Изменения в налоговом кодексе по налогу на прибыль

Оглавление:

Изменения по налогу на прибыль организаций в 2018 году

Большинство компаний при наличии прибыли делится с государством ее пятой частью (20%). Это всегда много, потому что отдавать приходится кровно заработанные. В 2018 году общая ставка налога не снизится, но некоторые послабления для бизнеса все-таки появятся. Самые важные поправки, касающиеся налогообложения прибыли организаций, — в обзоре PPT.ru.

Налог можно будет снизить на инвестиционный вычет

С 1 января 2018 года вступили в силу положения Федерального закона от 27.11.2017 N 335-ФЗ , который предусматривает введение инвестиционного вычета, уменьшающего налоговую базу по налогу на прибыль. Согласно новой редакции Налогового кодекса РФ , решения о применении новой льготы принимают региональные власти, поэтому если субъект не утвердит соответствующую нормативную базу, налогоплательщики на вычет претендовать не смогут.

Что касается идеи на федеральном уровне, то она заключается в следующем: с 01.01.2018 по 31.12.2027 организации могут применять инвестиционный вычет в отношении основных средств, относящихся к амортизационным группам 3–7, включительно (срок полезного действия от 3 до 20 лет). Списать можно до 90% затрат на ОС с суммы налога, уплачиваемой в бюджет субъекта, и не более 10% — с федеральной части платежа, в том числе снижая сумму выплаты до 0.

При этом законодатели ввели предельную величину инвестиционного вычета, который можно применить в текущем периоде. Он рассчитывается по формуле:

Предельный вычет = сумма налога к уплате в региональный бюджет по общей ставке – сумма налога по ставке 5%.

Если расходы на ОС больше максимального размера вычета, остаток разрешат перенести на следующий налоговый период.

Обращаем ваше внимание, что вычет будет позволен не для всех. Те организации, которые уже получают льготы по налогу на прибыль, воспользоваться им не смогут. Также вычет не предусмотрен для участников консолидированной группы налогоплательщиков.

Вот еще несколько важных моментов для того, чтобы принять решение о необходимости применять вычет:

  • он будет применяться сразу ко всем объектам, на которые распространяется, в периоде, когда их вводят в эксплуатацию либо меняют начальную стоимость;
  • вычет заменит амортизацию;
  • льгота может привести к тому, что заключаемые сделки будут признаваться контролируемыми (если сумма доходов по сделке за соответствующий календарный год превышает 60 млн рублей), а значит, и внимание к ним будет повышенным;
  • в случае реализации объекта, на который распространялся вычет, доход нельзя уменьшать на остаточную стоимость. Либо вы должны заплатить недоплаченные из-за вычета суммы налога и пени;
  • при проверке декларации, в которой заявлена льгота, ИФНС сможет требовать пояснений о применении вычета и документы, подтверждающие правомерность его использования;
  • о применении вычета необходимо заявить в учетной политике компании.
  • Доходов, не включаемых в налогооблагаемую базу, и учитываемых расходов станет больше

    Несколькими федеральными законами, которые вступили в силу также с нового года, расширяется перечень доходов, не учитываемых при расчете налога на прибыль, а также увеличивается список затрат, признаваемых расходами в целях налогообложения. Вот что предусмотрено:

  • Федеральный закон от 27.11.2017 N 344-ФЗ позволяет не брать в расчет доходы, полученные общероссийскими спортивными федерациями или профессиональными спортивными лигами от организаторов азартных игр в букмекерских конторах на основании заключенных соглашений.
  • Федеральный закон от 30.09.2017 N 286-ФЗ предусматривает, что при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в невостребованных дивидендов, восстановленные в составе нераспределенной прибыли.
  • На основании Федерального закона от 18.07.2017 N 166-ФЗ можно не учитывать имущественные права на результаты интеллектуальной деятельности, выявленные с 01.01. 2018 по 31.12.2019 в ходе инвентаризации.
  • Согласно Федеральному закону от 27.11.2017 N 342-ФЗ к необлагаемым доходам отнесены отчисления (взносы) застройщиков в компенсационный фонд.
  • Участники региональных инвестиционных проектов при расчете лимита для применения льготных ставок налога могут не учитывать доходы в виде положительных курсовых разниц ( Федеральный закон от 18.07.2017 N 168-ФЗ).
  • Что касается расходов, то при расчете налога на прибыль к ним можно отнести более широкий перечень затрат на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки (НИОКР) (Федеральный закон от 18.07.2017 N 166-ФЗ), а также траты на обучение сотрудников в научных, а не только в образовательных организациях (Федеральный закон от 18.07.2017 N 169-ФЗ).

