Военно-полевые суды и первая русская революция Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»
Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Веретенников Николай Николаевич
В статье рассматриваются обоснования необходимости и целесообразности введения института военно-полевых судов в Российской империи в период первой русской революции 1905-1907 гг. Проведен анализ правовой регламентации деятельности военно-полевых судов и проблемных вопросов практики правоприменения.The article offers the substantiations of necessity and expediency of introduction of the court-martials institute in Russian empire during the first Russian revolution of 1905-1907. The author analyzed a legal regulation of court-martials activity and issues of the practice of legal proceeding disposal.
Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Веретенников Николай Николаевич,
Текст научной работы на тему «Военно-полевые суды и первая русская революция»
ВОЕННО-ПОЛЕВЫЕ СУДЫ И ПЕРВАЯ РУССКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
В статье рассматриваются обоснования необходимости и целесообразности введения института военно-полевых судов в Российской империи в период первой русской революции 1905-1907 гг. Проведен анализ правовой регламентации деятельности военно-полевых судов и проблемных вопросов практики правоприменения.
The article offers the substantiations of necessity and expediency of introduction of the court-martials institute in Russian empire during the first Russian revolution of 1905-1907. The author analyzes a legal regulation of court-martials activity and issues of the practice of legal proceeding disposal.
военно-полевой суд, террор, закон, подсудность, преступник, уголовное судопроизводство, наказание; court martial, terror, law, jurisdiction, criminal, criminal legal proceedings, punishment.
Идея создания уголовно-полевой юстиции, которая могла бы коренным образом изменить баланс сил между политическим террором, захлестнувшим Российскую империю в 1905—1906 гг., и усилиями правительства по ее обузданию, принадлежала П.Н. Дурново, С.Ю. Витте и главному военному прокурору В.П. Павлову1. К данному триумвирату впоследствии примкнул и министр внутренних дел С.А. Столыпин.
Обстановка того времени требовала радикальных мер против различного рода политико-экстремистских движений, которые набирали обороты после военного поражения России в войне с Японией, и в связи с обострившимся экономическим кризисом в стране. Резкая критика курса правительства со стороны оппозиционных партий, слабое гражданское общество и тотальный правовой нигилизм обывателя требовали от правительства самых решительных и энергичных мер.
Масштабному разгулу террора и насилия над невинными гражданами способствовали и внешние факторы. Так, по оценкам некоторых историков, первая русская революция и подпитка деструктивных сил в стране производилась на иностранные средства — японские, европейские и американские деньги, общая сумма которых, по ориентировочным оценкам, составила около 50 млн долл. — сумма по тем временам колоссальная2.
21 января 1906 г. проект С.Ю. Витте о создании военно-полевой юстиции был рассмотрен в Государственном совете и подвергнут резкой критике. Такого поворота событий никто не ожидал. Из 73 членов Государственного совета 20 членов решительно выступили против данного законопроекта.
Вместе с тем реалии лета 1906 г. требовали самых решительных мер. Военные восстания в Свеаборге, Кронштадте, Ревельском порту, террористические акты в отношении полицейских чинов и государственных лиц требовали только одного — решительного обуздания и пресечения «бунта». И такие меры не заставили себя долго ждать. Сначала, 16 августа 1906 г., кабинет министров издает циркуляр, согласно которому «участившиеся в последнее время террористические посягательства на жизнь должностных лиц
1 Некоторые ученые высказывают мнение о том, что идея создания военнополевых судов принадлежала императору Николаю II, который в июне 1905 г. наложил резолюцию по одному из политических дел: «Судить полевым судом».
2 Кобылин В.С. Анатомия измены. Император Николай II и генерал-адъютант М.В. Алексеев / под ред. Болотина Л.Е. — СПб., 2005, с. 41.
совершаются в надежде, что последние, поддавшись чувству страха, ослабят свою деятельность в защиту закона и общества от посягательств и по исполнению предначертанной высшей власти. Совет министров уверен, что все представители министров и общественной власти, сознавая вместе с населением всю пагубность и бесцельность упомянутых преступлений, докажут свою непоколебимость и решительность в исполнении служебных обязанностей, что никакие угрозы не могут повлиять на преданность их престолу и закону, а равно на готовность исполнять свой долг до конца». На следующий день после издания циркуляра Совет министров принял «Положение об учреждении военно-полевых судов», и данное положение 19 августа 1906 г. было утверждено императором Николаем II1.
