Смежные права интеллектуальной собственности

Смежные права интеллектуальной собственности

19. Смежные права

Впервые понятие «смежные права» появилось в СССР в Основах гражданского законодательства 1991 г. В СССР творческая деятельность артистов исполнителей регулировалась нормами трудового права, и ее результаты не являлись объектом авторского права. В России правовая охрана смежных прав регулируется разделом 3 «Смежные права» Закона «Об авторском праве и смежных правах».

Смежные права – права, близкие к авторскому праву и производные от них, однако полностью не совпадающие с ним. Возникают они врезультате проявления определенных творческих усилий, однако элемент творчества в данном случае является недостаточным для того, чтобы говорить о наличии авторского права.

Смежные права неразрывно связаны с авторскими правами , однако последние могут существовать независимо от смежных прав. Вместе с тем смежные права существуют по общему правилу только тогда, когда есть произведение, которое можно исполнить, записать на фонограмму, включить в передачу организации эфирного и кабельного вещания. Необходимость правовой охраны смежных прав обусловлена в первую очередь развитием технических возможностей воспроизведения и распространения произведений, позволяющих коммерчески эксплуатировать исполнение произведений, фонограммы музыкальных записей и т. д.

После того как возможность репродуцирования произведения перестала быть связанной с повторением всего процесса производства и стало возможным изготовлять высококачественные копии с существующих записей, возникла необходимость в особой охране интересовсубъектов смежных прав. Следовало также учитывать то обстоятельство, что талантливое исполнение того или иного произведения в значительной мере определяло его коммерческий успех и поэтому исполнители произведений уже давно ставили вопрос о защите своих имущественных прав.

Основное назначение смежных прав состоит в том, что использование третьими лицами фонограмм, радио и телепрограмм, а так же творческих результатов исполнителя требует согласия соответствующих правообладателей.

По Закону «Об авторском праве и смежных правах» фонограмма – любая исключительно звуковая запись исполнений или иных звуков.

Смежные права можно подразделить на три самостоятельные категории:

1) права исполнителей;

2) права производителей фонограмм;

3) права организаций эфирного и кабельного вещания.

У них разные объекты и субъекты, различаются они также по объему и содержанию. Общим у них является то, что они производны от авторских прав.

www.xliby.ru

Авторское право

Авторское право

Законодательство об авторском праве включает в себя и нормы о смежных правах, которые наиболее тесным образом связаны с авторским правом.

В Российской Федерации ключевым нормативным правовым актом, регулирующим авторское право и смежные права, является Гражданский кодекс РФ 4 часть (далее Закон), где авторским правам посвящена Глава 70 Авторское право статьи 1255-1302 а смежным правам Глава 71 Права, смежные с авторскими.

литературные произведения (включая программы для ЭВМ), драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения; хореографические произведения и пантомимы; музыкальные произведения с текстом или без текста, аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, слайдфильмы, диафильмы и другие кино- и телепроизведения), произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства; произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства, про изведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства; фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии, географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам, другие произведения.

Объектами авторского права не являются официальные документы органов государственной власти и муниципальных образований, их официальные переводы, государственные символы и знаки, произведения народного творчества, а также сообщения о событиях и фактах, имеющих информационный характер.

Смежные права

Смежные права с английского языка дословно будут переводиться как соседствующие (neighboring) или связанные, относящиеся к чему-либо (related). И на самом деле, смежные права представляют собой такие права, которые обусловлены существованием имущественных авторских прав.
Согласно главе 71 Закона обладателями смежных прав являются исполнители, производители фонограмм, а также организации эфирного и кабельного вещания.

Из Закона можно вывести определенные основания легитимности использования смежных прав. Так, за исполнителем признаются определенные права только в случае соблюдения исполнителем прав автора исполняемого произведения. В свою очередь производитель фонограммы, организация эфирного или кабельного вещания осуществляют свои права в пределах прав, полученных по договору с исполнителем и автором соответствующего произведения.

Правовое регулирование сферы смежных прав представляется наиболее сложным по сравнению с областью авторских, по этому в большей степени требует участия специалиста в решении того или иного вопроса, связанного с использованием смежных прав.

Срок действия смежных прав равняется 50 годам с момента после первого исполнения или постановки либо с момента первого опубликования для фонограммы, либо в течение 50 лет после ее первой записи, если фонограмма не была опубликована в течение этого срока, либо после осуществления организацией эфирного или кабельного вещания первой передачи в эфир или по кабелю.
Права исполнителя на имя и на защиту исполнения или постановки от всякого искажения или иного посягательства охраняются бессрочно.

Закон предусматривает отдельные правила исчисления срока действия смежных прав в случае репрессии и посмертной реабилитации исполнителя, работы во время Великой Отечественной войны или участия в ней.

