Заочная форма обучения это — как осуществляется или стоит ли так учиться
Здравствуйте, друзья! Эта статья будет интересна тем, кто планирует получить высшее образование. А значит, ребятам, заканчивающим школу, их родителям, которые не меньше внимания уделяют теме поступления, взрослым людям, пока еще по разным причинам не имеющим такового, либо тем, кто хочет получить второе высшее.
Собственно говоря, перечисленные нами категории – довольно большая часть населения. Однако мы не будем растекаться мыслью по древу и несколько сузим категорию заинтересованных лиц: поразмышляем над тем, как сегодня в России получить заочное высшее образование. Сохранилось ли оно, платно или бесплатно предоставляется, в чем его плюсы и минусы – поговорить есть о чем.
Из истории: 20-е годы – рождение новой формы
Для начала чуть заглянем в прошлое и выясним, что история заочного образования в нашей стране не так-то и продолжительна. Очное образование в университетах в дореволюционной России было, курсы существовали, а вот заочных отделений не имелось. По-настоящему развитие этой формы обучения началось с 20-х годов прошлого века.
Заочная форма обучения это возможность получать образование без необходимости 6 раз в неделю отправляться в колледж, институт или университет. После революции потребность в образованных кадрах и в первую очередь в сельском хозяйстве значительно возросла. Однако большинство из тружеников были заняты на работе и обучаться очно не имели возможности. Для них создали заочные отделения.
Гарантировано государством
И довольно продолжительное время этот процесс шел по нарастающей: студентов-заочников становилось все больше. Сегодня ситуация несколько изменилась: некоторые популярные вузы отказываются от заочного отделения, считая получаемое в нем образование не очень качественным. Примером такого вуза можно назвать МГУ.
Тем не менее такая форма, как заочное обучение, прописана в законе об образовании от 2012 года. Как закреплено в документе, студенты могут пройти обучение в очной, очно-заочной и заочной форме. Сегодня стала востребованной и новая форма – дистанционное обучение, которое во многом схоже с заочным образованием, однако имеет и отличия.
Две составляющие: самостоятельность и отчетность
Итак, в чем же суть заочного обучения. Назовем два главных момента: это самостоятельная учебная работа студента в период между сессиями, выполнение обязательных контрольных, проверочных работ, а также курсовых; и сдача сессий в стенах университета, которая в зависимости от учебного заведения проводится от 1 до 4 раз в год. Чаще всего – 2 раза в год.
Во время сессии студенты посещают лекции, имеют возможность напрямую общаться с преподавателями, а также в обязательном порядке сдают экзамены. Учебные программы для заочников составляются специальные, учитывающие самостоятельную работу в течение основного учебного времени.
Конечно, по интенсивности обучения соперничать с очной формой заочная не может. Именно поэтому обучение на последнем длится дольше, чем на дневном. Если в большинстве вузов в России обучение на бакалавра длится 4 года, у заочников на это уходит пять лет. Программа обучения предусматривает обязательную практику. Завершается оно так же, как на дневном – сдачей госэкзаменов и защитой диплома.
Нюансы: баллы ЕГЭ, цена вопроса, специальности
Несколько слов о поступлении. Во-первых, плюсом такой формы обучения является тот факт, что для поступления не существует ограничений. В частности, возрастных. Важным моментом является то, что количество баллов ЕГЭ для поступающих на заочку может быть гораздо ниже, чем на очное отделение – одним словом, поступить сюда проще.
Отметим также, что заочное отделение – это вовсе не синоним платного отделения. До сих пор многие университеты имеют бюджетные места для заочников. Правда, справедливости ради, отметим: таких мест с каждым годом становится меньше. Выбирая учебное заведение, хорошо изучите имеющуюся информацию: возможно, вам повезет и вы сможете обучаться заочно бесплатно. И помните: второе высшее – только платно.