Учитывая политические реалии того времени, можно с уверенностью сделать вывод, что обстановка на момент принятия Положения была критической и напряженность в стране, в основе своей — крестьянской, была вызвана следующими обстоятельствами.
• Николай II и его ближайшее окружение не в полной мере доверяли командующим войсками округов и генерал-губернаторам, опасаясь, что часть высших должностных лиц империи «заразилась либеральными взглядами». Об этих опасениях свидетельствует тот факт, что после объявления закона командующим войсками округов и генерал-губернаторам, которые отвечали за организацию и деятельность военно-полевых судов, 26 августа 1906 г. был разослан секретный циркуляр, подписанный главным военным прокурором Российской империи генерал-лейтенантом В.П. Павловым, в котором объявлялось, что государь император повелел объявить, что он «требует безусловного применения нового закона о военно-полевых судах по всем преступлениям, предусмотренным в правилах о сих судах. Командующие войсками округов и генерал-губернаторы, которые допустят отступления от этого Высочайшего повеления, будут за это ответственны лично перед Его Величеством»2.
• Из 87 губерний и областей 82 (92,4%)
1 ПСЗ. Собрание третье, т. 26, отделение первое, № 28252.
2 Полянский Н.Н. Эпопея военно-полевых судов 1906-1907 гг. — М., 1934, с. 33.
находились на исключительном положении3, то есть практически на военном положении, поскольку «бунтовала вся Россия».
• Сложность принятия решения о введении в действие Положения обусловливалась тем, что 17 октября 1905 г. император Николай II в Манифесте даровал своим подданным гражданские свободы. Утвержденные 23 апреля 1906 г. Основные государственные законы содержали положения о возможных ограничениях прав и свобод, определенных «особыми законами». Положение от 19 августа 1906 г. не было законом, а выступало лишь средством для обуздания революционного движения. С.Ю. Витте в этом случае призывал Николая II демонстрировать лишь «стремление к устранению исключительных положений, вместе с тем активно противодействовать деяниям, явно угрожающим обществу и государству».
• Страна фактически находилась в состоянии гражданской войны.
Издание закона о введении военно-полевой юстиции вызвало неоднозначную реакцию — как неприятие Положения со стороны левых сил, так и полное одобрение правых. Так, А.И. Гучков (лидер «Союза 17 октября») в журнале «Новое время» 27 августа 1906 г. писал, что «при нашем расшатанном строе мы нуждаемся в твердой и решительной политике правительства. В серьезный момент, переживаемый нами, решительные меры необходимы. Левые по этому поводу чувствовали себя придавленными и не откликались на вызов правительства. Европейские газеты запестрели нелестными эпитетами на счет правящих сфер. А над всем доминировало сознание, что путь репрессий еще не окончен, что закон о полевых судах еще не вступил в фактическое действие»4.
Теперь рассмотрим, что же представляло собой Положение. Согласно данному документу, военно-полевые суды создавались не как постоянные составы, а образовывались каждый раз, когда совершалось преступление. Принимал решение о создании военно-полевого суда генерал-губернатор или командующий войсками, «облеченный властью, в месте по их указанию». В состав военно-полевых судов вхо-
3 Хроника. Право, 1906, № 32, стб. 2595.
4 Фалеев С.Н. Шесть месяцев военно-полевой юстиции // Русская Историческая Библиотека, 1907, № 16, с. 4.
дили только строевые офицеры «от войска и флота», при этом суд формировался из председателя и четырех офицеров. К составу суда предъявлялись определенные требования: его члены должны были иметь не менее чем 4-летний стаж службы; не состоять под следствием и судом; не быть подверженными ограничениям прав и преимуществ по службе. Наличие в составе суда офицеров военно-судебного ведомства исключалось. С нашей точки зрения такое положение было продиктовано тем, что не всякий профессионал-юрист (чиновник военно-судебного ведомства), в силу своих профессиональных знаний, опыта и воспитания, сможет принять такое решение, которое «противно его совести, чести и долгу», тем более приговорить подсудимого к высшей мере наказания по упрощенной схеме уголовного судопроизводства.
