Проведение экспертизы в рб

Управление Государственного комитета судебных
экспертиз Республики Беларусь по Могилевской области

Аб`ектыўнасць. Гонар. Айчына.

Проект Закона Республики Беларусь

ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

О судебно-экспертной деятельности

Принят Палатой представителей

Одобрен Советом Республики

Настоящий Закон определяет организационную и правовую основы судебно-экспертной деятельности в Республике Беларусь и направлен на регулирование отношений, возникающих при организации и проведении судебной экспертизы.

Статья 1. Основные термины и их определения, применяемые в настоящем Законе

В настоящем Законе применяются следующие основные термины и их определения:

заключение эксперта (экспертов) — процессуальный документ,удостоверяющий факт, ход и результаты судебно-экспертных исследований (далее — экспертных исследований), проведенных экспертом (экспертами);

образцы для сравнительного экспертного исследования — объекты, отображающие свойства или особенности физического лица, животного, трупа, предмета, материала или вещества,необходимые эксперту для проведения экспертизы (далее — образцы для сравнительного экспертного исследования);

орган (лицо),назначивший судебную экспертизу – следователь, дознаватель, прокурор, суд(судья), должностное органа, ведущего административный процесс, иное должностное лицо, назначившее в установленном порядке судебную экспертизу (далее – орган (лицо), назначивший экспертизу);

руководитель экспертного учреждения — директор (начальник)государственного экспертного учреждения, начальник (заведующий) подразделения,руководитель организации, не являющейся государственным экспертным учреждением;

судебная экспертиза — процессуальное действие, осуществляемое экспертом (экспертами) по постановлению (определению) органа (лица),назначившего экспертизу, и состоящее в проведении экспертного исследования и даче заключения эксперта на основе специальных знаний в науке, технике,искусстве, ремесле и (или) иных сферахдеятельности в целях установления фактических данных и (или) обстоятельств,имеющих значение для разрешения уголовных и гражданских дел, хозяйственных(экономических) споров и дел об административных правонарушениях (далее -экспертиза);

судебный эксперт — лицо,обладающее специальными знаниями в области науки, искусства, техники, ремесла и иных сферах деятельности, необходимыми для дачи заключения, наделенное в порядке,установленном законодательством Республики Беларусь, полномочиями на проведение экспертизы и назначенное в порядке, установленном процессуальным законодательством Республики Беларусь(далее — эксперт);

судебно-экспертная деятельность—деятельность по организации и проведению экспертиз субъектами судебно-экспертной деятельности, по подготовке и аттестации судебных экспертов (далее — экспертная деятельность);

судебно-экспертное учреждение — организация, созданная в порядке,установленном законодательными актами, для осуществления экспертной деятельности, а также ее подразделения (далее — экспертное учреждение).

Статья 2. Законодательство обэкспертной деятельности

Законодательство об экспертной деятельности основывается на Конституции Республики Беларусь, процессуальных кодексах Республики Беларусь и иных актовзаконодательства, а также подписанных Республикой Беларусь международных договоров.

Если международным договором, ратифицированным РеспубликойБеларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящемЗаконе, то применяются правила международного договора.

Статья 3. Задачи экспертной деятельности

Задачей экспертной деятельности является оказание содействия органу(лицу), назначившему экспертизу, иным участникам уголовного, гражданского,хозяйственного или административного процесса (далее – участники процесса) в установлении фактических данных и (или) обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела (спора), посредством дачи заключений экспертов по вопросам,требующим специальных знаний в науке, технике, искусстве, ремесле или иных сферах деятельности.

Статья 4. Принципы экспертной деятельности

Экспертная деятельность основывается на принципах:

законности,означающей точное соблюдение требований Конституции Республики Беларусь ииных актов законодательства;

соблюдения прав, свобод и законных интересов физических лиц, а также прав и законных интересов юридических лиц;

независимости эксперта, означающей, что эксперт не может находиться в какой-либо зависимости от органа или лица, назначившего судебную экспертизу, сторон и других лиц, заинтересованных в исходе дела;

объективности,всесторонности и полноты экспертизы, означающей, что эксперт в пределах своей компетенции проводит экспертные исследования объективно, всесторонне и в полном объеме.

Заключение эксперта должно основываться на достижениях науки и техники, а также экспертной практики.

СУБЪЕКТЫ ЭКСПЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья 5.Субъекты экспертной деятельности

Субъектами экспертной деятельности являются:

орган(лицо), назначивший экспертизу;

государственные экспертные учреждения и экспертные подразделения республиканских органов государственного управления;

негосударственные организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие судебно-экспертную деятельность;

Статья 6. Орган (лицо), назначивший экспертизу

Органами (лицами), имеющими право назначатьэкспертизы, являются:

суд, судья –в уголовном, гражданском, хозяйственном и административном процессах;

дознаватель, следователь, прокурор – в уголовном процессе;

должностное лицо органа, ведущего административный процесс – в административном процессе.

