Оглавление:
Содержание
Диалектическая логика — логическое учение диалектического материализма, наука о законах и формах отражения в мышлении развития объективного мира, о закономерностях познания истины.
Диалектическая логика в своём научном выражении возникла как составная часть марксистской философии. Однако её элементы имели место уже в древней, особенно античной, философии, в учениях Гераклита, Платона, Аристотеля и др. В силу исторических обстоятельств в течение длительного периода господствовала формальная логика как единственное учение о законах и формах мышления. Но уже примерно с 17 в. под давлением потребностей развивающегося естествознания в философской мысли начинает сознаваться её недостаточность, необходимость нового учения о всеобщих принципах и методах мышления и познания (Ф. Бэкон, Декарт, Лейбниц и др.). Наиболее яркое выражение эта тенденция в новое время получила в немецкой классической философии. Так, Кант проводил различие между общей и трансцедентальной логикой; последняя, на его взгляд, отличается от первой, т. е. формальной, тем, что она изучает развитие знаний и не отвлекается, подобно ей, от содержания. Особая заслуга в разработке диалектической логики принадлежит Гегелю, давшему её первую всесторонне разработанную систему, проникнутую, однако, идеалистическим взглядом на мир.
Марксистское учение о логике вобрало в себя всё ценное из предыдущего, переработав огромный опыт развития человеческого сознания и обобщив его в строгую науку о познании. Диалектическая логика не отвергает формальную логику, а позволяет уточнить её границы, место и роль в изучении законов и форм мышления. Если формальная логика есть наука о законах и формах отражения в мышлении постоянства, покоя в объективном мире, то специфика диалектической логики — изучение отражения в законах и формах мышления процессов развития, внутренних противоречий явлений, их качественного изменения, перехода одного в другое и т. д.
Предмет исследования диалектической логики — творчески познающее мышление (в его поисковой деятельности и развитии через преодоление постоянно возникающих противоречий); его логические структуры и соотношения их элементов — понятий, суждений, теорий; прогнозирующая функция мышления. Диалектическая логика изучает принципы и закономерности формирования, изменения и развития знания, средства и методы их получения и проверки. Диалектическое исследование мышления предполагает анализ его возникновения и истории развития в результате обобщения истории материальной в духовной культуры. Диалектическая логика изучает всю систему категорий в их гносеологических и логических функциях, а также специфические познавательные категории, принципы и процедуры (например, восхождение от чувственно-конкретного к абстрактному, переход от абстрактного к понятийно-конкретному, соотношение эмпирического и теоретического, приёмы обобщения, идеализации, анализа и синтеза, индукции и дедукции и др.). Следовательно, диалектическая логика изучает не только принципы и категории, равным образом действующие в природе, истории и мышлении, но и такие, которые присущи лишь процессу познания, мышления. Одной из характерных особенностей диалектической логики является то, что она исследует переходы от одной системы знания к другой, более высокой. При этом неизбежно выявляются диалектические противоречия, отражающие как противоречия в самом объекте познания, так и противоречия взаимодействия субъекта и объекта познания, а также противоречивость в самом процессе познания. Особенно острую форму они приобретают на «границах» такой теории, которая исчерпала свои объяснительные возможности, и требуется переход к новой. Этот переход предполагает разрешение противоречий между старой теорией и новой системой фактов. Такое разрешение противоречий не является формализуемой процедурой. Допуская определённую типологию разрешения противоречий, диалектическая логика не определяет однозначно результат разрешения: здесь происходит изменение содержания знания.