Институт отвода судей в Положении не предусматривался. Более того, фамилия, имя, отчество и должностное положение судей были засекречены и ни в коем случае не оглашались.
Распоряжение о рассмотрении дела военно-полевым судом следовало безотлагательно за совершением преступного действия. В распоряжении о рассмотрении дела указывались данные о лице, предаваемом суду, и существо предъявленного обвинения.
Согласно ст. 3 и 4 Положения, «суд немедленно приступает к разбору дела и оканчивает рассмотрение оного не далее как в течение двух суток. Разбирательство дела производится при закрытых дверях». Процессуальные правила судопроизводства в военно-полевых судах были в некоторой степени схожи с правилам, установленными для рассмотрения дел в полковых судах в военное время, за исключением следующего.
Во-первых, применялся принцип непрерывности, когда в процессе рассмотрения уголовного дела в отношении подсудимого не может быть рассмотрено иное дело в отношении другого лица.
Во-вторых, доказательства должны быть представлены только надлежащего качества, все остальные не могут быть предметом исследования и оценки в ходе судебного заседания.
В-третьих, соблюдается устность судопроизводства, то есть отсутствие ведения протокола судебного заседания.
В-четвертых, вынесенные приговоры обжалованию и опротестованию не подлежали.
Предварительное расследование происходило в форме полицейского дознания, которое и формировало дело для его дальнейшего рассмотрения в суде. Часто сами полицейские выступали в роли основных свидетелей на процессе, поскольку они, как представители власти, зачастую были объектом нападения революционеров или принимали непосредственное участие в задержании лиц, «творивших смуту».
В судебном заседании как сторона обвинения, так и сторона защиты отсутствовали. Следовательно, функцию обвинения осуществлял непосредственно суд, а защита от обвинения возлагалась на самого подсудимого. Согласно правилам судопроизводства, подсудимые копий обвинительного акта не получали, а до открытия судебного заседания председательствующий, предварительно составив список свидетелей, показания которых, по его мнению, имели существенное значение для дела, знакомил с этим списком подсудимого и зачитывал приказ о предании виновного военно-полевому суду. Таким образом, подсудимый мог только догадываться о доказательствах и уликах по фамилиям свидетелей, внесенных в обвинительный список. Дело могло слушаться и без свидетелей, если они находились на значительном удалении от места, где рассматривалось дело.
Приговор военно-полевого суда излагался по сокращенной форме. В данном документе указывались: дата составления приговора; состав суда; звание, имя, фамилия подсудимого (прозвище, если он был революционером); краткое изложение виновности (невиновности) подсудимого; мера наказания со ссылкой на закон. Приговор по его оглашении немедленно вступал в законную силу и «безотлагательно, и во всяком случае не позже суток, приводился в исполнение по распоряжению военных начальников» (ст. 5 Положения о военно-полевых судах).
Следовательно, основным смыслом закона о военно-полевых судах было то, что в отношении лица, совершившего тяжкое преступление, немедленно следовала уголовная репрессия в случаях, когда «учиненное деяние является настолько очевидным, что нет надобности в его расследовании» (ст. 1 Положения).
Из наказаний, применявшихся военно-полевыми судами, доминирующим была смертная казнь. В этом отношении необходимо отметить, что ни в правительственном сообщении 25 августа 1906 г., ни в законе о военно-полевых судах не было указано, что суды обязаны применять в качестве меры наказания смертную казнь. В указанных документах говорилось «о подлежащих случаях», то есть о случаях, когда именно закон категорически требует смертной казни и не допускает меньших наказаний.
Проанализировав двухмесячную практику применения Положения о военнополевых судах, которая к тому же подверглась резкой критике со стороны либерально настроенного общества, Совет министров 12 октября 1906 г. вынужден был издать циркуляр, в котором разъяснялось, что военно-полевым судам могут быть «передаваемы по особому каждому распоряжению подлежащей власти, только лица, учинившие убийство, разбой, грабеж и нападение на часового или военный караул, а также вооруженное сопротивление властям и нападение на чинов войск и полиции и на всех вообще должностных лиц, и изобличенные в противозаконном изготовлении, приобретении, хранении, ношении и сбыте взрывчатых веществ или снарядов. Приговоры военно-полевого суда не могут быть ни в коем случае отменены, а потому вторичное рассмотрение военно-полевого суда или другого судебного места не допустима»1. Данным циркуляром правительство пыталось как-то оградить генерал-губернаторов и командующих войсками от излишнего усердия в наведении должного порядка на подконтрольной территории.
