Довольно большой процент населения связан с работой в организациях различной величины и характера деятельности. В процессе выполнения обязанностей служащим регулярно требуется связь с начальством для решения тех или иных вопросов.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь через онлайн-консультант справа или звоните по телефонам бесплатной консультации :
Основное отличие служебной записки от докладной в том, что она используется в деловом общении между сотрудниками или структурными подразделениями, имеющими равный статус в организации. Иными словами, нет прямого подчинения.
В некоторых случаях, на основании служебной записки составляется приказ необходимости совершения того или иного действия.
Кроме служебных, бывают еще и объяснительные записки, о которых вы можете прочесть в этой статье.
Хотя точной формы заполнения упомянутого делового письма не определено, можно определить несколько основных моментов, обязательных для обозначения в документе. В список реквизитов входят:
- Наименование официальной бумаги.
- Дата написания и номер.
- Заголовок, из которого сразу понятен предмет переписки.
- «Тело» документа, где первоначально описывается имеющаяся ситуация, после чего составитель обозначает свою просьбу.
- Должность работника, составившего официальное послание, его подпись и полные ФИО автора.
- сотрудник проводит поездку на арендованном, личном или служебном транспорте;
- беременных женщин;
- наличие свободной вакансии;
- выполнял работу сверхурочно;
- принимал активное участие в донорском движении и сдаче крови;
- следует обозначить ключевую мысль, сформировать запрос;
- напомнить основную мысль запроса и изложить дополнительную информацию.
- Шапка, где прописываются данные получателя, такие как ФИО и должность.
- описание основной проблемы;
- просьба;
- отдел и фамилии работников, составивших записку, если имеет место коллективное обращение.
Часто текст записки начинается со слов «Довожу до вашего сведения…», после чего идет уже основная информация. Но это не является обязательным правилом.
Как правильно составить и написать?
Началом документа должны выступать данные организации и составителя официального письма. Само название документа пишется посередине. Основной текст должен начинаться ниже и с красной строки. Как мы упомянули ранее, суть проблемы передается в свободной форме. Завершает документ дата составления и подпись.
В последнем случае ключевую подпись на документе ставит начальник отдела, подающего служебную записку. Приложение с подписью всех служащих добавляется к основному документу дополнительно.
Служебная записка пишется вместе с порядковым номером и датой написания.
Особенности оформления записки
Директору или руководству предприятия
По правилам документ передается секретарю, от которого не лишним будет получить отметку о принятии документа на рассмотрение. После этого уже ждать резолюции начальства.
На командировку: продление и отмену
Нередки случаи, когда по производственным причинам руководителям приходится отзывать из отпуска кого-либо из работников.
В этой ситуации составителем служебной записки становится руководитель того подразделения, в котором числится сотрудник, находящийся в ежегодном оплачиваемом отпуске.
Согласно статье 99 ТК РФ отзыв работника из отпуска возможен только при условии его личного согласия.
Также по статье 125 ТК РФ запрещается отзывать из отпуска:
Скачать шаблон записки на отзыв сотрудника из отпуска.
Повышение квалификации сотрудников хорошо помогает улучшить качество работы персонала. Но чтобы направить работника обучаться, потребуется составить соответствующую служебную записку.
Деловое письмо может быть составлено отделом кадров для формирования списка сотрудников, направляемых на обучение. Служебная записка обычно составляется на имя руководителя того отдела, чьи сотрудники будут направлены на обучение.
Сотрудники на испытательном сроке часто могут нуждаться в повышении своей квалификации. А о длительности такого срока, читайте тут.
Нередко в крупных и не только организациях можно встретиться с такой практикой, как совмещение должностей одним сотрудником. Причины для этого могут быть довольно разные:
Служебная записка составляется на имя начальника подразделения. Бумага должна пройти резолюцию ректора.
Также может потребоваться согласовать вопрос с отделом кадров и бухгалтерией.
Скачать пример записки на совмещение должностей можно по ссылке.
Помимо отпуска работники организаций могут при определенных условиях получить так называемый «отгул», т.е. отпроситься с работы. Поскольку в Трудовом Кодексе данное понятие изъято, используются определения «дополнительное время для отдыха» или «другое время отдыха».
Документом, с помощью которого сотрудник излагает свои пожелания начальству, может выступать как заявление, так и служебная записка.
Об изменении графика работы или переносе рабочего времени
Если инициатива проявляется именно со стороны работника, который может подтвердить необходимость корректировки документально, он составляет служебную записку на имя руководителя предприятия.
В случае, когда причина действительно уважительная, работодатель не имеет права отказать работнику в соответствии со статьей 93 ТК РФ.
На закупку оборудования
Примером может быть обращение экономического или кадрового отдела к руководителю отдела информационных технологий с просьбой о скорейшей замене неисправного компьютера.
О проведении мероприятий
В записке потребуется указать основные данные по предстоящему мероприятию, при необходимости — контактные данные лиц, ответственных за его проведение.
Скачать образец записки о проведении мероприятий.
Еще один вид делового письма, составляющегося на имя основного руководителя.
В основной части записки желательно указать конкретные факты и действия, проведенные по отношению к работнику. Далее следует просьба разрешить увольнение лица, указанного в документе.
Пример записки на увольнение сотрудника за прогул: скачать.
В ней он должен указать объективные причины, по которым данное решение будет объективным и приемлемым.
Записка служебная о найме нового сотрудника: скачать образец.