Статья 7. Государственные экспертные учреждения и экспертные подразделения республиканских органов государственного управления

К государственным экспертным учреждениям относятся государственные судебно-экспертные учреждения:

Государственное учреждение «Центр судебныхэкспертиз и криминалистики Министерства юстиции Республики Беларусь»;

Государственный экспертно-криминалистическийЦентр Министерства внутренних дел, экспертно-криминалистические подразделенияглавного управления внутренних дел Минского горисполкома, управлений внутреннихдел облисполкомов, управления внутренних дел на транспорте, управлений,отделов, отделений внутренних дел в городах, районах, районах в городах, натранспорте;

Государственная служба медицинских судебныхэкспертиз;

Таможенные лаборатории Государственноготаможенного комитета Республики Беларусь;

«80-я Центральная судебно-медицинская лаборатория Министерства обороны РеспубликиБеларусь»;

Учреждение«НИИ пожарной безопасности и проблем чрезвычайных ситуаций Министерства почрезвычайным ситуациям Республики Беларусь», научно-практические центрыучреждений Брестского, Витебского, Гомельского, Гродненского, Минского,Могилевского областных, Минского городского управлений Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь;

Центрспециальных технических средств и криминалистических исследований Комитета государственной безопасностиРеспублики Беларусь;

Экспертно-криминалистическаялаборатория Государственного пограничного комитета Республики Беларусь.

Статья 8. Негосударственные организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие судебно- экспертную деятельность

К негосударственным организациям относятся юридическиелица, зарегистрированные в РеспубликеБеларусь, получившие лицензию (специальное разрешение) Министерства юстицииРеспублики Беларусь на оказание юридических услуг с составляющей судебно-экспертнаядеятельность, в штате которой должнобыть не менее двух работников, имеющихсвидетельства о присвоении квалификациисудебного эксперта по одному виду (подвиду) c удебной экспертизы, выданных Министерством юстиции Республики Беларусь.

К индивидуальным предпринимателям относятся физическиелица, зарегистрированные в Республике Беларусь, имеющие свидетельство о присвоении квалификации судебного экспертапо одному виду (подвиду) c удебной экспертизы, и лицензию (специальноеразрешение) на оказание юридических услуг с составляющей судебно-экспертнаядеятельность, выданные Министерством юстиции Республики Беларусь.

Статья 9. Судебные эксперты

К судебнымэкспертам относятся:

судебныеэксперты государственных экспертных учреждений, перечисленные в статье 7настоящего Закона, которым поручено проведение судебных экспертиз органом(лицом), назначившим экспертизу;

работникинегосударственных организаций, осуществляющих судебно–экспертную деятельность,имеющие свидетельства о присвоенииквалификации судебного эксперта, которым поручено проведение судебных экспертизорганом (лицом), назначившим экспертизу;

индивидуальныепредприниматели, имеющие свидетельство оприсвоении квалификации судебного эксперта, которым поручено проведениесудебных экспертиз органом (лицом), назначившим экспертизу;

Статья 10. Квалификационные требования,предъявляемые к эксперту

К квалификационным требованиям, предъявляемым кэкспертам государственных экспертных учреждений, относятся: высшее образование попрофильной специальности, наличие квалификации судебного эксперта поопределенному виду судебных экспертиз.

Порядок аттестации судебных экспертов, по результатам которой присваиваетсяквалификация эксперта в определенных видах экспертных исследований,определяется республиканскими органамигосударственного управления, к сфереуправления которых относятся государственные экспертные учреждения и экспертныеподразделения.

Квалификационные требования, предъявляемые к экспертам негосударственных организаций, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим судебно-экспертнуюдеятельность, устанавливаютсянормативно-правовыми актами Министерства юстиции Республики Беларусь.

C татья 11. Лица,которые не могут быть судебными экспертами

Судебными экспертами в государственном экспертномучреждении не может являться лицо, имеющее непогашенную или неснятую судимость,состоящее на учете в психоневрологическом и наркологическом диспансерах.

Статья 12. Порядок и условия выдачи, отказа в выдаче лицензии на осуществление судебно-экспертной деятельности

Право на получение лицензии на осуществление судебно–экспертной деятельности имеют юридические лица Республики Беларусь ииндивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь.

Порядок и условия выдачи, отказа в выдаче лицензии на осуществление судебно-экспертной деятельностиустанавливается законодательными актами Республики Беларусь.

Решение о выдаче (отказе в выдаче)лицензии, внесении в нее изменений и (или) дополнений, приостановлении,возобновлении, продлении срока действия лицензии, прекращении ее действия,аннулировании лицензии принимается Министерством юстиции Республики Беларусь.

Статья 13.Реестр методик судебных экспертиз

Ведение Реестра методик судебных экспертиз, их разработка,апробирование, внедрение в экспертнуюпрактику осуществляются в порядкеустановленном межведомственным научно-методическим советом в области судебнойэкспертизы при Межведомственной комиссии по вопросам судебно – экспертнойдеятельности при Совете Безопасности Республики Беларусь.

ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ЭКСПЕРТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И ЭКСПЕРТА

Статья 14. Права руководителя экспертного учреждения

Руководитель экспертного учреждения вправе:

возвратить без исполнения постановление (определение)о назначении экспертизы, а также объекты экспертных исследований и материалыдела, представленные для ее проведения, уведомив об этом в письменной формеорган (лицо), назначивший экспертизу, в срок не позднее трех рабочих дней со дня поступления постановления (определения) вслучае, если проведение экспертизы в экспертном учреждении не предусмотрено,либо экспертное учреждение не располагает соответствующими специалистами и(или) оборудованием;

ходатайствовать перед органом (лицом), назначившим экспертизу, овключении в состав комиссии экспертов иных субъектов экспертной деятельности,если их специальные знания необходимы для дачи заключения;

передавать в установленном порядке часть прав и обязанностей,связанных с организацией и проведением экспертизы, своему заместителю(заместителям), руководителям подразделений экспертного учреждения, которое онвозглавляет;

привлекать внештатных экспертовк выполнению экспертиз;

требовать от органа (лица), назначившего экспертизу, возмещениярасходов, связанных с:

хранением объектов экспертных исследований в экспертном учреждениипосле окончания экспертизы;

транспортировкой объектов экспертных исследований после проведенияэкспертизы, за исключением почтовых расходов;

ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций, возникших в результатепоступления в экспертное учреждение объектов экспертных исследований, еслиорган (лицо), назначивший экспертизу, несообщил руководителю экспертного учреждения об известных ему специальныхправилах обращения с указанными объектами или эти объекты не были надлежащимобразом упакованы и снабжены соответствующей предупредительной надписью.

Руководитель экспертного учреждения имеет иные права, установленныезаконодательством.

Статья 15. Обязанности руководителя экспертного учреждения

Руководитель экспертного учреждения обязан:

организовать проведение экспертиз в экспертном учреждении всоответствии с требованиями настоящего Закона и иным законодательством;

поручить после получения постановления (определения) о назначенииэкспертизы ее проведение эксперту либо комиссии экспертов экспертногоучреждения, которые обладают специальными знаниями в объеме, требуемом дляответов на поставленные вопросы;

разъяснить эксперту его права и обязанности;

предупредить эксперта об ответственности за дачу заведомо ложногозаключения, а также за отказ или уклонение без уважительных причин отисполнения возложенных на него обязанностей, взять у него соответствующуюподписку и направить ее вместе с заключением эксперта органу (лицу),назначившему экспертизу;

обеспечить соблюдение сроков проведения экспертизы, полнотой и качеством проведенныхэкспертных исследований, не нарушая принцип независимости эксперта;

информировать орган (лицо), назначивший экспертизу с использованием телефонной связи , о еезавершении , в случаях, если объектыэкспертных исследований в силу их громоздкости или иных причин не могут направлятьсяпочтовой связью ;

направить в срок не позднее трех рабочих дней после составлениязаключения эксперта органу (лицу), назначившему экспертизу, заключение либосообщение о невозможности дачи заключения, объекты экспертных исследований иматериалы дел. Если объекты экспертных исследований в силу их громоздкости или иных причинне могут направляться почтовой связью, получение заключения либо сообщения оневозможности дачи заключения, материалов дела и данных объектов в экспертномучреждении обеспечивается органом (лицом), назначившим экспертизу ;

обеспечить условия, необходимые для сохранения конфиденциальностиэкспертных исследований, их результатов и материалов дела;

рассмотретьходатайство эксперта, которому поручено проведение экспертизы, о привлечении кее проведению других экспертов экспертного учреждения и иных субъектовэкспертной деятельности, если их специальные знания необходимы для дачизаключения эксперта.

Руководитель экспертного учреждения для проведения экспертныхисследований обязан принять меры пообеспечению :

подбору, подготовке и переподготовке кадров;

оборудованием, приборами, материалами и средствами информационногообеспечения, необходимыми для всестороннего и полного проведения экспертныхисследований при проведении экспертиз;

разработки, апробации ивнедрения в практику новых видов и методов экспертных исследований;

сотрудничества впределах своей компетенции с субъектамисудебно–экспертной деятельности Республики Беларусь и других государств;

соблюдения правил техники безопасности и производственной санитарии;

сохранности представленных объектов экспертных исследований;

организации охраны экспертных учреждений и подразделений.

Руководитель экспертного учреждения имеет иные обязанности,установленные законодательством.

Руководитель экспертногоучреждения не вправе:

давать эксперту указания, предопределяющиесодержание выводов по конкретнойэкспертизе;

разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с организациейи проведением экспертизы, если об этом онбыл предупрежден с письменном оформлением соответствующей подписки в порядке, установленномзаконодательными актами .

Статья 16. Права эксперта

знакомиться с материалами, относящимися к предмету экспертизы, ивыписывать из них необходимые сведения;

заявлятьходатайство перед органом (лицом), назначившим экспертизу, о представлении ему дополнительных материалов, необходимыхдля дачи заключения эксперта;

заявлять ходатайство перед руководителем экспертного учреждения опривлечении к проведению экспертизы других экспертов экспертного учреждения и иныхсубъектов экспертной деятельности, если их специальные знания необходимы длядачи заключения эксперта;

с разрешения органа (лица), ведущего соответствующий процесс,участвовать в проведении процессуальных действий, задавать участникампроцессуальных действий вопросы, относящиеся к предмету экспертизы;

знакомитьсяс протоколом следственного или иного процессуального действия, в котором онучаствовал, а также в соответствующей части – с протоколом судебного заседанияи делать подлежащие занесению в протокол следственного или иногопроцессуального действия, судебного заседания замечания относительно полноты иправильности записи его действий и заключения эксперта;

