Кто освобождался от уплаты налогов в российском государстве

Итоговый тест по теме «Формирование и укрепление централизованного Российского государства. XV в.»

Тест 28. Итоговый тест

по теме «Формирование и укрепление

А1. Чем помещик отличался от вотчинника?

1) он являлся противником централизации

2) он был наследственным владельцем земли
3) он освобождался от несения военной службы
О4) он получал землю во временное пользование

А2. Что ускорило создание единого Российского госу­дарства?

1) господство натурального хозяйства

2) наличие больших запасов нефти и газа

3) необходимость освобождения от ордынской зави­симости

4) прикрепление крестьян к земле

АЗ. Как назывался центральный орган управления в Рус­ском государстве конца XV— первой половины XVI в.?
1) вече 3) Боярская дума

2) наместники 4) тысяцкий

А4. При каком князе Новгородская земля вошла в состав Московского княжества?

2) при Иване Калите

3) при Иване III

А5. Имя какого князя пропущено в отрывке из сочинения историка?

Почувствовав себя в новом положении и еще рядом с такой знатной женой, наследницей византийских им­ператоров, _____________ нашел тесной и некрасивой прежнюю кремлевскую обстановку, в какой жили его невзыскательные предки. Вслед за царевной из Италии выписаны были мастера, которые построили. новый Успенский собор, Грановитую палату и новый камен­ный дворец на месте прежних деревянных хором.

А6. С чем связано выражение «Юрьев день»?

3) с созданием Судебника

4) со свержением монголо-татарского ига

А7. С чем связаны даты 1380 г., 1480 г.?

1) с созданием памятников культуры

2) с принятием нового законодательства

3) с военными сражениями

4) с изменениями в политическом управлении страной

А8. Что означало понятие «кормление» на Руси в XIV— XVI вв.?

1) сбор дани в Золотую Орду

2) объезд великим князем подвластной ему территории

3) феодальные повинности крестьян

4) порядок содержания должностных лиц за счет местного населения

А9.* В XV—XVI вв. крестьяне делились на:

1) посадских 4) дворцовых

2) служилых 5) черносошных

А10*. Какое соответствие верно?

1) А. Фиораванти — церковь Покрова на Нерли

2) А. Рублев — икона «Троица»

3) А. Никитин — «Хронограф»

4) Филофей — теория «Москва — Третий Рим»

5) Дионисий — Грановитая палата

В1. В первой четверти XVI в. укреплению авторитета мос­ковской княжеской династии способствовало создание «Сказания о________________________ ».

В2. Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков.

А. Исключительное право, преиму­щество, предоставленное кому-либо

Б. Денежный сбор с крестьян при их уходе от землевладельца за неделю до и неделю после Юрьева дня

В. Предмет, являющийся символом монархической власти

ВЗ. Расставьте предложенные ниже слова в местах про­пусков. Ответом должно быть сочетание соответствующих букв, поставленных в том порядке, в котором в тексте про­пущены слова. Например, ГВБА. Учтите, что одно из по­нятий (имен) лишнее.

Б. Великое княжество Литовское

Г. Киевское княжество

Д. Новгородское государство

Во второй четверти XV в. процесс объединения русских земель был замедлен феодальной войной. Победителем из нее вышел (1)____ , получивший прозвище «Темный». В 1478 г. его сын уничтожил при­вилегии и независимость (2)______ . Русь освободи­лась от ордынской зависимости во время правления великого московского князя (3)________ . Свержение монголо-татарского ига позволило вступить в борьбу за обладание городом Смоленском с (4)____ . Воз­ вращение Смоленска означало воссоединение всех русских земель в границах единого государства.

С47. Найдите и исправьте фактические ошибки в тексте.

Конец XIV — начало XV в. стали эпохой расцвета Золотой Орды. Основными занятиями жителей этого государства были земледелие и скотоводство. Гос­подствующая религия — иудаизм — запрещала зани­маться торговлей и ремеслом.

Русские земли, входившие в состав Золотой Орды, подчинялись распоряжениям ханов и платили ясак. Нередко золотоордынские ханы совершали набеги на Русь. Так, хан Улу — Мухаммед в 1439 г. дошел до Мо­сквы, но захватить Кремль так и не смог. Его сын Касим позже разгромил войско московского князя Васи­лия II, взял его в плен и ослепил за непокорность.

