Распорядительные документы приказы примеры

Что такое приказы по основной деятельности

Приказ — это основной распорядительный документ предприятия. В номенклатуре дел организации издание таких распоряжений, как правило, разделяется на две большие группы: приказы по основной деятельности и по личному составу. Рассмотрим первую группу.

Речь идет о локальных нормативных документах, отражающих управленческие решения по вопросам производственно-хозяйственной деятельности, планирования, отчетности, финансирования, кредитования, реализации товаров и т.п. Как правило, локальный нормативный акт готовит то структурное подразделение, деятельность которого связана с его исполнением. В статье мы приведем образцы приказов по основной деятельности предприятия, которыми можно пользоваться в повседневной работе.

Среди распоряжений по основной деятельности (ОД) особое место занимают приказы по административно-организационным или административно-хозяйственным вопросам. Они должны храниться раздельно, так как имеют разные сроки хранения. Если распоряжения по ОД хранятся постоянно, то по административно-хозяйственным вопросам — 5 лет.

Приказы по основной деятельности — это какие

Часто у делопроизводителей возникают сложности с отнесением распоряжения к локальным нормативным актам по ОД или по личному составу. Основной принцип следующий: если документом регулируются трудовые взаимоотношения с организацией конкретных работников — это распоряжение по личному составу (прием, увольнение, отпуск, командировка, поощрение, взыскание, обучение и т.п), если же речь идет об организации в целом — это приказ по основной деятельности, даже если в нем названы ответственные лица и даны поручения конкретным работникам.

Приведем далеко не полный перечень приказов по основной деятельности. К ним относятся следующие распоряжения:

  • о вступлении в должность руководителя;
  • о возложении на руководителя обязанностей главного бухгалтера;
  • о назначении временно исполняющего обязанности руководителя;
  • о наделении правом подписи;
  • о назначении ответственного за ведение, хранение, учет и выдачу трудовых книжек;
  • о передаче функций по ведению кадрового делопроизводства компании-аутсорсеру;
  • о назначении ответственного лица за обеспечение пожарной безопасности в здании;
  • об утверждении штатного расписания;
  • о создании обособленного подразделения;
  • о введении в действие новой редакции «Правил внутреннего трудового распорядка»;
  • о порядке выдачи работникам трудовых книжек;
  • об обеспечении охраны коммерческой тайны;
  • об использовании мобильной связи;
  • об утверждении перечня материально ответственных лиц;
  • о заключении договоров о полной индивидуальной материальной ответственности;
  • об организации приема-передачи дел и инвентаризации;
  • о графике работы организации в майские праздники;
  • об организации расследования несчастного случая.

Как оформляется

Требования к оформлению ряда документов, отнесенных к разряду организационно-распорядительных, закреплены в ГОСТ Р 6.30-2003 . В этом документе указаны состав реквизитов и требования к их оформлению. Здесь же размещены схемы расположения реквизитов на бланке.

В тексте обычно указываются следующие:

  • наименование организации;
  • дата и регистрационный номер;
  • тема;
  • текст приказа;
  • место для подписи должностного лица, утверждающего распоряжение, с указанием должности;
  • отметка об исполнителе;
  • место для виз согласования, если это необходимо.
  • Если к локальному нормативному акту прилагаются отдельные документы, например объяснительные, то это указывается в тексте. Для наглядности приведем образец приказа по основной деятельности.

    Реестр изданных приказов

    Изданные на предприятии распоряжения принято регистрировать, так как необходимо вести их учет. Локальные нормативные акты не только утверждаются руководителем, но и получают свой номер, под которым о них вносится информация в специально предназначенный для этих целей журнал. Если в компании введено разделение распоряжений на группы, то лучше сразу регистрировать и хранить их отдельно. Это позволит в конце года не тратить дополнительные усилия на классификацию документов в соответствии с их сроками хранения.

    Для регистрации локальных нормативных актов используется журнал. На законодательном уровне не прописано каких-либо требований к такому документу. Смысл же его сводится к тому, чтобы там можно было фиксировать следующие сведения:

  • регистрационный номер;
  • дату подписания приказа;
  • наименование документа, его краткое содержание или описание предмета;
  • данные лица, ответственного за подготовку проекта распоряжения (исполнителя);
  • отметку об исполнении;
  • примечания, если таковые имеются.
  • Журнал регистрации локальных нормативных актов используется на протяжении календарного года. Каждый год начинается новый журнал (книга), и нумерация приказов по основной деятельности в нем ведется заново.

    m.ppt.ru

    РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

    ВИДЫ РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ

    В соответствии с действующим законодательством и компетенцией органы управления издают следующие распорядительные документы: приказы, указания, решения, постановления, распоряжения.