группироватьпоставленные перед ним вопросы, не изменяя их формулировки, излагать их впоследовательности, обеспечивающей обоснованный порядок проведения экспертного исследования, а принеобходимости обращаться к органу (лицу), назначившему экспертизу, за разъяснением их содержания;

заявлятьходатайство перед органом (лицом), назначившим экспертизу, об измененииформулировки поставленного перед ним вопроса с учетом использования применяемыхв данной сфере деятельности специальных терминов и понятий;

даватьзаключения, как по поставленным вопросам, так и по входящим в его компетенциюобстоятельствам, выявившимся при проведении экспертизы;

самостоятельновыбирать методы и методики проведения экспертизы;

заявлятьходатайство перед органом (лицом), назначившим экспертизу, о принятии мер по обеспечению его безопасности, безопасностичленов его семьи, близких родственников и иных лиц, которых он обоснованносчитает близкими, а также имущества;

пользоваться бесплатной помощью переводчика;

получать возмещение расходов, понесенных при проведении экспертизы;

подавать в порядке, установленном законодательством, жалобы на действия (бездействие) и (или)решения руководителя экспертного учреждения, органа (лица), назначившегоэкспертизу, ограничивающие его права при проведении экспертизы.

Экспертимеет иные права, установленные процессуальным законодательством.

Статья 17. Обязанности эксперта

приступить к проведению экспертизы по поручению руководителясоответствующего экспертного учреждения. Индивидуальный предприниматель,которому поручено проведение экспертизы,приступает к ее проведению на основании постановления (определения) органа (лица), назначившего экспертизу,который удостоверяет их личность, специальность, выясняет возможные основания для их отвода, разъясняет права и обязанности эксперта, предупреждаетоб ответственности за дачу заведомо ложного заключения, за отказ либо уклонениебез уважительных причин от исполнения возложенных на них обязанностей;

провести полное экспертное исследованиепредставленных ему объектов экспертных исследований и своевременно дать обоснованное и объективное заключение попоставленным перед ним вопросам либо составить мотивированное сообщение о невозможности дачи заключения, еслипоставленные вопросы выходят за пределы специальных знаний эксперта, объектыэкспертных исследований непригодны или недостаточны для проведения экспертныхисследований и дачи заключения и эксперту отказано в их дополнении либо состояние науки и экспертной практики непозволяет ответить на поставленные вопросы. Индивидуальный предприниматель,которым поручено проведение экспертизы, обязан направить в срок не позднее трехрабочих дней после составления заключения эксперта органу (лицу), назначившемуэкспертизу, заключение, объекты экспертных исследований и материалы дела. Если объекты экспертных исследований в силу ихгромоздкости или иных причин не могут направляться почтовой связью, получениезаключения либо сообщения о невозможности дачи заключения, материалов дела иданных объектов у индивидуального предпринимателя или иного лица, которым поручено проведение экспертизы, обеспечивается органом(лицом), назначившим экспертизу ;

не разглашать сведения, которые стали ему известны всвязи с проведением экспертизы;

принимать меры к сохранению представленных дляпроведения экспертизы объектовэкспертных исследований, не допускать их порчи, повреждения, если это невызывается характером исследования;

оказывать содействие органу,назначающему экспертизу, в формулировании вопросов, ответить на которые ондолжен в заключении;

заявить ходатайство перед органом (лицом),назначившим экспертизу, о даче разрешения на применение методов экспертногоисследования, которые могут повлечь за собой полное или частичное уничтожениеобъектов экспертных исследований либо изменение их внешнего вида или основныхсвойств, в случае если это необходимодля проведения экспертных исследований и дачи заключения эксперта;

совещаться сиными экспертами, если экспертиза проводится комиссионно.

Эксперт имеет иные обязанности, установленные процессуальным законодательством.

Эксперт не вправе:

самостоятельно собирать материалы для экспертного исследования;

проводить экспертные исследования, которые могутповлечь за собой полное или частичное уничтожение объектов экспертныхисследований либо изменение их внешнего вида или основных свойств, если на этоне было дано специальное разрешение органа (лица), назначившего экспертизу.

помимо органа (лица), ведущего соответствующий процесс, вести переговорыс участниками этого процесса по вопросам, связанным с проведением экспертизы;

принимать поручения о проведении экспертизы непосредственно от иных органов или лиц, за исключениемруководителя соответствующего экспертного учреждения.

разрешать вопросы, касающиесяправовой оценки предоставленных ему доказательств.

Эксперт государственногоэкспертного учреждения не вправе осуществлять судебно–экспертную деятельность в качественегосударственного эксперта.

Статья 18. Ответственность руководителя экспертного уч реждения и эксперта

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязанностейруководитель экспертного учреждения, эксперт несут ответственность всоответствии с законодательными актами.

Статья 19. Перечень экспертиз, производство которых осуществляется в государственных экспертных учреждениях

Исключительнов государственных экспертных учреждениях проводятся судебные экспертизы по установлению возраста,причин смерти человека, тяжестипричиненных ему телесных повреждений, степени утраты трудоспособности,судебно-психиатрические, судебно-психологические, экспертизы оценки качествамедицинской помощи и иные судебно-медицинские экспертизы по уголовным игражданским делам, экспертизы размера причиненного вреда по уголовным деламнеобходимо проводить в государственных экспертных учреждениях.

