Правило щн нч

Приведем при­ме­ры слов с соче­та­ни­я­ми соглас­ных «чт», «чк», «чн», «нч», «нщ»,»щн», «рщ».

Звучание слов с сочетаниями согласных «чт», «чк», «чн», «нч», «нщ», «щн», «рщ»

Во мно­гих сло­вах рус­ско­го язы­ка встре­ча­ют­ся соче­та­ния мяг­ких непар­ных соглас­ных зву­ков [ч’] и [щ’] с дру­ги­ми соглас­ны­ми. При про­из­но­ше­нии cлов ука­зан­ные мяг­кие соглас­ные воз­дей­ству­ют на рядом нахо­дя­щи­е­ся зву­ки и смяг­ча­ют их. Происходит асси­ми­ля­ция (упо­доб­ле­ние) соглас­ных зву­ков по при­зна­ку мяг­ко­сти. Например, послу­ша­ем, как зву­чат сле­ду­ю­щие сло­ва:

  • ба нщ ик [ б а н’ щ’ и к].
  • чт ец [ч’ т’ э ц];
  • изя щн ый [и з’ а щ’ н ы й’];
  • Несмотря на ука­зан­ное мяг­кое зву­ча­ние рас­смот­рен­ных соче­та­ний соглас­ных, их мяг­кость на пись­ме не обо­зна­ча­ет­ся мяг­ким зна­ком. Чтобы пра­виль­но напи­сать такие сло­ва руко­вод­ству­ем­ся пра­ви­лом орфо­гра­фии.

    Примеры слов с сочетаниями согласных

    1. чт — поч­та­льон, чте­ние, чти­ца, меч­та, меч­та­тель­ный, меч­та­тель­ность, ничтож­ный, почти, поч­та, поч­то­вый, нечто, что, кое-что, что­бы, что-то, что-нибудь, ничто­же­ство, почтен­ный, почте­ние;
    2. чн — полу­ноч­ник, полу­ноч­ный, кир­пич­ный, лодоч­ник, печ­ник, отлич­ник, соч­ность, сроч­ный, точ­ность, поло­те­неч­ный, убо­роч­ный, сто­лич­ный, печ­ной, цве­точ­ный, сумрач­ный, сол­неч­ный, буд­нич­ный, ячне­вый, буты­лоч­ный, ёлоч­ный.
    3. Имеем в виду, что в неко­то­рых сло­вах соглас­но орфо­эпи­че­ской нор­ме рус­ско­го лите­ра­тур­но­го язы­ка про­из­но­сит­ся зву­ко­со­че­та­ние [шн], хотя пра­виль­но пишет­ся толь­ко бук­во­со­че­та­ние «чн», напри­мер:

      4. нч — сара­фан­чик, фла­кон­чик, кар­ман­чик, кулон­чик, балон­чик, фон­тан­чик, пон­чик, вен­чик, оду­ван­чик, кон­чик, бала­ган­чик, бал­кон­чик, солон­чак, клян­чить, нян­чить, окон­чить, ран­чо;

      6. щн — мощ­ный, мощ­но, мощ­ность, помощ­ник, немощ­ный, изящ­ность, сущ­ность, насущ­ный, будущ­ность, овощ­ной, жилищ­ный;

      russkiiyazyk.ru

      Правописание сочетаний -чк-, -чн-, -нч-, -щн-, -рщ-

      Основные цели:

      Демонстрационный материал:

      1. Слайд 4. Каменщик.
      2. Слайд 7 со словами:
        1. Слайд 8 с иллюстрациями зимующих птиц (синица, снегирь)

        1. Мотивация к учебной деятельности

        2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии

        3. Выявление места и причины затруднения

        №5. Пальчики, грибной, Маршак, платок, поезд, клюв, житель, Казань, ленточка.

        – Найдите орфограммы в словах, подчеркните их.

        4. Построение проекта выхода из затруднения

        – Назовите тему урока. (Правописание сочетаний -чк-, -чн-.)

        – А как они пишутся? (Ответы детей.)

        – Сегодня мы узнаем не только правописание сочетаний -чк-, -чн-. А еще узнаем другие сочетания, которые пишутся без ь, а узнаем их, отгадав загадки. Ответы записываем в тетради. Отгадайте загадку:

        2. Какое сочетание пишется без ь? Подчеркните его.
        Какие это животные: медведь, волк, лиса, тигр? (Хищные) щн Слайд 2

        – Мы выяснили, какие еще сочетания пишутся без ь? А почему пишутся без ь, сейчас докажем.

        – Произнесите шипящие звуки в этих словах.

        – Произнесите звук [ч’]. Какой это звук? (Согласный мягкий.)

        – Есть ли у [ч’] парный согласный по твёрдости?

        – Как написаны сочетания -чк-, -чн- в словах на доске?

        – Кто может вывести сам правило из наших наблюдений? (Звук [ч’] всегда мягкий, поэтому на письме его мягкость не обозначается. Сочетание -чк-, -чн-, -чт-, -рщ-, -чн-, -щн- пишутся без мягкого знака.)