    Распорядительные документы содержат решения, идущие сверху вниз по каналам системы управления: от управляющего органа к управляемому, от руководителя организации к подведомственным структурам — филиалам, подразделениям, рядовым исполнителям. Все распорядительные документы кроме властного содержат в себе также организующее начало.

    Документы, входящие в систему распорядительной документации, носят характер правового акта и, с точки зрения их подготовки и оформления, обладают рядом общих черт, что связано с единством нормативной базы, устанавливающей соответствующие правила и требования.

    Решения, постановления и приказы издают во всех случаях, когда необходимо принять нормативный или индивидуальный акт по основным вопросам компетенции организации.

    Распоряжения, указания издаются по оперативным вопросам и для организации исполнения постановлений, решений и приказов.

    С точки зрения сферы их действия распорядительные документы подразделяются:

  • документы, действующие на федеральном уровне, — правовые акты, издаваемые Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации;
  • правовые акты, действующие на федеральном уровне, создаваемые федеральными органами исполнительной власти;
  • правовые акты, действующие на уровне субъектов Российской Федерации;
  • распорядительные документы, действующие в рамках отдельной организации, предприятия, фирмы.
  • Распорядительные документы могут издаваться совместно несколькими органами управления.

    Решение — это правовой акт коллегиального или совещательного органа управления. Решения могут издаваться министерствами, ведомствами, учеными советами, общественными организациями по важным вопросам, входящим в компетенцию этих органов.

    Постановление — правовой акт, принимаемый высшими и некоторыми центральными органами коллегиального управления (комитетами, комиссиями), главами администрации субъектов РФ, мэрами городов и т. д., общественными организациями в целях разрешения наиболее важных и принципиальных задач, стоящих перед данными органами и организациями.

    Распоряжение — акт управления государственного органа, имеющий властный характер, изданный в рамках присвоенной должностному лицу, государственному органу компетенции, имеющий обязательную силу для граждан и организаций, которым распоряжение адресовано. Распоряжения являются подзаконными актами и делятся на две группы: распоряжения общего и конкретного характера длительного действия и распоряжения, касающиеся конкретного узкого вопроса, разового случая.
    Как правило, распоряжение представляет собой способ доведения до исполнителей оперативных вопросов, имеет ограниченный срок действия и касается ограниченного круга должностных лиц.

    Приказ является самым распространенным видом распорядительного документа, применяемого в практике управления. Он издается по основным вопросам, а именно: по вопросам внутренней жизни учреждения, организации, предприятия, по вопросам создания, ликвидации, реорганизации учреждений или их структурных частей; утверждения положений, инструкций, правил и т. п. документов, требующих утверждения, а также по кадровым вопросам приема, перемещения, увольнения работников и др.

    Указание — распорядительный документ, издаваемый министерствами, ведомствами, организациями преимущественно по вопросам информационно-методического характера, а также вопросам, связанным с организацией исполнения приказов, инструкций и других актов. Право подписи указаний делегируется руководителем своим заместителям или руководителям подразделений в пределах их компетенции.

    Распорядительные документы — постановления, распоряжения, приказы, решения и др., относящиеся к Унифицированной системе организационно-распорядительной документации (УСОРД), включенные в ОК 011-93 «Общероссийский классификатор управленческой документации» (ОКУД, класс 0200000) оформляются в соответствии с ГОСТ Р 6.30-2003. Стандарт является базовым актом, оговаривающим состав, схемы расположения и требования к оформлению реквизитов документов, требования к бланкам документов, в том числе бланков документов с воспроизведением Государственного герба РФ.
    Порядок подготовки и оформления распорядительных документов федеральных органов исполнительной власти конкретизируется Методическими рекомендациями по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти (утв. приказом Федерального архивного агентства от 23 декабря 2009 г. № 76) и соответствующими Инструкциями по делопроизводству.

    По материалам:
    Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. — 4-е изд.- М.: Флинта: Наука, 2000.
    Методические рекомендации по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти
    (утв. приказом Федерального архивного агентства от 23 декабря 2009 г. № 76)

    doc-style.ru

    Заголовок и текст

    Текст приказа предваряет реквизит 18 (заголовок к тексту). Заголовок должен кратко и точно отражать содержание текста документа, отвечая на вопросы о чем? , например: О назначении. ; Об утверждении. ; Об итогах. ; О мерах. и т. п.

