Оглавление:
Как зарегистрировать право собственности на инженерные сети к зданию?
Купил административное здание. Оказалось,что все его инженерные сети, автопарковки, подъезды находятся на другом
смежном зем. участке, в условиях аренды которого записано ..без возведения объектов капитального строительства. Здание было сдано в эксплуатацию и зарегистрировано. Оказалось, что здание расположено на отдельном участке, как на острове, все его вспомогательные сооружения на большем по размеру, окружающем участке. Срок аренды прилегающего участка истекает и администрация хочет выставить его на конкурс. Хотел найти способ получить приоритет в продлении аренды без аукциона. Например, оформить право собственности на линию канализации и подземный накопитель стоков, которые расположены на этом участке и стоят на кадастровом учете. Консультант Росреестра гарантию на такую регистрацию не дает. В объединении участков мне также отказывают. Разрешенное использование участка в настоящее время изменено в соответствии с классификатором на : Обслуживание автотранспорта». В доп. соглашение к договору аренды, изменяя его целевое назначение, администрация добавила пункт : возведение объектов капитального строительства на земельном участке не допускается.
Как доказать неразрывность здания с его вспомогательными сооружениями ( инженерные сети , парковки, подъезды, газоны и т.п. согласно утвержденного генплана), расположенными на смежном участке с вышеуказанной формулировкой в договоре аренды.
30 Октября 2016, 09:58 Виктор, г. Курск
Ответы юристов (1)
Здравствуйте, Виктор! Консультант Росреестра совершенно справедливо не дает вам гарантию на регистрацию права собственности на указанные вами объекты. Дело в том, что имеется уже наработанная практика Верховного суда России (основанная кстати, на практике упраздненного ВАС РФ), в соответствии с которой инженерные сети, проложенные в земле, парковки, подъезды, газоны и пр. не являются самостоятельными недвижимыми вещами, право собственности на которые может быть приобретено лицом. Такие объекты признаются улучшением земельного участка, на (в) котором они расположены. Исключение могут составлять протяженные инженерные сети, обслуживающие множество заинтересованных лиц (т.н. линейные объекты), которые могут регистрироваться как единый недвижимый комплекс в соответствии со ст. 133.1. Гражд. кодекса РФ.
Ваши потребности в эксплуатации собственного здания вполне может удовлетворить сервитут (ст. 274, 277 ГК РФ).
Ищете ответ?
Спросить юриста проще!
Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.
m.pravoved.ru
Проблемы государственной регистрации прав на линейные объекты Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»
Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Рягузова Светлана Евгеньевна
Вопрос правового регулирования линейных объектов является до сих пор одним из самых сложных в градостроительном и земельном законодательстве РФ. Отсутствие эффективного и универсального нормативноправового регулирования и складывающейся на его основе практики существенно затрудняют градостроительное, инвестиционное развитие территорий и ее благоустройство. В данной статье выявляются проблемы, связанные с правовым регулированием линейных объектов , проводится анализ действующего законодательства и практических подходов, сформируем единые подходы к кадастровому учету указанных объектов и к государственной регистрации прав , предлагаются изменения к действующему законодательству. Под линейными объектами закон понимает дороги, линии электропередачи, линии связи, нефте-, газои иные трубопроводы , железнодорожные линии, туннели, сооружения метро и другие подобные сооружения . Необходимо разобраться: являются ли линейные объекты объектами капитального строительства ? Какие требования предъявляет законодатель к постановке их на кадастровый учет и государственную регистрацию? Тема сложная, недостаточно урегулированная, при этом чрезвычайно актуальная и в практике и в теории.
Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Рягузова Светлана Евгеньевна,
PROBLEMS OF PROPERTY RIGHTS REGISTRATION FOR LINEAR EXTENDED OBJECTS
The problem of linear objects legal regulation is still one of the most difficult ones in urban development and land legislation of R.F. The lack of efficient uniform normative legal regulation and the resulting practice hinder urban and investment development of the territories and their improvement. The author puts forward the problems resulting from the poor legal regulation of linear objects. The existing legislation and practical approaches are analyzed. Uniform approach to the cadastral registration and state registration of rights are considered. Some changes for the existing legislation are offered. According to the law the term “linear objects” is used in reference to roads, power lines, communication lines, pipe-lines, railroads, tunnels, underground structures, etc. It should be made clear, if the linear objects are the objects of capital construction. What requirements are made by the legislation for the objects to undergo cadastral and state registration? The subject is difficult to discuss and poorly regulated though it is urgent both in theory and practice.