А1. Чем поместное землевладение отличалось от вотчины?

1) после смерти владельца поместье передавалось в дар церкви

2) поместье освобождалось от уплаты налогов

3) поместье выдавалось за службу и на время службы

4) поместье было наследственным владением крупных феодалов

1) упадок торгового пути «из варяг в греки»

2) наличие больших запасов железной руды

3) наличие общего языка, правовых норм и православной веры

4) отсутствие внешней опасности

АЗ. Местное управление в Русском государстве конца XV — первой половины XVI в. осуществлялось:

1) Грановитой палатой 3) Боярской думой

2) наместником 4) советом старейшин

А4. При каком князе в состав Московского княжества во­шли Рязанское княжество и Смоленск?

1) при Дмитрии Ивановиче

4) при Василии III

Свержение ига устраняло политическое к тому пре­пятствие, а брак с Софьей давал на то историческое оправдание:_______________ мог теперь считать себя единственным оставшимся в мире православным и не­зависимым государем, какими были византийские им­ператоры, и верховным властителем Руси.

1) Даниила Александровича

4) Дмитрия Ивановича

А6. С чем связано выражение «Шемякин суд»?

1) с антиордынским восстанием в Твери

2) с событиями феодальной войны второй четверти XV в.

4) с созданием Русской Правды

А7. С какими событиями связаны даты 1478 г., 1521 г.?

1) с созданием памятников культуры
2) с принятием нового законодательства
3) с крупными военными сражениями

4) с расширением границ Московского княжества

А8. Что означало в XIV—XVI вв. понятие «местничество»?

1) хозяйственную специализацию районов

2) стремление удельных князей стать самостоятельны­ми правителями

3) содержание должностных лиц за счет местного населения

4) порядок занятия должностей по знатности проис­хождения

А9*. Кто освобождался от уплаты налогов в Российском централизованном государстве?

1) купцы 4) помещики

2) вотчинники 5) священники

А10*. Какое соответствие верно?

1) А. Рублев — «Хождение за три моря»

2) А. Фиораванти — Успенский собор в Москве

3) монах Филофей — икона «Троица»

4) Сафоний Рязанец — «Задонщина»

5) Дионисий — икона Владимирской Богоматери

В1. В конце XV—начале XVI в. получила распространение политическая теория «Москва — ».

А. Порядок содержания должностных лиц за счет местного населения

Б. Служебный разряд, свидетель­ствующий о месте, которое занимает человек на военной или гражданской службе

В. Натуральная подать с народов Поволжья, Сибири, Севера

ВЗ. Расставьте предложенные ниже слова в местах про­пусков. Ответом должно быть сочетание соответствующих букв, поставленных в том порядке, в котором в тексте пропущены слова. Учтите, что одно из названий лишнее.

А. Великое княжество Литовское

Б. Казанское ханство

Г. Рязанское княжество

Встав во главе создания централизованного госу­дарства, Москва столкнулась с притязаниями на русские земли со стороны (1)_____ . Правители этого государства захватили земли Киевской Руси и даже дважды пытались взять Москву. Сложные отноше­ния были у Москвы с северо-западным соседом -(2)______ . В XV в. Иван III ликвидировал его независи­мость, а вечевой колокол — символ республики — увез в Москву. Но оставалась еще важная задача: вернуть город (3) ________- «ключ» от русских земель. Процесс объединения русских земель был завершен присо­единением к владениям московских князей террито­рии (4)_____________ .
Ответ:___________________

С48. Найдите и исправьте фактические ошибки в тексте.

На развалинах Золотой Орды в XIII в. возник ряд самостоятельных государств. Самым крупным из них было Касимовское ханство. Главными заня­тиями местных жителей были земледелие, ското­водство, в городах — ремесло и торговля. Широко распространены были рабство и работорговля. В рабов обращали местных крестьян-земледельцев за долги. Большую роль в жизни населения играло православное духовенство, владевшее обширными землями.

Новые ханства проводили враждебную политику в отношении Руси. Дважды хан Тимур совершал по­ходы на Москву. Частые набеги на Русь совершали и крымские татары. В борьбе с ними большую помощь московским князьям оказали правители Литовского княжества.

www.pandia.ru

История налога на доходы физических лиц в России

Налог на доходы физических лиц является составной частью любой налоговой системы почти всех стран мира.