    Объем заголовка должен укладываться в 2-3, максимум в 5 строк каждая длиной в 28 знаков при угловом расположении реквизита и в 2-3 строки, каждая длиной до 40-50 знаков, расположенных симметрично относительно границ текста ниже реквизита 14 (место составления или издания документа) — при продольном расположении реквизита. Точка в конце заголовка не ставится.

    Примеры оформления :
    1. (при угловом расположении реквизита)

    Об использовании в 2003 г.
    целевого фонда амортизационных отчислений

    2. (при продольном расположении реквизита)

    О совершенствовании бухгалтерского учета
    в ОАО «Невсельмаш»

    Текст приказа , как правило, состоит из двух частей: констатирующей (вступительной) и распорядительной.

    В констатирующей части дается обоснование предписываемых действий, излагаются основания, причины, побудившие руководителя организации издать данный приказ, указываются цели и задачи приказа. Она может начинаться словами » в целях «, » в соответствии «, » во исполнение » и т. д. Констатирующая часть необязательна, она может и отсутствовать, если нет необходимости давать разъяснения.

    Наиболее распространенные варианты констатирующей части приказа по организации:

    а) если основанием для издания приказа является законодательный, нормативный или правовой акт вышестоящего органа власти и управления или документ, ранее изданный данной организацией, в констатирующей части указываются его наименование, дата и номер:

    В целях выполнения Постановления Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2000г. № 304 «О внесении изменений и дополнений в Положение о лицензировании деятельности по заготовке, переработке и реализации лома цветных и черных металлов»
    ПРИКАЗЫВАЮ: .

    б) если приказ издается в дополнение или во изменение ранее изданного приказа , то в этом случае в констатирующей части приводится дата, номер и заголовок соответствующего документа:

    Во исполнение приказа Министерства финансов Российской Федерации от 29.07.1998 г. № 34н о признании утратившим силу приказа Министерства финансов Российской Федерации от 26.12.1994 г. № 170 «О Положении о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации»
    ПРИКАЗЫВАЮ: .

    в) если приказ готовится в инициативном порядке в целях выполнения текущих задач организации, в констатирующей части формулируются цели и задачи предписываемых действий, излагаются факты или события, послужившие причиной издания приказа:

    В целях организации должного технического надзора и обеспечении безопасной и безаварийной работы грузоподъемных кранов
    ПРИКАЗЫВАЮ.

    Возможен вариант приказа без констатирующей части. Производится это в том случае, если поручаемые действия не требуют особого пояснения, являются очевидными.

    Распорядительная часть документа начинается со слова ПРИКАЗЫВАЮ (без кавычек), печатаемого с новой строки от левого поля бланка прописными буквами, или вразрядку. После слова ПРИКАЗЫВАЮ ставится двоеточие.

    Приказ может предусматривать несколько различных по характеру действий, поэтому его распорядительная часть может делиться на пункты и подпункты.

    Каждый пункт (подпункт) начинается с указания в дательном падеже ответственного должностного лица, структурного подразделения или организации, затем в сжатой, повелительной форме излагаются предписываемые действия и указываются сроки исполнения мероприятий. Указание срока исполнения дается отдельной строкой и оформляется как дата завершения исполнения.

    1. Начальнику технического отдела Котову А.Д. подготовить проект «Инструкции об организации работы по . ». Срок исполнения 23.05.2009.
    2. Начальнику юридического отдела Мельникову С.Г. предоставить Управлению международных операций необходимые нормативные правовые акты и методические документы. Срок предоставления 25.05.2009.

    Последним пунктом приказа назначается должностное лицо, структурное подразделение или организация, которым вменяется контроль за исполнением приказа. Например:

    4. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя начальника управления Сидорова К.М.

    Примеры построения приказа см. в разделе «Образцы деловых бумаг».

    При составлении приказа необходимо учитывать, что:

  • каждый пункт (подпункт) приказа должен содержать только одно конкретное задание с реальным сроком исполнения. Срок исполнения не указывают, если задание (поручение) носит постоянный характер;
  • число исполнителей по каждому пункту не ограничивается , однако при этом один из исполнителей назначается ответственным за исполнение поручения;

если приказ отменяет или заменяет в какой-либо части изданные ранее документы по рассматриваемому вопросу, то в распорядительной части они перечисляются, например:

2. Признать утратившим силу:
Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 26 декабря 1994 г. № 170 «О Положении о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации;
пункт 3 Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 3 февраля 1997 г. № 8 «О квартальной бухгалтерской отчетности организации.