        – Как можно записать это правило? (-чк-, -чн-, -чт-, -нч-, -щн-, -рщ- без ь)

        – Повесить на доску карточку с темой: -чк-, -чн-, -чт-, -нч-, -щн-, -рщ- без ь.

        Физкультминутка

        5. Реализация построенного проекта

        1. Упражнение для развития письменной речи. Послушайте, пожалуйста, ребята, начало сказки “Лисичка со скалочкой”.

        – Где она легла спать? (Она легла спать на лавочку.)

        – Куда лисичка спрятала скалочку? (Лисичка спрятала скалочку под лавочку.)

        Игра:
        Кто больше запомнит слов.

        Кто быстрее всех читает
        И слова запоминает:

        – А теперь напишем выборочный диктант.

        Слайд 3 (синичка)

        – Я вам прочитаю стихотворение. Вы из этого стихотворения выпишите слова с сочетаниеми -чк-.

        (Один ученик работает у доски.)

        Прилетела к нам синичка
        Села прямо под окном.
        Эту маленькую птичку
        С нетерпением мы ждем.
        И чтоб ей полегче стало,
        Ведь исчезли червячки,
        Для нее кусочки сала
        Мы повесим на сучки.

        – У кого возникли трудности? С чем это связано?

        У кого все получилось? Молодцы! Поставьте себе “+”, “?” или “солнышко”.

        8. Включение в систему знаний и повторение

        – Очень часто слова конечно, нарочно, скучно люди произносят с -чн-, хотя правильное произношение этих слов с -шн-. Сейчас мы с вами потренируемся правильно произносить эти слова на примере одного стихотворения.

        – Какие слова встретились с сочетаниями -чн-? Запомните их произношение и правописание.

        10. Домашнее задание

        xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

        Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч, нщ

        Урок 21. Русский язык 2 класс

        Конспект урока «Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч, нщ»

        – Здравствуйте, господин Карлсон! Почему Вы сегодня такой хмурый?

        А что такого я написал? Вот посмотрите:

        Я хочу яблочьное варенье, а также клубничьное, земляничьное и черничьное. А ещё дай мне, пожалуйста, поньчики и другую мягкую сдобную выпечьку.

        Что этой вредной домомучительнице так не понравилось?

        – Да, уважаемый господин Карлсон. Я понимаю фрекен Бок. Она привыкла к порядку, чтобы все было на своих местах. И, конечно, дама она грамотная и очень не любит, когда кто-нибудь пишет с ошибками. А в вашей заявке очень много ошибок. Конечно, ведь Вы прибыли к нам из Швеции. Ну, ничего. Давайте я расскажу вам о некоторых правилах русского языка. И поговорим мы про буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч, нщ.

        к], ч н], [ч т], [щ н], [н ч ], [н щ ]. Видите, как много в них мягких звуков. Как Вы думаете, почему? А дело в том, что в каждом из этих буквосочетаний есть такие согласные, которые бывают только мягкими – это буквы Ч, Щ. А если они всегда мягкие, нужен ли им ещё дополнительный знак, указывающий на мягкость? Ведь очень смешно звучит, если мы скажем, что масло масляное, солнце солнечное, а вода мокрая. Она что, сухая может быть, а масло не масляным? Вот точно так же и с мягкими согласными. Они сами по себе мягкие, зачем им ещё и мягкий знак. Вот если бы там были другие буквы вместо Ч или Щ, а звучание было бы мягким, то, конечно, мягкий знак понадобился бы.

        – Да у Вас прекрасный слух, Карлсон!

        – Вы верно подметили, что в этих словах, как и в других, в которых есть буквосочетания нч и нщ, буква Н звучит мягко [н ]. Но происходит это потому, что Ч и Щ настолько мягкие, что этой мягкостью заражают и стоящую перед ними букву Н. И буква Н не может устоять. Она тоже начинает звучать мягко. Вот поэтому в буквосочетаниях нч, нщ тоже мягкий знак не пишется

        – Урра! Я очень люблю играть!

        – Замечательно! Я буду показывать слова, а Вы говорите, есть там мягкий знак или нет.

        – Сочетание ЧК. Мягкий знак не нужен

        – Так–так. Мягких Ч и Щ здесь нет, а звук [л ] мягкий, значит, нужен мягкий знак.

        – Ну что ж, последнее слово птен.чик.

        – Вот что ещё, господин Карлсон…

        – Зови меня просто – Карлсон и на «ты». Ведь мы уже подружились, я надеюсь?

