Описание мирового суда

Описание мирового суда

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О МИРОВЫХ СУДЬЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Принят
Государственной Думой
11 ноября 1998 года

Одобрен
Советом Федерации
2 декабря 1998 года

(в ред. Федеральных законов от 19.06.2004 N 50-ФЗ,
от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 30.11.2004 N 142-ФЗ,
от 30.11.2004 N 144-ФЗ, от 14.02.2005 N 2-ФЗ,
от 05.04.2005 N 33-ФЗ)

Статья 1. Мировые судьи в Российской Федерации

1. Мировые судьи в Российской Федерации (далее — мировые судьи) являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему Российской Федерации. Полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», иными федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов Российской Федерации.

2. Мировые судьи осуществляют правосудие именем Российской Федерации. Порядок осуществления правосудия мировыми судьями устанавливается федеральным законом. (в ред. Федерального закона от 19.06.2004 N 50-ФЗ)

3. Вступившие в силу постановления мировых судей, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Статья 2. Гарантии статуса мировых судей

1. На мировых судей и членов их семей распространяются гарантии независимости судей, их неприкосновенности, а также материального обеспечения и социальной защиты, установленные Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и иными федеральными законами.

2. Утратил силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

Статья 3. Компетенция мирового судьи

1. Мировой судья рассматривает в первой инстанции:

    1) уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы, подсудные ему в соответствии с частью первой статьи 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации;
    2) дела о выдаче судебного приказа;
    3) дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;
    4) дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества независимо от цены иска;
    5) иные возникающие из семейно-правовых отношений дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка;
    6) дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятисот минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на день подачи заявления;
    7) дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе и дел о разрешении коллективных трудовых споров;
    8) дела об определении порядка пользования имуществом;
    9) дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и законами субъектов Российской Федерации.
    (п. 1 в ред. Федерального закона от 14.02.2005 N 2-ФЗ)

    1.1. Кроме дел, перечисленных в пункте 1 настоящей статьи, федеральными законами к подсудности мирового судьи могут быть отнесены и другие дела. (п. 1.1 введен Федеральным законом от 14.02.2005 N 2-ФЗ)

    2. Мировой судья рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, принятых им в первой инстанции и вступивших в силу.

    3. Мировой судья единолично рассматривает дела, отнесенные к его компетенции настоящим Федеральным законом.

    Статья 4. Судебные участки

    1. Мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков.

    2. Общее число мировых судей и количество судебных участков субъекта Российской Федерации определяются федеральным законом по законодательной инициативе соответствующего субъекта Российской Федерации, согласованной с Верховным Судом Российской Федерации, или по инициативе Верховного Суда Российской Федерации, согласованной с соответствующим субъектом Российской Федерации.

    3. Судебные участки и должности мировых судей создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации.

    4. Судебные участки создаются из расчета численности населения на одном участке от 15 до 30 тысяч человек. В административно-территориальных образованиях с численностью населения менее 15 тысяч человек создается один судебный участок.

    5. Судебный участок или должность мирового судьи не могут быть упразднены, если отнесенные к компетенции этого мирового судьи дела не были одновременно переданы в юрисдикцию другого судьи или суда.

    Статья 5. Требования, предъявляемые к мировому судье

    Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы на нарушение конституционных прав пунктом 1 статьи 5 см. определение Конституционного Суда РФ от 05.10.2001 N 199-О.

    1. Мировым судьей может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Российской Федерации. От сдачи квалификационного экзамена и представления рекомендации квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Российской Федерации освобождаются лица, имеющие стаж работы в должности судьи федерального суда не менее пяти лет.

    2. Мировой судья не вправе быть депутатом представительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности мирового судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.

    3. Утратил силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

    Статья 6. Порядок назначения (избрания) на должность мировых судей

    Мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

    Статья 7. Срок полномочий мирового судьи

    1. Мировой судья назначается (избирается) на должность на срок, установленный законом соответствующего субъекта Российской Федерации, но не более чем на пять лет. По истечении указанного срока лицо, занимавшее должность мирового судьи, вправе снова выдвинуть свою кандидатуру для назначения (избрания) на данную должность.

