по сравнению со всеми ранее действовавшими учебными планами свободу выбора занятий учащимися и свободу для инициативной разработки новых курсов со стороны школы.
К недостаткам базисного и многих разработанных на его основе планов можно отнести сравнительно «скромную» представленность в обязательной части образовательных сфер «Искусство» и «Физическая культура», а также отсутствие целостной образовательной области «Человек». Недостатки эти могут быть компенсированы за счет вариативной части.
Гораздо более сложной представляется проблема, обозначенная в начале главы, а именно проблема синтеза, интеграции образовательных областей, в первую очередь гуманитарного и естественно-научного знания, выход учащихся, оканчивающих среднюю школу, а в еще большей степени студентов высших учебных заведений на интегрированную картину мира и глобальное мышление, охватывающее в единстве природу, человека, технику, духовный мир — мир чувств, идей, идеалов, способы сохранения и разумного преобразования человеческих отношений и самого человека.
Об этом очень убедительно пишет академик Н. Н. Моисеев: «В нынешних условиях широта образования должна достигаться в первую очередь за счет объединения гуманитарного и естественно-научного знания. Пришло время, когда человечество должно ликвидировать пропасть между двумя «цивилизациями» — гуманитарной и естественно-научной инженерной. » Он считает, что «надо учить не наукам, не предметам, а системе знаний, отдельные предметы должны стать ее фрагментами, закрепленными на некотором общем каркасе. Для нас в те годы таким каркасом была физика. Но не физика отдельных фактов, а модели физики. Теперь таким фактом должна стать экология» 1 .
Над разрешением этой проблемы работают и практики (интегрированные курсы, интегрированные уроки, комплексные экскурсии), и ученые (В.А.Игнатова, И. Т. Суравегина, Л.В.Тарасов, А. В. Хуторский и др.), но проблема эта очень сложна и решить ее быстро невозможно.
Конкретное содержание образования по образовательным областям и отдельным предметам определяется учебными программами и учебниками.
Содержание учебных предметов конкретизируется в учебных программах, которые представляют собой документ, устанавливающий
состав, структуру, последовательность предъявленного к изучению материала по каждому предмету с распределением его по годам обучения, по разделам и темам. По каждой теме обозначаются объем знаний (понятия, факты, основные законы, теоремы, рекомендации), способы деятельности (виды упражнений, типы задач, умения и навыки). В программах указываются предполагаемые результаты обучения, определяются межпредметные связи, опорные знания, необходимые для успешного изучения темы или раздела. Нередко задается и примерная методическая модель изучения материала (опорные понятия, логика и общие методы работы).
Типовые учебные программы, которые утверждаются Министерством образования Российской Федерации, раскрывают ведущие положения науки, практики, искусства, техники и носят рекомендательный характер.
Школьные рабочие программы отражают национально-региональный и школьный компоненты, а также образовательный потенциал школы, творческие возможности учителей. Мастера педагогического труда создают оригинальные авторские программы, главным образом по курсам, вводимым именно в данном образовательном учреждении. Такие программы проходят рецензирование и утверждаются либо экспертными комиссиями отделов (управлений) образования, либо советом школы.
Любая программа должна содержать: объяснительную записку, в которой определяются цели и основные направления работы по курсу, выделяются ведущие идеи, ключевые подходы, наиболее общие методы изучения; тематический план с примерным распределением часов по темам; раздел, раскрывающий содержание каждой темы с выделением подлежащих изучению фактов, доказательств, законов, теорем, теорий, следствий, прикладных объектов, а также обязательных для овладения умений и навыков; методические указания о способах изучения разделов курса (методы, основные демонстрации, лабораторные работы и т. д.); библиографию с указанием основной и дополнительной литературы.
Исторически сложилось две системы построения учебных программ: линейная и концентрическая. Линейное построение означает последовательное поэтапное изучение материала без возвращения к изучаемой теме. Оно логично, экономно, однако не позволяет в должной мере обеспечить глубину и осознанность проработки изучаемого в силу возрастных ограничений, особенно в младших классах. Концентрическое построение предполагает, что ведущие закономерности, понятия, факты могут изучаться несколько раз, что к ним возвращаются после их элементарного изучения на более высоком уровне по мере взросления учащихся, их развития, обогащения опытом. Концентризм отнимает больше времени, но зато позволяет добиться более глубокого овладения знаниями и более существенного продвижения в развитии.