Диалектическая логика возможна как наука лишь на основе диалектико-материалистического метода, и в вместе с тем она служит как бы его конкретизацией, изучая законы и формы отражения в мышлении, проявления бесконечности движения в конечном, единства бесконечности и конечности в движении, внутреннего и внешнего и т. п. Центральная задача диалектической логики — исследование того, как выразить в понятиях проявления действия законов диалектики в вещах, предметах и т. п. С этим связана другая основная задача диалектической логики — изучение развития самого мышления. Диалектическая логика выделяет законы и формы развития мышления в ходе развития познания и исторической общественной практики человечества. В качестве общего логического принципа диалектическая логика использует способ восхождения от абстрактного к конкретному (см. Абстрактное и конкретное). Другой общий принцип диалектической логики — единство исторического и логического. Оба принципа внутренне взаимосвязаны, взаимопроникают друг в друга. Диалектическая логика по самому своему существу должна представлять собой систему логических категорий, которая выступает как синтез результатов познавательной и практической деятельности человечества (пример такой системы — «Капитал» Маркса). Лишь во взаимосвязи, т. е. в системе логических категорий, можно отобразить развитие в мышлении и понять развитие самого мышления. Мышление переходит от поверхности предметов, вещей вглубь, к их сущности, и затем постигает и её действительные проявления. При логическом рассмотрении процесс, явление, сторона и т. п. берутся в их развитом, зрелом виде, и это помогает понять как прошлое, существующее в снятом виде в настоящем, так и будущее, поскольку оно уже имеется в настоящем, правда в неразвившемся, зародышевом виде. Таким образом, исследуя отражение в законах и формах мышления процессов развития, диалектическая логика исследует и развитие мышления, система её категорий изменяется по мере исторического развития познания и практики человечества.
Вопрос о системе категорий, в которой последние берутся в порядке субординации, соподчинения, ещё не изучен достаточно, но наиболее вероятным и плодотворным представляется подход, соответствующий принципу единства логического и исторического, движения знаний от явлений к сущности, от простого к сложному и т. д. На эту сторону обращал внимание Ленин, внёсший огромный вклад в разработку диалектической логики.
В современной науке большую роль играют формализованные логические системы и содержательные формально-логические теории, изучающие отдельные стороны и задачи мышления. Диалектическая логика есть тот общий логический базис человеческого познания, та общая логическая теория, с позиций которой можно и должно объяснять все частные и конкретные логические теории, их значение и роль.
www.esperanto.mv.ru
В. АКСИОМЫ Диалектической ЛОГИКИ у Гегеля и Маркса
Эвальду Васильевичу Ильенкову .
Оттолкнувшись от системы аксиом классической ФЛ, Гегель сформулировал свою систему принципов, но сделал он это не явно, по умолчанию:
1) Принцип ОСНОВАНИЯ: «Любое УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ должно иметь своё ОСНОВАНИЕ«.
Гегель Лейбницевское определение ОСНОВАНИЯ как «достаточного» посчитал совершенно излишним, справедливо полагая: что же это за ОСНОВАНИЕ и может ли оно таковым быть, если его НЕ достаточно для УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ! (Смотри «Наука логики», т.2, Учение о сущности, Глава третья. Основание.)
С другой стороны, если ОСНОВАНИЕ не является достаточным для проведения УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ, то у УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ вообще нет никакого ОСНОВАНИЯ.
По умолчанию и Гегель и Маркс считали ОСНОВАНИЕМ логического вывода не СУЖДЕНИЕ (или совокупность суждений, как в формальной логике (ФЛ)), а ПОНЯТИЕ ( ! ).
Следующие три аксиомы получены Гегелем из Основных формально-логических законов (законы 2, 3, 4) путём приведения этих законов в качественное (диалектическое) ДВИЖЕНИЕ:
2) Принцип Диалектического ТОЖДЕСТВА: «Противоположности диалектически ТОЖДЕСТВЕННЫ«. (Смотри «Наука логики», т.2, Учение о сущности, Глава 2.А, ТОЖДЕСТВО — Die Identitat.)
3) Принцип Диалектического ТРЕТЬЕГО: «Каждой паре Противоположностей соответствует их диалектическое ТРЕТЬЕ«. (Смотри «Наука логики», т.2, Учение о сущности, Гл.2.C, Der Wiederspruch, Примечание 2, Положение об исключённом ТРЕТЬЕМ).