    Положения статьи 7 (в ред. Федерального закона от 05.04.2005 N 33-ФЗ) о предельном возрасте пребывания в должности мирового судьи распространяются на мировых судей, назначенных (избранных) на данную должность по истечении установленного законом соответствующего субъекта Российской Федерации срока, на который они были назначены (пункт 2 статьи 6 Федерального закона от 05.04.2005 N 33-ФЗ).

    2. При повторном и последующих назначениях (избраниях) на должность мирового судьи мировой судья назначается (избирается) на срок, устанавливаемый законом соответствующего субъекта Российской Федерации, но не менее чем на пять лет. В случае, если в течение указанного срока мировой судья достигнет предельного возраста пребывания в должности судьи, он назначается (избирается) на должность мирового судьи на срок до достижения им предельного возраста пребывания в должности мирового судьи — 70 лет. (п. 2 в ред. Федерального закона от 05.04.2005 N 33-ФЗ)

    Статья 8. Прекращение, приостановление полномочий мирового судьи и замещение временно отсутствующего мирового судьи

    (в ред. Федерального закона от 30.11.2004 N 142-ФЗ)

    1. Полномочия мирового судьи прекращаются в случаях и порядке, которые установлены Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации». (п. 1 в ред. Федерального закона от 05.04.2005 N 33-ФЗ)

    2. Полномочия мирового судьи могут быть приостановлены решением квалификационной коллегии судей субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, которые установлены Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации».

    3. При прекращении или приостановлении полномочий мирового судьи, а также в случае временного отсутствия мирового судьи (болезнь, отпуск и иные уважительные причины) исполнение его обязанностей возлагается на мирового судью другого судебного участка того же судебного района постановлением председателя соответствующего районного суда. Если в данном судебном районе создана одна должность мирового судьи, то при прекращении или приостановлении полномочий мирового судьи, а также в случае временного отсутствия мирового судьи (болезнь, отпуск и иные уважительные причины) исполнение его обязанностей постановлением председателя вышестоящего суда или его заместителя возлагается на мирового судью, осуществляющего свою деятельность в ближайшем судебном районе.

    Статья 9. Аппарат мирового судьи

    1. Аппарат мирового судьи обеспечивает его работу. Структура и штатное расписание аппарата мирового судьи устанавливаются в порядке, предусмотренном законом субъекта Российской Федерации.

    Об отказе в принятии к рассмотрению запроса о проверке конституционности пункта 2 статьи 9 см. определение Конституционного Суда РФ от 04.10.2001 N 182-О.

    2. Работники аппарата мирового судьи являются государственными служащими соответствующего субъекта Российской Федерации.

    Статья 10. Финансирование и материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей

    1. Обеспечение заработной платы мировых судей и социальных выплат, предусмотренных для судей федеральными законами, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется через органы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации. (п. 1 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

    2. Должностной оклад мирового судьи устанавливается в размере 60 процентов от должностного оклада Председателя Верховного Суда Российской Федерации. Должностной оклад мирового судьи, осуществляющего деятельность в городах федерального значения, устанавливается в размере 64 процентов от должностного оклада Председателя Верховного Суда Российской Федерации.

    3. Материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей осуществляют органы исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 19.06.2004 N 50-ФЗ)

    4. Возмещение издержек, покрываемых за счет федерального бюджета, по делам, рассматриваемым мировыми судьями, осуществляется через органы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации. (п. 4 введен Федеральным законом от 30.11.2004 N 144-ФЗ)

    Статья 11. Символы государственной власти в зале судебных заседаний мировых судей

    1. В зале судебных заседаний мировых судей помещаются Государственный флаг Российской Федерации и изображение Государственного герба Российской Федерации, а также может устанавливаться флаг и помещаться изображение герба соответствующего субъекта Российской Федерации.

    2. При осуществлении правосудия мировой судья заседает в мантии и (или) имеет другой отличительный знак своей должности, предусмотренный законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

    Статья 12. Заключительные положения

    1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

    2. Установить, что до назначения (избрания) на должность мировых судей дела, относящиеся к компетенции мировых судей, рассматриваются районными судами.

    Президент
    Российской Федерации
    Б.ЕЛЬЦИН
    Москва, Кремль
    17 декабря 1998 года
    N 188-ФЗ

    gov.karelia.ru

    Виртуальный справочник по судебной системе РФ

    www.themis.ru

    Мировой суд

    Мировой суд в современной России — явление сравнительно молодое. Он существовал в дореволюционной России, затем был упразднен и восстановлен в 1998 г. Задачей мирового суда исторически считалось приблизить судебную власть к населению, а также снизить нагрузку на районные суды, так как мировые судьи имеют возможность в более короткие сроки рассматривать простые дела. Традиционно, мировой судья — примиритель ссорящихся, откуда он и получил свое название.

