Правило мягкого знака женский род

Урок русского языка по теме «Правописание мягкого знака на конце существительных после шипящих»

Целью критического мышления является развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в жизни.
В основе урока, построенного по данной технологии, лежат следующие этапы: эвокация (вызов), реализация (осмысление), рефлексия.
На стадии эвокации перед учителем стоит задача «вызвать» уже имеющиеся знания или создать ассоциации по изучаемому вопросу, а так же активизировать, заинтересовать учащихся.
На стадии осмысления идет работа с информацией, идет поиск ответов, осознается смысл изучаемого. Использование методов и приемов данной технологии позволяет сохранить активность учеников, сделать работу осмысленной.

Цели и задачи:

  • Познакомить с правилами написания мягкого знака после шипящих на конце существительных женского рода и правописанием существительных мужского рода с шипящими на конце;
  • Совершенствовать умения распознавать существительные по родам;
  • Проверить сформированность понятий «Мягкий знак обозначает мягкость согласного на письме», «Разделительный мягкий знак».
  • Развивать мышление, внимание;
  • Воспитывать любовь к русскому языку.

1 этап. Организационный момент

Чтобы в русском преуспеть, не только знать, но и уметь.
Полученные знания на уроках применять.
Активно мыслить, рассуждать.
Делать выводы и обобщать.
Вот залог оценки «пять».

2 этап. Эвокация (Evocation) – побуждение к действию

А) Мозговая атака.

Загадка:

Это буква – хитрый знак.
Не сказать его никак.
Он не поизносится,
Но в слово часто просится. (Ь)

– В русском языке мягкий знак употребляется в трех случаях.

– Какие две известные вам функции выполняет мягкий знак в слове?
– Это «фонемные» правила, так как в данных случаях фонемы (звуки) повелевают буквой «Ь».

3 этап. Реализация (Realization of Meaning) – поиск ответов, осознание смысла

А) DRTA – направленное чтение или чтение с остановками

– Что за третий случай употребления мягкого знака?
– А поможет нам в этом сказка. К концу работы вы должны выяснить, для чего еще служит мягкий знак.

(Каждому ученику раздается текст сказки).

Мягкий знак на конце существительных женского рода

Жили-были три рода: Мужской, Женский и средний. Однажды Средний род услышал спор. Спорили Мужской род и Женский род. Они е могли поделить мягкий знак после шипящих согласных ж, ч, щ, ш. И тогда Средний род предложил разрешить спор. Он сказал: «Мужчины – рыцари! Уступите мягкий знак женскому роду». Сор окончился мирно. Рыцари уступили Женскому роду мягкий знак. С тех пор в именах существительных женского рода единственного числа на конце после шипящих пишется мягкий знак, а на конце существительных мужского рода – отсутствует.

Б) Работа с многоуровневыми вопросами, с одновременным составлением кластера.

– Назовите главных героев сказки. (Мужской род, Женский род, Средний род.)
– Что стало причиной спора? (Не могли поделить мягкий знак после шипящих согласных).
– Кто не мог поделить мягкий знак? (Мужской род и Женский род).
– Чем закончился спор? (Отдали мягкий знак женскому роду).
– Почему сказка закончилась именно так?
– Мог ли спор закончиться по-другому?

– Сформулируйте самостоятельно вывод.

Вывод: На конце существительных женского рода после шипящих букв пишется мягкий знак.

В) Заучивание правила

– Вернемся к «солнышку». Какой же третий случай использования мягкого знака в русском языке?
– Мягкий знак указывает на род существительных, оканчивающихся на шипящие ш, щ, ч, ж. Это правило «нефонемное», т. к. в данном случае мягкий знак не обозначает мягкость предыдущего согласного. Он выполняет совсем другую функцию.

т.е. указывает, что слово с шипящими на конце женского рода. Это третий случай использования мягкого знака в русском языке.