Авторские права, в большинстве случаев, передаются только по лицензионному договору, заключенному в письменной форме.

Защита авторских прав, как и смежных, патентных и других прав интеллектуальной собственности обеспечивается предусмотренными законодательством способами с учетом существа нарушенного права и последствий нарушения этого права.

За различные случаи нарушений авторских прав законодательством установлена гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность.

Консультация: (495) 921-22-31; Задать вопрос юристу

Статья 1303-1304. Объекты смежных прав

Статья 1303 Основные положения

1. Интеллектуальные права на результаты исполнительской деятельности (исполнения), на фонограммы, на сообщение в эфир или по кабелю радио- и телепередач (вещание организаций эфирного и кабельного вещания), на содержание баз данных, а также на произведения науки, литературы и искусства, впервые обнародованные после их перехода в общественное достояние, являются смежными с авторскими правами (смежными правами).

2. К смежным правам относится исключительное право, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, относятся также личные неимущественные права.

Статья 1304 Объекты смежных прав

1. Объектами смежных прав являются:

1) исполнения артистов-исполнителей и дирижеров, постановки режиссеров-постановщиков спектаклей (исполнения), если эти исполнения выражаются в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств;

2) фонограммы, то есть любые исключительно звуковые записи исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение;

3) сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания, в том числе передач, созданных самой организацией эфирного или кабельного вещания либо по ее заказу за счет ее средств другой организацией;

4) базы данных в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов;

5) произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений.

2. Для возникновения, осуществления и защиты смежных прав не требуется регистрация их объекта или соблюдение каких-либо иных формальностей.

3. Предоставление на территории Российской Федерации охраны объектам смежных прав в соответствии с международными договорами Российской Федерации осуществляется в отношении исполнений, фонограмм, сообщений передач организаций эфирного или кабельного вещания, не перешедших в общественное достояние в стране их происхождения вследствие истечения установленного в такой стране срока действия исключительного права на эти объекты и не перешедших в общественное достояние в Российской Федерации вследствие истечения предусмотренного настоящим Кодексом срока действия исключительного права.

www.copyright.ru

Авторские и смежные права как составляющая часть интеллектуальной собственности

Авторские и смежные права как экономический элемент интеллектуальной собственности

Желание творить, писать, изобретать что-то новое всегда присутствовало в жизнедеятельности человека. С развитием общества росла потребность в совершенствовании технических средств производства, что способствовало в конечном итоге созданию наиболее благоприятных условий для жизни. Возрастающее развитие интеллекта являлось стимулятором создания живописи, музыки, произведений архитектуры и градостроительства и др. Постепенно создание произведений стало прочно входить и в гражданский оборот, приобретать экономическую ценность, и к настоящему времени результаты интеллектуальной деятельности занимают одно из первых мест по востребованности и экономическим показателям.

П. Н. Бирюков отмечает, что под интеллектуальной собственностью понимаются установленные правовыми нормами права лица на результаты интеллектуальной деятельности [1] .

Представители науки, изучая интеллектуальную собственность, предпринимали попытки исследовать се и сформулировать понятие. Так, Л. Н. Борохович, А. А. Монастырская и М. В. Трохова считают, что понятие «интеллектуальная собственность» включает в себя не только авторские права и права на промышленную собственность, но и права на средства индивидуализации товаров и услуг [2] .

В юридической литературе высказываются и другие мнения о понятии «интеллектуальная собственность». Под интеллектуальной собственностью иногда понимают нематериальные объекты авторского и патентного права, называя их «промышленная собственность» или «литературная собственность». Однако произведение (изобретение, товарный знак, фирменное наименование и т.д.), охраняемое авторским и патентным правом, имеет такие особенности духовного порядка, которые не позволяют отождествить его с вещью. Материальное воплощение идей и образов представляет собой «вещь» настолько условную, что по отношению к праву на объект любого творческого произведения логично применять понятие «интеллектуальные права».

Авторское и патентное права, специфическим объектом которых как раз и является творческое произведение, регулируют данные отношения настолько своеобразно, что становится невозможным даже проведение аналогий между нормами о праве собственности и нормами об интеллектуальных правах. Однако следует отметить, что правовой режим охраны нематериальных объектов выполняет в их отношении ту же функцию, что и право собственности в отношении материальных объектов (вещей), устанавливает абсолютное право, лающее возможность субъекту (обладателю права) вводить объект в хозяйственный оборот.

Предоставляя авторам, создателям творческого интеллектуального продукта субъективное исключительное право на этот продукт, законодатель поощряет тем самым творческую интеллектуальную деятельность физических лиц, создающих для общества произведения науки, литературы и искусства, архитектуры и иные результаты интеллектуальной деятельности, отнесенные законом к объектам исключительного права, стимулирует творческий труд участников интеллектуальной деятельности, признает последнюю разновидностью общественно полезного труда, приносящего моральное (духовное) удовлетворение писателям, музыкантам, художникам, ученым, изобретателям и другим творцам интеллектуального продукта. Одной из особенностей исключительных прав в сфере интеллектуальной деятельности является сам характер осуществляемой деятельности — интеллектуальность.

