Борьба с преступностью законы

Борьба с преступностью законы

Законы о борьбе с преступностью несовершеннолетних. 1935-1941 гг.

Предлагаемые законы предусматривали понижение возраста привлечения к уголовной ответственности до 12 или 14 лет (в зависимости от преступлений), отмену обязательного смягчения приговора при осуждении несовершеннолетнего, а также введение уголовной ответственности за вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность и слабый надзор (как опекунов, так и местных властей) за детьми-сиротами.

Постановление ЦИК и СНК СССР о мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних. 7.4.1935 г.

В целях быстрейшей ликвидации преступности среди несовершеннолетних Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров Союза ССР постановляют:

1. Несовершеннолетних, начиная с 12-летнего возраста, уличенных в совершении краж, в причинении насилия, телесных повреждений, увечий, в убийстве или в попытках к убийству, привлекать к уголовному суду с применением всех мер уголовного наказания.

2. Лиц, уличенных в подстрекательстве или в привлечении несовершеннолетних к участию в различных преступлениях, а также в понуждении несовершеннолетних к занятию спекуляцией, проституцией, нищенством и т.п. – карать тюремным заключением не ниже 5 лет.

3. Отменить ст. 8 «Основных начал уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик».

4. Предложить правительствам союзных республик привести уголовное законодательство республик в соответствие с настоящим Постановлением.

Председатель ЦИК Союза ССР

Председатель СНК Союза ССР

Секретарь ЦИК Союза ССР

Постановление ВЦИК и СНК РСФСР об изменении действующего законодательства РСФСР о мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних, с детской беспризорностью и безнадзорностью. 25.11.1935 г.

В соответствии с Постановлением ЦИК и СНК СССР от 7 апреля 1935 года о мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних (С.З., 1935, № 19, ст. 155), Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 31 мая 1935 года о ликвидации детской беспризорности и безнадзорности (С.З., 1935, № 32, ст. 252) и Постановлением ЦИК и СНК СССР от 29 июля 1935 года о дополнении уголовных и гражданских кодексов союзных республик (С.З., 1935, № 41, ст. 344) Всероссийский центральный исполнительный комитет и Совет народных комиссаров РСФСР постановляют:

1. Изложить ст. 12 Уголовного кодекса РСФСР в следующей редакции:

«12. Несовершеннолетние, достигшие двенадцатилетнего возраста, уличенные в совершении краж, в причинении насилия, телесных повреждений, увечий, в убийстве или попытке к убийству, привлекаются к уголовному суду с применением всех мер наказания».

2. Статью 50 Уголовного кодекса исключить [1] .

3. Дополнить Уголовный кодекс ст. 73.2 следующего содержания:

«73.2. Подстрекательство несовершеннолетних или привлечение их к участию в различных преступлениях, а также понуждение несовершеннолетних к занятию спекуляцией, проституцией, нищенством и т.п. – лишение свободы на срок не ниже пяти лет».

4. Дополнить Уголовный кодекс ст. 158.1 следующего содержания:

«158.1. Использование опеки в корыстных целях (занятие жилой площади, использование имущества, оставшегося после смерти родителей, и т.п.) и оставление опекаемых детей без надзора и необходимой материальной помощи – лишение свободы на срок до трех лет.

Непринятие мер охраны и заботы о воспитании детей-сирот председателями сельских советов и назначенными сельскими советами опекунами, допустившими своими действиями или бездействием вступление этих детей на путь бродяжничества – в отношении опекунов – лишение свободы на срок до двух лет; в отношении председателей сельских советов — ответственность по ст. 111 настоящего Кодекса».

5. Ст. 38 Уголовно-процессуального кодекса исключить.

6. Изложить ст. 405 Гражданского кодекса в следующей редакции:

«405. Лицо недееспособное не отвечает за причиненный им вред. За него отвечает лицо, обязанное иметь за ним надзор. За вред, причиненный несовершеннолетними, в случаях, предусмотренных ст. 9, наряду с несовершеннолетними отвечают также родители и опекуны».

7. Положение о комиссиях по делам о несовершеннолетних (С.У., 1931, № 38, ст. 301) отменить.

8. Постановление СНК РСФСР от 10 декабря 1919 года о согласовании функций народных комиссариатов просвещения и здравоохранения в деле воспитания и охраны здоровья дефективных детей (С.У., 1919, № 61, ст. 564) отменить.

Указ Президиума Верховного Совета СССР об уголовной ответственности несовершеннолетних за действия, могущие вызвать крушение поездов. 10.12.1940 г.

Несовершеннолетних, начиная с двенадцатилетнего возраста, уличенных в совершении действий (развинчивании рельсов, подкладывании на рельсы разных предметов и т.п.), могущих вызвать крушение поездов, привлекать к судебной ответственности с применением всех мер уголовного наказания.