Негативные стороны линейного и концентрического построения программ удается нейтрализовать, а сильные стороны сохранить при использовании так называемого спиралевидного расположения материала. Особенность такого подхода в том, что изучаемая исходная проблема разрешается постепенно — на основе расширения и углубления круга знаний, познавательного опыта. Процесс идет непрерывно, а не путем эпизодических, часто с перерывом в несколько лет, возвращений к тем или иным проблемам (Ч. Купсиевич).
К сожалению, пока в программах не удается в должной мере отразить основной результат обучения — уровень развития, степень самостоятельности обучаемых, подготовку их к творческой деятельности. Основная трудность заключается в том, что эти показатели очень вариативны, индивидуальны и их унификация или лимитирование очень опасны для живой практики.
И наконец, об учебнике. Учебник и учебные пособия наполняют обучение конкретным материалом, дают ориентиры построения курса педагогу и материал для самостоятельной работы учащимся. В идеале программа и учебник должны в своих исходных основаниях и по логике изложения соответствовать друг другу. Этого было проще добиться, когда существовала одна официально утвержденная программа по предмету и один стабильный и тоже официально одобренный учебник. Теперь ситуация сложнее. Учебников и пособий по каждому курсу несколько, они вариативны, что дает школе и педагогу свободу выбора, но требует от педагогов и методических служб большой работы по согласованию учебников и программ.
Учебник должен содержать систематическое изложение материала, быть достаточно обобщенным, научно безупречным и в то же время доступным, популярным, интересным. Он должен способствовать овладению методами познания, стимулировать развитие интереса и мыслительных способностей. Для этого полезно проблемное построение материала, а также достаточное количество фактического материала и иллюстраций. Очень продуманным должен быть методический аппарат учебника: вопросы, задания, словари, таблицы, шрифтовые выделения, рисунки, списки литературы и др. Дополнениями к учебнику, позволяющими расширять кругозор, овладевать методами самостоятельной работы, служат хрестоматии, сборники задач и упражнений, атласы, книги для внеклассного чтения, энциклопедии, фонохрестоматии, электронные обучающие программы и другие источники.
Вопросы для размышления и контроля
1. Верна ли формула: школьники изучают основы наук? Выберите верный ответ и обоснуйте его:
а) формула верна: всю науку в школе не осилить, изучаются только основы наук;
б) данная формула верна, но неполна: школьники овладевают не только основами наук, но и основами деятельности, опытом человечества, основами искусства, изучая обычаи и традиции;
в) формула неверна: в школе изучаются учебные предметы — особые дидактические конструкции, содержащие материал, отобранный в соответствии с утвержденным учебным планом и проектами.
2. Следует ли формируемые на определенной ступени образования способы деятельности, отношения и ценностные ориентации считать элементами содержания образования?
При любом ответе дайте его обоснование.
3.Какими критериями следует руководствоваться при отборе содержания материала учебных дисциплин?
4.Как определить развивающий потенциал того или иного учебного материала?
5.Какова роль стандартов в образовании? Какие опасения вызывает стандартизация в образовании? К чему приводит отсутствие стандартов?
6.Каковы роль и специфика гуманитарного и естественно-научного компонентов образования? Каково оптимальное соотношение между ними? Бесспорен ли призыв к гуманитаризации образования?
7.Раскройте сильные и слабые стороны линейного и концентрического построения учебных программ.
8.Чем школьный учебник должен отличаться от книги для чтения, от научно-популярных изданий, от научной литературы?
Беспалъко В. П. Теория учебника. — М., 1989.
Дидактика средней школы / Под ред. М. Н. Скаткина. — М., 1982.
Леднев В. С. Содержание образования. — М., 1989.
Леднев В. С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. — М., 1991.
Зорина Л. Я. Программа — учебник — учитель. — М., 1989.
Зуев Д. Д. Школьный учебник. — М., 1989.
Теоретические основы содержания общего среднего образования / Под ред. В.В.Краевского, И. Я. Лернера. — М., 1983.
Основы дидактики / Под ред. Б. П. Есипова. — М., 1967.
Сенько Ю. В. Гуманитарные основы педагогического образования. — М., 2000.
Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. — М., 1984.