        – Ну конечно. Ты знаешь, Карлсон, я чуть не забыла рассказать тебе об одной особенности буквосочетаний чн и чт. Представляешь, в некоторых словах букве Ч надоедает звучать мягко и она начинает выкидывать фокусы – прячется в звуковую оболочку буквы Ш, и звучит не [чн] и [чт], а [шн] и [шт]. Например, в слове «конечно» мы пишем сочетание ЧН, а произносим [канешна], и вместо [чн] произносим [шн]. Или в слове «что» пишем ЧТ, а произносим [што]. Правда, это происходит только лишь в некоторых словах. А вот лет сто – сто пятьдесят назад в Москве почти все слова с сочетанием ЧН произносили именно так –[шн]. Например, [каришнивый, булашная]. А сейчас иногда можно услышать и такое произношение или более современное – [каричнивый, булачная]

        А теперь, Карлсон, давай перепишем твою заявку на сладости.

        – Конечно. Спасибо, Василиса. Я полечу к фрекен Бок.

        Точный, скучный и мучной,
        Мощный, сочный и речной,
        Кочки, бочки, точки,
        Есть в словах чк, чн
        И встречается щн.
        Знаем точно: в тех словах
        Мы не пишем мягкий знак.
        Мягкий знак не нужен там,
        Это сразу ясно нам!

        Мощный каменщик зимой
        Нянчил дочку в час ночной:
        «Спи, дочурочка, в тиши,
        Мягкий знак тут не пиши»

        – Спасибо, Василиса! Теперь я никогда не забуду, что буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч, нщ пишутся без мягкого знака. А сейчас я помчусь к фрекен Бок за вареньем и пончиками. А потом обязательно угощу тебя и моего друга Малыша. Я ведь не жадный. До встречи, Василиса!

        videouroki.net

        Согласные звуки. Сочетания букв ЧН, ЧК, ЩН

        Этот видеоурок доступен по абонементу

        У вас уже есть абонемент? Войти

        На этом уроке мы узнаем, как правильно писать слова с сочетаниями букв ЧК, ЧН, ЩН, поймём, почему мягкий знак не пишется. Проведём речевую разминку, научимся образовывать слова с такими буквосочетаниями и выполним множество интересных заданий.

        Речевая разминка

        В начале урока проведём речевую разминку:

        Ш — всегда шипящий звук.

        Шар воздушный сдулся вдруг:

        На камнях змея шипит:

        Ш — ш — ш — ш — ш — ш — ш — ш — ш — ш!

        Море Черное шумит:

        Ж — конечно, звук жужжащий.

        Это жук жужжит блестящий:

        Ж — ж — ж — ж — ж — ж — ж — ж — ж — ж — ж!

        А еще жужжит пила:

        И летящая пчела:

        Ч — напомнит этот звук,

        Как пускает пар утюг:

        Ч — ч — ч — ч — ч — ч — ч — ч — ч — ч — ч — ч!

        Как вагончики спешат:

        Как жалеют малыша:

        Щеткой вещи чищу чисто:

        Обрывает ветер листья:

        Щ — щ — щ — щ — щ — щ — щ — щ — щ!

        Щ — метем мы мусор щеткой:

        Произносим звуки четко:

        Мы уже знаем, что звуки Ж, Ш, Ч, Щ – согласные. А ещё Ж, Ш, Ч, Щ – шипящие. Шипящие согласные не имеют пары по твёрдости и мягкости. Поэтому звуки Ж и Ш – всегда твёрдые, а звуки Ч и Щ – всегда мягкие. Нам уже знакомы правила: ЖИ-ШИ пиши с буквой И, ЧА-ЩА пиши с буквой А, ЧУ-ЩУ пиши с буквой У. Сегодня мы узнаем об особенности написания буквосочетаний ЧК – ЧН – ЩН.

        Особенности написания буквосочетаний ЧК – ЧН – ЩН

        В сочетаниях ЧК – ЧН – ЩН мягкий знак не пишется, потому что звуки Ч и Щ всегда мягкие. Их мягкость обозначать не нужно.

        Прочтём стихотворение, которое поможет нам запомнить это правило:

        Ёлочка и белочка,

        Срочный, уличный, ночной,

        Точный, шуточный, речной.

        Знаем мы наверняка,

        Где ЧН, а где ЧК.

        Мягкий знак не пишется,

        Даже если слышится!

        Закрепление знаний на практике

        Рассмотрим картинки и назовём предметы. Запишем слова с сочетанием ЧК.

        Проверим, что получилось: тучка, синичка, свечка, речка, спичка, печка.

        Назовём сказочных героев, в чьих именах есть сочетание ЧК.

        Рис. 7. Красная Шапочка (Источник)

        Это Красная Шапочка, Дюймовочка, Русалочка. В словах Чиполлино, Буратино, Принцесса сочетания ЧК нет.

        Изменим выделенные слова так, чтобы в них появилось сочетание ЧК.

        Хищная щука, свежее молоко, рыжая белка, доброе сердце, белая собака, яркая свеча, молодая ветка.

        Хищная щучка, свежее молочко, рыжая белочка, доброе сердечко, белая собачка, яркая свечка, молодая веточка.

        Подберём к данным словам слова-родственники, отвечающие на вопрос какой? Выделим буквосочетания, которые мы использовали.