Обратить внимание нужно и на то, а есть ли вообще в выбранном вами вузе, вернее, на выбранном вами факультете заочное обучение. Так, к примеру, медицинские специальности врача, акушера, медицинской сестры и т. д. получить заочно нельзя – в этих профессиях необходимы навыки, которым нужно учиться не только теоретически, но и практически.
Накануне 2016 года прошла большая волна дискуссий об отмене заочного обучения на факультетах менеджмента, юриспруденции, экономики. Однако пока для них такая форма сохранена. Хотя споры об эффективности заочной формы обучения продолжаются до сих пор.
И хотя споры ведутся, многие с удовольствием выбирают заочное обучение, получая в итоге диплом государственного образца, ничем не отличающийся от диплома студента-очника. Если, конечно, учебное заведение, выдавшее его, имеет необходимую аккредитацию и лицензию.
Очень многим категориям жителей страны заочная форма удобна. Не все имеют средства для обучения по очной форме, не все могут ездить из глухой деревни в столичный вуз. У кого-то проблемы здоровьем, кто-то не хочет бросать перспективную работу, кто-то рожает ребенка, но хочет, чтобы уход за ним не поставил крест на учебе. У всех них есть возможность получить заветный диплом, обучаясь заочно.
Более того, законом студентам заочных отделений гарантирован ряд прав: бесплатный учебный отпуск на время сдачи сессии, бесплатный отпуск для подготовки и защиты диплома, бесплатный проезд один раз в год к месту учебы и обратно, сокращенная рабочая неделя на последнем курсе. Условие одно: вы должны быть хорошим студентом (учиться без хвостов), а вуз – быть учреждением с государственной аккредитацией.
Надеемся, если кто-то задумал учиться заочно, наша статья окажется для вас полезной. Если вы хотите дополнить ее или поделиться мнением, будем рады услышать его на сайте или в социальных сетях. Пишите комментарии, высказывайте собственную точку зрения на эту актуальную тему.
www.rline.tv
О практике реализации военнослужащими права на обучение
О практике реализации военнослужащими права на обучение Пунктом 2 статьи 10 Федерального закона от27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее – Федеральный закон № 76-ФЗ) военнослужащим гарантируется получение дополнительного профессионального образования с учетом интересов военной службы и их собственного выбора. На основании Федеральный закон № 76-ФЗ в отношении офицеров разработаны Правила реализации права офицеров на обучение в гражданских профессиональных образовательных организациях или гражданских образовательных организациях высшего образования и на подготовительных отделениях таких образовательных организаций высшего образования с освоением образовательных программ по очно-заочной или заочной форме обучения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2014 года № 1156.
Согласно пункту 3 Правил учебные отпуска предоставляются им при получении образования впервые, а также при направлении а обучение федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба.
В свою очередь, для военнослужащих, не имеющих воинского звания офицера, разработаны Правила реализации права военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (за исключением офицеров), непрерывная продолжительность военной службы по контракту которых составляет не менее трех лет, на обучение по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования, а также на подготовительных отделениях федеральных государственных образовательных организаций высшего образования за счет средств федерального бюджета с освоением образовательных программ по очно-заочной или заочной форме обучения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2014 года № 1155.
Учебные отпуска предоставляются таким военнослужащим при получении образования соответствующего уровня впервые, а также при направлении на обучение федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба.
В то же время встречаются случаи поступления на военную службу граждан Российской Федерации, не имеющих воинского звания офицера и непрерывной продолжительности военной службы более трех лет, которые на момент поступления на военную службу по контракту уже обучаются по образовательным программамза счет средств федерального бюджета или на договорной (коммерческой) основе, либо случаи, когда они начинают обучениепо образовательным программамне за счет средств федерального бюджета, а на договорной (коммерческой) основе.
Федеральные законы № 273-ФЗ и № 76-ФЗ не запрещают таким гражданам поступать на военную службу по контракту, а затем будучи военнослужащими, – обучаться на договорной (коммерческой) основе, однако не определяют порядок предоставления им учебных отпусков.