Данный налог имеет особую историю развития в каждой отдельной стране, как правило, эта история длилась веками. Пожалуй, только налог на добавленную стоимость может сравниться по количеству проведенных реформ по его видоизменению. НДФЛ прошел ряд серьезных экспериментов, прежде чем принять современный вид. Прародителем НДФЛ, как ни странно, является такой налог, как акцизы.

История налога за рубежом

В Англии на рубеже XVIII-XIX вв. в период потрясений необходимо было пополнить казну, для чего следовало усилить налоговое бремя. А это можно было сделать, установив налог на товары массового потребления: мыло, свечи, стекло, ткани, табак, алкоголь. Таким образом, под налогообложение в первую очередь попали малоимущие слои населения, так как на них приходилась основная тяжесть налогового бремени. Данным налогом также были обложены и богатые слои населения. У них под налогообложение попали товары роскоши: часы, шляпы, скаковые лошади и аналогичные товары. Следует отметить, что такие меры, безусловно, пополнили государственную казну, но при этом они вызвали недовольство как бедных, так и богатых слоев общества. В связи с этим государству необходимо было задуматься о более справедливом методе налогообложения, каковым явился налог на доходы. Этот налог должен был организовать справедливое налогообложение в зависимости от финансового состояния налогоплательщика.

Что касается образования подоходного налога в других европейских странах, то его начали применять с конца XIX — начала XX в. В Пруссии и Германии подоходный налог начали применять с 1891 г., во Франции — в 1914 г. В Японии и США решение о введении личного подоходного налога было принято только в 1913 г. В XX в. подоходный налог стали собирать по дифференцированным ставкам, так как у населения был различный доход и применять ко всем одну ставку означало, что одни платили последнее, а для обеспеченного населения это была бы совсем несущественная сумма. Родоначальницей дифференциации в подоходном налогообложении стала Англия. Дробление налога в Англии началось с 1910 г., пропорциональный налог был дополнен налогом для доходов свыше 2 тыс. фунтов стерлингов, в США налог для крупных доходов был введен в 1913 г.

С этого момента многие зарубежные страны вслед за Англией и США начинают использовать дифференцированные ставки налога, а также прогрессивную шкалу налогообложения.

Появление подоходного налога в России

В России прототипом подоходного налога явилась дань. Это был определенный платеж, который шел князю и взимался военачальниками. Дань собиралась дважды в год, а именно весной и осенью. Дань собирали такими способами как: «повозом» — когда ее привозили к князю, и «полюдьем» — когда князь или его дружина сами ездили за ней. Конечно, дань еще нельзя назвать налогом, так как не было правил ее взимания. Так, еще Н.М. Карамзин писал, что однажды великий князь Игорь, недовольный размером только что собранной с древлян дани, вернулся и начал собирать ее по второму кругу. И это происходило часто, в основном из-за того, что дань осе­дала в «карманах» сребролюбивых собирателей.

Помимо дани можно вспомнить взимаемое с семейного хозяйства подворное обложение, а также подушную подать, которой облагались мужчины из числа крестьян и посадских людей независимо от возраста. От таких варварских методов сбора постепенно стали отходить, и история подоходного налога в России началась с 11 февраля 1812 г. Тогда впервые в государстве был принят манифест «О преобразовании комиссий по погашению долгов», по которому вводился временный сбор с помещичьих доходов. Что касается ставок по данному сбору, то он носил прогрессивный характер. При этом со стороны государства не было никакого контроля над правильностью исчисления данного сбора. В манифесте было указано, что не допускаются какие-либо доносы на утайку доходов или неправильное их указание, поэтому и расчеты по доходным книгам по проверке об утайке сбора не осуществлялись. Следует отметить, что в таком виде налог просуществовал недолго, так как на правосознание налогоплательщиков ни тогда, ни в современных условиях не стоило полагаться, поэтому этот сбор — без должного контроля и ответственности — долго и не просуществовал.