Председатель Президиума Верховного Совета СССР

Секретарь Президиума Верховного Совета СССР

Указ Президиума Верховного Совета СССР об уголовной ответственности несовершеннолетних. 31.5.1941 г.

Установить, что за преступления, не предусмотренные в Постановлении ЦИК и Совнаркома СССР от 7 апреля 1935 г. «О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних» и Указе Президиума Верховного Совета СССР от 10 декабря 1940 г. «Об уголовной ответственности совершеннолетних за действия, могущие вызвать крушение поездов», несовершеннолетние привлекаются к уголовной ответственности, начиная с 14-летнего возраста.

museumreforms.ru

Уголовный процесс
Сайт Константина Калиновского

Проблемы противодействия преступности в современных условиях:
Материалы международной научно-практической конференции 16-17 октября 2003г. Часть III.- Уфа: РИО БашГУ, 2004.

Хуснутдинов В.Б. — студент Института права БашГУ Научный руководитель — профессор Еникеев З.Д. г. Уфа

ЗАКОНЫ КАК ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ

В системе мер борьбы с преступностью правовые средства занимают важное место. Законы являются правовой основой борьбы с этим злом, основой, определяющей политику государства в этой области.

Отправным элементом законодательного регулирования борьбы с преступностью в Российской Федерации служит Конституция РФ, на основе которой принимаются другие законы. Вместе с тем в самой Конституции содержатся положения, имеющие правоохранительное значение. Во 2-й статье защита прав и свобод человека и гражданина признается обязанностью государства. 114-я статья возлагает на Правительство РФ обязанность обеспечения мер по борьбе с преступностью. Для формирования законодательства о борьбе с преступностью важны по существу все положения Основного закона, в том числе относительно судебной власти, органов прокуратуры, конституционных принципов уголовного судопроизводства.

Хотя Конституция РФ и является Основным законом, она не регламентирует всю совокупность мер борьбы с преступностью, а лишь начерчивает основополагающие начала этой деятельности. Наиболее же острым орудием в этой борьбе является уголовное законодательство. С помощью уголовно-правовых средств непосредственно осуществляются задачи охраны прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и безопасности, окружающей среды, конституционного строя РФ от преступных посягательств, а также предупреждение преступлений.

Законы, регулирующие эту деятельность, можно подразделить на три группы. К первой относятся уголовный, уголовно-процессуальный и уголовно-исполнительный законы, а также законодательство о предупреждении преступлений, например, закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Во вторую группу включаются те законы, которые наряду с другими вопросами регулируют данную деятельность. Это законы «О судебной системе», «О судоустройстве», «О прокуратуре» «О милиции», «Об органах федеральной службы безопасности», «Об оперативно-розыскной деятельности». Третью группу составляют иные законы, которые могут иметь отношение к борьбе с преступностью, например, законы социального, информативного, природоохранного толка.

В системе антикриминальных законов лидирующее место занимает Уголовный кодекс РФ. Именно он определяет преступность деяния; устанавливает уголовные наказания, назначаемые судом лицам, виновным в совершении преступных деяний; закрепляет общие принципы уголовной ответственности; определяет цели уголовного наказания, а также другие положения.

Для жизни уголовного закона существуют уголовно-процессуальный и уголовно-исполнительный законы. Осуществление уголовной ответственности, устанавливаемой уголовным законом, практически возможно только с помощью норм и предписаний уголовно-процессуального закона. Чтобы привлечь лицо к уголовной ответственности за содеянное, надо раскрыть преступление, изобличить его в совершении этого преступления и процессуально оформить решение. Все это регламентируется уголовно-процессуальным законом.

Обеспечивая положения УК, уголовно-процессуальный закон устанавливает свою самостоятельную, автономную систему правовых норм и институтов. Закон имеет свои закономерности, определенное логическое построение, специфические процессуальные задачи. Но неразрывность этих двух отраслей законодательства достигается путем выполнения единых задач.

Взаимосвязь и взаимодействие уголовно-процессуального закона с уголовным проявляются в течение всего уголовного судопроизводства. Степень же активности взаимодействия на разных стадиях процесса неодинакова. Любое производство по делу начинается с возбуждения уголовного дела. Уже на этой стадии отчетливо видна взаимосвязь двух законов. Вопрос о возбуждении уголовного дела возникает в одном единственном случае: при обнаружении признаков преступления, предусмотренного уголовным законом.

Но уголовная ответственность не заканчивается привлечением лица в качестве обвиняемого, а напротив, только начинается ее реализация с этого момента. Она включает в себя признание лица виновным в совершении преступления и назначение ему наказания, которые возможны только судебным приговором в установленном законном порядке. Определенное судом наказание подлежит исполнению. После вступления приговора в законную силу и обращения его к исполнению начинает действовать уголовно-исполнительный закон, регулирующий порядок фактического исполнения и отбывания наказание. УИК РФ имеет своими целями исправление и предупреждение совершения новых преступлений как осужденным, так и иными лицами.