Скаткин М.Н., Краевский В. В. Содержание общего среднего образования: Проблемы и перспективы. — М., 1981.
lib4all.ru
Учебный план, учебная программа и учебник в высшей школе
На основе образовательно-профессиональной программы высшие учебные заведения разрабатывают учебный план и рабочие учебные программы дисциплин, которые являются нормативными документами высшего учебного заведения.
Учебный план — документ, составленный высшим учебным заведением образования на основании образовательно-профессиональной программы и структурно-логической схемы подготовки, который определяет перечень и объем нормативных и выборочных учебных дисциплин, последовательность их изучения, конкретные формы проведения учебных занятий и и’х объем, график учебного процесса, формы и способы осуществления текущего и итогового контроля.
В учебном плане отражены также объем времени, предусмотренного на самостоятельную работу. Его разрабатывают на весь период реализации соответствующей образовательно-профессиональной программы подготовки и утверждают у руководителя высшего учебного заведения.
На основе учебного плана высшим учебным заведением формируется рабочий учебный план, то есть план на текущий учебный год. Он конкретизирует формы проведения учебных занятий, их объем, формы и средства текущего и итогового контроля по семестрам. Декан факультета его утверждает.
С целью интенсификации учебного процесса в высшем учебном заведении практикуется составление студентами индивидуальных учебных планов. Такой план является нормативным документом, по которому осуществляется обучение студента с учетом требований образовательно-профессиональной программы соответствующего уровня подготовки и его образовательно-профессиональных интересов и потребностей.
Учебная программа нормативной дисциплины является составляющей государственного стандарта образования.
Учебная программа — документ, определяющий место и значение учебной дисциплины в реализации образовательно-профессиональной программы подготовки, ее содержание, последовательность и организационные формы изучения, требования к знаниям и умениям студентов.
Компонентами учебной программы является пояснительная записка, тематический изложение содержания учебной дисциплины и список литературы. Учебные программы нормативных дисциплин относятся к документам государственного стандарта образования. Учебные программы выборочных дисциплин разрабатываются и утверждаются высшим учебным заведением.
В пояснительной записке к учебной программы указано назначение учебного предмета, его место в системе подготовки специалиста (ведущую функцию) и цели (образовательная — требования к знаниям, умениям и навыкам студентов; воспитательную — формирование профессиональной направленности личности; развивающую — развитие познавательных интересов и способностей, творческого профессионального мышления, формирование умений и навыков самостоятельной профессиональной труда). В ней также определена последовательность изучения учебного материала (структуру предмета), формы и методы обучения с учетом специфики содержания учебного материала (лекции, семинары, практические и лабораторные занятия, обязательные контрольные работы), формы и методы контроля успеваемости.
Соответствии с современными требованиями в учебной программе должны быть освещены следующие аспекты (И. Булах, В. Пащенко и А. Чалый):
— Формулировка назначения учебного предмета в системе подготовки специалиста (определение ведущей функции предмета);
— Определение образовательной, воспитательной и развивающей цели, которые нужно реализовывать в процессе обучения (с учетом назначения учебного предмета и требований квалификационной характеристики);
— Определения структуры предмета, разделов с учетом ведущей функции предмета: основные темы учебного предмета; структурно-логические связи между предметами; последовательность изучения учебных тем на основе установленных связей;
— Определение требований к знаниям и умениям по каждой теме и уровня их сформированности;
— Планирование лабораторных и практических занятий с учетом их основной дидактической цели — формирование профессиональных и практических навыков, предусмотренных учебной программой;
— Подбор содержания учебного материала по каждой учебной темы учитывая дидактические принципы научности и доступности учебного материала, системности и последовательности обучения, связи обучения с профессиональной деятельностью и тому подобное;
— Определение объема и содержания самостоятельной работы студентов (увеличение количества самостоятельных аудиторных и внеаудиторных занятий, формирование навыков и умений самостоятельной работы, усиления профессиональной направленности задач и т.п.);
— Установление межпредметных связей и достижения на их основе интеграции и координации содержания отдельных учебных предметов; целесообразно воспользоваться структурно логической схемой предмета и выбрать методику реализации интеграционных связей в учебном процессе;
— Выработка рекомендаций по организации учебного процесса;
— Определение и разработка форм и методов контроля успеваемости;
— Оформление учебной программы в соответствии с дидактических нормативов.