    Требования к мировым судьям

    Мировые судьи относятся к судам субъектов Российской Федерации и занимаются делами общей юрисдикции. Они не являются федеральными судьями, но на них распространяются все положения закона «О статусе судей в РФ» и они так же независимы, как и все другие судьи. Мировой судья избирается либо законодательным органом субъекта федерации, либо населением судебного участка на срок, установленный законодательством субъекта федерации, но не более 5 лет.

    К мировым судьям, как и федеральным, предъявляется ряд требований, они, конечно, являются не такими строгими, как во втором случае, но теме не менее имеются. Ниже рассмотрим те обязательные требования, которые предъявляются к кандидату на должность мирового судьи:

  1. Высшее юридическое образование.
  2. Возраст не моложе 25 лет.
  3. Опыт работы юристом не менее 5 лет.
  4. Отсутствие судимостей.
  5. Отсутствие связей с другими странами, т.е. отсутствие двойного гражданства, недвижимость и банковских вкладов за рубежом. На комиссии еще необходимо будет доказать, что вы планируете трудиться только в России.
  6. Полная дееспособность кандидата, что придется подтвердить справками.
  7. Отсутствие алкогольной или наркотической зависимости, что также требует подтверждениями справками из психоневрологического и наркологического диспансеров.
  8. Отсутствие серьезных хронических заболеваний, которые могут препятствовать активной деятельности.

А также среди требований к кандидатам – безупречная репутация. Всегда тщательно выбирайте слова и выражения, следите за своими поступками и действиями, рядом могут быть недоброжелатели или даже конкуренты.

Кандидатам в мировые судьи необходимо сдать специальный экзамен, а также заручиться рекомендацией другого мирового или федерального судьи. Если же кандидат в мировые судьи уже работал федеральным или мировым судьей, то от этих моментов он освобождается.

В юрисдикции мирового суда находятся небольшие судебные участки с населением не менее 15 тыс. человек. Количество таких участков в пределах одного населенного пункта может быть разным, в зависимости от количества людей, проживающих в нем. Если человек сталкивается с ситуацией, которую он может разрешить на этом уровне судебной системы, то ему в большинстве случаев необходимо обратиться в мировой суд по месту жительства ответчика.

Дела, которые рассматривает мировой суд

У всех мировых судей одинаковые полномочия. Перечень дел, которые входят в компетенцию мирового судьи, утвержден соответствующими нормативными актами. Мировой судья может рассматривать дела об уголовных преступлениях, предполагающих наказание не более 3 лет лишения свободы или штрафа не более 100 тыс. рублей. Например:

  • причинение ущерба здоровью или имуществу, совершенное по неосторожности;
  • причинение легкого вреда здоровья умышленно;
  • угрозы физическим насилием;
  • клевета и оскорбления;
  • заражение ВИЧ-инфекцией
  • и ряд других нарушений против человека, который законом караются не очень строго.

Также мировому судье подсудны некоторые гражданские споры. Например:

  • дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;
  • дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества (если цена иска не более 100 тыс. рублей);
  • дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе;
  • раздел имущества или оспаривание интеллектуальной собственности;
  • регулирование порядка пользования имуществом
  • многочисленные дела о защите прав потребителей.
  • Однако самым большим объемом работы мирового судьи является рассмотрение административных дел. Это те мелкие правонарушения, который судья рассматривает каждый день. Например, появление в общественном месте в пьяном виде, мелкое хулиганство, несоблюдение ПДД, мелкая кража, отношения потребителя и продавца и многое другое, список может быть бесконечным.

    Все эти «мелкие» дела мировой судья решает единолично и даже самостоятельно ведет протоколы заседания, не обращаясь к помощи секретарей. Дела более серьезные судья также рассматривает единолично, однако протоколы заседаний ведет секретарь, и так же, как и в районом суде, спор по некоторым вопросам может затянуться на месяцы.

    Мировой суд является судом 1-й инстанции, но может и пересматривать собственные решения, вступившие в силу, по вновь открывшимся обстоятельствам. Надзор за деятельностью мировых судей осуществляет районный (межмуниципальный) суд. В целом, мировой суд призван вставать на сторону граждан и защищать интересы простых людей.