        Яблочный пирог

        Пшеничный хлеб

        Огуречный сок

        Овощной салат

        Ночной поезд

        Дачный сезон

        Хищный зверь

        Мы использовали буквосочетания ЧН-ЩН.

        Спишем, вставляя нужное буквосочетание: мо…ая машина, солне…ый день, то…ая наука, ре…ая вода, пе…ая труба.

        Проверим: мощная машина, солнечный день, точная наука, речная вода, печная труба.

        Соединим слова в словосочетания.

        Проверим, что получилось:

        На следующем уроке мы узнаем, что одинаковые согласные, которые пишутся в слове подряд, называют удвоенные. Выучим правила их написания и переноса слов с удвоенными согласными.

        Список рекомендованной литературы

      3. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. – М.: Просвещение, 2012 (http://www.twirpx.com/file/1153023/)
      4. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 2. – М.: Баласс.
      5. Рамзаева Т.Г. Русский язык. 2. – М.: Дрофа.

      Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

      Рекомендованное домашнее задание

      • Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. – М.: Просвещение, 2012. Выполни упр. 114 С. 78, упр. 116 С. 79.
      • Подберите к данным словам слова-родственники, отвечающие на вопрос какой? Выделите буквосочетания, которые вы использовали.
      • Клубника – ……….торт; яблоко – ………повидло; овощи – …… сок; печь – ………труба; столица – ………клиника; жилище – ……комплекс.

      • * Используя полученные на уроке знания, придумай загадки, где ответами будут слова с ЧК, ЧН, ЩН.
      • Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта.

        interneturok.ru

        Правила чк чн чт щн нч

        «Правописание -чк-, -чн-, -чт-, -нщ-, -щн-«. 2-й класс

        Презентация к уроку

        Загрузить презентацию (420,9 кБ)

        Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

        Цель: урок направлен на формирование правильно писать сочетания —чк-, -чн-, -чт-, -нщ-, -щн-; развитие орфографической зоркости, добиться четкого практического употребления изученных орфограмм в письме и чтении.

        I. Проверка домашнего задания

        – Прочитайте первое предложение.
        – Прочитайте второе предложение.
        – Каким правилом руководствовались при выполнении домашнего задания? (Проверка с таблицей.)
        – Продолжите меня:

        жи-ши – пиши с буквой и.
        ча-ща – пиши с буквой а.
        чу-щу – пиши с буквой у.

        Сообщение темы урока: правописание -чк-, -чн-, -чт-, -нщ-, -щн-. Сегодня познакомимся еще с одним важным правилом, которое постараемся запомнить.

        II. Минутка чистописания

        Четыре Анюточки
        Ни устав, ни чуточки
        Пляшут третьи суточки
        Всё под прибауточки
        Чок-чок, каблучок,
        Чуки-чуки-чуки! Чок!

        – Какой звук чаще слышится?
        – Какой это звук? Гласный или согласный? Почему?
        – Что вы можете сказать об этом звуке?
        – Какая буква обозначает это звук на письме? Запишем:

        а) Чч (буквосочетание) ча чу оч учени?к учи?тель

        – Что можно сказать об этих словах?
        – Почему мы их так называем?

        б) Давайте поработаем с досками со словарными словами. Покажите безударную гласную букву в словах: коньки, машина, молоко, Москва, ребята, сорока, ворона, работа.

        в) А теперь догадайтесь о ком речь и запишите слова-отгадки.

        Я весь день ловлю жучков,
        Уплетаю червячков.
        В теплый край не улетаю
        Здесь под крышей обитаю.
        Чик-чирик! Не робей!
        Я бывалый … (воробей!)

        Заворчал живой замок
        Лёг у двери поперёк
        Две медали на груди,
        Лучше в дом не заходи! (Собака.)

        Кто альбом раскрасит ваш?
        Ну, конечно, … (карандаш.)

        Портфель у меня не велик и не мал:
        Лежат в нём задачник,
        Букварь и … (пенал.)

        Хвост пушистый
        Мех золотистый
        В лесу живет
        В деревне кур крадёт.
        Кто это? (Лисица.)

        Проверка: у кого так?

        III. Сообщение нового материала

        Лиси’ца – как можно назвать ещё? Как назвать её, если она маленькая или ласково?
        Лиси’чка

        – Какое еще значение есть у этого слова, кроме животного? (Гриб.)
        – А что так его назвали? Рыженький, по внешнему признаку.
        – Запишите слово с маленькой буквы на новой строке. Сравните разницу между произношением и написанием!

        – Произнесите звук!
        – Какой он? Мягкий, но мягкость его ничем не обозначена!
        – Поэтому есть разница между произношением и написанием, и такие случае выведены в правило.
        – Найдите правило в слове лисичка и подчеркните его. А какое еще сочетание кроме -чк- есть еще? (-чн-).
        – Найдите в стихотворении слова, в которых встречается это правило.

        Прилетела к нам синичка. Села прямо под окном.
        Эту маленькую птичку с нетерпением мы ждём.
        И чтоб ей полегче стало, ведь исчезли червячки,
        Для неё кусочки сала, мы повесим на сучки.