    Рассчитывать сомнительный долг надо будет по новым правилам

    Федеральный закон от 27.11.2017 N 335-ФЗ уточнил правила расчета сомнительного долга. в новой редакции будет совпадать с рекомендациями Минфина о том, что при расчете суммы долга дебиторскую задолженность надо уменьшать на самую первую встречную кредиторскую задолженность. Это позволит создавать резерв на меньшую сумму.

    КГН смогут создаваться на срок более 5 лет

    Налогоплательщики, которые захотят образовать консолидированную группу (КГН), должны учитывать, что договор о создании должен быть подписан минимум на 5 налоговых периодов по налогу на прибыль.

    Более того, участники не могут покинуть КГН ранее, чем по истечении 5 лет с момента присоединения к группе. В этот период включаются и сроки, на которые продлевалось действие договора о создании КГН. Это предусмотрено Федеральным законом от 28.11.2015 N 325-ФЗ .

    Уточняются особенности налоговых режимов в ОЭЗ

    С 1 января участникам особых экономических зон и свободных экономических зон надо обращать внимание на ставку налога на прибыль. Согласно Федеральному закону от 27.11.2017 N 348-ФЗ , регионы могут устанавливать свою ставку, но она не должна быть выше 13,5%. В 2018 году участники ОЭЗ и СЭЗ платили в бюджет субъекта РФ налог на прибыль в размере 12,5%.

    В то же время вступил в силу Федеральный закон от 27.11.2017 N 353-ФЗ , который дает право участникам ОЭЗ в Калининградской области применять ставку в размере 0% в течение 6 налоговых периодов начиная с периода, в котором была получена первая прибыль от реализации инвестиционного проекта. В последующие 6 налоговых периодов ставка повысится до 10%.

    m.ppt.ru

    Изменения налогового законодательства с 2017 года

    Актуально на: 26 декабря 2016 г.

    Изменений в налоговом законодательстве в 2017 году немало. Поэтому начнем с наиболее важных из них, которые будут актуальны для большинства организаций и предпринимателей.

    1. Уже с 30 ноября 2016 года платить налоги, сборы, пени, штрафы за налогоплательщика, а также за налогового агента абсолютно легально может другое лицо (п. 1, 8 ст. 45 НК РФ). Это нововведение распространяется как на юридических, так и на физических лиц. Ранее, как вы помните, в НК РФ было указано жесткое правило о том, что обязанность по уплате налога может выполнить только сам налогоплательщик (п. 1 ст. 45 НК РФ в ред., действ. до 30.11.2016).

    Но есть важный нюанс: если вы уплатили налог за другое лицо, то вернуть его уже не получится.

    2. Налоговую задолженность компании, которая образовалась по итогам проверки и является не погашенной более 3 месяцев, контролеры из ИФНС теперь могут взыскать не только с ее материнской, дочерней или зависимой фирмы, но и с физлица, связанного с организацией-должником (пп. 2 п. 2 ст. 45 НК РФ). Это может быть, например, учредитель организации, владеющий 50%-ной долей в уставном капитале или более, директор либо акционер (если они участвовали в операциях по выводу выручки или активов должника).

    Поправки по налогу на прибыль: ставка, резервы по сомнительным долгам и др.

    1. Главное, что меняется с 2017 года, – это соотношение между федеральным и региональным бюджетом в части уплаты налога на прибыль (п. 1 ст. 284 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017). Хотя общая ставка остается на прежнем уровне – 20%.

    Кроме того, теперь пониженная ставка для отдельных категорий налогоплательщиков может быть установлена региональными властями на уровне 12,5% (ранее нижний предел составлял 13,5%). Схожая ситуация сложилась с максимальной ставкой по налогу на прибыль у организаций – резидентов особых экономических зон: крайнее значение составляло 13,5%, а теперь – 12,5% (п. 1, 1.7 ст. 284 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017 ).