Статья 20. Основания для проведения экспертизы

Основанием для проведения экспертизы является постановление(определение) органа (лица), назначившего экспертизу.

Статья 21. Объекты экспертных исследований

Объектами экспертных исследований являются физические лица, животные,трупы и их части, вещественные доказательства, образцы для сравнительногоэкспертного исследования, а также материалы дел и иные материалы по которым проводится экспертиза.

Объекты экспертных исследований, за исключением физических лиц,животных, и материалов дел с разрешения органа (лица), назначившего экспертизу,при проведении экспертных исследований могут быть полностью или частичноуничтожены или повреждены или использованы только в той мере, в какой этонеобходимо для проведения экспертных исследований и дачи заключенияэксперта. В случае повреждения илиутраты в ходе экспертного исследования объектов экспертных исследований ущерб,причиненный в результате этого, подлежит возмещению собственнику имущества всоответствии с законодательными актами.

Орган (лицо), назначивший экспертизу, представляет эксперту объектыэкспертных исследований, необходимые для проведения экспертизы. Объекты,обращение с которыми требует соблюденияспециальных правил и (или) мер предосторожности, должны находиться в состоянии, исключающемвозникновение при их транспортировке и хранении чрезвычайных ситуаций, бытьнадлежащим образом упакованы, опечатаныза подписью следователя или иных лиц, снабжены соответствующей пояснительной надписью.

При невозможности предоставления объекта экспертных исследований вэкспертное учреждение либо эксперту орган (лицо), назначивший экспертизу, вустановленном законом порядке обязывает участников процесса обеспечить экспертубеспрепятственный доступ к объекту и возможность его исследования.

В случае необходимости получение образцов длясравнительного экспертного исследования осуществляется органом (лицом),назначившим экспертизу в порядке, установленном законодательными актами. Приполучении образцов для сравнительного исследования не должны применятьсяметоды, опасные для жизни и здоровья человека или унижающие его честь идостоинство.

Если получение образцов для сравнительногоэкспертного исследования является частью экспертных исследований, онопроводится экспертом. В таком случае сведения об этом действии эксперт отражаетв своем заключении.

Статья 22. Порядок проведенияэкспертизы

Проведение экспертизы поручается субъектам экспертной деятельности,указанным в абзацах третьем-пятом статьи 5 настоящего Закона.

Порядок проведения экспертизы устанавливается настоящим законом ипроцессуальными кодексами.

Статья 23. Присутствие участников процесса при проведении экспертизы

При проведении экспертизы могут присутствовать участники процесса,которым такое право предоставлено соответствующим процессуальнымзаконодательством.

Участники процесса,присутствующие при проведении экспертизы, не вправе вмешиваться в ходэкспертных исследований, но могут давать необходимые пояснения.

Если участник процесса, присутствующий при проведении экспертизы,своими действиями затрудняет проведение экспертизы, то эксперт вправеприостановить проведение экспертных исследований и ходатайствовать передорганом (лицом), назначившим экспертизу, об исключении указанного участникапроцесса из числа лиц, которым органом (лицом), назначившим экспертизу, былоразрешено присутствовать при еепроведении.

При проведении экспертных исследований, сопровождающихся обнажениемтела, присутствуют лица только того же пола, что и лицо, в отношении которогопроводится экспертиза. Данное ограничение не распространяется на экспертов,участвующих в проведении указанных экспертных исследований, а также иных медицинских работников и прочийперсонал, оказывающий помощь эксперту (экспертам) в силу служебных обязанностей .

При составлении экспертом (экспертами) заключения, а также на стадиисовещания экспертов и формулирования выводов, если проводится комиссионная иликомплексная экспертиза, присутствие участников процесса не допускается.

Неявка участника процесса,которому органом (лицом), назначившим экспертизу, было разрешено присутствоватьпри ее проведении, не является основанием для ее приостановления.

Присоставлении экспертом (экспертами) заключения присутствие участников процессане допускается.

Статья 24. Срок проведения экспертизы

Срокпроведения экспертизы не должен превышать 30 календарных дней, если иной срок письменно не согласован с органом,ведущим процесс .

Срок проведения экспертизыисчисляется со дня, следующего за днем поступления постановления (определения)о назначении экспертизы, объектовэкспертного исследования и (или) материалов дела, и истекает в день составлениязаключения эксперта либо сообщения о невозможности дачи заключения.

Срок проведения экспертизы приостанавливается призаявлении экспертом ходатайств передорганом (лицом), назначившим экспертизу,о:

предоставлениидополнительных материалов, необходимыхдля дачи заключения эксперта;

внесении сумм для оплаты расходов по производствуэкспертиз по гражданским делам и хозяйственным спорам;

даче разрешения на применение методов экспертногоисследования, которые могут повлечь за собой полное или частичное уничтожениеобъектов экспертного исследования либо изменение их внешнего вида или основныхсвойств, со дня их отправки и возобновляется послепоступления ответа на ходатайства;

о необходимости привлечения специалистов иныхорганизаций.