        – Подчеркните правило в словах.

        IV. Работа с учебником

        – Прочитаем правило в учебнике. Как написано в учебнике, А почему же не пишется?

        Работа над упражнением 83.

        – Прочитаем задание. Будем выписывать не все слова и словосочетания, а только те, в которых встречается данное правило. Проверяем!

      • Помочь усвоить, что звуки (ч) (щ) всегда мягкие, поэтому их мягкость не нужно обозначать.
      • Развивать орфографическую зоркость, познавательные интересы детей.
      • Воспитание любви к природе родного края, зимующим птицам.
      • Карточки со словами хищные, чтение, каменщик, сварщик, одуванчик
      • Слайд 1. Одуванчик.
      • Слайд 2. Хищники.
      • Слайд 3. Карточка с пословицей: __________ – лучшее учение
      • Слайд 5. Сварщик.
      • Слайд 6. -чк-, -чн-, -чт-, -нч-, -щн-, -рщ- без ь.
      • Карточка. -чк-, -чн-, -чт-, -нч-, -щн-, -рщ- без ь.
      • Слайд 7 со словами:

    мечта, свечка, белочка,
    хищник, кончик, стрелочка,
    гонщик, птенчик, Зиночка,
    сборщик и корзиночка.

    Проверь, дружок,
    Готов ли ты начать урок?
    Все ль на месте, все ль в порядке?
    Книжка, ручка и тетрадка?

    – Давайте улыбнемся, друг другу, я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Каким вы хотите видеть сегодняшний урок?

    Часы чашка туча чулки

    – Какая буква чаще других встречались в чистописании? (Буква ч.)
    – Какое правило мы должны помнить при написании слов с этой буквой? (ча, чу)
    – Подчеркните эти сочетания в словах.

    Орфографическая зарядка (с.13 №5)

    Самостоятельная работа детей. Проверка

    (.№5 Пальчики, грибной, Маршак, платок, поезд, клюв, житель, Казань, ленточка.)

    – Вернемся к последнему слову. Прочитайте его. Какую орфограмму мы повторили? Над чем мы будем работать сегодня?

    – Значит, какую цель вам надо перед собой поставить? (Узнать правописание сочетания -чк-.)

    1. На зеленой хрупкой ножке
    Вырос шарик у дорожки.
    Ветерок прошуршал
    И развеял этот шар. (Одуванчик) -нч-

    3. Дополните пословицу: __________-лучшее учение. (Чтение) чт Слайд 3

    4. Кто это? (Рисунок каменщика) (Каменщик ) нщ Слайд 4

    5. Кем работает папа у Луизы? (Рисунок сварщика). (Сварщик ) рщ Слайд 5
    Подчеркните эти сочетания.

    – Произнесите звук [ч’]. Какой это звук? (Согласный мягкий.)

    – Есть ли у [ч’] парный согласный по твёрдости?

    – Нужно ли обозначать мягкость этого согласного? Почему? (Он всегда мягкий.)

    – Кто может вывести сам правило из наших наблюдений? (Звук [ч’] всегда мягкий, поэтому на письме его мягкость не обозначается. Сочетание -чк-, -чн-, -чт-, -рщ-, -чн-, -щн- пишутся без мягкого знака.)

    – Прочитаем правило в учебнике.

    Упражнения на внимание

    “Винт”, “Мяч и насос”

    Шла лисичка по дорожке. Нашла скалочку. Постучалась в избу. Ее впустили. Легла лисичка-сестричка на лавочку. Скалочку спрятала под печку.

    – Запишите ответы на вопросы, употребляя слова с сочетаниями -чк-, -чн-. Помните о правописании этих словосочетаний, посмотрите на табличку.

    – Что нашла лисичка? (Лисичка нашла скалочку.)

    – Подчеркните сочетания -чк-, -чн-. Как они пишутся? (Пишутся без ь.)

    6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

    – Прочитайте несколько раз, запомните и расскажите соседу эти слова.

    мечта, свечка, белочка,
    хищник, кончик, стрелочка,
    гонщик, птенчик, Зиночка,
    сборщик и корзиночка.

    – Назовите друг другу эти слова. Проверьте себя. Найдите сочетания, которые пишутся без ь. Обратите внимание на табличку с правописанием.

    – Кто больше запомнил слов? Расскажите всем. Какие сочетания пишутся без ь? Придумайте предложение с одним из слов. Самое удачное предложение запишите в тетради. Молодцы!

    7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

    – Скажите, пожалуйста, каких зимующих птиц вы знаете? К нам в гости прилетела одна из них.

    – А вы повесили кормушки птицам? Чем вы их подкармливаете?

    – Проверка по табличке правописание -чк-. Какие слова вы записали? (Синичка, птичку, червячки, кусочки, сучки.)

    Дети произносят вместе с учителем.

    Я, конечно, не нарочно
    Затолкал кота в буфет.
    И, конечно, не нарочно
    Съел я килограмм конфет.
    И, конечно, не нарочно
    Вазу мамину разбил
    И уж вовсе не нарочно
    На ковёр кисель пролил…
    Просто было очень скучно…
    Но теперь- то я послушный!