Текст научной работы на тему «Проблемы государственной регистрации прав на линейные объекты»
ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ НА ЛИНЕЙНЫЕ ОБЪЕКТЫ
Светлана Евгеньевна Рягузова
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области, 630091, Россия, г. Новосибирск, ул. Державина, д. 28, и.о. руководителя, тел. (383)227-10-87, e-mail: svet_uy@me.com
Сибирская государственная геодезическая академия, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, доцент кафедры кадастра СГГА, тел. (383)344-31-73, e-mail: kadastr204@yandex.ru
Вопрос правового регулирования линейных объектов является до сих пор одним из самых сложных в градостроительном и земельном законодательстве РФ. Отсутствие эффективного и универсального нормативно- правового регулирования и складывающейся на его основе практики существенно затрудняют градостроительное, инвестиционное развитие территорий и ее благоустройство. В данной статье выявляются проблемы, связанные с правовым регулированием линейных объектов, проводится анализ действующего законодательства и практических подходов, сформируем единые подходы к кадастровому учету указанных объектов и к государственной регистрации прав, предлагаются изменения к действующему законодательству. Под линейными объектами закон понимает дороги, линии электропередачи, линии связи, нефте-, газо- и иные трубопроводы, железнодорожные линии, туннели , сооружения метро и другие подобные сооружения. Необходимо разобраться: являются ли линейные объекты объектами
капитального строительства? Какие требования предъявляет законодатель к постановке их на кадастровый учет и государственную регистрацию? Тема сложная, недостаточно урегулированная, при этом чрезвычайно актуальная и в практике и в теории.
Ключевые слова: государственная регистрация прав, линейные объекты,
трубопроводы, сооружения, объекты капитального строительства.
PROBLEMS OF PROPERTY RIGHTS REGISTRATION FOR LINEAR EXTENDED OBJECTS
Svetlana Ye. Ryaguzova
Acting Head, Department of Federal Service for State Registration, Cadastre and Cartography, Russia, Novosibirsk region, tel. (383)2271087, e-mail: svet_uy@me.com;
Siberian State Academy of Geodesy, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., Assoc. Prof., Department of Cadastre, tel. (383)344-31-73, e-mail: kadastr204@yandex.ru
The problem of linear objects legal regulation is still one of the most difficult ones in urban development and land legislation of R.F. The lack of efficient uniform normative legal regulation and the resulting practice hinder urban and investment development of the territories and their improvement. The author puts forward the problems resulting from the poor legal regulation of linear objects. The existing legislation and practical approaches are analyzed. Uniform approach to the cadastral registration and state registration of rights are considered. Some changes for the existing legislation are offered. According to the law the term “linear objects” is used in reference to roads, power lines, communication lines, pipe-lines, railroads, tunnels, underground structures, etc. It should be made clear, if the linear objects are the objects of capital construction. What requirements are made by the legislation for the objects to undergo cadastral and state registration?
The subject is difficult to discuss and poorly regulated though it is urgent both in theory and practice.
Key words: state registration of rights, linear objects, pipelines, facilities, capital construction projects.
В настоящее время вопросы, связанные с государственной регистрацией прав на линейные (линейно-протяженные) объекты, являются весьма актуальными. Линейные объекты (зачастую опасные) должны эксплуатироваться надлежащим образом, существует необходимость в их обороте.
В рамках одной статьи невозможно даже описать все сложности, которые при этом возникают, но они существуют на всех стадиях — от подготовки документов территориального планирования до выдачи разрешений на строительство данных объектов. Стоит отметить, что ни Федеральный закон от
21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон о регистрации), вступивший в силу
31.01.1998 г., ни Гражданский кодекс Российской Федерации, прямо не называли линейные объекты в качестве недвижимого имущества.