Несообщение о поступлении на обучение в образовательную организацию не является основанием для отказа в предоставлении учебных отпусков (при условии, что образование военнослужащим получается впервые), за исключением участия военнослужащего в учениях, походах кораблей и других мероприятиях (перечень установлен в федеральных органах исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба), а также в случае направления военнослужащего, обучающегося в образовательной организации, в служебную командировку продолжительностью свыше трех месяцев, в том числе для участия в миротворческих и контртеррористических операциях. При этом командиром воинской части военнослужащему выдается справка, которая вместе с личным заявлением является основанием для переноса времени прохождения промежуточной (итоговой) аттестации либо предоставления в установленном порядке академического отпуска.
Начальник управления кадров Главной военной прокуратуры генерал-майор юстиции
m.tvzvezda.ru
Первые упоминания о законе
В середине 2016 года велись активные разговоры о принятии закона, отменяющего возможность получения заочного образования по отдельным специальностям:
— менеджер по направлению «Государственное управление».
Ввести ограничения планировали с 1 сентября. Главный инициатор нововведения – глава Рособрнадзора Сергей Кравцов.
До того, как впервые начали обсуждать закон об отмене заочного образования, другие представители образовательной системы заявили об отрицательном эффекте подобной формы обучения.
Официальные и неофициальные причины отмены заочного образования
Пока неизвестно, будут ли ограничения на получение первого высшего, отменят ли заочное образование в полной мере, или данная инициатива распространится на конкретные специальности.
Основные причины введения закона:
— повышение качества обучения. Фактическая эффективность такого способа получения знаний минимальна. Большинство получает его «для корочки». Они не осознают, что работодатели прослеживают данную тенденцию. Сейчас на работу сложно устроиться даже очникам без опыта работы;
— по мнению Кравцова, ряд ВУЗов превратился в магазины по продаже дипломов. Фактически они не способны предоставить качественное образование. Уничтожение подобных заведений сократит проблемы для студентов;
— перенаправление потоков, обучающихся на нужные стране специальности. Сейчас нужны инженеры и представители других технических специальностей;
— оптимизация бюджетов. Бесполезные заочники на бюджетном обучении расходуют средства налогоплательщиков. ВУЗы получают хорошую прибыль, не предоставляя качественного образования.
Заочная система обучения – пережиток 20 годов XX века. Она не показала высоких результатов за все годы своего существования.
Итоги 2016 года. Условия закона. На какие специальности распространяется
Заочное образование отменили или нет? На данный момент закон не вступил в силу. Студенты могут обучаться на заочном отделении по всем предлагаемым специальностям.
Однако очевидно, что представители Рособрнадзора и руководство ВУЗов будут разрабатывать эффективные шаги по предоставлению альтернативы и уходу от данного способа обучения. Возможность получить второй диплом сохранится для состоявшихся, трудоустроенных взрослых людей. В отличие от большинства заочников, для которых высшее образование станет первым, они стремятся получить знания для повышения квалификации, прикладывая значительные усилия.
Плюсы и минусы принятого закона
Если закон вступит в силу, можно говорить о движении в сторону повышения качества образования, минимизации коррупции и улучшения работы ВУЗов, стремительно обогащающихся на заочниках. Но данный нормативный акт затронет интересы тех, кто по определенным причинам не может продолжить очное образование (например, молодых матерей). Вскоре мы узнаем, вступит ли в силу новый закон.
synergy.ru
Очное или заочное?
Тяжело в учении.
С дневным отделением все понятно: «дневникам» обеспечены насыщенная студенческая жизнь, регулярное общение с преподавателями, полный объем положенных знаний, а что гарантируют ВУЗы «заочникам»? Согласно государственным стандартам обучение студентов заочного отделения осуществляется по тем же учебным планам и дисциплинам, что и у дневного, а дипломы «очников» и «заочников» равноценны: форма обучения, как правило, указывается в приложении к диплому, а не в самом документе.