если ранее изданный приказ организации подлежит частичному изменению или дополнению, то в новом приказе предусматривается откорректированная формулировка соответствующего пункта, например:

«В пункте 8 Положения о бухгалтерии слова: «Министерство труда Российской Федерации» заменить словами: «Министерство труда и социального развития Российской Федерации»;

Пункт 9 приказа от 07 сентября 2001 г. № 66 изложить в следующей редакции: .

Оформление реквизита 22 (подпись) выполняется в соответствии с правилами, изложенными в ГОСТ Р 6.30-2003. Визы (реквизиты 23 , 24 ) проставляются на оборотной стороне последнего листа первого экземпляра (подлинника) приказа в нижней его части.

В приказ не следует включать пункт « Приказ довести до сведения.. .». Подразделения (должностные лица), до сведения которых доводится приказ, перечисляются в указателе рассылки, который исполнитель готовит вместе с проектом приказа.

У приказа могут быть разные приложения : положения, регламенты, перечни, образцы документов и др. Однако реквизит « Отметка о наличии приложения » никогда не оформляется на приказах и распоряжениях в связи с тем, что ссылка на приложение дается непосредственно в тексте распорядительного документа.
Если приложение носит справочный или аналитический характер (схема, таблица, список и т. д.), то в тексте приказа дается ссылка « согласно приложению 2 » или « (приложение 2) ». При этом на первой странице приложения в правом верхнем углу пишется слово « Приложение », ниже дается ссылка на приказ или распоряжение.

Приложения к приказу визируются руководителем структурного подразделения, подготовившего проект. При наличии нескольких приложений, приложения нумеруются.

Если приложением к распорядительному документу является утверждаемый документ (положение, правила, инструкция и т. п.), в соответствующем пункте распорядительной части делается отметка: «( прилагается )». А на самом утверждаемом документе в правом верхнем углу первой страницы оформляется реквизит « Гриф утверждения документа ».

Внесение изменений в подписанный приказ, распоряжение, а также в согласованный проект документа не допускается.

Распорядительные документы

Распорядительный документ является важной составляющей частью делопроизводства в любой коммерческой или государственной организации. О том, какие виды распорядительных документов существуют, какой они имеют порядок оформления и хранения, мы расскажем в нашей статье. Здесь же представлены некоторые примеры распорядительных документов.

В любой организации, независимо от ее организационно-правовой формы, производственной структуры и характера деятельности, может осуществляться исполнительно-распорядительное производство с изданием соответствующих документов.

Распорядительным документом орган управления предприятия обеспечивает реализацию поставленных задач, в частности, он может касаться корректировки средств, усовершенствования организационной структуры, способов выполнения основной деятельности организации и многих других вопросов внутри предприятия, возникающих в процессе производства.

Решения, содержащиеся в распорядительных документах, представляют собой вертикальную систему управления, идущую: от руководителя предприятия к структурным подразделениям и непосредственно, к исполнителям (работникам). Распорядительный документ наделен юридической силой и относится к правовым актам, с помощью которых разрешаются вопросы в сфере управления. Адресаты распорядительных документов: структурные подразделения, какие-либо конкретные учреждения, работники и должностные лица, с которыми возникают определенные административно-правовые отношения.

В зависимости от действия, распорядительные документы делятся на следующие виды:

  • Правовые акты органов федеральной исполнительной власти (акты, носящие межведомственный характер; акты, которыми регулируются отношения между органами исполнительной власти и предприятиями; акты, содержание которых затрагивает права и свободу граждан РФ ).
  • Правовые акты субъектов федерации и их территориальных образований.
  • Правовые акты государственных и коммерческих структур (предприятий).
  • Порядок оформления распорядительных документов

    Одними из наиболее распространенных видов распорядительных документов считаются:

  • постановления и решения (издаются коллегиальными органами управления);
  • приказы, распоряжения, указы (издаются органами управления на основе единоначалия).
  • Каждый документ должен соответствовать требованиям законодательных актов, и не должен содержать положений, противоречащих закону.

    Подготовка любых распорядительных документов осуществляется в аналогичном порядке и представляет собой процесс с различной конечной стадией оформления. Порядок составления и оформления распорядительных документов рекомендуется отмечать в инструкции по делопроизводству в каждой организации. Как правило, он содержит последовательность действий при работе над проектом документа и требования, которыми обеспечивается юридическая сторона документа.