4) Принцип Диалектического ПРОТИВОРЕЧИЯ: «Все вещи в самих себе ПРОТИВОРЕЧИВЫ (т.е. внутри себя содержат Диалектическое ЕДИНСТВО двух Противоположностей)». (Смотри «Наука логики», т.2, Учение о сущности, Гл.2.C, Der Wiederspruch, Примечание 3, стр. 65).
Маркс, конечно же, знал эти аксиомы Гегеля и, видимо, считал их истинными также и в материалистической Диалектической логике, так как применял их буквально и не обратил на них пристального внимания (для ревизии), в отличие от следующих двух, которые изменил. Эти две аксиомы, названные затем в марксизме Основным вопросом философии, у Гегеля и у Маркса формулируются по-разному:
5) Принцип ПОЗНАВАЕМОСТИ:
Аксиома Гегеля Аксиома Маркса :
«МИР познан, во всяком случае, во всём существенном«, «МИР познаваем«
(Вам не кажется, что на Аксиому Маркса очень похожа эпитафия Давида Гильберта: «Мы должны знать — мы будем знать!«?)
6) Принцип ПРЕПОЗИЦИИ (первичности в паре):
Аксиома Гегеля: Аксиома Маркса:
«ИДЕЯ первична, МАТЕРИЯ вторична«, «МАТЕРИЯ первична, СОЗНАНИЕ вторично«.
Здесь заметим только следующее: Гегель лишь совсем чуть-чуть отошёл от закона абсолютного знания в ФЛ. Маркс же изменил его самым существенным образом: его логика одновременно с тем, что превратилась в материалистическую, стала учитывать НЕЗНАНИЕ.
К перечисленным аксиомам можно было бы добавить Принцип Всеобщей СВЯЗИ (все понятия тотально связаны друг с другом через посредство СЕТИ), а к аксиомам Гегеля ещё и Принцип СХЕМАТИЗМА, как “тотальный принцип монады-триады”. Был ли схематизм и какого типа у Маркса?
Ни Гегель, ни Маркс не обладали математическими знаниями, которыми после Гильберта, Брауэра, Гёделя и Тьюринга к середине ХХ века обладал любой математик, специализирующийся в области математической логики.
Ничего ни о методе формализации теории, ни о существующих ограничениях Гегель и Маркс не знали.
Имеется в виду, прежде всего, ВЫЧИСЛИМОСТЬ – вспомните монадологию Лейбница и его идею о том, что мы будем вычислять вместо того, чтобы мыслить! Какое заблуждение…
А, с другой стороны, Лейбниц не прав и прав ОДНОВРЕМЕННО!
Потому, что в определённых граничных условиях (ГУ) и в условиях поддержания гомеостаза системы на “относительно коротком” интервале пространства-времени можно на самом деле вычислять вместо того, чтобы думать! Но для этого необходимо не позволять системе ни развиваться, ни деградировать, то есть принудительно удерживать её в рамках Лаплассовского детерминизма. Это сегодня возможно лишь в технических системах, созданных человеком!
При этом мажоритарные технические системы управления (трёхканальные саморезервируемые системы управления, работающие, например, по принципу голосования “два из трёх”) даже в условиях сбоев и отказов сохраняют устойчивость и работоспособность и сообщают о месте сбоя.
Сегодня эти системы в обязательном порядке оснащаются информационно-экспертными подсистемами диагностики неисправностей и отказов и применяются лишь там, где имеются повышенные требования к надёжности функционирования (в связи со своей очень значительной стоимостью), например, в системах управления на атомных электростанциях, в системах управления ракетно-космической техникой и т.п.