Точных данных о количестве лиц, чьи дела были рассмотрены военно-полевыми судами, не имеется, поскольку информация об их деятельности не входила в отче-
1 Набоков В.Д. Скорострельные суды и разъяснения Совета министров // Право, 1906, № 41, стб. 3133-3134.
ты военно-судебного ведомства, а запрос второй Государственной думы в правительство остался без ответа. В журнале «Право» (№ 16 от 20 апреля 1908 г.) были опубликованы данные о том, сколько лиц было приговорено к смертной казни, -1 144 чел., из них за восстание, бунт, террор и экспроприацию — 92,5%.
Положение о военно-полевых судах утратило свою юридическую силу 19 апреля 1907 г. на основании положений ст. 87 Основных законов 1906 г., по которой в случае если Совет министров в течение двух месяцев после начала работы Государственной думы не вносил соответствующий законопроект на рассмотрение, то данное положение не могло применяться на практике.
Но главное было сделано, правительство сумело переломить ситуацию в стране в свою пользу, революционное движение пошло на спад и империя была сохранена, пока, до следующего «бунта». Давая оценку действиям полевых судов, Николай II писал: «Полевой суд действует по всей строгости закона. Это больно и тяжело, но верно, что и горю и сраму нашему, лишь казнь немногих предотвратит море крови и уже предотвратила»2.
Таким образом, можно сделать вывод, что, благодаря решительным и своевременным действиям, император Николай II, опираясь на аппарат государственной власти и поддержку значительной части населения России, с помощью жестких мер, направленных на обуздание террора и насилия в стране, в 1906 г. смог переломить негативный ход истории и спасти государство от развала и хаоса. В то же время, имея в 1917 г. реальную возможность остановить распад государства, Николай II не захотел этого или не смог, и в этом ему укор миллионов ни в чем «не повинных и убиенных Российских подданных».
2 Николай II. Красный архив, 1925, т. 11, с. 441-442.
cyberleninka.ru
ВОЕННО-ПОЛЕВЫЕ СУДЫ
Большой юридический словарь. — М.: Инфра-М . А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева . 2003 .
Смотреть что такое «ВОЕННО-ПОЛЕВЫЕ СУДЫ» в других словарях:
Военно-полевые суды — ВОЕННО ПОЛЕВЫЕ СУДЫ. См. Полевые суды … Военная энциклопедия
ВОЕННО-ПОЛЕВЫЕ СУДЫ — в России учреждены по инициативе Николая II указом 19 авг. 1906; одни для гражд. населения, другие для армии и флота в целях борьбы с революц. движением. В. п. с. были введены в 82 из 87 губерний империи, объявленных на воен. положении или на… … Советская историческая энциклопедия
ВОЕННО-ПОЛЕВЫЕ СУДЫ — исключительные, или чрезвычайные, суды, действующие вне норм существующего в данном государстве уголовного законодательства и юрисдикции, на основе особого положения, при упрощенном до крайних пределов судопроизводстве и отмене всяких гарантий… … Энциклопедия юриста
военно-полевые суды — исключительные, или чрезвычайные, суды, действующие вне норм существующего в данном государстве уголовного законодательства и юрисдикции, на основе особого положения, при упрощенном (до крайности) судопроизводстве и при отмене всяких гарантий… … Большой юридический словарь
Военно-полевые суды — в 1906 1907, августе 1914 марте 1917 и с июля 1917 по окт.1917 г. чрезвычайная судебная инстанция, действовавшая вне норм уголовного законодательства и юрисдикции при упрощенном судопроизводстве … Краткий словарь историко-правовых терминов
Военно-полевой суд — Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону. Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов. Военно полевой суд чрезвычайный военно судебный орган, «искл … Википедия
Военно-полевой трибунал — Не следует путать с Военным судом постоянно действующим органом военной юстиции мирного времени. Военно полевой трибунал и военно полевой суд временные коллегиальные органы правосудия, действующие на обороняемых, оккупированных и… … Википедия
Белый террор (Россия) — У этого термина существуют и другие значения, см. Белый террор. Эта статья находится в режиме поиска консенсуса. В настоящее время вокруг стать … Википедия