    Скачать бланк приказа о приеме на работу работника (свободная форма)

    В целом, подготовку распорядительного документа можно разделить на несколько этапов:

  1. Изучение вопроса, являющегося причиной для создания документа. На данном этапе определяется круг вопросов, которые будут отражены в документе; изучаются законодательные акты и правительственные решения, ранее действующие распорядительные документы по аналогичным вопросам, которые обеспечат правовую основу для распорядительного документа, его направленность и возможность реализации.
  2. Подготовка проекта распорядительного документа. Подготовка проекта документа, как правило, поручается одному или нескольким должностным лицам (либо структурным подразделениям). Работа над сложным проектом может осуществляться рабочими группами с привлечением ученых и практикующих квалифицированных специалистов.
  3. Обсуждение и принятие документа на заседании коллегиального органа (осуществляется при подготовке постановлений и решений).
  4. Согласование и подписание документа.

    Вид распорядительного документа определяет характер его содержания, и при этом, он состоит из двух основных частей:

  5. Констатирующая — введение в суть рассматриваемого вопроса с перечисление фактов и событий, имеющих к нему прямое отношение.
  6. Распорядительная – основная часть документа, которая излагается в повелительной форме и ее формулировки должны быть четкими в соответствии с требованиями законодательных актов; содержание этой части не должно противоречить смыслу распорядительных документов, изданных ранее, формулировки не должны отражать неконкретные выражения («улучшить», «повысить», «обратить внимание» и т.д.). Проверка исполнения распорядительного документа с вышеназванными формулировками может быть затруднена.

    В соответствии с требованиями ГОСТ Р 6.30-97, распорядительные документы, адресованные руководству предприятий, чья деятельность основывается на принципах единоначалия, составляются от первого лица единственного числа (например, «приказываю», «предлагаю» и т.д.). Распорядительные документы, составленные коллегиальными органами, должны быть изложены от третьего лица единственного числа (например, «постановляет», «решил» и т.д.). Данные слова отделяют констатирующую часть от распорядительной, печатаются крупным шрифтом на отдельной строке.

    В случаях, когда распорядительная часть предполагает исполнение различных действий с привлечением нескольких исполнителей, ее необходимо разделить на отдельные пункты нумерацией арабскими цифрами. За выполнение каждого отдельного пункта должен отвечать конкретный исполнитель, что также отмечается в распорядительной части с отметкой предписываемого действия и срока исполнения документа.

    Срок исполнения документа должен соответствовать объему предполагаемых работ. При этом, обязательно учитывается время, необходимое для доведения информации до конкретных исполнителей. Как правило, срок исполнения устанавливается для каждого отдельного задания, но также, может иметь общий срок исполнения для всех пунктов, отмеченных в распорядительном документе.

    В конце текста распорядительной части указывается перечень документов, которые утратили силу либо подлежат изменению в связи с изданием нового акта. В таких распорядительных документах, как решения, приказы и распоряжения, последним пунктом указывается лицо, ответственное за исполнение данного документа.

    Скачать образец распоряжения (свободная форма)

    Оформление и формы распорядительных документов

    Оформление распорядительного документа зависит от характера содержания. Так, для стандартных управленческих ситуаций, когда требуется издание приказа о создании, реорганизации или ликвидации организации, о распределении или изменении круга обязанностей, внесении изменений в устав организации и другое, существует унифицированная форма, которая предусматривает необходимое содержание и порядок расположения информации. Приказы, которые касаются личного состава, оформляются в соответствии с требованиями и унифицированными формами, которые утверждены Постановлением Госкомстата России от 30.10.87 № 7141.

    Оформление распорядительных документов осуществляется на бланке общей формы размером А4. Состав реквизитов включает в себя:

  7. герб (эмблему);
  8. наименование организации – автора распорядительного документа;
  9. название документа;
  10. номер, индекс и место составления;
  11. основной текст;
  12. подписи;
  13. отметки о согласовании.

    В завершении оформления распорядительного документа – его необходимо согласовать с со всеми заинтересованными лицами (либо организациями) и подписать. До момента подписания проект согласовывается путем визирования на первом экземпляре непосредственно его автором и руководителем структурного подразделения, который внес данный проект на согласование, также документ согласовывается всеми исполнителями, отмеченными в документе, ответственными должностными лицами и юристом. Проекты распорядительных документов, при исполнении которых требуется финансовое обеспечение, обязательно согласовываются с финансовыми службами.

    При несогласованном проекте любого распорядительного документа на нем должно стоять мотивированное заключение. Перед подписанием в документе тщательно проверяется его содержание, в частности, особое внимание уделяется цифровым данным и ФИО всех заинтересованных лиц.