Подоходный налог до революции 1917 года

К данному налогу в России начали возвращаться в 1905 г. в связи с нехваткой денежных средств в казне государства. Так, 6 апреля 1916 г. царь Николай II ввел закон «О государственном подоходном налоге». Согласно данному документу налогообложению подлежали как российские, так и иностранные подданные, проживающие в Российском государстве свыше одного года. При этом облагался каждый член семьи, а не только глава, как было принято раньше.

Также было закреплено, что подоходный налог взимался с полученного дохода независимо от его формы и источника. В этом документе были и так называемые льготы: налогом не облагались сделки по наследованию и дарению; по страховым вознаграждениям; доходы, получаемые от приобретения и отчуждения всякого рода имуществ, если они осуществляются не в целях спекуляции; неустойки по договорам; выигрыши по процентным бумагам и т.д.

Основным нововведением для подоходного налога было то, что он имел прогрессивную шкалу, которая состояла из нескольких десятков разрядов, причем каждый ряд устанавливал определенный размер дохода, а также и размер платежа. В целом в процентном соотношении ставки налога колебались в пределах от 7 до 12%. Для плательщиков с низким уровнем доходов были введены льготы для иждивенцев, которые были в семье, а также для больных членов семьи. Необходимо сказать, что уже в то время впервые для России был установлен прожиточный минимум, и лица, имевшие меньший доход, налогообложению не подлежали. В данном положении также были предусмотрены такие моменты, как ответственность налогоплательщика, правила налогообложения, условия проверок, порядок обжалования неправильно исчисленного налога.

Предусмотрено также было составление декларации и ее отправка. Отправляли декларации либо в запечатанном конверте по почте, либо устно соответствующим должностным лицам в случае безграмотности, что заверялось подписями соответствующих чиновников.

Подоходный налог в СССР

Впоследствии, после революции 1917 г. подоходный налог имел свое продолжение. Так, Временное правительство 12 июня 1917 г. приняло постановление «О повышении окладов государственного подоходного налога», в котором были изменены основания для взимания налога и увеличен до 1000 руб. необлагаемый минимум. Была дополнена подробная шкала по категориям доходов, которая насчитывала 89 разрядов, включая в себя доходы от 1 тыс. до 400 тыс. руб. Ставка налогообложения начиналась с 1% и заканчивалась уровнем 33%.

В суммовом выражении доход, превышавший 400 тыс. руб., облагался в размере 120 тыс. руб. с прибавлением к этой сумме по 3050 руб. на каждые полные 10 тыс. руб. сверх 400 тыс. руб. Первые годы советской власти (1917-1930 гг.) характеризовались «справедливыми налогами». Это означало, что от налога освобождались некоторые слои населения, преимущественно беднота. Средние слои населения частично подлежали освобождению от уплаты налогов.

В период НЭПа (1921-1929 гг.) были проведены первые значимые за последнее время налоговые преобразования. Самым распространенным налогом того времени стал подоходно-поимущественный; на его примере большинство ученых делают выводы о развитии налогообложения того времени. Размер налога зависел от размера имущества, прогрессивно возрастая по мере роста последнего. Планировать размер уплаты этого налога можно было путем дробления имущества. Государственные пред­приятия освобождались от уплаты поимущественного налога, но уплачивали подоходный налог в размере 8%. Налогообложение различных отраслей и предприятий было неравномерным, что отражалось на возможности вести на­логовое планирование.

Следующие 20 лет (1929-1949 гг.) были охарактеризованы ростом ставок налога и изменением порядка его исчисления, а также увеличением нагрузки на лиц, получающих нетрудовые доходы. Так, указом Верховного Совета СССР от 30 апреля 1943 г. «О подоходном налоге с населения» налогообложению стали подлежать рабочие, служащие, литераторы, работники искусства, владельцы строений, граждане, имевшие сельскохозяйственные участки в городских поселениях, кустари, ремесленники и другие граждане, имевшие самостоятельные источники дохода на территории СССР. Ставки были определены как прогрессивные, и их различие проходило в зависимости от уровня дохода, профессии и рода занятия. Эти ставки состояли из твердой суммы и процента и повышались 4 раза в год. Указ также регулировал порядок обложения, обязанности плательщиков и налоговых органов, порядок учета доходов, а также ответственность за те или иные правонарушения.

Очередной виток в изменении подоходного налога начался с 1960 г., когда постепенно повышался минимум заработной платы, который не облагался, а также были уменьшены ставки налога.