    2. Новые правила установлены для определения максимальной суммы резерва по сомнительным долгам. С 2017 года в качестве максимальной суммы берется (п. 4 ст. 266 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017):

  • при создании резерва по итогам отчетного периода – 10% от выручки (без НДС) за предыдущий год или за текущий отчетный период в зависимости от того, какая из величин будет больше;
  • при создании резерва по итогам года – 10% от выручки (без НДС) за текущий год.
  • Вместе с тем изменился и порядок расчета суммы сомнительного долга в том случае, когда у налогоплательщика перед контрагентом есть встречное обязательство. При подсчете долга сумма просроченной дебиторской задолженности должна быть уменьшена на кредиторскую задолженность перед тем же контрагентом (п. 1 ст. 266 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017).

    3. По-новому придется учитывать организациям и убытки прошлых лет. С 2017 по 2020 год налоговую базу можно будет уменьшать на них не более чем на 50% (от суммы базы), но не только в течение 10 лет с года возникновения убытка (п. 2, 2.1 ст. 283 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017).

    4. Список расходов для целей налогообложения прибыли пополнился затратами на обучение и экзамены в рамках программы профстандартов, а также на проведение независимой оценки квалификации (пп. 23 п. 1, п. 3 ст. 264 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017). Кстати, эти же расходы с 2017 года смогут учитывать и упрощенцы с объектом «доходы минус расходы» (пп. 33 п. 1 ст. 346.16 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017).

    НДС: основные изменения налогового законодательства в 2017 году

  1. Выдача поручительств и гарантий организацией, не являющейся банком, с 2017 года освобождается от обложения НДС (пп. 15.3 п. 3 ст. 149 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017). Поэтому выставлять счет-фактуру должнику такая компания больше не должна.
  2. Изменилась ставка НДС в отношении услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом на поездах дальнего следования по территории РФ. Ранее применялась ставка 10%, а с 2017 года – 0% (пп. 9.3 п. 1 ст. 164 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017). Эта информация актуальна в первую очередь для тех организаций, в которых работников часто направляют в командировки.
  3. Электронные услуги, оказываемые иностранными организациями, местом реализации которых признается территория РФ, с 2017 года облагаются НДС в соответствии с новыми требованиями (п. 1 ст. 174.2 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017). Российским компаниям – заказчикам таких услуг придется выступать налоговыми агентами.
  4. Организации, получающие субсидии из бюджета любого уровня – федерального, регионального, местного, – на возмещение расходов по оплате товаров (работ, услуг), с 1 июля 2017 года должны будут восстанавливать НДС по этим товарам (работам, услугам). Затем восстановленный налог можно будет учесть в числе прочих расходов (пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017, ст. 264 НК РФ). До указанной даты данное правило распространяется только на «федеральные» субсидии.

Штрафные нововведения

С 2017 года в НК РФ прямо предусмотрен штраф за непредставление / несовременное представление пояснений, если (п. 1 ст. 129.1, п. 3 ст. 88 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017):

  • были обнаружены несоответствия или противоречия между сведениями, содержащимися в декларации налогоплательщика, и сведениями, имеющимися у налоговиков;
  • была уменьшена сумма налога к уплате в уточненной декларации по сравнению с ранее представленной;
  • был заявлен убыток в декларации по налогу на прибыль или декларации по УСН с объектом «доходы, уменьшенные на величину расходов».
  • Размер штрафа составляет 5 тыс. руб., а при повторном непредставлении такого рода пояснений в течение календарного года – 20 тыс. руб. (п. 1, 2 ст. 129.1 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017).

    Кстати, пояснения к электронной НДС-декларации с 2017 года надо сдавать только в электронном виде. Бумажные пояснения налоговики не примут и зафиксируют у себя, что налогоплательщик просто их не представил (п. 3 ст. 88 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017). А это в свою очередь приведет к штрафу в 5 тыс.руб. или 20 тыс. руб. Данное правило распространяется также на пояснения, затребованные налоговиками по итогам проверок деклараций за периоды 2016 года.

    «ОСновные» изменения налогового законодательства в 2017 году

    С 2017 года действует новая Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы (Постановление Правительства РФ от 07.07.2016 N 640). Она основана на новом Общероссийском классификаторе основных фондов – ОКОФ (Приказ Росстандарта от 12.12.2014 N 2018-ст ).

    Перемен в Классификации достаточно много: во-первых, в нее добавили объекты, которых в предыдущем варианте Классификации в принципе не было, во-вторых, многие ОС «переехали» из одной амортизационной группы в другую.

    Отметим, что по новой Классификации определять СПИ и амортизационную группу нужно по тем основным средствам, которые вводятся в эксплуатацию, начиная с 2017 года (п. 1 ст. 258 НК РФ).