4 этап. Рефлексия (Reflection) – этап отображения, размышления

А) «Дерево мудрости»

– Обратимся к «Дереву мудрости». Объясните правописание имен существительных на изучаемую орфограмму, обоснуйте, где нужен мягкий знак, а где его ставить не будем. (На доске рисунок дерева, к нему прикреплены слова: дроч…, реч…, плащ…, врач…, борщ…, дич…, ландыш…, рож… Дети выходят к доске, снимают понравившееся слово и объясняют правописание орфограммы)

Б) Составление кроссворда

– Если составить кроссворд правильно, то в выделенных клеточках можно прочитать ответ на загадку: «Черная корова весь мир поборола». (Подсказки на рисунке).

Дети получают кроссворд и самостоятельно его решают. (Рисунок 1)

1. Ходит вдоль каравая, его разрезая.
2. Утка в море, хвост на заборе.
3. Зимой дрова ест, а летом спит.
4. Мала, а никому не мила.
Взаимопроверка и самооценка.

– Поднимите руку, кто не допустил ни одной ошибки.
– А теперь поднимите руку, кто допустил одну ошибку.
– Объясните написание слов с мягким знаком в словах кроссворда.

В) Творческая работа (Работа в группах).

– Используя слова с новой орфограммой, т.е. используя существительные мужского и женского родов с шипящими на конце слова, составить диктант – пародию или «чепушинку».

По окончанию работы несколько групп зачитывают получившиеся рассказы.

Г) Работа в парах постоянного состава

– В каждом столбике данной таблицы все слова должны быть либо с мягким знаком, либо без мягкого знака. Определите, в каких столбиках слова распределены правильно. Почему?
– Исправьте, имеющиеся в столбиках ошибки

5 этап. Итог

– С каким новым случаем употребления мягкого знака вы сегодня познакомились? (Мягкий знак – показатель грамматической формы слова)
– Какова роль мягкого знака? (Указывает на женский род имен существительных с шипящими на конце)
– По какому признаку мы можем эти слова объединить в одну группу? (Существительные третьего склонения)

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Архив форума

Как определяется род существительных? Есть ли тут определенные правила? В интернете ничего не нашла.

Правила нужны для человека, изучающего русский как иностранный, так что на языковую логику полагаться нельзя.

Раньше рода определялись, кажется, по окончаниям:

Женский, чаще всего, — «-а». Исключений не помню, разве что «индеец инка» или японский меч «катана», но это — пришельцы, не убивающие основу.

Средний род, преимущественно, — на «-о», реже — на «-е» (безе, филе).

С мужским, как и положено, полный кавардак. Любые согласные на конце + мягкий знак («конь-огонь»)

Не понял — только «индеец инка» м.р., а «папа» с «батей» и «дядей» — ж.р., да и «знамя» с «пламенем» туда же?

Нет никаких правил. Если какие и попытаться создать, исключений будет пол-языка. Так что по-любому запоминалку включать надо и полагаться только на неё.

Французский учим — запоминаем. И тут придётся в основном запоминать.
Постепенно кое-какое чутьё возникнет, по и подводить будет тоже.
Почему «мышь» женского, а «марш» мужского никто правила придумать ему не сумеет.

Тема неподъемна. Кратко, неполно и в чем-то даже неточно, но попытаюсь.

Собственные имена тут не рассматриваем, это вообще кошмар, для иностранца — полный.

Двуродовые (м и ж) почти всегда возможны в отношении лиц: наш врач и наша врач, наш староста и наша староста.

Оканчивающиеся на твердый согласный — все мужского, исключений на помню. Сюда же — оканчивающиеся на шипящий, не имеющие на письме мягкого знака.

Оканчивающиеся на -а, -я неодушевлённые — все женского. Исключения — редчайшие увеличительные формы типа «домина», род которых колеблется.

Одушевлённые на -а, -я — могут быть мужского но почти исключительно относящиеся к людям: староста, воевода, слуга. В современном языке они обычно также принимают двойной род: наш староста и наша староста (слуга — всегда мужского).