Таким образом, в нашей стране в данной сфере действуют три отрасли законодательства, каждая из которых регулирует определенный аспект борьбы с преступностью. Уголовное законодательство устанавливает принципы уголовного права, формирует его общие и особенные положения. Но эти положения могут быть реализованы только посредством применения норм уголовно-процессуального закона. Уголовно-исполнительный закон регулирует вопросы исполнения наказания, назначенного судом на основе норм уголовного и уголовно-процессуального законов.

Действующие сегодня законы нельзя назвать оптимально качественными. В УПК РФ, например, отсутствуют такие положения, как: задачи уголовного судопроизводства; обеспечение всестороннего полного и объективного расследования обстоятельств дела и установления истины по делу.

Борьба с преступностью включает все средства и методы воздействия на преступность. Однако главное в этом деле — это социальное предупреждение преступности. Несмотря на это, в данное время в нашей стране профилактика неадекватна сложившейся ситуации. Очень велика латентность преступности. По оценкам экспертов в России ежегодно совершается 12-15 млн. преступлений, что превышает число зарегистрированных преступлений в 3-4 раза. Одна из основных причин такого положения с преступностью в стране — отсутствие надлежащей системы противодействия преступности.

Питательной средой преступности в подавляющей своей части являются экономические и социальные пороки, сложившиеся в период так называемых реформ. Страдает недостатками и само законодательство о борьбе с преступностью.

Из всего изложенного следует вывод о следующем: чтобы законы действовали эффективно, они должны быть совершенными; применение их должно быть неотвратимым, обеспеченным необходимыми экономическими, социальными, материально-техническими, кадровыми и организационными условиями.

kalinovsky-k.narod.ru

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная консультация
Федеральное законодательство

  • Главная
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 03.04.95 N 40-ФЗ (ред. от 07.05.2013 с изменениями, вступившими в силу с 19.05.2013) «О ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ БЕЗОПАСНОСТИ»
    • В данном виде документ опубликован не был
    • (в ред. от 03.04.95 — «Российская газета», N 72, 12.04.95;
    • «Собрание законодательства РФ», 1995, N 15, ст. 1269)
    • Статья 10. Борьба с преступностью

      Органы федеральной службы безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации проводят оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды, представляющих угрозу безопасности Российской Федерации, и преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законом к их ведению, а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации.

      На органы федеральной службы безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти могут возлагаться и другие задачи в сфере борьбы с преступностью.

      Деятельность органов федеральной службы безопасности в сфере борьбы с преступностью осуществляется в соответствии с законодательством об оперативно-розыскной деятельности, уголовным и уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, а также настоящим Федеральным законом.

      zakonbase.ru

      Министерство иностранных дел Российской Федерации

      ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О БОРЬБЕ С ТЕРРОРИЗМОМ

      О борьбе с терроризмом

      Принят Государственной Думой 3 июля 1998 года

      Одобрен Советом Федерации 9 июля 1998 года

      Настоящий Федеральный закон определяет правовые и организационные основы борьбы с терроризмом в Российской Федерации, порядок координации деятельности осуществляющих борьбу с терроризмом федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, общественных объединений и организаций независимо от форм собственности, должностных лиц и отдельных граждан, а также права, обязанности и гарантии граждан в связи с осуществлением борьбы с терроризмом.

      Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

      Статья 1. Правовые основы борьбы с терроризмом

      Правовую основу борьбы с терроризмом составляют Конституция Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти.

      Статья 2. Основные принципы борьбы с терроризмом

      Борьба с терроризмом в Российской Федерации основывается на следующих принципах:

      2) приоритет мер предупреждения терроризма;

      3) неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности;

      4) сочетание гласных и негласных методов борьбы с терроризмом;

      5) комплексное использование профилактических правовых, политических, социально — экономических, пропагандистских мер;

      6) приоритет защиты прав лиц, подвергающихся опасности в результате террористической акции;

      7) минимальные уступки террористу;

      8) единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций;

      9) минимальная огласка технических приемов и тактики проведения контртеррористических операций, а также состава участников указанных операций.