Статья 25. Заключение эксперта(экспертов)

На основании проведенных экспертных исследований сучетом их результатов эксперт от своегоимени или комиссия экспертов составляютзаключение и подписывают его. Подпись эксперта (экспертов) удостоверяетсяпечатью экспертного учреждения (за исключением случаев проведения экспертизы вне экспертного учреждения),индивидуального предпринимателя. Заключение эксперта (экспертов) дается в письменной форме и состоит изтрех частей: вводной, исследовательской части и выводов.

Во вводной части заключении эксперта (экспертов)указывается:

наименование экспертизы, время и место проведения экспертизы;

основания проведения экспертизы;

сведения об органе (лице), назначившем экспертизу;

сведения об экспертном учреждении, об эксперте(экспертах) (фамилия, инициалы, образование, специальность, стаж работы, ученаястепень и ученое звание, занимаемая должность, иные сведения), которому(которым) поручено проведение экспертизы;

вопросы, поставленные перед экспертом (экспертами);

объекты экспертных исследований и материалы дела, представленныеэксперту для проведения экспертизы, дата их поступления;

сведения об участниках процесса, присутствовавших припроведении экспертизы;

ходатайства эксперта с указанием даты их заявления иполучения ответов, результатов их рассмотрения.

В исследовательской части описывается процессисследования и его результаты, дается научное обоснование установленным фактам.Описание должно соответствовать решаемым вопросам по своей структуре.

Выводы излагаются в виде ответов на поставленныевопросы.

На каждый из поставленных вопросов дается ответ посуществу либо указывается на невозможность его разрешения.

К заключению эксперта (экспертов) должны бытьприложены оставшиеся после исследования объекты экспертных исследований (за исключением физических лиц и трупов) , а также фотографии, схемы,графики, таблицы и другие дополнительные материалы, подтверждающие выводыэксперта. Приложение к заключению подписывается экспертом (экспертами).

Статья 26. Сообщение о невозможности дачи заключение

Если экспертныеисследования не проводятся по причинам, когда поставленные вопросы выходят запределы специальных знаний эксперта, или предоставленные ему материалы не пригодны или недостаточны длядачи заключения и не могут быть восполнены, либо состояние науки и экспертнойпрактики не позволяет ответить на поставленные вопросы, составляетсямотивированное сообщение о невозможности дачи заключения, которое состоит извводной. мотивировочной и заключительной частей.

Во вводной части излагаются сведения, указанные вчасти второй статьи 25 настоящего Закона.

В мотивировочной части подробно излагаются причиныневозможности дать заключение.

В заключительной части указывается на невозможностьдать ответ по каждому вопросу, поставленному перед экспертом (экспертами).

Сообщение о невозможности дачи заключения составляется в письменнойформе и подписывается экспертом (экспертами). Подпись эксперта (экспертов)удостоверяется печатью экспертного учреждения (за исключением случаевпроведения экспертизы вне экспертного учреждения), индивидуальногопредпринимателя.

Статья 27. Проведение дополнительной и повторной экспертиз

При недостаточной ясности или неполноте заключенияэксперта, а также в случае возникновения новых вопросов в отношении ранее исследованных фактов и (или) обстоятельств может быть назначена дополнительная экспертиза, проведениекоторой поручается тому же или иному эксперту (экспертам).

В случаяхвозникновения сомнений в обоснованности заключения эксперта или наличияпротиворечий в выводах эксперта или экспертов по тем же вопросам, нарушенийусловий и порядка проведения экспертизы может быть назначена повторная судебнаяэкспертиза, проведение которой поручается другому эксперту.

Статья 28. Порядок проведения комиссионных и (или) комплексных экспертиз

Порядок проведения комиссионных и (или) комплексных экспертиз устанавливается настоящим Законом ииными актами законодательства.

Статья 29. Комиссионная экспертиза

Комиссионная экспертиза проводится несколькими экспертами однойспециальности (профиля) в случае необходимости проведения сложных экспертных исследований.

При проведении комиссионной экспертизы экспертысовместно анализируют полученные результаты и, придя к единому мнению (выводу),составляют и подписывают единое заключение или сообщение о невозможности дачи заключения.

В случае разногласия между экспертами каждый из нихили часть экспертов дают отдельное заключение либо эксперт, мнение которогорасходится с выводами большинства, формулирует его в заключении отдельно.

Статья 30. Комплексная экспертиза

Комплексная экспертиза проводится экспертамиразличных специальностей в пределах их компетенции в случаях, когда дляпроведения экспертных исследований необходимы познания в разных отрасляхзнаний.

В заключении указывается, какие экспертные исследования, в какомобъеме провел каждый эксперт, какие факты им установлены и к каким выводам онпришел. Каждый эксперт подписывает ту часть заключения, в которой содержатсяего экспертные исследования и выводы.

Общий вывод (выводы) делают эксперты, компетентные в оценке полученныхрезультатов. Если основанием для данного вывода или его части являются факты,установленные одним из экспертов (отдельными экспертами), об этом указывается взаключении. В случае разногласия между экспертами результаты исследованийоформляются в соответствии с частью третьей статьи 29 настоящего Закона.

УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

Статья 31. Условия и место проведения экспертизы физически х лиц

Экспертиза физических лиц проводится в экспертном учреждении, организацииздравоохранения, а также в ином месте, где имеются условия, необходимыедля проведения соответствующих экспертных исследований и обеспечения прав исвобод лица, в отношении которого проводится экспертиза.