    9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

    – Какую цель вы ставили на уроке? (Узнать какие еще сочетания пишутся без ь.)

    – Удалось вам достичь поставленной цели?

    – Вы довольны своей работой на уроке?

    – Давайте ещё раз повторим правило, связанное с этими сочетаниями. Не ставьте мягкий знак между -чк-, -чн-, чтобы не обидеть чванливое ч, лишний раз, придавая ему мягкость. Это, конечно, не закон природы, но правило, и его нужно уважать, чтобы стать грамотным человеком.

    – Напишите по 2 слова с изученными сочетаниями.

    Конспект урока «Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч, нщ»

    – Здравствуй, Василиса! Какое уж тут будет настроение. Эта противная фрекен Бок. Я так хотел чего-нибудь сладенького. У меня даже пропеллер крутиться без сладкого не хочет. А ей, видите ли, подавай заявку в письменном виде – напиши название всех вкусностей, которые хочу получить. Я ей написал, а она как раскричится:

    – Сначала научись грамотно писать, а потом получишь моё вкуснейшее варенье и замечательную выпечку.

    Обратите внимание, в этих буквосочетаниях все буквы согласные. А теперь я покажу Вам, как выглядит транскрипция этих буквосочетаний, т.е. звуковая запись.

    Там, где стоят буквы ч или щ, несмотря на мягкое произношение, мягкий знак не пишется. А во втором столбике звуки [л ], [н ], [р ], [с ] звучат мягко, и эту их мягкость обозначает мягкий знак.

    – Та–ак. В буквосочетаниях чк, чн, щн, чт мягкий знак не пишется, потому что Ч,Щ – всегда мягкие. Это понятно. Но почему не пишется мягкий знак в сочетаниях нч и нщ? Ведь, например, в словах закончить, барабанщик я точно слышу звук [н ], и он мягкий.

    – Ну да, не жалуюсь…

    Ну что, господин Карлсон, теперь Вы знаете, когда писать мягкий знак, а где он абсолютно не нужен?

    – Кажется, понял. Хотя… а вдруг я ещё где-нибудь ошибку допущу?

    – Ну что же, тогда давайте немного поиграем.

    – Сочетание ЧН. Мягкий знак не нужен.

    – Сочетание ЩН. Мягкий знак н нужен.

    – Карлсон, да Вы просто знаток русского языка! Следующее слово гон.щик.

    – Да–да, я помню. Сочетание НЩ пишется без мягкого знака, значит, в слове гонщик мягкий знак не пишем.

    – Ну конечно не пишем мягкий знак, ведь в слове птенчик есть буквосочетание НЧ, и оно пишется без мягкого знака.

    – Ну конечно. Ты знаешь, Карлсон, я чуть не забыла рассказать тебе об одной особенности буквосочетаний чн и чт. Представляешь, в некоторых словах букве Ч надоедает звучать мягко и она начинает выкидывать фокусы – прячется в звуковую оболочку буквы Ш, и звучит не [чн] и [чт], а [шн] и [шт]. Например, в слове «конечно» мы пишем сочетание ЧН, а произносим [канешна], и вместо [чн] произносим [шн]. Или в слове «что» пишем ЧТ, а произносим [што]. Правда, это происходит только лишь в некоторых словах. А вот лет сто – сто пятьдесят назад в Москве почти все слова с сочетанием ЧН произносили именно так –[шн]. Например, [каришнивый, булашная]. А сейчас иногда можно услышать и такое произношение или более современное – [каричнивый, булачная]

    – Ничего себе, как бы не запутаться.

    – Не волнуйся, Карлсон. В современном русском языке можно говорить и так и эдак. Так что, говори эти слова так, как тебе больше нравится.

    – С удовольствием. «Я хочу яблочное варенье, а также клубничное, земляничное и черничное. А ещё дай мне, пожалуйста, пончики и другую мягкую сдобную выпечку».

    – Вот теперь все правильно, и, конечно, фрекен Бок не откажет тебе в твоих любимых сладостях.

    – Не спеши, Карлсон. Для того, чтобы ты не забыл правило написания буквосочетаний чк, чн, чт, щн, нч, нщ, я хочу прочитать тебе стихотворение.

    Точный, скучный и мучной,
    Мощный, сочный и речной,
    Кочки, бочки, точки,
    Есть в словах чк, чн
    И встречается щн.
    Знаем точно: в тех словах
    Мы не пишем мягкий знак.
    Мягкий знак не нужен там,
    Это сразу ясно нам!

    Мощный каменщик зимой
    Нянчил дочку в час ночной:
    «Спи, дочурочка, в тиши,
    Мягкий знак тут не пиши»

    Примеры слов с сочетаниями чт, чк, чн, нч, нщ, щн, рщ

  • бубе нч ик [б у б’ э н’ ч’ и к];
  • ба нщ ик [ б а н’ щ’ и к].