Маркс, не обладая необходимыми знаниями, не верифицировал до конца Гегелевскую парадигму (принципы 1 — 4). Он принял её за истину в последней инстанции (или посчитал, что раз ЛОГИКУ всё равно диктует БЫТИЕ, то нечего и копья ломать, считаясь с какими-то её «правилами») и, тем самым, почти все гегелевские ошибки встроил в материалистическую Диалектическую логику, так как, по умолчанию, применял принципы 1 — 4!
И, в том числе, перенёс в свою логику Панлогизм гегелевской логики, продиктованный формулировкой принципа 4 — Принципа ПРОТИВОРЕЧИЯ.
Если конкретный «утюг«, стоящий у вас на столе, вы считаете внутренне противоречивым, т.е. развивающимся (как Ленин — «гранёный стакан«), то вы получите, исходя из этого, Панлогизм!
Только непонятно остаётся следующее: во что же разовьётся «утюг» и может ли вообще ваш конкретный утюг или “гранёный стакан” качественно саморазвиваться? Что является результатом его диалектического ОТРИЦАНИЯ?
Во что может качественно саморазвиться “голова” мыслителя, который считает всё сущее качественно саморазвивающимся?
Стороннему наблюдателю такое отношение Маркса к аксиомам логики Гегеля кажется, по меньшей мере, странным: найдено две ошибки, так, быть может, там и ещё есть, как минимум, неточности?
Быть может, вся система аксиом Гегеля является ахинеей? Что же так подкупило молодого Маркса в логике Гегеля? Подкупило, не смотря на то, что, например, современник и коллега Гегеля по Берлинскому университету Шопенгауэр называл Георга Вильгельма Фридриха ни много, ни мало как шарлатаном? Как Вы думаете?
Молодой человек, приученный школой к авторитету учителей и “безусловной истинности фактически постулируемых знаний”, очень редко способен интеллектуально противостоять «декретируемой с кафедры ИСТИНЕ»…
А. Основные понятия Диалектической ЛОГИКИ Гегеля
«Метод суть само себя объясняющее понятие»
Терминологию диалектической логики в дошедшем до нас варианте создал Гегель («Наука логики»), а Маркс, изменив в его логике две аксиомы, названные в марксизме «Основным вопросом философии» и модернизировав исторический подход Гегеля, не оставил после себя систематического изложения диалектики:
«. Когда я сброшу с себя экономическое бремя, я напишу «Диалектику». Истинные законы диалектики имеются уже у Гегеля – правда, в мистической форме. Необходимо освободить их от этой формы. «
Маркс К. Письмо к И.Дицгену, 9 мая 1868 г. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 32, с. 456.
Время это так никогда и не пришло.
Предметная ОБЛАСТЬ рассмотрения
Предметная ОБЛАСТЬ рассмотрения — у Гегеля и Маркса – весь мыслимый вербализованный универсум. Таким образом, с точки зрения Гегеля и Маркса, любое понятие (единичное, общее, всеобщее) может анализироваться с помощью средств Диалектической ЛОГИКИ. И тот, и другой принял это без доказательства, по умолчанию! Я думаю, что они так поступили, просто повторив аналогичную ошибку в формальной логике (ФЛ), в связи с тем, что масса накопившихся философских проблем ещё не достигла критической…
Диалектические противоположности
Диалектические противоположности — пара взаимодополнительных понятий, одно из которых является результатом качественного саморазвития другого.
Например, Диалектическими противоположностями являются следующие пары:
сущность и явление, качество и количество, пространство и время, причина и следствие, необходимость и случайность, действительность и возможность, и др.
Здесь понятие «явление» является результатом качественного саморазвития понятия «сущность», понятие «количество» является результатом качественного саморазвития понятия «качество» и т.п.