    Спецрежимы: изменения налогового законодательства с января 2017 года

  • перечень кодов видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам;
  • перечень кодов услуг в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам.
  • Иными словами, теперь организация (ИП) может быть уверена, что оказывает бытовые услуги, если она ведет деятельность «с кодом» из приведенных перечней. Это важно, если налогоплательщик применяет ЕНВД (пп. 1 п. 2 ст. 346.26, ст. 346.27 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017 ) либо патентную систему налогообложения. Ведь региональные власти вправе определить дополнительный перечень «патентных» видов деятельности, относящихся к бытовым услугам (пп. 2 п. 8 ст. 346.43 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017).

    Кроме того, вмененщикам-работодателям наконец-то разрешили уменьшать ЕНВД на сумму уплаченных за себя фиксированных взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование (пп. 1 п. 2 ст. 346.32 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017). Ранее такого права у них не было.

    Перемены для применяющих УСН

    Для упрощенцев актуальны следующие изменения в налоговом законодательстве с 01.01.2017:

  • лимит остаточной стоимости основных средств установлен в размере 150 млн. руб. (пп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017);
  • лимит доходов – также в размере 150 млн. руб. (п. 4, 4.1 ст. 346.13 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017).
  • При превышении любого из указанных лимитов организация (или ИП) на УСН должна будет перейти на общий режим налогообложения с того квартала, в котором произошло превышение (п. 4 ст. 346.13 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017).

    Еще одно новшество: упрощенцы с объектом «доходы минус расходы» должны платить минимальный налог (п. 6 ст. 346.18 НК РФ) на тот же КБК, на который перечисляют деньги упрощенцы, закончившие год с большей прибылью – 182 1 05 01021 01 1000 110 (Письмо Минфина от 19.08.2016 N 06-04-11/01/49770 ).

    Изменения в налоговом законодательстве с октября 2017 года по пеням

    Ставка, по которой с 1 октября 2017 года должны рассчитываться пени для организаций, будет зависеть от длительности просрочки. Если она составит не более 30 дней, то применяться будет 1/300 ставки рефинансирования в день, если более 30 дней – то 1/150 ставки рефинансирования начиная с 31-ого календарного дня просрочки (п. 4 ст. 75 НК РФ в ред., действ. с 01.10.2017).

    Для граждан и предпринимателей порядок расчета пеней останется прежним.

    glavkniga.ru

    Изменения в Налоговом кодексе на практике

    На очередной Всероссийский спутниковый онлайн-семинар компании «Гарант», посвященный последним изменениям в налоговом законодательстве, касающимся налога на прибыль организаций, был приглашен Константин Викторович Новоселов, государственный советник Российской Федерации 3 класса, к. э. н.
    Лектор рассказал об основных направлениях налоговой политики (в части налога на прибыль) на 2013—2015 годы, об изменениях законодательства о налоге на прибыль с 2013 года, а также о главных моментах, на которые следует обратить внимание при подготовке к отчетности за первое полугодие 2013 года.
    Во второй части участники семинара смогли задать свои вопросы Константину Викторовичу.

    Для подтверждения расходов на услуги сотовой связи конкретной детализации звонков не требуется. При этом подтверждающими документами будут являться заключенный с оператором связи договор и ежемесячные счета за услуги связи с расшифровкой оказанных услуг

    Организация и оператор сотовой связи заключили договор на оказание услуг сотовой связи. В договоре не прописаны конкретные условия оплаты. Оплата производится частями. Как принять к расходам для целей исчисления налога на прибыль услуги сотовой связи? Какими документами необходимо подтвердить данные расходы? Нужно ли заказывать расшифровку исходящих вызовов?

    В настоящее время для подтверждения расходов на услуги сотовой связи конкретной детализации звонков не требуется. Такое мнение не раз высказывал Минфин России 1 и подтверждает складывающаяся арбитражная практика. При этом организация в целях контроля за деятельностью сотрудников может самостоятельно запрашивать детализацию вызовов у операторов связи, что не должно влиять на порядок признания расходов на услуги связи.
    Что касается самих расходов, то подтверждающими документами будут: договор, заключенный с оператором связи и организацией-налогоплательщиком, ежемесячные счета за услуги связи с расшифровкой оказанных услуг. Обратите внимание, что речь идет не о расшифровке переговоров, а именно об оказанных услугах. Например, абонентская плата, услуги роуминга, услуги передачи данных и прочие услуги. Также, чтобы подтвердить экономическую обоснованность расходов, необходим перечень лиц (работников организации), утвержденный руководителем организации, которым в силу своих должностных обязанностей необходимо пользоваться услугами сотовой связи. Отмечу, что факт оплаты услуг для расходов по налогу на прибыль никакого значения не имеет, только если организация не исчисляет налог по методу начисления.