По содержанию учебной дисциплины, то С. Смирнов выделяет такие ее обязательные блоки:
а) основные термины и понятия, без которых ни одно положение науки невозможно понять и сознательно усвоить;
б) научные факты, без знания которых трудно понять законы науки, сформировать убеждения;
в) основные законы, положения, принципы, раскрывающие сущность явлений, которые рассматривает определенная научная отрасль, объективные связи между ними;
г) теории, содержащих систему научных знаний, методы объяснения и предсказания явлений отрасли изучается;
г) знания об объекте и предмете определенной науки, методы познания и истории ее развития.
Включение этих блоков в построение содержания учебной дисциплины способствует обстоятельному усвоению определенной науки, выработке собственной позиции и отношение к его проблемам, побуждает студента к мировоззренческого осмысления полученной информации и тому подобное.
Для каждой учебной дисциплины, входит в образовательно-профессиональной программы дисциплины и учебного плана, высшим учебным заведением состоит рабочая учебная программа дисциплины, которая является нормативным документом высшего учебного заведения. Она содержит изложение конкретного содержания учебной дисциплины, последовательность, организационные формы ее изучения, определяет формы и средства текущего и итогового контроля. Составляющими рабочей программы являются: тематический план, пакет методических материалов для осуществления текущего и итогового контроля, перечень учебно-методической литературы, средств наглядности, технических средств обучения и т.
Рабочие учебные программы нормативных и выборочных учебных дисциплин разрабатывают соответствующие кафедры (предметные или цикловые комиссии). При их подготовке придерживаются следующих требований: высокий научный уровень с учетом достижений научно-технического прогресса; воспитательный потенциал; генерализация учебного материала на основе фундаментальных положений современной науки; группировки его вокруг ведущих идей и научных теорий; разгрузки программ от слишком осложненного и второстепенного материала; реализация межпредметных связей; реализация идеи взаимосвязи науки, практики и производства и тому подобное.
В США, например, для получения фундаментальных знаний по учебным предметам, необходимых для трудоустройства будущих специалистов, студентам предлагают обязательные учебные программы и дополнительные курсы для углубленного изучения предмета, соответствующие их индивидуальным потребностям. Поэтому здесь существует договоренность между университетами о направлении студентов из одного высшего учебного заведения в другое с целью изучения дополнительных курсов, которыми они заинтересовались. Это влияет на получение знаний по учебному предмету и выработки соответствующих умений и навыков. Положительным признаком мижвишивськои организации обучения является ее мобильность. Кроме основных теоретических дисциплин в программу обучения включены короткие специализированные курсы, которые можно оперативно совершенствовать соответствии с новыми достижениями науки и техники. При необходимости разрабатывают новые межпредметные курсы для организации подготовки специалистов по новым направлениям, учитывая потребности научно-технического прогресса.
Учебные предметы в университетах США несколько уровней сложности. Уровень, который предлагают студенту, зависит от его результатов на вступительных экзаменах. Тому, кто имеет невысокие результаты, рекомендуют элементарный или несложный курс. Однако для того чтобы успешно завершить обучение в высшем учебном заведении и получить степень бакалавра, необходимо овладеть и более сложные курсы по определенной специальности.
Содержание образования, определяется учебными программами, конкретизируется в учебниках, учебных пособиях и методических указаниях.
Учебник — книга, которая содержит основные сведения по определенной учебной дисциплины, изложенные на уровне современных достижений науки в соответствии с целями обучения, определенными программой и требованиями дидактики.
Учебник должен обеспечить научность материала, точность, доступность его изложения, четкость формулировок, правил, законов, идей, правильное распределение учебного материала по разделам и параграфам. Основной материал должен быть проиллюстрирован рисунками, схемами, диаграммами. Иллюстрации должны быть или равнозначные текста, дополнять его, или быть объектом для вопросов, задач.
Составляющими учебника есть два компонента: текстовый, который содержит основной, дополнительный и пояснительный тексты, и позатекстовои, в который входят: аппарат организации усвоения (вопросы, задачи); инструктивные материалы (памятки, образцы решения задач и примеров); иллюстративный материал (фотографии, рисунки, планы, карты и т.п.); аппарат ориентировки (введение, содержание, библиография).
Содержание учебного материала в учебнике может формироваться за генетическим (в исторической последовательности), логическим (согласно современной логической структуры конкретной науки), психологическим (с учетом познавательных возможностей студентов) принципами, связанными между собой.