Диалектическое противоречие
Диалектическое противоречие — противоречие имманентное (внутренне присущее) понятию или противоречие между понятиями, которые являются Диалектическими противоположностями. (Заметим здесь, что в ФЛ формально-логическое противоречие является противоречием между СУЖДЕНИЯМИ, а не между понятиями. )
В Диалектической логике Гегеля впервые вводится принципиально новое, качественно иное, по сравнению с ФЛ, понятие — Диалектическое противоречие, которое является источником качественного саморазвития понятий и имманентно понятиям.
Диалектическое противоречие вызывает метаморфозу понятия и само развивается в течение процесса саморазвития понятия. Отсюда, Диалектические противоположности суть «овеществлённые» Диалектические противоречия.
Панлогизм и пандиалектизм (распространение справедливости законов диалектики на весь мыслимый универсум) Гегеля и Маркса привели к тому, что оба считали, что любое понятие содержит в себе диалектическое противоречие. Это оказалось ошибкой. Только исключительно категории обладают этим свойством.
Диалектическое ОТРИЦАНИЕ
Операция Диалектическое ОТРИЦАНИЕ — осуществляет преобразование понятия в его Диалектическую противоположность. Иначе, операция ОТРИЦАНИЯ понятия порождает результат его качественного саморазвития.
Например, результатом операции ОТРИЦАНИЯ понятия «сущность» является понятие «явление», результатом операции ОТРИЦАНИЯ понятия «качество» является понятие «количество»…
В процессе проведения операции ОТРИЦАНИЯ происходит утрата понятием части старого качества, сохранение большей части смыслового ядра понятия и приобретение дополнительно качественно нового содержания, которого не было в исходном понятии.
Таким образом, по определению, Диалектическими противоположностями является пара:
(понятие, результат операции ОТРИЦАНИЯ понятия).
Рис. 1.4.1. Операция ОТРИЦАНИЕ.
Для того, чтобы адекватнее понять смысл этого рисунка, сравните его, например, с Рис. 1.0.4. При этом под КАТЕГОРИЕЙ мы понимаем МИРОЗДАНИЕ, под АнтиКАТЕГОРИЕЙ – МИРОВОЗЗРЕНИЕ, а под МетаКАТЕГОРИЕЙ категорию ПРЕДМЕТ философского ПОЗНАНИЯ. (Такая иллюстрация на данном этапе, естественно, не вполне корректна, так как в идеализацию диалектической логики «протаскивается» элемент другой идеализации — дианомической логики, но как мы поймём из дальнейшего изложения в самой диалектической логике отсутствуют средства для такой наглядной демонстрации диалектической тождественности противоположностей.)
Диалектическое ТРЕТЬЕ
Диалектическое ТРЕТЬЕ (A) — понятие, которое является результатом разрешения Диалектического противоречия между понятиями, которые составляют пару Диалектических противоположностей (+A) и (-A).
По Гегелю Диалектическое ТРЕТЬЕ (A) является результатом двойного последовательного ОТРИЦАНИЯ исходного понятия (+A) в паре Диалектических противоположностей (стрелками на рисунке обозначена гегелевская операция ОТРИЦАНИЕ).
Рис. 1.4.2. Диалектическое ТРЕТЬЕ.
Например, понятие «мера» является результатом двойного последовательного ОТРИЦАНИЯ исходного понятия «качество» в паре Диалектических противоположностей «качество и количество» и является Диалектическим ТРЕТЬИМ этой пары.
Как, воспользовавшись этим определением, понять, через что проявляется Диалектическое противоречие имманентное произвольному понятию?
Если считать, что любое понятие суть Диалектическое ТРЕТЬЕ своих атрибутов, то его имманентное Диалектическое противоречие «овеществляется» в паре Диалектических противоположностей, для которых исходное понятие является ТРЕТЬИМ. Взаимодействие (единство и борьба) этих Диалектических противоположностей в результате своего развития и приводит к порождению Диалектического ТРЕТЬЕГО.