    Автор: Татьяна Сидорова, дата обновления: 15.03.2018
    Перепечатка без активной ссылки запрещена!

    themis.ru

    Особенности организации деятельности мировых судей (часть 1)

    Рубрика: Государство и право

    Дата публикации: 28.03.2015 2015-03-28

    Статья просмотрена: 7090 раз

    Библиографическое описание:

    Тальянов А. В. Особенности организации деятельности мировых судей (часть 1) // Молодой ученый. — 2015. — №7. — URL https://moluch.ru/archive/87/16675/ (дата обращения: 22.07.2018).

    Институт мировых судей является не новым в зарубежной юстиции и действует на территории многих государств, таких как США, Греция, Англия, Италия и других. Введение института мирового судейства в начале XX века поставило Россию в один ряд с цивилизованными странами с развитой разветвленной судебной системой.

    В настоящее время роль мировых судов увеличивается, о чем свидетельствует количество рассматриваемых дел мировыми судьями.

    Особенности организации деятельности мировой юстиции связаны с тем, что, с одной стороны, данные суды составляют одно из звеньев судебной системы Российской Федерации, как суды общей юрисдикции. С другой стороны, они характеризуются как суды субъектов Российской Федерации. Данный факт предопределяет особенности организации их деятельности.

    Правильная организация работы судов ведет к высокому качеству осуществления правосудия и выполнению задачи по защите прав и свобод граждан.

    Организация деятельности судов, в том числе мировых судов, должна включать анализ следующих аспектов их деятельности:

    1) организацию делопроизводства;

    2) организацию рассмотрения дел в различных инстанциях;

    3) организацию работы по подготовке дел к судебному разбирательству;

    4) организацию работы по обращению к исполнению судебных решений;

    5) организацию судебной статистики, изучение и обобщение судебной практики;

    6) организацию работы по рассмотрению жалоб и заявлений граждан;

    7) организационное обеспечение судов;

    8) организацию работы аппарата судов.

    Таким образом, можно дать условное определение, что организация деятельности судов — это планомерное и продуманное устройство работы судов [4, с. 26].

    Ряд правоведов весьма справедливо выделяют следующие особенности организации деятельности мировых судей, которые отличают ее от организации деятельности других звеньев судебной системы.

    1. Осуществление мировыми судьями деятельности в пределах судебных участков.

    2. Неурегулированность федеральным законодательством полномочий мировых судей как должностных лиц.

    3. Необходимость замещения мирового судьи в случае его отсутствия [2, с. 42].

    В соответствии с нормами ст. 4 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков, следовательно, по своей структуре мировые судьи сходны с ранее существовавшими односоставными районными судами, в которых один штатный судья выполнял в то же время обязанности председателя суда.

    Так как Законом «О мировых судьях в Российской Федерации» установлены только процессуальные полномочия мировых судей, то остальные полномочия мировых судей в части организации их работы регулируются законами субъектов РФ и значительно отличаются как между собой, так и от полномочий председателей судов.

    Так, например, согласно ст. 11 Закона Воронежской области от 13 декабря 2000 г. «О мировых судьях Воронежской области» мировой судья: председательствует в судебных заседаниях; организует работу аппарата мирового судьи и обслуживающего персонала; ведет личный прием, рассматривает предложения, заявления и жалобы; руководит ведением судебной статистики; осуществляет иные функции согласно действующему законодательству. В Законе Хабаровского края от 27.05.2009 № 244 «О мировых судьях в Хабаровском крае» организационные полномочия мировых судей вообще не указаны.

    Таким образом, неурегулированность данного вопроса федеральным законодательством создают предпосылки для распределения обязанностей между работниками аппарата ненадлежащим образом, повышение квалификации аппарата мировым судьей проводится беспланово, от случая к случаю. Между тем, ненадлежащее оформление протокола судебного заседания в обязательном порядке влечет отмену решения, даже в том случае, если оно обоснованное и законное. Ошибка в делопроизводстве также может повлечь для сторон неблагоприятные последствия.

    Тем самым, в целях обеспечения прав граждан на справедливую судебную защиту представляется целесообразным дополнить Закон «О мировых судьях в Российской Федерации» статьей с указанием должностных обязанностей мирового судьи [6, с. 120].