Налог на доходы физических лиц в современной России

Впоследствии при переходном периоде, который отметился сменой строя и переходом к рыночным отношениям, изменения коснулись и системы налогообложения с подоходным налогом. В 1991 г. в соответствии с Законом РСФСР от 7 декабря 1991 г. No 1998-1 «О подоходном налоге» был введен новый порядок налогообложения. Согласно данному закону основой перехода к исчислению подоходного налога являлось налогообложение всех категорий плательщиков исходя из совокупного годового дохода. В отношении всех видов доходов были установлены единая система льгот и единая прогрессивная шкала ставок, которая практически ежегодно корректировалась.

Плательщиками налога признавались граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, как имеющие, так и не имеющие постоянного места жительства в РСФСР. Налогом облагался весь совокупный доход физического лица, полученный им в календарном году как в денежной (национальной или иностранной валюте), так и в натуральной форме. Кроме того, был особо урегулирован порядок представления деклараций о доходах, значительно расширен круг лиц, которым надлежало представлять декларацию налоговым органам.

В общей сложности это были не последние нововведения. В период 1991-2000 гг. изменения и дополнения вносились 21 раз, в том числе шкала ставок налога изменялась 9 раз, при этом она всегда была прогрессивной. Минимальная ставка была в размере 12%, а максимальная ставка в разные годы изменялась от 30 до 35% годового совокупного облагаемого дохода.

Данный закон был отменен второй частью Налогового кодекса РФ от 5 августа 2000 г. No 117-ФЗ 6. Налог на доходы физических лиц был установлен второй частью НК РФ в главе 23 НК РФ. Таким образом, формально изменилось название налога, а с правовой точки зрения отменен один налог и введен новый налог. При этом произошли изменения и в налогообложении, была установлена новая ставка, расширились налоговые вычеты, изменилась налоговая база и методика ее определения.

Основным отличием применяемой системы исчисления налога на доходы физических лиц стало устранение ее прогрессивного характера. Заметим, что налогообложение доходов в большинстве стран (Англия, Германия, США, Китай) осуществляется с использованием прогрессивных налоговых ставок, и это в наибольшей степени способствует реализации принципа равенства и справедливости налогообложения. Однако в России было принято решение уйти от прогрессивной шкалы налогообложения. Была введена минимальная налоговая ставка 13% для большей части доходов физических лиц.

По материалам: Кохно П. ОПЕРЕЖАЮЩЕЙ ЭКОНОМИКЕ НЕОБХОДИМА ПРОГРЕССИВНАЯ ШКАЛА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ // Экономист, 2017, № 11

popecon.ru

4. Советский период российского налогообложения

В результате революций 1917 г. — февральской и октябрьской произошло изменение политической и государственной власти в России. С приходом к управлению страной партии большевиков начинается время военного коммунизма, которое характеризуется, в частности, отсутствием четкой налоговой системы.

1) использование инструментов налоговой политики не в фискальных, а в социально-политических целях (о чем было открыто заявлено в Конституции РСФСР 1918 г.);

2) стремление перевести страну на натуральное обложение;

3) постепенная отмена существовавших ранее налогов.

Основным доходом молодого советского государства выступили эмиссия денег, контрибуции и продразверстка, поэтому первые советские налоги не имели большого фискального значения, а носили ярко выраженный характер классовой борьбы. Декретом СНК от 24 октября 1917 г. «О взимании прямых налогов» был установлен единый срок для уплаты ранее введенных налогов. В то же время отменялись налоги, которые противоречили вновь изданным декретам или не устраивали власть по политическим или экономическим причинам. В связи с национализацией земель был отменен поземельный налог, а также земские и мирские сборы.

Одним из элементов налоговой политики советского государства в начальный его период является введение чрезвычайных революционных налогов. Так, Декретом о единовременном чрезвычайном десятимиллиардном революционном налоге, принятом Постановлением ВЦИК и СНК от 28 октября 1918 г., было произведено изъятие средств для нужд Красной Армии.