Прежде всего, определимся с содержанием понятия «линейный объект». Федеральный закон «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее — Закон о переводе земель) понимает под ним дороги, линии электропередачи, линии связи, нефте-, газо- и иные трубопроводы, железнодорожные линии и другие подобные сооружения. Градостроительный кодекс Российской Федерации понимает под такими объектами сети инженерно-технического обеспечения, линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и др. Оба определения оставляют место для иных линейных объектов — к ним можно причислить также и мосты, туннели, сооружения метро, фуникулеры и т.п. Отнесение к числу объектов недвижимости линейных объектов и распространение на них соответствующего правового режима также было связано с принятием в частности таких нормативно-правовых актов как Федеральный закон от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В зависимости от связи с землей можно выделить надземные (воздушные), наземные (поверхностные) и подземные виды линейных объектов.
Методика и порядок технического учета линейно-протяженных объектов как объектов недвижимого имущества появились лишь с принятием Положения об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2000 № 921. До появления на свет этого Положения правообладатели такого имущества не имели возможности зарегистрировать свое право при отсутствии по объективным причинам оформленной документации по
технической инвентаризации линейных объектов. Примечательно в этой связи, что изменения в Правила ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее — ЕГРП), отражающие особенности линейных объектов, такие, например, как протяженность, были внесены только в конце 2006 г. — Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2006 № 710.
Основная проблема линейных объектов при формировании земельных участков заключается в достаточной протяженности линейных объектов и прохождении по значительному количеству земельных участков, находящихся на разных категориях земель, на разных правах пользования.
Эксплуатация некоторых линейных объектов требует полного владения земельным участком (дороги, отдельные участки трубопроводов высокого давления и электросетей), что должно быть обеспечено правом, исключающим права пользования другого лица: арендой, постоянным (бессрочным)
пользованием или правом собственности.
В то же время наличие линейных объектов не является препятствием для использования земельного участка по целевому назначению (подземные трубопроводы и линии связи, надземные кабели и провода), хотя их наличие на земельном участке порождает определенные неудобства для собственника земли.
На сегодняшний день обращения за государственной регистрацией прав на линейные объекты стали распространенным явлением.
Как известно, государственная регистрация прав на недвижимое имущество может носить и правоподтверждающий и правоустанавливающий характер.
В первом случае речь идет о линейных объектах, созданных и введенных в эксплуатацию до вступления в силу Закона о регистрации.
Статья 17 Закона о регистрации содержит открытый перечень оснований для государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
На практике в качестве правоподтверждающих документов заявителями в регистрирующий орган в этом случае (как правило) представляются планы приватизации. В последних описание объекта отсутствует либо не совпадает с документами кадастрового учета (наименование, адрес, иные сведения, подлежащие внесению в ЕГРП).
В силу того, что право собственности по плану приватизации является ранее возникшим и юридически действительным, необходимости обращаться в суд за признанием права нет.
Тем не менее, государственный регистратор, для осуществления государственной регистрации заявленных прав, должен убедиться в их бесспорности и в соответствии описания объекта недвижимого имущества в плане приватизации тому объекту недвижимого имущества, права на который заявлены и который описан в кадастровом документе, представленном на государственную регистрацию. Данные документы должны соответствовать требованиям ст. 18 Закона о регистрации.
Для устранения подобных оснований для приостановления заявители полагают возможным представлять в регистрирующий орган различные разъясняющие справки, выдаваемые в том числе органами местного самоуправления или органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Однако подобные документы не всегда могут являться достаточным основанием для государственной регистрации, поскольку названные органы не наделены полномочиями устанавливать и (или) подтверждать права на недвижимое имущество за конкретным лицом. Подобной юрисдикцией обладают только суды.
Выходом из данной ситуации может являться обращение в суд с заявлением об установлении юридического факта идентичности объекта недвижимости, указанного в плане приватизации и в документах кадастрового учета.
При оформлении прав на созданные после вступления в силу Закона о регистрации на линейные объекты заявители также сталкиваются с рядом сложностей.
Действующим законодательством каких-либо исключений при оформлении прав на линейные объекты, не установлено. Равно как и отсутствует особый порядок землепользования при начале строительства таких объектов и последующей выдачи разрешений на ввод их в эксплуатацию.
Поэтому осуществление государственной регистрации права собственности на вновь созданный линейный объект регулируется общими нормами статьи 25 Закона о регистрации.