    Осуществление мировым судьей деятельности в пределах судебного участка имеет целью приближения суда к населению. Данной цели возможно достигнуть в случае, если мировой судья будет располагаться на территории судебного участка, которых на территории района должно быть несколько, и населению будет легче обратиться к мировому судье прежде всего в силу территориальной близости.

    Переходя к проблеме осуществления мировыми судьями деятельности в пределах судебных участков, следует отметить, что согласно ч. 4 ст. 4 Закона «О мировых судьях в Российской Федерации» установлено создание судебных участков из расчета численности населения на одном участке от 15 до 30 тысяч человек.

    Однако, на практике складывается ситуация, отсутствует возможность раздельного размещения мировых судей на территории вверенных судебных участков, им предоставляют помещение либо в зданиях районных судов, либо хотя и не в них, но все равно всем вместе в районном центре. Такая ситуация наиболее характерна для крупных городов, что отрицательно сказывается на доступности мировой юстиции для граждан, поскольку преимущество получают только граждане, место жительство которых ближе расположено к районному центру и месту нахождения помещения мировых судей.

    Принцип осуществление деятельности в пределах судебных участков на практике привел к неравномерности распределения между мировыми судьями нагрузки по рассмотрению дел. Так, согласно сведениям о работе мировых судей Хабаровского края за 12 месяцев 2013 г. мировым судьей судебного участка Комсомольского района Хабаровского края № 54 рассмотрено 64 уголовных дела, 832 гражданских, 1018 дел об административных правонарушениях, общая нагрузка составила 190 дел, в то время как мировым судьей судебного участка № 33 Центрального округа г. Комсомольска-на-Амуре рассмотрено 81 уголовных дел, 2606 гражданских и 941 дел об административных правонарушениях. Общая нагрузка данного судьи составила 346 дел. То есть нагрузка, исходя из числа дел, различается почти в 2 раза [8].

    Большая загруженность ведет к более длительному рассмотрению дел, при этом падает качество рассмотрения. Это нарушает право граждан на доступное правосудие.

    Как показывают статистические данные, загруженность мировых судов определяется не количеством жителей на участке, а уровнем хозяйственного оборота, степенью концентрации объектов производства, уровнем преступности и другими особенностями местности.

    Исходя из указанной проблемы, представляется целесообразным внести изменения в Закон «О мировых судьях в Российской Федерации», расширив территориальные показатели для создания судебных участков из расчета численности от 10 до 40 тысяч человек. В данных рамках у субъектов РФ будет больше возможности решения проблемы повышенной нагрузки путем изменения границ судебных участков.

    Проблема временного увеличения нагрузки вполне может быть разрешена путем привлечения к осуществлению правосудия в качестве мирового судьи, судьи, находящегося в отставке.

    Представляется целесообразным дополнить Закон «О мировых судьях в Российской Федерации» положениями, регламентирующими положение добавочных мировых судей, которые бы отличались от участковых мировых судей только отсутствием конкретного судебного участка, а их назначение на участок осуществлялось бы председателем суда уровня субъекта РФ.

    Институт добавочных судей уже знаком судебной системе России. Так, согласно ст. 45.1 Уголовного судебного уложения с 1886 г. вводились добавочные мировые судьи, которые назначались постановлением съезда мировых судей для исполнения обязанностей участковых мировых судей в случае их устранения, отсутствия, болезни, смерти, а также для облегчения тех, которые чрезмерно обременены участковыми делами [5, с. 59].

    Таким образом, организация работы мировых судей в настоящее время из-за специфики данного звена судебной системы имеет ряд существенных отличий от организации работы в других звеньях судебной системы, что в ряде случаев ведет к нарушению конституционных прав граждан на судебную защиту и противоречит целям возрождения мировых судей.

    В связи с этим представляется целесообразным закрепить в федеральном законодательстве с целью обеспечения на всем правовом поле России равного права граждан на судебную защиту:

    1) полномочия мировых судей как должностных лиц, установив их равными полномочиям председателей судов;

    2) уменьшение нижней и увеличение верхней границы количества населения на один судебный участок;

    3) создание не менее двух судебных участков в судебном районе;

    4) размещение мирового судьи непосредственно на территории судебного участка;

    5) введение добавочных мировых судей для привлечения к отправлению правосудия в случае временного увеличения нагрузки мировых судей;

    6) установить, что в случае отсутствия мирового судьи исполнение его обязанностей может быть не только возложено председателем районного суда на мирового судью ближайшего судебного участка либо, если это невозможно по каким-либо причинам (в районе — один судебный участок и т. п.), председателем суда соответствующего субъекта РФ на мирового судью ближайшего судебного участка другого района, но и на судью в отставке.