Порядок и условияпроведения экспертизы физических лицопределяются Государственной службой медицинских судебных экспертиз.

Статья 32. Гарантии прав и законных интересов лиц, в отношении которых проводится экспертиза

Государство гарантирует защиту прав и законных интересов лиц, в отношениикоторых проводится экспертиза. При проведении экспертизы запрещается применение пыток, насилия, угроз и иныхнезаконных мер в целях получения сведений от лица, в отношении которогопроводится экспертиза.

Лицо, в отношении которогопроводится экспертиза, вправе давать эксперту пояснения, относящиеся к предметуэкспертизы. Медицинская помощь лицу, в отношении которого проводитсяэкспертиза, оказывается по основаниям и в порядке, установленномзаконодательством о здравоохранении.

Статья 33. Ограничения в применении методов экспертных исследований при проведении экспертизы физически х лиц

При проведении экспертизы физических лиц запрещается:

испытание новых методовдиагностики, профилактики и лечения, а также лекарственных средств, проведениемедико-биологических исследований с использованиемв качестве объекта лица, в отношении которого проводится экспертиза;

использование медицинскойтехники, лекарственных средств, изделий медицинского назначения,незарегистрированных и не разрешенных для медицинского применения(использования) в Республике Беларусь;

применение методов,запрещенных законодательством Республики Беларусь к применению в практикездравоохранения.

Статья 34. Основания и порядок помещения лица в экспертное учреждение или организацию здравоохранения для проведения судебно — медицинской или судебно — психиатрической экспертизы

Если при назначении либопроведении судебно-психиатрической или судебно-медицинской экспертизы возникаетнеобходимость в стационарном обследовании лица, в отношении которого проводитсяэкспертиза, оно в порядке, установленном законодательными актами, помещаетсясоответственно в судебно-психиатрический экспертный стационар или организациюздравоохранения, о чем указывается в постановлении (определении) о назначенииэкспертизы.

Порядок помещения лица всудебно-психиатрический экспертный стационар либо организацию здравоохранениядля проведения судебно-психиатрической или судебно-медицинской экспертизыопределяется совместно Министерством здравоохранения Республики Беларусь,Министерством внутренних дел Республики Беларусь, Комитетом государственнойбезопасности Республики Беларусь, Генеральной прокуратурой Республики Беларусь,Государственной службой медицинских судебных экспертиз.

Лица, содержащиеся подстражей и в исправительных учреждениях, для проведения судебно-психиатрическойили судебно-медицинской экспертизы помещаются в судебно-психиатрическийэкспертный стационар либо организацию здравоохранения, специальноприспособленные для содержания указанных лиц.

Доставка либо явка всудебно-психиатрический экспертный стационар или организацию здравоохранениялица, направленного на судебно-психиатрическую или судебно-медицинскуюэкспертизу, обеспечивается органом (лицом), назначившим экспертизу.

Решение вопросов, связанных сдоставкой (включая транспортировку) лица, в отношении которого назначенасудебно – психиатрическая или судебно – медицинская экспертиза для проведенияэкспертных исследований и обратно обеспечивается органом (лицом), назначившимэкспертизу.

Статья 35 . Сроки пребывания лица в экспертном учреждении или организации здравоохранения

Лицо, в отношении которого проводитсяэкспертиза, может содержаться в судебно-психиатрическом экспертном стационареили организации здравоохранения в течение срока, необходимого для проведениясудебно-психиатрической или судебно-медицинской экспертизы, но не более 30 дней.

Продление срока пребывания лица, в отношениикоторого проводится экспертиза, в судебно-психиатрическом экспертном стационареили организации здравоохранения проводится по основаниям и в порядке,установленном статьей 24 настоящего Закона.

По требованию лица, помещенногов судебно–психиатрический экспертный стационар( кроме предназначенного длясодержания лиц, находящихся под стражей) оно подлежит незамедлительной выпискев установленном порядке. При этом органу (лицу), назначившему экспертизусообщается о невозможности дачи заключения эксперта или дается заключениеэксперта с выводами по тем вопросам, покоторым экспертное исследование было завершено.

Статья 36. Проведение стационарной судебно- психиатрической экспертизы лиц, не содержащихся под стражей и в исправительных учреждениях

Стационарная судебно-психиатрическая экспертиза лиц, не содержащихся под стражей и в исправительных учреждениях, проводится всудебно-психиатрическом экспертном стационаре. ;»>экспертиза психиатрический стационар, где экспертиза проводится экспертами (экспертом)экспертного учреждения, которому поручено ее проведение.

Лица, несодержащиеся под стражей и в исправительных учреждениях, в период проведениястационарной судебно -психиатрической экспертизы пользуются правами пациентовпсихиатрических стационаров, установленными законодательством оздравоохранении.

Статья 37. Проведение стационарной судебно-психиатрической экспертизы лиц, содержащихся под стражей и в исправительных учреждениях

Стационарная судебно-психиатрическая экспертиза лиц, содержащихся под стражей и в исправительных учреждениях, проводится в судебно-психиатрическом экспертном стационаре, специально приспособленномдля содержания в нем указанных лиц. Обеспечение безопасности и охрана судебно-психиатрического экспертного стационара осуществляются органами, на которые законодательством возложены обеспечениебезопасности и охрана мест содержания под стражей.