В связи с чем на государственную регистрацию прав в отношении подобных объектов недвижимости заявителем должны быть представлены:
— акты о приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов, разрешения на строительство, а также разрешения на ввод в эксплуатацию линейных объектов, полученные в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности (нормы законов и подзаконных актов, регулирующих данные правоотношения, применяются государственными регистраторами исходя из момента осуществления строительства соответствующих объектов и особенностей таких объектов), либо иные документы, подтверждающие в соответствии с законодательством ввод в эксплуатацию инженерных сетей;
— документ, подтверждающий предоставление земельного участка для строительства линейного объекта в соответствии с земельным и гражданским законодательством (заявителями предоставляются разрешение на разрытие, гарантийное обязательство, представляемые некоторыми заявителями, такими документами не являются).
Отсутствие одного из обозначенных документов позволяет государственному регистратору сделать вывод о наличии критериев самовольной постройки, предусмотренных ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, и принять решение об отказе в государственной регистрации заявленных прав.
Следует отметить, что по общим правилам, инженерная сеть является принадлежностью объекта капитального строительства, а следовательно строится и вводится в эксплуатацию по документам, подтверждающим создание объекта капитального строительства.
При этом наиболее спорным является необходимость представления в регистрирующий орган документов, свидетельствующих о предоставлении земельного участка для строительства линейного объекта в установленном законе порядке.
Таким образом, при предоставлении документов о факте создания объекта капитального строительства, необходимо доказать документально наличие инженерной сети в проекте строительства.
Нередки случаи, когда ситуация оформления прав для заявителя является тупиковой, так как сегодняшняя редакция статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации исключает возможность положительного решения в случае обращения в суд за признанием права собственности на такие линейнопротяженные объекты при отсутствии ряда документов и условий, а также в некоторых случаях — прав на земельные участки (в местах выхода инженерных сетей на поверхность земельного участка).
Учитывая большую социальную значимость инженерных сетей и необходимость определения ответственных лиц при их эксплуатации, ремонте, налогообложении, было бы разумным введение отдельного порядка государственной регистрации прав на них, скорейшего появления на свет законодательного регулирования строительства таких объектов.
Основная трудность — в оформлении земельного участка.
Решив проблемы с землей, можно уже последовательно решить вопросы государственной регистрации прав на линейные объекты.
В свете действующего законодательства считаю неправильным формирование земельного участка под линейным объектом, в том числе и в виде обременений, за исключением случаев выделения такого участка как полноценного участка для передачи в собственность или в аренду и именно с видом разрешенного использования для инженерных коммуникаций.
Анализ зарубежного опыта (США, Англия, Австралия, Канада, Германия, Швеция) показывает, что сервитут является одним из основных прав на землю, обеспечивающих нахождение на ней инженерных и транспортных коммуникаций: газопроводов, водопроводов и иных трубопроводов, линий связи, линий электропередачи и т.п., что обеспечивает их быстрое развитие, легкий доступ к земельным ресурсам.
Если же мы обратимся к случаям прокладки линейного объекта на государственных землях, не разделенных на земельные участки, то придем к выводу, что для установления сервитута сначала необходимо образовать земельный участок, зарегистрировать права на него и только после этого установить сервитут.
Наиболее удачным следует признать подход к совершенствованию сервитутных отношений, предлагаемый в разработанном Министерством экономического развития Российской Федерации проекте Федерального закона
«О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием нормативно-правового регулирования сервитута». Указанным законопроектом предполагается комплексное совершенствование законодательства в указанной сфере, предусматривающее внесение изменений в Гражданский, Земельный, Градостроительный, Лесной кодексы Российской Федерации и ряд федеральных законов. Предусматривается комплексное правовое регулирование сервитутов, раскрывается содержание сервитута как права ограниченного пользования чужой недвижимой вещью, дается классификация сервитутов. В результате будут созданы четкие правила установления, использования и прекращения частных сервитутов. Но главные изменения предлагаются в вопросе регулирования сервитутов публичных. Принципиальным нововведением является возможность установления публичных сервитутов в отношении земельных участков для размещения линий связи и электропередачи, трубопроводов и других линейных сооружений. Вводится возможность не только эксплуатации и ремонта существующих линейных объектов, но и возможность строительства новых на условиях публичного сервитута.