Диалектическая ТОЖДЕСТВЕННОСТЬ
Диалектическая ТОЖДЕСТВЕННОСТЬ — свойство Диалектических противоположностей быть всего лишь «моментами», «двумя сторонами», атрибутами единого целого — своего Диалектического ТРЕТЬЕГО.
Именно потому они и тождественны, что являются всего лишь «разными сторонами одного и того же«. Например, «качество» диалектически тожественно «количеству», так как они лишь атрибуты понятия «мера».
Рис.1.4.3. Диалектическая ТОЖДЕСТВЕННОСТЬ.
ОСНОВАНИЕ в диалектической логике
ОСНОВАНИЕ. Гегель почти не изменил лейбницевское представление об ОСНОВАНИИ (достаточном) в умозаключении. Однако, по смыслу логики Гегеля (сам он никогда об этом в явном виде не писал) основанием в его умозаключениях всегда является понятие. Все построения Гегеля по умолчанию предполагают именно такой подход.
Внимание! Напротив, в ФЛ Достаточным ОСНОВАНИЕМ является исключительно суждение или совокупность суждений (аксиомы, следствия из теорем, законы науки, интерсубъективно установленные факты и т.п.).
Операция РЕФЛЕКСИЯ в диалектической логике
Операция РЕФЛЕКСИЯ — у Гегеля синоним операции двойного последовательного ОТРИЦАНИЯ понятия, осуществляет преобразование понятия в его Диалектическое ТРЕТЬЕ — смотри Рис.1.4.4.
Операция СНЯТИЕ в диалектической логике
Операция СНЯТИЕ — введённая и некорректно используемая Гегелем операция («Учение о бытии», Наука логики, т.1, Глава 1C-3, Выражение «снятие»).
По смыслу определения, данного Гегелем, Диалектические противоположности «снимаются» в своём Диалектическом ТРЕТЬЕМ и являются его «моментами», атрибутами, так как Диалектическое ТРЕТЬЕ обладает большим содержанием, чем совокупное содержание взаимодействующих Диалектических противоположностей.
Таким образом, операция СНЯТИЕ переводит пару Диалектических противоположностей в её (пары) Диалектическое ТРЕТЬЕ.
Казалось бы, никакой некорректности нет, однако, вот в чём беда: в других местах достаточно часто Гегель пишет, что «понятие снимается в своей Диалектической противоположности«. То есть Гегель здесь использует операцию СНЯТИЕ как синоним операции ОТРИЦАНИЕ.
Рис. 1.4.4. Упрощённая схема логики Гегеля.
Например: «. Соединяясь, противоположные снимаются. Если пройден час пути на восток и точно такой же путь обратно на запад, то путь на запад снимает пройденный вначале путь; сколько есть долгов, на столько меньше имущества, и сколько есть имущества, столько же снимается долгов.» ( Поразительно! В этом примере Гегель, кроме того, отождествляет Диалектическое ОТРИЦАНИЕ с формально-логическим ОТРИЦАНИЕМ! Нет — без «бронежелета» Гегеля просто читать невозможно. Как «слепой котёнок» Гегель продирается от формального мышления к диалектическому, а по пути оставляет бесчисленные одураченные «трупы своих читателей»! )
Повторим, что для Гегеля выражения вида «сущность есть снятое бытие» (это первое предложение в «Учении о сущности», Наука логики, т.2, Глава 1А.) являются достаточно обычными и, одновременно, не соответствующими определению операции СНЯТИЕ (по Гегелю СУЩНОСТЬ суть результат отрицания БЫТИЯ). «Своя рука владыка»: Гегель даёт чему-то определение и сам же его отнимает, точнее — изменяет по своей воле.
Триада Гегеля в диалектической логике
Триада — сам Гегель никогда не использовал этого метапонятия. Метапонятие “триада” ведёт свою историю ещё от Платона: тезис — антитезис — синтез(ис) и поэтому часто называется триадой Платона и, как можно заметить, состоит из сменяющих друг друга суждений! Триада Гегеля, в точном смысле введённых здесь определений, состоит из понятий и имеет следующий состав:
Рис. 1.4.5. Триада Платона.