В связи с этим необходимо отличать «право интеллектуальной собственности» от понятия «право собственности».

Понятие «право собственности» в объективном смысле представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения собственности в данном обществе, и действительно для всех членов общества, а нарушение этих норм влечет за собой применение принудительных санкций государства. Право интеллектуальной собственности не является разновидностью права собственности. Это два различных правовых института. Под интеллектуальной собственностью понимаются исключительные нрава на результаты интеллектуальной деятельности, т.е. на нематериальные объекты, тогда как право собственности относится к вещным правам.

В системе интеллектуальной собственности особое место принадлежит институту авторского права, которому посвящена гл. 70 части четвертой ГК РФ. В п. 1 ст. 1255 ГК РФ прямо закрепляется, что интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства являются авторскими правами. Соответственно, авторским правом можно назвать и совокупность правовых норм, регулирующих отношения по поводу создания, использования и охраны произведений науки, литературы и искусства.

Наряду с авторскими существуют также и смежные права. Несмотря на то, что они часто основываются на использовании объектов ангорского права, им предоставляется самостоятельная охрана, поскольку их результатом является творческая деятельность.

Перечень охраняемых объектов интеллектуальной собственности (результатов интеллектуальной собственности) закреплен ст. 1225 ГК РФ. Необходимо отметить, что далеко не каждый результат интеллектуальной деятельности признается интеллектуальной собственностью, а лишь тот, который отвечает следующим признакам:

а) он должен быть выражен в объективной форме (устной, письменной, др.);

б) отвечать требованиям, предусмотренным действующим законодательством об интеллектуальной собственности;

в) в отдельных случаях результат должен быть подтвержден документально (например, получением свидетельства о государственной регистрации).

Для стимулирования развития интеллектуальной деятельности авторов государство должно создать определенные условия, гарантирующие авторам защиту. В настоящее время такие условия реализуются посредством закрепления на результаты интеллектуальной деятельности личных неимущественных и исключительных прав (ст. 1226 ГК РФ).

  • [1]Бирюков П. Н. Право интеллектуальной собственности : учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2014. С. 28.
  • [2] См.: Борохович Л. Монастырская А. А., Трохова М. В. Ваша интеллектуальная собственность: закон и практика. СПб.: Питер. 2001.

studme.org

Смежные права в системе интеллектуальной собственности

Российское законодательство об интеллектуальной собственности обеспечивает охрану нескольких достаточно разнородных групп объектов, представляющих собой результаты интеллектуальной деятельности, а также условно приравненные к ним средства индивидуализации юридических лиц.

Признаваемые и охраняемые в Российской Федерации объ­екты интеллектуальной собственности условно могут быть классифициро­ваны на несколько групп:

  1. Объекты авторских и смежных прав.
  2. Объекты патентного права.
  3. Средства индивидуализации.
  4. «Нетрадиционные» объекты интеллекту­альной собственности.

Авторское право обеспечивает охрану произведений – объ­ективно выраженных результатов творческой деятельности ав­торов, а смежные права часто рассматриваются как примыкаю­щие к авторскому праву и обеспечивающие охрану результатов твор­ческой и иной деятельности, связанной в большинстве случаев с использованием объектов авторских прав.

Так, у артиста, исполняющего произведение, возникают особые смежные права на результат его творческой деятельно­сти – исполнение; у организации, создавшей запись такого исполнения, – смежные права на созданную фонограмму; у вещательной организации – права на результаты осуществляемой деятельности – вещание.

Среди перечисленных в ст. 1225 ГК РФ результатов интеллектуальной деятельности к объектам авторских прав относятся произведения науки, литературы, искусства и условно приравненные к ним программы для ЭВМ (компьютерные программы). К объектам смежных прав – исполнения, фонограммы, вещание организаций эфирного или кабельного вещания, «нетворческие» базы данных, права публикаторов произведений.

Патентное право регулирует отношения, возникающие в связи с созданием и использованием изобретений, полезных моделей и промышленных образцов, т. е. результатов техниче­ского (в широком смысле этого слова) творчества, признанных в установленном порядке соответствующими определенным за­конодательством критериям.

Законодательство о средствах индивидуализации создает возможность индивидуализации организаций, участвующих в хозяйственном обороте, использования словесных, изобрази­тельных и иных обозначений в качестве товарных знаков, вы­деляющих товары определенных производителей, а также зна­ков обслуживания, используемых при оказании услуг, и наименований мест происхождения товаров, гарантирующих, что данный товар произведен в указанной местности. В ст. 1225 ГК РФ к средствам индивидуализации относятся фирменные наименования, товарные знаки и знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров, коммерческие обозначения [1].