      Статья 3. Основные понятия

      Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

      терроризм — насилие или угроза его применения в отношении физических лиц или организаций, а также уничтожение (повреждение) или угроза уничтожения (повреждения) имущества и других материальных объектов, создающие опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, осуществляемые в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения, или оказания воздействия на принятие органами власти решений, выгодных террористам, или удовлетворения их неправомерных имущественных и (или) иных интересов; посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность; нападение на представителя иностранного государства или сотрудника международной организации, пользующихся международной защитой, а равно на служебные помещения либо транспортные средства лиц, пользующихся международной защитой, если это деяние совершено в целях провокации войны или осложнения международных отношений;

      террористическая деятельность — деятельность, включающая в себя:

      1) организацию, планирование, подготовку и реализацию террористической акции;

      2) подстрекательство к террористической акции, насилию над физическими лицами или организациями, уничтожению материальных объектов в террористических целях;

      3) организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для совершения террористической акции, а равно участие в такой акции;

      4) вербовку, вооружение, обучение и использование террористов;

      5) финансирование заведомо террористической организации или террористической группы или иное содействие им;

      международная террористическая деятельность — террористическая деятельность, осуществляемая:

      1) террористом или террористической организацией на территории более чем одного государства или наносящая ущерб интересам более чем одного государства;

      2) гражданами одного государства в отношении граждан другого государства или на территории другого государства;

      3) в случае, когда как террорист, так и жертва терроризма являются гражданами одного и того же государства или разных государств, но преступление совершено за пределами территорий этих государств;

      террористическая акция — непосредственное совершение преступления террористического характера в форме взрыва, поджога, применения или угрозы применения ядерных взрывных устройств, радиоактивных, химических, биологических, взрывчатых, токсических, отравляющих, сильнодействующих, ядовитых веществ; уничтожения, повреждения или захвата транспортных средств или других объектов; посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля, представителя национальных, этнических, религиозных или иных групп населения; захвата заложников, похищения человека; создания опасности причинения вреда жизни, здоровью или имуществу неопределенного круга лиц путем создания условий для аварий и катастроф техногенного характера либо реальной угрозы создания такой опасности; распространения угроз в любой форме и любыми средствами; иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий;

      преступления террористического характера — преступления, предусмотренные статьями 205 — 208, 277 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации. К преступлениям террористического характера могут быть отнесены и другие преступления, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации, если они совершены в террористических целях. Ответственность за совершение таких преступлений наступает в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации;

      террорист — лицо, участвующее в осуществлении террористической деятельности в любой форме;

      террористическая группа — группа лиц, объединившихся в целях осуществления террористической деятельности;

      террористическая организация — организация, созданная в целях осуществления террористической деятельности или признающая возможность использования в своей деятельности терроризма. Организация признается террористической, если хотя бы одно из ее структурных подразделений осуществляет террористическую деятельность с ведома хотя бы одного из руководящих органов данной организации;

      борьба с терроризмом — деятельность по предупреждению, выявлению, пресечению, минимизации последствий террористической деятельности;

      контртеррористическая операция — специальные мероприятия, направленные на пресечение террористической акции, обеспечение безопасности физических лиц, обезвреживание террористов, а также на минимизацию последствий террористической акции;

      зона проведения контртеррористической операции — отдельные участки местности или акватории, транспортное средство, здание, строение, сооружение, помещение и прилегающие к ним территории или акватории, в пределах которых проводится указанная операция;

      заложник — физическое лицо, захваченное и (или) удерживаемое в целях понуждения государства, организации или отдельных лиц совершить какое-либо действие или воздержаться от совершения какого-либо действия как условия освобождения удерживаемого лица.

      Статья 4. Международное сотрудничество Российской Федерации в области борьбы с терроризмом

      1. Российская Федерация в соответствии с международными договорами сотрудничает в области борьбы с терроризмом с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также с международными организациями, осуществляющими борьбу с терроризмом.

      2. Российская Федерация, руководствуясь интересами обеспечения безопасности личности, общества и государства, преследует на своей территории лиц, причастных к террористической деятельности, в том числе в случаях, когда террористические акции планировались либо проводились вне пределов Российской Федерации, однако наносят ущерб Российской Федерации, и в других случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.

      Глава II. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ БОРЬБЫ С ТЕРРОРИЗМОМ

      Статья 5. Цели борьбы с терроризмом

      Борьба с терроризмом в Российской Федерации осуществляется в целях:

      1) защиты личности, общества и государства от терроризма;

      2) предупреждения, выявления, пресечения террористической деятельности и минимизации ее последствий;

      3) выявления и устранения причин и условий, способствующих осуществлению террористической деятельности.

      Статья 6. Субъекты, осуществляющие борьбу с терроризмом

      1. Основным субъектом руководства борьбой с терроризмом и обеспечения ее необходимыми силами, средствами и ресурсами является Правительство Российской Федерации.

      2. Федеральные органы исполнительной власти участвуют в борьбе с терроризмом в пределах своей компетенции, установленной федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

      3. Субъектами, непосредственно осуществляющими борьбу с терроризмом в пределах своей компетенции, являются:

      Федеральная служба безопасности Российской Федерации;

      Министерство внутренних дел Российской Федерации;

      Служба внешней разведки Российской Федерации;

      Федеральная служба охраны Российской Федерации;

      Министерство обороны Российской Федерации;

      Федеральная пограничная служба Российской Федерации.