Например, Декретом СНК от 14 августа 1918 г. был введен единовременный сбор на обеспечение семей красноармейцев, который взимался с владельцев частных торговых предприятий, имеющих наемных работников. Кроме того, Декретом ВЦИК и СНК от 30 октября 1918 г. был введен единовременный чрезвычайный десятимиллиардный революционный налог, которым была обложена городская буржуазия и кулачество.

В 1918 г. для сельских хозяев был введен натуральный налог, который строился по принципу подоходного налога (взимался с излишков продуктов сверх потребности хозяйств и по прогрессивной системе в зависимости от количества десятин посева, численности скота в хозяйстве и с учетом количества едоков). Объектом обложения являлись посевные земельные участки всех видов и скот, имеющийся в хозяйстве. Были установлены необлагаемые минимумы. Ставки налога устанавливались в пудах ржи, но налогоплательщик мог вносить налог другими продуктами.

В 1919 г. в общегосударственном масштабе была введена продовольственная разверстка. В соответствии с ней все количество хлеба и зернового фуража, которое было необходимо для удовлетворения государственных нужд, разверстывалась для отчуждения у населения между производящими губерниями. В результате проведения продовольственной разверстки у крестьян изымались не только излишки продовольствия, но и часть необходимых самим крестьянам продуктов.

Помимо этого, советским правительством были предприняты и другие попытки налоготворчества. Особого внимания заслуживает проведенная Декретом от 21 ноября 1918 г. реформа косвенного обложения, по которой продукты, произведенные на национализированных и взятых на учет фабриках, сдавались на основании плана использования главному управлению продуктораспределения Наркомпрода. К ценам, устанавливаемым самим государством в лице так называемого «комитета цен», прибавлялись начисления в пользу государства, которым подлежало большинство продуктов. Система просуществовала немногим более года и была отменена Декретом от 17 января 1920 г., поскольку реальные поступления от начислений в бюджет за первое полугодие 1919 г. оказались меньше запланированных более чем в 27 раз. Несмотря на тот факт, что эксперимент полностью провалился, предполагалось, что надбавочная система будет использоваться и в дальнейшем в целях сокращения размеров ассигнований Компроду по его расходным сметам и, следовательно, сокращения дефицита бюджета.

В результате проводимой финансовой политики к началу 1921 г. страна была почти полностью переведена на натуральное обложение, огромная эмиссия привела к обесцениванию рубля, а следовательно, обесцениванию налогов. Циркуляром НКФ от 9 февраля 1921 г. взимание всех общегосударственных и местных налогов было приостановлено.

С переходом весной 1921 г. к новой экономической политике появилась необходимость возврата к еще недавно отмененным приемам финансовой политики. Налоговая система России 1920-х гг. была во многом идентична дореволюционной налоговой системе, в частности, в силу того обстоятельства, что многие ее создатели являлись представителями научного мира дореволюционной России с уже сформированными научными взглядами. Советским правительством предполагалось, что:

1) восстановление денежных налогов создаст спрос на деньги, увеличит значение денег в хозяйстве;

2) денежные налоги будут нести определенную социально-воспитательную роль (заставят население использовать более совершенные приемы труда и отчуждать некоторую часть своих доходов на нужды государства).

В период новой экономической политики наиболее четко просматривается роль налоговой политики в общей экономической политике страны, когда наряду с использованием других механизмов налоговая политика позволила в короткие сроки коренным образом изменить положение в сельском хозяйстве и в экономике страны в целом. Наряду с введением большого количества ставок в отношении крестьянства и коллективных хозяйств при взимании сельскохозяйственного налога широко принималась система специальных фондов финансирования сельскохозяйственных товаропроизводителей. Говоря о развитии сельскохозяйственного налога, следует отметить, что первоначально он складывался как налог, основанный на поземельном принципе, в дальнейшем с каждым годом он формировался как поземельно-поимущественный налог.

Возродив частную торговлю и промышленность и восстановив тем самым объекты обложения, правительство, несмотря на возражение, что введение налогов приведет к расширению бюрократического аппарата, приступило к формированию механизма обложения дополнительного дохода граждан.

Признавая принцип концентрации обложения как более желательный в дальнейшем, руководство страны на первом этапе пошло по пути создания достаточно разветвленной налоговой системы, постепенно отсекая те налоги, непригодность которых выявлялась в процессе развития.