    При проведении зарубежной корпоративной конференции расходы на оплату авиабилетов и проживание для дилеров не уменьшают налога на прибыль компании-организатора

    Возможно ли включить в расходы по налогу на прибыль затраты на организацию и проведение зарубежной корпоративной конференции с участием дилеров? Был заключен договор с турфирмой на проведение конференции, при этом в стоимость были включены организация самой конференции, а также питание, проживание, трансферт как для сотрудников организации-налогоплательщика, так и для дилеров.

    Согласно положениям Налогового кодекса 2 затраты на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия), транспортное обеспечение доставки участников конференции к месту проведения представительского мероприятия и обратно, буфетное обслуживание во время конференции можно отнести к представительским расходам организации, которые в пределах норм уменьшают налогооблагаемую базу при исчислении налога на прибыль.
    Однако в отношении расходов по оплате авиабилетов и проживанию необходимо учитывать, что такие расходы, как расходы, связанные со служебными командировками, должен нести не налогоплательщик, а непосредственно те работники организаций-дилеров, которые направляются в командировку.
    Стоимость прочих затрат организации при проведении конференции (проживание участников, экскурсии, питание вне официальной части и т. п.) не уменьшает налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.

    Расходы по оплате такси для сотрудников можно учесть для целей налога на прибыль, если они соответствуют требованиям Налогового кодекса. Так, например, они должны быть подтверждены чеками ККТ или же ежемесячными счетами на оказание услуги, выставленными транспортной компанией

    Организация оплачивает сотруднику такси, поскольку он заканчивает работать в ночное время и воспользоваться общественным транспортом уже невозможно. Имеет ли право организация принять такие расходы для целей налогообложения прибыли? Если да, то какими документами подтвердить такие расходы?

    В настоящее время в законодательстве нет прямого запрета на отнесение расходов на такси для целей налога на прибыль. Кроме того, есть ряд писем Минфина России, в которых говорится о правомерности учета таких расходов в случае их соответствия требованиям статьи 252 Налогового кодекса. Поскольку законодательством не установлено каких-либо специальных форм для подтверждения экономической целесообразности расходов на такси, то в качестве обоснования может служить служебная записка на имя руководителя организации, в которой обосновываются данные расходы. Записка может быть составлена как бухгалтером, так и самим работником, но должна обязательно иметь визу руководителя, разрешающего такие расходы. Подтвержденные таким образом расходы можно относить для целей налога на прибыль.
    Необходимо обратить внимание и на документальное подтверждение расходов на такси. Законодательством установлено обязательное применение в такси ККТ, поэтому в случае оплаты наличными водители обязаны выдавать чеки. Еcли же услуги такси оплачиваются по безналичному расчету в силу заключенного с транспортной компанией договора, то документальным подтверждением будут служить ежемесячно выставленные счета на оказанные услуги.

    На предприятии существует несколько видов цен, поскольку разные покупатели получают разные скидки. Есть ли в этом случае налоговые риски занижения налоговой базы по налогу на прибыль? Какими документами можно подтвердить предоставление той или иной скидки?

    В Налоговом кодексе указано 3 , что при определении налоговой базы с учетом цены товара (работы, услуги), примененной сторонами сделки для целей налогообложения, указанная цена признается рыночной, если ФНС России не доказано обратное либо если налогоплательщик не произвел самостоятельно корректировку сумм налога 4 .
    Полагаю, что налоговых рисков не должно возникнуть, если на предприятии имеется утвержденное положение (например «О предоставляемых покупателям скидках»), в котором указан порядок предоставления скидки (например при увеличении объема покупок). При этом необходимо учитывать, что если реализация осуществляется взаимозависимым лицам, следует принимать во внимание положения Налогового кодекса, касающиеся взаимозависимых лиц 5 .