Понятие результат операции ОТРИЦАНИЯ понятия Диалектическое ТРЕТЬЕ или, что то же самое,
Понятие результат операции ОТРИЦАНИЯ понятия результат операции двойного последовательного ОТРИЦАНИЯ понятия.
(Здесь значок обозначает гегелевскую операцию ОТРИЦАНИЕ.)
Необходимо отметить, что внутренний закон качественного саморазвития понятия у Гегеля (по умолчанию) всегда имеет вид исключительно триады. В составе гегелевских аксиом такой аксиомы нет, но для Гегеля это именно аксиома .
Диалектическая ИСТИНА
Диалектическая ИСТИНА — Гегель не дал никакого другого определения ИСТИНЫ в Диалектической ЛОГИКЕ по сравнению с принятым в ФЛ определением Аристотеля (смотри § 1.3).
Однако достаточно часто Гегель называет Диалектическое ТРЕТЬЕ — ИСТИНОЙ своих атрибутов, что вполне естественно: атрибуты триады суть стадии развития Диалектического ТРЕТЬЕГО, к которому они стремятся в своём качественном саморазвитии. Триада для Диалектического ТРЕТЬЕГО (точнее, для монады) является законом внутреннего качественного саморазвития.
В свою очередь само это Диалектическое ТРЕТЬЕ (монада) суть всего лишь атрибут в законе внутреннего развития категории более высокого уровня.
Монада в диалектической логике Гегеля
Монада — сам Гегель никогда не использовал этого метапонятия. Метапонятие “монада” наилучшим образом подходит для обозначения «элементарного кирпичика» логики Гегеля. Каждая КАТЕГОРИЯ у Гегеля суть сфера (монада), которая содержит внутри себя свой внутренний закон качественного саморазвития – триаду, элементы (узлы) которой также представляют собой монады и т.д. и т.п. И так сверху донизу логики Гегеля. Чтобы в этом убедиться, просто откройте всё оглавление к «Науке логики» и прочитайте его от конца к началу, то есть в обратном направлении (смотри также Часть 2, Рис.1.7.4a.).
Здесь нам придётся несколько задержаться. Повсеместным является профанированное понимание логики Гегеля. К большому сожалению, даже в среде профессионалов от философии.
Рис. 1.4.6. Монада. Трёхмерная схема логики Гегеля.
Профанированное понимание логики Гегеля
Например, как интерпретирует (точнее – даёт “кусочно-линейную аппроксимацию” различных текстов Гегеля) логику Гегеля профессор А.Н.Книгин: “Все знание о логике и категориях рождается в имманентном саморазвертывании системы понятий, исходя из простейших первых (у Гегеля такими первыми понятиями выступают «чистое бытие» и «чистое ничто»). Все последующее самостановление системы должно происходить через обнаружение в каждом понятии внутреннего противоречия, и через отрицание данного понятия новым (новой категорией). Новое понятие — более высокое, более богатое, чем предыдущее, так как оно содержит в себе старое понятие, но содержит также и новизну. Основная идея, следовательно, такова: противоречащее себе понятие не переходит в нуль, а порождает новое понятие…” (А.Н.Книгин, Учение о категориях, Томский государственный университет, Томск, 2002 г.). Такая интерпретация соответствует упрощённой схеме логики Гегеля на Рис.1.4.4.
Чтобы убедиться в том, что автор этих строк не является единственным, кто смог рассмотреть в «Науке логики» структуру сети вида Рис.1.4.6, откройте небольшую книжицу Ллойда Спенсера «Гегель для начинающих» на странице 90 и внимательно рассмотрите рисунок на ней (Ллойд Спенсер, “Гегель для начинающих”, Ростов-на-Дону, Феникс, 1998, стр.90).