    В сло­вах с соче­та­ни­я­ми соглас­ных с пред­ше­ству­ю­щи­ми [ч’] и [щ’] ясно слы­шит­ся мяг­кость этих зву­ков, напри­мер:

  • до чк а [д о ч’ к а];
  • то чн ый [т о ч’ н ы й’].
  • Правописание слов с сочетаниями согласных «чт», «чк», «чн», «нч», «нщ», «щн», «рщ»

  • чк — свеч­ка, поч­ка, ноч­ка, точ­ка, печ­ка, реч­ка, туч­ка, ласточ­ка, облач­ко, сумоч­ка, лапоч­ка, лавоч­ка, мамоч­ка, щёточ­ка, уздеч­ка, кры­леч­ко, кры­шеч­ка;
  • 5. нщ — гон­щик, зачин­щик, загон­щик, бакен­щик, моро­жен­щик, погон­щик, обман­щик, бара­бан­щик, бан­щи­ца, камен­щик, бетон­щик;

    7. рщ — убор­щик, свар­щик, кон­тор­щик, сбор­щик, бор­щок, набор­щик, заго­вор­щик, при­твор­щик, фонар­щик, спор­щик.

    Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ»

    ТЕМА: « Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ»

    ЦЕЛИ: сформировать представление о буквосочетаниях ЧК,ЧН,ЧТ,ЩН,НЧ как орфограммах; развивать навыки правописания слов с сочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ; ознакомить с правилом употребления мягкого знака; учить определять орфограмму в слове; развивать речь, мышление; заострять внимание на языковых явлениях

    Планируемые результаты: учащиеся научатся писать в словах сочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ; обосновывать написание слов с этой орфограммой; различать мягкие согласные, после которых пишется или не пишется мягкий знак; находить в чужой и собственной работе орфографические ошибки.

    Просмотр содержимого документа
    «Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ»»

    ТЕМА: « Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ»

    ЦЕЛИ: сформировать представление о буквосочетаниях ЧК,ЧН,ЧТ,ЩН,НЧ как орфограммах; развивать навыки правописания слов с сочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ; ознакомить с правилом употребления мягкого знака; учить определять орфограмму в слове; развивать речь, мышление; заострять внимание на языковых явлениях

    Планируемые результаты: учащиеся научатся писать в словах сочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ; обосновывать написание слов с этой орфограммой; различать мягкие согласные, после которых пишется или не пишется мягкий знак; находить в чужой и собственной работе орфографические ошибки.

    Оборудование: презентация по теме урока, карточки с дополнительными заданиями, карточки для работы в парах, средней и повышенной сложности; предметные картинки.

    I. Организационный момент

    — Начинаем мы урок.

    — Садитесь, посмотрите всё ли у вас готово к уроку?

    II. Актуализация знаний

    а) Орфографическая минутка СЛАЙД № 2

    — Списать. Подчеркнуть в словах буквосочетания с мягким шипящим согласным звуком.

    — Какое правило вспомнили, выполняя задание?(ча-ща )

    — Как вы понимаете слово чаща? ( Густой частый лес, заросль)

    б) Игра «Волшебник мягкий знак»

    С помощью мягкого знака образуйте новые слова. Выиграет тот, кто быстрее выполнит задание

    Мол

    Шест

    Угол

    для проверки СЛАЙД 3

    в) Диктант. (создание проблемной ситуации)

    — Запишите слова в два столбика: в I – слова – названи е предметов с мягким знаком на конце, а во II в середине слова.

    Письмо, цепь, пальто, клюшка, пень, морковь, желудь, кисточка, деньги, зонт.

    — Ребята, в каких словах мягкость согласных звуков обозначена на письме с помощью мягкого знака? (Письмо, цепь, пальто, пень, морковь, желудь, деньги.)

    — а в каких словах –нет мягкого знака?(Кисточка , зонтик)

    — Почему в слове кисточка мягкий знак после буквы Ч не пишется? (вопрос остается открытым) СЛАЙ 4

    III. Сообщение темы урока

    — Сегодня тема нашего урока «Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ»

    III. Самоопределение к деятельности- Слайд № 4

    — На какие три группы можно разделить слова?

    Бол… кол…цо ноч… ной

    лос… кон…ки хищ…ный

    ден… пал. то кон…чик

    — Назовите согласные звуки перед пропущенной буквой.

    — Что вы о них можете сказать? (это мягкие согласные)

    — Как обозначается на письме мягкость согласных? ( буквами И, Е, Ё, Ю, Я и мягким знаком)

    — Как обозначите мягкость согласного в первом столбике? (мягким знаком)

    — Во втором столбике? (мягким знаком)

    — Что общего в написании орфограммы в первом и во втором столбике?

    (мягкий знак обозначает мягкость согласного, но в первом столбике – в конце слова, а во втором – в середине слова)

    — Назовите звуки перед пропущенной орфограммой в третьем столбике.