    Сноски:
    1 письмо Минфина России от 13.10.2010 № 03-03-06/2/178
    2 п. 2 ст. 264 НК РФ
    3 п. 3 ст. 105.3 НК РФ
    4 п. 6 ст. 105.3 НК РФ
    5 гл. 14.1—14.6 НК РФ

    www.garant.ru

    Что меняется в Налоговом кодексе с 2017 года

    В конце 2016 года в НК РФ было внесено множество поправок. Разрешено взыскивать задолженность по налогам с аффилированных компаний должника и физлиц. Ограничен размер убытков прошлых налоговых периодов. Изменен порядок исчисления НДС, порядок расчета резерва по сомнительным долгам и многое другое.

    Самые многочисленные изменения в ч. 1 и 2 НК РФ внесены федеральными законами от 30.11.2016 № 401-ФЗ и № 405-ФЗ, рассмотрим наиболее значимые из них.

    Оплата налогов третьими лицами

    Ранее в НК РФ было прописано, что на основании п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик должен самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Это означает, что нельзя было перечислять личные налоги за родственника или друга или одной компании платить налоги за другую. На практике была распространена ситуация, когда у компании по тем или иным причинам (например, на расчетный счет наложен арест) нет денежных средств для расчета с налоговыми органами. Но при этом руководитель компании — физлицо не имеет законных оснований заплатить налоги за компанию. В итоге страдает и компания, и бюджет.

    Законом № 401-ФЗ внесены поправки в п. 1 ст. 45 НК РФ, а именно: слово «организация» изменено на слово «лицо». Теперь задолженность по налогам компаний смогут взыскивать с аффилированных физлиц. Третьим лицам разрешается оплачивать налоги за налогоплательщика, но при этом лицо, оплатившее налоги, не вправе требовать возврата налоговых платежей. Данная норма действует со дня официального опубликования Закона № 401-ФЗ, то есть с 30.11.2016.

    На основании внесенных изменений налоговики через суд смогут взыскать недоимки с аффилированных компаний должника и физлиц, с которыми неплательщик связан: со всех тех, кому компания переводила выручку, денежные средства, активы и т.д. Подобные выводы можно сделать и из письма ФНС России от 19.12.2016 № СА-4-7/24347@. Таким образом, уплата налога может быть произведена за налогоплательщика иным лицом. Уплачивать налоги и сборы за компанию и ИП смогут их законные представители на основании доверенности.

    Предусмотрительный Минфин РФ уже подготовил проект от 19.08.2016 «О внесении изменений в приказ Минфина от 12.11.2013 № 107н «Об утверждении правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему РФ», в котором для поля 101 «статус плательщика» предусмотрены следующие коды:

  • «28» — законный представитель налогоплательщика;
  • «29» — иные юридические лица;
  • «30» — иные физические лица.
  • В реквизите «Плательщик» приводятся данные представителя, а в скобках указывается наименование плательщика, чья обязанность по уплате налогов исполняется (то есть данные того, за кого он платит). Но в графах ИНН и КПП плательщика должны указываться не данные лица, уплатившего налоги, а ИНН и КПП самого налогоплательщика (за кого уплачиваются налоги).

    Освобождение самозанятых граждан от уплаты НДФЛ

    К самозанятым гражданам относятся физлица, которые работают сами на себя, без привлечения наемных работников и сами организуют свой рабочий процесс. Это няни, домработницы, садовники, фрилансеры из разных сфер, мастера, работающие на дому (мастера по маникюру, парикмахеры), репетиторы. По сути, такая деятельность является предпринимательской. С 01.01.2017 ст. 217 НК РФ дополнена п. 70, в котором обозначены новые виды доходов физлиц, освобожденные от налогообложения.

    Освобождены от уплаты НДФЛ доходы в виде выплат (вознаграждений), которые получены физлицами, не являющимися ИП, от физлиц за оказание им следующих услуг для личных, домашних и (или) иных подобных нужд:

  • по присмотру и уходу за детьми, больными лицами, лицами, достигшими возраста 80 лет, а также иными лицами, нуждающимися в постоянном постороннем уходе по заключению медицинской организации;
  • по репетиторству;
  • по уборке жилых помещений, ведению домашнего хозяйства.
  • Законом субъекта РФ могут быть установлены также иные виды услуг для личных, домашних и (или) иных подобных нужд, доходы от оказания которых будут освобождены от налогообложения НДФЛ в соответствии с п. 70 ст. 217 НК РФ.