Столыпин, Пётр Аркадьевич — Пётр Аркадьевич Столыпин … Википедия
Декреты о суде — Декреты о суде нормативные акты органов Советской власти (ВЦИК и СНК РСФСР), принятые в 1917 1918 гг. и регламентировавшие деятельность судебных органов в первые годы после Октябрьской революции. Необходимость в принятии таких декретов … Википедия
dic.academic.ru
Борьба с террором
В годы Первой русской революции правительство в значительной мере утратило контроль за правопорядком в стране. Россию захлестнул вал революционного террора, жертвами которого пало более 18 тысяч человек. Большинство из них — мирные обыватели. Дабы обеспечить безопасность населения, власть была вынуждена пойти на беспрецедентно жесткие меры. 19 августа 1906 года, по инициативе Николая II, были учреждены военно-полевые суды, которые рассматривали дела в ускоренном порядке — за 48 часов; смертный приговор должен был приводиться в исполнение через 24 часа после его вынесения. В сфере компетенции военно-полевого суда находились случаи, когда виновный был пойман с поличным и его действия были направлены против представителя власти. В работе этих судов не принимали участие ни прокуроры, ни адвокаты, ни свидетели обвинения. В апреле 1907 года военно-полевые суды были упразднены. За восемь месяцев их существования было казнено 683 человека. При этом в губерниях, находившихся на чрезвычайной или усиленной охране, продолжали действовать военно-окружные суды, предполагавшие упрощенное судопроизводство. Всего в России по решениям военно-полевых и военно-окружных судов в 1906-1911 годах было казнено около 2,8 тысячи человек.
Эти меры оценивались П.А. Столыпиным как чрезвычайные, необходимые для спасения государственности. Он считал важным установить жесткие правовые рамки использования исключительных полномочий местной администрацией, чтобы уберечь населения от возможного произвола и злоупотребления властью. Правительством был подготовлен «Проект исключительного положения», прописывавший критерии, согласно которым та или иная губерния объявлялась в чрезвычайном положении. Кроме того, в документе был сделан акцент на предупредительных, а не репрессивных мерах властей. Предполагалось реформировать органы правопорядка. Так, был разработан Устав полицейский, который определял процедуру полицейского контроля, что должно было обезопасить гражданина от незаконных посягательств на неприкосновенность его личности. Правительство стремилось к установлению ответственности бюрократических учреждений, если их решения неоправданно ущемляли интересы населения.
За годы премьерства П.А. Столыпина масштабы революционного террора заметно уменьшились. Отчасти это было связано с репрессивной политикой государства. Однако, представляется, в большей степени это было предопределено системностью подхода и планомерностью политики правительства. Власть искала диалог с обществом, решала острые проблемы социального бытия России — и тем самым подрывала социальную базу революции, лишала террор оправдания в глазах общественности. 4. привет: Смотрите на сайте Теле 2 — Как разблокировать сим карту Badoo — сайт знакомств на русском языке
stolypin-info.ru
24 июля 1906 года премьер-министр России Петр Столыпин призвал к борьбе с «врагами общества»
Начавшаяся в январе 1905 года революция в России пошла на спад после дарования императорского «Манифеста 17 октября», который вводил в стране гражданские свободы и еще раз подтверждал объявленное в августе того же года намерение созвать Государственную Думу, пошла на спад. К началу 1906 года были подавлены крупнейшие вооруженные восстания. Но второй год революции привел к распространению индивидуального террора, мишенями которого становились государственные сановники и служащие разного уровня. В ходе терактов страдали и мирные граждане.
Ставший в апреле 1906 года министром внутренних дел Петр Столыпин повел активные действия по «прекращению смуты». С самого начала он вступил в жесткую конфронтацию с левой I Государственной Думой, депутаты которой не скрывали своего одобрения террористов.