      4. Субъектами, участвующими в предупреждении, выявлении и пресечении террористической деятельности в пределах своей компетенции, являются и другие федеральные органы исполнительной власти, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации.

      5. В случае ликвидации, реорганизации или переименования перечисленных в настоящей статье федеральных органов исполнительной власти их функции в области борьбы с терроризмом переходят к их правопреемникам.

      6. Для координации деятельности субъектов, осуществляющих борьбу с терроризмом, в соответствии с решениями Президента Российской Федерации или решениями Правительства Российской Федерации могут создаваться антитеррористические комиссии на федеральном и региональном уровне.

      Федеральная антитеррористическая комиссия решает следующие основные задачи:

      вырабатывает основы государственной политики в области борьбы с терроризмом в Российской Федерации и рекомендации, направленные на повышение эффективности работы по выявлению и устранению причин и условий, способствующих возникновению терроризма и осуществлению террористической деятельности;

      осуществляет сбор и анализ информации о состоянии и тенденциях терроризма на территории Российской Федерации;

      координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих борьбу с терроризмом, в целях достижения согласованности их действий по предупреждению, выявлению и пресечению террористических акций, а также выявлению и устранению причин и условий, способствующих подготовке и реализации террористических акций;

      принимает участие в подготовке международных договоров в Российской Федерации в области борьбы с терроризмом;

      вырабатывает предложения о совершенствовании законодательства Российской Федерации в области борьбы с терроризмом.

      Статья 7. Компетенция субъектов, осуществляющих борьбу с терроризмом

      1. Субъекты, осуществляющие борьбу с терроризмом, руководствуются в своей деятельности настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, а также изданными на их основе нормативными правовыми актами (в том числе и межведомственными), регламентирующими эту деятельность.

      2. Федеральная служба безопасности Российской Федерации и ее территориальные органы в субъектах Российской Федерации осуществляют борьбу с терроризмом посредством предупреждения, выявления и пресечения преступлений террористического характера, в том числе преступлений, преследующих политические цели, а также посредством предупреждения, выявления и пресечения международной террористической деятельности, в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством проводят предварительное расследование по уголовным делам о таких преступлениях.

      3. Министерство внутренних дел Российской Федерации осуществляет борьбу с терроризмом посредством предупреждения, выявления и пресечения преступлений террористического характера, преследующих корыстные цели.

      4. Служба внешней разведки Российской Федерации и другие органы внешней разведки Российской Федерации осуществляют борьбу с терроризмом посредством обеспечения безопасности учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, их сотрудников и членов семей указанных сотрудников, а также осуществляют сбор информации о деятельности иностранных и международных террористических организаций.

      5. Федеральная служба охраны Российской Федерации осуществляет борьбу с терроризмом посредством обеспечения безопасности объектов государственной охраны и защиты охраняемых объектов.

      6. Министерство обороны Российской Федерации обеспечивает защиту находящихся на вооружении оружия массового поражения, ракетного и стрелкового оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, защиту военных объектов, а также принимает участие в обеспечении безопасности национального морского судоходства, воздушного пространства Российской Федерации, в проведении контртеррористических операций.

      7. Федеральная пограничная служба Российской Федерации осуществляет борьбу с терроризмом посредством предупреждения, выявления и пресечения попыток пересечения террористами Государственной границы Российской Федерации, а также незаконного перемещения через Государственную границу Российской Федерации оружия, взрывчатых, отравляющих, радиоактивных веществ и иных предметов, которые могут быть использованы в качестве средств совершения преступлений террористического характера, участвует в обеспечении безопасности национального морского судоходства в пределах территориальных вод, исключительной экономической зоны Российской Федерации и в проведении контртеррористических операций .

      Статья 8. Основные функции субъектов, привлекаемых к борьбе с терроризмом

      Федеральные органы исполнительной власти, перечисленные в статье 6 настоящего Федерального закона, и их территориальные органы в субъектах Российской Федерации участвуют в борьбе с терроризмом в пределах своей компетенции посредством разработки и реализации профилактических, режимных, организационных, воспитательных и иных мер предупреждения, выявления и пресечения террористической деятельности; создания и поддержания в необходимой готовности ведомственных систем противодействия совершению преступлений террористического характера; предоставления материально-технических и финансовых средств, информации, транспортных средств и средств связи, медицинского оборудования и медикаментов, а также в иных формах исходя из потребностей в области борьбы с терроризмом. Порядок предоставления материально-технических и финансовых средств, информации, транспортных средств и средств связи, медицинского оборудования и медикаментов устанавливается Правительством Российской Федерации.

      Статья 9. Содействие органам, осуществляющим борьбу с терроризмом

      1. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, общественные объединения и организации независимо от форм собственности, должностные лица должны оказывать содействие органам, осуществляющим борьбу с терроризмом.