Стоит отметить, что у заочного образования есть большой плюс: демократичная стоимость (по сравнению с очной формой обучения) и сравнительная легкость поступления. Для сравнения в СПбГУКиТ очное направление «Менеджмент» обойдется в 90 000 рублей, заочное — около 50 000 рублей.
Согласно исследованиям электронного научного журнала «ВЕСТНИК-ЭКОНОМИСТ ЗАБГУ 2014» (№ 7), именно эти параметры повлияли на то, что за последние несколько лет численность «заочников» в стране возросла на 2161 тыс.человек, тогда как в полку «очников» прибыло почти в два раза меньше. Там же высказалось опасение, что процент студентов заочного отделения слишком высок, и в идеале их должно быть не больше 10-15% от общего числа, тогда как сейчас в России их более 50%.
Однако, несмотря на все возрастающую популярность дистанционного обучения, ведущие ВУЗы страны отказались от заочных отделений: СПбГУ, МГУ, МГТУ им. Баумана прекратили набор «заочников» с 2010 года, ссылаясь на слишком низкое качество такого образования. Интересно, что законодательно компетенция «очников» и «заочников» одинакова: равноправные дипломы предполагают, что знания и уровень образования у тех и других студентов также одинаковый. Такой нормативный документ как «Единый квалификационный справочник» содержит описания требований к претендентам на ту или иную профессию: претенденты на должность менеджера, архитектора, инженера или биржевого маклера должны в обязательном порядке иметь высшее образование, но как именно должен был обучаться специалист, справочник не уточняет.
. а как в бою?
Следовательно, в России можно не только заочно получить высшее образование, но и найти работу по специальности, имея в дипломе такую пометку. Но котируются ли специалисты — «заочники» на рынке труда? Как обстоит дело на практике рассказала заместитель начальника управления кадров главного управления по организации работы с персоналом факультета журналистики СПбГУ Краснова Елена Павловна: «Если говорить о трудоустройстве и конкуренции студентов очного и заочного отделения после ВУЗа, то все зависит от сферы деятельности выпускников, предпочтений начальства и того, что в данной профессии ценится больше: классическое полное образование или опыт работы. Во многих фирмах, например, в диплом просто не заглядывают, проверяют лишь его наличие, потому не знают, какое отделение заканчивал соискатель. А в научной и преподавательской деятельности есть определенные требования, и если они соблюдены выпускником заочного отделения, но не соблюдены выпускником дневного — предпочтут, конечно, первого. Дневное образование, несмотря на такие нюансы как опыт или стаж, считается более престижным и обширным, чем образование человека, который многое изучал самостоятельно, совмещая обучение с работой или семьей. Однако по опыту могу сказать, что при равном раскладе сил перевес все-таки окажется на стороне „очника“».
С ней соглашается начальник аналитического отдела химической лаборатории НИИПМ Таисия Алексеевна Приходько: «При приеме на работу отдам предпочтение „очнику“. Скажу больше, мои коллеги, руководители других наукоемких производств, также предпочитают брать на работу студентов — „дневников“. О другом и речи быть не может. Студент заочного отделения вынужден большую часть материала изучать самостоятельно: знание классической теории у него плохое, практики в лабораторных условиях, как правило, нет. Следовательно, уровень образования у них гораздо ниже, чем у студентов очных форм обучения».
Мнения экспертов совпадают с результатами исследования Высшей Школы Экономики: при трудоустройстве выпускники очного отделения действительно пользуются преимуществом. Более чем в половине случаев именно «очник» получит желаемую должность. Причем чаще всего работодатели ссылаются на довольно низкое качество заочного образования, однако отмечают: это неприятное различие с лихвой нивелируется опытом работы «заочников».