    Чтобы воспользоваться льготным правом, такая категория граждан должна уведомить налоговый орган в соответствии с правилами, установленными п. 7.3 ст. 83 НК РФ. То есть самозанятые граждане, не являющиеся ИП и оказывающие без привлечения наемных работников услуги физлицу для личных, домашних и (или) иных подобных нужд, должны встать на налоговый учет по месту жительства (месту пребывания — при отсутствии у физлица места жительства на территории РФ).

    Положения п. 70 ст. 217 НК РФ применяются в отношении доходов в виде выплат (вознаграждений), полученных в налоговых периодах 2017 и 2018 годов. По истечении двух лет самозанятые граждане должны либо уплачивать НДФЛ, либо регистрироваться в качестве ИП.

    Изменения в исчислении налога на прибыль

    Ряд внесенных Законом № 401-ФЗ поправок касается порядка исчисления налога на прибыль.

    Ставки по налогу на прибыль

    Законом № 401-ФЗ перераспределены ставки процентов по налогу на прибыль для зачисления в федеральный и региональный бюджеты (изменения вступили в силу с 01.01.2017). При этом сама ставка налога на прибыль не изменилась и составляет 20 %. Согласно изменениям, внесенным в ст. 284 НК РФ, в 2017–2020 годах ставка налога на прибыль будет распределяться следующим образом:

  • в федеральный бюджет — 3 % (было — 2 %);
  • в бюджет субъекта РФ — 17 % (было — 18 %).
  • Изменения, внесенные Законом № 401-ФЗ, вступают в силу с 01.01.2017. Таким образом, региональные бюджеты в 2017 году недополучат налоговые платежи по прибыли. Вместе с этим региональная ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков региональными законами.

    С 1 января 2017 года налоговая ставка не может быть ниже 12,5 % (абз. 4 п. 1 ст. 284 НК РФ в ред. Закона № 401-ФЗ). В прошлом году — не ниже 13,5 %. Однако, учитывая дефициты региональных бюджетов, вряд ли субъекты установят минимальную ставку по налогу на прибыль.

    Контур.Экстерне в новой форме декларации реализованы авторасчеты налога на прибыль по всем разделам.

    Перенос убытков прошлых лет

    Законом № 401-ФЗ ограничен размер убытков прошлых налоговых периодов, которые можно перенести на отчетный или налоговый период. Статья 283 НК РФ дополнена п. 2.1: в отчетные (налоговые) периоды с 01.01.2017 по 31.12.2020 налоговая база по налогу за текущий отчетный (налоговый) период не может быть уменьшена на сумму убытков, полученных в предыдущих налоговых периодах, более чем на 50 %. В аналогичном порядке убыток, не перенесенный на ближайший следующий год, может быть перенесен целиком или частично на следующие годы.

    Ограничение срока переноса убытков десятью годами отменено. То есть если раньше компании могли списывать убытки без ограничений, но в пределах 10 лет, то теперь придется ограничиваться только 50 %.

    Положение о переносе убытков вступило в силу с 01.01.2017.

    Указанные ограничения не распространяются на налоговую базу, по которой налог на прибыль исчисляется с применением специальных ставок. Например, это касается организаций — резидентов технико-внедренческой особой экономической зоны, а также организаций — резидентов туристско-рекреационных особых экономических зон.

    Перечень необлагаемых доходов

    Законом № 401-ФЗ расширен перечень доходов, не подлежащих налогообложению. С 2017 года не будут облагаться налогом доходы:

  • полученные АО, 100 % акций которого принадлежат РФ, от реализации акций иных организаций, при условии перечисления таких доходов в полном объеме в федеральный бюджет (пп. 54 п. 1 ст. 251 НК РФ);
  • в виде услуг, указанных в пп. 6 п. 4 ст. 105.14 НК РФ. Речь идет о сделках по предоставлению поручительств (гарантий) в случае, если все стороны такой сделки — российские организации, которые не являются банками (пп. 55 п. 1 ст. 251 НК РФ).
  • Соответственно, ст. 270 НК РФ дополнена п. 48.22, в котором содержится запрет на учет в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по прибыли, стоимости акций, доходы от реализации которых не учитываются на основании с пп. 54 п. 1 ст. 251 НК РФ.