      2. Сообщение граждан правоохранительным органам о ставших известными им сведениях о террористической деятельности и о любых других обстоятельствах, информация о которых может способствовать предупреждению, выявлению и пресечению террористической деятельности, а также минимизации ее последствий, является гражданским долгом каждого.

      Глава III. ПРОВЕДЕНИЕ КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ

      Статья 10. Управление контртеррористической операцией

      1. Для непосредственного управления контртеррористической операцией в соответствии с решением Правительства Российской Федерации создается оперативный штаб, возглавляемый представителем Федеральной службы безопасности Российской Федерации или Министерства внутренних дел Российской Федерации в зависимости от того, компетенция какого федерального органа исполнительной власти будет преобладающей в проведении конкретной контртеррористической операции.

      2. В субъектах Российской Федерации и регионах Российской Федерации могут создаваться оперативные штабы, количество и состав которых зависят от специфики местных условий и характера возможных террористических акций на территориях субъектов (регионов) Российской Федерации.

      3. Оперативный штаб по управлению контртеррористическими операциями в субъекте (регионе) Российской Федерации возглавляет руководитель территориального органа (подразделения) того ведомства, компетенция которого будет преобладающей в проведении конкретной контртеррористической операции. В случае изменения характера террористической акции руководитель контртеррористической операции может быть заменен в соответствии с решением председателя соответствующей межведомственной антитеррористической комиссии.

      4. Порядок деятельности оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией определяется положением, утверждаемым председателем соответствующей межведомственной антитеррористической комиссии. Положение об оперативном штабе по управлению контртеррористической операцией разрабатывается на основании типового положения, утвержденного федеральной антитеррористической комиссией.

      Статья 11. Силы и средства для проведения контртеррористической операции

      Для проведения контртеррористической операции оперативный штаб по управлению контртеррористической операцией имеет право привлекать необходимые силы и средства тех федеральных органов исполнительной власти, которые принимают участие в борьбе с терроризмом в соответствии со статьей 6 настоящего Федерального закона. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации выделяют необходимые для проведения контртеррористической операции оружие и специальные средства, транспортные средства и средства связи, иные материально — технические средства.

      Статья 12. Руководство контртеррористической операцией

      1. Все военнослужащие, сотрудники и специалисты, привлекаемые к проведению контртеррористической операции, с момента начала указанной операции подчиняются руководителю оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией.

      2. В зависимости от масштаба и степени общественной опасности, от ожидаемых негативных последствий террористической акции руководителем контртеррористической операции может быть назначен представитель федеральной антитеррористической комиссии. В соответствии с решением Президента Российской Федерации руководителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией может быть назначен руководитель федерального органа исполнительной власти.

      3. Руководитель оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией определяет границы зоны проведения контртеррористической операции, принимает решение об использовании привлекаемых для проведения указанной операции сил и средств.

      Вмешательство любого другого лица независимо от занимаемой должности в оперативное руководство контртеррористической операцией не допускается.

      Статья 13. Правовой режим в зоне проведения контртеррористической операции

      1. В зоне проведения контртеррористической операции лица, проводящие указанную операцию, имеют право:

      1) принимать при необходимости меры по временному ограничению или запрещению движения транспортных средств и пешеходов на улицах и дорогах, по недопущению транспортных средств, в том числе транспортных средств дипломатических представительств и консульских учреждений, и граждан на отдельные участки местности и объекты либо по удалению граждан с отдельных участков местности и объектов, а также по отбуксировке транспортных средств;

      2) проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие их личность, а в случае отсутствия таких документов задерживать указанных лиц для установления личности;

      3) задерживать и доставлять в органы внутренних дел Российской Федерации лиц, совершивших или совершающих правонарушения либо иные действия, направленные на воспрепятствование законным требованиям лиц, проводящих контртеррористическую операцию, а также действия, связанные с несанкционированным проникновением или попыткой проникновения в зону проведения контртеррористической операции;

      4) беспрепятственно входить (проникать) в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения и на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения организаций независимо от форм собственности, в транспортные средства при пресечении террористической акции, при преследовании лиц, подозреваемых в совершении террористической акции, если промедление может создать реальную угрозу жизни и здоровью людей;

      5) производить при проходе (проезде) в зону проведения контртеррористической операции и при выходе (выезде) из указанной зоны личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей, досмотр транспортных средств и провозимых на них вещей, в том числе с применением технических средств;

      6) использовать в служебных целях средства связи, включая специальные, принадлежащие гражданам и организациям независимо от форм собственности;

      7) использовать в служебных целях транспортные средства, принадлежащие организациям независимо от форм собственности, за исключением транспортных средств дипломатических, консульских и иных представительств иностранных государств и международных организаций, а в неотложных случаях и гражданам, для предотвращения террористической акции, для преследования и задержания лиц, совершивших террористическую акцию, или для доставления лиц, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в лечебное учреждение, а также для проезда к месту происшествия.