    — Что вы можете сказать о них? (это тоже мягкие согласные)

    — какую букву поставим для обозначения мягкости согласных в третьем столбике? (никакую букву ставить не будем)

    — Почему? ( в буквосочетаниях ЧН,ЧК,ЧТ,ЩН,НЧ мягкий знак не пишется)

    — прочитайте, чему будем учиться.

    — Прочитайте название темы сегодняшнего урока. ( Буквосочетания ЧН, ЧК, ЧТ., ЩН, НЧ)

    V. Работа по теме урока

    У.с. 4 упр.1 Пл.о.хой друг в деле не п о мощник.

    На св о ей улочке и курочка хр а бра.

    — Прочитайте пословицы. Объясните, когда так говорят. Вставьте пропущенные буквы. Какие ещё знакомые орфограммы нам встретились?(проверяемая гласная)

    — Назовите слова с непарными шипящими согласными звуками (помощник, улочка, курочка)

    — Спишите. Выполните последнее задание. Какие сочетания вы подчеркнули? (Буквосочетания ЩН, ЧК)

    — Что обозначает условный значок на полях? (Нужно поразмышлять над вопросом и высказать своё мнение)

    — Прочитайте слова. Какие слова требуют объяснений? (мачта)

    Мачта высокий столб на судне для парусов.

    — Отвечаем на вопросы после упражнения.

    — Выполните упражнение самостоятельно. (4 ученика у доски)

    — Как произносятся звуки в буквосочетаниях ЧН, НЧ, ЧК, ЧТ, ЩН? (мягко)

    — Можно ли сказать, что это опасные места в слове? В чём заключается опасность? (звук произносится мягко, но ь знак не пишется)

    — Как называются такие опасные места в словах русского языка? (орфограммами)

    Для развития речи учащихся

    ● Шла по полю черепаха (идём пальчиками)

    ● И дрожала вся от страха (руки в кулачок, кулачки дрожат)

    ● Кусь, кусь, кусь! Кусь, кусь, кусь! (большой и указательный пальцы «кусаются»)

    ● Никого я не боюсь! (отрицание — указательным пальцем)

    VI. Знакомство с правилом

    — Прочитайте, какие сведения о языке сообщает нам тётушка Сова.

    У. с. 5 упр. 3 СЛАЙД № 6

    — Выполните задание к упражнению

    Одуванчик — растение с жёлтыми цветами, с молочным соком и пушистыми семенами, которые разносятся ветром.

    Пончик – круглый жареный пирожок (с вареньем);

    Птенчик — уменьшительно- ласкательное к птенец;

    Кончик — уменьшительное к слову конец;

    Блинчик – название сладкого блюда

    Стаканчик – маленький стакан.

    — Отвечаем на вопросы под упражнением. Выполните упражнение сам-но.

    VII. Закрепление изученного материала Слайд № 7

    1. Упражнения в написании слов с изученной орфограммой.

    Работа в парах по карточкам

    Прчитайте текст и исправьте ошибки

    Это было Зимой. К окну Прилетела синичька. Она была голодна. У окна стояли дети. Им стало жаль птичьку. Они открыли форточьку. Птичька влетела в комнату. Она стала клевать хлебные крошки.

    Мы с дедушкой поехали на дачьный учясток. Там всегда много работы: накормить птенчиков курицы — крошечьных циплят, сварить ежевичьное варенье. Дедушка сказал, что мы- настоящие помощьники.

    VIII. Рефлексия Слайд № 8

    Кон…ки, поч..та, птен..чик, мен..ше, хищ..ник, бол…ной,оч..ки

    — Выпишите слова, в которых мягкий знак не пишется. Подчеркните орфограмму. ( почта, птенчик, хищник,очки)

    — Самопроверка. Один ученик читает слова, остальные делают хлопок в ладоши, если согласны.

    IХ. Итог СЛАЙД № 9

    — Как называется орфограмма, с которой мы познакомились на уроке?(сочетания ЧК чн ….

    — Что нужно помнить при написании слов с этой орфограммой?( пишем без ь знака

    Красная карточка _ не уверены в своих знаниях;

    желтая -, если хорошо усвоили материал;

    зеленая — если уверены в своих знаниях

    Х. Домашнее задание

    У.с. 5 Правило наизусть; с. 5 упр. 4; упр. 5;

    Спасибо за урок!

    Т.Н. Ситникова, И.Ф. Яценко и др. Поурочные разработки по русскому языку к УМК В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого 2 класс.- М.: ВАКО, 2012.

    В.П. Канакина Русский язык Рабочая тетрадь Часть 2. Москва «Просвещение» 2012.

    В.П. Канакина В.Г. Горецкий Русский язык Учебник Часть 2- М.: Просвещение, 2012.

    В.П. Канакина Г.С. Щёголева Русский язык Сборник диктантов и самостоятельных работ 1-4 кл. М.: Просвещение, 2009.

    Большой толковый словарь русского языка: ок. Б79 60 000 слов/под ред. Д.Н. Ушакова. – М.:АСТ: Астрель 2008.

    minjustbryansk.ru