    Проекты распорядительных документов, которые принимаются коллегиальными органами (решения и постановления) согласовываются на заседаниях, в ходе которых содержание может быть изменено или дополнено. Доработанный проект документа утверждается на последующем заседании.

    • приказы и распоряжения – руководителем организации или его заместителем;
    • решения и постановления — председателем и секретарем коллегиального органа.
    • Распорядительный документ вступает в силу с момента информирования исполнителя или с момента подписания. Доведение до сведения исполнителя (исполнителей) осуществляется посредством тиражирования и рассылки в соответствии с подготовленным авторами проекта списком заинтересованных лиц. Срок вступления в силу и срок действия документа указываются в каждом экземпляре акта.

      pravovedus.ru

      Организационно-распорядительные документы

      «Кадровый вопрос», 2012, N 7

      Основное назначение распорядительных документов заключается в регулировании и координации деятельности, позволяющих органу управления обеспечить реализацию поставленных перед ним задач, получать максимальный эффект от своей деятельности.

      Фиксируемые в распорядительных документах решения могут касаться совершенствования организационной структуры учреждения, определения или корректировки средств и способов осуществления основной (производственной) деятельности, обеспечения организации финансовыми, трудовыми и иными ресурсами.

      С учетом сферы деятельности распорядительные документы можно разделить на следующие уровни:

      — правовые акты федерального уровня (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и т. д.);

      — правовые акты на уровне субъектов РФ (правовые акты, издаваемые областным, краевым, городским законодательством);

      — правовые акты организаций, учреждений, предприятий (приказы, указания, распоряжения).

      Сама процедура издания распорядительных документов включает следующие этапы:

      1) инициирование решения, или обоснованность необходимости издания распорядительного документа;

      2) сбор и анализ информации по вопросу;

      3) подготовка проекта распорядительного документа;

      4) согласование проекта документа;

      5) доработка проекта распорядительного документа;

      6) принятие решения или подписание документа;

      7) доведение распорядительного документа до исполнения.

      Общие требования к оформлению распорядительных документов установлены ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов».

      Приказ — это правовой акт руководителя органа власти управления, учреждения, организации, предприятия в целом в целях разрешения организационных, финансовых, кадровых или иных вопросов их деятельности. Приказы издаются по вопросам основной деятельности и по личному составу.

      Разработка проекта приказа осуществляется по указанию работодателя (руководителя организации) руководителями подразделений с привлечением специалистов. Составление проекта предполагает сбор и тщательное изучение необходимых по существу вопроса информационно-справочных материалов (отчетов, докладных записок, решений, и т. п.), нормативно-правовых актов, правительственных постановлений, изданных ранее распорядительных документов организации и т. д.

      Приказы руководителя по основной деятельности могут издаваться совместно с руководством других организаций, учреждений, предприятий.

      К составлению текста приказа следует приступить только после получения полной ясности по существу вопроса, четкого определения цели и задачи издания приказа. Текст вначале пишется на чистом листе бумаги, редактируется, предварительно согласовывается с соответствующими должностными лицами и основными исполнителями. Возникающие при этом противоречия по срокам исполнения, по обеспечению предусматриваемых приказом мероприятий материально-техническими средствами решаются на уровне руководителя организации.

      Ответственность за качество подготовки проектов приказов несут руководители подразделений, которые эти проекты разрабатывают.

      Содержащиеся в проекте приказа поручения должны быть увязаны с ранее изданными распорядительными документами: иметь ссылку на них, отменять их или оговаривать корректировку. Упоминания в тексте наименований органов власти и управления, организаций, фирм, структурных подразделений должны записываться в полном соответствии с юридически установленным их написанием. Повторные приказы по одному и тому же вопросу допускаются как исключение с соответствующими организационными и административными выводами.

      Приказы оформляются на специальном бланке и содержат следующие реквизиты:

      — Государственный герб РФ — изображается только в том случае, если в соответствии с действующим законодательством организации это право предоставлено. Гербы изображаются на бланках органов власти и управления и организаций в их подчинении.

      — эмблема — товарный знак или знак обслуживания;

      — название вида документа — приказ;

      — заголовок к тексту;

      Заголовок является обязательным реквизитом приказа, поэтому он должен быть сформулирован четко, кратко, выражая основное содержание документа. Заголовок приказа должен отвечать на вопрос «О чем?». Например:

      «О проведении ремонтных работ»;

      «О повышении качества продукции».

      Приказ состоит из двух частей: констатирующей и распорядительной. В констатирующей части дается обоснование распорядительных действий. В качестве обоснования действия может выступать:

      — ссылка на нормативный правовой акт вышестоящего органа или собственные ранее изданные с указанием названия документа, даты, номера, заголовка к тексту;

      — формулировка целей и задач, стоящих перед организацией, описание фактов или событий, послуживших причиной издания приказа.