      2. В зоне проведения контртеррористической операции деятельность работников средств массовой информации регулируется руководителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией, если иное не предусмотрено федеральным законом.

      Статья 14. Ведение переговоров с террористами

      1. При проведении контртеррористической операции в целях сохранения жизни и здоровья людей, материальных ценностей, а также изучения возможности пресечения террористической акции без применения силы допускается ведение переговоров с террористами. К ведению переговоров с террористами допускаются только лица, специально уполномоченные на то руководителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией.

      2. При ведении переговоров с террористами в качестве условия прекращения ими террористической акции не должны рассматриваться вопросы о выдаче террористам каких бы то ни было лиц, передаче им оружия и иных средств и предметов, применение которых может создать угрозу жизни и здоровью людей, а также вопрос о выполнении политических требований террористов.

      3. Ведение переговоров с террористами не может служить основанием или условием их освобождения от ответственности за совершенные деяния.

      Статья 15. Информирование общественности о террористической акции

      1. При проведении контртеррористической операции информирование общественности о террористической акции осуществляется в формах и объеме, определяемых руководителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией или представителем указанного штаба, ответственным за поддержание связи с общественностью.

      2. Не допускается распространение информации:

      1) раскрывающей специальные технические приемы и тактику проведения контртеррористической операции;

      2) способной затруднить проведение контртеррористической операции и создать угрозу жизни и здоровью людей, оказавшихся в зоне проведения контртеррористической операции или находящихся за пределами указанной зоны;

      3) служащей пропаганде или оправданию терроризма и экстремизма;

      4) о сотрудниках специальных подразделений, членах оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией при ее проведении, а также о лицах, оказывающих содействие в проведении указанной операции.

      Статья 16. Окончание контртеррористической операции

      1. Контртеррористическая операция считается оконченной, когда террористическая акция пресечена (прекращена) и ликвидирована угроза жизни и здоровью людей, находящихся в зоне проведения контртеррористической операции.

      2. Решение об объявлении контртеррористической операции оконченной принимает руководитель оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией.

      Глава IV. ВОЗМЕЩЕНИЕ ВРЕДА, ПРИЧИНЕННОГО В РЕЗУЛЬТАТЕ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ АКЦИИ, И СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ЛИЦ, ПОСТРАДАВШИХ В РЕЗУЛЬТАТЕ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ АКЦИИ

      Статья 17. Возмещение вреда, причиненного в результате террористической акции

      1. Возмещение вреда, причиненного в результате террористической акции, производится за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, на территории которого совершена эта террористическая акция, с последующим взысканием сумм этого возмещения с причинителя вреда в порядке, установленном гражданско-процессуальным законодательством.

      2. Возмещение вреда, причиненного в результате террористической акции, совершенной на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, а также возмещение ущерба, причиненного одному субъекту Российской Федерации и превышающего возможности компенсации из бюджета данного субъекта Российской Федерации, производится за счет средств федерального бюджета с последующим взысканием сумм этого возмещения с причинителя вреда в порядке, установленном гражданско-процессуальным законодательством.

      3. Возмещение вреда, причиненного иностранным гражданам в результате террористической акции, совершенной на территории Российской Федерации, производится за счет средств федерального бюджета с последующим взысканием сумм этого возмещения с причинителя вреда.

      4. Возмещение вреда, причиненного организации в результате террористической акции, производится в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации.

      Статья 18. Социальная реабилитация лиц, пострадавших в результате террористической акции

      1. Социальная реабилитация лиц, пострадавших в результате террористической акции, проводится в целях их возвращения к нормальной жизни, включает в себя правовую помощь указанным лицам, их психологическую, медицинскую, профессиональную реабилитацию, трудоустройство вплоть до восстановления на работе, предоставление им жилья.

      2. Социальная реабилитация лиц, пострадавших в результате террористической акции, а также лиц, перечисленных в статье 19 настоящего Федерального закона, производится за счет средств федерального бюджета и средств бюджета субъекта Российской Федерации, на территории которого совершена эта террористическая акция.

      3. Порядок осуществления социальной реабилитации лиц, пострадавших от террористической акции, определяется Правительством Российской Федерации.

      Глава V. ПРАВОВАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ЛИЦ, УЧАСТВУЮЩИХ В БОРЬБЕ С ТЕРРОРИЗМОМ

      Статья 19. Лица, участвующие в борьбе с терроризмом, подлежащие правовой и социальной защите

      1. Лица, участвующие в борьбе с терроризмом, находятся под защитой государства. Правовой и социальной защите подлежат:

      1) военнослужащие, сотрудники и специалисты федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, непосредственно участвующие (участвовавшие) в борьбе с терроризмом;

      2) лица, содействующие на постоянной или временной основе государственным органам, осуществляющим борьбу с преступностью, в предупреждении, выявлении, пресечении террористической деятельности и минимизации ее последствий;

      3) члены семей лиц, перечисленных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, если необходимость в обеспечении их защиты вызвана участием перечисленных лиц в борьбе с терроризмом.