Предлагаемые законопроектом нововведения позволят:
— осуществлять работы на условиях публичного сервитута без изменения категории земельного участка и его разрешенного использования;
— установить четкий порядок определения платы за установление сервитута с одновременным ограничением ее размера падением рыночной стоимости земельного участка в результате его обременения сервитутом;
— осуществлять обладателем публичного сервитута любую деятельность, необходимую для достижения целей установленного сервитута, в том числе в установленных границах сервитута иметь свободный доступ на земельный участок, осуществлять строительство, ремонт, реконструкцию, эксплуатацию, консервацию и ликвидацию сооружений, являющихся собственностью обладателя сервитута, для использования которых установлен сервитут, осуществлять земляные работы, доставку техники, материалов и т.п.;
— не образовывать земельные участки для целей установления публичного сервитута, что освободит от необходимости проведения кадастровых работ;
— осуществлять внесение сведений в государственный кадастр недвижимости о публичном сервитуте в порядке информационного взаимодействия, что освободит линейные компании от необходимости обращения в Росреестр как по поводу кадастрового учета, так и по поводу регистрации ограничения прав;
— получать разрешение на строительство и регистрировать права на сооружения, размещаемые на условиях публичного сервитута.
Очевидно, что описанная проблема нуждается в скорейшем законодательном разрешении, поскольку сегодня количество законных способов регистрации прав на линейные объекты ограниченно. Единых подходов среди теоретиков-юристов, органов исполнительной власти и органов
местного самоуправления нет не только на территории Российской Федерации, но и в Новосибирской области. Это затрудняет оборот и эксплуатацию линейных объектов, ведет к бесконтрольности возведения таких объектов, лишает бюджеты муниципалитетов налоговой базы.
1. Гражданский кодекс РФ. Часть 1 // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, №32, ст.3301;
2. Земельный Кодекс РСФСР № 1103-1 от 25.04.1991 года // «Ведомости СНД и ВС РСФСР», 30.05.1991, N 22, ст. 768;
3. Земельный Кодекс Российской Федерации № 139-ФЗ от 25.10.2001 года // «Собрание законодательства РФ», 29.10.2001, N 44, ст. 4147;
4. Закон Российской Федерации «О недрах» № 2591-1 от 21.02.1992 года // «Собрание законодательства РФ», 06.03.1995, N 10, ст. 823;
5. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 141-ФЗ от 22.07.2008 года // «Собрание законодательства РФ», 28.07.2008, N 30 (ч. 1), ст. 3597;
6. Федеральный закон «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты российской Федерации» № 246-ФЗ от 19.07.2011 года // «Собрание законодательства РФ», 25.07.2011, N 30 (ч. 1), ст. 4594;
7. Федеральный закон «О введении в действие Жилищного Кодекса Российской федерации» № 189-ФЗ от 29.12.2004 года // «Собрание законодательства РФ», 03.01.2005, N 1 (часть 1), ст. 15;
8. Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 №122-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 28.07.1997, №30, ст. 3594;
9. Федеральный закон «О товариществах собственника жилья» № 72-ФЗ от 15.06.1996 года // «Российская газета», N 119, 26.06.1996;
10. Постановление Правительства РФ «Об особенностях государственной регистрации права собственности и других прав на линейно-кабельные сооружения связи» № 68 от 11.02.2005 года // «Собрание законодательства РФ», 21.02.2005, N 8, ст. 650;
11. Федеральный закон № 73-ФЗ от 03.06.2006 года «О введении в действие Водного Кодекса Российской Федерации» // «Российская газета», N 121, 08.06.2006;
12. Федеральным законом № 201-ФЗ от 04.12.2006 года «О введении в действие Лесного Кодекса Российской Федерации» // «Российская газета», N 277, 08.12.2006;
13. Правила ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утверждены Постановлением Правительства РФ от 18.02.1998 года № 219 // «Российская газета», N 42, 04.03.1998;
14. Постановление Правительства Российской Федерации от 22.11.2006 N 710 «О
внесении изменений в Правила ведения Единого государственного реестра прав на
недвижимое имущество и сделок с ним»// «Собрание законодательства РФ», 27.11.2006, N 48, ст. 5038;
15. Постановление Пленума ВАС № 8 от 25.02.1998 года // «Вестник ВАС РФ», 1998,
16. Постановление Президиума ВАС РФ № 2061/99 от 12.10.1999 года // «Вестник ВАС РФ», 2000, N 1;
17. Наумова Л. Критерии квалификации недвижимого имущества.// «ЭЖ-Юрист», 2005, № 4 — с. 12-13.
cyberleninka.ru
Государственная регистрация прав на линейные объекты
Государственная регистрация прав на линейные объекты
В последнее время в связи с активным строительством коммунальных сетей (газопроводы, водопроводы) у граждан и организаций возникает вопрос о том, подлежат ли государственной регистрации данные сооружения и какие документы необходимы для этого.