      При ссылке на утвержденный документ указывается, каким органом (должностным лицом) и когда утвержден документ.

      Распорядительная часть документа может отсутствовать, если предписываемые действия не нуждаются в разъяснении.

      Распорядительная часть документа начинается словом «ПРИКАЗЫВАЮ», которое печатается прописными буквами без разрядки с новой строки от абзаца. Распорядительная часть содержит поручения, каждое из которых выделяется в самостоятельный пункт. Каждый пункт распорядительной части включает:

      — наименование должности, фамилию, инициалы исполнителя или исполнителей;

      — срок выполнения поручения.

      Распространенными вариантами констатирующей части приказа по организации могут быть следующие:

      1) когда основанием для издания приказа является законодательный, нормативный или правовой акт вышестоящего органа власти и управления;

      2) когда приказ издается в дополнение или во изменение ранее изданного приказа. В этом случае в констатирующей части приводятся дата и номер, заголовок соответствующего документа;

      3) когда приказ готовится в инициативном порядке в целях выполнения текущих задач организации.

      При составлении приказа необходимо:

      — увязывать содержащиеся в нем предложения с ранее изданными по данному вопросу документами во избежание повторений или противоречий;

      — излагать текст кратко, последовательно, четко, не допуская возможности другого толкования;

      — указывать конкретных исполнителей и реальные сроки исполнения поручений;

      — обеспечивать юридически правильное написание упоминаемых в нем наименований ведомств, предприятий, организаций и учреждений;

      — указывать структурные подразделения и должностных лиц, на которых возлагается контроль за исполнением приказ;

      — соблюдать сроки подготовки приказов, установленные руководством организации;

      — указывать акты, подлежащие отмене или утратившие силу.

      Текст приказа должен быть написан ясно, доходчиво, с соблюдением всех грамматических правил. Специальные (технические) термины нужно употреблять в пределах необходимости и только общепринятые. В тексте нельзя употреблять произвольные сокращения и сокращенные наименования организаций, структурных подразделений, должностей. Недопустимо применение разных терминов для обозначения одного и того же понятия. Неуместно употреблять в приказе всякого рода пожелания.

      Поскольку приказ зачастую предусматривает несколько действий, то его распорядительная часть делится на пункты, а иногда на подпункты. Каждый пункт начинается с указания в дательном падеже ответственного должностного лица, структурного подразделения или организации, затем в сжатой повелительной форме излагаются предписываемые действия и указываются сроки исполнения мероприятий.

      При значительном объеме текста в проекте приказа излагаются лишь основные вопросы, остальной текст помещается в приложение к приказу. При наличии приложений в виде графиков, схем, таблиц в тексте приказа в соответствующих пунктах распорядительной части дается ссылка на приложении. Соответственно, приложения должны быть подписаны и пронумерованы в верхнем правом углу.

      Таким образом, приложение является неотъемлемой частью приказа. Издание вместе с приказом приложений, не упомянутых в приказе, не допускается.

      В процессе разработки приказа составляется список рассылки, в котором указываются подразделения, должностные лица, которых касается приказ. Канцелярия (секретарь руководителя) после издания приказа организует ознакомление сотрудников организации с его содержанием. При необходимости приказ ксерокопируется, заверяется простой печатью и раздается исполнителям. Ответственному исполнителю не всегда для выполнения работы требуется полный текст приказа. В этом случае делается выписка из приказа. По составу реквизитов и оформлению выписка практически не отличается от самого приказа. В выписке лишь уточняется название документа — Выписка из приказа. Вместо полного текста печатается та часть приказа, которая непосредственно касается ответственного исполнителя. Выписка из приказа может быть напечатана на чистом листе бумаги формата А4, А5 в угловом варианте расположения постоянных реквизитов флаговым способом. Выписка заверяется секретарем и выдается ответственному исполнителю.

      Открытое акционерное общество

      01.04.2011 N 15-ОД

      О запрете курения

      В целях снижения пожароопасной ситуации и вредного воздействия табачного дыма на здоровье граждан

      1. Запретить курение в помещениях предприятия.

      2. За нарушение данного приказа наложить штраф в размере 500 руб.

      3. Руководителям структурных подразделений ознакомить с настоящим приказом сотрудников под роспись.