    Запишитесь на онлайн-курс «Налог на прибыль для бухгалтеров» и узнайте, как правильно признать доходы и учесть расходы

    Перечень контролируемых сделок

    Законом № 401-ФЗ внесены изменения в ст. 105.14 НК РФ, которые исключают из контролируемых сделок следующие операции:

    • беспроцентные займы между организациями и (или) физическими лицами, зарегистрированными или проживающими на территории России;
    • поручительство по налоговым платежам по НДС и акцизам.
    • Изменены правила начисления пеней

      На данный момент процентная ставка пени для всех налогоплательщиков вне зависимости от периода задолженности составляет 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки, действующей в этот день (п. 4 ст. 75 НК РФ). С 19.09.2016 ключевая ставка ЦБ РФ составляет 10 %.

      С 01.10.2017 ставка начисления пени организациям будет определяться исходя из срока налоговой задолженности (пп. «б» п. 13 ст. 1, п. 7 ст. 13 Закона № 401-ФЗ):

    • если срок недоимки менее или равен 30 календарным дням, за каждый день просрочки будет начислена 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в этот день;
    • если же задолженность не будет погашена в указанный срок, то с 31-го календарного дня пени с организаций будут взиматься в двойном размере, то есть ставка будет равна 1/150.
    • Изменения коснутся только юрлиц, для физлиц и ИП все останется по-прежнему.

      Кроме того, появится возможность вернуть проценты, уплаченные в связи с принятием решения об отмене возмещения НДС. Налоговая инспекция в ходе проверки может принять решение об отмене ранее принятого решения о возмещении НДС в ускоренном порядке. В таком случае налогоплательщику полагается вернуть полученную в качестве возмещения сумму с учетом процентов (п. 17 ст. 176.1 НК РФ).

      В случае если налогоплательщик в дальнейшем подтверждал свое право на получение НДС, уплаченные проценты ему не возвращались. Согласно пп. «в» п. 14, пп. «б» п. 15 ст. 1, ст. 13 Закона № 401-ФЗ правила возврата или зачета излишне уплаченных налоговых платежей, содержащиеся в ст. 78, 79 НК РФ, распространяются теперь также и на возврат или зачет процентов, уплаченных в соответствии с п. 17 ст. 176.1 НК РФ.

      Поправки, внесенные Законом № 401-ФЗ, затронули целый ряд норм, регулирующих порядок исчисления НДС.

      Нулевая ставка по НДС

      С 01.01.2017 по 31.12.2029 по нулевой ставке НДС будут облагаться услуги по перевозке пассажиров и багажа железнодорожным транспортом общего пользования в дальнем сообщении. Также до 01.01.2030 продлевается льгота в части услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении (ст. 7 Закона № 401-ФЗ).

      Для подтверждения обоснованности права на применение нулевой ставки и налоговых вычетов компания должна представить в налоговый орган реестр единых перевозочных документов по перевозке пассажиров и багажа, определяющих маршрут перевозки, с указанием в нем номеров перевозочных документов, пунктов отправления и назначения, даты оказания услуг, стоимости услуг по перевозке пассажиров и багажа (п. 5.3 ст. 165 НК РФ в редакции Закона № 401-ФЗ).

      Восстановление НДС получателям субсидий

      В настоящее время в случае получения субсидий из федерального бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), а также на возмещение затрат по уплате налога при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, сумма НДС подлежит восстановлению в размере, ранее принятом к вычету (пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ). Если субсидия фактически получена из регионального бюджета, то обязанности восстанавливать НДС, ранее принятый к вычету, у компании нет.

      Согласно нововведениям, с 01.07.2017 получатели региональных и местных субсидий обязаны восстанавливать НДС (если размер полученной субсидии включает НДС). Восстановление сумм налога производится в том налоговом периоде, в котором получены суммы предоставляемых субсидий (пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ в ред. Закона № 401-ФЗ).

      В новый перечень подакцизных товаров вошли (пп. 15–17 п. 1 ст. 181 НК РФ в ред. Закона № 401-ФЗ):

      • электронные системы доставки никотина (более известны на практике как электронные сигареты и вейпы);
      • жидкости для электронных систем доставки никотина (жидкость с содержанием жидкого никотина в объеме от 0,1 мг/мл, предназначенная для электронных сигарет и вейпов);
      • табак (табачные изделия), предназначенный для потребления путем нагревания.
      • Новый перечень применяется с 01.01.2017. Помимо этого, предусмотрен рост ставок акцизов на некоторые подакцизные товары (п. 1 ст. 193 НК РФ). Ниже в таблице для примера представлены ставки акцизов на вышеуказанные изделия.

        kontur.ru