      2. Социальная защита лиц, привлекаемых к борьбе с терроризмом, осуществляется с учетом правового статуса таких лиц, устанавливаемого федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации.

      Статья 20. Возмещение вреда лицам, участвующим в борьбе с терроризмом

      1. Вред, причиненный здоровью или имуществу лиц, перечисленных в статье 19 настоящего Федерального закона, в связи с их участием в борьбе с терроризмом, возмещается в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.

      2. В случае гибели лица, принимавшего участие в борьбе с терроризмом, при проведении контртеррористической операции членам семьи погибшего и лицам, находящимся на его иждивении, выплачивается единовременное пособие в размере тысячи минимальных размеров оплаты труда, назначается пенсия по случаю потери кормильца, а также сохраняются льготы на получение жилья, оплату жилищно-коммунальных услуг, если такие льготы имелись у погибшего.

      3. В случае, если лицо, принимавшее участие в борьбе с терроризмом, при проведении контртеррористической операции получило увечье, повлекшее за собой наступление инвалидности, этому лицу за счет средств федерального бюджета выплачивается единовременное пособие в размере пятисот минимальных размеров оплаты труда и назначается пенсия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

      4. В случае, если лицо, принимавшее участие в борьбе с терроризмом, при проведении контртеррористической операции получило ранение, не повлекшее за собой наступление инвалидности, этому лицу выплачивается единовременное пособие в размере ста минимальных размеров оплаты труда.

      Статья 21. Освобождение от ответственности за причинение вреда

      При проведении контртеррористической операции на основании и в пределах, которые установлены законом, допускается вынужденное причинение вреда жизни, здоровью и имуществу террористов, а также иным правоохраняемым интересам. При этом военнослужащие, специалисты и другие лица, участвующие в борьбе с терроризмом, освобождаются от ответственности за вред, причиненный при проведении контртеррористической операции, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

      Статья 22. Льготное исчисление выслуги лет

      Военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, проходящим (проходившим) службу в подразделениях, непосредственно осуществляющих (осуществлявших) борьбу с терроризмом, в выслугу лет для назначения пенсий засчитывается один день службы за полтора дня, а во время участия в проведении контртеррористической операции — один день службы за три дня (если законодательством Российской Федерации не предусматривается более льготное исчисление выслуги лет).

      Глава VI. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА УЧАСТИЕ В ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

      Статья 23. Ответственность за участие в террористической деятельности

      Лица, виновные в террористической деятельности, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

      Статья 24. Особенности уголовного и гражданского судопроизводства по делам о террористической деятельности

      Дела о преступлениях террористического характера, а также дела о возмещении вреда, причиненного в результате террористической акции, по решению суда могут рассматриваться в закрытых судебных заседаниях с соблюдением всех правил судопроизводства.

      Статья 25. Ответственность организации за террористическую деятельность

      1. Организация признается террористической и подлежит ликвидации на основании решения суда. При ликвидации организации, признанной террористической, принадлежащее ей имущество конфискуется и обращается в доход государства.

      2. В случае признания судом Российской Федерации международной организации (ее отделения, филиала, представительства), зарегистрированной за пределами Российской Федерации, террористической запрещается деятельность данной организации на территории Российской Федерации, ее российское отделение (филиал, представительство) ликвидируется, а принадлежащее ему имущество и имущество указанной международной организации, находящиеся на территории Российской Федерации, конфискуются и обращаются в доход государства.

      3. Заявление о привлечении организации к ответственности за террористическую деятельность направляется в суд Генеральным прокурором Российской Федерации или подчиненными ему прокурорами.

      Глава VII. КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА ЗАКОННОСТЬЮ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ БОРЬБЫ С ТЕРРОРИЗМОМ

      Статья 26. Контроль за осуществлением борьбы с терроризмом

      Контроль за осуществлением борьбы с терроризмом в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации.

      Статья 27. Надзор за законностью осуществления борьбы с терроризмом

      1. Надзор за исполнением законов при осуществлении борьбы с терроризмом осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.

      2. Прокуратура Российской Федерации в пределах своей компетенции также осуществляет мероприятия по предупреждению террористической деятельности, в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации проводит предварительное расследование, осуществляет надзор за расследованием уголовных дел, связанных с террористической деятельностью, поддерживает в судах государственное обвинение по таким делам, а также принимает иные меры в соответствии с законодательством Российской Федерации.

      Глава VIII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

      Статья 28. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

      Федеральные законы и иные нормативные правовые акты подлежат приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом в трехмесячный срок со дня вступления его в силу.

      Статья 29. Вступление настоящего Федерального закона в силу

      Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

      www.mid.ru