Оканчивающмеся на О и Е кроме некоторых заимствованных (кофе, пальто) — среднего рода.

Заимствованные на И (типа «иваси») могут быть любого рода, определяется обычно родовым словом.

сочетание на письме «шипящий+ь» — женского рода.

Наконец, остальные оканчивающиеся на Ь могут быть М и Ж. Надо смотреть в словаре. Есть некоторые правила, но они не абсолютны и плохо понятны иностранцам.
Мужского рода среди них немного, но он есть, особенно в словах на
-ель и -арь. Но при этом канитель, свирель, киноварь и т.д. — женского.

===
Несколько раз смотрел рекомендации для иностранце сделанные весьма авторитетными иностранными же методистами — чушь собачья.
Правильнее всего заучивать слова в контексте, позволяющем узнать род:

Чтобы определить род зайца надо посмотреть, как он бегает. Если побежал — заяц, побежала — зайчиха.

gramota.ru

Слово женского рода с мягким знаком на конце или с нулевым окончанием?

Мягкий знак окончанием не является. Просто по той причине, что он не обозначает звука.

Слов женского рода с нулевым окончанием в русском языке пруд пруди. Это слова третьего склонения. Все они как раз и заканчиваются на мягкий знак. К этим словам относятся: ночь, дочь, печь, течь, речь, полночь, мышь, тишь, глушь, рожь, ложь, степь, выпь, топь, слизь, вязь, связь, грязь, мазь, верфь, зыбь, хлябь, дробь, медь, тетрадь, лошадь, мать, кость, грусть, месть, лесть, честь, масть, пасть, часть, спесь, ересь, ось, рысь, соль, моль, роль, боль, голь, сталь, вуаль, шаль, трель, дрель, даль, печаль, мель, ель, осень, тень, лень, дань, печень, дверь, хворь, ширь, кровь, любовь, свекровь, морковь, новь, смерть, память, нить, совесть, доблесть, честность, верность, вечность, важность, скорость, зависть. и многие другие.

Слова с окончанием на мягкий знак «ь» — это существительные женского рода, в именительном падеже, третьего склонения.

Считается что эти существительные без окончания, либо по другому с нулевым окончанием

Таких существительных очень много в русском языке, например:

ночь, ель, мать, площадь, лошадь, речь, соль,мышь,сирень, роль, метель и многие другие.

с мягким знаком лошадь, колыбель, вещь, печь, течь, соль, моль, толь, роль, боль, даль, ложь, жизнь, мель, месть, весть, прелесть, лесть , мудрость, ость, ось, дрель, свирель, метель, пыль.

они же являются и с нулевым окончанием, ь- знак это не окончание

В русской грамматике существительные женского рода, оканчивающиеся на шипящие согласные ш, ж, щ, ч, традиционно пишутся с мягким знаком в отличие от слов мужского рода. Сравним:

мелочь, горечь, картечь, щёлочь, роскошь, ветошь, плешь, брешь, брошь, блажь, вещь, мощь, помощь — женский род, третье склонение;

мякиш, малыш, крепыш, барыш, обруч, циркач, кирпич, вернисаж, кортеж, плющ, борщ, клещ — мужской род, второе склонение.

У этих существительных в форме именительного падежа окончание является морфемой-«невидимкой» и называется нулевым, так как не выражено ни буквами, ни звуками. Но стоит слово изменить по падежам или числам, как окончание проявляется материально:

брошь_ — нет брош-и, любусь брошь-ю;

малыш_ — нет малыш-а, любуюсь малыш-ом, забочусь о малыш-е.

www.bolshoyvopros.ru

интернет проект BeginnerSchool.ru

Сайт для детей и их родителей

Мягкий знак после шипящих в именах существительных

Давайте посмотрим на рисунок. Почему эти существительные распределены в разные столбики?

Обратите внимание, во втором столбике у существительных на конце после шипящих стоит мягкий знак, тогда как в первом мягкого знака нет. Почему?