На сверхурочные работы
Служебную записку составляет начальник смены или отдела на имя прямого руководителя. В тексте документа указываются причины просьбы и список тех, кого планируется привлечь к сверхурочным работам.
О создании нового структурного подразделения
Вопрос создания новых структурных подразделений может также решаться с помощью запроса, выраженного с помощью служебной записки. Цели проведения данного действия освещаются в теле документа. Среди них:
Если компания поддерживает систему электронного документооборота, оформление служебных записок практически ничем не отличается от бумажной версии. Основное различие — носитель информации, передаваемой между структурными подразделениями компании.
Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:
Это быстро и бесплатно !
Особенности написания служебной записки на все случаи жизни: образец
Поскольку с данным видом деловой переписки может столкнуться каждый, рассмотрим подробнее основные вопросы: когда и как оформляется служебная записка, какие различия в составлении официальной бумаги для руководства?
В каких случаях пишется служебная записка?
Служебная записка — один из элементов внутреннего документооборота. С ее помощью сотрудники компании могут решать производственные вопросы и ситуации максимально быстро и эффективно.
Служебная записка оформляется для решения деловых задач и вопросов, связанных с работой определенного сотрудника или целого отдела. При этом решение вопроса может зависеть как от другого сотрудника компании, так и от совершенно иного структурного подразделения.
Составление служебной записки несет с собой дополнительную пользу. Данный документ доказывает, что сотрудник, составивший его, указал о проблеме, расположенной в зоне его ответственности.
Если специалист не в состоянии сам разобраться с возникшей проблемой, он может составить служебную записку и вынести вопрос на рассмотрение прочими специалистами. В таком случае он сможет снять с себя ответственность за некачественное или несвоевременное рассмотрение задачи.
Что должен содержать текст документа?
Если же основной текст служебной записки должен быть большим, его требуется разделить на несколько абзацев:
Служебную записку требуется писать на листе формата А4, равно как любой прочий документ. Также обязательно наличие «живой» подписи, сделанной собственноручно.
При желании документ можно составить в редакторе на компьютере и впоследствии распечатать, но подпись также должна быть сделана самим составителем.
В зависимости от того, какая составляется служебная записка, меняются и нюансы оформления документа и ситуаций, когда его следует оформлять.
На имя данного руководителя составляются различные служебные записки, поэтому поговорим о том, как лучше их передать. Желательно составить документ в двух оригинальных вариантах.
Служебная записка служит подтверждением того, что командированный сотрудник на месте, плюс фиксирует даты приезда и возвращения из командировки. Данный документ может быть оформлен, если:
- у сотрудника нет документов, подтверждающих его факт проезда и проживания.
- несовершеннолетних сотрудников;
- работников, связанных с опасными или вредными условиями труда.
- производственная необходимость;
- отсутствие, болезнь, отпуск или иная причина, по которой отсутствует сотрудник, ранее занимавший должность, предполагаемую для совместительства.
- работал в выходные или праздники;
- имел суммарную переработку во время вахтовой работы;
- за счет работника;
- в счет отпуска.
Отзыв из отпуска
Руководитель организации должен ознакомиться с поданным документом и обозначить свое согласие или отказ от прошения, зафиксированного в документе.
На обучение сотрудников
На совмещение должностей
В документе фиксируется дата начала работы сотрудника по совместительству и величина доплаты к основному окладу.
Сотрудник имеет право на отгул, когда:
к содержанию ↑
У каждого сотрудника могут найтись уважительные причины, по которым он может обратиться к руководству с просьбой об изменении рабочего графика.
В документе следует указать действующий график и желаемый.
Данная служебная записка пишется тем отделом, которому требуется приобретение нового или замена старого оборудования.
Бланк служебной записки на закупку компьютера: скачать.
Служебные записки, касающиеся решения организационных вопросов по проведению мероприятий, имеют свою специфику. Они также нашли частое применение в образовательных учреждениях.
На ремонт автомобиля
Вполне подходит, если имеется служебный автомобиль, который в силу определенных обстоятельств должен подлежать ремонту. В таком случае потребуется составить служебную записку, в которой будут указаны государственные регистрационные номера служебного автомобиля и причины, по которым он нуждается в ремонте.
На увольнение сотрудника
Его оформление приемлемо, если есть уважительные причины для увольнения определенного сотрудника.
О предоставлении информации
Один из наиболее часто используемых типов служебных записок. Применяется для осуществления запроса на получение той или иной информации и строится по следующему принципу:
- предоставить детали, которые могут потребоваться получателю;
О наказании работника
Указанный тип документа используется в случаях, когда поведение сотрудника на рабочем месте или его ненадлежащее отношение к рабочим обязанностям требует соответствующих взысканий.
Составитель служебной записки должен изложить факты максимально объективно и безэмоционально, дать возможность руководству разобраться с инцидентом.
О необходимости нового сотрудника
Документ оформляется, когда в одно из структурных подразделений компании требуется новый сотрудник. Тогда руководитель подразделения имеет право подать данный элемент внутренней деловой переписки руководству.
Распространенная причина составления таких документов — наличие экстренных ситуаций, в условиях которых потребуется привлекать сотрудников к решению вопроса после окончания рабочего времени.
Привлечение на сверхурочные работы сотрудника: скачать пример.
Служебные записки в некоторых ситуациях могут заменять заявления, действуя более «мягко». Чаще всего они используются для внутренних процессов, связанных с организацией производства.
Видео-ролик ниже раскрывает некоторые аспекты по работе со служебными записками в электронном виде:
bizakon.ru