Толчком к введению военно-полевых судов стало неудачное покушение эсеров-максималистов на Столыпина на его даче на Аптекарском острове в Петербурге, где он проживал с семьей. Сам он во время теракта не пострадал, но погибло около 30 человек. Среди раненых были дети министра. 19 августа 1906 года в качестве «меры исключительной охраны государственного порядка» был принят «Закон о военно-полевых судах». Террористы объявлялись «врагами общества».
Военно-полевые суды вводились в губерниях, переведенных на военное положение. Таковых к концу 1906 года в России насчитывалось 82 из 87-ми. Суды состояли из четырех строевых офицеров. Они могли выносить приговор по тем делам, где состав преступления был очевиден и преступник был пойман на месте совершения правонарушения. К этому же списку добавлялись подготовка к террористическому акту. Заседание проводилось без прокурора, защитника и свидетелей при закрытых дверях. Приговор выносился не позже чем через 48 часов после совершения преступления, а приводился в исполнение в течение суток. Возможность подачи прошения о помиловании была запрещена в декабре 1906 года. Приговоренных военнослужащих расстреливали, а гражданских лиц казнили через повешение. Последний вид казни закрепился в русской истории под прозвищем «столыпинского галстука», данным ему депутатом-кадетом Родичевым.
За восемь месяцев своего существования военно-полевые суды вынесли 1102 смертных приговора, но в исполнение были приведены чуть более половины из них – 683. Для сравнения в ходе революции от рук террористов в течение 1905-1907 годов погибло около 9 тысяч человек. К этому же списку можно добавить жертв черносотенного террора, направленного против врагов монархии.
В апреле 1907 года закон о военно-полевых судах автоматически прекратил распространяться на гражданских лиц. Военно-полевые суды прекратили свою деятельность везде, кроме Польши и Кавказа. Заменены они были на так называемые военно-окружные суды, просуществовавшие до 1911 года. К этому времени в общей сложности после их приговоров было казнено около 2,8 тысячи человек.
В реальности трудно оценить насколько военно-полевые суды сыграли свою роль в подавлении первой русской революции. Обычно моментом ее окончания считают разгон II Государственной Думы 3 июня 1907 года и последующее изменение избирательного законодательства. Однако, в совокупности деятельность военно-полевых и военно-окружных судов привела к прекращению политического терроризма в Российской империи. Последним таковым актом до революции 1917 года можно считать убийство самого Петра Столыпина киевским анархистом и полицейским осведомителем Мордко Богровым.
Источник: Столыпинский центр регионального развития ; Гейфман А. Революционный террор в России, 1894-1917 — М.: КРОН-ПРЕСС, 1997
rusplt.ru
Военно-полевые суды, учрежденные Петром Столыпиным, как один из факторов сохранения Российской Империи
В российской истории начала XX века известен в первую очередь как реформатор и государственный деятель, сыгравший значительную роль в подавлении революции 1905—1907 годов. В апреле 1906 года император Николай II предложил Столыпину пост министра внутренних дел России. Вскоре после этого правительство было распущено вместе с Государственной думой I созыва, а Столыпин был назначен новым премьер-министром.
На новой должности, которую он занимал вплоть до своей гибели, Столыпин провёл целый ряд законопроектов, которые вошли в историю как столыпинская аграрная реформа, главным содержанием которой было введение частной крестьянской земельной собственности. Принятый правительством закон о военно-полевых судах ужесточал наказание за совершение тяжких преступлений. Впоследствии Столыпина резко критиковали за жёсткость проводимых мер. Среди других мероприятий Столыпина на посту премьер-министра особое значение имеют введение земства в западных губерниях, ограничение автономии Великого княжества Финляндского, изменение избирательного законодательства и роспуск II Думы, положившие конец революции 1905—1907 годов.
Закон о военно-полевых судах был издан в условиях революционного террора в Российской империи. В течение 1905—1907 годов были осуществлены десятки тысяч террористических актов, в результате которых погибло более 9 тысяч человек. Среди них были как высшие должностные лица государства, так и простые городовые. Часто жертвами становились случайные люди.
Во время революционных событий 1905—1907 годов Столыпин лично столкнулся с актами революционного террора. В него стреляли, бросали бомбу, направляли в грудь револьвер. В описываемое время революционеры приговорили к смерти путём отравления единственного сына Столыпина, которому было всего два года.