Для того, чтобы на него ответить, обратимся к письму Минэкономразвития РФ от 21.06.2011 № ОГ-Д23-128, в котором изложена позиция Минэкономразвития РФ по этому вопросу.
Статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) установлено, что к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр, и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно.
Согласно п. 10 ст. 40 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации), государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости.
Документом, удостоверяющим выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта – проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации, является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (п. 1 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс).
К заявлению о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию прилагаются в том числе правоустанавливающий документ на земельный участок и разрешение на строительство (п. 3 ст. 55 Кодекса). При этом в качестве документов, подтверждающих права на земельный участок, могут быть представлены в том числе договор аренды, условиями которого предусмотрено право арендатора на создание на земельном участке объекта недвижимого имущества, соглашение о сервитуте, оформленное в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Непредставление правоустанавливающего документа на земельный участок является основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (п. 6 ст. 55 Кодекса).
Таким образом, приобретение права собственности на созданный объект недвижимого имущества возможно только при наличии прав на земельный участок, отведенный для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами. Следовательно, для государственной регистрации права собственности на вновь созданный объект недвижимого имущества необходимы разрешение на ввод объекта в эксплуатацию и правоустанавливающие документы на земельный участок.
Согласно п. 1 ст. 222 ГК РФ здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, является самовольной постройкой.
При этом согласно п. 2 ст. 222 ГК РФ лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Решение о наличии либо отсутствии оснований для государственной регистрации прав принимается государственным регистратором только после представления документов на государственную регистрацию и проведения правовой экспертизы в порядке, предусмотренном ст. 29 Закона о регистрации.
Существуют некоторые особенности государственной регистрации прав на линейные объекты, созданные с применением технологии горизонтально-направленного бурения, которые изложены в письме Минэкономразвития РФ от 4 марта 2016 г. № 6013-ПК/Д23и.
Пунктами 6, 8 статьи 90 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ) предусмотрено, что в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов трубопроводного транспорта земельные участки могут предоставляться исключительно для размещения наземных объектов, в том числе необходимых для строительства подземных сооружений. На земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном ЗК РФ, не требуется.
Следует также отметить, что, исходя из приведенных положений ЗК РФ РФ, образование земельных участков для эксплуатации объектов недвижимого имущества осуществляется только в случае, если эти объекты являются наземными.
Принимая во внимание изложенное, необходимость оформления прав на земельные участки собственником подземного сооружения, в том числе сооружения, созданного с применением технологии горизонтально-направленного бурения, части которого находятся под поверхностью земельных участков, земельным законодательством не предусмотрена.
Таким образом, если из проектной документации, заключений органов, уполномоченных выдавать разрешение на строительство и ввод объектов в эксплуатацию, следует, что сооружение представляет собой совокупность наземных и подземных элементов, то представление на государственную регистрацию прав на такие объекты недвижимости правоустанавливающих документов на земельные участки, под поверхностью которых размещаются подземные части такого сооружения, не требуется.
Установить указанные характеристики объекта недвижимости государственный регистратор может, в том числе на основании документов, представляемых для осуществления его государственного кадастрового учета, содержащих сведения о характеристиках такого сооружения, свидетельствующих о его создании с применением технологии горизонтально-направленного бурения и о нахождении части (частей) такого сооружения под поверхностью земельных участков.
В частности, пунктами 26, 27 Требований к подготовке технического плана сооружения, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 23 ноября 2011 г. № 693, предусмотрен порядок включения в технический план координат характерных точек контура сооружений, в том числе подземных.
Внесение указанных сведений в документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сооружений, созданных с применением технологии горизонтально-направленного бурения, должно быть обеспечено заказчиком кадастровых работ.
Владимир Ершов,
заместитель начальника Омского отдела Управления Росреестра по Омской области, государственный регистратор.
gazeta-avangard.ru