Объекты патентного права и средства индивидуализации в ряде международных актов совместно условно именуются «объектами промышленной собственности», чем подчеркивает­ся их основная задача – способствовать развитию производст­ва и торговли в современном мире.

К «нетрадиционным объектам интеллектуальной собствен­ности» условно относятся все иные объекты, не вошедшие в указанные выше три группы, но имеющие с ними опреде­ленные черты сходства используемых при предоставлении ох­раны законодательных конструкций.

К «нетрадиционным» объектам интеллектуальной собственности относятся селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау).

К последней группе объектов интеллектуальной собствен­ности ранее традиционно относились также такие объекты, как открытия и рационализаторские предложения, которые, однако, не нашли законодательного признания при принятии части четвертой Гражданского кодекса РФ.

Как видно из приведенных выше перечней, объекты интел­лектуальной собственности, входящие в различные группы, имеют, как правило, мало общего между собой, однако опре­деленной степенью сходства отличается правовое регулирование связанных с их созданием и использованием правоотношений, что и обусловило возможность объединения такого регулирования в рамках общего правового института [2].

Так, на все указанные объекты закрепляются особые «ин­теллектуальные права» (ст. 1226 ГК РФ), включающие исклю­чительное право, позволяющее разрешать или запрещать их использование. Такие права не зависят от права собственности на материальный носитель (вещь), в котором выражен объект интеллектуальной собственности, а передача такого носителя, за исключением специально предусмотренных законодательст­вом случаев, не означает перехода прав на выраженный в нем объект интеллектуальной собственности (ст. 1227 ГК РФ).

Основной задачей авторского права обыч­но признается стимулирование деятельности по созданию и использованию произведений, а задачей смежных прав – обеспечение использования объектов, как правило, тесно свя­занных с использованием произведений (исполнений, фоно­грамм, вещания и др.). Аналогичная по своей сути задача в отношении «технических» новшеств ставится перед патентным правом [3].

Предполагается, что лица, выходящие на рынок с художе­ственными, техническими или иными новинками, несут до­полнительные затраты на обеспечение их создания и первона­чального продвижения. Для того чтобы стимулировать инве­стиции в технические и художественные новации, необходимо было закрепление особого правового механизма – исключительных прав, гарантирующих в течение определенного срока монопольное положение их обладателей и позволяющих им разрешать или запрещать использование произведений или изобретений.

Для иллюстрации различий между авторским правом и па­тентным правом зачастую используют следующий условный подход. Основной ценностью произведений, как правило, яв­ляется форма их выражения, которую и призвано охранять ав­торское право. Множество авторов независимо друг от друга могут отразить одни и те же сюжеты, идеи, факты в различной форме, при этом каждое из независимо созданных ими произведений автоматически в силу его создания получит авторско-правовую охрану.

Точно так же множество изобретателей могут независимо друг от друга найти одно и то же решение технической задачи, однако наиболее ценным при этом будет не форма выражения такого решения, а само его содержание. Охрана патентным правом будет при этом предоставлена только тому решению, которое будет первым зарегистрировано в качестве изобрете­ния, для чего оно должно соответствовать законодательно ус­тановленным критериям (новизна, изобретательский уровень, промышленная применимость), пройти экспертизу, получить охрану в результате признания со стороны государства путем выдачи патента.

Любое лицо сможет свободно описывать найденное техни­ческое решение, причем такие описания могут создаваться не­зависимо друг от друга и охраняться авторскими правами как произведения, однако использовать зарегистрированное изо­бретение будет возможно только с разрешения патентооблада­теля [4].

На практике современное авторское право нередко оказы­вается тесно связано с иными правовыми институтами интел­лектуальной собственности. Так, для использования произведе­ний, их частей или персонажей из них в качестве товарных знаков необходимо получение согласия от авторов таких про­изведений или их правопреемников. Сложные вопросы могут возникать при рассмотрении вопросов соотношения охраны произведений декоративно-прикладного искусства и промыш­ленных образцов.

Таким образом, авторское право и смежные права образуют сложную систему правовых норм, устанавливающих определенные виды прав, исключения из них, а также дополни­тельные права в отношении отдельных видов объектов или опре­деленных способов их использования. Авторское право обеспечивает охрану произведений – объ­ективно выраженных результатов творческой деятельности ав­торов, а смежные права часто рассматриваются как примыкаю­щие к авторскому праву и обеспечивающие охрану результатов твор­ческой и иной деятельности, связанной в большинстве случаев с использованием объектов авторских прав.

Источники:

1. Близнец И. А. Авторское право и смежные права.

3. Городов О. А. Интеллектуальная собственность: правовые аспекты коммерческого использования.

pravoross.jimdo.com