По основным методом изложения материала различают тексты: репродуктивные (высокоинформативные, структурированные, понятные студентам, соответствующие задачам объяснительно-иллюстративного обучения); проблемные (преимущественно проблемный монолог, в котором для создания проблемных ситуаций выдвигают противоречия, решают проблему, аргументируют логику развития мысли ) программируемые (подаются частями, а усвоение каждого «шага» информации проверяется контрольными вопросами) комплексные (содержащие определенный объем информации, необходимый студентам для понимания проблемы, а проблема определяется по логике проблемного обучения).
Кроме основного текста учебник содержит дополнительные тексты, которые призваны расширить, углубить знания студентов из важных компонентов содержания учебного материала (документы, исторические справки и т.д.).
Вопросы и задания, помещенные в учебнике, могут быть репродуктивными (сущность их в воспроизведении знаний без изменений) или продуктивными (предусматривают трансформацию знаний, изменения в структуре их усвоения, поисковые знания).
В последнее время широкое применение в учебном процессе получили электронные учебники. Они могут быть дополнением к классическому учебнику или заменить его целиком, то есть стать альтернативой печатном учебнике. По схеме изложения материала выделяют несколько типов электронного учебника: текстовый учебник (изложение в виде текста); гипертекстовый (изложение в виде «дерева») справочный (изложение материала в виде справочника) игровой (изложение материала в виде деловой игры). Учебный материал в них может иметь вид статический (изменяется под влиянием управленческих команд студента) и динамический (изменяется под влиянием программного настройки), одноцветный и многоцветный, без звуковой поддержки, со звуковой поддержкой.
По характеру взаимодействия студента и компьютера выделяют учебники: информационные (изложение в классическом учебном виде) » Вопрос — ответ * (изложение с акцентом на отдельные вопросы, проблемы и задачи) информационно-контролирующие (чередование учебного материала и проверочных вопросов) с оборот ним информационным связью (интерактивный учебник, который предусматривает постоянное оценивание знаний студента и рекомендации по дальнейшего «движения» материалами учебника) с пороговыми уровнями контроля (переход к следующей части материала только после обработки контрольных вопросов).
Основная проблема использования электронных учебников заключается в сложности чтения больших текстов с монитора. В целях преодоления в учебниках использовано два режима обучения: текстовый и звуковой. Текстовый режим можно считать усовершенствованным аналогом книги, а звуковой — аналогом хорошо проиллюстрированной лекции или учебного видеофильма. В текстовом режиме материал предложено в виде гипертекста, иллюстрированного графической информации: схемами, графиками, диаграммами, картами, фотографиями, анимацией и видео. В звуковом режиме воспроизводится дикторский текст, который сопровождается озвученным слайд-шоу. Сочетание визуальной и аудиоинформации значительно улучшает эффективность обучения.
В учебном процессе широко используются учебные пособия — учебные издания, дополняющие или частично (полностью) заменяют учебник, а также методические указания — учебные или производственно-учебные издания разъяснений по определенной теме, разделу или по учебной дисциплине, вида практической деятельности.
Реализация содержания образования должна помочь выпускникам вуза определить свое место в жизни, эффективно освоить свои профессиональные роли, целенаправленно использовать свой потенциал для профессиональной самореализации.
Содержание образования должно быть направлено на развитие творческих способностей студентов. Эффективное стимулирование интеллектуального развития, самостоятельности, формирования соответствующих психологических качеств необходимы человеку в условиях информационного общества. Реализация индивидуальных способностей студента, предоставление ему возможности достичь высокого уровня профессионализма является основой развития специалиста. Профессиональное образование предусматривает обеспечение студентов не только определенными знаниями, которые могут быть со временем использованы в практической деятельности, но и методической базой для выработки собственных представлений и убеждений, постоянного самосовершенствования.