    Предлагаемые изменения в законодательстве, направленные на эффективную организацию деятельности мировых судей при осуществлении ими судебной власти, приведут к повышению уровня защиты прав граждан в Российской Федерации.

    Особенностями организационного обеспечения деятельности мировых судей, отличающие его от организационного обеспечения деятельности других звеньев судебной системы, являются:

    1. Отсутствие законодательного закрепления функций по организационному обеспечению деятельности мировых судей.

    2. Материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей за счет средств бюджета субъектов РФ.

    3. Количество работников аппарата мирового судьи и порядок их назначения.

    Организационное обеспечение деятельности мировых судей в части их финансирования осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде РФ из федерального бюджета, а материально-техническое обеспечение деятельности осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ.

    Финансирование судов из федерального бюджета направлено на повышение их самостоятельности и независимости. В связи с этим положения законодательства, устанавливающие материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей, повышение их квалификации, возмещение процессуальных издержек за счет средств бюджета субъектов РФ, прямо противоречат ст. 124 Конституции РФ, устанавливающей финансирование судов только из федерального бюджета с тем, чтобы обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.

    В научной литературе уже указывалось, что недопустимо расчленять конституционное понятие «финансирование судов» на «собственно финансирование» и «материально-техническое обеспечение», так как это прямо направлено на обход конституционных принципов финансирования и снижение гарантий независимости судебной власти [7, с. 47].

    Вопрос о соответствии Конституции РФ Закона «О судебной системе Российской Федерации» в части возложения материально-технического обеспечения деятельности мировых судей и работников их аппаратов на органы власти субъектов РФ до настоящего времени остается открытым.

    Таким образом, организационное обеспечение деятельности мировых судей в настоящее время из-за специфики данного звена судебной системы имеет ряд существенных отличий от организационного обеспечения деятельности других звеньев судебной системы, что в ряде случаев ведет к нарушению конституционных прав граждан на судебную защиту и противоречит целям возрождения мировых судей.

    Учитывая изложенное, представляется целесообразным закрепить в федеральном законодательстве с целью обеспечения на всем правовом поле России равного права граждан на судебную защиту.

    1. Обеспечение равного материально-технического обеспечения мировых судей в РФ, либо из федерального бюджета, либо из бюджета субъектов РФ с установлением единых федеральных нормативов.

    2. Возложение обязанности по организационному обеспечению мировых судей на управления Судебного департамента при Верховном Суде РФ в субъектах РФ.

    3. Количество работников аппарата мировых судей — не менее трех человек, предоставив мировому судье право назначения на должность и освобождения от должности работников аппарата.

    1. Конституция Российской Федерации [Текст] // Российская газета. — 1993. — 25 дек.

    2. Анохина, В. Ю. Вопросы организационного обеспечения деятельности мировых судей. — [Текст] / В. Ю. Анохина // Российская юстиция. — 2006. — № 11. — С. 40–48.

    3. Гарифуллина, А. Р. Некоторые аспекты организационного обеспечения деятельности мировых судей.- [Текст] / А. Р. Гарифуллина // Российский судья. — 2012. — № 6. — С. 5–10.

    4. Даниелян, Д. Р. Об основных направлениях развития судебной системы. — [Текст] / Д. Р. Даниелян // Мировой судья. — 2013. — № 6. — С. 26–28.

    5. Дорошков, В. В. Мировой судья. Исторические, организационные и процессуальные аспекты деятельности. — [Текст] / В. В. Дорошков. — М.: НОРМА, 2009. — 320 с.

    6. Колоколов, Н.А., Павликов, С. Г. Теория судебных систем: особенности конституционного регулирования, судебного строительства и организации судебной деятельности в федеративном государстве [Текст] / Н. А. Колоколов, С. Г. Павликов. — М.: Юрлитинформ, 2007. — 250 с.

    7. Конституционные принципы судебной власти Российской Федерации [Текст] / Отв. ред. д-р юрид. наук В. П. Кашепов. — М.: Юриспруденция, 2011. — 102с.

    moluch.ru