Главный редактор газеты «Экстраблог» Павел Желтов: «Я отношусь к той категории работодателей, у которых нет предпочтений в плане формы образования: если соискатель может продемонстрировать необходимые навыки, то мне не важно, на каком отделении он учился. Считаю, что люди, которые имеют опыт работы в необходимой работодателю сфере, ценятся независимо от формы образования. Возможно, на гос.службе и есть различия, но в целом на рынке труда наблюдаю такую тенденцию и сам беру людей на работу, исходя из этих критериев».
Дело в профессии
Действительно, на современном рынке труда фактор опыта работы имеет большое значение, но вступает в конфронтацию с уже известным нам утверждением о том, что студенты очного отделения лучше. Очевидно, есть решающий фактор, которым работодатели руководствуются при отборе кандидатов в той или иной сфере. Если дело не в личном предпочтении рекрутеров, то, может быть, соль в самой профессии? Возможно, заочная форма обучения, которая никак не скажется на карьере журналиста, будет большим минусом в резюме инженера или математика-программиста.
Начальник отдела маркетинга правового консорциума «Кодекс» Татьяна Селиванова видит решение дилеммы в следующем: «Я считаю, что ценность студентов очного или заочного отделения на рынке труда зависит от того, в какой сфере они собираются применять свои знания. Если журналист или PR-менеджер к моменту выпуска из университета имеет внушительное портфолио и большой опыт работы — меня, как начальника, не смутит, что человек обучался заочно. Совсем другое дело наукоемкие, медицинские, проектировочные работы. В этих сферах необходим не столько опыт, сколько колоссальные знания в своей профессиональной области. Здесь без теории не обойтись, а она несравнимо лучше на дневном отделении. В этом случае очное обучение — большой плюс для работодателя».
spb.ucheba.ru
Не желая повышать стипендии для студентов дневных отделений, правительство готовится запретить заочное обучение в гуманитарных вузах
Глава Рособрнадзора Сергей Кравцов объявил о готовящемся запрете заочного и дистанционного образования в вузах по ряду гуманитарных специальностей. Ограничение планируется ввести уже с 1 сентября текущего года. Оно коснется таких популярных направлений, как юриспруденция, экономика, госуправление и муниципальное управление.
Сергей Кравцов сообщил, что первое высшее образование должно быть очным, и ограничение возможностей для получения заочного или дистанционного образования повысит качество высшего образования в стране. Инициатива Рособрнадзора получила поддержку со стороны министра образования и науки Дмитрия Ливанова, по мнению которого дисциплины общепрофессионального цикла, специальные дисциплины и практическая часть обучения не могут быть обеспечены в заочном режиме.
Планы по тотальному запрету заочного гуманитарного образования являются попыткой контролирующих ведомств продолжить при помощи новых методов кампанию по отсеиванию так называемых «шарашкиных контор» — вузов, осуществляющих сугубо формальное обучение студентов, а на деле являющихся «магазинами» по продаже дипломов. Видимо, позитивный отчет министра Ливанова об искоренении подобной практики не вполне соответствует реальному положению в сфере образования. Сомнительно, что запрет заочного обучения поможет решить проблему низкого уровня высшей школы в России, зато лишит возможности получить высшее образование многих молодых людей из малообеспеченных семей и отдаленных регионов.
Улучшение через сокращение
Впервые о планах по запрету заочного образования для юристов и экономистов в Министерстве образования заговорили в марте 2016 года, с такой инициативой выступили представители учебно-методических объединений в области менеджмента, экономики и права. За отмену заочного и дистанционного обучения выступил, в частности, ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов, по его мнению, до 60% всех студентов-заочников готовятся стать юристами и экономистами.
Представители профессионального сообщества, в свою очередь, осудили данный замысел, с критическим отзывом выступила Федеральная палата адвокатов. По мнению вице-президента ФПА Светланы Володиной, выпускники-заочники не только не уступают своим «очным» коллегам, но даже напротив, зачастую овладевают профессией с куда большей мотивацией, совмещая учебу с работой по специальности. Наличие на юридическом рынке труда плохих специалистов с заочным обучением никак не связано — часто это выпускники как раз очных отделений. Есть примеры юристов, получивших образование заочно, но достигших больших высот в профессии — это, в частности, председатель Мосгорсуда Ольга Егорова, завкафедрой МГЮА имени О.Е. Кутафина Анатолий Кучерена и полпред правительства РФ в высших судах Михаил Барщевский.