В нынешних условиях постоянного изменения социальных, экономических и нравственных ориентиров важнейшим фактором динамичного развития общества является обеспечение высокого уровня образования. Современная система приоритетов включает: возможность получения качественного высшего образования каждым человеком, независимо от положения, возраста, пола, места проживания и др., Соответствие отечественного образования мировым стандартам; сотрудничество с зарубежными образовательными учреждениями в области обмена студентами; предоставление знаний, навыков, профессиональных компетенций, необходимых для успешной экономической деятельности и тому подобное.
studbooks.net
Учебный план
Учебный план — нормативный документ, определяющий состав учебных предметов, изучаемых в данном учебном заведении, их распределение по годам обучения, недельное и годовое количество времени, отводимого на каждый учебный предмет, и в связи с этим структуру учебного года. Учебный план — это сертификат учебного заведения. Он составляется в соответствии со следующими принципами: опора на достижения науки, учет санитарно-гигиенических норм, предметность, возрастной подход, обеспечение целей каждой образовательной ступени, преемственность, оптимальность расположения учебных предметов по годам обучения, сочетание обязательных и вариативных предметов и видов занятий.
Учебные планы массовых общеобразовательных школ базисные, разрабатываются централизованно но, как правило, в нескольких вариантах, один из которых выбирается школой. Инновационные учебные заведения обычно разрабатывают свои собственные документы, но опираясь на образовательные стандарты.
Федеральный Базисный учебный план выступает одновременно и в качестве внешнего ограничителя, задающего общие рамки возможных решений при разработке содержания образования и требований к его освоению, при определении требований к организации образовательного процесса, при расчете бюджетного финансирования, и в качестве одного из основных механизмов его реализации. Федеральный Базисный учебный план призван фиксировать рекомендуемый состав учебных предметов и распределение учебного времени между ними.
В структуре Федерального Базисного учебного плана должны быть в явном виде выделены:
• инвариантная часть (обязательная), обеспечивающая приобщение обучающихся к общекультурным и национально значимым ценностям, формирование личностных качеств, соответствующих общественным идеалам; определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей;
• вариативная часть, включая компонент внеурочной деятельности, формируемая участниками образовательного процесса, обеспечивающая индивидуальный характер развития обучающихся, их интересы и склонности; интересы субъекта Российской Федерации в реализации содержания общего образования.
Время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой, может быть использовано: на увеличение учебных часов, на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности: духовно-нравственное, социальное, интеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное.
Для развития потенциала одаренных и талантливых детей могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируются индивидуальные учебные программы (содержание дисциплин, курсов, модулей, темп и формы образования). Может быть организовано дистанционное образование. Реализация индивидуальных учебных планов, программ сопровождается тьюторской поддержкой.
Федеральный Базисный учебный план должен включать три части, ориентированные на ступени общего образования: начального, базового общего и среднего полного общего образования.
Разработка Базисного учебного плана опирается, прежде всего, на представление о структуре основных общеобразовательных программ, представление о структуре и составе результатов общего образования.
Учебные программы
Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами). Примерные (базисные) учебные программы но предметам призваны обеспечить возможности вариативной реализации содержания образования. Поскольку базисные учебные программы регулируют педагогический процесс, их положения по необходимости должны иметь ориентирующий и некатегоричный характер. Это означает, что при наличии надлежащих оснований (например при реализации экспериментальной или авторской образовательной программы) образовательным учреждениям разрешается отступать от рекомендаций базисных программ при обязательном исполнении требований стандарта, относящихся к результатам образования.
Базисные учебные программы дополняются программами развития универсальных учебных действий, которые призваны регулировать различные аспекты освоения метапредметных умений. Разработка примерных учебных программ опирается, прежде всего, на представление о структуре основных общеобразовательных программ, представление о структуре и составе результатов общего образования, а также на конкретизацию понятия образовательных результатов, отраженную в Фундаментальном ядре содержания общего образования.
Различают типовые, рабочие и авторские учебные программы.
Базисные учебные программы разрабатываются на основе Федерального образовательного стандарта но определенной дисциплине. Они имеют примерный, рекомендательный характер.
Рабочие учебные программы создаются на основе базисных, утверждаются педагогическим советом школы (в вузе — решением ведущей кафедры). Они отражают требования образовательного стандарта и возможности конкретного образовательного учреждения.
Авторские учебные программы, учитывая требования госстандарта, могут содержать иную логику построения учебного предмета, собственные подходы автора к рассмотрению теорий, явлений и процессов. Авторские программы проходят процедуру рецензирования и утверждаются на педагогическом совете школы.
Такие программы широко распространены в преподавании курсов по выбору.
Основная образовательная программа содержит следующие разделы:
• планируемые результаты освоения обучающимися образовательной программы определенной образовательной ступени;
• учебный план образовательного учреждения;
• программа формирования у обучающихся универсальных учебных действий па определенной образовательной ступени;
• программы отдельных учебных предметов, курсов;
• система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
Программы отдельных учебных предметов также содержат:
• варианты тематического планирования;
• рекомендации но материально-техническому обеспечению учебного предмета.