      4. Контроль за исполнением данного приказа возложить на ведущего инженера по технике безопасности П. Н. Мохнатого

      Директор организации В. П. Петров

      Распоряжение — правовой акт, издаваемый руководителем учреждения, организации, предприятия, действующим единолично. Распоряжение носит характер обязательного поручения работодателя (руководителя) о необходимости совершения подчиненными организациями, структурными подразделениями и рядовыми исполнителями определенных действий в указанный в распоряжении срок. Правом издавать распоряжение могут быть наделены заместители руководителя организации по вопросам их компетенции, руководители самостоятельных структурных подразделений, а также главные специалисты организации.

      Право издания распоряжений руководителем организации закрепляется в учредительных документах организации (уставе, положении), право издания распоряжений другими должностными лицами закрепляется в организационно-правовых документах, а также распорядительных документах (положениях о подразделениях, должностных инструкциях). Таким образом, распоряжение представляет собой способ доведения до исполнителей оперативных вопросов, имеет ограниченный срок действия и касается узкого круга должностных лиц. В отдельных случаях на уровне управления федеральными органами власти распоряжения могут издаваться на длительный срок действия.

      Оформление распоряжения осуществляется по тем же правилам, что и приказы. Распоряжения оформляются на специальном бланке. К реквизитам распоряжения относят:

      — Государственный герб РФ, субъекта РФ, логотип, товарный знак организации;

      — наименование вида документа;

      — регистрационный номер документа;

      — место составления или издания документа;

      — отметку о наличии приложения;

      — гриф согласования документа;

      — визы согласования документа;

      — отметку об исполнителе;

      — отметку об исполнении документа и направлении его в дело;

      — идентификатор электронной копии документа.

      Распоряжение зачастую не содержит констатирующей части. В том случае, если распоряжение содержит констатирующую часть, текст начинается с ключевого слова: Предлагаю или Обязываю.

      Пример распоряжений см. ниже.

      В целях усиления безопасности производственного процесса и укрепления дисциплины

      1. С 01.04.2011 вход на территорию организации в течение дня разрешить только при наличии пропуска.

      2. Запретить вход на территорию организации в выходные и праздничные дни.

      3. Руководителей структурных подразделений ознакомить сотрудников с данным распоряжением.

      Директор В. П. Петров

      Постановление — это правовой акт, принимаемый вышестоящими и некоторыми центральными органами федеральной исполнительной власти, действующими на основе коллегиальности, а также представительными и коллегиальными исполнительными органами субъектов РФ в целях разрешения наиболее важных и принципиальных задач, стоящих перед данными органами, и установления стабильных норм, правил.

      Подготовка постановлений и других нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти регламентируется требованиями к подготовке нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Подготовка, оформление и издание постановлений глав субъектов РФ, глав городов и районов определяются соответствующими регламентами работы аппаратов администраций субъектов РФ, городов и районов.

      Проект постановления должен отвечать следующим требованиям:

      — соответствовать действующему федеральному и областному законодательству, уставу области, договору о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти соответствующей области, ранее принятым постановлениям и распоряжениям главы администрации области;

      — быть отредактирован, иметь краткое и ясное изложение сущности вопроса, с обоснованными и сформулированными целями и задачами;

      — содержать пункт о признании утратившими силу ранее изданных постановлений (если принимаемое постановление исключает действие ранее действующего);

      — содержать ссылку на дату, номер и полное наименование документов при принятии постановления во исполнение законов, указов, постановлений и распоряжений;

      — содержать проекты актов, если при внесении проектов постановлений требуется принятие закона или решения законодательного собрания области;

      — постановление не должно превышать трех листов по объему, а приложение к постановлению — пяти.

      Решение — правовой акт коллегиального или совещательного органа федеральных структур исполнительной власти, властных органов субъектов РФ, общественных организаций, ученых советов НИИ, вузов, а также совета директоров предприятий, фирм в целях разрешения наиболее важных вопросов их деятельности. По форме и структуре решение оформляется аналогично постановлению.

      К решению можно также отнести совместные распорядительные документы, принимаемые двумя или несколькими коллегиальными органами или организациями, фирмами.

      Постановления и решения оформляются на бланках и имеют следующие реквизиты:

      — Государственный герб РФ — если организация имеет право на гербовый знак;

      — наименование вышестоящего органа;

      — наименование организации автора;

      — название вида документа;

      — дата и номер документа;

      — подпись руководителя коллегиального органа.

      Текст решения состоит из двух частей: констатирующей и распорядительной.

      При необходимости констатирующая часть может содержать ссылки на законы, ранее изданные постановления и другие нормативные акты.

      www.hr-portal.ru