Недоумение инициатива Минобразования вызвала и в Госдуме: первый зампред думского комитета по образованию Олег Смолин заявил, что не видит никакого смысла в запрете заочного и дистанционного обучения гуманитарным специальностям. «Надо идти путем оценки качества подготовки. При аттестации студентов приглашайте представителей работодателей, Рособрнадзора, проверяйте качество образования на выходе, не перекрывайте людям искусственно возможность получения образования на входе», — отметил депутат.
По мнению экспертов, среди выпускников очных отделений процент специалистов с низким уровнем профессиональной подготовки ничуть не ниже, чем среди выпускников-заочников: в условиях общего снижения качества образования на первый план выходит личная мотивация студентов. Люди, четко осознающие цель получения диплома о высшем образовании и стремящиеся добиться успеха в выбранной профессии, учатся лучше, чем студенты, поступившие из страха перед срочной службой в армии или просто ради «корочки» — эта закономерность справедлива для любых форм обучения.
Если запрет на заочное и очно-заочное обучение такой специальности, как фармацевт-провизор, еще можно объяснить необходимостью участия студентов в практических занятиях (соответствующее ограничение обсуждается начиная с 2013 года), то подобные ограничения по отношению к гуманитарным профилям выглядят нелогично.
Сторонники простых решений
Проблема снижения качества высшего образования в России действительно существует — большим достижением считается попадание 13 российских вузов в топ-700 мировых университетов, еще недавно Россия была представлена в международных рейтингах всего пятью учебными заведениями. И это при том, что советское образование по инженерно-техническим специальностям считалось одним из лучших в мире, и «прогрессивные» западные государства немало у нее переняли.
Тем не менее вряд ли носящая комплексный характер проблема может быть решена при помощи неконструктивных мер точечного характера.
К сожалению, решение о закрытии заочного и дистанционного обучения по ряду специальностей нанесет серьезный удар по социальным лифтам, еще сохранившимся в России: при том что максимальная студенческая стипендия составляет сегодня около шести тысяч рублей, далеко не все молодые люди могут позволить себе учиться на очном отделении. Для многих дистанционное или заочное обучение остается единственным доступным способом повысить свою ценность на рынке труда и перейти на новую ступень социальной лестницы. Конечно, можно возразить, что очники тоже подрабатывают по вечерам, чтобы не быть обузой для семьи, однако финансовая самостоятельность студента, совмещающего учебу на дневном отделении и работу, это, скорее, исключение. Кроме того, не во всех городах существует широкий рынок труда для студентов, возможность такой подработки есть разве что в наиболее крупных административных центрах вроде Москвы и Санкт-Петербурга. Помимо этого, многие юристы, получив среднее специальное образование, идут работать по профессии, продолжая при этом заочное обучение в вузе — для чего лишать людей возможности карьерного роста?
Ограничивая заочное обучение, кабмин вовсе не спешит повышать стипендии для учащихся дневных отделений. В прошлом году правительство отклонило законопроект, согласно которому предлагалось поднять размер выплат до уровня прожиточного минимума, согласившись лишь проиндексировать их на 4%. В настоящее время государство рассматривает студенческие стипендии не как способ поддержать учащихся во время получения ими профессии, а как «стимулирующую выплату», размер которой может быть сколь угодно низким.
Не умея навести порядок в системе высшего образования (в конце концов, аккредитацию так называемым «шарашкиным конторам» ранее выдал сам Рособрнадзор), не желая поддерживать талантливую молодежь материально, чиновники предпочитают прибегать к бездумным запретам, полагая, что они произведут положительный эффект.
rusplt.ru