В первом столбике все существительные мужского рода, а во втором – женского.

Мягкий знак после шипящих пишется на конце существительных женского рода в единственном числе. Это орфограмма.

Итак, давайте определим, надо ли писать мягкий знак на конце следующих существительных:

Дрож(?) (что?) сущ. ж.р . – дрожь

брош(?) (что?) сущ. ж.р. – брошь

богач(?) (кто?) сущ. м. р. – богач

нож(?) (что?) сущ. м. р . – нож

молодеж(?) (кто?) сущ. ж. р. – молодежь

На конце существительных мужского рода после шипящих мягкий знак не пишется.

Мягкий знак после шипящих на конце некоторых существительных может помочь распознать род этого существительного.

Тушь (ж.р.) для письма

Спасибо, что Вы с нами.

  1. Мягкий знакВ этой статье речь пойдет о мягком знаке. Для чего.
  2. Склонение имен прилагательныхСегодня мы поговорим о склонении имен прилагательных. Для тех, кто.
  3. Склонение имен существительныхИзменение слова по числам и падежам называется склонением. В этой.
  4. Множественное число имен существительныхПродолжаем изучать имена существительные и тема этой статьи имена существительные.
  5. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 3-х склоненийПродолжим тему склонения имен существительных. В предыдущих статьях мы разобрали.

Понравилась статья — поделитесь с друзьями:

Подпишитесь на новости сайта:

Оставляйте пожалуйста комментарии в форме ниже

beginnerschool.ru

Род имени существительного на шипящие (печь — меч)

Почему одни существительные оканчиваются на мягкий знак, а другие — нет? Определите род существительных с мягким знаком и без него.

нож, рожь, меч, печь, мышь

Запомни! Существительные женского рода на шипящий согласный имеют на конце мягкий знак, существительные же мужского рода на шипящий согласный мягкого знака на конце не имеют.

(Эта работа будет интереснее и эффективнее, если выполнять её по группам (по вариантам, по рядам).)

Полноч. врач. ландыш. пахуч. могуч. из-за туч. решение задач. извлеч. ключ. радуеш. ся, умнож. пишеш. пьёш. несёш. много свеч. из-за рощ. и пастбищ.

Рассеянный с улицы Бассейной уронил «Букварь»и все мягкие знаки из него высыпались. Помогите их собрать и расставить по местам!

1. врач. ноч. сыч. калач. реч. грач. ; лож. нож. рож. ; ковш. тиш. мыш. марш. душ. чуш. (ерунда).

2. шалаш. печ. гореч. борщ. калач. мыш. брош. карандаш. нож. матч. клич. ключ. доч. туш. плач. помощ. багаж. шалаш.

Напишите данные имена существительные в единственном числе, подобрав к ним подходящие по смыслу имена прилагательные. Не забудьте написать мягкий знак после шипящей на конце имён существительных женского рода! Образец: Красивый марш.

Карандаши, броши, ландыши, мыши, ножи, стрижи, ерши, печи, врачи, малыши, плащи, ночи, дочери, вещи, куличи, ключи, пейзажи, лучи, мячи.

Примеры прилагательных: драгоценный, пасхальный, душистый, полевой, колючий, скрипичный, ласковый, солнечный, цветной, быстрокрылый, горячий, толстощёкий, звёздный, острый, детский, непромокаемый, футбольный,полезный, лесной.

К данным словам подберите однокоренные имена существительные с шипящей на конце. Не забудьте написать мягкий знак после шипящей на конце имён существительных женского рода!
Образец: Мячик – мяч.

Помощник — _______________________
Ключик — ____________________
Мышеловка — _____________________
Чертёжник — ______________________
Дочурка — _____________________
Вещица — ________________________
Брошка — ______________________
Цирк — __________________________
Сторожка — ____________________
Печник — _______________________
Скрипка — _______________________
Ночлег — _______________________
Труба — _________________________
Тишина — _______________________
Ёжиха — ________________________

www.russisch-fuer-kinder.de