Работникисудебно-психиатрического экспертного стационара и лица, обеспечивающие егобезопасность и охрану, взаимодействуют в порядке, устанавливаемом совместноГосударственной службой медицинских судебных экспертиз и Министерствомвнутренних дел Республики Беларусь.

Налиц, содержащихся под стражей и в исправительных учреждениях, помещенных всудебно-психиатрический экспертный стационар, распространяются нормыУголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь и Закона РеспубликиБеларусь от 16 июня 2003 года «О порядке иусловиях содержания лиц под стражей» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г ., № 76, 2/964).

Статья 38.Материально-бытовое и санитарно-гигиеническое обеспечение лиц, помещенных в судебно- психиатрический экспертныйстационар

Материально-бытовое, санитарно-гигиеническое и противоэпидемическоеобеспечение лиц, помещенных встационар, и оказание им медико-санитарной помощи осуществляется по нормам и правилам, установленным для психиатрическихстационаров законодательством о здравоохранении.

КООРДИНАЦИЯ ИОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКСПЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья 39. Координация деятельности экспертных учреждений, научно-методическое и информационное обеспечение деятельности субъектов экспертной деятельности

Координация деятельности экспертных учреждений,научно-методическое и информационное обеспечение их деятельности осуществляетсяМежведомственной комиссией по вопросам судебно-экспертной деятельности приСовете Безопасности Республики Беларусь, создаваемой по решению ПрезидентаРеспублики Беларусь.

С целью научно-методического и информационного обеспечения экспертнойдеятельности экспертных учреждений субъекты экспертной деятельности вправезаключать договоры с физическими и юридическими лицами о предоставленииобразцов или каталогов своей продукции, технической и технологическойдокументации и иных информационных материалов, необходимых для проведенияэкспертизы. Субъекты экспертной деятельности вправе ходатайствовать передследователем, дознавателем, прокурором, судом (судьей), должностным лицоморгана, ведущего административный процесс, о получении после окончанияпроизводства по делам предметов, являвшихся вещественными доказательствами, дляиспользования в научной и учебно-методической деятельности, если это незатрагивает законных прав заинтересованных лиц.

Статья40. Реестр методик судебных экспертиз

Сведенияо методиках судебно–экспертных исследований, подлежат включению в Реестр методик судебных экспертиз.

Ведение Реестра методик судебных экспертиз, их разработка,апробирование, внедрение в экспертнуюпрактику осуществляются в порядке установленноммежведомственным научно- методическимсоветом в области судебной экспертизыпри Межведомственной комиссии по вопросам судебно – экспертной деятельности приСовете Безопасности Республики Беларусь.

Статья 41. Организационное обеспечение экспертной деятельности

Организационное обеспечение экспертнойдеятельности, определение перечня видов проводимых экспертными учреждениямиэкспертиз осуществляется государственными органами (организациями), в системукоторых входят экспертные учреждения.

Организационное обеспечение экспертной деятельности организаций, не являющихсягосударственными экспертными учреждениями, и индивидуальных предпринимателей осуществляетсяМинистерством юстиции Республики Беларусь.

Повышениеквалификации, стажировка и переподготовка, осуществляются в учрежденияхобразования и иных организациях, обеспечивающих повышение квалификации ипереподготовку кадров, порядок деятельности которых определяется Министерствомобразования Республики Беларусь.

Аттестация и присвоениеквалификации эксперта осуществляется экспертно–квалификационными комиссиями, созданнымигосударственными органами (организациями), в систему которых входят экспертныеучреждения.

Статья 42. Финансирование экспертной деятельности государственных экспертных учреждений

Деятельностьгосударственных экспертных учреждений и экспертных подразделенийреспубликанских органов государственного управления финансируется за счетсредств республиканского бюджета.

Государственные экспертныеучреждения и экспертные подразделения республиканских органовгосударственного управления вправе проводить на договорной основе экспертныеисследования для граждан и юридических лиц, истребовать предварительную оплатуза производство судебных экспертиз по гражданским и хозяйственным делам.

Статья 43. Социальное и материальное обеспечение лиц, осуществляющих экспертную деятельность

Оплата труда, условия социальной защиты и пенсионное обеспечение лиц, осуществляющихэкспертную деятельность, устанавливаются в соответствии с законодательством.

Статья 44. Международное сотрудничество в области экспертной деятельности

Субъекты экспертной деятельности вправе в соответствии с законодательствомустанавливать международные связи с органами и службами иностранных государств,осуществляющими экспертную деятельность, в целях проведения совместных научныхисследований, обмена научной и учебно-методической информацией,профессиональной подготовки и повышения квалификации экспертов.

Статья 45. Приведение актов законодательства в соответствие с настоящим Законом

Совету Министров РеспубликиБеларусь и Генеральной прокуратуре Республики Беларусь в трехмесячный срок:

обеспечить приведение нормативных правовых актов всоответствие с настоящим Законом;

принять иные меры, необходимые для реализацииположений настоящего Закона.

46. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу через три месяца после егоофициального опубликования, за исключением статьи 41 настоящего Закона, котораявступает в силу со дня его официального опубликования.

www.sudmed.mogilev.by