К концу 1922 г. ее построение принципиально было закончено. Из действовавших на тот момент двадцати налогов (кроме продналога) пять были прямыми и четырнадцать — косвенными. В последующие годы было введено не так много новых налогов, поскольку основные усилия законодателей были направлены на усовершенствование уже существующих. В 1928 г. налоговая система состояла в основном из семи прямых и семнадцати косвенных налогов. Таким образом, 1922 г. можно назвать годом фактического формирования налоговой системы России.

Следует отметить, что некоторые из введенных в период с 1921 г. по 1927 г. налогов не имели существенного фискального значения и носили ярко выраженную политическую окраску.

Начиная с 1930-х гг. роль и значение налогов в СССР резко уменьшаются, налоги выполняют не свойственные им функции. Налоги используются как орудие политической борьбы с кулаками и частными сельхозпроизводителями.

В 1930-1932 гг. в СССР была проведена кардинальная налоговая реформа (постановление ЦИК и СНК СССР от 2 сентября 1930 г.), в результате которой была полностью упразднена система акцизов, а все налоговые платежи предприятий (около 60) были унифицированы в двух основных платежах — налоге с оборота и отчислениях от прибыли. Были объединены некоторые налоги с населения и значительное их число отменено. Вся прибыль промышленных и торговых предприятий, за исключением нормативных отчислений на формирование фондов, изымалась в доход государства. Таким образом, доход государства формировался не за счет налогов, а за счет прямых изъятий валового национального продукта, производимых на основе государственной монополии.

Плательщиками налога с оборота были государственные производственные объединения, предприятия, организации, предприятия общественных и кооперативных (кроме колхозов) организаций (фабрики, заводы, фирмы, оптово-сбытовые организации, специализированные оптовые организaции министерства торговли союзных республик, предприятия и оргaнизации потребительской кооперации и др.), действовавшие на основе хозрасчета, имевшие самостоятельный баланс и расчетный счет в Госбанке СССР.

Налогом с оборота в СССР облагалась выручка от реализации по розничным или оптовым ценам промышленности (с налогом с оборота) товаров собственного производства или собственной закупки всем покупателям, а также при отпуске по указанным ценам отдельных товаров (растительное масло, дрожжи, ферментированный табак, ткани, вата и др.) внутри объединения, предприятия.

В 1931 г. установлен налог с оборота кинотеатров, который в 1935 г. объединен с налогом со зрелищ. Налог с оборота кинотеатров взимался с валовой выручки от продажи билетов кинотеатров по ставке 30%.

К налогам, дополнительно введенным налоговой реформой, относился налог с совхозов. Введение налога обосновывалось необходимостью связать местные органы власти (райисполкомы) с расположенными на их территории совхозами и создать заинтересованность райисполкомов в финансовых результатах деятельности совхозов. Налог с совхозов исчислялся по валовому доходу (т.е. обороту) от продажи сельскохозяйственной продукции на сторону, сдачи ее своему объединению, тресту, а также в свои торговые и промышленные предприятия, от отпуска этой продукции своим рабочим и служащим. Была установлена единая ставка налога в размере 1% валового дохода. Налог с совхозов, взимавшийся в совокупности с налогом с оборота, нарушал принцип однократности обложения товара: продукция, переданная в торговые предприятия совхоза (или в объединение) и уже обложенная налогом с совхозов по этой передаче, вторично облагалась налогом с оборота при реализации ее торговым предприятием (объединением).

С началом Великой Отечественной войны был введен военный налог (отменен в 1946 г.). Кроме того, 21 ноября 1941 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР с целью мобилизации дополнительных средств для оказания помощи многодетным матерям был введен налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан.

Основным налоговым платежом послевоенного периода выступал налог с оборота, своего рода акциз на товары народного потребления — хрусталь, мебель, кофе, автомобили, спиртное и т.д.

В третьей Программе КПСС, принятой на XXII съезде КПСС 31 октября 1961 г., предполагалась полная отмена налоговых платежей с населения. В середине 1960-х гг. в СССР планировалось осуществление коренной хозяйственной реформы, направленной на повышение эффективности и прибыльности налоговой системы. В сфере налогообложения к важнейшим мероприятиям по реформированию хозяйственного механизма следует отнести: изменение порядка распределения прибыли государственных предприятий, введение платы за фонды, фиксированных (рентных) платежей, реформирование системы подоходного обложения колхозов. Фактически неизменной оставалась система взимания налога с оборота.