Среди погибших от революционного террора были друзья и ближайшие знакомые Столыпина (к последним следует отнести, в первую очередь, В. Плеве и В. Сахарова). И в том и другом случае убийцам удалось избежать смертной казни вследствие судебных проволочек, адвокатских уловок и гуманности общества.
Взрыв на Аптекарском острове 12 августа 1906 года унёс жизни нескольких десятков людей, которые случайно оказались в особняке Столыпина. Пострадали и двое детей Столыпина — Наталья и Аркадий. В момент взрыва они вместе с няней находились на балконе и были выброшены взрывной волной на мостовую. У Натальи были раздроблены кости ног и несколько лет она не могла ходить, ранения Аркадия оказались не тяжёлыми, няня детей погибла.
19 августа 1906 года в качестве «меры исключительной охраны государственного порядка» был принят «Закон о военно-полевых судах», который в губерниях, переведённых на военное положение или положение чрезвычайной охраны, временно вводил особые суды из офицеров, ведавших только делами, где преступление было очевидным (убийство, разбой, грабёж, нападения на военных, полицейских и должностных лиц). Предание суду происходило в течение суток после совершения преступления. Разбор дела мог длиться не более двух суток, приговор приводился в исполнение в 24 часа. Введение военно-полевых судов было вызвано тем, что военные суды (постоянно действующие), на тот момент разбиравшие дела о революционном терроре и тяжких преступлениях в губерниях, объявленных на исключительном положении, проявляли, по мнению правительства, чрезмерную мягкость и затягивали рассмотрение дел. В то время как в военных судах дела рассматривались при обвиняемых, которые могли пользоваться услугами защитников и представлять своих свидетелей, в военно-полевых судах обвиняемые были лишены всех прав.
Подавление революции сопровождалось казнями отдельных её участников по обвинению в бунте, терроризме и поджогах помещичьих усадеб. За восемь месяцев своего существования (закон о военно-полевых судах не был внесён правительством на утверждение в III Думу и автоматически потерял силу 20 апреля 1907 года; в дальнейшем рассмотрение дел о тягчайших преступлениях передавалось в военно-окружные суды, в которых соблюдались процессуальные нормы производства) военно-полевые суды вынесли 1102 смертных приговора, но казнено было 683 человека. Всего за 1906—1910 годы военно-полевыми и военно-окружными судами по так называемым «политическим преступлениям» было вынесено 5735 смертных приговоров, из которых 3741 приведён в исполнение. К каторжным работам приговорено 66 тысяч. В основном казни приводились в исполнение через повешение.
Масштаб репрессий стал беспрецедентным для российской истории — ведь за предыдущие 80 лет — с 1825 по 1905 год — государство по политическим преступлениям вынесло 625 смертных приговоров, из которых 191 был приведён в исполнение. Впоследствии Столыпина резко осуждали за столь жёсткие меры. Смертная казнь у многих вызывала неприятие, и её применение напрямую стали связывать с политикой, проводимой Столыпиным. В обиход вошли термины «скорострельная юстиция» и «столыпинская реакция». В частности, один из видных кадетов Ф. И. Родичев во время выступления в запальчивости допустил оскорбительное выражение «столыпинский галстук», как аналогию с выражением Пуришкевича «муравьёвский воротник» (подавивший польское восстание 1863 года М. Н. Муравьёв-Виленский получил у оппозиционно настроенной части русского общества прозвище «Муравьёв-вешатель»). Премьер-министр, находившийся в тот момент на заседании, потребовал от Родичева «удовлетворения», то есть вызвал его на дуэль. Подавленный критикой депутатов Родичев публично принёс свои извинения, которые были приняты. Несмотря на это, выражение «столыпинский галстук» стало крылатым. Под этими словами подразумевалась петля виселицы.
В итоге, вследствие принятых мер, революционный террор был подавлен, перестал носить массовый характер, проявляясь лишь единичными спорадическими актами насилия. Государственный порядок в стране был сохранён.
Как считаете, действия Столыпина были необходимостью для того времени? Или он все-таки перегнул палку?
ВНИМАНИЕ: не забудьте, добавиться в друзья, чтобы не пропустить полезную информацию.
katsaylidiru.livejournal.com