Содержание образования в программе может иметь различную структуру изложения. Наиболее распространенными в настоящее время являются: линейная, концентрическая, спиральная и смешанная структуры изложения.
При линейной структуре отдельные части учебного материала образуют непрерывную последовательность тесно связанных между собой звеньев, т.е. содержание образования (знания) передастся один раз в определенной логике. Повое излагается на основе уже изученного и в тесной связи с ним. Такое построение программ более экономично.
Концентрическая структура изложения предполагает возвращение к изучаемым знаниям. Один и тот же вопрос повторяется несколько раз на постоянно расширяющемся углубленном уровне (например, изучение математики в начальных классах). В традиционной начальной школе программы в основном построены по концентрическому принципу. Концентризм необходим и педагогически оправдан в тех случаях, когда те или иные понятия, законы не могут быть сразу раскрыты с нужной для целей общего образования глубиной, например, законы механики, электрического тока, сложные вопросы физиологии живого организма, закономерности исторического процесса и т.д. Необходимость повторного возвращения к ранее изученному материалу диктуется природой и законами развивающегося мышления учащихся, научные понятия не усваиваются учащимися сразу в готовом, наиболее зрелом виде, а проходят длительный путь развития.
Характерной особенностью спиральной системы изложения материала является то, что учащиеся, изучая какую-либо проблему, постоянно расширяют и углубляют круг связанных с ней знаний. В ней нет перерывов, характерных для концентрической системы.
При смешанной системе происходит комбинация вышеуказанных подходов.
Программа школьного учебного предмета — результат большой и кропотливой работы представителей различных областей знаний. В каждой программе отражен историко-педагогический опыт, достижения педагогической и психологической наук.
Функции учебных программ:
• обогащение учащихся знаниями, умениями и навыками;
• содержательная и идейно-воспитательная, состоящая в том, что знания, включенные в программы, направлены па формирование духовности и научного мировоззрения у школьников;
• организационно-методическая. Они организуют деятельность учителя но подготовке к занятиям: отбор материала, видов практических работ, активных методов и динамичных форм обучения. Программы организуют учебный труд учащихся: определяют характер их деятельности по изучению предмета в школе, дома, в процессе усвоения свободной информации.
Специфика каждого учебного предмета по содержанию, характеру применения знаний на практике, но видам деятельности обусловливает вариативность программных структур.
Предметное построение учебного плана вызывает опасность изоляции в сознании ученика знаний одного предмета от знаний другого, навыков и умений, даваемых в одном учебном предмете, от специфических навыков и умений, формируемых при изучении другого. Поэтому учебный процесс предполагает преднамеренное руководство по усвоению межпредметных связей. Такое руководство осуществляется указаниями программы, содержанием учебников, введением обобщающих учебных предметов (обществознание) и деятельностью учителя.
Межпредметные связи могут быть подразделены на связи между знаниями и умениями, специфическими для каждого учебного предмета, и на связи между знаниями, навыками и умениями, общими для разных предметов. В первом случае необходимые связи раскрываются и устанавливаются каждым учебным предметом. Во втором случае возможно разделение между учебными предметами. Так, навыки и умения учебной работы (работы с книгой, конспектирование и т.д.), универсальные учебные действия формируются всеми учителями, но в различных учебных предметах им будет уделено больше или меньше времени. При этом содержание внутри смежных учебных предметов распределяют по годам обучения таким образом, чтобы сведения из данного предмета, необходимые для сознательного усвоения другого, давались, по преимуществу, заблаговременно.
Реализация межпредметных связей затрудняется тем, что различные разделы одного предмета, более всего связанные с соответствующими разделами другого предмета, могут изучаться в разное время. Поэтому различают реализацию предшествующих, или опережающих, и последующих межпредметных связей. Первые реализуются в том случае, когда тема одного предмета предшествует (с большим или меньшим временным промежутком) изучению соответствующей темы другого предмета. В этом случае подчас приходится привлекать материал из другой темы. Последующие связи реализуются при рассмотрении темы, изучаемой позже той, с которой она связана. В этом случае ранее изученный материал становится опорой для повой темы из другого предмета.
studme.org