Логика Гегеля, таким образом, напоминает самовоспроизводящуюся структуру, аналогичную множеству Мандельброта в математике, которая самовоспроизводит саму себя по форме на каждом новом качественном уровне внутри сети «Науки логики». В самом различном масштабе она всегда имеет логический “каркас” вида Рис. 1.4.6. «Каждая из частей философии — это философское целое, очерченный круг, законченный сам по себе. Целое философии напоминает, таким образом, круг, составленный из кругов» (Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. §15). Это всегда воспринималось как метафора, но Гегель говорит прямым текстом, пытаясь описать структуру вида Рис. 1.4.6. Более подробно о схематизме в логике Гегеля будет рассказано в Части 2, §1.7. Ошибка в понимании логики Гегеля связана с тем, что “ИМЯ” монады у Гегеля часто совпадает с “ИМЕНЕМ” одного из атрибутов триады.
Внимание! Логика Маркса имеет принципиально иную логическую структуру (в ней, как правило, нет монады)! Она совсем не так стройна по сравнению с гегелевским «кристаллом»! Только в самом начале работы над “Капиталом” Маркс пытался буквально следовать схематизму Гегеля. Логика Маркса по форме совершенно не одинакова на различных качественных уровнях. Что соответствует объективному положению дел: глубина понимания на различных уровнях и в направлениях познания принципиально различна! Количество вербализаций на различных качественных уровнях совершенно не одинаково! А уж о количестве категорий на этих уровнях и говорить не приходится…
Гегель же, создав «жёсткую» структуру, вынужден был выдумывать огромное количество неологизмов, для того чтобы выдерживать эту «надуманную» стройность логики, разрешая себе давать ИМЕНА новым категориям и монадам для заполнения пустых мест в своей схеме. И, тем самым, Гегель поставил себя в позицию Бога, в позицию непогрешимости.
Кроме того, важно подчеркнуть, что в естественном языке СОДЕРЖАНИЕ и ФОРМА любой категории качественно саморазвивается во времени, а в категориях Гегеля ФОРМА фиксирована “на все времена”!
Наличие монады в логике Гегеля резко усложняет саму логику и упрощённое понимание её как на Рис.1.4.4 уже не проходит, а именно так логику Гегеля понимал Маркс и большинство современных философов (смотри § 1.6.3, Часть 2).
В схеме на Рис.1.4.4 вы можете провести над АнтиКАТЕГОРИЕЙ операцию двойного последовательного отрицания и получить в результате АнтиКАТЕГОРИЮ более высокого уровня.
Но в логике Гегеля проведению такой операции мешает наличие монады – “надкатегории”, содержащей триаду в своём составе, внутри себя.
Задача на понимание : попробуйте провести операцию РЕФЛЕКСИЯ над АнтиКАТЕГОРИЕЙ. Смотри также Рис.1.4.6.
Что у Вас получилось? Ха-ха… Ни над АнтиКАТЕГОРИЕЙ, ни над МетаКАТЕГОРИЕЙ в логике Гегеля операцию РЕФЛЕКСИЯ провести нельзя!
Совершенно аналогично внутри монады невозможно провести операцию ОТРИЦАНИЯ над МетаКАТЕГОРИЕЙ! Её можно провести лишь над монадой в целом.
Надеюсь, что читатель понимает, что автор не занимается критикой ради критики. В анализе логики Гегеля мы ищем, прежде всего, не ошибки, а прозрения.
Ошибки же фиксируем только для того, чтобы их не повторять.
Читатель адекватнее поймёт путь исследований автора этой книги, если примет во внимание то соображение, что автора в первую очередь интересовало в логиках Гегеля и Маркса не то, “ЧТО они мыслили”, а то, “КАК они мыслили“, как они это делали…
«Диалектика — одна из самых причудливых фантазий,
заимствованных Марксом у Гегеля».
ru.dianomica.wikia.com