В 1960-е гг. в СССР был введен еще ряд налогов.

Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 4 октября 1965 г. в целях повышения заинтересованности предприятия в лучшем использовании производственных основных фондов и оборотных средств был введен налог «Плата за фонды». Он представлял собой форму распределения прибыли, которая являлась одним из первоочередных платежей из прибыли в госбюджет СССР.

Подоходный налог с колхозников был установлен в соответствии с Указом Президиума ВС СССР от 10 апреля 1965 г. Подоходный налог с колхозников зачислялся в доходы государственных бюджетов союзных республик и служил регулирующим доходом главным образом районных и сельских бюджетов. Плательщиками выступали колхозники, имевшие доходы от сельского хозяйства;

Фиксированные (рентные) платежи были установлены с 1967 г. Эти платежи представляли собой форму изъятия в доход государства части прибыли объединений, предприятий, получение которой было обусловлено факторами, не зависящими от деятельности предприятия.

К началу реформ середины 1980-х гг. более чем 90% государственного бюджета Советского Союза, как и его отдельных республик, формировалось за счет поступлений от народного хозяйства. Налоги с населения (прямые) занимали незначительный удельный вес, примерно 7-8% всех поступлений в бюджет.

Эпоха перестройки и постепенный переход на новые условия хозяйствования с середины 80-х гг. объективно вызвали возрождение отечественного налогообложения. В 1986 г. полностью разрешается индивидуальная трудовая деятельность граждан. Поэтому в соответствии с положениями Закона СССР от 28 июня 1987 г. N 7284-XI «О государственном предприятии» (в настоящее время не действует) устанавливается плата за патент на право занятия индивидуальной трудовой деятельностью. За выдачу регистрационного удостоверения и патента взималась государственная пошлина. Доходы от занятия индивидуальной трудовой деятельностью облагались налогами, размер которых определялся в зависимости от их суммы и с учетом общественных интересов. Граждане, имевшие патенты на право занятия индивидуальной трудовой деятельностью, освобождались от уплаты подоходного налога с доходов от занятия данным видом деятельности.

С принятием Закона СССР «О государственном предприятии» начинается реформа системы обязательных платежей государственных предприятий в бюджет. Устанавливается налог с владельцев транспортных средств. 14 июня 1990 г. введен Закон СССР N 1560-I «О налогах с предприятий, объединений и организаций» (с изм. и доп. от 10 июля 1991 г.) (в настоящее время прекратил действие), который установил обязанность предприятий, объединений и организаций уплачивать общесоюзные налоги: налог на прибыль, налог с оборота, налог на экспорт и импорт.

Вносятся изменения в законодательство, устанавливающее порядок налогообложения граждан. В соответствии с Законом СССР от 23 апреля 1990 г. «О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства» (утратил силу) устанавливаются самостоятельные режимы налогообложения доходов граждан от ведения крестьянского хозяйства и доходов от индивидуальной трудовой деятельности.

Уже в конце 1980-х гг. предпринимается серьезная попытка повысить налоговые ставки на прибыль кооперативов. 14 июля 1990 г. был принят Закон СССР N 1560-I «О налогах с предприятий, объединений и организаций» (прекратил действие) — первый унифицированный нормативный акт, урегулировавший многие налоговые правоотношения в стране.

Августовские события 1991 г. ускорили процесс формирования политически самостоятельного государства с самостоятельной системой налогообложения. Именно в этот период была осуществлена широкомасштабная комплексная налоговая реформа, были подготовлены и приняты основополагающие налоговые законы: Закон РФ от 27 декабря 1991 г. «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (в настоящее время утратил силу), Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2116-I «О налоге на прибыль предприятий и организаций» (в ред. от 8 декабря 2003 г.), Закон РФ от 6 декабря 1991 г. N 1992-I «О налоге на добавленную стоимость» (в настоящее время утратил силу), Закон РФ от 7 декабря 1991 г. «О подоходном налоге с физических лиц» (прекратил действие). И хотя почти все перечисленные законы прекратили свое действие, все они послужили прочным фундаментом нынешней налоговой системы России.

lawbook.online